Стрела, ЗИФ-5 — марка лодочных подвесных моторов производства СССР с 1953 по 1965 годы. Выпускались двумя заводами: заводом им. Фрунзе (позже КМПО им. Фрунзе, г. Куйбышев) и Ульяновским моторным заводом.
- 1 Конструктивные особенности мотора
- 2 Достоинства и недостатки
- 3 Социальное значение
- 4 Ссылки
Конструктивные особенности мотора [ править | править код ]
Мотор «Стрела» имел очень простую конструкцию. Унифицированный по деталям цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма с мотоциклом «Ковровец» одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объёмом 173,7 см³, развивавший 5 л. с. был установлен на верхней части дейдвудной трубы.
К нижней части дейдвудной трубы крепился одноступенчатый конический редуктор с гребным винтом. В конструкции мотора отсутствовала водяная помпа. Вода подавалась в рубашку охлаждения цилиндра за счёт напора воды, создаваемого гребным винтом. Мотор не имел упругих элементов подвески, что в сочетании с одноцилиндровым двигателем обуславливало сильную вибрацию лодки.
Подвесной лодочный мотор Стрела. Часть 2.
Кожух, закрывавший двигатель снизу, был металлический в результате чего создавал сильные шумы из-за вибрации мотора, также он затруднял доступ к двигателю для его обслуживания и регулировок. По этой причине владельцы выкидывали кожух практически сразу после приобретения мотора. Бензобак размещался над двигателем и служил верхней половиной кожуха двигателя.
Топливо (бензин с растворённым в нём маслом) к карбюратору подавалось самотёком. Управление всасыванием смеси в кривошипную камеру — поршневое (как на мотоциклах), что обуславливало невысокую литровую мощность и затрудненный пуск. Разобщительной муфты мотор не имел. Мотор снабжался верхним ручным стартером, плотно крепившимся на баке.
Достоинства и недостатки [ править | править код ]
«Стрела» обладала рядом достоинств:
— простая конструкция, высокая ремонтопригодность; — долговечность; — невысокая стоимость самого мотора и запчастей к нему (до 1989 года, когда выпуск запчастей был прекращен); — возможность работы на низкосортных бензинах и даже на керосине; — высокий к.п.д. гребного винта, хорошая согласованность с тяжелыми водоизмещающими лодками;
Основные недостатки «Стрелы»:
— большой вес; — затрудненный запуск; — неудобное расположение органов управления; — отсутствие холостого хода; — заливание двигателя водой при ходе на волне; — высокий уровень шума и вибрации; — Более поздние модели имели текстолитовую помпу (ЛММ)
Социальное значение [ править | править код ]
Мотор «Стрела» был первым массовым лодочным мотором предназначенным для продажи населению СССР. Все выпускаемые до этого советские лодочные моторы («Пионер», ЛМ-1, ЛМР-6) поставлялись только организациям и артелям. Несмотря на все недостатки «Стрела» позволила приобщиться к водномоторному образу жизни сотням тысяч советских граждан. Фактически со «Стрелы» взяла своё начало целая индустрия водномоторных товаров в СССР. Впоследствии с появлением новых моделей подвесных моторов «Стрела» была снята с производства.
ЗИФ 5 Первый лодочный мотор для НАРОДА !
Однако, после снятия с производства «Стрелы» специальные моторы для водоизмещающих лодок в СССР не выпускались. Поэтому рыбаки, сельские жители и туристы, имевшие в своем распоряжении тяжелые лодки продолжали эксплуатировать «Стрелы». Простая и долговечная конструкция позволяла поддерживать их «на ходу» до начала 90-х годов, когда запасы запчастей были полностью израсходованы. Однако отдельные экземпляры эксплуатируются до сих пор.
Ссылки [ править | править код ]
- Сайт «Мотолодка»
- Описание, фотографии, руководство по эксплуатации ПЛМ Стрела (текст скопирован из настоящей статьи)
Источник: russianwiki.com
Катер Стрела 5
» Стрела-5 » — многоцелевой скоростной комфортабельный катер , предназначен для эксплуатации в пресноводных водоемах и прибрежных зонах морей. Современные гидродинамические обводы корпуса обеспечивают катеру повышенную мореходность и комфортабельность при ходе на волнении, хорошую маневренность при движении, Катер устойчив и остается на плаву при аварийном затоплении. Корпус «Стрелы-5» выполнен из «морского» алюминия — экологически чистого, корозионностойкого, простого в обслуживании алюминиево-магниевого сплава, сохраняющего на протяжении всей эксплуатации судна свою прочность и внешний вид.
Результаты испытаний катера «Стрела – 5»
— экипаж – 3 чел. плюс 3/4 штатного запаса топлива,
— подвесной мотор – четырёхтактный «Yamaha – 200»,
— cкорость ветра – 3-4 м/с,
— высота волны – 0.3 – 0.5 м.,
— температура воздуха – 21 град, июль 2003г., Финский залив.
Технические характеристики катера Стрела-5
Длина наибольшая | 6,83 метров |
Ширина наибольшая | 2,03 метров |
Угол килеватости на транце | 18 град |
Осадка | 0,42 метров |
Высота борта на миделе | 1,08 метров |
Полное водоизмещение | 1,8 тонн |
Пассажировместимость | 6 человек |
Емкость топливных баков | 300 литров |
Силовая установка | подвесной двигатель моделей «Ямаха»,»Меркурий»,»Джонсон» или стационарный. |
Интервал мощностей, применяемых подвесных двигателей или стационарных моторов | до 300 л.с. |
Минимальная скорость хода лодки (при мощности 2*115 л.с.) | 80 км/час |
Устройство лодки
Компоновка катера разработана с учетом современного дизайна малого судостроения. Светлая просторная рубка имеет большую площадь остекления и обеспечивает максимальный обзор при движении судна. Внутренний интерьер рубки с удобными диванами мягкими зашивками, большим объемом рундуков и эффективной системой вентиляции обеспечивает идеальные условия для отдыха экипажа.
На рубке установлен мост-арка, на который крепится выносное радиолокационное оборудование, флагштоки,солнцезащитный козырек, ходовой и стояночный тенты.
Удобная и просторная моторная ниша позволяет установить на корпус катера два спаренных подвесных двигателя суммарной мощностью до 250 л.с.
На базе модуля катера «Стрела-5» за счет изменения компоновки и состава оборудования реализованы различные варианты модификаций в зависимости от назначения : прогулочный круизный катер, служебно-разъездной катер с бизнес-салоном для деловых поездок и представительских целей, патрульное судно для природоохранной, таможенной, пограничной и других служб, катер для эксплуатации на пассажирских и экскурсионных линиях.
При изготовлении катера применяются авиационные технологии, позволяющие снизить вес корпуса по сравнению со стеклопластиковыми судами того же размера до 25%.
Источник: www.katera-lodki.ru
Стрела (лодочный мотор)
Стрела, ЗИФ-5 — марка лодочных подвесных моторов производства СССР с 1953 по 1965 годы. Выпускались двумя заводами: заводом им. Фрунзе (позже КМПО им. Фрунзе, г. Куйбышев) и Ульяновским моторным заводом.
Конструктивные особенности мотора
Мотор «Стрела» имел очень простую конструкцию. Унифицированный по деталям цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма с мотоциклом «Ковровец» одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объёмом 173,7 см³, развивавший 5 л.с. был установлен на верхней части дейдвудной трубы.
К нижней части дейдвудной трубы крепился одноступенчатый конический редуктор с гребным винтом. В конструкции мотора отсутствовала водяная помпа. Вода подавалась в рубашку охлаждения цилиндра за счёт напора воды, создаваемого гребным винтом. Мотор не имел упругих элементов подвески, что в сочетании с одноцилиндровым двигателем обуславливало сильную вибрацию лодки.
Кожух, закрывавший двигатель снизу, был металлический в результате чего создавал сильные шумы из-за вибрации мотора, также он затруднял доступ к двигателю для его обслуживания и регулировок. По этой причине владельцы выкидывали кожух практически сразу после приобретения мотора. Бензобак размещался над двигателем и служил верхней половиной кожуха двигателя.
Топливо (бензин с растворённым в нём маслом) к карбюратору подавалось самотёком. Управление всасыванием смеси в кривошипную камеру — поршневое (как на мотоциклах), что обуславливало невысокую литровую мощность и затрудненный пуск. Разобщительной муфты мотор не имел. Мотор снабжался верхним ручным стартером, плотно крепившимся на баке.
Достоинства и недостатки
«Стрела» обладала рядом достоинств:
— простая конструкция, высокая ремонтопригодность; — долговечность; — невысокая стоимость самого мотора и запчастей к нему (до 1989 года, когда выпуск запчастей был прекращен); — возможность работы на низкосортных бензинах и даже на керосине; — высокий к.п.д. гребного винта, хорошая согласованность с тяжелыми водоизмещающими лодками;
Основные недостатки «Стрелы»:
— большой вес; — затрудненный запуск; — неудобное расположение органов управления; — отсутствие холостого хода; — заливание двигателя водой при ходе на волне; — высокий уровень шума и вибрации; — Более поздние модели имели текстолитовую помпу (ЛММ)
Социальное значение
Мотор «Стрела» был первым массовым лодочным мотором предназначенным для продажи населению СССР. Все выпускаемые до этого советские лодочные моторы («Пионер», ЛМ-1, ЛМР-6) поставлялись только организациям и артелям. Несмотря на все недостатки «Стрела» позволила приобщиться к водномоторному образу жизни сотням тысяч советских граждан. Фактически со «Стрелы» взяла своё начало целая индустрия водномоторных товаров в СССР. Впоследствии с появлением новых моделей подвесных моторов «Стрела» была снята с производства.
Однако, после снятия с производства «Стрелы» специальные моторы для водоизмещающих лодок в СССР не выпускались. Поэтому рыбаки, сельские жители и туристы, имевшие в своем распоряжении тяжелые лодки продолжали эксплуатировать «Стрелы». Простая и долговечная конструкция позволяла поддерживать их «на ходу» до начала 90-х годов, когда запасы запчастей были полностью израсходованы. Однако отдельные экземпляры эксплуатируются до сих пор.
Источник: coronovirus.ru