Манкурты — термин, впервые употреблённый Ч. Айтматовым в романе «Буранный полустанок», обозначающий пленников, превращённых в бездушных рабских созданий, не помнящих своего прошлого и преданных хозяину. В переносном смысле — «люди, потерявшие связь со своими историческими, национальными корнями, забывшие о своём родстве или наоборот, помнящие о нём, но ненавидящие свой собственный народ».
Употребление
Активно употребляется журналистами и публицистами в статьях ура-патриотического и националистического толка для обозначения своих противников.
На Украине авторы националистического толка «манкуртами» называют украинцев, не поддерживающих идеалы националистов и не считающих Бандеру своим героем. В частности, украинский политический эксперт Олег Леусенко характеризует как манкуртов часть жителей Донбасса: «…нет у нас никаких „сепаратистов“, они не представители угнетенного народа, борющегося за свою независимость, а потомки понаехавших в советские времена в опустевшие украинские хаты после голодоморов оккупантов. В некоторых случаях манкурты (украинцы, заменившие национальное самосознание имперством), которые стали де-факто и де-юре коллаборационистами» [1] .
NEW! «Манкурты. Постскриптум». Кого ещё втянули в громкий шпионский скандал? Спецоперация КГБ
Цитаты
Примечания
Ссылки
Источник: wikireality.ru
Легенда о манкурте
Хочу напомнить знающим и рассказать не знающим легенду о манкурте, приведенную Чингизом Айтматовым в романе «И дольше века длится день».
Жуаньжуаны, захватившие сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину. Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири.
Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривалиголовы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени, когда заканчивалось бритье головы, опытные забойщики-жуаньжуаны забивали поблизости матерого верблюда. Освежевывая верблюжью шкуру, первым долгом отделяли ее тяжелую, плотную выйную часть.
Поделив выю на куски, ее тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими пластырями — наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта — раба, не помнящего своего прошлого.
После надевания шири каждого обреченного заковывали деревянной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепеке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток.
Продолжение сенсационного расследования «Манкурты. Постскриптум»
Брошенные в поле на мучительную пытку в большинстве своем погибали под сарозекским солнцем. В живых оставались один или два манкурта из пяти-шести. Погибали они не от голода и даже не от жажды, а от невыносимых, нечеловеческих мук, причиняемых усыхающей кожей. Неумолимо сокращаясь под лучами палящего солнца, шири стискивало, сжимало бритую голову раба подобно железному обручу.
Уже на вторые сутки начинали прорастать обритые волосы мучеников. Жесткие и прямые азиатские волосы иной раз врастали в сыромятную кожу, в большинстве случаев, не находя выхода, волосы загибались и снова уходили концами в кожу головы, причиняя еще большие страдания. Последние испытания сопровождались полным помутнением рассудка.
Лишь на пятые сутки жуаньжуаны приходили проверить, выжил ли кто. Если заставали в живых хотя бы одного из замученных, то считалось, что цель достигнута. Такого поили водой, освобождали от оков и со временем возвращали ему силу, поднимали на ноги. Это и был раб-манкурт, насильно лишенный памяти и потому весьма ценный, стоивший десяти здоровых невольников.
Манкурт не знал, кто он, откуда родом племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен.
Он никогда не помышлял о бегстве. Манкурту в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал.
Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения.
Среднеазиатская легенда же говорит об одном из таких несчастных , — о молодом наймане попавшем в плен к жуаньжуаням, насильно лишенном памяти и потому превращенном в идеального раба: готового трудиться в жутких условиях за мизерное вознаграждение и не помышляющего о побеге или восстании. А заканчивается легенда тем, что одна мать, не смирившаяся с потерей сына, отправляется в опасные поиски на вражьей стороне и находит его, но в каком состоянии… Манкурт не помнит себя, имени отца, своего рода-племени.
Что только не делала отчаявшаяся мать, чтобы вернуть сына: она пела ему колыбельные песни, внушала, умоляла, приказывала. Она хотела спасти его от чудовищной доли, она не надеется вылечить его, но хотя бы прекратить его страдания, увести домой. Пусть он будет манкуртом, но дома, при ней, а не бесправным рабом. Тогда бы он послужил бы примером бесчеловечного обращения жуаньжуаней с пленными найманами и добавил бы им мужества в сражениях с беспощадным врагом. Все напрасно. Лишенный памяти, но не навыков стрельбы из лука, манкурт, по приказу хозяев, убивает свою мать и навсегда, до смерти остается РАБОМ.Сообщение
В современном мире же нет необходимости надевать на голову человека верблюжью кожу для того чтобы сделать его рабом, безродным манкуртом.
Современные технологии сделали этот процесс более безболезненным и незаметным для человека, а потому позволяющим применять его массово, в неведомых доселе масштабах.
Необходимо понимать, что нет смысла спорить и ругаться с людьми которые находятся в состоянии добровольного рабства, пытаясь вернуть их настоящим человеческим ценностям, стоящим выше банального наполнения своего желудка и посещения развлекательных мероприятий. Единственное что нужно делать — это попытаться освободить разум такого человека, причём делать это необходимо соблюдая строгую последовательность, без чего можно только навредить — манкурт, как и всякое другое существо неспособное самостоятельно мыслить, действует и мыслит по шаблонам, заложенных в его голове хозяевами. Это подобно тому как собака начинает проявлять агрессию при виде, скажем, бегущего человека, так же и манкурт начинает огрызаться при любых попытках вернуть его ценностям.
Хотя сам я опять непоследователен, самое главное с чего надо начинать это следить за собой, контролировать — твои ли это мысли руководят твоим поведением? Понимаешь ли ты для чего ты создан? Помнишь ли ты кто ты и откуда ты?
Источник: maxpark.com
Манкурт
Манку́рт — согласно роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»), взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни [1] [2] .
В переносном смысле слово «манкурт» употребляется для обозначения человека, потерявшего связь со своими корнями, забывшего о своём родстве. В этом значении слово «манкурт» стало нарицательным [3] и уже используется в публицистике [4] . В русском языке появились неологизмы «манкуртизм» [5] , «манкуртизация», «деманкуртизация».
Этимология
Слово, по указаниям лингвистов, возможно, сконструировано Айтматовым на основе местных корней:
«Если сделать экскурс в историю, то слово манкурт, возможно, восходит к древнетюрскому munqul „неразумный, глупый, лишённый рассудка“ [6] . В современном киргизском языке встречается слово munju в значении „калека (без руки или рук, без ноги или ног)“, то есть изувеченный человек. В монгольском языке находим форму „мангуу“, фиксируемую в двух значениях: 1) тупой, глупый, слабоумный, 2) идиот, от которого образуется глагол мангуурах — „становиться глупым, тупым“ [7] . Учитывая взаимопроникновение и взаимовлияние монгольского языка на киргизский, можно утверждать, что слово манкурт заимствовано из этого языка. Но данная лексема может толковаться с различными смысловыми оттенками. Возможно, слово манкурт могло образоваться и путём слияния двух древнетюркских корней man — „надевать пояс, опоясываться“ и qurut — „высушенный“, то есть человек, на голову которого надевается пояс и высушивается [8] ».
По Айтматову
Согласно Айтматову, предназначенному в рабство пленнику обривали голову и надевали на неё шири — кусок шкуры с выйной части только что убитого верблюда. После этого ему связывали руки и ноги и надевали на шею колодку, чтобы он не мог коснуться головой земли, и оставляли в пустыне на несколько дней. На палящем солнце шири съёживалась, сдавливая голову, волосы врастали в кожу, причиняя невыносимые страдания, усиливаемые жаждой.
Через какое-то время жертва либо гибла, либо теряла память о прошедшей жизни и становилась идеальным рабом, лишённым собственной воли и безгранично покорным хозяину. Рабы-манкурты ценились гораздо выше обычных.
В романе рассказывается о том, как молодого кочевника Жоламана, сына Доненбая, попавшего в плен к жуаньжуанам, сделали манкуртом. Его мать Найман-Ана долго искала сына, но, когда она нашла его, он её не узнал. Более того, он убил её по приказу своих хозяев.
В тексте Айтматов даёт подробное определение образа:
«Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного „Я“, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен.
Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах.
Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения.
Только манкурт мог выдерживать в одиночестве бесконечную глушь и безлюдье сарозеков, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде. Он один на таком удалении заменял множество работников. Надо было всего-то снабжать его пищей — и тогда он бессменно пребывал при деле зимой и летом, не тяготясь одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в степи, он ничего не требовал…»
— Чингиз Айтматов. «Буранный полустанок» (И дольше века длится день). — М., 1981. — С. 106—107.
По указаниям исследователей [8] , легенда имеет реальный фольклорный источник. Сам писатель в одном из интервью отмечает, что «в эпосе „Манас“, одном из величайших сказаний киргизской истории, сказании тысячелетней давности, энциклопедии духовной жизни моего народа, есть строки, в которых один угрожает другому в случае победы натянуть ему на голову шири — сыромятную верблюжью кожу — и этой страшной пыткой уничтожить его память, отнять прошлое. Кроме этих сведений, больше ничего ни в литературе, ни в фольклоре, не сохранилось».
Употребление
По публикации в журнале «Наука и жизнь», это пример слова, введённого в русский литературный язык в недавнее время: манкурт — это человек, «который после мощного внешнего воздействия на свою психику забыл о своём прошлом и о прошлом своих предков, став одновременно покорным рабом своего хозяина. В последнее время это слово весьма широко употребляется, сохранив в своей содержательной части лишь информацию об утрате памяти о предках и потеряв важные части, сообщающие, что это, во-первых, произошло не само по себе, а в результате внешнего вмешательства и, во-вторых, это изменение превратило человека в раба своего хозяина» [9] .
У других авторов
Одной из самых странных черт этой самой «гласности» была, если кто помнит, странная зацикленность на прошлом — при полном игнорировании настоящего и будущего. Всем вдруг стало безумно важно, что же именно произошло тридцать, сорок, пятьдесят, и, в особенности, семьдесят лет назад.
В журналах, выходящих миллионными тиражами, печатались Замятин и Набоков, а в университетских аудиториях спорили про «сталинизм», «троцкизм», и про то, насколько Ленин извратил Маркса. Печатались какие-то цифры с шестью нулями — количество «погибших от репрессий». Всё это подавалось как нечто сверхважное, суперактуальное, без чего «нельзя жить».
Страна упивалась позавчерашними новостями, от которых голова у всех шла кругом. Для тех, кто не очень интересовался этими звоночками из прошлых веков, «вяликий пясатель» Чингиз Айтматов (помните такого персонажа?) придумал специальное слово «манкурт». Всякие «национал-возрожденцы» тогда очень любили это словечко.
Российский журналист, публицист Владимир Соловьёв о манкуртизме пишет: [11]
Стало модно пренебрежительно отзываться о своей Родине. Не о правительстве, а именно о Родине. Для меня эти люди не существуют. С ними не о чем говорить. Они — генетическая мутация. Историческая память, уважение к памяти предков — для них пустые слова. Конечно, они дышат, ходят, едят и потребляют.
Но людьми для меня не являются — манкурты. Прав был Чингиз Айтматов. Свою ущербность они проявляют агрессией — у них все виноваты, конечно, кроме них самих. Их довольно много и они считают, что количество их оправдывает.
- Олег Дивов употребляет его как синоним слова «зомби» («Молодые и сильные выживут», 1998).
См. также
Примечания
В Викисловаре есть статья «манкурт»
- ↑Манкурт: толковый словарь русского языка Кузнецова. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
- ↑Словарь крылатых выражений: манкурт. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
- ↑Айтматов, Чингиз Торекулович. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
- ↑Элита Татарстана — журнал для первых лиц
- ↑Тощенко Ж. Т. Манкуртизм как форма исторического беспамятства. // Пленарное заседание «Диалог культур и партнёрство цивилизаций: становление глобальной культуры». 2012. — С. 231.
- ↑ (Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969 г., с. 349)
- ↑ (Монгольско-русский словарь. Под общей редакцией А. Лувсандэндэва. М.: ГИС, 1957 г., с. 235)
- ↑ 8,08,1Гусейнова У. Г.этимологии слова „манкурт“ // Бакы Университетинин Хябярляри. Щуманитар елмляр серийасы. № 2, 2006. С. 182
- ↑ Игорь Милославский. Великий, могучий русский язык // «Наука и жизнь», 2009
- ↑Крылов К.Память // Спецназ России. № 03 (78) март 2003 года
- ↑Владимир Соловьёв. Манкурты
Ссылки
Источник: www.wiki-wiki.ru
Как делают из детей манкуртов
До великого праздника — Дня Победы, 9 мая, осталось совсем немного времени. В этот день мы причащаемся подвигу наших предков, русская душа открывается для того, чтобы встретиться с теми, кто отдал жизнь за други своя. Мы готовимся к этой святой встрече.
В этот день русская душа особенно ранима, враг хорошо знает об этом и тоже готовится, готовится влить в нее яд.
Наиболее уязвимы дети. Министерство образования и науки Украины подготовило к празднику специальный приказ с инструкцией о том, как лучше всего делать из наших детей «манкуртов, не помнящих родства».
Главный идеолог методического пособия — бывший научный сотрудник Украинского научного института Гарвардского университета, ныне директор украинского института национальной памяти Владимир Вятрович.
Директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович рассказывает, как выполняется закон о декоммунизации
Вятрович до того, как взять под начало институт, успел поруководить архивом СБУ, и сейчас Порошенко тоже доверил ему архив. Многие западные исследователи, даже из тех, кто не обязательно осуждает киевский режим, очень негативно высказывались по поводу вольного обращения Вятровича с архивными материалами. Ему ничего не стоит удалить из первоисточника не устраивающие его слово, абзац или даже целую страницу.
Иллюстрацией таких фальсификаций и является инструктивное письмо украинского министерства образования.
Детям велено внушать, что Вторая мировая война была войной двух тоталитарных режимов, в которой Украина участвовала по принципу — «наш пострел везде поспел». Всюду, где украинские историки в списках участников могли увидеть фамилию, которая по их мнению могла выглядеть украинской, это давало им повод заявлять об участии Украины. Этакая страна — невидимка, которая незаметно для всех умудрилась поучаствовать во всех конфликтах Второй Мировой.
Затесалась пара украинцев или людей, похожих на украинцев, в польской армии, значит Украина уже 1 сентября 1939 года храбро вступила в бой с фашистами. Канада заявила о своем участии в антигитлеровской коалиции, неважно, что и саму Канаду-то в серьезных боях никто особо не заметил, но раз в Канаде много украинцев — значит и Украина тоже незримо воевала бок о бок аж с самими Соединенными Штатами.
Если продолжать выбранный подход, то вполне можно прийти к выводу, что во Второй мировой войне одна Украина и воевала, на всех фронтах, со всех сторон, то есть собственно — сама с собой.
Тем более, что это не так уж и далеко от истины. На фронтах Великой Отечественной Войны никакой независимой Украины никогда не было, там воевали советские украинцы. А радетели «незалежной», всякие УПА, УНА УНСО и прочие бульбовцы, с кем только ни воевали, кого только ни убивали. Убивали поляков, украинцев, вместе с германской армией воевали против Советской Армии, а значит и против тех украинцев, которых в Красной Армии было очень много.
Сожжённое бандеровцами польское село Лодзина. Фотография сделана 12-го сентября 1946 года
Ведь предложено в методичке детям гордиться трижды Героем Советского Союза Иваном Кожедубом,
а он воевал в составе Советской Армии против германских фашистов, то есть против бандеровцев, которые с фашистами были в одном строю и которыми детям тоже положено гордиться.
Предложено гордиться гвардии полковником Евдокией Николаевной Завалий, единственной женщиной — командиром взвода морской пехоты Советской Армии,
Героем Советского Союза летчицей Марией Долиной,
а в одном ряду с ними и членом ОУН Марией Бабинчук, с позывным Калина. Калина боролась против Советской Украины, а значит и против Долиной и Завалий, до 1950-го года. Война уже закончилась, фашистов прогнали из Украины, люди приступили к строительству мирной жизни, а Бабинчук продолжала убивать граждан Украины, пока не погибла сама в схватке с бойцами советских внутренних войск, среди которых немало было и украинцев.
Понятно, что Вятрович не рекомендует говорить детям, что очень не повезло бы той Калине, если бы судьба свела ее на узкой дорожке с Евдокией Завалий.
Предложено гордиться еврейкой Баташевой Геней, которой чудом удалось избежать расстрела в Бабьем Яру, удалось убедить кого-то, что она не еврейка. В методичке написано, что убеждать ей пришлось немцев, но верится в это с трудом. Сейчас уже хорошо известно, что арестами евреев в Киеве и расстрелами в Бабьем Яру занимались как раз «свидомые» украинцы — не только духовные, но и фактические предки современных боевиков всяких правых секторов.
В Бабьем яру убили более 150 тысяч евреев. Фото: соцсети.
Геню прятала подруга — Ольга Лущева, вряд ли она была сторонницей «незалежной», а может быть и вовсе не была украинкой. Советские люди не очень интересовались этническими корнями друг друга, они ощущали себя просто советскими людьми. Для разработчиков методических рекомендаций Министерства образования Украины этническое происхождение имеет главное значение, а про национальность Лущевой они почему-то не пишут. Не указывают национальность и Владимира Кудряшова, командира партизанского отряда, который спас Баташеву и Лущеву и переправил их через линию фронта, в Советский Союз. Не пишут потому, что тогда даже дети способны были бы понять, что же произошло на самом деле с Геней.
Ее хотели убить, как и многих других евреев, украинские националисты, а спасли ее простые советские люди, спас ее Герой Советского Союза, русский уроженец города Киева Владимир Исидорович Кудряшов. Владимир Исидорович в 1942-м году был выдан предателем и расстрелян гестапо — братьями по оружию бандеровцев. Современные последователи Бандеры очень любят носить на своих шествиях символику тех, кто расстрелял Владимира Исидоровича Кудряшова и очень хотел расстрелять еврейку Баташеву.
Детям предлагают гордиться Телигой Еленой, поэтессой, большой поклонницей фашистской Германии, членом организации украинских националистов (фракция Мельника). Телига издавала в оккупированном Киеве еженедельник литературы и искусства «Литавры» и страстно мечтала, что Германия подарит Украине самостоятельность.
Вся недолгая история украинской государственности — это история мечты, что кто-то вдруг подарит неньке независимость и процветание. Подарит просто за то, что украинцы — потомки великих укров, основавших на планете все и вся, одержавших все великие победы, тысячи лет воевавшие сами с собой везде, где возможно, и очень незаслуженно в итоге обиженные.
Не любят «свидомые» реальной истории, а та все время грубо вторгается в их возвышенные мечты.
Германия меньше всего стремилась кого-то благодетельствовать. Украинцы немцам, так же как и сейчас американцам, нужны были только как исполнители грязной работы, и Телига в 1942 году была арестована гестапо. Примерно к этому времени разрозненные отряды украинских националистов стали объединяться в украинскую повстанческую армию УПА, которая прекратила даже для видимости борьбу с немцами, и строптивая Телига, продолжавшая мечтать о независимой Украине, стала всем мешать. По одной из версий, которую разделяет и Вятрович, Телега была расстреляна в Бабьем Яр, то есть расстреляли ее боевики УПА. По другой версии ее просто по-тихому пристрелили в подвале гестапо.
Вся методичка густо пропитана ложью. Вятрович утверждает почему-то, что в Советском Союзе женщина-воин, женщина-труженица, женщина-мать не пользовалась достаточным уважением. Утверждение его основано на том, что названия большинства воинских специальностей не употребляются в женском роде. Очень веское доказательство!
Как иллюстративный материал, подтверждающий высокий героизм украинских националистов, Вятрович предлагает детям посмотреть ряд замечательных советских фильмов о войне в одном ряду с кустарными поделками бездарных «свидомых кинодиячей», поэтизирующих подвиги УПА.
Воровать и врать укронацикам не привыкать!
Вот таким мусором собираются забивать головы украинских детей в преддверии Великого Праздника. Педагогический процесс на Украине давно, в течение двадцати пяти лет, превращен в конвейер, на выходе которого — оторванные от высокой культуры невежи, голова которых забита всяким хламом, — идеальный полуфабрикат для штамповки всяких «киборгов» и прочих «героев АТО». В представлении выпускников украинских школ история человечества лишена всякой логики и представляет собой беспрерывные подвиги сверхлюдей — потомков великих укров, которые понаизобретали все, что возможно, победили всех подряд, но в результате оказались загадочным образом «у разбитого корыта». И виноваты в таком их плачевном состоянии, конечно же «москали», «ватники» и прочие «унтерменши».
Группа отряда «Суть времени»
Источник: eot-dnr.livejournal.com
Помните! Легенда о манкурте. Чингиз Айтматов
. Едигей настоял на том, чтобы хоронили покойного на далёком родовом кладбище Ана-Бейит. У кладбища была своя история. Предание гласило, что жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые века, уничтожали память пленных страшной пыткой: надеванием на голову шири — куска сыромятной верблюжьей кожи.
Высыхая под солнцем, шири стискивал голову раба подобно стальному обручу, и несчастный лишался рассудка, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, откуда, не помнил отца и матери, — словом, не осознавал себя человеком. Он не помышлял о бегстве, выполнял наиболее грязную, тяжёлую работу и, как собака, признавал лишь хозяина.
Одна женщина по имени Найман-Ана нашла своего сына, превращённого в манкурта. Он пас хозяйский скот. Не узнал её, не помнил своего имени, имени своего отца. «Вспомни, как тебя зовут, — умоляла мать. — Твоё имя Жоламан».
Пока они разговаривали, женщину заметили жуаньжуаны. Она успела скрыться, но пастуху они сказали, что эта женщина приехала, чтобы отпарить ему голову (при этих словах раб побледнел — для манкурта не бывает угрозы страшнее). Парню оставили лук и стрелы.
Найман-Ана возвращалась к сыну с мыслью убедить его бежать. Озираясь, искала.
Удар стрелы был смертельным. Но когда мать стала падать с верблюдицы, прежде упал её белый платок, превратился в птицу и полетел с криком: «Вспомни, чей ты? Твой отец Доненбай!» То место, где была похоронена Найман-Ана, стало называться кладбищем Ана-Бейит — Материнским упокоем.
НЕ ДАЙТЕ СЕБЕ И ВАШИМ ДЕТЯМ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ЗЛОБНОГО МАНКУРТА.
Размножаются манкурты, словно тараканы.
Через рвы, границы лезут, заражая страны.
Добровольно избавляясь от своих извилин,
Отрекаются от дома, от имён, фамилий.
Ненависть глаза им застит, угождают власти,
Той, что кровью омерзила их, манкуртов, пасти.
Чернота вокруг, и вопль:»Ватников убей ты!»
Рык звериный командира — музыкой им флейты.
Жгут, крушат и убивают, стёрто милосердье.
Обагряют землю кровью, действуют с усердьем.
Даже в мать, сестру и брата — прямо в сердце метят.
И не ведают манкурты: есть Добро на свете.
Полыхнёт однажды в небе Крест Святой созвездья,
И прольётся на манкуртов Божие возмездье.
Фото из интернета
Чингиз Айтматов — один из моих любимых писателей, «И дольше века длится день» — одно из любимых. Вы правы — каждый получит по своей вере. Спасибо, Ирина, что вы подняли эту тяжелейшую тему. С душевным теплом
Ольга, спасибо.
Это тоже моё любимое произведение.
Очень хочу,чтобы молодые люди прочитали его. Может,манкуртов меньше станет.
С теплом и благодарностью.
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: stihi.ru