Батарея д 30 сколько орудий

Гаубица Д-30

В послевоенные годы для поддержки пехоты стали все чаще использовать гранатометы. Противотанковые орудия стали устаревать, они превращались из легких и мобильных в неповоротливых монстров. В противовоздушной обороне остались в основном малокалиберные автоматические пушки.

Пережить такие времена без потерь удалось только крупнокалиберным гаубицам и минометам. Одной из самых распространенных крупнокалиберных гаубиц была 122-миллиметровая буксируемая гаубица Д-30, разработанная еще в 50-е годы в Екатеринбурге.

История создания

Гаубица Д-30 появилась как замена дивизионной 122 мм гаубице М-30, разработанной ОКБ Мотовилихинского завода под руководством Федора Федоровича Петрова в 1938 году. Практика использования М-30 в годы Великой Отечественной войны выявила как положительные стороны орудия, так и недостатки. К недостаткам М-30 относились низкая кучность стрельбы и конструкция лафета, не позволявшая вести круговой обстрел.

Гаубица Д-30. Сделано в СССР

Как и разработка М-30, проектирование ее замены в конце 1950-х годов было доверено Федору Петрову, возглавлявшему ОКБ завода № 9. Первоначальная разработка получила название Д-30 (2А18). Главным отличием от орудий, состоявших ранее на вооружении Советской армии, стала установка орудия на лафет из трех станин, которые расставлялись на угол 120°, что повышало устойчивость орудия при круговом обстреле.

Также новшеством стало буксирование орудия вперед стволом. Зацеп фаркопа тягача производился за шкворневую балку, прикрепленную к дульному тормозу на шарнире. При приведении орудия в боевое положение (к открытию огня), корпус орудия приподнимался домкратом с упором на грунт опорной плитой. Колеса на поворотных осях откидывались вверх.

Советская гаубица Д-30

Следующая модификация Д-30, появившаяся в 1978 году, получила обозначение Д-30А и отличалась жесткой конструкцией шкворневой балки, являвшейся единым целым с дульным тормозом. В дульном тормозе вместо 5 пар больших щелей и 1 малой были использованы 2 камеры. На бронещитке было установлено электрооборудование для удобства транспортировки орудия в колонне (указатели поворота и габаритные огни).

Устройство гаубицы Д-30

Чтобы обеспечить возможность кругового обстрела, конструкторы Д-30 использовали ранее не применявшуюся схему с лафетом, состоящим из трех станин. Раздвигаясь, они «ложатся» на грунт и фиксируются в нем забивными сошниками. Верхний станок и качающаяся часть орудия при этом могут свободно вращаться.

Ствол гаубицы оснащен щелевым дульным тормозом, вертикальный клиновой затвор – полуавтоматический.

Прицельные приспособления гаубицы – механический прицел Д-726, совмещенный с орудийной панорамой ПГ-1М (четырехкратного увеличения) и оптический прицел ОП-4М. Последний используется при стрельбе прямой наводкой, он обеспечивает увеличение в 5,5-крат и прицельную сетку, включающую дальномерную шкалу, шкалы дальности и боковых поправок.

Гаубица Д-30 ведет огонь (122-mm howitzer D-30 shooting)

Устройство гаубицы

Механический прицел при стрельбе прямой наводкой служит вспомогательным, а при ведении огня с закрытых позиций является основным. Углы места и прицеливания, которые вводятся в прицел, замеряются с помощью панорамы ПГ-1М.

Перевозилась гаубица Д-30 тягачами АТ-Л и АТ-П, а так же грузовиками ЗиЛ-157. Позже применялись тягачи МТ-ЛБ и грузовики «Урал»-375 или 4320. Подвеска ходовой части – торсионная, вести огонь «с колес» нельзя – они должны быть вывешены.

На модификации Д-30А щелевой дульный тормоз заменили двухкамерным, а колеса, заполненные губчатой резиной, сменили на пневматические. Это позволило увеличить скорость буксировки.

Боеприпасы

По баллистическим характеристикам новое орудие должно было занять промежуточное положение между гаубицей М-30 и пушкой А-19. Это и привело к необходимости создавать боеприпасы для Д-30с чистого листа. А единственным подходящим снарядом из уже существующих оказался осколочно-фугасный ОФ-462.

Этот снаряд, разработанный в 1931 году, весил 21,7 кг и снаряжался 3,67 кг тротила. В процессе разработки Д-30 для старого орудия М-30 успели разработать новые дальнобойные снаряды – химические, дымовые и осветительные. Они тоже могли быть адаптированы для стрельбы из новой гаубицы.

Эксплуатация гаубицы

Номенклатура осколочных боеприпасов Д-30 к 80-м годам пополнилась гаубичными снарядами семейств ОФ42 и ОФ56.

У последнего из них массу разрывного заряда довели до четырех килограмм, заменив тротил гексалом. Осколочное действие обеспечивает установка взрывателей на мгновенное действие, когда снаряд не успевает углубиться в преграду, а корпус почти не деформируется. Площадь сплошного поражения осколками оценивалась, как 18 м по фронту, и 8 – в глубину.

При стрельбе по танкам осколки массой около 1 г не могли нанести им существенных повреждений, но повредить приборы наблюдения и антенны они вполне могли. При установке взрывателей на фугасное действие снаряд несколько заглубляется в преграду. ОФ56, разрываясь в грунте, создает воронку трехметрового диаметра, и более метра глубиной. При стрельбе по танкам снаряд может уничтожить его навесное оборудование и проломить броню бортов или крыши.

Чтобы обеспечить возможность борьбы артиллерии с танками, для Д-30 разрабатывались кумулятивные снаряды. Первой попыткой создать такой снаряд для 122мм гаубиц стал вращающийся БП1, пробивавший до 180мм брони. Позже его заменили снаряды, которые в нарезном стволе стабилизировались особым вращающимся обтюратором, а в полете – оперением.

Выполненный по такой схеме снаряд БК3 мог пробить броню толщиной до 400мм.

Выстрелы в бою

Поздний снаряд БК13 уже и по внешнему виду напоминал снаряд гладкоствольного орудия, а его бронепробиваемость стала еще выше — до 460мм.

Для поражения больших масс пехоты в 1973 году на вооружение приняли снаряд Ш1, снаряженный стреловидными поражающими элементами. А самым совершенным и высокотехнологичным гаубичным 122мм снарядом Д-30 стал осколочно-фугасный «Китолов», корректируемый по лучу лазера. Метательный заряд в пластиковой или стальной гильзе поставляется в трех вариантах – полный заряд, уменьшенный переменный и специальный заряд для стрельбы кумулятивными снарядами БП1.

Технические характеристики гаубицы Д-30

Расчет, чел. 6
Калибр, мм 121,9
Длина ствола, мм 4875
Ширина орудия в походном положении, мм 1950
Углы наведения по вертикали, град от -7 до +70
Углы наведения по горизонтали, град 360
Масса боевая максимальная, кг 3150
Дальность стрельбы максимальная, м – 15400 (ОФС)
– 21900 (АРС)
Скорость снаряда начальная 690 м/с
Время перевода в боевое положение, мин 2-3
Скорострельность боевая, выстр./мин. 6-8
Макс. скорость буксировки, км/ч 80

Модификации орудия Д-30

  • Д-30. Базовая модификация, принятая на вооружение в 1963 году
  • Д-30А. Вариант гаубицы после модернизации в 1978 году. Орудие оснастили новым двухкамерным дульным тормозом, установили на щитке стоп-сигналы и габаритные огни
  • ДА18М-1. Модификация с досылателем
  • Д-30J. Модификация, разработанная в Югославии
  • Саддам. Версия орудия, созданная в Ираке
  • Type-96. Китайская модификация гаубицы
  • Халифа. Суданская модификация
  • Semser. Модификация, разработанная в Израиле для армии Казахстана. Она представляет собой САУ на базе КАМАЗ-63502 с орудием Д-30
  • Халифа-1. Модификация, разработанная в Судане: САУ на шасси КАМАЗ-43118 с орудием Д-30

Эксплуатация гаубицы Д-30

В Советской Армии гаубица Д-30 стала основным оружием полковой и дивизионной артиллерии. По две гаубичные батареи входили в состав артиллерийского дивизиона танковых и мотострелковых полков. В дивизиях 122мм гаубицами вооружался артиллерийский полк.

В воздушно-десантных полках Д-30 встречались в виде исключения. Армия Российской Федерации поначалу сохраняла такую же структуру вплоть до перехода на бригадную организацию. А в 2013 году объявили о снятии с вооружения гаубиц Д-30, которые планировалось заменить артсистемами калибра 152мм на уровне дивизий и 120мм универсальными орудиями в полках.

Впервые, впрочем, в бой орудие вступило в составе армий арабских стран во время войн с Израилем. Из-за слабой выучки и низкого боевого духа солдат гаубица себя особенно ничем не проявила, а израильтяне захватили множество Д-30 в качестве трофеев. А советские войска смогли опробовать гаубицу в бою в Афганистане. И там она, обладая большими углами возвышения и возможностью вести круговой обстрел, оказалось незаменимым при организации обороны. После развала СССР Д-30 пришлось повоевать во всех конфликтах, разворачивавшихся на постсоветском пространстве – от чеченских войн до конфликта с Грузией и событий на Украине.

Читайте также:  Что нужно для удочки

После выстрела

Правительственные войска в Сирии до сих пор используют Д-30, а также импровизированные самоходки на базе, например, грузовиков, вооруженные этим орудием.

Иракские и афганские гаубицы были в основном брошены армиями во время американского вторжения, а потом либо использовались для вооружения вновь созданных правительственных войск, либо отошли террористическим группировкам. Схожая ситуация наблюдается и в Ливии.

Д-30 числятся на вооружении некоторых африканских стран, но поскольку их количество иногда не доходит и до десятка, то говорить об их боевой ценности не приходится.

Гаубица Д-30 появилась более, чем полвека назад. Но до сих пор она не является потерявшим ценность устаревшим орудием, которое могут позволить себе лишь беднейшие страны. Наоборот – по своим качествам она и сейчас отвечает всем требованиям и в умелых руках может быть грозной силой.

А если дополнить панораму и оптический прицел баллистическим вычислителем – ее возможности могут выйти на качественно новый уровень. Конструкция гаубицы оказалась удачной и в плане удобства эксплуатации – обращение с ней легко может освоить любой расчет. Если Д-30 и не была самой лучшей советской гаубицей – то одной из лучших точно.

Источник: army-today.ru

122-мм гаубица Д-30 / 2А18

122-мм гаубица. Разработана в конце 1950-х годов ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова. Предположительно при создании орудия использованы германские наработки времен Великой Отечественной войны. Гаубица принята на вооружение и серийно производится с начала 1960-х годов артиллерийским заводом №9 (г.Екатеринбург, ныне — ОАО «Завод №9»).

Одно из самых массовых послевоенных артиллерийских орудий. К 1994 г. производство базовой модели гаубицы в России прекращено.

Гаубица Д-30А / 2А18М с выставки RAE-2013, г.Нижний Тагил, 25-28 сентября 2013 г. (фото — Илья Крамник, http://legatus-minor.livejournal.com/).

122-мм гаубица Д-30А (публикация — 2012 г., фото — О.Балашов, http://www.mil.ru).

122-мм гаубица Д-30, г.Москва, 2011 г. (фото — Виталий Рагулин, http://dervishv.livejournal.com).

Конструкция — лафет трехстанинный, обеспечивает круговое наведение орудия в горизонтальной плоскости. Орудие оснащено небольшим щитом. Транспортное положение гаубицы — стволом вперед. Гаубица буксируется за ствол.

Модификация Д-30А отличается использованием двухкамерного дульного тормоза вместо щелевого.

Штатный тягач в ВС России (2000-е годы) — Урал-4320.

Для движения по глубокому снегу гаубица оснащается лыжной установкой. Стрельбы с лыжной установки невозможна.

Дульный тормоз и прицел 122-мм гаубицы Д-30, г.Москва, 2011 г. (фото — Виталий Рагулин, http://dervishv.livejournal.com).

ТТХ гаубицы:

Д-30 / 2А18 Д-30А / 2А18М
Расчет 7 чел 7 чел
Калибр 121,9 мм 121,9 мм
Длина орудия в походном положении 5400 мм 5400 мм
Длина ствола 4875 мм (38 калибров)
Ширина орудия в походном положении 1950 мм 1950 мм
Углы наведения по вертикали от -7 до +70 град от -7 до +70 град
Углы наведения по горизонтали сектор 360 град сектор 360 град
Масса при буксировке 3400 кг
Масса боевая максимальная 3150 кг
Дальность стрельбы максимальная — 15400 м (ОФС)
— 21900 м (АРС)
— 15300 м (ОФС, источник)
Скорость снаряда начальная 690 м/с
Время перевода из транспортного положения в боевое 1.5-2.5 мин 1.5-2.5 мин
Скорострельность боевая 6-8 выстр/мин 6-8 выстр/мин (источник)
Скорость буксировки по асфальту или бетону 80 км/ч 80 км/ч

Боеприпасы:
— осколочно-фугасный снаряд (ОФС).

— активно-реактивный снаряд (АРС).

— осколочный снаряд (ОС) — основной тип боеприпасов гаубиц (боекомплект гаубицы М-30).
Масса — 21.76 кг

— бронебойный кумулятивный снаряд (БКС) БП-463 может применяться из гаубицы. Практически использовался крайне редко (боекомплект гаубицы М-30).
Бронепробиваемость — 200 мм на дальности 630 м

— дымовой снаряд (ДС).

— осветительный снаряд (ОСС).

— агитационный снаряд (АГС).

— специальный химический снаряд — по состоянию на 1994 г. на вооружении нет.

Модификации:
— Д-30 — базовая модель гаубицы.

— Д-30А / 2А18М — модернизированный вариант гаубицы, последняя серийная модель, производится как минимум с 1978 г. По состоянию на 2006-2013 г.г. — в производстве (источник).

— Д-30А-1 / 2А18М-1 — вариант гаубицы Д-30А с полуавтоматическим досылателем снаряда. По состоянию на 2006-2013 г.г. может быть произведена для заказчика заводом-производителем (источник).

— САУ 2С1 — самоходная артиллерийская установка с орудием, созданным на базе гаубицы Д-30.

Статус: СССР / Россия
— 1979-1989 г.г. — гаубица активно и эффективно использовалась во время войны в Афганистане.

— 2013 г. — состоит на вооружении ВС России.

Экспорт: всего за всё время на экспорт было поставлено не менее 3600 ед.

Венгрия — была и возможно есть на вооружении.

Вьетнам — была и возможно есть на вооружении.

ГДР — была на вооружении.

Египет — гаубица Д-30 выпускалась серийно. Для армии Египта американо-английским консорциумом предлагалась САУ на базе гаубицы Д-30.

Ирак — гаубица Д-30 выпускалась серийно под названием Saddam.

Китай — гаубица Д-30 выпускалась серийно, к ней выпускалось оригинальное семейство боеприпасов. Так же серийно выпускалась САУ 122-мм Тип 85.

КНДР — гаубица Д-30 производится и состоит на вооружении как минимум с 1970-х годов (или ранее).
— 2013 г. 27 июля — на параде в Пхеньяне показаны САУ с гаубицей Д-30 на шасси БТР Мод.1973, известного как VTT-323 (источник).

САУ с гаубицей Д-30 на шасси БТР Мод.1973. Парад в Пхеньяне, 27.07.2013 г. (http://www.cri.cn via http://imp-navigator.livejournal.com).

Ливан:
— 1992 г. — есть на вооружении в числе 90 орудий всей ствольной полевой артиллерии;

Монголия — была и возможно есть на вооружении.

Польша — была и возможно есть на вооружении.

Румыния — была и возможно есть на вооружении.

Сирия:
— 1970-1980-е годы — первые поставки
— 2015 г. — есть на вооружении, применяется войсками Башара Асада.

Солдаты армии Башара Асада ведут бои около города Морек в Сирии, 07.10.2015 г. (фото — AP Photo/Alexander Kots, http://tass.ru).

Судан:
— 2013 г. февраль — на выставке вооружений и военной техники IDEX-2013 в Абу-Даби суданское государственное военно-промышленное объединение Military Industry Corporation (MIC) представило материалы по разработанной ими 122-мм самоходной гаубице Khalifa GHY02. Данная система представляет собой открытую установку качающейся части 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 на платформе модифицированного 10-тонного автомобиля КамАЗ-43118 с колесной формулой 6х6, оснащенного также специально разработанной бронированной кабиной. Общая боевая масса САУ составляет 20,5 тонн, перевозимый боекомплект — 45 выстрелов, расчет — пять человек. Заявляется оснащение установки системой управления огнем. Серийность самоходной гаубицы Khalifa GHY02 неизвестна (источник).

122-мм гаубица Khalifa GHY02 созданная на базе гаубицы Д-30 (снятие ретуши наше, источник).

Чехословакия — была и возможно есть на вооружении.

Эстония — гаубицы Д-30 остались на вооружении эстонской армии после выхода страны из состава СССР.
— 2014 г. — Д-30 есть на вооружении.

Гаубица Д-30 на показе военной техники в Валга в честь эстонского праздника, 23.06.2014 г. (фото — Jassu Hertsmann, http://rus.delfi.ee/).

Югославия — гаубица Д-30 выпускалась серийно под названием D-30Y.

Каталог

  • ВОЗДУХ
  • Loading.
  • Бронетехника
  • Loading.
  • Loading.
  • Loading.
  • Loading.
  • Loading.
  • Loading.
  • Loading.
  • Loading.
  • РСЗО
  • Loading.
  • Артсистемы калибра до 100 мм
  • Loading.
  • 122-мм гаубица М-30
  • 122-мм пушка Д-74
  • 130-мм пушка М-46
  • 122-мм гаубица Д-30
  • Loading.
  • Loading.
  • Loading.
  • Loading.
  • Loading.
  • Loading.
  • Loading.
Читайте также:  Кто познал охоту на человека хемингуэй

Источник: militaryrussia.ru

122-мм гаубица Д-30. СССР

122-мм гаубица Д-30 была разработана в конце 1950-х годов в ОКБ-9 артиллерийского завода № 9 имени М.И. Калинина (г. Свердловск) для замены в войсках гаубицы М-30. Группа конструкторов под руководством Ф.Ф.

Петрова, изучив трофейные немецкие разработки, предложила совершенно новую для советской полевой артиллерии схему: вместо ставших уже традиционными двух раздвижных станин лафет имел три станины, а ходовая часть размещалась на верхнем станке. Одна из трех станин являлась неподвижной, а остальные две разводились относительно ее на 120° при приведении гаубицы в боевое положение. Перед выполнением этой операции гаубица с помощью винтового домкрата опиралась на поддон нижнего станка, а колеса ходовой части вывешивались над грунтом. Время перевода гаубицы из походного положения в боевое составляло 1,5 — 2,5 минуты.

Основным достоинством подобной схемы является возможность ведения кругового обстрела без отделения хода. Новая компоновка ствола, когда тормоз отката и накатник расположены сверху, позволила, снизив высоту линии огня с 1200 до 900 мм и облегчив его маскировку на поле боя, использовать орудие в системе противотанковой обороны наряду с выполнением основной задачи – подавления огневых точек и разрушением полевых фортификационных сооружений. Также использование новой компоновки в Д-30 позволило значительно улучшить характеристики орудия по сравнению с гаубицей М-30: угол возвышения ствола увеличился с 63,5 до 70 градусов, а максимальная дальность стрельбы возросла с 11,8 до 15,3 км . Все это в сочетании со снарядом массой 21,7 кг позволяет легко уничтожать укрытые цели противника.

Клиновой затвор с полуавтоматикой облегчил работу расчета и позволил увеличить скорострельность до 8 выстрелов в минуту – против 6 выстрелов у предшественницы, имевшей поршневой затвор. 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение Советской армии в 1960 году, получив индекс «изделие 2А18».

Гаубица состоит из ствола, противооткатных устройств, лафета и прицельных устройств. Ствол состоит из: трубы, дульного тормоза, захватов, казенника и затвора. На стволе смонтирован многощелевой дульный тормоз, поглощающий до 50% энергии отдачи. Затвор клиновой, вертикально перемещающийся с полуавтоматикой копирного типа.

Для удержания снаряда от выпадения при заряжании и больших углах возвышения в затворе имеется специальный удерживающий механизм. Лафет состоит из люльки, верхнего станка, нижнего станка, уравновешивающего механизма, приводов вертикальной и горизонтальной наводки, колесного хода, механизмов подрессоривания, и механизма крепления орудия по-походному.

Противооткатные устройства, состоящие из накатника и тормоза откатных частей, размещены в корытообразной люльке над стволом. Прицельные устройства состоят из панорамного прицела и телескопического прицела.

Ствол, люлька, противооткатные устройства и прицельные устройства составляют качающую часть орудия, которая приводится во вращательное движение относительно оси цапф люльки ствола при наводке ствола в вертикальной плоскости. Качающая часть, верхний станок с боевым щитом и колесным ходом, уравновешивающий механизм и привода наводки образуют вращающую часть, которая приводится во вращательное движение относительно оси боевого штыря верхнего станка при наводке ствола в горизонтальной плоскости. Смонтированные на верхнем станке механизмы наведения орудия в цель позволяют вести стрельбу с углами вертикального обстрела от -7° до +70°. При углах возвышения до 22° угол горизонтального обстрела равен 360°, а при углах возвышения, превышающих 22°, круговой обстрел ограничивается только на участках расположения казенника над станинами. Нижний станок с тремя станинами и гидравлическим домкратом образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия.

Для защиты расчета от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин на верхнем станке смонтировано щитовое прикрытие. Для перевода его в походное положение подвижные станины сводятся с неподвижными и крепятся к ней. После этого она специальной рамой соединяется со стволом у его дульной части.

Гаубица буксируется стволом вперед, при этом для соединения ее с тягачом используется шкворневая балка, закрепленная снизу дульного тормоза. Гаубица Д-30 транспортируется трехосным армейским грузовым автомобилем(6×6). Наличие торсионного подрессоренного колесного хода позволяет буксировать гаубицу с большой скоростью (до 80 км/ч ), как по шоссе, так и по пересеченной местности.

Для движения по глубокому снегу гаубица оснащается лыжной установкой. Стрельба с лыжной установки — невозможна. Сравнительная компактность гаубицы позволила осуществлять ее десантирование с воздуха – для этого предусматривались специальные платформы.

Стрельба из гаубицы Д-30А ведется всеми теми же типами боеприпасов, что используются для стрельбы из гаубицы М-30: выстрелами раздельно-гильзового заряжания с рядом переменных зарядов и осколочными, осколочно-фугасными, кумулятивными, дымовыми, осветительными и агитационными снарядами, а также снарядами со стреловидными убойными элементами. Дальность прямого выстрела составляет 850 м , максимальная дальность стрельбы — 15300 м . В 1980-х годах для гаубицы Д-30 был создан активно-реактивный снаряд, имеющий максимальную дальность 21 000 м . Кумулятивный снаряд гаубицы пробивает на дальности 630 м расположенную под углом 90° плиту броневой стали толщиной 200 мм.

Гаубица Д-30 предназначена для уничтожения и подавления живой силы и огневых средств пехоты противника, открытых и находящихся в укрытиях полевого типа, разрушения ДЗОТов и других сооружений полевого типа, борьбы с артиллерией, мотомеханизированными средствами и танками противника. Гаубица Д-30 стала одной из самых распространенных артиллерийских систем в армиях государств-участников Варшавского договора.

Кроме того, гаубица широко экспортировалась и выпускалась по лицензии в некоторых странах. В частях и подразделениях Советской армии, на вооружении которых стояла Д-30, ее высоко оценили за исключительную надежность, простоту в обслуживании и высокие огневые качества. Она применялась во многих военных конфликтах в 1970 – 2000-х годов. Первое боевое крещение Д-30 состоялось во время войны в Афганистане, где гаубица использовалась в частях ОКСВА и хорошо себя зарекомендовала. Производство гаубицы Д-30 осуществлялось с 1960 по 1989 год заводом № 9.

  • Музей Победы
  • Военная техника
  • Артиллерия
  • Бронетанковая техника
  • Автомобильная техника
  • Военно-воздушные силы
  • Военно-Морской флот
  • Железнодорожные войска и сооружения
  • Военно-фортификационные сооружения
  • Основные виды музея

Источник: victorymuseum.ru

Гаубица Д-30: фото, технические характеристики

Как утверждают военные специалисты, в ходе проведения боевых действий противник в качестве укрытия может использовать различные как искусственные, так и естественные преграды. Достать его можно, только выполняя навесную стрельбу. Специально для ведения такого огня оружейными инженерами было разработано артиллерийское орудие – гаубица.

При помощи такой пушки эффективно уничтожаются блиндажи и прочие вражеские укрепления. В 60-х годах был спроектирован шедевр отечественной артиллерии — советская гаубица Д-30. Это вооружение оказалось достаточно эффективным на равнинной и гористой местности. Гаубица Д-30 считалась самым массовым артиллерийским орудием в армии СССР.

Также было налажено производство этих пушек для экспортирования в другие страны. Информация об устройстве и технических характеристиках гаубицы Д-30 содержится в статье.

Знакомство

122-мм гаубица Д-30 является советским буксируемым артиллерийским орудием. На вооружение армии пушка поступила в 1963 году. В течение десяти лет советскими конструкторами велись работы по модернизации данного орудия. С 1978-го гаубица Д-30 в новом модифицированном варианте используется армиями многих государств. В технической документации орудие значится как Д-30А (ГРАУ 2А18М).

Кроме Советского Союза, производством гаубицы Д-30 занимались Египет, Ирак, Китай и Югославия. В России выпускать это орудие прекратили в 1994-м.

гаубица д 30 снаряды

Начало создания

Первые варианты артиллерийских орудий, обеспечивающих навесную стрельбу, были разработаны в XIV веке европейскими оружейниками. До этого для уничтожения противника применялась прямая наводка. С появлением разрывных боеприпасов гаубичную артиллерию начали широко использовать при осаде и штурме вражеских укреплений. Звездный час пушек настал в годы Первой мировой войны.

Читайте также:  Как вязать дроп шот оснастка

Поскольку боевые действия были позиционного характера, подобная артиллерия оказалась очень кстати. Пушки использовались обеими враждующими сторонами. Как утверждают специалисты, в первую мировую снаряды были намного эффективнее чем стрелковое оружие и отравляющие газы.

В Великую Отечественную советская армия широко использовала артиллерийские навесные орудия – гаубицы М-30. Однако Н. Хрущев, посчитав данный тип вооружения анахронизмом, существенно затормозил дальнейшие работы по усовершенствованию гаубиц. По его убеждению, будущее было за реактивными ракетами.

В результате, как утверждают эксперты, ствольная артиллерия отстала на несколько лет. Только в 60-х годах советские конструкторы начали создавать новую дивизионную 122-миллиметровую гаубицу, которой планировалось заменить легендарную М-30, разработанную Ф. Петровым. Данному конструктору было поручено создать также и гаубицу Д-30.

Проектирование

Ф. Петров в те годы руководил работой опытного конструкторского бюро завода № 9. При создании новой советской гаубицы Д-30 оружейные инженеры учли слабые стороны, которые были присущи М-30. Орудие обладало недостаточной кучностью и не было приспособлено для ведения круговых обстрелов.

Особенность гаубицы Д-30 (фото орудия представлено в статье) заключалась в необычном устройстве лафета. Конструктивно он сильно отличался от лафетов остального артиллерийского оружия, используемой советской армией. Стремясь сделать возможным выполнение новой гаубицей круговых обстрелов, лафет для нее оснастили тремя станинами. Также орудие отличалось и способом буксировки: дульный тормоз прикрепили к шкворневой балке.

гаубица д 30 фото

О производстве

Изготовление Д-30 осуществлялось на заводе № 9. В 1963-м гаубица поступила на вооружение советской армии. В 1978 году в устройстве орудия были произведены незначительные изменения: шкворневая балка получила жесткую конструкцию, а для дульного тормоза разработали две камеры. С целью обеспечить удобную транспортировку, броневой щиток оборудовали поворотами и габаритными огнями.

В начале 90-х неоднократно подымался вопрос о снятии гаубиц с вооружения армии России. Как сообщили в Минобороны, с 2013 года Д-30 находятся на базах хранения. Вместо этого артиллерийского орудия в российской армии будет использоваться 152-миллиметровая буксируемая гаубица «Мста-Б» или самоходная установка «Акация». Д-30 будет использоваться воздушно-десантными и десантно-штурмовыми подразделениями.

советская гаубица д 30

О предназначении

Характеристики гаубицы Д-30 дают возможность выполнять следующие боевые задачи:

  • Уничтожать и подавлять живую силу противника, расположенную в полевых укрытиях (окопы, блиндажи и землянки).
  • Уничтожать огневые пехотные средства.
  • Разрушать деревоземляные огневые точки (ДЗОТы) и другие сооружения.
  • Проделывать проходы в проволочном заграждении и на минном поле.
  • Эффективно противостоять артиллерии, мотомеханизированным средствам и вражеским танкам.

О применении

Д-30 применяются армиями многих государств и участвовали в вооруженных конфликтах. С 2009 года две артиллерийские единицы используют при проведении традиционной полуденной стрельбы в городе Санкт-Петербурге. С 2017-го 68 орудий эксплуатирует противолавинная служба гидрометеорологии.

советская гаубица д 30 шедевр отечественной артиллерии

Об устройстве

В конструкции гаубицы имеются лафет, ствол, противооткатное устройство и прицельные приспособления. Для орудия предусмотрена ручная подача снарядов. Гаубица Д-30 является артиллерийским орудием с раздельно-гильзовым заряжением. Боевой расчет состоит из шести человек. В орудийном стволе имеются следующие компоненты:

  • труба;
  • казенник;
  • съемный дульный тормоз;
  • зацепляющие крепления (2 шт.);
  • затвор.

д 30 гаубица дальность стрельбы

На стволе орудия сразу перед щитком – место для расположения противооткатного устройства. Его наличие положительно отразилось на боевой эксплуатации гаубицы. Данное устройство представлено двумя металлическими цилиндрами.

Первый из них является гидравлическим тормозом, задача которого заключается в том, чтобы замедлять откат орудия, второй – гидропневматическим накатником. Его функция – сразу после выстрела возвратить ствол в исходную позицию. Как утверждают специалисты, с противооткатным устройством гаубица во время стрельбы обладает хорошей устойчивостью.

Кроме того, удалось снизить механическую нагрузку на лафет, что существенно продлевает его эксплуатационный срок. Данный нюанс немаловажен, поскольку орудие обладает большим весом. Лафет гаубицы состоит из люльки, уравновешивающего механизма, верхнего и нижнего станков, приводов, обеспечивающих горизонтальную и вертикальную наводку, колес, подрессоривающих механизмов и специальных креплений. Д-30 оборудована телескопическим и панорамным прицелами.

О частях орудия

Гаубица состоит из качающейся, вращающейся и неподвижной частей. Качающаяся представлена люлькой, стволом, противооткатными средствами и прицельными приспособлениями. Путем перемещения данной части относительно цапф осуществляется вертикальная наводка артиллерийского орудия. Вращающаяся состоит из колес и щита.

Смещение выполняется относительно штыря в верхнем станке, благодаря чему возможно наведение гаубицы в горизонтальной плоскости. Нижняя часть состоит из станин и гидродомкрата.

Как работает?

Как утверждают специалисты, чтобы привести гаубицу в боевое положение расчету понадобится не более трех минут. Одну станину оставляют в неподвижном положении, остальные раздвигают на 120 градусов. Благодаря такой конструкции лафета из орудия стало возможным осуществлять круговую стрельбу без его смещения.

122 мм гаубица д 30

Д-30 оборудована клиновым полуавтоматическим затвором. В течение одной минуты из данной артиллерийской единицы можно произвести до восьми выстрелов. Благодаря особой ствольной компоновке (дульный тормоз и накатник расположены в верхней части) линия огня снижена и составляет 900 м. Как утверждают специалисты, за счет сниженных габаритов Д-30 менее заметна. Благодаря небольшой линии огня, гаубица идеальна для противотанковой обороны.

Как транспортируется артиллерийское орудие?

Для Д-30 предусмотрен стандартное тяговое средство – «Урал-4320». По асфальтированному и бетонированному покрытию данное орудие транспортируют с максимально допустимой скоростью 80 км/ч. Буксировка на покрытой снегом поверхности происходит с использованием специальной лыжной установки.

Однако, как утверждают специалисты, в данном случае производить артиллерийский огонь из орудия становится невозможно. Благодаря небольшим габаритно-весовым характеристикам, Д-30 транспортируется также с применением вертолетов. Не исключается возможность десантирования гаубицы при помощи парашюта.

О боеприпасах

Для Д-30 предусмотрена широкая номенклатура снарядов. Преимущественно используются осколочно-фугасные снаряды. Максимальная дальность стрельбы гаубицы Д-30 таким боеприпасом до 16 тыс. м. Применяются также противотанковые кумулятивные, осколочные, дымовые, осветительные и специальные химические снаряды. Поразить цель из данного артиллерийского орудия можно и на дистанции не более 22 тыс. м. Для этого понадобится воспользоваться активно-реактивными боеприпасами.

ТТХ

  • Артиллерийское орудие относится к типу гаубиц.
  • Длина ствола составляет 4875 мм.
  • Ширина гаубицы 195 см.
  • В вертикальной плоскости наводка варьируется в пределах от -7 до +70 градусов, в горизонтальной 360.
  • Весит артиллерийское орудие до 3150 кг. Масса гаубицы с осколочно-фугасными боеприпасами достигает 15 400 кг, с активно-реактивными – 21900.
  • К цели снаряд движется со скоростью 690 м/с.
  • Показатель скорострельности составляет 7-8 выстрелов в минуту.
  • Максимальная скорость транспортировки по твердой поверхности 80 км/ч.

О модификациях

Гаубица Д-30 послужила базой для создания следующих артиллерийских вариантов:

  • Д-30А. Первая модификация 1978 года выпуска. Гаубица имеет новый двухкамерный дульный тормоз, щиток оснащен стоп-сигналами и габаритными огнями.

гаубица д 30 характеристика

  • ДА18М-1. В конструкции гаубицы имеется специальный досылатель.
  • Д-30J. Является югославской модификацией.
  • Саддам. Под таким названием значится Д-30, выпускаемая иракской оружейной промышленностью.
  • Туре-96. Модификацию Д-30 производят в Китае.
  • Халифа. Суданская модель артиллерийского орудия. Самоходная артиллерийская установка размещена на шасси от КАМАЗа-43118. Оснащена пушкой от Д-30.
  • Semser. Наработка израильских оружейников. Выпускается для казахстанской армии. Ходовая часть представлена шасси КАМАЗ-63502. Артиллерийский огонь ведется из ствола гаубицы Д-30.

Кроме того, на базе гаубицы российскими оружейными конструкторами была спроектирована самоходная артиллерийская установка «Гвоздика». На данный момент различные модификации Д-30 используются армиями свыше 50 государств.

Источник: www.syl.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...