Золотая рыбка лодка подводная технические характеристики

В. ЗАЙЦЕВ, капитан 1 ранга-инженер в отставке (г. Минск).

Подводная лодка К-162.

Конструкторы, строители, военпреды, члены приемочной Госкомиссии и командный состав «Золотой рыбки» (1970 год).

В марте 2006 года подводным силам ВМФ России исполнилось 100 лет. За этот срок подводники вписали в историю государства много страниц — славных и трагических. Не все они широко известны, и мне, в меру сил, хотелось бы устранить некоторые белые пятна.

С 1959 по 1972 год я служил в Северодвинске на «Севмашпредприятии» (ныне — ФГУП ПО «Севмаш») и непосредственно участвовал в реализации трех, тогда совсем новых направлений научно-технического прогресса: внедрение ядерной энергетики в судостроении; создание и применение новых конструкционных материалов на основе сплавов титана; автоматизация процессов управления сложными технически ми системами.

Ярким примером удачного решения проблем по всем этим направлениям стало строительство первой в мире атомной подводной лодки с титановым корпусом. В то время все работы велись с соблюдением режима строгой секретности, и в документах, в том числе в приемном акте, даже титан упоминался как «сплав № 3». В нашей среде лодку называли по заводскому номеру — 501. Лишь в начале 1990-х годов сначала за границей, а затем в России появились книги об этой лодке, где упомянуто ее тактическое название К-162 и приведены некоторые тактико-технические характеристики:

Убийца авианосцев — К-162 Золотая Рыбка подводная лодка документальный фильм Camelot G

нормальное — 5197 м 3 ;

подводное — 6200 м 3 .

Глубина погружения — 400 м.

надводная — 16 узлов;

подводная — 42 узла.

Мощность одного реактора — 91 МВт.

Мощность турбины — 40 тыс. л.с.

Крылатых ракет с подводным

Торпедных аппаратов — 4.

Экипаж — 80 человек.

Зачин работе положило Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О создании скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и НИОКР для подводных лодок», датированное декабрем 1959 года. Корабль заложили 31 декабря 1966 года, а 31 декабря 1969 года после окончания первого этапа государственных испытаний подлодку передали в опытную эксплуатацию Северному флоту. Строительство и испытания принципиально новой подлодки заняли всего три года, что было своеобразным рекордом.

Саму лодку проектировали в ЦКБ-16 (ныне — санкт-петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), которое тогда возглавлял главный конструктор академик Н. Н. Исанин. Там создавали конструкции надводных кораблей и вооруженных ракетами подводных лодок, но специалистов по атомным реакторам в бюро не было, и энергетическую установку разрабатывали под руководством академика А. П. Александрова, занимавшего в то время должность директора Института атомной энергии им. И. В. Курчатова.

Широкое применение автоматики позволило обеспечить обслуживание лодки экипажем всего из 80 человек. Для сравнения: численность экипажа надводного крейсера на порядок больше, хотя его водоизмещение всего вдвое превышало водоизмещение лодки, а мощности энергетических установок были соизмеримы (55 и 40 тыс. л.с. на гребном валу соответственно). Лодка была напичкана датчиками и приборами.

Вообще в строительстве лодки и изготовлении комплектующих участвовали предприятия всех девяти министерств, как теперь сказали бы, оборонно-промышленного комплекса. Из-за тотальной секретности согласовать работу предприятий оказалось невозможно — у каждого предприятия были свои подходы, свой «почерк» проектирования, своя элементная база, не говоря уже о нормативной технической документации. Это создавало дополнительные трудности как при строительстве, так и при испытаниях. И хотя отчасти координацию пытались наладить военпреды, все же недоразумений избежать не удалось.

В частности, было много неприятностей с деталями из титанового сплава. Он имеет плотность 4,45 г/см 3 , тогда как сталь — 7,85 г/см 3 , и даже при почти вдвое более низком модуле упругости применение этого сплава давало выигрыш до 25% в удельной прочности конструкций.

Правда, изделия из сплава № 3 оказались дорогими. Килограмм листового металла стоил 18 руб., столько же, сколько килограмм черной икры. Поэтому лодку 501 мы полушутя стали называть «золотой рыбкой».

Однако на Коммунарском металлургическом заводе, откуда к нам поступали заготовки, эти рекоменда ции проигнорировали. Более того, там внедрили рацпредложение, по которому заготовки перед прокаткой ради снижения расходов нагревали доменным газом, очень богатым водородом. В результате на стапель попало несколько десятков тонн бракованного листа. Нам пришлось долго и кропотливо выискивать по номерам плавок и схемам раскроя негодные детали и заменять их. Хорошо еще, что на «Севмаше» был налажен жесткий входной контроль.

Тем не менее было принято решение не наносить на титановый корпус специальные антишумовые и противогидроакустические покрытия и даже не красить его, чтобы вовремя визуально обнаружить появление трещин.

На создание лодки правительство выделило 240 млн руб. (в нынешнем масштабе цен это составляет около 10 млрд руб. — Прим. ред .). Но мы проанализировали затраты, и оказалось, что даже с учетом непредвиденных расходов на бракованные заготовки можно уложиться в 220 млн руб. Таким образом, каждый гражданин СССР вложил 1 руб. в этот объект, а сэкономленные 20 млн руб. были в дальнейшем переданы Северному флоту на опытную эксплуатацию лодки.

Один из основных технологических процессов при строительстве лодки — сварка. Ее производили в среде аргона неплавящимися вольфрамовыми электродами, легированными редкоземельными элементами. В качестве присадочного материала использовалась титановая проволока, предварительно отожженная в вакууме. Проволоку хранили и переносили в специальных металлических пеналах. Сварщики работали в чистых нитяных перчатках.

Всего на сварочные работы израсходовали 1 млн кубометров аргона. Некоторые особенно ответствен ные узлы сваривали в специальных герметичных камерах «Атмосфера-1» и «Атмосфера-2», которые заполняли аргоном, и сварщики работали там, как водолазы, в скафандрах. Это повышало качество работ и давало экономию аргона.

К сожалению, объемы камер все же были ограничены, и крупные детали варили прямо в цеху. Отработанный аргон растекался по помещению и скапливался около пола. Даже крысы в сборочном цехе погибли, в живых остались лишь те, что сообразили перебраться поближе к крыше цеха, на подкрановые пути.

Но однажды несчастье случилось и с рабочими. Они готовились варить в одной цистерне и задохнулись, практически «утонув» в аргоне, скопившемся после предыдущих работ. После этого все замкнутые объемы должны были иметь технологические вырезы для выхода аргона, а перед работами проводился предварительный анализ воздуха.

Широкое использование аргона при сварке в судостроении способствовало развитию металлургического производства и химической промышленности, так как при извлечении аргона из воздуха в качестве сопутствующих продуктов получали азот и кислород. Азот шел на производство удобрений, а кислород использовался для дутья при плавке стали в конвертерах.

Позже выяснилось, что причиной обильного выделения водорода стала дегазация гидрида титана, примененного разработчиками в качестве эксперимента для улучшения биологической защиты реактора вместо обычных свинца и полиэтилена. Это был явный просчет материаловедов, и гидрид титана на подлодках для этой цели больше никогда не применялся.

Наконец, настало время ходовых испытаний. Наиболее запомнившимся их эпизодом стало установление обитаемым аппаратом рекорда скорости хода под водой. При мощности главной энергетической установки 90% и расчетных оборотах винтов лодка достигла скорости около 42 узлов. Представитель Кировского завода, где изготовили главный турбозубчатый агрегат — своего рода трансмиссию подлодки, дал «добро» на постепенное увеличение частоты вращения при условии усиленного контроля линии вала и подшипников. И при частоте вращения вала примерно на 6% выше расчетной скорость возросла до 44,74 узла (80,4 км/ч).

Читайте также:  Что едят на праздник драконьих лодок в Китае

Столь впечатляющие результаты оказались возможными благодаря мощным двигателям и хорошей обтекаемости корпуса; он напоминал торпеду и в задней части плавно переходил в обтекатели винтов — эти обтекатели за своеобразную форму называли «штанами».

Когда лодка всплыла и был произведен осмотр палубы, выяснилось, что напором воды вырвало дверь в ограждении рубки, один лючок на верхней палубе, два лючка в носовой части. Оторвало и радиоантенну. Срочно установили запасную антенну, после чего послали шифровку в адрес Л. И. Брежнева о завоевании советскими подводниками «голубой ленты»* под водой. Этот рекорд скорости не превзойден до сих пор. При следующем контрольном погружении антенна опять «улетела», и в дальнейшем пришлось изменить ее конструкцию и улучшить обтекание.

Курьезный случай произошел при возвращении на базу. Мы дали радиограмму с заявкой на буксиры для проводки по каналу во время максимального прилива и рассчитывали утром в выходной быть дома. Вечером накануне лодка, находившаяся в другом конце Белого моря, погрузилась и на крейсерском 42-узловом ходу ринулась домой. Мы всю ночь наслаждались безупречной работой механизмов.

Утром всплыли, и… никто нас не встретил. Оперативный дежурный базы был бывалым моряком, он знал наше расположение, среднюю скорость атомных подлодок, все подсчитал и решил, что мы блефуем и заказали буксиры с запасом. Так нам и пришлось простоять у приемного буя до позднего вечера, когда прилив нагнал воду.

К концу декабря 1969 года оставалось провести ракетные стрельбы и мореходные испытания при большом волнении. Тридцатого декабря на лодку погрузили ракеты, произвели необходимые проверки. Мы были готовы выйти в море и произвести новогодний салют. Но мороз и лед не оставили на полигоне необходимого свободного пространства. В 15 часов 31 декабря была получена телеграмма Главкома ВМФ, разрешающая подписать акт приемки, а стрельбы перенести на следующую навигацию, кода планировалась опытная эксплуатация лодки.

В следующем году испытания, на которые, как было упомянуто, выделили дополнительно 20 млн руб., прошли успешно и даже наделали много шума в западной прессе, после того как лодка лихо догнала и обошла авианосное ударное соединение США.

«Золотая рыбка» находилась в составе Северного флота до начала 1990-х годов, и история первенца титанового флота окончилась так же, как и большинства его стальных собратьев, — разделкой у стенки завода и утилизацией. О том событии у меня сохранилась на память титановая лопата.

*»Голубая лента» — почетный знак, присваиваемый океанским лайнерам, быстрее всех преодолевшим маршрут из Великобритании в США через Атлантический океан. ( Прим. ред .)

Источник: www.nkj.ru

Самая быстрая в мире «Золотая рыбка»

История подводной лодки К-162, сумевшей разогнаться под водой до скорости легкового автомобиля «Золотой рыбкой» подлодку К-162 называли за необыкновенно высокую стоимость. В ней не было ничего удивительного: впервые в мире такой корабль строился из титана – весьма недешевого металла, да и прочие обстоятельства не удешевляли постройку.

А самой быстрой в мире она была и остается по сей день потому, что 18 декабря 1970 года сумела показать скорость 44,7 узла – 81,4 км/ч. Охота на авианосцы Подводная лодка с крылатыми ракетами К-162 (позднее она получила другой тактический номер – К-222) осталась единственной подлодкой, построенной по проекту 661.

Сам же этот проект появился на свет в результате принятия Пентагоном новой концепции океанских сил, основой которых становились авианосные ударные группы (АУГ). Ничего подобного СССР в тот момент, да и позднее, на вооружении не имел по разными причинам. Оставлять же представлявшие серьезную угрозу АУГ без адекватного ответа было невозможно.

И тогда возникла идея создания подводной лодки, вооруженной тяжелыми противокорабельными ракетами, способными уничтожить авианосную группу ударом из-под воды. Последний фактор был решающим. У советского флота к тому времени были крылатые ракеты П-5, способные пустить на дно авианосец, и лодки для их доставки. Но для пуска ракет таким субмаринам надо было обязательно всплывать, то есть выдавать противнику свое местоположение.

Крылатая ракета «Аметист» (макет) Источник: rus.team Образно говоря, «Золотая рыбка» появилась на свет как средство скрытой доставки к цели новых противокорабельных крылатых ракет П-70 «Аметист». Иногда этим словом называют и весь оружейный комплекс, хотя это неверно. В СССР проект 661 имел шифр «Анчар», а в НАТО получил индекс Papa.

И история постройки К-162 во многом отражала историю создания «Аметиста». А она была весьма непростой. Хотя работы над новыми крылатыми ракетами, способными стартовать из-под воды, велись с конца 1950-х годов, на вооружение их приняли только в 1968 году. К этому времени была вчерне построена и их подводная лодка-носитель.

подводная лодка К-162 в сухом доке в СеверодвинскеИсточник: globalsecurity.org К-162 тоже рождалась непросто. Выбор титана как материала для постройки прочного корпуса подлодки потребовал решения большого комплекса проблем.

Начать хотя бы с того, что большинство расчетов пришлось проводить заново, поскольку физика поведения титана в воде оказалась иной, чем у стали, а сварку титановых конструкций пришлось вести в аргоновой среде. Стоит ли удивляться, что заложенная 28 декабря 1963 года на «Севмаше» лодка К-162 только через пять лет вышла из дока, а в строй вступила еще год спустя, войдя в состав Северного флота. Лодка, на которой все впервые Суеверные моряки наверняка судачили между собой, что удачи новой лодке не видать. Ведь она – виданное ли дело! – зачислялась в списки кораблей советского ВМФ дважды, 3 мая 1962 года и 27 января 1965 года. А все потому, что после первого раза лодку, получившую тактический номер К-18, сняли со строительства из-за разного рода сложностей с проектированием и поставкой материалов.

Атомная подводная лодка К-162 проекта 661 «Анчар» на испытанияхИсточник: malachite-spb.ru К-162 посрамила скептиков: хотя ей и пришлось существенную часть времени прослужить в статусе экспериментальной, никаких серьезных неприятностей с лодкой не случилось. А вот рекордов она поставила немало.

Еще во время первых государственных испытаний, разогрев два своих реактора до 80 процентов мощности, лодка показала сумасшедшую для того времени скорость: 42 узла! И это при том, что военные закладывали в тактико-технические требования 38 узлов – тоже очень высокие, но все-таки меньшие показатели. Про достижение рекордной скорости в 44,7 узла говорилось выше.

Но был еще один рекорд, оставшийся неофициальным. 30 марта 1971 года лодке предстояло зафиксировать свою необыкновенную скорость не по собственным приборам, а по данным гидрографических судов, и сделать это на мерной миле. Довести замысел до конца не удалось, поскольку возникли проблемы с управлением турбинами, но во время этого эксперимента был достигнут показатель в 44,85 узла, то есть 83 км/ч. Командование ВМФ посчитало достижение недоказанным, потому во всех документах фигурировал прежний показатель. Впрочем, он все равно оставался уникальным: перекрыть его подводным лодкам не удалось до сих пор.

Читайте также:  Виды Спортивных лодок для гребли

Подводная лодка К-162 выполняет циркуляцию. Этот маневр расхождения «Анчар» выполнял быстрее всех подлодок своего времениИсточник: globalsecurity.org Вообще, говоря о «Золотой рыбке», приходится постоянно употреблять слово «впервые».

При проектировании этой лодки впервые в отечественной истории был применен метод натурного полноразмерного макетирования всех ее отсеков, за счет чего конструкторы сумели создать подводный корабль с необычайно комфортными для экипажа условиями. При ее строительстве впервые использовался титан.

При создании К-162 сверху было спущено указание в целях секретности не использовать никакое уже существующее оборудование, хотя это и привело к затягиванию разработки. Наконец, впервые атомная лодка получила сразу два атомных реактора, каждый из которых передавал свою мощность на свой вал со своим винтом.

Из-за этого кормовая часть прочного и легкого корпусов получила характерную раздвоенную форму, метко прозванную моряками «штаны». Как напугали «Саратогу» Высочайшая скорость подводной лодки К-162 требовалась для того, чтобы домчаться до противника, как только он будет обнаружен, выпустить по нему крылатые ракеты и тут же, развернувшись, помчаться к своей базе.

Дистанция залпа определялась дальностью полета «Аметиста», а она, к сожалению, получилась очень невысокой, всего 80 км. Виной тому был примененный на ракетах твердотопливный двигатель.

Никакие другие в то время не умели стартовать из-под воды, а этот не мог обеспечить ни большой дальности, ни большой полезной нагрузки: у П-70 она ограничивалась боевой частью фугасно-кумулятивного действия весом в одну тонну или ядерной боеголовкой мощностью 200 килотонн. С другой стороны, таких ракет на борту у К-162 было десять, плюс дюжина торпед, которые тоже могли быть снаряжены «спецбоеприпасами». Такого запаса теоретически хватало на уничтожение не одного авианосца. Тем более, что удрать от «Анчара» не мог ни один из них.

Вид на ограждение рубки подводной лодки К-162, идущей на полном надводном ходуИсточник: masterok.livejournal.com Этот факт был установлен практически и привел в невероятное замешательство командование американских ВМС. Во время первого боевого похода на полную автономность, в период с 25 сентября по 4 декабря 1971 года, К-162 вела преследование американского авианосца «Саратога». Даже на самой высокой своей скорости в 30 узлов он не смог оторваться от неизвестной подводной лодки, а потом обнаружил, что она легко обогнала его и ушла вперед. Этот факт шокировал и команду «Саратоги», и ее начальников в Вашингтоне, которые поняли, что имеют дело с новой русской подлодкой с необыкновенными способностями. Можно представить себе, как это переполошило американцев, которые легко представили себе целый флот таких скоростных субмарин, выходящих на охоту за их авианосными ударными группами.

Подводная лодка проекта 670 «Скат», которые оказались дешевле и тише «Золотой рыбки» Источник: war-book.ru Никакого целого флота «Анчаров» не появилось: «Золотая рыбка» так и осталась единственной лодкой проекта 661. Прежде всего потому, что советский бюджет не выдержал бы постройку большого числа таких дорогих подводных лодок.

Кроме того, К-162 оказалась чрезвычайно шумной: на скорости выше 35 узлов титановый корпус создавал турбулентный поток, вызывавший сильный гидродинамический шум. На центральном посту лодки замеры показали его уровень 100 децибелл: так воет над ухом бензопила или грохочет гром. А самое главное, уже в тот момент, когда «Золотую рыбку» только спускали на воду в Северодвинске, на горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово» уже достраивали третью подлодку проекта 670 «Скат». Это были небольшие стальные лодки, вооруженные всего восемью «Аметистами». Они разгонялись «всего» до 25-26 узлов, но зато были гораздо менее шумными, что обеспечивало им достаточную скрытность для подхода на дистанцию ракетного залпа.

Проект мемориала в честь подводной лодки К-162 в Северодвинске Источник: nevnov.ru В 1984 году «Золотая рыбка», носившая уже тактический номер К-222, была выведена из эксплуатации, в 1989-м исключена из состава флота, а через десять лет на ней спустили военно-морской флаг. На сегодняшний день от самой быстрой подводной лодки в мире сохранилось только ограждение рубки. Из него планируется сделать своего рода памятник уникальной подлодке, который будет стоять в Северодвинске. Черная стальная рубка будет подниматься между мраморными плитами, символизирующими льдины, как будто субмарина всплывает где-то в середине Северного Ледовитого океана…

Источник: cont.ws

К -162 «Золотая Рыбка» — Убийца авианосцев (видео)

«К-162 быстрее всех!» — говорили моряки о сверхскоростной атомной подводной лодке. Конструкторам, работавшим над созданием военной техники в СССР, нередко удавалось создавать образцы, опережавшие мировой уровень. Однако по причинам тотальной секретности о военно-технических рекордах тогда мало кто знал.
7 рекордов подводной лодки К-162

Скорость
18 декабря 1970 года советская атомная многоцелевая подводная лодка проекта 661 «Анчар» К-162 достигла под водой скорости 44,7 узла, что соответствует по сухопутным меркам 82,78 км/час. Ни до, ни после такой огромной скорости подводные крейсера не показывали.
Решение о проектировании этой субмарины было принято в 1959 году. В западноевропейской части страны были убраны еще не все руины прошедшей войны, даже в крупных городах гужевой транспорт был делом обычным, а на стапелях закладывалась титановая атомная подводная лодка — первая титановая в мире. Для этой лодки создавались специальные противокорабельные ракеты «Аметист» с подводным стартом, строились особо мощные ядерные реакторы. Многое в новой субмарине было реализовано не только впервые в СССР, но и впервые в мире. Введение в строй К-162, без преувеличения, можно сравнить с запуском первого человека в Космос.
Стоимость
Не так уж и давно была озвучена стоимость проектирования и строительства проекта 661 — 240 миллионов рублей. По тогдашнему официальному курсу чуть больше 200 миллионов долларов. Сущие копейки, если учесть, что сейчас атомные субмарины обходятся в миллиард… долларов. Пятьдесят лет назад и 200 миллионов было дорого. И «Анчар» назвали «золотой рыбкой».

Хотя можно сказать, сказочное имя означало: «золотая рыбка» способна выполнить любое желание своей команды.
Возможности
Для этой субмарины задач невыполнимых поистине не существовало. Она могла догнать и преследовать любой военный корабль, а при необходимости его уничтожить.
С 25 сентября по 4 декабря 1971 года К-162 совершила дальний поход в Атлантику. Во время этого похода советская субмарина буквально приклеилась к авианосцу США «Саратога». Несмотря на то, что американский корабль развивал и долгое время удерживал скорость 30 узлов, оторваться он так и не смог. Как вспоминал тогдашний командир АПЛ Юрий Голубков, он ощутил реальную возможность занять любую нужную позицию относительно авианосца и уничтожить его первым залпом.
Был случай, когда К-162 отрабатывала учебные задачи в Баренцевом море, почти там же, где десятилетия спустя погиб «Курск». Экипаж лодки зафиксировал, что ее преследует чужая субмарина. Благодаря высокой скорости и маневренным характеристикам, К-162 сама вышла в хвост вражеской подлодки и держала ее под прицелом, пока та не скрылась в нейтральных водах.
Характеристики
Основные характеристики К-162: наибольшая длина — 106,9 м, наибольшая ширина по стабилизаторам — 16,7 м, нормальное водоизмещение — 5200 тонн, скорость длительного полного подводного хода — 37-38 узлов, глубина погружения (предельная/рабочая) — 550/400 м, автономность — 70 суток, экипаж — 82 человека, вооружение — 10 ПУ ракет П-120 «Аметист» (размещены в носовой части подводной лодки побортно вне прочного корпуса наклонно к горизонту), 4 торпедных аппарата калибра 533 мм при общем количестве принимаемых торпед 12 (из них 8 запасных). Торпедные аппараты обеспечивали беспузырную стрельбу торпедами с глубин погружения подводной лодки до 200 м.
Уникальность
«Золотая рыбка» так и осталась единственной в своем роде. И не только потому, что была слишком дорогой — многие ее тактико-технические характеристики перестали отвечать требованиям времени. Но на ней отработали очень многие ноу-хау, которые потом в значительно улучшенном виде удалось реализовать на других проектах атомных субмарин — многоцелевых и стратегических.
В конце 1970-х годов в строй ВМФ вошли, наверное, самые уникальные из серийных атомных подлодок в мире. Это многоцелевые субмарины проекта 705 «Лира», по классификации НАТО — «Альфа». Лодки отличались малыми размерами, очень высокой степенью автоматизации, были сверхманевренными и сверхскоростными.
Подводная скорость равнялась 41 узлу, что ненамного уступало рекордной, показанной лодкой проекта «Анчар». По мнению западных специалистов-подводников, увернуться от атаки «Лиры» было практически невозможно, а ее саму поразить было чрезвычайно трудно даже управляемыми торпедами — маневренность «Лир» была выше, и лодка легко уходила от выпущенных по ней торпед. К сожалению, и эти прекрасные лодки развития не получили и в 1990-е годы были полностью списаны из состава подводных сил ВМФ.
В мае 1983 года в Северодвинске спустили на воду глубоководную атомную подводную лодку проекта 685 «Плавник» К-278. Она вошла в историю под именем «Комсомолец» как лодка, погибшая из-за пожара на борту.
К-162 тоже осталась единственной в своем роде. На ней так и не удалось толком отработать технические новинки, многие из которых были революционными. Она слишком мало находилась в строю, а в 1990-е годы подводный флот России едва не прекратил свое существование. Тем не менее, два рекорда К-162 остались непревзойденными.
Глубина
4 августа 1985 года «Комсомолец» погрузился на глубину 1027 метров. Это абсолютный рекорд для подводных лодок. При всплытии на глубине 800 метров был произведен торпедный залп. Никогда еще с такой глубины торпедами не стреляли. Была подтверждена неуязвимость проекта К-162.

Читайте также:  Где находится выхлопная у лодочного мотора

На глубине 800 метров эту субмарину можно поразить только ядерным зарядом, а она могла ударить торпедой по любому надводному и подводному кораблю. Увы, как казалось, непотопляемая титановая подводная лодка затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море после пожара, случившегося на борту по так и не выясненной причине.
Неповторимая «Акула»
В конце 1970-х в состав ВМФ СССР стали вводить атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула». Это были самые большие подводные лодки в мире. Подводное водоизмещение равнялось 48 тысяч тонн.

Для сравнения, американская «Огайо» имела подводное водоизмещение 18,7 тысячи тонн. «Акулы» оказались также единственными в мире лодками катамаранного типа — они имели два независимых друг от друга прочных корпуса, между которыми находились пусковые установки. Такая конструкция значительно повышала живучесть подводного крейсера. Однако это не спасло проект 941. После развала СССР, по требованию США все крейсера были разоружены, их стратегические ракеты физически уничтожены, технология производства и технологические линии были также ликвидированы. В настоящее время идет утилизация корпусов еще оставшихся на плаву гигантских субмарин — очень ярких символов мощи стратегического подводного флота СССР.


История службы
27 января 1965 года. Вторично зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-162.
Осень 1965 года. Сформирован первый экипаж.
31 декабря 1969 года. Вступила в строй.
9 января 1970 года. Вошла в состав Краснознаменного Северного флота.
14 декабря 1970 года. Прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу.
18 декабря 1970 года. Состоялись испытания, в ходе которых был установлен мировой рекорд скорости под водой. Председатель комиссии государственной приемки контр-адмирал Владимир Петрович Маслов, главный конструктор Николай Федосеевич Шульженко и ответственный сдатчик Кузьма Михайлович Палкин согласовали маневр — развитие максимально возможного хода. Но для этого пришлось заблокировать аварийную защиту турбин и перейти на ручное управление главным турбозубчатым агрегатом (ГТЗА). На пост управления турбинами заступил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов. При мощности реакторов 97 % была достигнута скорость 44,7 узла (82,78 км/час) на глубине погружения 100 м.
29 декабря 1970 года. Зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на Западную Лицу.
30 марта 1971 года. Кораблю была поставлена задача — выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать максимальную скорость не только по собственным (корабельным) приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. Это событие должно было состояться в день и час открытия XXIV съезда КПСС, в адрес которого предполагалось отправить с моря донесение о мировом рекорде скорости.

К сожалению, из-за штормовой погоды гидрографические суда не смогли выйти в море. А когда шторм утих, решение о донесении в адрес съезда было отменено. Старший на борту — председатель комиссии опытной эксплуатации заместитель командира 11-й ДиПЛ ПЛ капитан 1 ранга Эрнест Бульон разрешил развить ход при 100 % мощности реакторов.

Был сделаны 2 галса, достигнута скорость 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания — 44,7 узла.
25 сентября — 4 декабря 1971 года. Совершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), где продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.
24 октября 1972 года — 6 января 1975 года. Находилась в среднем ремонте на заводе «Севмаш» в Северодвинске.
15 января 1978 года. Присвоен новый тактический номер — К-222.
Июнь 1984 года. Перечислена в состав 50-й ДиПЛ 9-й ЭПЛ с базированием на Ура-губу, посёлок Видяево.
Декабрь 1984 года. Выведена из эксплуатации. Поставлена на прикол в Северодвинске.
14 марта 1989 года. Исключена из состава ВМФ.
7 ноября 1999 года. Спущен флаг ВМФ. Корабль передан гражданскому экипажу предприятия «Севмаш».
Последние 20 лет
С 1988 года лодка находится в резерве, на хранении на морской базе в Северодвинске. В 2008 году начат демонтаж К-222 на «Севмаше». 23 июля 2008 года лодка переведена с ПО «Севмаш» к причалу центра судоремонта «Звёздочка» для дальнейшей утилизации. 2010 год сентябрь — октябрь: утилизирована на ОАО «ЦС „Звездочка“», трехотсечный блок находится на плаву неподалеку от причала № 27 (г. Северодвинск).

Источник: back-in-ussr.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...