Чашка и блюдце созданы друг для друга. Их называют чайной нарой. П ервые чашки для чая не имели ручек. Когда в 1731 году известный скульптор Иоганн Кэпдлер не нашел ни одной чашки с ручкой, чтобы удобно попить чаю, то решил эту проблему сам. Кэндлер не только «приделал» ручки ко всем новым чашкам, но и придумал целое направление к дизайне чайной посуды.
Тогда ручка стала еще и элементом украшения.
В Европе не использовали блюдец. Этот предмет сервировки пришел из Китая, где чай пили из низких пиал. Когда у чашки появилось блюдце, слало модным нить из него чай. Так горячий напиток быстрее остывал. В то время блюдце было глубоким, сто конструкция заимствовалась у китайской пиалы.
Позже блюдце стало плоским, и любители чая стали просто ставить на него чашку.
Чашка обычно имеет форму полусферы. Блюдца чаше бывают круглой формы, хотя могут быть и квадратными, и многоугольными.
Чайные пары часто украшаются рисунками, росписью и узорами. Из чашек пьют горячие напитки: чай, кофе, какао. В восточной культуре распространена чашка без ручки — пиала.
Чай с блюдца
Блюдце нужно, чтобы расплескавшаяся невзначай жидкость не растеклась по столу. Также из блюдец иногда пьют горячие напитки, чтобы не обжечься.
Источник: detsadmickeymouse.ru
РУССКОЕ ЧАЕПИТИЕ: ЧАЙ ИЗ БЛЮДЦА
Помню, как в детстве мы все пили чай из блюдец, это было нормой.
Но что-то случилось, потянуло с запада какое-то веяние, что блюдца – это подставки для чашек, пить из них – моветон, «деревня», да и просто смешно.
И от блюдец отказались.
Перед кем-то стыдно стало пить из блюдечек, наверное перед «Просто Марией» и «Санта Барбарой», они ведь не пили из блюдец 😉
А ведь это наш древний самоварный обычай – чай из блюдца.
Появился он в купеческой среде. В самоваре вода достаточно долго поддерживалась в кипящем или околокипящем состоянии. Заварочный чайник стоял на самоваре — и заварка тоже была очень горячей.
Пить такой чай было просто невозможно — а хотелось, и как можно быстрее. Вот его и стали наливать в блюдце.
Во-первых, потому что там он быстрее остывает.
А во-вторых, из блюдца чай удобнее сёрбать — «впивать» вперемешку с воздухом на вздохе.
Нельзя сказать, чтобы сёрбание было обязательным атрибутом чаепития из блюдца — издаваемые при этом звуки не очень подходили для приличного общества. Но в обстановке неформальной — на даче-веранде-балконе — чай из блюдца сёрбали, и сёрбали с превеликим удовольствием.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Посиделки с самоваром: научиться пить чай из блюдечка, как барыня
Источник: marena99.livejournal.com
Чайная церемония в русской деревне
Будучи пятилетним в гостях у бабушки Александры Архиповны, жившей в Кирове вместе со своей сестрой Ольгой Архиповной, я заинтересовался, почему же «баба Оля» пьёт чай из блюдца. А чай она пила вприкуску. Маленький кусочек сахара, аккуратно отколотый специальными сахарными щипчиками от большого куска, клался в рот, и хватало его на целое блюдце чая: до того в те времена был сладок сахар – не чета нынешним рафинадам, в которых никакой скусности нет.
Мне объяснили. Оказывается, так было принято пить чай в деревне Летяжонки (хотя я склонен писать Летяжёнки, как написали бы мои родные) Орловского уезда Вятской губернии по детским воспоминаниям Ольги Архиповны, относящимся к 1907-1917 годам, и вплоть до 1947 года. Делали так все взрослые и детям советовали для того, чтобы не обжигаться чаем, который из самовара разливали в чашки (именно чашки, а не какие-нибудь кружки), а уже оттуда чай маленькими порциями переливался в чайное блюдечко.
Конечно, физику процесса я понял после, когда этот вопрос затронут был в школе на уроках замечательной учительницы Галины Тихоновны Гамовой. Формул я не знал и не собирался знать, но процесс мне всегда был понятен, настолько просто Галина Тихоновна умела объяснить про объём чая, площадь поверхности, процесс испарения и снижение температуры.
Интересно, что мой прадед Архип Михайлович, как и все мужики в деревне, совсем не был богат и мог порадовать детей лакомствами нечасто. Лакомствами были пряники. А конфеты были городским чудом. Семеро детей не знали их вкуса. Незадолго до Первой Отечественной войны из Вятки тятенька привёз конфеты, каждая из которых была завёрнута в замечательно-волшебные фантики.
Карамельки были до того вкусны, что долгие годы были ярчайшим детским воспоминанием. Чего уж говорить о большой шоколадной конфете с начинкой из орешков. Эти фантики были сокровищем, предметом вожделения соседских детей, и сохранялись долгие годы. Утеряны они были только в тяжёлые годы Великой Отечественной, о чём бабушки вспоминали с сожалением, всякий раз умиляясь воспоминаниям о том, как фантики пахли, доставляя радость долго после того, как конфеты стали воспоминаниями.
Но и советские конфеты тоже сохранились в их памяти. Мне было рассказано, что на одном из фантиков был изображён «иудушка Троцкий». Этот фантик до второй войны не дожил, был изъят взрослыми, как только Льва Троцкого подвергли гонениям.
Я, конечно, удивился слову «иудушка». Мне разъяснили: считалось, что он предал народ и Партию, а потому «иудушка», так называют плохих людей.
«Партию» я знал, это было что-то огромное, важное и очень серьёзное. Партией командовал какой-то Це-Ка. Говорила о Це-Ка «баба Шура» всегда торжественно, так как была партийным работником. «Баба Оля» при разговорах о Партии всегда молчала.
Я разузнал, что когда «баба Оля» открывает свой шифоньер с резными виноградными листьями сверху, и говорит «Царица небесная, помилуй мя», «баба Шура не должна об этом знать», потому что за зелёным бархатом на полке в шифоньере спрятана икона, а иконы запрещены у партийных. Когда я подсмотрел икону, то получил большую шоколадку за обещание никогда никому не рассказывать про Царицу Небесную. Теперь, наверное, я могу нарушить это обещание, ведь Царица Небесная теперь уж точно никому не навредит. Так вот, перед тем как пить чай из блюдца, «баба Оля» открывала шкаф и шепотом просила Царицу Небесную быть заступницей, так говорила, чтобы не слышала «баба Шура», потому что коммунистам слышать такое было никак нельзя. Но как я считал, чай из блюдца после этого был лучше.
Из блюдца чай пила только «баба Оля». А «баба Шура» объяснила, что так пили только в деревне, а в городе пить чай из блюдца не очень культурно. Слово «культурно» было страшненькое. Меня им одёргивали всякий раз, когда я шалил, например, рычал на карликового добермана Чижика, вызывая его на ответное исступлённое тявканье и рычание.
Теперь вот задумался, а почему, собственно, не культурно?
Пил бы и сейчас вприкуску, если бы было можно достать сахар моего детства, тот – советский, сладкий- сладкий. И непременно из блюдечка. Да вот – окультурился. Нет самовара – нет и чайной церемонии. И даже смородиновое варенье теперь не то…
На фото: Н.П. Богданов-Бельский. Мальчик пьёт чай.
Источник: proza.ru
Утерянные традиции.
А вот чай вприкуску с сахаром сейчас только бабушки в деревнях пьют.
дата: 06-04-2014 — 19:20 [ i ]
А вот чай вприкуску с сахаром сейчас только бабушки в деревнях пьют.
Верно. Таня! Наши мамы и бабушки, прошедшие войну, пили чай именно вприкуску. И дома щипчики были для сахара, чтобы его ломать на кусочки. Но когда песок появился , то стали его ложечкой в чай класть, и размешивать.
Блюдце осталось лишь как атрибут чашки.
дата: 06-04-2014 — 21:48 [ i ]
А вот чай вприкуску с сахаром сейчас только бабушки в деревнях пьют. Верно. Таня! Наши мамы и бабушки, прошедшие войну, пили чай именно вприкуску. И дома щипчики были для сахара, чтобы его ломать на кусочки. Но когда песок появился , то стали его ложечкой в чай класть, и размешивать.
Блюдце осталось лишь как атрибут чашки. Я бы сейчас от кусочка такого сахара не отказалась,где его теперь можно купить даже не знаю.
На даче есть настоящий самовар,топим щепками и сосновыми шишками,а из блюдца и правда никто сейчас не пьёт. а жаль.
Вспомнила.Мама в детстве кастрюлю с кашей,или картофельным пюре всегда заворачивала в толстый шерстяной платок,чтоб не остыло .
Это сообщение отредактировал Fata Morgana — 06-04-2014 — 21:51
Источник: sxn.io