Укажите предложение с составным именным сказуемым отсюда была хорошо видна лодочная станция

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

СИС = связка + именная часть

Примеры: Он был врачом ; Он стал врачом ; Он был болен ; Он был больным ; Он был ранен ; Он пришёл первым .

Он был врачом .
Он будет врачом .
Он врач .
Он был больным .
Он будет больным .
Он больной .
Он является больным .
Лирика есть самое высокое проявление искусства.

Он стал больным .
Он остался больным .
Он бывал больным каждую осень.
Он оказался больным .
Он считался больным .
Он казался больным .
Он является больным .
Он слыл больным .
Их называли больными .

Она сидела усталая .
Он ушёл сердитый .
Он вернулся расстроенный .
Он жил отшельником .
Он родился счастливым .

Русский язык| Сказуемое в предложении.


Он умер героем .

Глагол быть может выступать самостоятельным простым глагольным сказуемым в предложениях со значением бытия или обладания:

У него было три сына; У него было много денег.

Глаголы стать, становится, оказаться и т.д. тоже могут быть самостоятельными простыми глагольными сказуемыми, но в другом значении:

Он оказался в центре города; Он стал у стены.

Наиболее сложными для анализа являются составные именные сказуемые со знаменательной связкой, потому что обычно такие глаголы являются самостоятельными сказуемыми (ср.: Он сидел у окна). Если глагол становится связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с глаголом (Он сидел усталый ; более важным является то, что он был усталым , а не то, что он сидел , а не стоял или лежал).

Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия:

    знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть :

Он сидел усталый – Он был усталый ; Он родился счастливым – Он был счастливым ; Он пришёл первым – Он был первым ;

Он сидел усталый – Он усталый ; Он родился счастливым – Он счастливый ; Он пришёл первым – Он первый .

Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой?), то это всегда составное именное сказуемое (сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются!

Читайте также:  В лодке бай отзывы

Способы выражения именной части

Источник: licey.net

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое — это сказуемое, которое состоит из именной части и глагола-связки. Например:

Русский язык 8 класс (Урок№16 — Составное глагольное сказуемое.)

Дедушка был стар.

Ваза была разбита.

Именная часть указывает, что говорится о подлежащем (стар, разбита). Глагол-связка указывает наклонение. В изъявительном наклонении глагол-связка указывает на время. Например:

Я всегда был хитёр .

Ты главное будь храбрым .

Полевые цветы будут прекрасны всё лето.

Для обозначения настоящего времени глагол-связка быть (в форме есть) опускается. Исключение составляет употребление формы есть в научных определениях. Например:

Моя мечта – космос .

Треугольник есть замкнутая ломаная , состоящая из трёх звеньев.

Отсутствие глагола-связки в составных сказуемых называется нулевой связкой.

В состав именного сказуемого могут входить частицы: это, не, как, будто, словно и др. Например:

Зимний лес будто сказка .

Он не был трусом .

Именная часть составного сказуемого

Именная часть составного именного сказуемого может выражаться различными частями речи:

  • Именами существительными: После университета я стану программистом .Мой дедушка был врачом .
  • Именами числительными: После объединения нас стало семь .Мой доклад был первым .
  • Краткими страдательными причастиями: Забор будет покрашен .Машина была угнана .
  • Краткими прилагательными: Фильм интересен.Жених был скромен .
  • Полными прилагательными и причастиями: День был ясный .Он будет уставший после тренировки. А также сравнительной степенью прилагательных: Сегодня настроение лучше вчерашнего.
  • Наречиями: Я буду далеко от дома.Нам было весело .
  • Местоимениями: Он был никем .Скоро выпускником станет каждый .
  • Цельными сочетаниями: Этот вояка был старой закалки .Человек в маске был высокого роста .

Глагол-связка

Кроме глагола быть, в роли связок могут употребляться и другие глаголы: бывать, делаться, казаться, оставаться, становиться, стать, считаться, слыть, являться. Например:

Дикие лошади бывают строптивы .
(Сравните: Мы часто бываем в этих краях, то есть присутствуем.)

Ледяной дождь явился неожиданностью в это время года.
(Сравните: Сестра явилась (то есть пришла) только поздно вечером.)

Читайте также:  Виды якорей для лодок

Обратите внимание, что глаголы быть, являться, бывать и др. служат не только связками, но употребляются и в качестве простых глагольных сказуемых.

Глаголы-связки согласуются с подлежащим, как простые глагольные сказуемые.

Источник: izamorfix.ru

Входная диагностика по русскому языку для учащихся 9 класса

Цель входной диагностики — выявить уровень образовательных результатов учащихся 9 класса по русскому языку.

Входная диагностическая работа по русскому языку для 9 класса включает 10 заданий и составлена с учетом подготовки обучающихся к ОГЭ.

Задания входной диагностики по русскому языку 9 класс

Какое слово верно разбито на морфемы?
а) сер-ов-ат-ое,
б) на-столь-ный,
в) вы-воз-ит,
г) рассказ-чиц-а.

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
а) перелистывая,
б) скудный,
в) раздробление,
г) пересыпавший.

В каком ряду все слова родственные?
а) пригорок, горестный, взгорье;
б) годный, годовой, наводнение;
в) водный, заводить, наводнение;
г) гордость, горделивый, загордиться.

Определите, какой частью речи является слово ХОРОШО.
1. Хорошо кресло старому, а колыбель малому. (каково? какое?) (кр. прил.)
2. Хорошо худо не живет. (что?) (существ.)
3. Вам хорошо, а нам подавно. (каково? как?) (слово категории состояния)
4. Говорил хорошо, а делал скверно. (как?) (наречие)
5. Я сделаю по-твоему, хорошо, что же дальше? (вводное слово)
6. Опять не слушаешься? Ну хорошо! (частица)

Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют.
1. Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была. (прил. в сравн. степени, является частью составного именного сказуемого)
2. И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка. (прил. в сравн. степени, является обстоятельством)
3. Мы выбирали место поровнее. (прил. в сравн. степени, является определением)
4. О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной. (прил. в сравн. степени, является частью составного именного сказуемого)
5. Перед закатом в тайге стало душнее, тише и дремучей. (наречие в сравн. степени, является)

Подчеркните в предложениях сказуемые. Определите их тип.
1. От господского дома до завода рукой подать. (Составное именное сказуемое, именная часть выражена ЦСС – «рукой подать»)
2. Из окна комнаты не виден ни один перекресток. (Составное именное сказуемое)
3. В 1907 году Бальмонту предложили покинуть пределы России. (Простое глагольное сказуемое)
4. В Берлине Северянин имел намерение переиздать свои книги. (Составное именное сказуемое)
5. Вы будете играть сегодня вечером? (Простое глагольное сказуемое)

Читайте также:  Лодка ПВХ компас характеристики

Определите в следующих предложениях синтаксическую функцию словоформы С УМОМ.
1. Этот человек (каков?) с умом. (Сказуемое)
2. Человек (какой?) с умом не пропадет. (Определение)
3. (как?/с чем?) С умом задумано, да без ума сделано. (Обстоятельство/дополнение)
4. В этом предложении (что?) с умом. (Подлежащее)

Укажите предложения, в которых нарушено согласование подлежащего со сказуемым.
1. Все, кто опоздал, не попали на лекцию известного специалиста в области тайм-менеджмента.
2. Те, кто справляется с собственной ленью, добивается поставленных целей.
3. Большинство довольны просмотром фильма.
4. Шестьдесят один выпускник нашей школы получил аттестат с хорошими и отличными оценками.
5. Парочка влюбленных остановились у подъезда.

Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив.
1. Мысль (какая?) не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце. (Определение)
2. Что ж, желаю тебе (чего?) хорошо повеселиться. (Дополнение)
3. Капитан Тушин послал одного из солдат (зачем?) отыскивать перевязочный пункт или лекаря. (Обстоятельство)
4. А едем мы теперь (зачем? с какой целью?) искать Палицыно. (Обстоятельство)
5. Пушки с пристани палят, кораблю (велят что?) пристать велят. (Дополнение)
6. У меня врожденная страсть (какая?) противоречить. (Определение)
7. На следующий год Невзоров поехал (зачем?) учиться за границу. (Обстоятельство)
8. Привычка (какая?) находить во всем только сменную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное всегда лежит на поверхности. (Определение)
9. Доктор рекомендовал мне больше (рекомендовал что?) двигаться. (Дополнение)
10. Логика — это искусство (какое?) ошибаться с уверенностью в своей правоте. (Определение)

Составьте схему СПП, укажите вид подчинения придаточных.
Мы, не допив чашек, побежали в угольную, откуда можно было видеть, как сани поедут по березовой аллее к воротам.

Схема

Схема

Источник: koncpekt.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...