Евросамоделки — только самые лучшие самоделки рунета! Как сделать самому, мастер-классы, фото, чертежи, инструкции, книги, видео.
- Главная
- Каталог самоделки
- Дизайнерские идеи
- Видео самоделки
- Книги и журналы
- Обратная связь
- Лучшие самоделки
- Самоделки для дачи
- Самодельные приспособления
- Автосамоделки, для гаража
- Электронные самоделки
- Самоделки для дома и быта
- Альтернативная энергетика
- Мебель своими руками
- Строительство и ремонт
- Самоделки для рыбалки
- Поделки и рукоделие
- Самоделки из материала
- Самоделки для компьютера
- Самодельные супергаджеты
- Другие самоделки
- Материалы партнеров
5 новых самоделок!
Делаем набор на дачу из складных столика и двух кресел Кентукки
О плюсах и минусах тех или иных конструкций можно сказать лишь одно, что поскольку я являюсь счастливым обладателем самоделки на базе мотоблочного двигателя, мною было принято решение о строительстве трайка на базе мопедного двигателя.
САМЫЙ ПРОСТОЙ СПОСОБ ТРАВЛЕНИЯ НА НОЖЕ
Сделал трубогиб с электроприводом, что бы можно было без труда засунуть его в легковое авто и перевезти на объект. Чертеж для повторения прилагаю
Как сделать удобный деревянный стул для своей любимой дачи. Чертеж
Приспособление штамп для вырубки прокладок, сделанная своими руками
Простая гравировка на ноже своими руками
Простая гравировка на ноже своими руками или гравировка в домашних условиях
Фотоотчет о том, как сделать несложную гравировку на лезвие ножа. Приятный подарок для любимой жены, девушки, мамы, бабушки или сестры.
Берем нож. Очищаем его от грязи и прочей гадости жидкостью для снятия лака.
Достаем с полки пленочный фоторезист (надо сначала положить его на полку) и вырезаем нужный нам кусочек.
На фоторезисте с двух сторон имеется тонкая защитная пленка. Отдираем с одной стороны пленку (я приклеивал скотч к краю).
И клеим аккуратно на нож. Тут главное спокойствие и внимательность. С бодуна не стоит пробовать, т.к фоторезист должен лечь очень ровно и без пузырьков воздуха. (у меня кстати немного остались)
Берем пленку для печати на лазерном принтере (в моем городе не нашел где купить, пришлось через интернет-магазин заказывать) и печатаем что вашей душе угодно, главное не сильно тонкими линиями. Я долго голову ломал, что можно на кухонном ноже написать, и решил жене сделать сюрприз. Придет с работы, возьмет нож хлебушка отрезать и обрадуется(надеюсь)! Принтер у меня древний, поэтому тонер немного запачкал пленку, но в принципе ничего страшного.
Далее кладем наше творчество на фоторезист. Я смачивал слюной, пленка плотно прилипает и зазоров нет никаких. можете попробовать водой, если брезгуете
Все это дело засвечиваем под УФ лампой. Я купил на 5Вт, поэтому засвечивал порядка 10 минут на близком расстоянии, если лампа мощнее, надо экспериментировать с расстоянием и временем.
Покуда нож засвечивается, готовим раствор кальцинированной соды. Купить можно в хозяйственном, это обычная сода для стирки. На пол-литровую банку я сыпал чайную ложку с горочкой. Всю эту бадягу перемешиваем до полного растворения.
Через 10 минут достаем нож. Снимаем верхнюю пленку с фоторезиста (тоже скотчем цеплял) и смотрим что у нас получилось. Фоторезист должен потемнеть и отчетливо должна будет видна надпись. Если надписи не видно, то тут 2 причины, либо недостаточно засвечивали, в следствии чего весь фоторезист растворится в нашем растворе, либо напечатанные линии были слишком тонкими (недостаточно черными) и засветился весь фоторезист.
Растворяем не засветившийся фоторезист в растворе соды. Я болтал ножом и слегка протирал пальцем. Главное сильно не давить.
В результате хим. реакции не засвеченный фоторезист полностью растворяется. Убедитесь, что он растворился до металла… Промываем водой и промакиваем полотенцем насухо.
На всякий случай замазываем края лаком.
Подворовываем у ребенка (в магазине) пластилин и обклеиваем по контуру. Внимательно приклеивайте пластилин, чтобы не было дырок.
Заливаем раствором соленой воды (на 200 гр. я сыпал ложку чайную). Берем ненужный блок питания (я брал 12v 1.5A, больше точно не нужно), на нож кидаем +, минусовой клеммой водим по воде. Главное долго не держать (–) в воде. Секунд 5-7 поводили, достали клемму. 3-4 раза повторили, заменили раствор соленой воды, заодно посмотрели, что получается.
В зависимости от металла, надпись может почернеть, а может и нет. В моем случае так и произошло. Что бы надпись была не только «впуклой», но и отличалась по цвету, я залил сюда же на пару минут раствор хлорного железа. (уже без электричества естественно).
Снимаем пластилин, промываем, протираем. Остатки фоторезиста снимаем тем же растворителем.. Собственно вот что из всего этого получилось!
Источник: eurosamodelki.ru
Как сделать гравировку на ноже
Тема очень интересная, как и сама ее история. А на Руси она развивалась довольно стремительно. Все началось с того, что в город Златоуст на оружейную фабрику были приглашены мастера из Германии. В те времена они достигли высочайшего уровня, и им не было равных в мире мастеров этого ремесла. Для них предложили великолепные условия проживания, и они, не задумываясь, переехали в Златоуст в 1815 году.
Как развивалась гравировка в России
Была построена целая улица новых домов, и каждому переселенцу было выделено немалое жалование, а также рабочее место на заводе. Чуть позже, буквально через пару лет, у них стали появляться первые ученики, немцы начали передавать свои знания и секреты гравировки. В том числе и золочение через огонь. Ученики были довольно грамотными, и уже имели небольшие определенные навыки.
И буквально за считаные месяцы переняли все методики немецкого мастерства. И начали работать самостоятельно. Один из учеников, Иван Бушуев решил попробовать свои методы нанесения гравюр, техника была изменена практически кардинально.
И со временем, ее стали называть именно златоустовской. Ивана Николаевича можно считать прародителем русской школы гравировки. Уже в 1823 году, немцы сами попросили уволить их с фабрики, признав, что новые разработки гораздо лучше, чем то, что они умеют.
Вот такие русские мужики, буквально за 5 лет, ученики превзошли своих учителей.
Были и нелегкие времена, для завода, но он никогда не прекращал свою деятельность. В 19 веке множественные награды, получаемые на мировых выставках доказательство этому.
Сегодня ручная гравировка постепенно угасает как ремесло, но еще остались последователи этого искусства.
Зачем используют гравировку
Промышленная гравировка, набирает обороты, все производители клеймят свои изделия на клинке ножа. Но ручная работа, в которой присутствуют различные рисунки и изображения, находится сегодня, честно сказать не в лучшем положении. Но такие изделия, могут цениться очень высоко.
В основном сегодня ручная гравюра, подразумевает определенный «шик» и статусность изделия.
Гравировка на ноже, придает ему уникальность и оригинальность. И такие предметы в основном оседают в руках коллекционеров. Сегодня ручную гравировку выполняет очень мало мастеров, но нужно это сделать еще и правильно. А не абы как.
Лазерную гравировку можно найти в любой лавке по продаже сувениров, таким станком за приемлемую цену можно обработать клинок, типа «Дорогому другу» или «Любимому дедушке». Но ручной работы, вам не предложит никто. Поэтому настоящий ручной гравировщик сегодня «на вес золота».
Техники старой школы нанесения гравировки
На сегодняшний день ручная гравировка на хорошем клинке, выполненная старинными методами большая редкость. Такой нож, могут причислить к холодному оружию, имеющую художественную ценность.
Даже государство не осталось в стороне, и была принята поправка к закону «Об оружии». Сам принцип гравировки, нарушает целостность изделия, от этого никуда не деться.
Для этого большинство изделий после работы мастера подвергают закалке. Но это даже становится плюсом, золотые и серебряные вкрапления приобретают великолепнейший вид. Довольно часто практикуется покрытие, типографической краской, что придает гравюре насыщенность оттенков и теней. Попробуем рассмотреть три основных метода старой школы мастеров:
- Чеканка (пластинчатая гравировка). Довольно редкое имеет сегодня применение, на замену пришло литье. Ее можно назвать – лепкой грубой формы, делается с помощью молоточных резцов. После отлива грубой формы мастер принимается за дело и в результате получается идеальная фигура задуманная изначально.
- Плоскостная. При производстве холодного оружия, такая техника встречается не очень часто. Ее больше используют для украшения ножен. Техника заключается в том, что создается две или большее число плоскостей для достижения правильного теневого впечатления.В данном случае изображение, будет казаться как бы выпирающим из общей картины или, наоборот, что оно углубленно. Чаще всего на охотничьих ножах изображали не хищных зверей или птиц, а, наоборот, тематика была растительного происхождения, что имело свой сакральный смысл. Например, дуб – символизировал могущество, лотос – бессмертие, а пальма – мир и победу.
- Резцовая. Изначально эта техника применялась для украшения огнестрельного оружия. Но мастера ножевого дела, постепенно переняли эту технику. Так сложилось, что основными изделиями такой гравировки стало именно холодное оружие. В былые времена мастера использовали основной резец под названием – bulino, итальянского происхождения. Сейчас конечно существует множество вспомогательных инструментов, но принцип действий остался прежним. Главный принцип передачи картинки является врезание в сталь, под разными углами и разной силой. И многие мастера предпочитают работать иглой, она может передать любую фактуру, любой тематики.
Если немного углубиться, то техник существует три вида. Линейная, пунктирная и смешанная, каждый мастер выбирает для себя более подходящий вариант, но в реальности для полноценной картины они пользуются всеми видами одновременно.
Материалы, на которых выполняются гравюры, могут быть, абсолютно различны. Обычно для всех этих видов искусства мастера используют «ромбовидный» резец, стальную иглу, а также шпицштихель с сечением, похожим на треугольник со скругленными гранями. Ну и, само собой, применяют различные красители, карандаши, лупы и множество других вспомогательных мелочей.
Современные методы гравирования
С появлением современного оборудования гравировка стала делом довольно обыденным. И не требующего множество времени, на обучение и на саму работу. Такими методами можно нанести на практически любую поверхность фото, название компании, имя, или поздравительный текст, и даже фотографию. Основных способов нанесения существует 4 типа:
- Механический. Этот способ отличается, тем что специальный станок, оснащенный различными фрезами, непосредственно под контролем человека наносит на клинок заданное изображение. По факту, это станок с ЧПУ. Фрезы применяют двух типов, алмазные для более твердой стали, а для нержавейки простые каленые. Еще один вариант механической обработки, это работа с пантографом. Это специальный механизм, работает не на программном обеспечении, а непосредственно рука человека. Но для такой работы, нужно хорошо знать свойства и характеристики разных металлов, чтобы не испортить лезвие ножа.
- Пескоструйная. Вообще, пескоструйный аппарат, это такая специальная машина, которая имеет возможность благодаря давлению воздуха, выбрасывать с ювелирной точностью мелкие частицы абразивных материалов. Благодаря такому подходу, работа выглядит объемно. Для начала делается эскиз, на твердой поверхности и помещается на место гравировки. Затем подается мелкий песок под давлением и «вгрызаясь» в металл песок оставляет след. Глубина рисунка зависит от величины абразивных смесей. Такой способ применяют как на металле, так и на рукояти изделия.
- Применение лазерной гравировки, считается одним из бюджетных вариантов. Применение инфракрасных лучей, происходит воздействие на молекулы углекислого газа, испаряя частички металла. Для работы с более твердыми марками стали применяют алюмоиттриевое излучение. Еще один тип излучения – волоконный, считается самым мощным. По сути, принцип таков, что лазерный луч испаряет частички материала и таким образом оставляет след.
- Художественное электрохимическое травление. Метод заключается в том, что нужный элемент погружают в гальваническую ванну со специальным травильным раствором. Металл покрывают специальной пленкой с рисунком, а во время химического процесса, она отслаивается и остается нужное изображение. Для получения большей глубины мастер периодически достает, предметы из ванны и проклеивает те участки, которые уже готовы. Второе название метода – гальванический.
Современное оборудование, к сожалению, превратило былое искусство в повседневное занятие. Но печалиться не стоит.
Все современные методы, никогда не смогут превзойти ручную работу. И будем надеяться, что дело «бывалых» не угаснет.
Тематики изображений и надписей
Сегодня, благодаря широкому распространению современных методов нанесения гравировки, чаще всего ее заказывают, как дополнение к подарку. На клинках и различных других материалах просят разместить поздравительные тексты, памятные даты и слова, и даже фотографии. Бывает, что заказывают стихотворные строки на двух сторонах клинка. Также гравировку выполняют и на рукояти.
Где изображают художественную бязь или заказывают изображения различных хищных животных. Довольно распространенное явление, изображение логотипа компании, которой будет преподнесен подарок. В принципе список рисунков, картинок и текстов ничем не ограничен. Здесь главное фантазия, если есть идея, ее помогут развить в салоне по гравировальному делу.
Как сделать гравировку на ноже в домашних условиях
Довольно интересная тема, попробовать в домашних условиях выполнить гравировку. Понятно, для того чтобы сделать техникой старой школы, нужно этому учиться и не один год точно. А вот более современные варианты, например, гальванический вариант, вполне может подойти и для изготовки дома.
Травление в водном растворе, на самом деле не требует много затрат, но, для того чтобы нанести реально красивый рисунок, придется немало потренироваться.
Необходимые материалы и инструменты
Если выбор пал на химическое травление металла, то не забываем про технику безопасности при работе с химическими реагентами. Понадобятся следующие материалы:
- емкость, желательно стеклянная;
- 2 провода, плюс и минус, для подачи электроэнергии в воду;
- аккумуляторная батарея от любого крупного электроприбора;
- солевой раствор;
- перчатки;
- стеклянные очки;
- лак для ногтей;
- ложка;
- цапонлак.
Небольшой совет, можно в интернете найти приглянувшееся изображение и распечатать на обычной бумаге. Или если хорошая фантазия, нарисуйте сами от руки. Вырежьте аккуратно трафарет, который пригодится для нанесения на металл. А можно, заказать в интернете готовые трафареты, как показано на этом видео:
Технология нанесения
Не забываем про технику безопасности. Материалы все готовы, можно приступить:
- Нужно приготовить электролит, разбавить соль в пропорции 2 чайных ложки на стакан воды. Хорошо размешав вылить все в приготовленную емкость. Если стакана мало, сделайте еще и добавьте.
- Лаком для ногтей, покрыть всю металлическую заготовку. Дождавшись, когда он высохнет, приложите приготовленный трафарет и аккуратно вырежьте из лака нужный контур.
- К аккумуляторной батарее нужно присоединить провода. А затем минус присоединить к ложке, а плюс к части клинка, которая погружаться в раствор не будет. Опускаем все это в раствор.
- По прошествии пяти минут скинуть клеммы с аккумулятора, достать клинок, промыть его под водой и содрать оставшийся лак.
На видео показано, уже более профессиональное травление, автор видимо не один день этим занимается, но смысл от этого не меняется. Результат будет сразу очевиден. Вот таким методом проб и ошибок, можно попробовать в домашних условиях сделать химическое травление. Для новичков, вполне приемлемое обучение.
Источник: vashnozh.com
Гравировка ножей в домашних условиях
Еще с давних времен нож считался прерогативой мужчины. Он был ему верным спутником, помогал в схватке с врагом, нередко спасал жизнь. Сейчас нож выручает своего хозяина на охоте, рыбалке, нередко в быту. Когда мужчине преподносят в подарок нож, тем самым желают подчеркнуть его мужественность и силу. А гравировка на ноже сделает презент еще более индивидуальным.
Гравировка ножей как искусство
Истоки традиции украшать боевое оружие гравированными узорами восходят к глубокой древности. При появлении металла, который поддавался декоративной обработке, стало привычным наносить на клинки и рукояти различные символы, эмблемы, гербы и девизы. И если поначалу техника украшения носила примитивный характер, впоследствии, в эпоху расцвета рыцарства искусство гравировки достигло своего пика. Те образцы, которые сохранились до наших дней, являются бесценными раритетами, впечатляющими своей искусной выделкой.
Сейчас холодное оружие уже утратило свою актуальность в качестве обязательного атрибута экипировки. Однако обычай украшать ножи сохранился, обретя при этом новую жизнь благодаря современным инструментам и новым возможностям. Изделия мастеров-гравировщиков поражают своей тонкой изысканной работой, многие из экземпляров представлены на выставках.
Что примечательно, функции гравированных ножей не ограничиваются декоративностью. Это, прежде всего, боевое или охотничье оружие, незаменимое в определенных ситуациях. Прочная сталь, которая будет хранить веками мастерскую гравировку, делает ножи, кортики и кинжалы памятным и практичным подарком.
Что необходимо для гравировки ножа своими руками
Не всегда есть возможность заплатить за красивый нож, потому что готовое изделие может стоить достаточно дорого. Но если очень хочется иметь такой или порадовать близких, можно попробовать сделать гравировку самостоятельно. Существует несколько способов гравирования стали, один из распространенных – механический.
Он заключается в физической обработке металла фрезами на специальном станке. Второй, более современный – лазерная обработка. Механическая гравировка требует определенных навыков и опыта, а для лазерной необходимо дорогостоящее оборудование.
Но есть и третий вариант, подходящий для домашних условий. Это гравировка электромеханическим способом, или травление. Для этого понадобятся некоторые предметы, найти которые можно в каждом доме.
- Емкость из стекла. Необходимо, чтобы она соответствовала размерам заготовки, которую планируется обрабатывать. Это не должна быть бутылка с узким горлышком. Подойдет банка или стакан.
- Источник напряжения. Достаточно 15В с током 0,5А. Это минимальный показатель силы тока. С этой целью можно взять автомобильный аккумулятор, зарядное устройство от бытовых электроинструментов или мобильного телефона.
- Два провода для соединения и зажимы типа «крокодил».
- Металлический предмет, который в процессе будет задействован как второй электрод.
- Раствор соли. Нужна обычная кухонная соль в соотношении 2 чайных ложки на стакан воды.
- Лак для ногтей. Он будет использоваться для покрытия участка металла, на который планируется нанести гравировку.
Приготовление эскиза
Чтобы выполнить действительно красивую гравировку ножа своими руками, требуется подготовить эскиз рисунка. Набросать изображение можно самому (с помощью компьютерной программы) или найти готовое в Интернете. Главное, что следует учесть – необходимо зеркальное отображение рисунка. Бумага должна быть тонкой, глянцевой. Ее можно заменить самоклеющейся пленкой.
После того, как рисунок будет распечатан, его нужно очень аккуратно вырезать, так, чтобы не коснуться пальцами. Лучше делать это в перчатках.
Теперь дело за подготовкой металла. Заготовку требуется тщательно очистить от всех загрязнений и обезжирить. Затем закрепить трафарет по краям клейкой лентой во избежание сползания и прогладить утюгом. Тут следует быть внимательным – температуру нагрева придется подбирать методом проб, приблизительно не более двух минут на максимальной мощности. Оставить заготовку охлаждаться до комнатной температуры и снять трафарет.
Процесс нанесения надписи
Этапы процесса электромеханического травления:
- Приготовление электролита. Воду налить в банку (стакан) и перемешивать до полного растворения. Делать это нужно тщательно, от раствора во многом зависит качество гравировки.
- Подготовка заготовки. Покрыть лаком металл в соответствии с площадью изображения. После того, как лак немного подсохнет, прорисовать контур. Для этого подойдет любой острый предмет – зубочистка, иголка, тонкое шило. Это делается для того, чтобы в местах линий металл был как-бы процарапан для прямого контакта с электролитом. Кому не подходит такой способ, может «царапать» линии после полного просыхания лака.
- Поместить электроды в раствор. К «-» присоединить второй металлический предмет, так называемую болванку, к «+» — обрабатываемую деталь, в данном случае нож.
- Подать напряжение. Время проведения всей операции придется определять интуитивно, на взгляд. Когда глубина травления достигнет требуемой, зарядное устройство можно отключать. Как правило, весь процесс длится не более пяти минут.
- Извлечь изделие из банки и удалить лак любым растворителем. Готовый нож промыть под водой и насухо вытереть. Гравировка готова!
Источник: www.mcgraver.ru
Гравировка ножей: основные понятия, приемы и техники
У одних упоминание о гравировке на ноже вызывает ассоциации с наградным именным холодным оружием, у других – приятные воспоминания о прилавках охотничьих магазинов, где широкими рядами лежат «Медведь», «Вепрь», «Кабан» и другие ножи с искусно изображенными на клинках животными. Ручная гравировка в начале XXI века находится на грани вымирания.
Если вам хочется получить нож с гравюрой именно ручной работы, лучше всего искать мастера на тематической ярмарке. Правда, деньги придется отдать баснословные – больше, чем за рядовой кастомный нож. Ручная гравировка значительно увеличивает его стоимость.
Причем нельзя сказать, что сделанная по последнему слову техники гравировка уступает по красоте ручной – последняя, пожалуй, теперь не больше чем шик. Рассмотрим старую и новую школы гравировки по ножам. Основными целями гравировки сегодня, как и десятки и сотни лет назад, остаются идентификация оружия (например, нанесение на клинок эмблемы фирмы-производителя или имени мастера) и персонификация (дарственные надписи, символы, узоры, рисунки, сакральные знаки и другое).
Основные архаичные техники гравировки
Резцовая гравировка
Первый из трех типов гравировки, о которых мы будем сегодня говорить. Историческое ее название – bulino, по названию основного резца, которым пользовались в итальянской школе граверов. Конечно, сейчас для ее воплощения используется большее количество инструментов, но сам принцип остался неизменным: мастер передает фактуру изображаемого предмета и игру светотени, взрезая поверхность металла нажимом различной силы и под разными углами. Причем работа тонкой иглой здесь даже предпочтительнее, чем обычным резцом: она позволяет точнее изобразить мелкие детали, обычные для охотничьей тематики – например, фактуру шкур животных.
Образец резцовой гравировки. На самом клинке она встречается нечасто
Когда-то резцовая техника применялась в основном для украшения ружей (так исторически сложилось), а затем ее освоили мастера ножевого искусства, причем до того хорошо, что ассоциируется она теперь, в первую очередь, именно с холодным, а не с огнестрельным оружием. Наносят ее преимущественно на металлические детали ножен и рукоятей: больстеры, перекрестия, заклепки и т. д. Хотя изредка этот вид гравировки используется и на самих голоменях клинков. Существует три вида этой техники: пунктирная, линейная и смешанная – из названий ясно, как выглядит тот или иной вид. Каждый мастер решает лично для себя, в какой технике работать, но по большей части приходится их сочетать.
Плоскостная гравировка
Если вы не раз сталкивались с настоящими охотничьими ножами (особенно старого образца, да еще исполненными в единственном экземпляре), то наверняка заметили, как часто при их гравировке используется растительный орнамент. Это не случайно: когда-то у каждого изображенного растения был глубокий сакральный смысл. Лотос символизирует бессмертие, лавр – славу, дуб – могущество, пальма – мир и победу, виноградная лоза (на фото ниже) – таинство причастия. Именно такие орнаменты чаще всего исполнялись в технике плоскостной гравировки: особой нужды создавать в них фактуру той же шерсти или перьев не было.
Плоскостная гравировка с растительным орнаментом
В чем же ее отличие от предыдущего вида? Если в первом случае на поверхности вырезаются борозды (длинными линиями или пунктиром), то здесь мы создаем две или больше плоскостей, пользуясь при этом разными штихелями для достижения правильного теневого эффекта. Например, надпись или орнамент будут как бы выдаваться из окружающей поверхности или, наоборот, окажутся углублены в нее. При производстве холодного оружия такая техника на клинках встречается реже, как правило – для декора прибора и ножен.
Пластинчатая гравировка (чеканка)
Чеканка – это наполовину лепка грубой формы, наполовину доведение заготовки до ума с помощью молоточных резцов (болхштихелей, фляхштихелей, шпицштихелей). Правда, сейчас ее почти не встретить, она практически полностью заменена литьем. К исключениям можно отнести, пожалуй, авторское оружие народов Закавказья. На фото ниже можно увидеть, как грубо отлитая голова тигра превращается во вполне детальное изображение на навершии охотничьего ножа.
Голова тигра на навершии ножа: на первых двух фото – только что отлитая форма, на последних – обработанная резцами
- Перед нанесением рисунка на поверхность мастер сначала шлифует и полирует поверхность, затем покрывает белилами.
- Рисунок наносится механическим карандашом с грифелем не толще 0,3 мм в сечении*.
- Стальными иглами мастер очерчивает контуры будущего рисунка. Теперь белила можно удалять.
- На этом этапе начинается, собственно, сама работа по гравировке: отточенными движениями мастер выкалывает точками или вырезает линиями нужный орнамент. Для плоскостной гравировки обрабатывается еще и фон – специальными насечками, которые визуально придают объем. Для чеканки задний план, что называется, понижается и обрабатывается жемчужным резцом.
- Чтобы подчеркнуть контраст, используются лаки или окислители, затемняющие вырезанные борозды, а с помощью полировальных средств высветляются не тронутые гравюрой участки.
- Заусенцы, возникающие в процессе работы, удаляют шлифовальными приспособлениями с самым мелким зерном, которое только можно найти.
На самом деле, конечно, существует еще несколько способов перенесения рисунка на поверхность (с помощью пластиковой пленки или кальки), но отрисовка карандашом – самый распространенный вариант, особенно для резцовой техники.
Интересное и полезное о гравировке старой школы
- Гравировка, как ни крути, нарушает целостность изделия; если у него была защита от коррозии, следует ее восстановить. Большинство гравированных изделий подвергают закалке – это делает сталь устойчивее к коррозии; если при гравировке делались золотые и серебряные всечки, то после закалки они будут смотреться еще красивее.
- После гравировки и закалки изделие часто покрывают типографской краской – она усиливает контрастность светотеней.
- Большинство действительно стоящих ножей с ручной гравировкой (то есть элитное холодное оружие) создается членами Гильдии мастеров-оружейников, а сами изделия причисляются Министерством культуры к объектам, имеющим культурную ценность. Государственной Думой 1 ноября 2002 года была принята поправка к закону «Об оружии»: наряду с гражданским, служебным и боевым оружием появилась четвертая категория – оружие, имеющее художественную ценность.
- Гравировку также делят не на три, а на два вида: штриховую (то, что в этой статье разделено на резцовую и плоскостную) и обронную (пластинчатую или чеканку).
Современный рынок услуг гравировки по холодному оружию
Из предыдущей главы, вероятно, стало понятно, что настоящая гравировка, которой еще более-менее занимались в 90-х годах и которая уже тогда стоила довольно дорого, сейчас практически сошла на нет – ввиду того, что за гораздо меньшие деньги можно получить хоть и не индивидуальные, но более техничные и доступные по цене решения.
Все современные методы позволяют за короткое время нанести на металл идеально ровные надписи, эмблемы, логотипы, товарные знаки любой сложности, а некоторые – еще и довольно сложные рисунки вроде цветных портретов и пейзажей.
Лазерная гравировка и лазерная сублимация
Такую гравировку делают повсеместно и буквально за 15–20 минут: обычно даже в небольших городах есть пара точек, где вы можете оставить нож и через полчаса получить его назад с нужными надписью, эмблемой, рисунком и так далее.
Распространенности метода способствует относительная дешевизна оборудования и небольшое количество места, необходимого для его размещения. Общий принцип действия такой: лазерный (световой) луч испаряет часть металла так, что этот след становится визуально заметен; наиболее мощные лазеры прорезают металл полностью – в этом заключается уже сверхточная и сверхтонкая лазерная резка. Правда, само это оборудование может быть как простым и ограниченным в сфере использования, так и более многофункциональным.
Лазерные граверы CO2 – это как раз бюджетная категория. Скорее всего, именно такое оборудование стоит в ближайшем к вам ТРЦ, где в числе прочего делают печать на кружках и футболках. У этих граверов не особенно сильный луч, и работают они по большей части по дереву, пластику, коже и т. д. – то есть в нашем случае по рукоятям и ножнам. Правда, по специальному покрытию, если таковое нанесено на металлические части ножа, например, по эмалированной латуни они также вполне успешно делают гравировку. Маркировку CO2 такие граверы получили за счет того, что длинное инфракрасное излучение, которым они работают, производится молекулами углекислого газа.
Совершенно иной тип излучения – у граверов категорий «алюмоиттриевый гранат» (YAG), ванадат-лазеров (vanadate laser) и волоконных лазеров (fiber laser). Их рабочая длина волны предназначена для работы с металлами, причем самой высокой прочности и твердости. Самый мощный (и при этом транспортабельный и позволяющий делать рисунки высокого разрешения) – последний тип, волоконный лазер.
Посмотрите, как сильно отличается лазерная гравировка от любой архаичной техники: здесь дарственная надпись и коловрат как будто выписаны светлой краской, а не вырезаны.
Дарственная надпись и коловрат, выполненные на вороненом металле кизлярского ножа с помощью лазера
Эти лазеры хороши в своей нише, но цветных изображений они делать не умеют, потому что работают исключительно с испарением металла. Для нанесения цвета на стальную поверхность нужен метод лазерной сублимации – на металл или материал рукояти помещается распечатанный трансфер, который испаряется лазером. В результате рисунок трансфера навсегда остается на поверхности. Собственно, это та же самая технология, с помощью которой делаются изображения на ковриках для мыши, кружках, футболках.
Цветная лазерная гравировка с использованием волоконного лазера
Механическая гравировка
Современная механическая гравировка по металлу напоминает старые техники, о которых мы говорили, правда, делается она, опять же, не руками, а машиной. Программа направляет фрезу по тому рисунку, который ей задан. По самым твердым материалам работает алмазный наконечник; для полировки или работы по нержавейке используются специальные насадки для фрез. Они не только позволяют формировать рельефные поверхности, но и выполняют на клинке прорезные художественные миниатюры.
Механическая сквозная гравировка на голомени ножа: сцена битвы двух львов
На стыке современной и архаичной гравировок есть и ручная механическая – там также используется вращающаяся фреза (сам инструмент называется пантограф), но направляет ее не компьютер, а человеческая рука. Это также не очень распространенный вид работ, хотя также более и дешевый, и быстрый, чем та же традиционная резцовая техника.
Современная механическая гравировка: металл здесь, как и в старых техниках, не испаряется, а вырезается – поэтому готовые ножи выглядят благороднее и дороже
Чем такая гравировка хороша, так это тем, что она может работать по любым видам металлов (любой твердости и чистоты), в отличие от лазера, который часто ограничен в сфере своего использования. Цена при этом остается почти той же, однако мастеру, работающему на станке механической гравировки, приходится изучать куда больше – и специфику работы с различными материалами, и нажим, и т.д.
Гравировка при помощи пескоструйной обработки
Внешне готовые изделия с пескоструйной гравировкой больше всего похожи на ножи, сделанные по старой технике плоскостной гравировки – как и предыдущий тип, она объемна (в отличие от сделанной лазером), и даже более объемна, так как металл здесь вырезается глубже.
На металл помещается трафарет, вырезанный (в зависимости от сложности и возможностей заказчика и гравировщика) вручную, на плоттере или лазером; затем абразивоструйный аппарат точно и направленно распыляет на поверхность абразивный порошок – разной фракции и с разным давлением. Меняя показатели двух последних характеристик, мы можем изменять глубину рисунка и его разрешение.
Гравировка эта делается и на других твердых материалах, из которых сделан нож – например, на пластиковой или костяной рукояти.
Художественное электрохимическое травление
Еще один способ удаления частичек металла и образования рисунков на его поверхности – это электрохимическое травление с помощью электролитной жидкости и применения электрода. Чтобы понять, как это делается, нужно вернуться на пару десятков лет назад – к тем временам, когда кислоты использовались сами по себе, а не в качестве электролита.
Старая школа травления уже умела подделывать рисунок дамасской стали – поэтому, если вам попался дешевый нож с узором, похожим на разводы дамаска, не спешите его покупать, возможно, это подделка. Делались такие узоры с помощью так называемой техники маскировки, когда лаком покрывалась часть клинка, не подлежащая травлению, а оставшаяся часть подвергалась воздействию кислот; для нержавеющей стали использовался ляпис.
После этого настала эра облучения ультрафиолетом клинка, на котором специальным консервационным лаком был выведен узор; после этого рисунок проявлялся в едком натре. Затем мастера научились пользоваться не лаком, а специально изготовленной для этого пленкой, что, конечно, делало работу чище: такие пленки можно заказать в специализированных магазинах, и именно с ними же работают и сейчас.
Все, что нужно мастеру кроме этой пленки, – электролит (ортофосфорная, солярная и серная кислоты) и источники постоянного и переменного тока. Этот способ подходит, когда рисунок на стали повторяется (например, речь идет о маркировке металла). Под действием тока электроды вырывают частички металла с его поверхности; делается такой узор с любой глубиной.
Дешевая подделка дамаска с помощью кислотного травления (слева) и современное электрохимическое травление
Электрохимическое травление называется также гальваническим, так как источником тока служит гальваническая батарея. Примечательно, что современный способ безопаснее для здоровья, так как протравка за счет гальванизации проходит быстро и вредные пары кислот просто не успевают выделяться.
Источник: www.tojiro.ru
Общество любителей пневматики 18+
Очень интересная статья по гальванике. Для перенесения рисунка на металл и создания изображения используется пленочный фоторезист от лазерного принтера. Что создаёт определённое удобство и существенно ускоряет общий процесс нанесения рисунка на металл.
Простая гравировка на ноже
Фотоотчет о том, как сделать несложную гравировку на лезвие ножа. Приятный подарок для любимой жены, девушки, мамы, бабушки или сестры.
Берем нож. Очищаем его от грязи и прочей гадости жидкостью для снятия лака.
Достаем с полки пленочный фоторезист (надо сначала положить его на полку) и вырезаем нужный нам кусочек.
На фоторезисте с двух сторон имеется тонкая защитная пленка. Отдираем с одной стороны пленку (я приклеивал скотч к краю).На фоторезисте с двух сторон имеется тонкая защитная пленка. Отдираем с одной стороны пленку (я приклеивал скотч к краю).
И клеим аккуратно на нож. Тут главное спокойствие и внимательность. С бодуна не стоит пробовать, т.к фоторезист должен лечь очень ровно и без пузырьков воздуха. (у меня кстати немного остались)
Берем пленку для печати на лазерном принтере (в моем городе не нашел где купить, пришлось через интернет-магазин заказывать) и печатаем что вашей душе угодно, главное не сильно тонкими линиями. Я долго голову ломал, что можно на кухонном ноже написать, и решил жене сделать сюрприз. Придет с работы, возьмет нож хлебушка отрезать и обрадуется(надеюсь)! Принтер у меня древний, поэтому тонер немного запачкал пленку, но в принципе ничего страшного.
Далее кладем наше творчество на фоторезист. Я смачивал слюной, пленка плотно прилипает и зазоров нет никаких. можете попробовать водой, если брезгуете
Все это дело засвечиваем под УФ лампой. Я купил на 5Вт, поэтому засвечивал порядка 10 минут на близком расстоянии, если лампа мощнее, надо экспериментировать с расстоянием и временем.
Покуда нож засвечивается, готовим раствор кальцинированной соды. Купить можно в хозяйственном, это обычная сода для стирки. На пол-литровую банку я сыпал чайную ложку с горочкой. Всю эту бадягу перемешиваем до полного растворения.
Через 10 минут достаем нож. Снимаем верхнюю пленку с фоторезиста (тоже скотчем цеплял) и смотрим что у нас получилось. Фоторезист должен потемнеть и отчетливо должна будет видна надпись. Если надписи не видно, то тут 2 причины, либо недостаточно засвечивали, в следствии чего весь фоторезист растворится в нашем растворе, либо напечатанные линии были слишком тонкими (недостаточно черными) и засветился весь фоторезист.
Растворяем не засветившийся фоторезист в растворе соды. Я болтал ножом и слегка протирал пальцем. Главное сильно не давить.
В результате хим. реакции не засвеченный фоторезист полностью растворяется. Убедитесь, что он растворился до металла… Промываем водой и промакиваем полотенцем насухо.
На всякий случай замазываем края лаком.
Подворовываем у ребенка (в магазине) пластилин и обклеиваем по контуру. Внимательно приклеивайте пластилин, чтобы не было дырок.
Заливаем раствором соленой воды (на 200 гр. я сыпал ложку чайную). Берем ненужный блок питания (я брал 12v 1.5A, больше точно не нужно), на нож кидаем +, минусовой клеммой водим по воде. Главное долго не держать (–) в воде. Секунд 5-7 поводили, достали клемму. 3-4 раза повторили, заменили раствор соленой воды, заодно посмотрели, что получается.
В зависимости от металла, надпись может почернеть, а может и нет. В моем случае так и произошло. Что бы надпись была не только «впуклой», но и отличалась по цвету, я залил сюда же на пару минут раствор хлорного железа. (уже без электричества естественно).
Снимаем пластилин, промываем, протираем. Остатки фоторезиста снимаем тем же растворителем.. Собственно вот что из всего этого получилось!
Источник: ozgun.su