Конференция «Подъем затопленных и опасных радиоактивных объектов в морях Северного Ледовитого океана» вчера работала в конгресс-отеле «Меридиан». В обсуждении важной экологической темы, касающейся чистоты российской Арктики и безопасного освоения Северного морского пути, принимали участие члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной думы, представители госкорпорации «Росатом», НИЦ «Курчатовский институт», других ведущих научных институтов страны. Основной организатор — Арктический совет, председательствует в котором в этом году Российская Федерация.
Арктика должна быть безопасной
На встрече отмечалось, что Россия приступила к той фазе работ, которые позволяют начать практические действия по ликвидации наиболее опасных затопленных объектов, содержащих ядерные материалы.
Эксперты обсудили, каких успехов достигла наша страна в этом деле, какова текущая ситуация с затопленными в 60-80-х годах прошлого столетия подводными лодками, баржами и контейнерами, какие существуют технологические решения по подъему этих объектов, которые по-прежнему таят в себе опасность.
8 лет на дне. История подлодки С-80
— Тема конференции была предложена Российской Федерацией. Она для нас очень важна. Идет освоение Арктического региона, и, естественно, наша страна, на которую приходится большая часть экономической активности, заинтересована в эффективном управлении рисками и вызовами. Мы видим, какие перспективы есть у атомной промышленности, поэтому крайне важно заниматься ликвидацией экологического ущерба. Это будет повышать конкурентоспособность Северного морского пути как международной артерии, снижать для инвесторов риски при реализации инвестиционных проектов и, конечно, позволит сберечь хрупкую арктическую природу, — сказал председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета, посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов.
Заместитель председателя комитета по экономической политике Совета Федерации, сенатор от Мурманской области Константин Долгов отметил, что проблемы, о которых говорится на конференции, имеют значение не только для России, но и для многих других стран мира.
— Подъем и утилизация затонувших объектов — задача, которая исключительно важна для всего арктического бассейна. Масштаб предстоящих работ очень большой. По оценкам, более ста объектов находится только в акватории Кольского залива. Общая площадь затонувших судов и других конструкций на дне составляет порядка 3 тысяч гектаров.
Есть и суда, на которых имеется топливо, в том числе ядерные материалы. Задача по их подъему со дна важная, технически очень непростая, но я уверен, что будут найдены оптимальные пути и технологические решения, — отметил сенатор.
С Константином Долговым согласна и депутат Государственной думы Татьяна Кусайко.
— Я бы отметила содружество межведомственных структур, которое дает возможность решать экологические проблемы в Арктике. А большое количество представителей верхней и нижней палат Федерального собрания говорит о важности решения этой проблемы, — сказала Татьяна Кусайко.
Член Совета Федерации от Красноярского края Валерий Семенов убежден, что решать проблему очистки северных морей от радиоактивного мусора надо сейчас, а не оставлять ее будущим поколениям.
— Мы готовы помогать и корпорации «Росатом», и дирекции Северного морского пути, субъектам Федерации, которые расположены в Арктической зоне, — сказал сенатор.
Ядерный мусор
Как рассказал старший научный сотрудник Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Михаил Кобринский, в Карском и Баренцевом морях находятся десятки ядерных объектов. В их числе затопленная в 1967 году экранная сборка атомного ледокола «Ленин» с 60 процентами отработавшего ядерного топлива, подводные лодки К-140, К-11, К-19, К-27 с ядерными реакторами — все они лежат на дне Карского моря на глубинах от 20 до 300 метров. Подводная лодка Б-159 с двумя реакторами затонула в Баренцевом море в 2003 году, сейчас она лежит на глубине 248 метров. Также на дне северных морей находятся 19 судов с радиоактивными отходами, 735 различных радиоактивных конструкций и блоков, более 17 тысяч контейнеров с радиоактивными отходами.
Представитель НИЦ «Курчатовский институт» Николай Книвель рассказал о результатах экспедиции в Карское море, которую ученые совершили в прошлом году. У берегов Новой Земли в заливах Степового и Абросимова они проводили комплексное инженерно-радиационное обследование основных мест захоронения радиоактивных объектов. В том числе в Новоземельской впадине Карского моря в ранее неисследованном районе был обнаружен новый техногенный объект. Данные высокочастотной гидролокации и синхронной видеосъемки позволяют с высокой долей точности говорить, что это затопленная баржа, на борту которой находится реактор АПЛ К-140 с ядерным топливом.
Участники конференции отмечали, что с момента затопления объектов прошло уже более 50 лет, радиоактивность снизилась примерно в тысячу раз, но все они по-прежнему представляют опасность для окружающей среды.
— Подводная лодка К-19 находится на входе в залив Абросимова на глубине 20 метров. При ее визуальном осмотре мы обнаружили практически полную деградацию легкого корпуса, то есть металла почти не осталось, — рассказал Николай Книвель.
Экспертные мнения
По самым предварительным подсчетам, обследование и выполнение всех работ по подъему затопленных и опасных радиоактивных материалов потребуют 119 миллионов евро.
— У нас есть большая государственная программа развития ядерного и энергопромышленного комплекса, куда входят и все проекты, связанные с ликвидацией ядерного наследия. Наша задача — опираясь на экспертные мнения, а сегодня очень важный разговор проходит в Мурманске, принимать решения. Мы, депутаты, слушаем внимательно оценку ситуации, результаты экспедиций, предложения наших ученых и на них будем базироваться, отстаивая позицию по выделению финансовых средств в бюджете следующего года на проведение необходимых работ, — рассказал заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности и торговле Геннадий Скляр.
Он отметил, что, так как мы в ближайшее время не можем рассчитывать на тесное международное сотрудничество, необходимо опираться на внутренние ресурсы и использовать не только бюджетные средства, но и финансовую поддержку тех больших и успешных компаний, которые работают в России и заинтересованы в быстром создании нового транспортного коридора мирового уровня, каким станет Северный морской путь.
Опасная свалка становится чище
Руководитель проектов международной технической помощи госкорпорации «Росатом» Анатолий Григорьев рассказал о том, как идет комплексная реабилитация радиационно опасных объектов, в том числе на территории губы Андреева.
— 50 процентов ядерного топлива из губы Андреева уже вывезено. Мы в 2017 году начали и за эти пять лет вывезли 11 тысяч сборок, отправили их на производственное объединение «Маяк». И продолжаем ежегодно вывозить отходы суммарной активностью порядка 300 тысяч кюри. Вскоре из Мурманска на Урал пойдет уже третий в этом году эшелон. Также из Андреевой губы вывозится для переработки на «Маяк» и дефектное топливо, — сказал представитель «Росатома».
По его словам, сложность представляет подготовка к выгрузке третьего хранилища ядерного топлива. Для этого разработаны специальные технологии и оборудование.
— Всего в губе Андреева осталось вывезти 10 тысяч ядерных сборок, это 16 эшелонов, — сказал он.
Все работы на этом объекте, который долгие годы считали самой крупной в Европе свалкой радиоактивных отходов, должны быть завершены к 2028 году.
Как отметил Анатолий Григорьев, в ходе работ применяется российское высокотехнологичное оборудование, сегодня в этой сфере мы не зависим от иностранных производителей и готовы перерабатывать все виды ядерного топлива.
Кроме того, он сообщил, что в этом году на «Маяк» будет вывезена очередная партия ядерного топлива из Гремихи. Также закончится формирование блока хранения плавтехбазы «Лепсе», она будет доставлена в Сайда-губу.
Что касается подъема затопленных ядерных объектов, то все они согласно плану, представленному в правительство страны, должны быть подняты к 2032 году.
Сегодня конференция продолжит работу на борту теплохода «Клавдия Еланская». Эксперты совершат путешествие по Кольскому заливу и выступят с новыми докладами.
Опубликовано: Мурманский вестник от 26.07.2022
Источник: www.mvestnik.ru
Затопление подводной лодки «Курск»
Взрывы
На чтение 3 мин.
12 августа 2000 года в Баренцевом море затонул атомный подводный крейсер «Курск». В результате трагедии погибли все 118 членов экипажа. До сих пор достоверно неизвестно, что именно привело к аварии одной из крупнейших атомных подлодок.
История лодки «Курск»
«Курск» был построен в 1992 году в Северодвинске по проекту еще советских времен. Его длина достигала155 метров, высота – четыре этажа, что делало лодку одной из крупнейших в мире.
Подлодка входила в состав Северного флота ВМФ Российской Федерации и была символом возрождения российского флота после долгих лет недостаточного финансирования. Во время военного конфликта в Югославии в 1999 году «Курск» принимал участие в наблюдении за шестым флотом США в Средиземном море.
Авария
12 августа 2000 года в Баренцевом море начались учения, в рамках которых «Курск» должен был запустить две холостых торпеды по атомному крейсеру «Петр Великий». Согласно официальной версии, около полудня произошла утечка торпедного топлива из-за проржавевшей оболочки.
Реакция топлива с медным и латунным покрытием и привела к химическому взрыву. В первую очередь, были уничтожены два отсека возле торпедных установок. Пожар, возникший в результате взрыва, а также тот факт, что лодка упала на один бок, привели к серии взрывов других торпед, находящихся на борту. Атомные реакторы лодки на тот момент уже были отключены, что позволило избежать утечки ядерного топлива.
Второй взрыв стал причиной образования двухметрового отверстия в корпусе лодки. Через него и попала вода, затопившая большинство отсеков «Курска». Всего 23 матроса пережили оба взрыва. Все они собрались в девятом отсеке вместе с капитан-лейтенантом Дмитрием Колесниковым.
Некоторые эксперты говорят, что экипаж имел возможность спастись и, используя специальные костюмы и аварийные люки, выплыть на поверхность. Однако, либо люки были неисправны, либо экипаж просто решил зря не рисковать, рассчитывая на скорое освобождения. Так или иначе, эта возможность использована не была.
Через некоторое время после аварии отключилось электропитание. С этого момента ко всем проблемам экипажа добавились еще и низкие температуры. За два дня матросы использовали все химические кассеты для регенерации кислорода, но из-за контакта одной из них с водой случился пожар, который привел к уничтожению кислорода в отсеке и скорой смерти экипажа от асфиксии.
Реакция на трагедию
Другие суда, принимавшие участие в учениях, не сразу заметили исчезновение «Курска», а мощный взрыв приняли за часть учений. Только к вечеру выяснилось, что связи с подлодкой нет. Спасательные батискафы в течение трех дней не могли пришвартоваться к лодке. Пресс-центр Российского ВМФ заявлял о «незначительных технических проблемах».
Несмотря на то, что британские и норвежские специалисты практически сразу предложили свою помощь, правительство РФ только 16 августа согласилось на нее. 20 августа норвежские спасатели смогли добраться до девятого отсека, но к тому времени он был уже полностью затоплен.
Президент России Владимир Путин только 17 августа, через пять дней после аварии, прервал свой отпуск в Сочи. В интервью американскому журналисту Ларри Кингу на вопрос «Что случилось с подводной лодкой «Курск»?» он ответил: «Она утонула». Такие действия главы государства подвергались жесткой критике, и именно на него персонально некоторые эксперты возлагают ответственность за случившееся.
Источник: calendie.ru
Затопленную у Новой Земли подводную лодку К-27 обследовали водолазы
Советская атомная подводная лодка К-27 уникальна по своим характеристикам. Это первая атомная лодка с двух-реакторной паропроизводящей установкой с жидкометаллическим теплоносителем из сплава свинец-висмут, автономными турбогенераторами и легким корпусом из маломагнитной стали. Но эти новшества не помогли «карьере» боевой подлодки.
В 1968 году на ней произошла авария, последствия которой удалось локализовать. Еще 13 лет К-27 простояла у пирса на базе в Белом море, а в 1981 году ее отбуксировали в залив Степового у Новой Земли. Там она была, в нарушение требований МАГАТЕ, затоплена на глубине 33 метра вместо положенных 3000–4000 метров.
В сентябре 2021 года водолазная и гидроакустическая группы Центра подводных исследований Русского географического общества провели инженерное обследование подлодки и других потенциально опасных радиоактивных объектов. Им помогали коллеги из НИЦ «Курчатовский институт», СПМБМ «Малахит» и НИИ спасания и подводных технологий.
– Программа обследования подводной лодки предусматривала большой объем водолазных работ, – поясняют в Центре подводных исследований Русского географического общества. – В том числе по подводной резке металла, проведению ультразвуковой толщинометрии металла легкого и прочного корпуса, замеру радиационного фона в межкорпусном пространстве, то есть тех работ, выполнение которых без применения водолазного труда на современном этапе развития робототехники невозможно.
Отметим, что водолазам приходилось работать в непростых условиях Арктики, при температуре воды + 5 градусов. В ходе проведения работ не возникло ни одной более-менее серьезной нештатной ситуации. Однако при выполнении работ по экзотермической резке металла, падающая сверху окалина при этом прожгла перчатку работающего водолаза.
– В гидрокомбинезон стала поступать вода, – поясняют в Центре подводных исследований Русского географического общества. – В условиях Арктики это чревато переохлаждением, особенно при водолазном спуске на глубину 32 м, требующем проведения декомпрессии. Водолаз своевременно доложил о возникшей нештатной ситуации, закончил начатую работу, начал декомпрессию. Заранее предусмотренный порядок действий при реализации этой опасности позволил полностью контролировать опасность и завершить водолазный спуск на требуемом уровне безопасности. Взятие под контроль нештатной ситуации явилось результатом совместных действий всех участников водолазных работ.
Все предусмотренные программой инженерного обследования лежащей на грунте подводной лодки водолазные работы были выполнены в полном объеме. Собранные данные необходимы для разработки проекта подъема подлодки и транспортировки для обеспечения правильной и экологичной утилизации реакторного отсека.
Источник: pravdasevera.ru