Задний фрикцион катушки что это

На что обращать внимание при выборе мультипликаторной катушки, какие у нее достоинства и недостатки, чем она отличается от безынерционной катушки, и какие вообще бывают мультипликаторы? Всё это и много другое вы узнаете из нашего обзора, а в конце статьи будет рейтинг катушек с примерными ценами на них.

Мультипликаторные катушки или мультипликаторы составляют одну из трёх категорий рыбацких катушек. В основе их работы лежит принцип инерционных, однако мультипликаторы характеризуются низким передаточным числом и отличной системой торможения, которая убережёт от запутывания лески и образования «бород».

Минусы мультипликаторных катушек:

  • Высокая стоимость;
  • Необходимость использования удилища, которое имеет верхнее расположение колец;
  • Необходимость перекладывания удилища при забросе;
  • Настройка тормозной системы при смене условий ловли;
  • Необходимость тщательного ухода и деликатной эксплуатации.

мультипликаторные катушки

Задний фрикцион рыболовной катушки.

Если вас интересует тема безынерционных катушек, советуем наш главный обзор катушек для спиннинга.

Правильная настройка фрикциона

Передний фрикцион располагается на шпуле. Этот вариант более популярен и востребован спиннингистами, поскольку имеет следующие достоинства:

  • Меньший вес безынерционки, что положительно сказывается на сбалансированности снасти в сборе;
  • Простота и надежность конструкции, что подразумевает долговечность данного узла;
  • Как правило, лучшая чувствительность и возможность тонкой регулировки.

Безынерционные катушки с передним фрикционом не лишены недостатков:

  • Запасная шпуля для такой безынерционки стоит дороже из-за непосредственного расположения на ней механизма;
  • Большинству спиннингистов неудобно подстраивать тормоз в момент вываживания хищника;
  • Сложнее заменить шпулю;
  • Может попадать грязь и взвеси, что вызовет сбои в работе.

Совет! При обслуживании безынерционки по завершении сезона загрязненный тормоз подлежит тщательной очистке. Для него применяется только специализированная смазка для фрикциона катушки.

Задний фрикцион располагается в задней части катушки, сразу за основным ее узлом – главной парой. Такое расположение присуще преимущественно катушка для фидерного или матчевого направления рыбалки. В спиннинге сегодня применяется редко, в основном на бюджетных изделиях от китайских производителей.

Предлагаем ознакомиться: Особенности ловли судака летом

Катушки с задним фрикционом имеют следующие плюсы:

  • Удобно регулировать нагрузку срабатывания во время вываживания;
  • Из-за отсутствия лишних элементов запасная шпуля дешевле, ее легче заменить;
  • Лучше работает на тяжелых снастях с оснастками и приманками внушительного веса.

Заднефрикционные gt;катушки для спиннинга тяжелее, что может оказывать влияние на баланс комплекта. Они не такие чуткие, потому все безынерционки для ультралайта – это рыболовные катушки с фрикционом, расположенным спереди.

Катушка с задним фрикционом В чем прикол?

Есть еще катушки, в которых задний и передний тормоз соединены в одну систему. Это безынерционки с бейтраннером. Есть вариант совмещения заднего расположения основного и вспомогательного тормоза. Их суть заключается в том, что фрикцион настраивается достаточно грубо, близко к предельным нагрузкам, а бейтраннер заведомо ослабляется.

Важно! Бейтраннер используется преимущественно в карпфишинге. Оставив катушку с включенным механизмом, можно не переживать, что при поклевке карп или сазан утащит снасти в воду.

Лучшие рыболовные катушки разрабатывают и выпускают две японские компании, чьи имена известны рыбакам со всего мира. Это Шимано и Дайва. Они постоянно конкурируют между собой за звание самого лучшего бренда, регулярно изобретают различные инновации, в частности модернизируют фрикционный механизм.

Независимо катушка с передним фрикционом или с задним перед Вами, механизм необходимо правильно отрегулировать, дабы не дать рыбе сойти с крючка, порвать леску или сломать удочку. Настройка осуществляется непосредственно на водоеме, когда снасть в сборе. Алгоритм выглядит так:

  1. Устанавливаем безынерционку на собранное удилище, леску пропускаем через все кольца;
  2. Фиксируем конец нити за какой-либо неподвижный предмет на берегу;
  3. Теперь необходимо приложить усилие к снасти, имитируя вываживание трофея;
  4. В это время и регулируется усилие срабатывания тормоза.

Фрикционный механизм необходимо отстроить так, чтобы шнур начинал стравливаться под средним усилием, не выше 80% от максимально допустимого, которое определяется разрывной нагрузкой нити либо тестом спиннинга по леске.

Слишком зажатый фрикцион приведет к непоправимым последствиям на водоеме. Хорошо, если порвется шнур, а если сломается удочка …Чересчур расслабленный тормоз не позволит совершать забросы, поскольку будет проскальзывать на замахе. При вываживании он не даст возможности подвести рыбу из-за постоянного сматывания шнура со шпули при приложении усилий либо рывках рыбы.

Суть действия фрикциона заключается в том, что он с помощью специального регулятора подстраивается на заданное усилие. Например, если нить способна выдержать 8 килограммов, то тормоз выставляют на 5-6 кг. Когда подсеченная рыбина сделает резкий рывок, превышающий разрывную способность лесы, она останется целой.

Леса в этом случае начнет стравливаться под воздействием нагрузки, так как сработает фрикционный тормоз. Именно поэтому на шпуле должен быть значительный запас монофилки либо плетенки, чтобы при поимке сома не пожалеть о сэкономленных метрах. О методах можно почитать в статье «Ловля безынерционной катушкой в зависимости от условий и метода ужения».

По расположению на корпусе безынерционки фрикционы могут быть исполнены в следующих вариантах:

Предлагаем ознакомиться: Налим на что и как ловить

  1. Расположение спереди. Подобное месторасположение регулировочного винта и тормоза считается классическим, при этом вся конструкция выполнена на шпуле. Когда идет замена шпули, меняется и тормозной механизм. Такие безынерционки принято считать скоростными, поскольку они рассчитаны на применение лесы с небольшим сечением и малую нагрузку. Этот тип фрикционного тормоза регулируется очень тонко, за щелчок усилие меняется на 200-300 г.
  2. Расположение сзади. Винт регулировки находится в задней части корпуса, что считается намного удобнее, так как не мешает леса. Зато такой тип имеет место быть на силовых мясорубках, чье предназначение – фидер, троллинг, карп-фишинг. Шаг регулятора на заднеприводных фрикционах составляет приблизительно 500 граммов. Если использовать нить небольшого сечения, то при одной отметки ручки регулирования сходить она будет достаточно легко, при затягивании на один щелчок усилие для нее станет критическим.

Тормоз безынерционной катушки тем комфортнее, чем большее число деталей, на которых ложится нагрузка, соприкасаются между собой. В заднеприводном фрикционе упор сделан на тефлоновые шайбы, в переднеприводном – благодаря всей зоне поверхности.

Если пропал тормоз обратного хода на безынерционной катушке, это говорит о том, что за ней не было должного ухода и внутрь корпуса проникла вода либо банально загустела смазка. Бывают, конечно, другие причины, требующие вмешательства специалиста, однако в случае засора достаточно самостоятельно провести техническое обслуживание.

Виды мультипликаторных катушек

  1. Низкопрофильные (мыльницы) подходят для приманок весом от 1 до 30 грамм.
  2. Бочкообразные (вес приманок: 7-60 грамм).
  3. Силовые (морские)

Силовые мультипликаторы делятся на следующие подвиды:

  1. Троллинговые (вес приманок от 40 до 200 грамм)
  2. Для отвесной ловли (вес приманок до 600 грамм)
  3. Сверхмощные мультипликаторы (для очень крупной рыбы)

Если вы собираетесь ловить на речке, то вам нужен низкопрофильный мультипликатор, который и весит немного и забрасывает приманки далеко. Для особо тяжелых приманок, к примеру, таких как джеркбейты, вам может подойти и небольшая бочкообразная катушка. Остальные виды мультипликаторов предназначены для морской или троллинговой ловли.

Если вы ловите крупного сома с лодки, то также можете брать и морские варианты мультипликаторов, так как они выдерживают большую нагрузку.

Троллинговые катушки обладают счётчиком для измерения длины смотанной лески. Такой счётчик необходим для заглубления воблеров на нужную глубину. Сначала приманка опускается на конкретную глубину, фиксируется показатель счётчика и в дальнейшем леска спускается именно на это значение.

Троллинговые катушки отличаются также и большей стоимостью по сравнению с обычными мультипликаторами. Поэтому если бюджет не позволяет приобрести троллинговую катушку, но потребность в счётчике присутствует, можно использовать традиционный мультипликатор и обычный маркер, которым вы и будете делать пометки на флюоресцентной леске. Далее рассмотрим технические особенности мультипликаторных катушек.

Что такое фрикционные материалы?

Фрикционные материалы – это субстанции обеспечивающие функционирование деталей в условиях избыточного трения, создавая эффективное скольжение. Характеризуются субстанции повышенной фрикционной теплостойкостью, что выражается в сохранении износоустойчивости с коэффициента трения при различных температурах. Материалы имеют пониженную адгезию и сверхвысокую теплопроводность, прекрасно сочетающуюся с отличной теплоёмкостью и сопротивляемостью тепловым ударам, провоцируемым генерированием тепла в ходе трения.

Классификация фрикционных материалов

Фрикционные материалы бывают 3-х групп, принадлежность к которым определяет их физические и химические характеристики:

  • металлические;
  • неметаллические;
  • спечённые.

Металлическими фрикционными материалами считаются стали и чугуны, последние традиционно используются для тормозных колодок, так как они не коробятся. Некоторые стали (65 Г, 45, 40) применяются при изготовлении фрикционных муфт, устанавливаемых на машины с гусеничным ходом.

Важно! Стали склонны к короблению, а в случае перегрева вполне может произойти схватывание.

Именно по этой причине металлические детали по мере возможности заменяются пластиковыми элементами.

Неметаллические материалы, преимущественно имеют асбестовую основу, однако здесь могут применять несколько типов связующих веществ:

  • каучук;
  • смола;
  • канифоль.

Применяются разные наполнители: кремнезём; медь; латунь; сурик. Однако наилучшим материалом, относящимся к данной группе, является ретинакс, состоящий из фенолформальдегидной смолы. Дополнительно в составе присутствует асбест, также есть барит. Материал применяется при производстве тормозных узлов в авиационной промышленности.

Спечённые материалы имеют основу из стального или медного порошка, а наполнителем является металлический оксид и карбид. Благодаря внедрению в состав асбеста с графитом, удаётся избежать схватывания, а сопротивляемость скольжению создаётся посредством добавления муллита. Отменный тепловой режим формируется благодаря цветным металлам, например, алюминию и цинку. Сверхвысокая соединительная прочность формируется в ходе спекания, обеспечивающее надёжное соединение металлической основы и добавок с наполнителями.

Читайте также:  Когда лещ мечет икру

Характеристики

Основной физической характеристикой материалов, является температурный режим, при котором они могут эксплуатироваться. Спечённые изделия, имеющие медную основу, обладают температурным пределом 300°C, а материалы из металлов, например, меди, никеля, хрома с добавлением асбеста и барита выдерживают 1200°C. Неметаллические изделия эксплуатируются при 1000°C, но это относится только к ретинаксу, а вот пластмассовые материалы способны выдержать трение, при котором температура достигает не более 250°C.

Область применения

Наиболее востребованными в народном хозяйстве и производственной сфере, являются спечённые материалы, обладающие прекрасными эксплуатационными характеристиками. Допускается их применение при создании фрикционных муфт, необходимых для комплектования тормозных устройств, работающих под высокой нагрузкой. Возможно их применение при изготовлении колодок, дисков и разных секторов.

Изделия незаменимы в условиях, когда создаётся избыточное трение, что преимущественно происходит при торможении. Именно поэтому они незаменимы в транспортной промышленности, где активно используются для изготовления тормозных систем. Выбор материала зависит от температуры среды, нагнетаемой при эксплуатации.

Тормоз мультипликаторной катушки

Магнитное торможение основывается на торможении быстро вращающейся шпули с помощью встроенных небольших магнитов.

Данный тип торможения, который действует на начальной стадии заброса, нужно регулировать вручную, отталкиваясь при этом от веса используемой приманки.

Центробежное торможение присутствует в другом подтипе катушек. В них главную роль играют маленькие грузики, которые высовываются при быстром вращении катушки по причине действия центробежной силы. Благодаря трению этих грузиков о специальную перегородку и происходит процесс постепенного торможения. Как и в случае с магнитным торможением, центробежное также необходимо регулировать вручную.

Механический тормоз присутствует в катушках всех типов и используется на конечном этапе заброса, когда приманка уже касается воды. Для дальнего заброса механический тормоз в мультипликаторной катушке является самым эффективным.

Суть работы

Принцип действия фрикционного тормоза довольно прост и понятен любого рыболову, мало-мальски изучившему школьный курс физики:

  • Механизм настраивается с помощью вращения регулятора на определенную нагрузку;
  • Если в процессе ужения приложенная нагрузка на фрикцион катушки превышает выставленное значение, то тормоз срабатывает;
  • Происходит стравливание лески со шпули до тех пор, пока инерция рывка рыбы не исчерпается.

Грамотно настроенный фрикционный тормоз катушки позволяет рыболову успешно бороться с трофейной рыбой, вес которой может существенно превышать разрывную нагрузку используемого шнура. Например, нередки случаи вываживании щуки весом на 7–8 килограмм ниткой, с заявленной номинальной прочностью около 5 кг.

Как правило, все выпускаемые сегодня безынерционные катушки оснащены так называемым фрикционным тормозом. Он позволяет стравливать леску под определенным усилием. Перед каждой рыбалкой стоит отрегулировать его под конкретную снасть.

  • Увеличивается шанс на поимку трофея.
  • Снижается количество обрывов лески и вероятность того, что крючок разогнется.

Предлагаем ознакомиться: Ловля карпа на фидер — делаем оснастку, рыбалка весной и летом на пруду (видео)

Подшипники для мультипликаторных катушек

Количество и качество подшипников играет крайне важную роль, если вы хотите, чтобы катушка имела плавный ход и служила вам долгое время. Ввиду того, что барабан мультипликаторной катушки имеет небольшой размер, а передаточное число зачастую доходит до соотношения 6:1, шпуля вращается крайне быстро. Потому для нормальной работы и выдерживания нагрузки катушка должна обладать шариковыми подшипниками высокого качества.

При покупке некоторых катушек в комплекте вы найдёте тюбик специальной жидкости, которая и предназначена для смазки подшипников. Для долговечности катушки нужно периодически смазывать таким веществом все доступные подшипники, что повлияет и на дальность заброса. А вот от других сторонних смазок и масел следует отказаться.

Проверенные производители мультипликаторных катушек

Проверенные производители мультипликаторных катушек

  • Daiwa;
  • Abu Garcia;
  • Shimano;
  • Salmo;
  • Kosadaka;
  • Banax.

Более детально ознакомиться с ценами и характеристиками данных мультипликаторных катушек вы сможете в любом интернет-магазине. Выбирайте товары проверенных производителей.

Источник: fishing59.ru

Передний и задний фрикционные тормоза безынерционных катушек, какой лучше?

База знаний спортивного рыболовства Приманки.ком

Косяк рыбы вокруг вашего крючка уже через 5 минут после закидывания шара Fish MegaBomb в воду. Аналогов нет! Скидка 53% только на Новый год!

Задний фрикционный тормоз больше подходит для средних и тяжелых снастей

Очень сложно поймать крупную рыбу используя тонкую снасть в которой нет фрикционного тормоза. А использование грубой снасти не позволит получать должное количество поклевок из-за осторожности рыбы. Наша статья расставит все точки над «и» в вопросе выбора катушек по виду фрикционного тормоза, а также расскажет как правильно произвести настройку фрикциона.

Существует два типа фрикционных тормозов у безынерционных катушек:

Оба имеют право на жизнь и активно используются как в фидерной и карповой ловле, так и в спиннинге или в любом другом способе ловли.

Тем не менее оба эти фрикционных тормоза отличаются друг от друга как с технической точки зрения, так и в удобстве использования в разных способах ловли.

Передний и задний фрикционные тормоза безынерционных катушек

Передний фрикцион больше подходит для спиннинговой ловли (чаще ультралайта). Он более чувствителен, чем задний фрикцион и лучше покажет себя в ультралайтовой ловле, тогда как задний фрикцион, возможно, не среагирует на очень тонкую настройку и резкие рывки мелкой рыбы. Но у переднего фрикциона также есть недостаток – его менее удобно регулировать во время вываживания рыбы. Значительно проще повернуть рукоять заднего фрикциона, нежели переднего.

Задний фрикционный тормоз чаще используется в фидерной, карповой, троллинговой ловле. Задний фрикцион менее чувствителен, чем передний, но на крупной рыбе и более тяжелых снастях высокая чувствительность и не нужна. Поэтому любой из способов ловли, где используются монолески толще 0.2 мм в диаметре вполне могут использовать задний фрикцион и никаких проблем с чувствительностью не будет.

Безузловая застежка для плетенки – как соединить приманку с леской не используя узлов и имея 100% надежность.

Рейтинг безынерционных катушек – время взглянуть на наш топ лучших спиннинговых катушек.

Мультипликаторные катушки – альтернатива безынерционкам.

Настройка фрикционного тормоза

Настраивать фрикцион нужно исключительно в полностью собранной снасти. Леска должна быть пропущена через все кольца и тянуть за леску нужно под тем же углом, под которым вы будете вываживать рыбу. Это примерно 90 градусов к вашему удилищу (то есть перпендикулярно). Настройте фрикционный тормоз примерно на 70-80% к максимальному порогу усилий, чтобы он начал стравливать леску до того, как наступит порог в 100% усилий и леска порвется.

Источник: primanki.com

Какой фрикцион лучше передний или задний?

Передний и задний фрикцион

В современных безынерционных катушках присутствует, как правило, фрикционный тормоз двух типов: задний и передний.

И первый, и второй являются достаточно важными элементами катушки, так как активно используются в разных видах ловли. И хотя главная функция у них по сути одинаковая, задний и передний фрикционные тормоза отличаются между собой не только по расположению, но и по внутреннему устройству механизма, а также по критерию удобства при использовании в различных условиях и ситуациях.

Назначение фрикционного тормоза

В настоящее время большинство удилищ, спиннингов и донок оборудованы катушками. Для хорошего улова нужно уметь правильно ими пользоваться. Для кого-то катушка — это только то место, где находится леска или устройство, предназначенное для того, чтобы можно было забросить снасти как можно дальше.

Но для некоторых рыболовов, которые знают зачем нужен фрикцион, это устройство помогает им вытаскивать на берег действительно эксклюзивные виды добычи. Ведь и вправду, гибкая удочка и мастерство при работе с фрикционом гарантируют рыболову поймать большую рыбу и при этом не сломать снасти, не оборвать леску и не погнуть крючки.

Как правило, катушки состоят из:

  1. сплошного корпуса, сделанного из металла, пластмассы или углепластика, с механизмом внутри и специальным креплением к удилищу;
  2. ротора, который оснащён двигающейся скобой лескоукладчика;
  3. неподвижной шпули для хранения лески;
  4. ручки, которая приводит в движение весь механизм;
  5. фрикционного тормоза.

Фрикционный тормоз — один из важнейших узлов безынерционной спиннинговой или фидерной рыболовной катушки, который предназначен для сохранения лески от повреждений, а снасти и удилища — от нарушений целостности при сильной нагрузке. Также фрикцион выполняет сглаживание резких движений рыбы и не даёт ей улизнуть. Благодаря фрикционной системе удалось использовать более тонкие лески для поимки более крупной рыбы.

Правильная настройка фрикциона

На удивление, многие рыболовы игнорируют устройство фрикционного тормоза, потому что не умеют его настраивать либо не хотят им пользоваться. А некоторые рыбаки просто забывают о нём, пытаясь поскорее выловить свой заветный трофей. Также, к сожалению, существуют и те рыбаки, у которых просто нет средств на хорошие катушки и приходится покупать дешёвые и некачественные, изготовленные не лучшим образом и быстро выходящие из строя. В итоге получается так, что в одном случае тормоз полностью закручен, в другом — слабо либо не закручен вообще.

Для тех, кто не умеет пользоваться фрикционом, существует следующая технология настройки:

  1. Катушка с намотанной на неё леской крепится на удочку, затем леска продевается через пропускные кольца и привязывается к чему-нибудь неподвижному.
  2. Дугу лескоукладывателя сбрасывают. Удочка ставится под углом 45 градусов и дугу закрывают обратно.
  3. Медленно вращаем ручку катушки до тех пор, пока кончик удочки не согнётся.
  4. Поворачивая против часовой стрелки регулировочный механизм фрикциона, находим момент его срабатывания.
  5. Небольшими рывками удочки на себя нужно проверить, выпускается ли леска из катушки. Таким образом, фрикцион должен сработать раньше, чем наступит максимальное натяжение, при котором может произойти обрыв.
Читайте также:  Что можно сделать из титана своими руками

Тем не менее, на этом проверка на берегу не заканчивается. Имеется ещё несколько немаловажных деталей настройки непосредственно в процессе ловли:

  • После подсечки рыбы, которая постепенно начинает уходить от берега, нужно следить за тем, сколько осталось лески на катушке и понемногу зажимать регулировочный винт фрикциона. Таким способом создаётся сопротивление, и рыба быстро устаёт, что позволит поскорее вытянуть её на берег.
  • При вываживании рыбы существует угроза самостоятельного затягивания фрикциона. Вследствие этого возрастает усилие на леску, из-за чего она просто не выдерживает и рвётся. При таком случае рыбаку постоянно нужно следить за шпулей и при необходимости откручивать регулировочный винт.

Отличительные особенности переднего и заднего фрикционов

Многие опытные рыболовы считают, что между двумя конструкциями принципиальная разница отсутствует. В подтверждение этому многие фирмы производят одну и ту же модель в двух разновидностях: с передним и задним фрикционами. Тем не менее некоторые отличия между моделями есть.

Вначале можно перечислить отличительные черты передней фрикционной системы:

  1. Принято считать, что данные устройства надежнее, потому что имеют механическую схему.
  2. Обычно устройства такого плана исполнены одинаково, отличия их минимальны, поэтому замена одного на другое не заставит рыболова тратить время на изучение работы нового механизма.
  3. Регулировка выполняется с помощью специального винта, который крепит шпулю. По этой причине время на замену шпули в случае необходимости увеличивается.
  4. Если у таких систем подложить шайбу под шпулю, то регулировка становится также возможной.
  5. Данный вариант допускает крепить на катушки шпули с повышенным диаметром, не меняя при этом сам механизм снасти. Значит, масса и размеры изделия остаются на прежнем уровне, зато увеличивается дальность заброса.

Ловля на спининг

Особенности заднего фрикциона заключаются в следующем:

  • Удобно регулировать тормоз в процессе выуживания рыбы. Фиксатор регулировки позволяет новичку – рыболову быстро реагировать на любые непредвиденные обстоятельства. Особенно в том случае, когда имеется дополнительный переключатель, с помощью которого моментально меняется тормозное усилие.
  • Катушки, оснащенные задним тормозом, обычно более компактны.
  • Стоимость шпули при данном варианте ниже.
  • Форма снасти более сбалансирована и не имеет крена вперед.
  • В механизме не заложены прижимная шайба и гайка. Этот факт играет большую роль, так как при наличии этих деталей в процессе замены шпули возможна их потеря.

Достоинства и недостатки оснащения

К достоинствам заднего фрикционного тормоза относят:

  • Умение сохранить удилище и снасти в целостности.
  • Сглаживание рывков рыбы, тем самым не давая ей улизнуть.
  • Простота регулировки как перед рыбалкой, так и после неё.
  • Шпуля фиксируется на шток кнопкой, это позволяет упростить замену.
  • Может помочь при выполнении дальнего заброса с тонкой леской.

К недостаткам заднего фрикционного тормоза относят:

  • Более сложный механизм торможения, что делает катушку габаритной и неудобной.
  • Полностью затянутый фрикцион способствует повреждению лески.
  • Расслабление фрикциона сдерживает подсечку.
  • Способен самозатягиваться во время ловли.

Фрикционный тормоз в определённых условиях может быть полезным, и наоборот. Впрочем, когда есть сомнения, стоит выставлять фрикцион в пользу подсечки, ведь во время поклёвки можно успеть его ослабить или затянуть. Следовательно, правильная настройка фрикциона — это залог успеха рыбалки и гарантия приехать домой с хорошим уловом, а не с пустыми руками и поломанными снастями.

Классификация

Рассмотрим расположение фрикциона на катушке и что такое устройство дает рыболову.

Различают безынерционные катушки с передним и задним фрикционным тормозом. Если первые, как правило, используют для спиннинговой ловли, то вторые для фидерных удилищ. Существует также система, сочетающая два этих тормоза. Она называется байтраннер.

Каждая из систем имеет право на жизнь и обладает своими положительными и отрицательными чертами.

Передний фрикционный тормоз более чувствительный, чем задний.

Поэтому его чаще всего используют при ультралайтовой ловле:

  • Регулировка производится с помощью специального винта, крепящего шпулю. Из-за этого приходится тратить значительное время для её смены.
  • Считается, что катушки с передним тормозом более надежны, так как оснащены механической схемой.
  • В таких катушках за счет подкладывания шайб под шпулю возможна регулировка намотки.

Катушки с задним расположением фрикционного тормоза отличаются от предыдущих по ряду параметров:

  • Позволяют регулировать снасть даже во время вываживания.
  • Смена шпули осуществляется простым нажатием.
  • Стоимость шпули значительно ниже.
  • Отсутствуют прижимная шайба и гайка. В процессе смены шпули есть риск потерять их.

Байтраннер позволяет гасить резкие рывки рыбы до подсечки. После подсечки нужно переключаться на передний фрикцион.

  • Такие катушки совместно с маркерным поплавком можно использовать для проверки глубины водоема.
  • Препятствует падению удилища в воду с подставки.
  • Сам механизм за счет более точной балансировки менее подвержен вибрации, работает более плавно.

Назначение одиночного заднего и переднего фрикциона сводится к вываживанию рыбы после подсечки. В случае использования байтраннера назначение переднего фрикциона – вываживание, а заднего — регулировка усилия свободного вращения шпули до подсечки.

На сегодняшний день на рынке рыболовных катушек появились модели с тремя фрикционами.

  • Третий «тормоз борьбы» предназначен для вываживания крупной рыбы.
  • У каждого из трех тормозов трещотка звучит по-разному. Тем самым, рыбаку легче определить, какой из фрикционов работает в данный момент.

Снасть с передним фрикционом

Передний фрикционный тормоз лучше всего использовать при спиннинговой ловле. Его безусловное преимущество заключается в высокой чувствительности, поэтому он хорошо зарекомендовал себя при ультралайтовой ловле, то есть там, где применяются сверхлегкие снасти.

Передний фрикцион

Перед использованием катушки в ловле рыбы требуется выполнить настройку тормоза. Следует подкрутить винт так, чтобы торможение срабатывало, когда к леске прилагается значительное усилие при поклевке рыбы или во время сильного зацепа. Катушка уже должна быть установлена на конкретной снасти.

Для подстройки необходимо привязать леску к стационарному предмету и натянуть удилище под прямым углом. Затем регулировочный винт подкручивается таким образом, чтобы он срабатывал при воздействии на леску 75% нагрузки. С помощью подстройки возможно избежать необязательного схода лески со шпули (устройства, на которое наматывается леска) во время поклевки.

Настройка и регулировка

Система стравливания лески призвана создавать определенное усилие при стравливании лески. Необходимо настраивать её таким образом, чтобы избежать обрыва снасти.

Правильно настроенная система тормозного стравливания поможет в борьбе за улов:

  1. Для начала стоит привязать основную леску к дереву или любому стационарному предмету.
  2. Натягивая удилищем основную леску стоит регулировать винт фрикционного тормоза.
  3. Идеальным будет соотношение, когда ваша система торможения лески начнет срабатывать на 1 килограмм меньше, чем разрывная нагрузка основного шнура.
  4. Опытные рыболовы для этого используют безмен. Сначала им проверяют фактическую разрывную нагрузку лески, а потом подстраивают фрикцион на меньшее усилие.

Не стоит настраивать стравливание прямым натяжением лески от катушки без использования удилища. Во время вываживания часть нагрузки ложится на сам бланк. Тем самым такая регулировка будет не вполне достоверной.

И все же какими бы чертами не обладали те или иные катушки, выбор остается всегда за вами.

Зачем нужен фрикционный тормоз на катушке?

Фрикционные тормоза дают возможность регулировать леску под нагрузкой. Перед началом ловли их надо настраивать под тип снасти. Сейчас они установлены на всех безынерционных катушках.

Применения фрикционного тормоза имеет такие преимущества:

  • не рвется леска;
  • не деформируется крючок;
  • увеличивается улов;
  • можно использовать легкие приманки.

Разновидности

Катушки сейчас выпускаются разных конструкций и моделей. Фрикционный тормоз для всех моделей бывает только 2 видов: передний и задний.

Передний фрикцион

Передний фрикционный тормоз более актуален именно для спиннинговой ловли, особенно при использовании лайтовых и ультралайтовых снастей.

Передний фрикцион отличается большей чувствительностью, тогда как задний тормоз в некоторых случаях может быть неэффективным при слишком тонкой настройке, а впоследствии пропускать резкие рывки относительно небольшой рыбы.

Однако вместе с тем передний фрикцион имеет и существенный недостаток: его неудобно регулировать на стадии вываживания потенциального улова. В такие моменты задний фрикцион гораздо удобней.

Считается, что передний фрикционный тормоз более надежный благодаря своей простой конструкции.

Очень важный совет: при транспортировке и хранении катушки выкручивайте фрикцион на максимальную мягкость. Это продлит срок его службы.

Задний фрикцион. Востребован ли?

Однако не спешите вставать в очередь за переднефрикционными катушками! Сделайте глубокий вдох и задумайтесь – а подходит ли она для ваших условий эксплуатации?Ведь и у заднего фрикциона есть свои сильные стороны, и именно они для некоторых рыболовов являются основополагающими при выборе:

  • Задний фрикцион обладает куда большим диапазоном регулировок и настроек. Рыболов не ограничен верхним и нижним пределом фиксации шпули и волен настраивать усилия проворота штока так, как того требует ситуация. В результате именно задний фрикцион лучше всего подходит для работы с поводками диаметром 0.08-0.1 миллиметра;
  • Постоянство настройки. Настроив оснастку под конкретный диаметр поводка, рыболов избавляется от необходимости постоянной регулировки и подстройки. С передним фрикционным тормозом приходится постоянно работать, дабы сохранять настройку на приемлемом уровне;
  • Фиксация шпули заднефрикционной катушки осуществляется посредством специального подпружиненного механизма: достаточно нажать на кнопку — и шпуля снята. Настройка же фрикциона остается при этом неизменной. В катушках с передним фрикционом раскрученный регулировочный винт при выполнении данной процедуры непременно означает расстроенный тормоз, который придется заново настраивать после установки бобины;
  • Заднефрикционные катушки опционально оснащаются так называемым флажковым тормозом. Представляет собой он своеобразный помощник фрикциона, расположенный в задней части катушки и позволяющий в одно касание как ослабить, так и затянуть фрикцион, не меняя настройки основного тормоза. Очень удобная штука, которую по достоинству оценили любители матчевой и фидерной рыбалки. Реализация подобного механизма на переднефрикционных катушках невозможно ввиду ее конструктивных особенностей.
Читайте также:  Как сделать сушеную щуку

Оба типа катушек имеют характерными сильными и слабыми сторонами, а потому сказать, что та либо иная конструкция предпочтительнее, нельзя. Решив купить рыболовную катушку недорого, каждый покупатель должен подходить к выбору в индивидуальном порядке, опираясь на свои предпочтения и учитывая условия, в которых ему придется рыбачить. Только так ему удастся достичь желаемых результатов и получить от рыбалки максимум удовольствия!

Настройка фрикционного тормоза

На первый взгляд никаких сложностей в настройке фрикциона нет. Нужно лишь настроить тормоз так, чтобы тот реагировал на сильное сопротивление рыбы или серьёзный зацеп, и впоследствии стравливал некоторое количество лески.

Однако помните, что для срабатывания фрикционного тормоза при натяжении пропущенной через все кольца лески нужно приложить больше усилий, чем когда леска стягивается прямо с катушки, без пропуска через кольца удилища. То есть для оптимальной настройки фрикциона необходимо, чтобы леска была уже пропущена через все кольца спиннинга.

Разновидности фрикционных тормозов

Бывает 2 вида фрикциона:

  • передний (считается спиннинговым)
  • задний (считается фидерным)

У обоих видов фрикционных тормозов есть свои преимущества и недостатки, разберем каждый более подробно.

Передний фрикционный тормоз значительно более чувствителен и может реагировать даже на самые слабые сопротивления лески. Расположен он на передней части шпули. Настраивается путем вращения винта.

Первый недостаток такого фрикциона является не очень удобная настройка в процессе вываживания, значительно проще быстро подкрутить или наоборот ослабить задний фрикцион, тогда как доступ к переднему может быть немного перекрыт леской идущей от лесоукладывателя к первому кольцу удилища.

Второй недостаток переднего фрикциона — менее удобно снимать и заменять шпулю катушки. Передний фрикцион является винтом, которые крепит шпулю, тогда как если в катушке задний фрикцион — шпулю можно сменить одним нажатием на кнопку на шпуле.

Задний фрикционный тормоз менее чувствителен и чаще используется при ловле мощными снастями крупной рыбы на фидер, троллинг или при ловле мощным спиннингом. Позволяет удобно производить настройку даже прямо во время вываживания.

При ловле рыбы от 200 г разницы в переднем или заднем фрикционном тормозе с точки зрения чувствительности нет. Передний фрикцион используется в ультралайтовых снастях, тогда как задний более универсален.

Спиннинги Black Hole — подробный обзор всех линеек лучших твичинговых и джиговых спиннингов.

Оснастка отводной поводок — правила монтажа, техника ловли.

Оснастка дроп-шот — видео связки узла, выбор приманок в следующей статье.

Способ настройки фрикциона

Так, можно попробовать настроить фрикцион следующим способом: конец лески привязываем к некоторому предмету, а затем постепенно тянем удилище под тупым углом до 120 градусов и выставляем срабатывание фрикциона при 70-75% нагрузки (при нагрузке в 100% леска, естественно, рвётся).

Таким образом, с одной стороны вы ликвидируете возможность нежелательного схода лишней лески на стадии вываживания, а с другой – обеспечите рыбе добротное сопротивление без угрозы обрыва снасти.

Если вы думаете, что у подсеченной рыбы очень мягкие губы, фрикцион нужно ослаблять еще сильнее, это уменьшит шанс схода рыбы.

Источник: game-raft.ru

Что такое фрикционный тормоз на катушке

Фрикцион катушки – это важнейшая деталь любой безынерционки. Без него снасть будет неполноценной, поскольку рыболов не сможет качественно выполнять проводку приманки, подсечку в момент поклевки и вываживание рыбы.

Часто новички задаются вопросом, для чего фрикцион на катушке, нельзя ли обойтись без него? Фрикционный механизм призван предотвращать обрыв лески или поломку удилища при приложении к снасти внезапных предельных нагрузок. У катушки без фрикциона частота отрыва приманок на каждой рыбалке может исчисляться десятками.

Фрикционный тормоз на катушке

Суть работы

Принцип действия фрикционного тормоза довольно прост и понятен любого рыболову, мало-мальски изучившему школьный курс физики:

  • Механизм настраивается с помощью вращения регулятора на определенную нагрузку;
  • Если в процессе ужения приложенная нагрузка на фрикцион катушки превышает выставленное значение, то тормоз срабатывает;
  • Происходит стравливание лески со шпули до тех пор, пока инерция рывка рыбы не исчерпается.

Грамотно настроенный фрикционный тормоз катушки позволяет рыболову успешно бороться с трофейной рыбой, вес которой может существенно превышать разрывную нагрузку используемого шнура. Например, нередки случаи вываживании щуки весом на 7–8 килограмм ниткой, с заявленной номинальной прочностью около 5 кг.

Разновидности фрикционов

Несмотря на разнообразные виды рыболовных катушек, у безынерционок существует всего две разновидности фрикционных механизмов:

Передний фрикцион располагается на шпуле. Этот вариант более популярен и востребован спиннингистами, поскольку имеет следующие достоинства:

  • Меньший вес безынерционки, что положительно сказывается на сбалансированности снасти в сборе;
  • Простота и надежность конструкции, что подразумевает долговечность данного узла;
  • Как правило, лучшая чувствительность и возможность тонкой регулировки.

Передний фрикцион на катушке

Безынерционные катушки с передним фрикционом не лишены недостатков:

  • Запасная шпуля для такой безынерционки стоит дороже из-за непосредственного расположения на ней механизма;
  • Большинству спиннингистов неудобно подстраивать тормоз в момент вываживания хищника;
  • Сложнее заменить шпулю;
  • Может попадать грязь и взвеси, что вызовет сбои в работе.

Совет! При обслуживании безынерционки по завершении сезона загрязненный тормоз подлежит тщательной очистке. Для него применяется только специализированная смазка для фрикциона катушки.

Задний фрикцион располагается в задней части катушки, сразу за основным ее узлом – главной парой. Такое расположение присуще преимущественно катушка для фидерного или матчевого направления рыбалки. В спиннинге сегодня применяется редко, в основном на бюджетных изделиях от китайских производителей.

Катушки с задним фрикционом имеют следующие плюсы:

  • Удобно регулировать нагрузку срабатывания во время вываживания;
  • Из-за отсутствия лишних элементов запасная шпуля дешевле, ее легче заменить;
  • Лучше работает на тяжелых снастях с оснастками и приманками внушительного веса.

Задний фрикцион на катушке

Заднефрикционные катушки для спиннинга тяжелее, что может оказывать влияние на баланс комплекта. Они не такие чуткие, потому все безынерционки для ультралайта – это рыболовные катушки с фрикционом, расположенным спереди.

Есть еще катушки, в которых задний и передний тормоз соединены в одну систему. Это безынерционки с бейтраннером. Есть вариант совмещения заднего расположения основного и вспомогательного тормоза. Их суть заключается в том, что фрикцион настраивается достаточно грубо, близко к предельным нагрузкам, а бейтраннер заведомо ослабляется. В результате при резких рывках крупной рыбы, если передний механизм не успевает сработать, задний отбивает внезапный бросок трофея, препятствуя обрыву оснастки.

Важно! Бейтраннер используется преимущественно в карпфишинге. Оставив катушку с включенным механизмом, можно не переживать, что при поклевке карп или сазан утащит снасти в воду.

Лучшие рыболовные катушки разрабатывают и выпускают две японские компании, чьи имена известны рыбакам со всего мира. Это Шимано и Дайва. Они постоянно конкурируют между собой за звание самого лучшего бренда, регулярно изобретают различные инновации, в частности модернизируют фрикционный механизм. Дополнительно рейтинг безынерционных катушек смотрите здесь.

Правильная настройка фрикциона

Независимо катушка с передним фрикционом или с задним перед Вами, механизм необходимо правильно отрегулировать, дабы не дать рыбе сойти с крючка, порвать леску или сломать удочку. Настройка осуществляется непосредственно на водоеме, когда снасть в сборе. Алгоритм выглядит так:

  1. Устанавливаем безынерционку на собранное удилище, леску пропускаем через все кольца;
  2. Фиксируем конец нити за какой-либо неподвижный предмет на берегу;
  3. Теперь необходимо приложить усилие к снасти, имитируя вываживание трофея;
  4. В это время и регулируется усилие срабатывания тормоза.

Фрикционный механизм необходимо отстроить так, чтобы шнур начинал стравливаться под средним усилием, не выше 80% от максимально допустимого, которое определяется разрывной нагрузкой нити либо тестом спиннинга по леске. Вам будет интересно: как намотать леску на катушку.

Правильная настройка фрикциона

Слишком зажатый фрикцион приведет к непоправимым последствиям на водоеме. Хорошо, если порвется шнур, а если сломается удочка …Чересчур расслабленный тормоз не позволит совершать забросы, поскольку будет проскальзывать на замахе. При вываживании он не даст возможности подвести рыбу из-за постоянного сматывания шнура со шпули при приложении усилий либо рывках рыбы.

В заключение

Как мы выяснили, фрикционный тормозной механизм катушки является важнейшим и необходимым ее узлом. Однако сам по себе он не гарантирует сохранность снасти и успешность борьбы с рыбой. Очень важно точно и грамотно отрегулировать его, дабы он надежно функционировал

Источник: spinning-club.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...