Как выглядит ракета внутри

Видео: Как выглядит внутри и из чего состоит ракета Starship

Как устроен космический корабль для полета на Марс изнутри?

Еще один прототип ракеты Илона Маска смог взлететь и успешно вернуться на Землю, что не может не радовать. С каждым удачным опытом в этой сфере человечество становится на один шаг ближе к межпланетным путешествиям. Автор ролика предлагает разобраться в том, как будет устроена ракета Starship, на которой Маск планирует покорить Марс.

Видео: Как выглядит внутри и из чего состоит ракета Starship

Ракета Starship является многоразовым летательным аппаратом. Есть несколько модификаций одной и той же ракеты, которые обладают разными свойствами и применяются в разных ситуациях. Первая модификация предназначена для транспортировки астронавтов на орбитальные станции, а в будущем и на другие планеты. Starship Lunar Lander создан для путешествий на Луну.

Старт КК Союз ТМА-18 (трансляция). Spacecraft Soyuz TMA-18 Start.

Может доставлять любой груз в сопровождении определенного количества людей до космической станции, расположенной на Луне. Starship Tanker будет необходим в качестве доставщика топлива между космическими станциями.

Видео: Как выглядит внутри и из чего состоит ракета Starship

Что же будет находиться в многоразовом космическом корабле Starship? В длину он 120 метров. Диаметр ракеты будет немного превышать 9 м, а масса этой конструкции составит 5 тысяч тонн. Около ста человек сможет поместиться на новой ракете, а ее грузоподъемность будет достигать 150 тонн.

Сам корабль будет сделан из стали, хотя из карбоновой нити корпус получился бы гораздо более легким, но на его производство пришлось бы потратить больше времени. Так как Илон Маск хочет реализовать свои планы настолько скоро, насколько это возможно, ракета будет сделана из стали.

Видео: Как выглядит внутри и из чего состоит ракета Starship

В носу ракеты находится отсек для поездок, который в скором времени будет переделан под многофункциональный грузовой отсек. На уровень ниже будет начинаться своеобразная жилая зона для космонавтов с кухней, ванной и спальней. Еще ниже будет располагаться комната для развлечений, потому что полет на Марс займет около 7 месяцев. Возможно, в будущем у каждого желающего будет возможность прокатиться на такой ракете до Марса всего за 1 млндолларов. А вы бы хотели слетать в космос на такой ракете?

Кстати говоря, ученые предполагают, что Марс был обитаемой планетой. Подробнее об этом вы можете узнать из другого нашего материала.

Что внутри ракеты Starship?

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек

Источник: travelask.ru

Незаметные сложности ракетной техники: Часть 4. Ещё про двигатели и баки

Разнообразна и неприятна дань, которую приходится платить несовершенству нашего мира разработчикам ракетной техники. Сегодня мы поговорим о том, чем приходится платить за повышение параметров жидкостных реактивных двигателей и о тех незаметных проблемах, которые ждут проектировщиков баков.

Схемы работы ЖРД

Существование разных схем, позволяет разработчикам выбрать нужную, с желаемыми достоинствами (простота использования, легкость производства, высокая тяга или высокий удельный импульс) и приемлемыми недостатками.

Вытеснительная подача

Самый простой вариант. Давление газа наддува (сначала был азот, теперь массово перешли на гелий) обеспечивает необходимые параметры давления на входе в двигатель. На вытеснительной подаче проводились первые ракетные эксперименты ГИРДа и Годдарда но она не сошла со временем со сцены.

Эта схема используется в двигательных установках спутников и космических кораблей. «Союзы», «Шаттлы», «Аполлоны» использовали её. Особенно хорошо вытеснительная подача сочетается с топливной парой НДМГ/АТ из-за её самовоспламенения. Получается простой, надёжный двигатель с возможностью многократного включения.

  • Простота.
  • Надежность.
  • Дешевизна.
  • Нет потери массы на турбонасосный агрегат.
  • Высокая эффективность для двигателей небольшой тяги
  • Низкий удельный импульс.
  • Плохо подходит для двигателей большой тяги.
Открытая схема


Для повышения тяги, удельного импульса и мощности двигателя уже нужен был насос. Требуемые параметры могла обеспечить только турбина. В первых «настоящих» ракетах — «Фау-2», «Р-7» для привода турбины использовалось отдельное рабочее вещество — концентрированная перекись водорода, но затем перешли на сжигание небольшой доли топливных компонентов. Выхлоп газогенератора сначала просто сбрасывали в сторону, получался очень эффектный факел:

Стартует РН «Атлас». Обратите внимание на размер, мощность и цвет факела. Наглядно видно, что ТНА работает на избытке горючего, которое догорает в атмосферном воздухе.
Дренаж генераторного газа напрямую за борт выглядел расточительно, поэтому его начали направлять в закритическую часть сопла — и чуть-чуть УИ добавит, и как завеса сработает:


Классическая картинка — двигатель F-1
Впрочем, у дренажа газогенератора открытой схемы есть ещё один интересный вариант использования — как двигатель управления по крену:

Вторая ступень РН Falcon-9. Поворот выхлопного патрубка приводит к возникновению закручивающей силы, которая управляет креном ступени.

Посмотреть в динамике (с третьей минуты)

Открытая схема используется и сейчас, и вряд ли исчезнет в ближайшем будущем. За счет относительно небольшой потери УИ она позволяет сделать более мощный двигатель (F-1) или более дешевый двигатель (RS-68) или сделать возможной разработку для коллектива с ограниченными ресурсами (Merlin).

  • Проще и дешевле закрытой схемы.
  • Меньший удельный импульс, чем у закрытой схемы.

Закрытая схема

Логичным решением для повышения УИ двигателя явилась попытка направить выхлоп газогенератора в камеру сгорания, чтобы он сгорел в лучших для создания тяги условиях. Эта задача оказалась достаточно сложной — в камере сгорания очень большое давление, возникают дополнительные вопросы устойчивости работы двигателя, потому что добавляется ещё одна обратная связь «ТНА-камера сгорания». Двигатели закрытой схемы первым начал делать СССР — НК-15 и НК-33 ставились на тяжелую ракету Н-1, РД-253 работает на «Протоне». США достаточно поздно занялись этой схемой — первым ЖРД закрытой схемы США стал маршевый двигатель шаттла SSME, который, зато, стал первым двигателем закрытого цикла на паре кислород/водород.

Восхититься сложностью двигателя


  • Наибольший УИ.
  • Самая сложная и дорогая схема.

Схема с фазовым переходом

Элегантный «хак» физики ракетного двигателя — необходимость охлаждать сопло двигателя используется как источник энергии для работы турбонасосного агрегата. Схема была придумана для двигателя RL-10, который уже пятьдесят лет используется в разгонном блоке «Центавр».

  • Нет потерь массы на ТНА.
  • Простота конструкции.
  • Надежность.
  • Пригоден только для пары кислород-водород.
  • Давление ниже, чем в схеме с ТНА, следовательно, УИ ниже.

Внутренности баков

Внутри баков ракеты-носителя тоже много интересного. Баки стоят один над другим, поэтому нужны трубопроводы подачи «верхнего» компонента, трубопроводы наддува, а также, может быть, надо решать проблему нахождения рядом компонентов топлива с разной температурой. А ещё есть проблема колебания топлива, которую тоже надо решать.

Читайте также:  Как выбрать лыжи по весу и росту
Трубопроводы компонентов


Это — бак горючего (нижний) первой ступени ракеты-носителя «Союз-2.1в». Обратите внимание на большую трубу с гофрированной оболочкой. Это — трубопровод окислителя. Поскольку окислителем является жидкий кислород, то необходимо поставить теплоизоляцию, чтобы на трубе не намерз керосин. Увы, всё это требует дополнительной массы.


А это — РН «Ангара». Выделенное желтым — трубопровод, выполняющий ту же функцию. Судя по пропорциям, это тоже трубопровод окислителя (кислородные баки больше керосиновых для пары кислород-керосин), но выведенный сбоку для упрощения и удешевления производства. С одной стороны, это неэстетично, но цифровая система управления с несимметричностью ракеты справится.

Межбаковый отсек

На второй и третьей ступенях ракеты «Сатурн-V» было применено очень красивое решение — баки кислорода и водорода имели общую стенку:

Слева — первая ступень с межбаковым отсеком, справа — вторая ступень с общей стенкой. Красный — горючее, синий — окислитель.
Трудность состояла в том, что у жидких водорода и кислорода была разница температур в 70 градусов Цельсия. Поэтому стенка состояла из двух слоёв алюминия с теплоизоляцией между ними. Эта конструкция позволила сэкономить целых 3,6 тонны на второй ступени. Что любопытно, топливный бак «Спейс-шаттла» стал в каком-то смысле шагом назад, у него был классический межбаковый отсек.

Трубопроводы наддува

Если вы развернули схему SSME выше, то увидели там выходы газифицированных водорода и кислорода. Они использовались для наддува соответствующих баков. С одной стороны, сэкономили вес на отдельных баках газа наддува, с другой стороны, получили дополнительный трубопровод:

Эта же картинка крупно.

Демпфирующие перегородки

Если вы внимательно рассматривали картинки разрезов баков, то видели кольца различной ширины и крестовины на дне баков шаттла. Это — специальные элементы для демпфирования колебаний топлива.
Крестовины на дне топливного бака шаттла служат для исключения образования воронки при опорожнении бака. Дело в том, что воронка может привести к засасыванию газообразного компонента топлива, что может вызвать проблемы в трубопроводах и двигателях.
Кольцеобразные элементы служат для демпфирования колебания топлива. Поскольку оно жидкое, то перелив топлива к одной стенке при маневре может вызвать проблемы для системы стабилизации. Перегородки могут быть очень большими, как на первой ступени «Сатурна-I»:


Или же практически отсутствовать, как на третьей ступени «Сатурна-V»:

Видео длинное, но рекомендую посмотреть — очень интересно видно поведение жидкого водорода при разгоне ракеты и в невесомости.
Общее правило таково — чем больше маневров ожидается от ступени, тем больший размер перегородок ставится. Вот, например, советский блок «Е» — третья ступень РН «Восток». Здесь перегородки размером практически во всю высоту бака, потому что блок может очень активно маневрировать, а позволять топливу плескаться нельзя:

И всё это, увы, дополнительные затраты массы.

Система опорожнения баков и синхронизации

Ещё одна проблема, которую приходится решать. Во-первых, горение каждого двигателя в чем-то уникально. Обязательно будут небольшие разбросы тяги и расхода компонентов топлива. Даже для одного двигателя надо ставить специальную систему, чтобы горючее и окислитель закончились одновременно. А если у нас несколько баков или боковых ступеней, то приходится ставить специальную систему, которая будет обеспечивать одновременное окончание компонентов в нескольких ступенях. Сейчас эта система называется ещё системой управления расходом топлива и состоит из набора датчиков уровня и цифровой ЭВМ, которая, помимо управления ракетой, решает ещё и эту задачу:

Третья ступень РН «Союз». По оси баков стоят датчики уровня для СУРТ.
Однако, даже несмотря на усилия СУРТ, у неё самой есть ограничение точности, поэтому какая-то небольшая доля топлива всё равно теряется. Её учитывают при заправке, добавляя в т.н. «гарантированный запас топлива».

Эпилог

Рекомендую посмотреть сериал «Moon Machines» (русская версия, английская версия). Очень хорошо и наглядно показаны сложности, которые приходится решать при проектировании космической техники.

  • Первая статья цикла.
  • Вторая статья — твердотопливные двигатели.
  • Третья статья — виды жидкого топлива, геометрические размеры, транспортировка.

Источник: habr.com

Если бы корпус ракеты был прозрачным: взгляд изнутри

Как выглядели бы четыре типа ракет на старте и во время отделения ступеней, если бы их корпус был из прозрачного материала? Завораживает!

Если бы корпус ракеты был прозрачным: взгляд изнутри

В сети есть потрясающе реалистичная анимация, которая иллюстрирует, что происходит внутри ракеты во время запуска и в моменты, когда отделяются ступени.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Представлено четыре типа космических аппаратов. Слева направо:

  • Сатурн V — сверхтяжелый аппарат из США, используемый НАСА между 1967 и 1973;
  • Космический челнок НАСА, завершивший работу в 2011 году;
  • Falcon Heavy — сверхтяжелое транспортное средство от SpaceX;
  • Космическая стартовая система SLS — будущая ракета НАСА — космический «лифт», создана в 2011 году.

Цветами на видео обозначены различные типы топлива:

  • Красный — высокоочищенный керосин RP-1, похожий на реактивное топливо;
  • Оранжевый — жидкий водород (LH2), распространенное ракетное топливо, используемое НАСА. Водород сначала охлаждает сопло ракеты, а затем воспламеняется от окислителя;
  • Синий — жидкий двухатомный кислород (LOX) — тот самый окислитель для жидкого водорода в ракетах.

Нажми и смотри

Нажми и смотри

Несмотря на то, что и Falcon Heavy от SpaceX, и Saturn V используют усовершенствованную версию керосина на первой ступени сжигание этого вида топлива наносит ущерб окружающей среде. В атмосферу выбрасывается огромное количество углекислого газа. Смешивание водорода и кислорода для производства энергии и воды — перспективная альтернатива керосину.

Трудность в том, что плотность жидкого водорода низкая. Это ведет к увеличению объема топливного отсека. В НАСА проблему временно обошли, снабдив ракету двумя дополнительными ускорителями по бокам корпуса.

Источник: www.mentoday.ru

Головы дракона: что внутри у боеголовки и как она достигает цели

В статье о межконтинентальных баллистических ракетах было рассказано о том, как ступень разведения межконтинентальной баллистической ракеты производит нацеливание боеголовок. Однако после расставания с «автобусом» им предстоит еще долгий путь через космос и атмосферу. В продолжение темы мы поговорим об этом пути и о том, как боеголовки достигают цели.

Николай Цыгикало

Головы дракона: что внутри у боеголовки и как она достигает цели

Взглянем на некую типовую боеголовку (в реальности между боеголовками могут существовать конструктивные различия). Это конус из легких прочных сплавов. Внутри есть переборки, шпангоуты, силовой каркас — почти всё как в самолете. Силовой каркас покрыт прочной металлической обшивкой. На обшивку нанесен толстый слой теплозащитного покрытия.

Читайте также:  Какая леска на плотву

Это похоже на древнюю корзину эпохи неолита, щедро обмазанную глиной и обожженную в первых экспериментах человека с теплом и керамикой. Схожесть легко объяснима: и корзине, и боеголовке предстоит сопротивляться наружному жару.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Боеголовка и ее начинка

Внутри конуса, закрепленные на своих «сиденьях», находятся два основных «пассажира», ради которых все и затеяно: термоядерный заряд и блок управления зарядом, или блок автоматики. Они поразительно компактны. Блок автоматики — размером с пятилитровую банку маринованных огурцов, а заряд — с обычное огородное ведро.

Тяжелый и увесистый, союз банки и ведра взорвется килотонн на триста пятьдесят — четыреста. Два пассажира соединены между собой связью, как сиамские близнецы, и через эту связь постоянно чем-то обмениваются. Диалог их ведется все время, даже когда ракета стоит на боевом дежурстве, даже когда этих близнецов только везут с предприятия-производителя.

Первая советская баллистическая ракета Р-7 стала родоначальником большого семейства космических ракет, которые внесли огромный вклад в развитие пилотируемой космонавтики. Новейшие модификации ракеты «Союз» – единственные на сегодня средства доставки экипажей на МКС.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть и третий пассажир — блок измерения движения боеголовки или вообще управления ее полетом. В последнем случае в боеголовку встроены рабочие органы управления, позволяющие изменять траекторию. Например, исполнительные пневмосистемы или пороховые системы. А еще бортовая электросеть с источниками питания, линии связи со ступенью, в виде защищенных проводов и разъемов, защита от электромагнитного импульса и система термостатирования — поддержания нужной температуры заряда.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После покидания автобуса боеголовки продолжают набирать высоту и одновременно мчаться в сторону целей. Они поднимаются до высших точек своих траекторий, а потом, не замедляя горизонтального полета, начинают все быстрее скатываться вниз. На высоте ровно ста километров над уровнем моря каждая боеголовка пересекает формально назначенную человеком границу космического пространства. Впереди атмосфера!

widget-interest

Первая межконтинентальная баллистическая ракета с ядерной БЧ. Первой в мире МБР с ядерной боеголовкой стала советская Р-7. Она несла один трехмегатонный боевой блок и могла поражать объекты на дальности до 11 000 км (модификация 7-А). Детище С.П.

Королёва хоть и было принято на вооружение, но в качестве военной ракеты оказалось малоэффективным из-за невозможности находиться длительное время на боевом дежурстве без дополнительной заправки окислителем (жидким кислородом). Зато Р-7 (и ее многочисленные модификации) сыграла выдающуюся роль в деле освоения космоса.
Первая головная часть МБР с разделяемыми боеголовками. Первой в мире МБР с разделяющейся головной частью стала американская ракета LGM-30 Minuteman III, развертывание которой началось в 1970 году. По сравнению с предыдущей модификацией боевой блок W-56 был заменен тремя легкими боевыми блоками W-62, установленными на ступень разведения. Таким образом, ракета могла поразить три отдельные цели или сосредоточить все три боеголовки для удара по одной. В настоящее время на всех ракетах Minuteman III в рамках инициативы по разоружению оставлено лишь по одному боевому блоку.
Боеголовка с переменной мощностью. С начала 1960-х годов разрабатываются технологии создания термоядерных боеголовок с переменной мощностью. К таковым относится, например, боеголовка W80, которая устанавливалась, в частности, на ракету Tomahawk.

Эти технологии создавались для термоядерных зарядов, построенных по схеме Теллера-Улама, где реакция деления ядер изотопов урана или плутония запускает реакцию слияния (то есть термоядерный взрыв). Изменение мощности происходило путем внесения поправок во взаимодействие двух этапов. Управлять мощностью боеголовки имеет смысл в зависимости от типа цели и расстояния стрельбы.

Электрический ветер

Внизу перед боеголовкой раскинулся огромный, контрастно блестящий с грозных больших высот, затянутый голубой кислородной дымкой, подернутый аэрозольными взвесями, необозримый и безбрежный пятый океан. Медленно и еле заметно поворачиваясь от остаточных воздействий разделения, боеголовка по пологой траектории продолжает спуск.

Но вот навстречу ей тихонько потянул очень необычный ветерок. Чуть тронул ее — и стал заметен, обтянул корпус тонкой, уходящей назад волной бледного бело-голубого свечения. Волна эта умопомрачительно высокотемпературная, но она пока не жжет боеголовку, так как слишком уж бесплотна. Ветерок, обдувающий боеголовку, — электропроводящий.

Скорость конуса настолько высока, что он в буквальном смысле дробит своим ударом молекулы воздуха на электрически заряженные осколки, происходит ударная ионизация воздуха. Этот плазменный ветерок называется гиперзвуковым потоком больших чисел Маха, и его скорость в двадцать раз превосходит скорость звука.

Источник: www.techinsider.ru

Ядерный чемоданчик: что внутри и как он работает

Ядерный чемоданчик разрабатывался в середине 70-х годов для Брежнева в ленинградском ОКБ «Импульс». США уже разместили в Европе новые ракеты средней дальности, и полетное время до стратегических объектов СССР сокращалось до 7 минут.

12 июня на телеканале «Россия 24» – долгожданный фильм Александра Рогаткина «Сармат: кочевник стратегического назначения». Ракетный комплекс «Сармат» – самое грозное оружие России. Гордость отечественного ракетостроения и надежная защита страны от любых внешних посягательств. Аналогов «Сармату» в мире нет и еще долго не будет.

В новом фильме Александра Рогаткина – уникальные кадры производства «Сармата», первый испытательный запуск ракеты с космодрома Плесецк и съемки прилета учебно-боевых блоков на Камчатский полигон Кура. А еще рассказ про историю ядерных чемоданчиков.

Это тот самый ядерный чемоданчик главы государства. Один из самых первых, можно сказать, что это дедушка отечественных ядерных чемоданов. Считается, что он принадлежал Леониду Ильичу Брежневу. Многие думают, что именно в этом чемоданчике и находится красная кнопка запуска баллистических ракет. Но это не совсем так, и сейчас мы посмотрим, что же внутри чемоданчика.

— Сергей Валерьевич, так где же все-таки в этом ядерном чемоданчике пресловутая красная кнопка?

— В указанном приборе, как в простонародье называют, в ядерном чемоданчике, красной кнопки нет. Наведение сигнала у нас белая кнопка. А красная кнопка — это отмена сигнала, – рассказывает Сергей Вилков, генеральный директор НПО «Импульс».

Чемоданчик разрабатывался в середине 70-х годов для Брежнева в ленинградском ОКБ «Импульс» по инициативе главного конструктора советской системы боевого управления РВСН Тараса Николаевича Соколова. США уже разместили в Европе новые ракеты средней дальности, и полетное время до стратегических объектов СССР сокращалось до 7 минут. Необходимо было быстро принимать решение об ответных мерах.

Читайте также:  Даунриггер что это такое

— Давайте представим, что вы генсек Коммунистической партии и вам надо произвести запуск баллистической ракеты. Какие манипуляции вы бы сейчас проделали?

— В данном приборе кодовые таблицы уже зашиты внутри. Простым перебором цифр набирается кодовая последовательность, где загорается «разрешено», «введено», «разрешено». И дальше идет белая кнопка на применение. И красная кнопка на отмену, – сказал Сергей Вилков.

Было сделано два чемоданчика. Один – яркого красного цвета, чтобы видно было издалека.

— Был чемоданчик красного цвета. Из красной кожи. Во-первых, для эстетики и для восприятия, – отметил Вилков.

— А какова его судьба? Куда он делся?

— Думаю, где-то находится в музее или хранится соответствующей службой.

Чемоданчики для Брежнева передали в Генеральный штаб, продемонстрировав работу лично маршалу Огаркову и генерал-полковнику Ахромееву. Но были сомнения, насколько тяжело больной генсек сможет разобраться со всеми этими ключами доступа и различными перфокартами.

— В опытных образцах использовались кодирующие карты. Но для удобства применения первым лицам государства было принято решение, чтобы все кодирующие чипы были переведены в блок. Для удобства пользования, для скорости принятия решения, – пояснил Сергей Вилков.

— Что касается разработки чемоданчика, то здесь конкурировали две фирмы. Победила московская, – сказал Виктор Баранец, военный обозреватель газеты «Комсомольская правда».

В московском Институте автоматической аппаратуры имени Семинихина разработали для Брежнева немного другую систему управления – «Казбек», с портативным абонентских терминалом «Чегет», но доподлинно неизвестно, видел ли его Леонид Ильич. Первое знакомство генсека с чемоданчиком сорвалось по техническим причинам.

— Я беседовал с одним из конструкторов, и он мне рассказал этот забавный случай, когда первый раз для Брежнева привезли этот чемоданчик в Кремль. А поскольку Леонид Ильич был занят, то в приемной сказали, вы подождите часик – государственный деятель, большие дела. Они, чтобы не тратить время, решили проверить, как работает из Кремля, где очень мощная защита.

Ничего не получалось – сигнал-то глушится. Мы в панике. Ну, все приплыли. Но, слава Богу, что вышел помощник Брежнева и сказал: извините, сегодня Леонид Ильич Брежнев не может вас принять, – рассказал Баранец.

В систему внесли необходимые изменения, и на боевое дежурство был поставлен именно терминал «Чегет», который применяется и по сей день. Первым его пользователем был Черненко. От Горбачева «Чегет» достался Ельцину. Сейчас этот чемоданчик – в экспозиции екатеринбургского Музея первого президента России

— Мы видим кнопки с командами и кнопки с цифровыми кодами. Две кнопки, видимо, без цифр, они закрыты. Причем, он к нам так и поступил. И из каких элементов конкретно состоит код, который передается в воинские части для приведения в действие ядерного оружия, мы не знаем, – отметил Евгений Емельянов, руководитель научного отдела Музея Бориса Ельцина.

Одного нажатия кнопки недостаточно для запуска баллистических ракет. Даже руководитель страны не может принять единоличного решения о применении ядерного оружия.

— Комплекс «Чегет» – это аппарат связи. Задача – оперативно провести совещание между всеми лицами, у которых все эти комплексы находятся в состоянии боевого дежурства. И потом в случае необходимости – оперативно передать в войска кодовый приказ о применении ядерного оружия, – сказал Емельянов.

На боевом дежурстве постоянно находились три чемоданчика: у главы государства, министра обороны и начальника Генерального штаба. «Чегет» носил специальный офицер – обычно Военно-морского флота.

Известен, по крайней мере, один случай применения системы «Чегет». В 1995 году норвежцы запустили ракету с метеорологическим зондом, не поставив в известность Россию. Система предупреждения о ракетном нападении сработала безотказно, и Ельцин открыл свой чемоданчик.

Неоговоренный пуск ракеты из Арктики по траектории, совпадавшей с американскими баллистическими ракетами, летящими через Северный полюс в сторону России.

«Но очень быстро стало ясно, что ракета отклоняется от курса и не направлена в сторону России», – рассказал Евгений Емельянов.

«Да, я действительно первый раз воспользовался моими чемоданчиками, которые все время около меня носят. Мы отслеживали, что летело, откуда, место приземления, время и так далее. Все отслеживалось от начала и до конца», – вспоминал Ельцин.

На корпусе ельцинского чемоданчика виден логотип известной фирмы Samsonit. Представители американской компании уверяли, что никогда не работали с русскими над системами ответного ядерного удара по США. Впрочем, в те годы и не такое было.

По существовавшему Договору о стратегических наступательных вооружениях, американцы имели собственный офис на территории машиностроительного завода в Воткинске, который производил баллистические ракеты. Заокеанские инспекторы завезли почти 250 тонн специального оборудования, расставили везде камеры наблюдения и с рулетками проверяли каждую ракету.

«Случай в Воткинске. Мы «разделись» догола, когда разрешили американским офицерам жить на территории стратегического предприятия, где делались наши «Тополя». Об этом тоже надо говорить, – считает Виктор Баранец. – Они контролировали поштучно, сколько мы ракет вывозили, даже знали, куда. Вот так вот ядерный потенциал Америка держала. Они знали все и даже больше».

Новый Договор СНВ-3, подписанный в 2010 году, этот односторонний контроль отменил.

— Старый договор практически не накладывал специальных ограничений на компонент СНВ США. То есть они самостоятельно практически могли проводить ликвидацию, например, тех же ракет «Минитмен-3». Мы же это делали обязательно под контролем американцев, что касается нашей мобильной группировки. Также был целый ряд других ограничений. Сейчас этот договор построен таким образом, что нам нет никаких специальных ограничений, – сказал Сергей Рыжков, начальник национального Центра по уменьшению ядерной опасности.

— То есть мы на равных?

— Мы абсолютно на равных. Это абсолютно паритетный договор. Этот же договор разрешает проводить модернизацию средств СНВ. Поэтому то событие, которое мы наблюдали на прошлой неделе (а именно пуск «Сармата») – это плановая работа, которой занимается наше Министерство обороны в рамках повышения своего оборонного потенциала.

А процедура передачи ядерного чемоданчика стала традицией. Стратегический портфель превратился в атрибут и символ государственной власти, к которому президент за весь свой срок может даже ни разу ни прикоснуться, но он всегда рядом у дежурного офицера.

Со временем «Чегет» прошел серьезную модификацию, и как он сейчас выглядит внутри, является государственной тайной.

Источник: www.vesti.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...