Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок интересный, динамичный, содержит большое количество развивающего материала и будет полезен учителям начальных классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема : И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»
Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения
— формировать общеучебные умения различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, подбирать пословицы.
— формировать навык чтения по ролям
— развивать правильную и выразительную речь, умение слушать, анализировать, сравнивать
— воспитывать интерес к чтению басни, уважение к труду, способность сопереживать, сострадать
— учить чтению по ролям
— учить различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, объяснять смысл пословиц
— учить правильной и выразительной речи, умению слушать, анализировать, сравнивать
Аудиосказка. Стрекоза и муравей. И.Крылов.
-обогащать словарный запас
— знать басни И.А. Крылова;
— характеризовать героев басни;
— определять мораль басни;
— читать по ролям
— определять структурные элементы басни;
— слушать, анализировать, сравнивать
— работать по плану, работать в парах
— оценивать степень успешности достижения цели по критериям
— участвовать в диалоге
Личностные:
— осознавать, что басня высмеивает пороки человеческого общества;
— отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, карточки для работы в парах, маски для инсценировки басни.
Прозвенел у нас звонок, начинается урок.
Давайте прочитаем девиз нашего урока:
«Мало уметь читать -надо уметь думать.»
Этим мы и будем сейчас заниматься.
Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь. Мы готовы начинать урок. Садитесь.
Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? ( Басню И.А. Крылова Лебедь, Рак и Щука)
-Кто герои этой басни? ( Лебедь, Рак и Щука)
Назовите мораль басни? ( Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.)
-Почему героям не удалось сдвинуть воз с места? (не умеют договариваться, прежде чем выполнять какую-то работу, следует хорошо продумать, как ее делать.)
-Ребята, случайно ли автор делает героями своей басни таких разных животных? ( Нет , не случайно, автор показывает, что люди, не имеющие общей цели, никогда не придут к согласию. Лебедь- птица, поэтому тянет в облака, щука – рыба, поэтому тянет в воду, а рак – вообще пятится назад, как и люди, которые не могут между собой договориться)
Сегодня мы продолжим работать с произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.
Иван Крылов — Стрекоза и Муравей (Басня). Мультфильм в картинках
— Какому жанру соответствуют следующие признаки: мораль, стихотворная форма, краткость? ( басня)
-Что такое мораль басни?( это нравоучение, совет. )
-Где может располагаться мораль? ( в начале или в конце басни)
— Из каких частей состоит басня? (Басня состоит из двух частей: случай из жизни и мораль)
-С каким автором, писавшим басни, вы познакомились на прошлом уроке?( И.А. Крылов)
— Что вы знаете об Иване Андреевиче Крылове?( рассказ детей)
Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить хорошего образования, грамоте его выучил отец.
Когда Ивану Крылову было десять лет, умер отец. Забота о матери и брате легла на плечи Ивана Андреевича Крылова. Ему пришлось поступить на работу в суд. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами.
И.А. Крылов много читал. Он самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его усиленные самостоятельные занятия дали необыкновенный результат: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных людей России.
Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь и умер в возрасте семидесяти пяти лет.
Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, а рядом с ним, чуть ниже, фигурки героев его басен.
Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы
— Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной из басен Крылова.
А кто герои этой басни, вы узнаете, отгадав загадки:
Без работы хоть убей,
Жить не может (муравей. )
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают (стрекозы.)
Итак, название басни, с которой мы познакомимся, это …(«Стрекоза и Муравей»)
— Прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, научимся читать.
Познакомимся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Научимся читать ее выразительно
Узнаем мораль басни
-Ульяна и Андрей подготовили сообщение об этих насекомых. Послушайте их внимательно.
Муравей – я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.
Стрекоза -я отношусь к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни я летаю, порхаю, охочусь за комарами, мухами, мошками. Люди мной любуются, восхищаются. После бабочек я занимаю второе место по красоте. Не возможно не любить меня!
— Давайте определим главные качества насекомых: у муравья – трудолюбие, а у стрекозы – красота. Запомните их, они нам еще пригодятся.
Изучение нового материала.
-Откройте учебники на странице 106.
Работа над басней «Стрекоза и Муравей»
1) Первичное восприятие текста (аудиозапись)
— Сейчас я приглашаю вас на сеанс воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А прочитает её профессиональный актёр. Слушайте внимательно, какие-то слова, возможно, вам покажутся непонятными. После попробуем объяснить их значение.
-Какие незнакомые слова встретились в басне?
— Попрыгунья — та, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте (девочка, которая всё время вертится, прыгает, не сидит на месте);
Лето красное — тёплое, красивое, солнечное;
Оглянуться не успела — прошло очень быстро;
Зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал);
Помертвело чисто поле – опустело;
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом. — везде могла найти пропитание и место для отдыха;
Нужда – недостаток в чем-либо, бедность;
И кому же в ум пойдёт — никто даже и не подумает;
Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери;
До вешних только дней – до весны;
Кумушка – крёстная мать по отношению к родителям крестника и крёстному отцу;
Голову вскружило — обо всём забыла.
— Какие чувства у вас вызвала Стрекоза? Вам жалко Стрекозу?
— Как вы думаете правильно ли поступил Муравей, что не пустил Стрекозу?
— Найдите описание того, как Стрекоза жила летом. Прочитайте.
( Лето красное пропела;…»
«…Как по каждым её листком
Был готов и стол и дом…»
«… До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.»…»)
Т.е. она жила беззаботно, весело проводила время, не думала о будущем.
— Как изменилась жизнь Стрекозы, с наступлением зимы? Прочитайте.
(«…Как зима катит в глаза
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена
К Муравью ползёт она…»)
— Почему за помощью Стрекоза пошла к Муравью?( — Потому что Муравей и Стрекоза родственники – кумовья, а еще муравей труженик, он подготовился к зиме)
— С какой просьбой она обратилась к Муравью? (Стрекоза обратилась к Муравью с просьбой приютить её до весны, прокормить и обогреть)
— Чем закончился их разговор?- ( Муравей отказался приютить Стрекозу.)
Почему?- (Потому что Стрекоза все лето пела и плясала, когда надо было готовиться к зиме.)
— Какой человеческий недостаток высмеивается в басне?( лень, легкомыслие, праздность, т.е. бесцельная жизнь, безделье, беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне
— Какова же мораль этой басни? В чьих словах она выражена? ( Она выражена в словах Муравья: «Ты все пела? Это дело, так поди же попляши!»
Как вы понимаете эти слова? ( Ты отдыхала, весело проводила время, ну и отдыхай дальше)
-Какие пословицы выражают главную мысль басни? Соберите пословицы, выберите ту, которая подходит к нашей басне.
3) Делу время… ….людей насмешишь.
Делу время – потехе час . Докажите!
Кто из героев вам понравился больше и почему?
-Как в басне Крылов называет Стрекозу? Почему?
— Какими вы их представляете?
У вас лежат конверты. В конвертах характеристики героев. Подчеркните красным цветом слова, которыми вы могли бы охарактеризовать Стрекозу, а зеленым – Муравья.
Ленивая, усердный, бездельница, труженик, нерадивая, трудолюбивый, избалованная, упорный, работящий, слабовольная.
Закрепление изученного материала.
1) Подготовка к чтению по ролям. Самостоятельное чтение.
-Прочитайте текст самостоятельно, подумайте, сколько действующих лиц в басне? -Как надо читать этот текст по ролям? Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.
2) Чтение по ролям.
— Сколько действующих лиц в басне? 3 -автор, Стрекоза, Муравей)
3) Инсценирование басни
— С каким произведением мы сегодня познакомились?
— Что такое басня?
— Какая мораль в басне?
— Какие человеческие недостатки высмеиваются в басне?
— Как бы вы поступили на месте Муравья?
Ребята, а как вы думаете каких людей на свете больше, таких как Стрекоза, или таких как Муравей?
Давайте дадим совет молодым стрекозам, чтобы они не оказались на месте Стрекозы!( быть ответственным и заранее думать о жилье и пище, меньше отдыхать, больше работать, не быть легкомысленной и беззаботной)
Источник: nsportal.ru
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Петрухина, Т. К. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе / Т. К. Петрухина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6716/ (дата обращения: 01.12.2022).
Образовательная область: речевое развитие
Тема занятия: Знакомство с басней И. А. Крылова
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель занятия: Знакомство с жанровыми особенностями басни, на примере басни «Стрекоза и Муравей»
Задачи занятия:
Образовательные:
- Познакомить с поэтом, баснописцем И. А. Крыловым
- Формировать представление о новом жанре литературы — басне.
- Развивать умение детей отличать басни от других произведений.
Развивающие:
- Развивать мышление при анализе произведения.
- Закрепить навык отвечать на вопрос полным предложением.
- Расширить активный словарь новыми выражениями: «Вешние дни», «Зима катит в глаза», «Тоской удручена», «Мягкая мурава».
Воспитательные:
- Формировать положительное отношение к труду.
- Воспитывать качества отзывчивость, взаимопомощь.
Дополнительные задачи: закрепить полученные знания на занятии при помощи дидактической игры с использованием ИКТ
Словарная работа: мораль, басня, баснописец, «Вешние дни», «Зима катит в глаза», «Тоской удручена», «Мягкая мурава».
Планируемые результаты занятия: дети знают, что такое басня, умеют отличать ее от других произведений.
Подготовительная работа : разработка дидактической игры с использованием ИКТ «Стрекоза и Муравей», подготовка оборудования к занятию.
Материалы и оборудование: дидактическая игра с использованием ИКТ «Стрекоза и Муравей», книга с баснями И. А. Крылова, портрет И. А. Крылова, ноутбук, проектор.
Воспитатель: Ребята смотрите, какую книгу я нашла пока убиралась в нашей маленькой библиотеке.
Дети задают вопросы, что это за книга.
Воспитатель: Это книга басен поэта и баснописца Ивана Андреевич Крылова.
Дети спрашивают, что такое басня.
Воспитатель: Это небольшой рассказ в стихах или в прозе, т. е написанный простыми предложениями, в баснях всегда есть мораль, басни короткие, их легко читать.
Дети спрашивают , что такое мораль?
Воспитатель: Мораль — это поучение, какой-то совет, это, когда нам объясняется, как не надо поступать
2.1 Этап постановки проблемы
Воспитатель: Теперь вы знаете, что такое басня, как вы думаете какое самое главное отличие басни от сказки или стиха?
Дети отвечают: что в басне присутствует мораль и нравоучение героев.
2.2 Этап восприятия материала .
Воспитатель: Давайте, я Вам сейчас прочитаю одну из моих любимых басен. Называется она «Стрекоза и муравей»,
(Читается с выражением и с голосами героев)
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
(Значит зима скоро наступит)
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
(Ей плохо, она тоскует, она умирает с голода.)
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
(Это значит весенние дни)
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
(Это такая мягкая, зеленая трава)
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты.».. — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Дети слушают басню и задают вопросы,
«Что значит зима катит в глаза»?
«А как понять тоской удручена»
«А что такое вешние дни?»
«А что такое мурава?»
Воспитатель: А сейчас давайте мы с Вами немного разомнемся, а то устали наверно уже.
Мы с Вами разделимся девочки будут — стрекозами, а мальчики- муравьями.
Физ. минутка «Муравьи и стрекозы»
«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил».
2.3 Этап практического решения проблемы.
Воспитатель: С какой просьбой пришла стрекоза к муравью?
Чем занималась стрекоза все лето?
Почему муравей отказал ей в помощи?
Дети: Она хотела его попросить, чтоб он ее приютил и покормил.
Она ничего не делала, летела только, пела и кружилась.
Потому что муравей все лето работал, уставал, а она из-за лени теперь умирает с голоду. Он хотел ее проучить?
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду читать пословицы, Вы хорошо подумайте и скажите какие больше подходят под нашу басню.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Семь раз отмерь — один раз отрежь.
Труд кормит, а лень портит.
Делу время, а потехе час.
Дети отвечают;
«Труд кормит, а лень портит.
Делу время, а потехе час».
Воспитатель: А сейчас давайте мы с Вами поиграем, давайте посмотрим на экран.
1-й слайд. Найдите на картинке героев нашей басни.
2-й слайд. Назовите веселое, беззаботное время года для стрекозы.
3-й слайд. К какому герою можно отнести следующую поговорку:
Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда,
Дело не волк, в лес не убежит.
Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
Воспитатель: Молодцы, ребята мы сегодня с Вам хорошо позанимались.
Давайте с Вами подведем итоги. Что такое басня?
А что такое мораль?
Дети отвечают:
Басня — это небольшой рассказ в стихах или в прозе, т. е написанный простыми предложениями, в баснях всегда есть мораль.
Мораль — это нравоучение или объяснение, что так делать нельзя.
Воспитатель: Молодцы, а теперь можете идти играть.
Источник: moluch.ru
Взгляд сквозь слезы: глаза и холод
Не каждый человек может выйти зимой на улицу и восхититься морозом и солнцем. Для некоторых людей и то, и другое связано с потоками слез, хлюпающим носом и расплывающимся в глазах миром. MedAboutMe разбирался, почему зима заставляет плакать.
Почему текут слезы?
Слезы — это основной компонент слезной жидкости, который вырабатывается различными железами:
- Самая крупная слезная железа расположена в верхнем углу глазницы, в слезной ямке — специальном углублении черепа. Именно она реагирует на различные внешние факторы (холод, ветер, яркий свет) или на эмоциональные всплески. В обычном режиме она слезы не вырабатывает.
- Две группы небольших дополнительных слезных желез, расположенных в конъюнктивальном своде, занимаются повседневной деятельностью — обеспечивают увлажнение слизистой оболочки глаза.
Куда деваются слезы, омывающие глаз? По сложной системе слезоотводящих путей, состоящих из слезного ручейка, слезного озера, слезных точек и слезных канальцев, они утекают в слезный мешок, откуда попадают в носовую полость.
В норме объём слезной жидкости составляет 2 мл в сутки. Но в состоянии «слезы градом» это показатель вырастает до 30 мл в 1 минуту. За 8 минут можно наплакать целый стакан слез!
При слезотечении, которое еще называется «эпифора», вырабатывается так много слезной жидкости, что она просто не успевает сливаться по всем этим специальным слезоотводящим путям в нос и вытекает наружу. Поэтому при изобилии слез мы растираем их по щекам и одновременно хлюпаем носом.
Заболевания глаз, которые незаметно «убивают» зрение. Как их обнаружить и «обезвредить» вовремя
Как с помощью современных медицинских технологий удается своевременно обнаружить заболевания глаз, которые незаметно «убивают» зрение.
Зимний холод и механизмы слезотечения
Не все люди плачут на холодных улицах зимой. Это довольно индивидуальная реакция, которая, впрочем, встречается не так уж и редко. Итак, когда такой человек выходит зимой на улицу, срабатывает сразу несколько механизмов, которые могут стать причиной холодового слезотечения:
- Под воздействием холода слезная железа начинает вырабатывать слезы для защиты роговицы глаза от пересыхания (зимой воздух суше).
- Минусовая температура и резкий ветер в лицо приводят к спазму слезных точек и слезных канальцев. В результате слезы не утекают в нос, а накапливаются и текут по щекам.
- Некоторые люди обладают слишком чувствительной к перепадам температур кожей. Из-за сокращения подкожных мышечных волокон слезотечение усиливается.
- На холод также могут реагировать I и II ветви тройничного нерва, становясь еще одной причиной слезотечения.
С возрастом холодовая эпифора проявляется чаще и ярче. Это объясняется тем, что мышцы век и слезного мешка у пожилых людей слабеют, поэтому слезы активнее вытекают наружу.
Известен и обратный эффект — сухость глаз зимой. Это состояние развивается из-за пониженной влажности в наших домах, включенных батарей и иссущающего ледяного ветра в глаза. Сухость глаз может привести к повреждению роговицы. Чтобы избежать этого, перед выходом закапывают глаза специальной жидкостью — «искусственной слезой».
Что делать?
Не все люди страдают от холодового слезотечения. Поэтому, если у человека при выходе на мороз льются слезы, ему стоит обратиться к офтальмологу. Может быть, совсем от эпифоры он и не избавит, но значительно снизит масштабы слезной катастрофы. Среди вариантов решения проблемы:
- Осмотр офтальмолога на предмет поиска заболеваний глаз;
- Прочистка забившихся слезных канальцев;
- Назначение сосудосуживающих препаратов перед выходом на улицу.
Забитый нос и аллергия
Холодовая аллергия, а точнее псевдоаллергия — еще одна причина слезотечения. При низкой температуре тучные клетки вследствие нестабильности клеточной мембраны активируются, что приводит к выбросу гистамина — со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде отека слизистой носа. В результате слезной жидкости некуда стекать, что приводит к слезотечению.
При ОРЗ, когда нос забит, ситуация аналогичная. В принципе холод, с одной стороны, может играть сосудосуживающую роль, то есть человек с отекшим носом, выйдя на мороз, начинает дышать свободнее. Но в активной фазе болезни это не поможет, а забитый нос, опять же, становится причиной слез.
Что делать?
Раз речь идет о выбросе гистамина, справиться с холодовой псевдоаллергией помогут антигистаминные препараты. Но перед тем, как их принимать, следует точно определиться с причиной слезотечения. Для этого надо обратиться к врачу.
Роговица глаза и ультрафиолет
Роговица глаза является, помимо других своих функций, еще и фильтром для УФ-лучей. Не было бы роговицы, лучи солнца выжигали бы чувствительную сетчатку глаза. Зимой уровень УФ-излучения несколько ниже, чем летом, но белый чистый снег отражает 80% попадающего на него ультрафиолета. Любоваться свежевыпавшим снегом в солнечный день — все равно, что смотреть на солнце, которое бьет в глаза с интенсивностью всего на 20% меньше обычного.
Если же речь идет не о московских двориках, а о высокогорье, куда любители горных лыж поедут отдыхать на зимних каникулах, то там опасность УФ-лучей усиливается. Чем выше в горы, тем тоньше защитный слой атмосферы, смягчающий жесткое действие УФ. Это значит, что в Москве в солнечный зимний день глаза можно защитить с помощью обычных солнцезащитных очков. Но при поездке в горы следует приобретать очки со 100%-ным солнцезащитным эффектом. При их отсутствии высок риск заболевания «снежной слепотой» — фотокератитом.
Кроме того, у некоторых людей роговица обладает повышенной чувствительностью к любым внешним воздействиям, которыми могут быть сильный ветер, холод и др. Чаще всего это врожденная особенность. Таким людям также следует использовать защиту для глаз, а кроме того надо обеспечить себе хороший отток слез.
Что делать?
Если проблема в роговице, то следует обзавестись солнцезащитными очками, которые эффективно спасают глаза от ветра и УФ-лучей, отраженных снегом, а также перед выходом на мороз использовать сосудосуживающие капли, чтобы слезам было куда утекать.
Выводы
- Умеренное слезотечение при выходе на мороз — это вариант нормы. Через некоторое время организм адаптируется к низким температурам, и слез становится меньше. Если же этого не происходит, и пелена слез мешает насладиться зимой, следует обратиться к врачу, который поможет выяснить истинные причины зимнего слезотечения.
- Нельзя тереть мокрые глаза руками, перчатками и даже носовым платком. Самое безопасное средство — бумажные носовые платочки. Они, по крайней мере, не позволят занести в глаз инфекцию, чтобы слезотечение не переросло в самый настоящий инфекционный конъюнктивит.
- Слезотечение усиливается при использовании контактных линз и макияжа.
Читайте далее
Заболевания глаз, которые незаметно «убивают» зрение. Как их обнаружить и «обезвредить» вовремя
Как с помощью современных медицинских технологий удается своевременно обнаружить заболевания глаз, которые незаметно «убивают» зрение.
Источник: medaboutme.ru
Если на холоде слезятся глаза
Повышенная слезоточивость характерна для многих людей. Подобная проблема может быть вызвана естественной реакцией либо быть результатом серьезных нарушений в функционировании органа зрения.
Причины слезотечения
- естественная защитная реакция организма;
- холодовой конъюнктивит;
- солнечная аллергия;
- чрезмерная чувствительность роговицы к погодным изменениям;
- возрастные изменения;
- синдром сухого глаза;
- ослабление проводимости слезно-носового канала;
- проникновение инородного тела в глаз;
- дефицит витаминов.
Естественная защитная реакция организма
Слезы образуются, чтобы защитить глаз от неблагоприятного воздействия холода и ветра. Не стоит волноваться, если слез немного, и они перестают выделяться после устранения раздражающего фактора.
Холодовой конъюнктивит
При сильном ветре и морозе происходит выброс гистамина. В результате расширяются кровеносные сосуды, краснеет область вокруг глаз, возникают зуд и отечность, усиливается слезоточивость. Чтобы предотвратить неприятную симптоматику, выходя из дома, следует закапывать в глаза и нос антигистаминные капли. Отличное средство – компрессы из чая.
Солнечная аллергия
Солнечные лучи легко отражаются от белого снега, вызывая резь в глазах и слезоточивость. Особенно страдают люди с серыми и голубыми радужками. Поэтому рекомендуется пользоваться солнцезащитными очками со светлыми линзами.
Чрезмерная чувствительность роговицы к погодным изменениям
Подобная патология чаще всего бывает врожденной. Для защиты глаз рекомендуется носить солнцезащитные очки, облегчить дыхание помогут сосудосуживающие капли для носа.
Возрастные изменения
В пожилом возрасте суживается просвет носослезного канала и понижается тонус век. В результате веки не соприкасаются с роговицей и провисают над глазами, из-за чего под воздействием холодного воздуха начинают выделяться слезы. Укрепить мышцы век позволят специальные упражнения.
Синдром сухого глаза
Чаще всего проявляется при дефиците слезной жидкости. Усугубляется ситуация в зимнее время, когда увеличивается общий объем автомобильных выхлопов. Защитное действие окажет «искусственная слеза».
Ослабление проводимости слезно-носового канала
В результате закупорки или спазма слезных каналов слезы выделяются наружу, провоцируя обильное слезотечение. Чаще всего проблема возникает при рините, гриппе, ангине, ОРЗ, ОРВИ.
Обнаружить нарушения сможет только врач офтальмолог, проведя диагностическое промывание слезно-носовых путей. При подтверждении диагноза он направит на физиотерапевтические процедуры, а в запущенных случаях порекомендует операцию.
Проникновение инородного тела в глаза
При сильном ветре в глаза могут попадать песок, уличная пыль, частички мусора, провоцирующие образование слез.
Дефицит витаминов
Чрезмерная слезоточивость может возникнуть при недостатке калия и витамина В2, что часто бывает зимой. Также спровоцировать дефицит калия способны злоупотребление солью, кофе, крепким чаем, частый прием мочегонных и снотворных лекарств, физическое перенапряжение. Дефицит витаминов, помимо слезоточивости, сопровождается светобоязнью, постоянной усталостью, сонливостью.
Чтобы насытить организм витамином В2 и калием, следует увеличить потребление творога, печени, грибов, фасоли, картофеля, шпината, орехов.
Если у Вас на холоде слезятся глаза, запишитесь на прием к офтальмологу в глазную клинику «Мединвест». Врач проведет диагностику, определит причину патологии и подберет оптимальный метод лечения.
Источник: medinvestltd.ru