Как правильно называть чернокожих героев мультиков про «Чунгу-Чангу»? Корректно ли хвалить еврейские школы только потому, что они еврейские? Почему детям полезно учиться вместе с мигрантами? Директор Центра толерантности Анна Макарчук отвечает на эти и другие неловкие вопросы о бытовом расизме и не только.
Толерантность и терпимость — это одно и то же?
Я думаю, читатели «Мела» — очень продвинутые родители, но даже они, как показывает моя практика, порой не сильно стремятся к тому, чтобы их дети были толерантными. Часто в силу того что они понимают это как смирение: «С толерантным сделают что захотят, а он будет терпеть».
Толерантность — это не смирение и терпимость, это умение говорить о своих чувствах, уважая позицию другого, находить конструктивные решения в сложных ситуациях.
Если подросток скажет вам, что не может принять, допустим, проявление некой национальной традиции, что ему не нравится, когда с ним себя ведут подобным образом, ответить «Терпи» — это не толерантность. Важно, наоборот, помочь ему найти позитивные способы изменения ситуации, обсудить, что можно сделать, чтобы не терпеть.
Как меня нельзя называть? Слово на букву «Н» | #Толерантность
Толерантность — это проактивность. Если что-то вызывает у меня дискомфорт, толерантно будет постараться изменить ситуацию социально приемлемыми методами.
Почему современным детям важно быть толерантными? Раньше же об этом так много не говорили.
Если анализировать текущие социальные тренды, то даже сейчас становится понятно: опыт будущего — это опыт мира без границ. Хотим мы того или нет, но наши дети будут жить в мире многообразия, они будут учиться и работать в больших командах, бок о бок с совершенно разными людьми, с которыми надо будет налаживать общение.
Проблемы, которые предстоит решать нашим детям — глобальное потепление, поиск альтернативных источников энергии, борьба с новыми заболеваниями, — принесут необходимость посмотреть на мир со всех сторон. Нашим детям придется коммуницировать с людьми, которые обладают иным техническим бэкграундом, мировоззрением, опытом, иным всем-всем-всем. И в этом им тоже поможет толерантность.
«Ребёнка, который не говорит на русском, сразу считают тупым»
Если мы хотим, чтобы наши дети были успешными, счастливыми, то было бы целесообразно задуматься о том, что искусство жить в мире различий должно стать одним из ключевых гибких навыков. Таким же важным умением, как способность извлекать квадратный корень, быстро бегать и говорить на иностранном языке.
Еще один важный социальный тренд, который прослеживается уже сейчас, — неопределенность. Мы уже живем в мире отсутствия четких инструкций и стандартных решений, в мире, который очень быстро меняется и постоянно куда-то бежит. И нервно-психическая устойчивость (а это тоже толерантность), поможет нашим детям справиться с этой историей.
Так что толерантность — один из важнейших навыков XXI века. Я думаю, что это одно из условий успешности конкретного человека и условие выживания и прогресса всего человечества.
жизни негра в России
Как и с какого возраста нужно говорить с детьми о толерантности?
Вообще, одними только разговорами, к сожалению, совершенно невозможно воспитать ребёнка толерантным. Это можно сделать только при помощи действий. Разговоры — дело дополнительное.
С какого возраста начинать действовать? Я думаю, что с рождения. Главное достижение, с которым ребенок уходит из младенчества, — это базовое доверие или недоверие к миру. И оно очень связано с толерантностью. Никакие разговоры не помогут стать толерантным ребёнку, который чувствовал себя ненужным, в опасности, когда был младенцем.
Это просто психология.
Дальше идёт раннее детство, и тут уже встает вопрос самостоятельности. Повторюсь, я лично понимаю толерантность не как терпимость, а как активную позицию. Но если мы в раннем детстве не даём ребёнку возможности проявить свою компетентность, самостоятельность, то ему сложно будет вырасти толерантным, то есть проактивным. Не разрешая ему действовать, мы, скорее всего, вырастим человека, который будет терпеть, подстраиваться.
Следующий возрастной период — младший дошкольный возраст, когда формируется психологическая альтернатива «мы/они». Кто «я» и кто «не я»? Это очень важный психологический процесс, повлиять на формирование которого могут в том числе родители. Вот например, «они», которые «не мы», — то, с какими эмоциями это ассоциируется у ребенка, зависит от того, с какими эмоциями это ассоциируется у нас, родителей. Своими действиями и чувствами мы влияем на детей.
Для нас «не мы» — это что? Страх, презрение и отвращение — или это принятие, интерес, любопытство, радость?
В старшем дошкольном возрасте ведущая деятельность — ролевая игра. Ребёнок общается, играет с разными людьми. Но с насколько разными? Мы как родители помогаем ему увидеть действительно разный, многоликий мир? Не избегаем ли мы ситуаций, в которых ребёнок мог бы пообщаться с детьми с инвалидностью, например, или поиграть с детьми мигрантов?
Не пугает ли нас это? Есть ли у ребенка личный опыт взаимодействия с непохожими? Он чрезвычайно важен.
Разговоры начинают приобретать значение только начиная со школьного возраста, но они всё равно не главное. Если мы сами ведем себя нетолерантно, то у нас не будет никаких шансов вырастить толерантного ребенка.
Пример: мама с ребенком смотрят мультфильм, где поется песня «Чунга-Чанга», ребенок показывает на чернокожего персонажа и спрашивает: кто это? Мама по советской привычке отвечает: «Негритенок». Это расизм?
Мама пытается говорить с ребенком на том языке, который, как ей кажется, будет ему понятен. Мы часто недооцениваем наших детей, и не следим за тем, что и как мы взрослые говорим сами. Хотя именно личный пример взрослого становится для ребенка главным. Нам стоит быть внимательными к многообразию этого мира и к тому, как говорить о нем с детьми. Какой эмоциональный посыл демонстрировать.
Как взрослые начинают школьную травлю из-за национальности. И что с этим делать
Дискриминация и расизм обычно находятся у нас в голове, и это история не про про определения. Это про то, что люди считают, будто по какому-то признаку, на основании принадлежности к какой-то группе человек начинает обладать иными правами по сравнению с остальными.
Детям вообще свойственна ксенофобия, или это черта взрослого человека?
Ксенофобия относится, с одной стороны, к нашей биологической природе. Толерантность — это приобретение цивилизации, и это то, что делает нас людьми в гуманистическом смысле этого слова.
Если говорить о детях теперешних, современных, то они гораздо более толерантны по своей природе чем мы, взрослые
И, увы, не потому, что мы их такими воспитывали. Таков их мир. Они живут в интернете, где границы очень условны, они там общаются с совершенно разными людьми. Их мир — действительно мир многообразия.
Плюс дети по своей природе не пугаются непохожих. Они удивляются. И это тоже биологическое свойство: так ведут себя и дети, и щенки, и котята. Необычное вызывает у них любопытство и интерес. Они подходят и исследуют — это черта детства.
А задача взрослого — не мешать им в этом.
Позитивная оценка какой-то группы людей («Пойдешь в еврейскую школу, там дети из приличных семей») — это тоже неправильно?
Это пример позитивной дискриминации, которая ничуть лучше обычной. Наоборот, она даже коварнее. Позитивно оценивая какую-то группу людей, мы допускаем их категоризацию в принципе, приписываем им каких-то качества исходя, например, из национального признака.
Я не говорю про игнорирование многообразия, игнорирование различий. Но если различие становится критерием для разделения на «мы — они», то дискриминация уже произошла. Когда она воплотится в действиях — вопрос случая.
Как может сказаться на ребенке не разовая, а хроническая нетолерантность взрослых? Например, когда в семье постоянно шутят про «Джамшутов», а учителя возмущаются, что «эти кавказцы» весь класс назад тянут?
Кейс, который вы описываете, это абсолютно недопустимое поведение взрослых. Да, до какого-то момента, а именно до младшего школьного возраста, ребёнок будет присоединяться к их мировоззрению — здесь вопрос тоже не в словах, а в трансляции эмоциональной позиции. А в подростковом возрасте, когда он начнёт понимать, накапливать и рефлексировать свой собственный опыт межкультурного, многонационального общения, может случиться серьезный кризис доверия к словам и первоначальным родительским оценкам. Этого вполне достаточно, чтобы если не взбунтоваться, то просто отдалиться, перестать доверять взрослым.
Как родителям побороть собственную ксенофобию или другие проявления нетолерантности?
Нетолерантность — это не только про непринятие представителей какого-либо этноса. Это может быть непринятие людей определенного возраста, мировоззрения, определенной субкультуры и так далее. Как только я начинаю мыслить категорией «все эти…», я перестаю быть толерантным. Принять или не принять можно только конкретного человека. А если мы ставим признак перед человеком, мы уже дискриминируем, мы уже находимся в этом сценарии ксенофобии.
У нас в Центре толерантности есть одно упражнение, которое будет хорошей метафорой того, о чём я сейчас говорю. Мы предлагаем участникам — и детям, и взрослым — назвать какие-нибудь общеизвестные признаки грецких орехов. А затем выдаем по отдельному ореху каждому и просим на одну минуту направить на этот орех искреннее внимание и интерес. После этого мы складываем все грецкие орехи в кучку, а потом каждый участник находит среди них свой. И мы просим людей описать свои орехи — по каким признакам они нашли их среди подобных.
Если бы вы слышали, какими метафорами и эпитетами люди описывают эту, ну, строго говоря, деревяшку! Это упражнение помогает понять — причиной трансформации их отношения была всего лишь одна минута внимания к ореху. То же самое работает и с людьми.
Немножечко искреннего интереса к человеку, и он навсегда перестанет быть «одним из…»
Увидеть отдельного человека, личность — это всегда большое сокровище. Потому что нет ничего прекраснее и удивительнее, чем наша индивидуальность и индивидуальность других людей.
Иллюстрация: Shutterstock / Xansa
Источник: mel.fm
Как толерантно назвать негра в россии
То, о чём нельзя говорить, но мы продолжаем
Негры, религия и вкусное кофе.
В последнее время в интернет выходить опасно — за ИМХО гнобят, на случайно (и совершенно без злого умысла) брошенное слово обижаются, из-за репостов отписываются — хорошо хоть не сажают. Особенно тяжко приходится тем, кто пишет не в уютненьком личном профиле, а ведет корпоративный блог.
Это как раз наш случай: мы — редакция блога Сибирикса — на собственных нервах испытали нападки религиозных фанатиков и снобов. В самых неожиданных местах появляются комментарии: здесь вот обидно, так не говорите, то не пишите. А мы будем. И не из вредности, а потому что в этом нет ничего плохого.
Мы материмся
Заблуждение. Материться нельзя, потому что закон о СМИ запрещает мат. За него журналистов бьют линейкой по рукам, а редакторов сажают. Да и вообще не пристало воспитанным людям выражаться.
На самом деле. Закон о матах в СМИ не работает. «Ленинград» все ещё выступает на большой сцене, фильмы в переводе Гоблина катаются по стране, Тёма как прежде матерится в блоге. А воспитанные люди-лингвисты пишут диссертации о мате, смачно и в подробностях зачитывая их перед многоуважемыми академиками.
Происходит это (до сих пор — безнаказанно) потому, что мат — часть нашей культуры (смиритесь!). Более того, мат — часть любой культуры. И если вас не коробит от заморского фака, то хватит закатывать глазки и писать гневное «КАК ВЫ МОЖЕТЕ!!11!1!» при виде его русских аналогов.
Мы говорим о религии
Заблуждение. Закон об оскорблении чувств верующих запрещает говорить плохо о религии. Поэтому о ней как о покойнике: либо хорошо, либо никак.
На самом деле. Закон запрещает оскорблять чувства верующих. А они, как все люди, могут обидеться на любую фигню — комментарий ранимой барышни под материалом об оценке времени тому пример.
Так что хоть обложись соломкой — все равно прилетит сообщение если не от представителей популярных конфессий, то от обиженного чувака из церкви святого Маска. Или Джобса. Или другой современной иконы. Чтобы этого избежать, нужно зацензурить себя до унылой стерильности. И, выбирая между контентом без яиц и риском словить негатив от слишком нежного верующего, мы предпочитаем второе.
Мы называем негров неграми
Заблуждение. Нельзя называть негров неграми — это оскорбительно и, более того, пробуждает у них болезненные воспоминания о веках, проведенных в рабстве. Называть негров неграми — пережиток белого патриархального общества, от которого надо избавляться.
Действительность. Первые два заблуждения брали начало в конституции РФ, а это появилось даже не в нашем обществе. Страх назвать негра негром — калька с американской культуры. Той самой, в которой до 1956 года в автобусах чёрные должны были уступать места белым, и фермеры безнаказанно стреляли в слуг, своих и соседских.
Так что логично, что у афроамериканцев ещё свежи болезненные воспоминания. В США негр — раб, жертва, вещь. И, заменяя это слово эвфемизмами, афроамериканцы проводят черту между теми, угнетенными чернокожими, и собой, гордыми и свободными.
У нас же в 1950-е на негров набрасывались не с ружьями, а с фотоаппаратами. В СССР и России в частности чернокожих не держали в рабстве, не считали за людей второго сорта (все равны, помните?). Да у нас Пушкин — на ⅛ чёрный. Поэтому слово негр в нашей культуре означает исключительно человека негроидной расы. И обижаться на него бессмысленно.
А считать иначе — также глупо, как праздновать День благодарения в России.
Мы говорим о женщинах в мужском роде
Заблуждение. В прогрессивном толерантном обществе нельзя говорить о женщине в мужском роде. Ведь у нас так много замечательных суффиксов, чтобы этого не допустить: -ка, -есса, -ша, — иня, -ха. Поэтому не доктор, а доктор_ка. Не блогер, а блогер_есса.
На самом деле. Третья волна феминизма, которой сейчас накрыло Россию — тоже калька с культуры США. Как и в случае с неграми, феминистки впитали только то, как надо реагировать (обижаться, конечно!). Но не все они понимают, почему и на что.
В Америке в чудесных 1950-х женщина была преимущественно домашним зверьком, который не работал, зато красиво смотрелся рядом с мужем. В СССР такого не было — все пахали (в прямом и переносном смыслах) на равных.
Мало кто из юных двадцатилетних феминисток это помнит. Зато многие чувствуют потребность как-то подогнать фем-движение под российскую культуру — то бишь найти причину чувствовать себя ущемленными. Им повезло: угнетение, оказывается, заложено в самом языке.
Исторически сложилось, что в русском языке есть нейтральный род — тот, который из-за лаконичной формы используется в случаях, когда не оговорено иное — мужской. И употребляя его, например, в словосочетании «доктор Юля», мы не намекаем, что доктор — мужская профессия, а Юля занимается не своим делом.
Источник: blog.sibirix.ru
Как толерантно назвать негра?
Ведь они очень обижаются на это слово. Афроукраинец? Ведь есть у нас «дети любви», рожденные и проживающие в Украине. Чем слово «негр» хуже, чем «чернокожий»?
Ответить Комментировать
2 года назад
Толерантно назвать по ИМЕНИ!
Александр-Суворов [10.9K] 2 года назад
Называйте его мой шоколадный друг,я думаю не обидится.
Roman Rozzy [6.6K] 2 года назад
Ну среди темнокожых ,люди как правило тоже разные каждые относятся по разному на то как их называют,конечно они подсознательно понимают как их называют белые люди) но правильно говорить ,все таким (темнокожий )в обществе или человек африканской внешности,как то соблюдать свою в первую очередь толерантность , ведь культура речи и высказывания она очень важна для человека ,счас на это все чаще обращают внимание.Хотя некоторые темнокожие любят когда их к примеру называю (черные) а они нас называют белыми . Так лучше всего просто Называть Людей по Имени. )))успехов в общении с Разными Народами Нашего Мира и общества.
alexm12 [186K] 2 года назад
Как толерантно назвать русского, украинца, китайца, татарина. Называйте как угодно, если обидится, то сам дурак. У американских негров исторически сложилась неприязнь к собственному названию, культивируемая местными толерастами. Не стоит обезьянничать и им уподобляться.
Lantus62 [5K] 2 года назад
Вообще проблема высосана из пальца американскими «толерастами». Негр, он и в Африке негр(простите за каламбур)! А вариантов как обратиться к темнокожему человеку масса разброс от «уважаемый» до «товарищ». Из опыта общения с неграми знаю, что им нравится когда к ним обращаются словом «брат». Но это позволительно лишь для знакомых.
Ещё нормально воспринимают когда их называют по родной стране «конголезец», «сомалиец», «нигериец» и т.д. Мне вот до сих пор не понятно почему именно с неграми такая возня. Я лично не умею отличать бурята, китайца и корейца. Многие, думаю, тоже. Но никакой проблемы никто в этом не видит.
В общем в толерантности главное не выключать мозги, а то скоро из учебников физики изымем понятие «чёрная дыра» и введём толерантное «афроотверстие».
gematogen [29.6K] 2 года назад
Просто негр они воспринимают как расизм.Если тебя назовут белокожий ты не обидешься и тебе это будет нормально,но когда тебя будут называть скажем Нигга,типо такого что-то тебе ведь приятно не будет.Да и вообще зачем его так называть,ты людей не называешь по коже,называй по имени людей. Чернокожее население превосходит белокожее.
Андрей В Б [190K] 2 года назад
В связи с некоторыми законами в частности и положением такового оскорбления вообще, наверное лучше вообще не употреблять какие-нибудь определения, касающиеся цвета кожи или расы человека. Вот в США теперь принято пользоваться эпитетом «афро-американец», при том, что сами представители этой расы называют себя как им заблагорассудится. И при этом нисколько не обижаются друг на друга. А ведь именно из США пошла тенденция воспринимать слово негр в оскорбительном свете.
Именно космополит и может изменить мир к лучшему, ибо космополит по своей сущности является человеком мира, человеком, который видит мир не в национальных мелких границах, а всеобъемлюще, он практически уйдя от местничества, мелочного тотема родового становится глашатаем мирового развития и мирового сотрудничества людей планеты, космополит — это человек будущего, не признающий ничего кроме всеобъемлющей любви к Вселенной. Вот таким космополитом был римский историк и писатель еврейского происхождения Иосиф Флавий, живший в первом веке нашей эры, он первым и объявил себя космополитом, ибо будучи евреем из царского рода Макалеев он добровольно принял фамилию римских императоров Флавиев и писал историю не только для еврейского и римского народа, но для всего человечества.И, конечно,если количество космополитов в мире увеличится, это приведет к прогрессу и уничтожению национальных рамок, а это уже может сделать мир лучше..
Источник: otvet.ya.guru
Как толерантно назвать негра? Предвыборные игры. Или секретное оружие демократов.
тогда политики жизнь всей планеты сволокут на кладбище. Ошо 1986г.
Роман Агаты Кристи переименовали в «Их было 10»
А негров теперь принято называть афроамериканец, потому что негр отныне стало ругательным словом.
Почему люди негроидной расы стыдятся своего происхождения и как толерантные люди ещё больше опустили представителей негроидной расы вбив им в головы мысль что слово негр это что то унизительное и это слово нельзя использовать и надо запрещать. Вместо того чтобы гордится и прославлять своё происхождение, они сами согласились что слово негр их унижает и нужно стыдится своего происхождения, вместо того чтобы гордиться.
Ах Агата, во что превратят твой гениальный роман, перепишут на свой лад из за маниакальной толерантности. Может ещё и добавлять во все произведения новых героев негров и представителей ЛГБТ сообществ ради толерантности, как делают теперь в Голливуде? Понятно что это всё игры демократов и их секретное оружие против республиканцев.
Только вот своим секретным оружием Демократическая партия США ввергнет страну в новый кризис. Зачем США ещё одна великая депрессия, и чем же им так не нравится позитивный Дональд Трамп? Позитивное отношение к жизни Дональда Трампа, его харизма и влияние раздражают партию демократов. Один из советов Дональда Трампа, на который стоило бы обратить внимание – не работай ради денег.
Видимо демократы не хотят работать ради процветания страны и гражданская война и кризис в стране для них наилучший способ давления и манипуляции населением, которое привыкло работать только ради денег, чтобы вернуть в свои руки президентское кресло демократы готовы сжечь пол страны и не боятся стравливать чёрных с белыми. Деньги любой ценой и не важно, поставки оружия в другие страны, спонсирование терроризма, майданов или наркоторговля для демократов это способ выжить.
Я вижу что ситуация в США доросла до небывалого абсурда. А выдвижение Барака Обамы в президенты развязало им всем ещё больше руки. И слова Барака Обамы о том что Дональд Трамп не справился с работой президента и просто просиживал. в кресле вызывают иронию, а что же сделал он сидя в президентском кресле? Поскольку Барак Обама, как я считаю тоже в качестве президента ничего не сделал для США. Конечно возможно не мне об этом судить, но для меня развязывание внешнеполитических конфликтов и накладывание санкций не является показателем успешной работы президента, а вот падение на фондовых рынках и падение ВВП отличный показатель того что президент не справляется.
Я сомневаюсь что к коренному населению в Детройте негры были также толерантны. Развлечением выходцев из Южной Африки на праздник хэллоуин в Детройте было поджигание домов, а если учитывать что практики вуду и оккультизм, устрашающие местное население на территории США это всё развлечение негров, в том числе и наркоторговля, к тому же ещё и их основной заработок, так и ещё к ним нужно быть толерантными всем белым.
Я понимаю, когда речь идёт о достойных людях, ведь среди чёрного населения Америки много уважаемых мною людей, я вообще не являюсь расисткой и думаю что все эти вопросы с толерантностью ещё больше унижают достойных людей которые добивались успеха и хотели прославить свою нацию а не запретить использовать название своей нации и имеют влияние и уважение в определённых кругах. И все конечно понимают что дело вовсе не в толерантности, а что сейчас идут грязные показушные игры демократов за президентское кресло.
Дональд Трамп всегда плыл против течения что и привело его к победе в предвыборной гонке, я думаю что и на этих выборах он со всем справится и его победа, как и победа Республиканцев будет безоговорочной. Я думаю что в борьбе слонов и ослов победу одержат слоны, ведь жить как в книжных произведения Н. Носова никому не хочется, а демократы любой ценой стараются сделать из США страну дураков ради денег.
Источник: ludirosta.ru