В ходе эволюции человек использовал разные виды транспорта, в том числе и водные. С развитием технического прогресса водный транспорт достиг невиданных высот. Сегодня в мире существует огромное количество видов и типов судов, размер, назначение и возможности которых ограничены только фантазией производителя. Самым универсальным считается такой вид водного транспорта, как катер. Катер – это маломерное судно, оснащенное мотором или моторами.
Существует много видов и типов катеров. Они классифицируются по различным критериям.
Виды катеров по области применения и их назначения
По области применения катера можно разделить на несколько больших групп:
- Прогулочные или экскурсионные катера. Предназначены для недолгих комфортных водных прогулок. Это самые универсальные катера.
- Катера повышенной комфортности. Предназначены для многодневных путешествий. Они оснащены всем необходимым для продолжительного нахождения людей на воде. Это самые комфортные и приспособленные для отдыха катера.
- Рыболовные катера. Имеют специальное рыболовецкое оборудование и предназначены для любой рыбалки. Они быстроходны и отличаются большей проходимостью.
- Спортивные катера. Используются в водных видах спорта. Это самые быстроходные и маневренные катера.
- Пассажирские катера. Имеют большой размер и много посадочных мест. Используются для перевозок пассажиров.
- Грузовые катера. Предназначены для перевозок грузов. Они оснащены вместимыми палубами и трюмами для размещения грузов.
- Охранные или патрульные катера. Они имеют на своем борту специальное оборудование, позволяющее использовать их для охраны и патрулирования различных объектов на воде или берегу. Они также быстроходны и маневренны и состоят на службе у полиции, военных, береговой охраны и МЧС.
Виды катеров по материалу изготовления
По материалу изготовления катера делятся на 3 основные группы:
Она очнулась на изгибе стены посреди океана
- Алюминиевые
- Пластиковые
- Комбинированные
Каждый из материалов имеет свои плюсы и минусы. Например, пластиковые катера привлекательнее и дешевле, но и более хрупки и требуют более тщательного обслуживания. Алюминиевые катера более дорогие, но с минимальным уходом служат своему владельцу много лет подряд. Комбинированные катера сочетают в себе плюсы и минусы обеих групп и чаще всего изготавливаются «под заказ», исходя из потребностей конкретного владельца.
Виды катеров по конструктивным особенностям
Классификация катеров не ограничивается только назначением и материалами, из которых изготовлены. Люди, разбирающиеся в маломерных судах, различают катера по их внешнему виду, то есть по их конструктивным особенностям. Здесь каждый катер имеет собственное название:
- Дэйкруизер – катер для коротких прогулок;
- Боурайдер – открытый прогулочный катер с надстройкой на носу;
- Катер с хардтопом – катер с полузакрытой кабиной, универсальный для любой ситуации;
- Кадди катер – катер с небольшой каютой в носовой части;
- Глиссер – быстроходный катер с плоским дном, при движении которого со стороны возникает ощущение полета над водой;
- Катамаран – двухпалубный катер широкого назначения;
- Спортивный буксировщик – быстроходный и мощный катер, используемый в водных видах спорта: буксировка спортсменов;
- Моторная яхта – катера из этой ниши относятся к катерам представительского класса. Они имеют несколько кают и предназначены для долгих морских круизов.
Производители катеров всегда тщательно продумывают и изготавливают свою продукцию в соответствии с самыми высокими требованиями технических характеристик, мореходных качеств, эстетики, комфорта и безопасности.
Впервые в Истории Это Озеро Высохло, и Вот Что Скрывалось под Водой
Источник: krasboat.ru
Характеристика основных типов маломерных судов
Типаж судна зависит от конструкции судна, формы корпуса, размеров, типа движителя. Характеристика основных типов и видов судов отражена ниже.
Гребная лодка — судно, приводимое в движение преимущественно веслами с уключинами.
Гребные лодки подразделяются на прогулочные и спортивно-гоночные.
К прогулочным лодкам относятся шлюпки, каркасные матерчатые лодки, надувные лодки.
Шлюпка — это открытая (беспалубная) деревянная или пластмассовая лодка, как правило, с одной парой металлических уключин. Шлюпки рассчитаны на 2—4 человека.
Каркасные матерчатые лодки изготавливаются из брезента со специальной пропиткой или прорезиненной ткани. Лодки имеют разборный каркас, благодаря чему их удобно переносить и транспортировать.
Надувные лодки изготавливают из прорезиненной ткани или поливинилхлоридной пленки (рис. 5.1). Они бывают одно-, двух или четырехместные с уключинами и без них.
Рис. 5.1. Надувные одноместные моторные лодки из поливинилхлорида (марки QUICKSILVER 240 AirDeck и QUICKSILVER 240 Roll-Up)
К спортивно-гоночным лодкам относят лодки для академической гребли, байдарки и каноэ.
Лодки для академической гребли закрытого типа изготавливают из бакелитовой фанеры. Их оборудуют подвижными сиденьями (слайдами) и выносными уключинами, укрепленными на кронштейнах за бортами. Эти лодки бывают одно-, двух-, трех- и восьмиместные.
Байдарки — это укороченные (по сравнению с описанными выше) лодки закрытого типа с обычными (неподвижными) сиденьями и без уключин. Гребцы сидят в лодке лицом вперед и пользуются двухлопастными веслами. Байдарки бывают одно-, двух- и многоместные.
Каноэ — это одно- или двухместная лодка открытого типа, изготовленная из специальной фанеры. Гребец работает однолопастным веслом, стоя на одном колене.
Парусные лодки спортивного назначения называются яхтами. Яхты бывают крейсерские и гоночные. Яхта отличается от обычной шлюпки наличием киля (противовеса в подводной части лодки), необходимого для обеспечения устойчивого положения судна на воде при поднятом парусе. Яхты бывают с выдвижным (швертботы) и постоянным килем.
Яхты делят на 13 классов (включая шесть классов швертботов), которые различают по размерам и водоизмещению.
Крейсерские яхты предназначены для дальнего плавания и отличаются от гоночных яхт большими размерами, большим водоизмещением и особенностями парусного оснащения, обладают большей прочностью и остойчивостью по сравнению с гоночными яхтами, пригодны для соревнований и активного отдыха.
Гоночные яхты предназначены для участия в соревнованиях на короткой дистанции, имеют ограниченную остойчивость, не имеют вместительной каюты, обладают малой массой.
Килевые яхты обладают высокой остойчивостью благодаря креплению к килю свинцового или чугунного балласта, но требуют достаточной глубины и непригодны для плавания в мелких закрытых и прибрежных акваториях.
Швертботы предназначены для плавания в открытых и закрытых акваториях, имеют возможность уборки киля, широкий корпус.
Катамараны и тримараны имеют два или три параллельно расположенных к друг другу корпуса, соединенных между собой перемычками. Они обладают повышенной остойчивостью.
Мотосейлеры представляют собой суда, сочетающие конструктивные особенности катеров и яхт. Длина их, как правило, не более 10 м. Существует возможность установки паруса.
Яхты делятся по зарубежной классификации на категории А, В, С, D:
- • яхты категории А рассчитаны на плавание по океанам, выдерживают силу ветра более 8 баллов, высоту волны более 4 м;
- • яхты категории В рассчитаны на плавание по морям, выдерживают силу ветра до 8 баллов, высоту волны до 4 м;
- • яхты категории С рассчитаны на плавание в прибрежных водах, реках, озерах, каналах при силе ветра до 6 баллов, высоте волны до 2 м;
- • яхты категории D рассчитаны для использования на небольших реках и озерах при силе ветра не более 4 баллов, высоте волны до 0,5 м.
Моторные лодки — это открытые или частично запалубленные суда, предназначенные для эксплуатации с подвесным мотором. Открытые или частично запалубленные суда со стационарным двигателем называются катерами. Катера подразделяются на прогулочные и спортивно-гоночные. Для их изготовления используются древесина, листовая сталь, сплавы алюминия, стеклопластик.
Прогулочные катера, как правило, бывают многоместные закрытые и с застекленной каютой. В ряде литературных источников крупногабаритные катера называют яхтами. Такие яхты не имеют паруса и подразделяются на следующие типы:
- • круизерная яхта — длина корпуса составляет несколько десятков метров, назначение — отдых на воде. Максимальная скорость — до 30 узлов;
- • спортивная яхта — плавание на повышенной скорости, корпус вытянутый, размеры внутренних помещений ограничены, выступ рубки имеет обтекаемую форму, максимальная скорость — до 60 узлов;
- • траулерная яхта — предназначена для нескоростных водных путешествий, обладает наиболее низкой скоростью, но повышенным запасом прочности корпуса. Имеет большой запас хода. Корпус, как правило, изготавливается из стали.
Спортивно-гоночные катера бывают одно- и двухместные, закрытого типа, но без застекленной каюты. К судам спортивно-гоночного типа относятся гидроциклы. Они обеспечивают передвижение по воде одного или двух человек. Водитель и пассажир имеют верховую посадку. Гидроцикл оснащается водометным двигателем.
Размеры гидроциклов незначительны (длина — 2700—3300 мм, ширина — 680—1200 мм, высота — 660—1220 мм), масса — 130— 400 кг. Гидроциклы обладают повышенной маневренностью, высокой скоростью, но не предназначены для перевозки багажа и длительных путешествий. Пассажиры плохо защищены от попадания воды и других негативных влияний внешней среды.
В ГОСТ 19105—79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования» установлены типы прогулочных судов и их длина (табл. 5.2).
Типы прогулочных судов и их длина
Длина судна наибольшая, м
Источник: studme.org
Классификация яхт
В настоящее время существует большое количество классификаций, групп и видов яхт, начиная от назначения заканчивая нюансами их характеристик. Как таковой единой классификации в мире нет.
Определение класса яхты может отличаться в разных странах, в зависимости от признанных стандартов. В этой статье мы постараемся максимально детально изучить данный вопрос и систематизировать различные виды классификации яхт.
Все существующие яхты можно систематизировать и разделить на виды, согласно основным показателям и характеристикам.
Виды яхт:
Все яхты можно разделить по виду и форме корпуса на следующие классы:
- Одно-корпусные (1 корпус).
- Катамараны (2 корпуса)- у судна два корпуса, расположенных в виде полозьев саней, что значительно повышает устойчивость яхты.
- Тримараны (3 корпуса) — это судно, состоящее из 3-х корпусов, расположенных параллельно Центральный корпус выполняет роль общей палубы. Также тримаран может быть выполнен в виде одно-корпусной яхты в вынесенными по бортам двумя крупными поплавками. Устойчивость такого типа яхт ещё выше.
Далее каждый из этих видов можно распределить по типу привода на следующие категории:
- Моторные
- Парусные
- Моторно-парусные
Это судна абсолютно разных идеологических направлений.
Начнем по порядку.
1.Моторные яхты представлены огромным ассортиментом суден от небольших прогулочных яхт до вип яхт и мега яхт. Движущей силой данного вида суден является мотор. Скорость движения моторных яхт напрямую зависит от мощности двигателя. Скоростные показатели моторных яхт выше, чем парусных или парусно-моторных катамаранов.
Современные технологии производства позволяют оборудовать моторные яхты всеми атрибутами, установками, оборудованием, чтоб проживание на борту или длительные прогулки были максимально комфортные. Моторные яхты в современном понимании, независимо от размера, это полноценный дом на воде.
Моторные яхты сегодня принято систематизировать по уже устоявшимся «мировым стандартам классификации яхт», для которой необходимо соответствовать строго определенным стандартам, а так же иметь сертификацию фирмы-производителя, в полном соответствии с конкретными требованиями ЕС.
*СЕ- маркировка (аббревиатура от Conformite Europeenne (CE), в переводе с французского обозначающая- европейское соответствие), легализирующая факт полного соответствия данного изделия, на которое нанесена данная маркировка, основным директивам ЕС (Европейского Союза).
Классификация моторных яхт основывается на основном назначении яхты, которое определяется спецификациями изготовителя, согласно директиве Европейского Союза-RCD ( EU Recreational Craft Directive).
*EU RCD-это директива, которая определяет параметры моторных судов длинной от 2,5м (8ft) до 24м (78ft), применяется в отношении контроля качества и проектирования, и строительства данного типа судов. В директиве прописаны строго определенные стандарты и требования к данным видам яхт. (Параметры двигателей данных яхт, которые должны соответствовать критериям допустимой токсичности выхлопных газов, а так же соблюдения уровня шума. и т.д.) По данной директиве присваивается маркировка СЕ( см.выше)
Итак, существуют 4 группы моторных яхт, в соответствии с европейскими стандартами.
Классификация моторных яхт:
Класс А (океанские яхты)- это тип моторных судов (яхт), построенных с учётом возможности преодоления ветра силой более 17,2-20,7 м/сек (8 баллов по шкале Бофорта ) и сопротивлению волны высотой более 4 метров, оборудованные автономным обеспечением .
Класс В (морские яхты)-это категория моторных судов (яхт), способных преодолеть силу ветра не более 17,2-20,7 м/сек (8 баллов по шкале Бофорта) и высоту волны не более 4-х метров.
Класс С (прибрежные яхты)- это группа яхт, которые предназначены для эксплуатации в различных дельтах рек, крупных каналах и иных прибрежных водах, при скорости ветра не более10,8-13,8 м/сек (6 баллов по шкале Бофорта) и высоте волны не более 2 метров.
Класс D (мини-яхты и катера)- это подвид моторных яхт, место эксплуатации которых — небольшие закрытые водоемы, защищенные от волнения. Это могут быть небольшие реки, озера, каналы. Способны преодолеть волну высотой не более 0,5 м и скорость ветра не более 5,5-7,9 м/сек (4 балла по шкале Бофорта). Теоретически на таком судне можно выйти и в открытое море, но исключительно при отличном прогнозе погоды и на небольшое расстояние от берега, так как запас автономности у них крайне мал, а даже незначительное ухудшение погоды грозит полноценным кораблекрушением.
2. Парусные яхты – это суда, основной движущей силой которых является сила ветра, действующая на парусное вооружение. Материал корпуса современных парусных яхт – стеклопластик. Парусные яхты в зависимости от назначения имеют разное количество парусов. Судна, предназначенные для спортивных целей, не имеют кают вовсе или же они минимальны по размерам.
Такие модели оснащены большим количеством парусов. Парусные яхты, которые рассчитаны на длительные прогулки и проживание на борту судна, имеют минимальное количество парусов и хорошие условия для размещения.
3. Парусно-моторные яхты представляю собой симбиоз парусных и моторных моделей. Наличие двигателя на парусных яхтах делает её универсальной для выходов в море при любой погоде. Парусно-моторные яхты являются автономными и не зависят от наличия топлива в баке, что является весомым преимуществом при длительных прогулках и круизах.
Парусно-моторные яхты разделяются по количеству корпусов на однокорпусные, двухкорпусные (катамараны), трёхкорпусные (тримараны). Наиболее популярными на данный момент считается двухкорпусные парусно-моторные яхты. Их неоспоримым преимуществом является хорошая устойчивость, наличие свободного пространства, неплохая скорость движения, маневренность.
4. Гулеты – один из видов яхт, который представляет собой деревянную яхту, двухмачтовую. Движение осуществляется с помощью парусов и двигателя. На данный момент гулет чаще всего и=применяется в качестве прогулочных яхт. По комфорту и оснащенности они не уступают моторным и парусным яхтам.
Внешне гулеты сохранили свой первоначальный стиль, изящность, традиционную форму: широкая палуба, округлая носовая часть, низкий профиль корпуса.
5. Теплоход – моторное судно, способное разместить на борту большое количество пассажиров. Теплоходы используются для часовых экскурсий, проведения мероприятий корпоративных, организация праздников.
Далее перейдем к разнообразию парусных яхт. Среди них, в зависимости от предназначения выделяют различные типы.
Классификация парусных яхт:
Крейсерские — это парусные яхты, чьё основное назначение – совершение дальних морских и океанических переходов, продолжительные круизы и длительное автономное плавание. Главным атрибутом такой яхты является наличие одной или нескольких кают, не лишённых определённого комфорта, что обеспечивает возможность длительного пребывания на яхте без больших неудобств. Основными отличительными особенностями таких яхт является:
- Прочный корпус
- Точное и надёжное оборудование (в том числе навигационное)
- Высокий уровень оснащенности такелажем и парусами
Все «фишки» таких яхт обусловлены их основным предназначением данного типа яхт, то есть длительные переходы и круизы. Также стоит отметить достаточную грузоподъёмность таких судов, в первую очередь для перевозки продуктов питания и запаса пресной воды для команды и пассажиров.
Гоночные (спортивные)— яхты, основным предназначением которых является соревнования. Они построены в основном с акцентом на удобство экипажа при управлении судном и большим функционалом регулировки настроек управления парусами, чтобы максимально чутко реагировать на ветровой диапазон. Отличительной чертой данных яхт является легкость, которая обеспечивает снижение сопротивляемости с одной стороны и недостаточную прочность с другой.
По дальности удаления от берега, можно выделить следующие виды парусных яхт:
- Прогулочные
- Прибрежные
- Мореходные (круизные)
По типу механизма остойчивости парусные яхты (одно-корпусные) можно разделить на следующие классы:
*остойчивость-это способность яхты противостоять, сопротивляться опрокидыванию.
Килевые яхты— это яхты, максимально адаптированные к критическим погрешностям в управлении, особенностью является, естественно, наличие киля. Киль-это грузовой балласт, который крепится к плавнику яхты, и непосредственно обеспечивающий остойчивость. Преимущество – низкий центр тяжести, который увеличивает шансы яхты избежать опрокидывания.
Швертботы — это яхта с подводным крылом, не имеющим балласта, которое называется “шверт”. Шверт при необходимости легко поднимается, это даёт возможность яхте ходить по мелководью, без опаски сесть на мель.
Компромиссы — это своеобразный синтез между килевой яхты и шверботом. У них присутствует грузовой шверт, но он не такой тяжелый, чтобы была возможность поднять шверт при подходу, к примеру, к пирсу.
Так же различные типы яхт можно систематизировать по статусу, материалу корпуса, по парусному вооружению, если конечно, речь идёт о парусниках и т.д.
Существует также спортивная классификация яхт, которая является очень глубокой системой оценки множества показателей, для определения класса конкретного судна и его характеристик. Она используется для:
- Разработки и принятия единых требований к замерам суден и порядка их оформления, в зависимости от принадлежности к тому или иному классу.
- Для разработки ограничений различных практических характеристик судна (размер, вооружение и т.д.), с целью обеспечения безопасности, возможности сравнения, а также обеспечения чистой конкуренции на соревнованиях яхтсменов.
Основными параметрами являются:
Длина. Непосредственно влияет на скорость движения яхты прямой зависимостью. Больше длина корпуса – больше потенциальная скорость движения судна.
Ширина. Влияет на сопротивляемость и остойчивость. Увеличение ширины влечет за собой увеличение сопротивляемости, и как следствие, снижение скорости судна.
Осадка. Влияет на лавировочные качества (сопротивление дрейфу и возможность идти «круче» к ветру)
Высота надводного борта. Определяет степень мореходности и обитаемость судна.
Вес. Увеличение веса влечет за собой увеличение сопротивляемости воде (читай – скорости), но в то же время способствует увеличение остойчивости и мореходности.
Площадь паруса. Увеличение площади паруса способствует увеличению скорости яхты.
В системе спортивной классификации яхт выделяется три класса:
- Национальные
- Международные
- Олимпийские
Спортивная классификация судов чаще всего используется для определения иерархии достижений спортсменов. Она видоизменяется вместе с развитием спортивной яхтенной индустрии. Основным критерием для выделения конкретных классов судов являются размеры яхты и их соотношения, которые, в свою очередь, влияют на характеристики яхт, такие как мореходность и ходовые свойства, а так же навигационные условия и уровень развития яхтенной техники.
Итак, расскажем о каждом классе спортивных яхт немного подробней.
Национальный класс яхт-это судна созданные для использования в конкретной стране, «заточенные» под местные водоемы (реки, озера, моря), с учётом их климатических и прочих особенностей. Ежегодно данный класс каждой страны пополняется новыми видами яхт. Чтобы объявить о принадлежности яхты к какому-либо национальному классу, она должна быть признана национальной федерацией яхтенного спорта.
Международный класс яхт- это яхты, которые не только приобрели популярность в нескольких странах, но и их конструкция была признана Международным союзом парусных соревнований. Такие яхты также признаны в национальных классификациях многих стран.
Олимпийский класс- это яхты, которые могут принимать участие в Олимпийских играх (что логично из их названия).
На самом деле спортивная классификация парусных яхт намного сложнее, и включает в себя десятки, если не сотни яхт различных размеров и конструкций, отличающихся своим внешним видом, предназначением и характеристиками. Но это тема настолько обширна, что достойна отдельной статьи, и даже серии статей, которыми мы обязательно займёмся в скором времени!
Читайте наш блог, если Вы, как и мы интересуетесь яхтами и яхтенным спортом. Пока!
Источник: xn——elcz3ardxy8a4b.xn--p1ai