Существует расхожее выражение «Я признаю только две скорости — троллинг и полный газ!» После установки транцевых плит у Вас появится еще один режим скорости — «скорость устойчивого глиссирования».
Положительные аспекты от установки транцевых плит:
- Возможности — повышение скорости, повышение равномерности движения по волнам, улучшение распределения груза, предотвращение прыжков по волнам и повышение тяги винта.
- Эффективность — снижение потребления топлива, повышение равномерности работы двигателя.
- Безопасность — улучшение обзора, уменьшение размеров создаваемой волны, упрощение управляемости, уменьшение ударной нагрузки на днище.
Принцип работы и эффективность
Транцевые плиты обычно состоят из двух регулируемых стальных пластин, устанавливаемых на транце судна. Положение пластин изменяется с помощью гидравлических патронов, которые могут поднимать и опускать пластины по команде судоводителя.
Представьте себе элероны и закрылки у самолета. Транцевые плиты обеспечивают такой же эффект для катера. Они увеличивают подъемную силу, что помогает компенсировать потерю скорости, неправильное распределение груза и состояние поверхности водоема. Когда плиты опущены, набегающий поток воды создает подъемную силу, поднимающую корму и тем самым уменьшающую трение движения корпуса катера в воде. Подъемная сила возрастает с увеличением площади пластины, угла ее наклона и скорости движения судна.
Транцевые плиты Гидро крыло для чего надо ли
Выход на глиссирование
Для того чтобы выйти на глиссирование быстрее, водители катеров часто просят пассажиров перейти в переднюю часть судна. Получая дополнительную подъемную силу от транцевых плит, катер потратит меньше времени для выхода на глиссирование. При этом двигатель будет меньше загружен, меньше будет расходоваться топлива, а пассажиры смогут сидеть там, где им больше нравится.
Средство управления
Поскольку транцевые плиты устанавливаются по обе стороны кормы судна и могут отклоняться независимо, поперечным выравниванием катера можно управлять наклонением пластин на разный угол. Такое независимое управление пластинами позволяет исключительно эффективно выравнивать движение неравномерно загруженного небольшого катера.
Перевозка катера с транцевыми плитами
Эффект от работы транцевых плит небольшие катера ощущают значительно сильнее, чем крупные суда. Быстроходные катера с большим шагом винта могут использовать выравнивающие плиты для повышения скорости и устойчивости движения.
При буксировке одного или нескольких воднолыжников, выравнивающие пластины обеспечат более быстрый ход катеру без необходимости повышения мощности мотора.
На что нужно обращать внимание при покупке? Наиболее распространенная ошибка — приобретение транцевых плит меньшего, чем нужно, размера. Если пластина имеет недостаточную площадь, ее придется сильнее наклонять, чтобы добиться желаемого подъемного эффекта. Поэтому следует помнить: чем больше поверхность пластины, тем большую подъемную силу она создает при меньшем сопротивлении движению.
Так что в рамочку можно обвести следующее правило: Чем больше площадь пластин, тем она эффективнее. Расчет примерно такой: 2,5 см длины плиты на каждые 30 см длины катера. К примеру, если длина вашего судна 5,8-7,3 м, следует устанавливать плиты длиной 45-60 см.
Установка транцевых плит
Для эффективной работы транцевых плит исключительно важна их правильная установка. В месте установки на транце пластина должна образовывать между транцевой доской и днищем судна букву «V». Для наилучшей поперечной управляемости, выравнивающие пластины следует устанавливать не ближе 10 см от кромки соединения днища и борта по направлению к килю.
При наличии встроенного двигателя, для размещения транцевых плит может быть использовано все пространство от борта до киля, если можно будет проложить ровную поверхность и, установке плит не будут препятствовать направляющие на днище.
На небольшие клепки и ребра пластина может налегать сверху. На катерах, приводимых в движение подвесными или встроенными моторами, необходимо обеспечить не менее 20 см зазора между плитами и дейдвудом двигателя, чтобы струи воды, созданные пластинами, не ухудшили работу винта.
Используйте возможности транцевых плит полностью
К выравнивающим плитам на рынке имеется множество приспособлений, служащих повышению эффективности их работы. Хотя они и могут быть недешевы, некоторые их этих устройств не только упрощают управление транцевыми плитами, но и способны экономить Ваши деньги.
- Автоматический подъемник пластины. Если вы забыли поднять выравнивающую пластину при транспортировке катера, то Вы рискуете повредить пластины. То же самое случится и при постановке в док на хранение, если Вы только позабудете пластины поднять. Недорогой подъемник автоматически возвратит выравнивающие пластины в исходное положение в момент выключения зажигания. Приспособление просто устанавливается и быстро окупается, если представит себе затраты на замену сборки выравнивающих пластин.
- Указатель угла наклона. После первого же знакомства с работой выравнивающих транцевых плит Вам захочется знать точно положение пластин в любой момент времени. Подняты они, опущены или пребывают в каком-то промежуточном положении? Индикатор наклона наверняка будет полезен всем обладателям транцевых плит. Это точный, сравнительно недорогой прибор и, поэтому средний обладатель катера сможет установить его на судно часа за два.
- Автоматическое управление транцевыми плитами. Подобно оптимайзеру на автомобиле, это устройство автоматически настраивает и управляет положением выравнивающих пластин. Вам достаточно вывести желаемые обороты, а автоматически регулятор подстроит угол опускания пластин с учетом состояния поверхности водоема и загрузки судна. Хотя это устройство дороже, чем автоматический подъемник или указатель наклона, оно еще проще в установке и избавляет вас от необходимости следить за положением пластин во время движения. Поставил и забыл!
Источник: www.petrotent.ru
Транцевые плиты — излишество или необходимость?
Информация об изображении
Транцевая плита на лодке
Все более привычными в отечественном водно-моторном «быту» становятся те или иные сложные технические приспособления, призванные обеспечить еще больший комфорт и безопасность на воде. К ним можно отнести и управляемые транцевые плиты, которые практически являются уже почти обязательным элементом комплектации глиссирующих катеров, выпускаемых за рубежом.
В наибольшей степени они популярны на североамериканском водно-моторном рынке, который, к слову сказать, составляет около 80% рынка мирового. Попробуем разобраться в вопросе, выведенном в заголовок этой публикации.
Транцевые плиты предназначены прежде всего для облегчения выхода катера на режим глиссирования. Особенно это актуально в тех нередких ситуациях, когда судно бывает перегружено. Знакомая картина: волею капитана пассажиры перемещаются в носовую часть, и только после этого катер лениво, с длинным разбегом, но все-таки ко всеобщему ликованию преодолевает сопротивление воды. А бывает, что и не преодолевает.
Информация об изображении
Рис. 1. Устройство электропривода
Управляемые транцевые плиты служат в подобных случаях удобным подспорьем. Судоводитель изменяет угол атаки плиты к набегающему потоку, получая при этом дополнительную подъемную силу, приложенную в кормовой части судна. Точно так же, выбрав оптимальное положение плиты, можно сохранить режим глиссирования при оборотах двигателя, меньших, чем в стандартных условиях, или устранить крен, возникающий из-за неравномерного распределения весовой нагрузки либо действия бокового ветра. Кроме несомненного упрощения работы судоводителя, все эти варианты использования плит обеспечивают экономию топлива и позволяют эксплуатировать двигатель в щадящих режимах, избегая перегрузки. (Физическая картина действия транцевых плит подробно представлена в статье «Глиссирование под контролем», «КиЯ» №196.)
Информация об изображении
Рис. 2. Электрический гидронасос «Bennett Marine»
По типу привода современное управляемые транцевые плиты можно разделить на две категории — электромеханические и электрогидравлические.
В первом случае приводом является электродвигатель (рис. 1). Он размещается непосредственно в цилиндре исполнительного механизма, обеспечивающего перемещение плиты. Преимущество электромеханических транцевых плит заключается в быстроте монтажа, который сводится к установке плит на транце и прокладке электрических кабелей.
Недостаток — низкая стойкость к механическому воздействию. Удары, приходящиеся на плиту, жестко передаются на исполнительный механизм, ломая шестеренчатый редуктор.
Информация об изображении
Рис. 3. Транцевая плита с гидроцилиндром
Работу транцевых плит с электрогидравлическим приводом обеспечивает электрический гидронасос (рис. 2), который размещается в наиболее удобном месте трюмного пространства. Исполнительным механизмом здесь является гидроцилиндр, в полости которого по шлангам подается гидравлическая жидкость. Гидроцилиндр достаточно устойчив к механическим повреждениям, а при необходимости замены его цена оказывается значительно ниже, чем электрического аналога.
Крупнейшим производителем управляемых транцевых плит с электрогидравлическим приводом (рис. 3) является компания «Bennett Marine». Выпускаемые ею плиты входят в стандартную комплектацию глиссирующих катеров многих известных брендов. Вот лишь некоторые из них: в США — «Bayliner», «Sea Ray», «Regal», «Four Winns», «Chaparral», «Monterey»; в Великобритании — «Sunseeker», «Princess», «Fairline»; в Финляндии — «Bella», «Flipper», «Aquador»; в Италии — «Azimut», «Ferretti» и др.
Информация об изображении
Рис. 4. Индикатор положения плит «Bennett Marine»
Модельный ряд компании «Bennett» разнообразен по ассортименту. Можно подобрать транцевые плиты для судов до 25 м длиной, рассчитанных на скорость до 60 уз и с любым типом энергетической установки.
Предусмотрены варианты комплектования транцевых плит различными видами управляющих контроллеров — кнопочными или джой-стиковыми. Можно установить контроллер с индикаторами положения плит (рис. 4).
Существует электронный блок, который обеспечивает автоматическое управление плитами на всех режимах движения судна, а его работа — не только динамичный выход судна на глиссирование, но и эффективную работу плит в режиме «успокоителей» качки, особенно на длинной волне (рис. 5).
Информация об изображении
Рис. 5. Электронный блок автоматики
Большую популярность приобрела модификация «Sport» с оригинальным профилем плиты.
Так нужны ли транцевые плиты или можно без них обойтись? Наверное, каждый судоводитель должен сам ответить на этот вопрос. Судовые транцевые плиты лежат в той же «плоскости» потребительских интересов, что и многие автомобильные системы. Кому-то из нас стали привычными и необходимыми гидроусилитель руля или ABS, а кто-то легко обходится и без них.
Примерная стоимость комплекта плит составляет 800 долл., а электронного блока автоматического управления — около 450 долл. Это много, по сравнению с ценой «Вихря» и «Казанки», но несущественно при масштабах стоимости современного 7-метрового судна.
В комплект транцевых плит «Bennett» входит CD-диск, где на видеоролике наглядно представлена последовательность их установки. Таким образом, монтаж плит, как правило, трудностей не вызывает, но все же установочные работы лучше доверить специалисту сервисного центра (или судостроителю при заказе нового катера).
Источник: www.barque.ru
Зачем нужны транцевые плиты на лодку пвх
У меня на катере Амур-3 установлены транцевые плиты регулируемые.
Двигатель 60 сил. Без них в походном состоянии на глиссер просто было не выйти. Установка транцевых плит и гребного винта с шагом 300 решили проблему. Удобно регулировать крен и дифферент. А также идти на глиссировании при среднем числе оборотов. Под транцевыми плитами катер не сваливается с глиссирования при 3500 об/мин — походная загрузка (около 1,3 т), гребной винт с шагом на 315 мм.
Хорошо идти под транцевыми плитами на малой волне — нет ударов — корпус огибает волну.
Если ставить транцевые плиты, — то только регулируемые .
При выходе на глиссирование, транцевые плиты опускаем вниз и по мере выхода немного поднимаем. Но все это относится к походной загрузке. Если загрузка мала, то ставить транцевые плиты нет смысла.
Транцевые Плиты ( Trim Tabs ) с электроприводом — американской фирмы Lenco Marine Inc USA.
Стандартные транцевые плиты. По этой же ссылке можно скачать инфу в формате pdf. Также выпускаются транцевые плиты с двойным приводом на транцевую плиту и с более длинным приводом.
Установлены на герметик на расстоянии 120 мм от борта. В поднятом состоянии идут вровень с днищем.
С обратной стороны прокрашенный лист 6 мм фанеры. Все крепление на герметик. Фанера точно в размер, чтобы упиралась в днище снизу и в уголок сверху.
В пластиковых ушах нарезал резьбу и вкручиваю сверху болт, а у транцевой плиты шпильку. После крепления привода шпильку слегка контрю гайками.
Комплект:
— Транцевые Плиты 9 х 9 дюймов — нержавейка, — на Амур лучше ставить 9 х 12
— Привода с проводами ( actuators )
— Контроллер (небольшая коробка)
— Пульт управления: две клавиши — независимое управление — подъем/спуск — левой и правой плитой
— Крепеж
Пульт закрепил под рулем. Контроллер недалеко от пульта с обратной стороны. Пульт простейший, но есть вариант исполнения со светодиодной линейкой — индикация отклонения транцевой плиты.
Работают очень надежно уже около 7 лет. Отказов ни разу не было.
При достижении крайних положений (верх / низ) привод шумит (работает), но перемещений и клина нет — так что механическая блокировка не нужна.
Есть электроблокировка — при механическом препятствии выдвижению штока — Электронный блок (блокировка по току) снимает напряжение с привода.
Основная часть — это привод (актуатор), — и работает он просто — при подключении 12 В одной полярности работает на выдвижение, при обратной — на втягивание.
Остальное — непосредственно сами транцевые плиты, управление, блокировка — можно заделать и самому.
Цена актуатора на E-bay около 70-100 USD (БУ) и около 130 USD за новый.
Вот и думается, что рационально не колхозить привод, а купить, тем более, что он практически работает в воде и полностью гидроизолирован и надежен. А остальное можно и приколхозить.
:-))
Источник: katernik.ru