Зачем нужна рубка на подводной лодке

Прославленный крейсер «Аврора» хорошо знаком любителям морской истории всего мира и заслуженно считается одним из символов Санкт-Петербурга. Помимо этого легендарного ветерана, в Северной столице есть и другой заслуженный военный корабль на вечной стоянке, гораздо менее известный. В этой статье мы расскажем о музеефицированной подводной лодке Д-2 «Народоволец», ценном памятнике военного кораблестроения и участнике Великой Отечественной войны.

«Декабристы»

С 1923 года командование Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) разрабатывало техническое задание на строительство новых подводных лодок, жизненно необходимых для укрепления обороноспособности СССР. В проектировании учитывался опыт Первой мировой войны, и к 1926 году удалось создать соответствовавший требованиям времени проект субмарины так называемой I серии. Позднее подлодки этого типа назывались в честь головного корабля «Декабрист», или же Тип «Д».

Официально утверждённый в феврале 1927 года Революционным военным советом проект Балтийского завода предусматривал строительство средних по водоизмещению субмарин (надводное водоизмещение — 910 т, подводное — 1290 т). Скорость хода достигала 16 узлов в надводном положении и 10 — в подводном, дальность плавания — до 7000 миль над водой и до 150 миль под водой, глубина погружения — до 90 м. Вооружение состояло из шести носовых и двух кормовых торпедных аппаратов калибра 533 мм и 102-мм орудия. В целом, конструкция и вооружение субмарин типа «Д» представляли собой резкий качественный скачок в развитии советского подводного флота.

Зачем в подводных лодках СССР применяли деревянные подшипники

Три первых подлодки советской постройки, получившие имена «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец», были заложены на Балтийском заводе (завод №189) в Ленинграде 5 марта 1927 года. Ещё три субмарины («Революционер», «Спартаковец», «Якобинец») заложили 14 апреля 1927 года на Заводе имени Андре Марти (завод №198) в Николаеве. Строительство шло довольно трудно, потребовало закупки за рубежом технически сложного оборудования — например, дизельных двигателей MAN. Субмарины были спущены на воду в 1928-1929 годах и введены в строй в 1930-1931 годах. Уже в 1933 году три балтийских «Декабриста» перешли по Беломорско-Балтийскому каналу в Мурманск и вошли в состав Северной военной флотилии, став основой для формирования будущего Северного флота.

​Спуск на воду подлодки «Народоволец» 19 мая 1929 года navalmuseum.ru - Подлодка на Васильевском острове | Warspot.ru

В 1934 году подлодки типа «Д» получили буквенно-цифровые обозначения от Д-1 до Д-6. Судьба кораблей накануне и в годы Великой Отечественной войны оказалась различной. Д-1 «Декабрист» погибла на учениях в Баренцевом море в ноябре 1940 года. Д-6 «Якобинец» в 1941 году находилась на ремонте в Севастополе и была взорвана в доке командой в июне 1942 года.

Д-3 «Красногвардеец» воевала на Северном флоте и погибла в июне 1942 года, Д-4 «Революционер» и Д-5 «Спартаковец» воевали на Черноморском флоте (Д-4 погибла в декабре 1943 года, а Д-5 бóльшую часть войны провела в ремонте). Обладательницей самой богатой «биографии» среди всех систершипов стала Д-2 «Народоволец».

ПУШКИ НА ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ — зачем они нужны?. Подводные лодки с артиллерией.

Судьба «Народовольца»

Как уже сказано выше, «Народоволец», вторая субмарина I серии, был заложен 5 марта 1927 года на ленинградском Балтийском заводе. Корабль спустили на воду 19 мая 1929 года и официально ввели в строй 6 сентября 1931 года. Первым командиром подлодки стал В.С. Воробьёв.

В 1933-1939 годах «Народоволец» (с августа 1934 года — Д-2, но старое название продолжало использоваться) входил в состав Северного флота. Подлодка сыграла большую роль в освоении этого нового района действий советских ВМС.

В сентябре 1939 года Д-2 вернулась по Беломорско-Балтийскому каналу в Ленинград для капитального ремонта с модернизацией. 102-мм орудие Б-2 заменили новым 100-мм орудием Б-24, была установлена 45-мм зенитная пушка 21-К, изменена форма надстройки. Корабль получил новую шумопеленгаторную станцию «Марс-16» и ряд другого оборудования. «Народоволец» не успел покинуть Ленинград до начала Великой Отечественной войны. Формально введённая в строй в августе 1941 года, подлодка (командир — капитан-лейтенант Р.В. Линденберг) оставалась небоеспособной и отстаивалась в Ленинграде, личный состав готовился к боевым действиям на суше.

Читайте также:  Где продаются лодочные моторы

​Д-2 «Народоволец» в осаждённом Ленинграде, зима 1941-1942 годов navalmuseum.ru - Подлодка на Васильевском острове | Warspot.ru

Только летом 1942 года Д-2 была подготовлена к ведению боевых действий с учётом тяжелейших условий блокады (например, погружение и всплытие отрабатывались на узком участке Невы, отработка торпедной стрельбы была возможна лишь на тренажёре). 15 сентября 1942 года субмарина перешла в Кронштадт и вечером 23 сентября вышла в первый боевой поход под командованием повышенного до капитана 3-го ранга Р.В.

Линденберга. Уже на следующий день «Народоволец» попал в противолодочную сеть (по другим версиям — столкнулся с рыболовными сетями либо такелажем затонувшего судна) к северу от контролируемого финнами острова Гогланд и получил повреждение вертикального руля. За двое суток корабль с большими трудностями преодолел препятствие и был отремонтирован в море. Благодаря самоотверженной работе команды и изрядной доле везения противник так и не смог его обнаружить.

Водоизмещение надводное/подводное, т

2 дизельных двигателя (1100 л.с. каждый), два электродвигателя (525 л.с. каждый),

Источник: warspot.ru

Значение «ограждение рубки подводной лодки»

проницаемая часть легкого корпуса подводной лодки вокруг вертикального схода во внутренние помещения подводной лодки. Имеет обтекаемую форму, в ней размещают пост управления подводной лодкой в надводном положении.

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»

Морфологический разбор «ограждение рубки подводной лодки»

Фонетический разбор «ограждение рубки подводной лодки»

Значение «ограждение рубки подводной лодки»

Карточка «ограждение рубки подводной лодки»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании.

Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Источник: how-to-all.com

Независимое СМИ
об архитектурном
наследии

ЛЮБИМ
И ЗАЩИЩАЕМ

Нос корабля в скале и каменная рубка подводной лодки

Нос корабля в скале и каменная рубка подводной лодки

Нос корабля в скале и каменная рубка подводной лодки

Военные памятники Кольского Заполярья «Хранители Наследия»
В октябре 2019 года в России и в особенности в Мурманской области будет отмечаться 75-летие Петсамо-Киркенесской операции. Так называется наступление войск советского Карельского фронта, которые в течение нескольких недель осени 1944-го освободили от гитлеровских войск северо-западный район нынешней Мурманской области и Северную Норвегию (Финнмарк). Места былых боев пока что не стали маршрутами массового туризма, и немногие видели памятники этих сражений. А среди них есть весьма необычные и интересные.
Петсамо-Киркенесская операция
shema.jpg
После освобождения советскими войсками Выборга и Петрозаводска и последовавшего в сентябре 1944 года выхода Финляндии из войны базировавшиеся в ней войска вермахта отошли к Петсамо (ныне город Печенга) и Киркенесу в Северной Норвегии. Отсюда они могли по-прежнему контролировать важные районы, где добывались стратегические медь и никель, а также угрожать нашим морским коммуникациям в Арктике.
Как пишут военные историки, к такому сценарию Германия готовилась заранее: начиная с 1943 года в этих районах сооружались новые дороги, строились дополнительные линии мощнейших укреплений – т.н. «Гранитный», или Лапландский вал, закладывались минные поля. Перед нашим Карельским фронтом тянулась 100-километровая полоса эшелонированной немецкой обороны, достигавшей 150 км в глубину.

Читайте также:  Как отправиться в путешествие на лодке

Этот фронт оборонял немецкий 19-й горно-егерский корпус (53 тыс. человек, 770 орудий и минометов). Штурмовать немецкие укрепления предстояло 14 армии Карельского фронта (около 100 тысяч солдат, более 2200 орудий и минометов, более 100 танков и «самоходок») при поддержке Северного флота.

Замысел операции состоял в одновременном глубоком охвате немецкого укрепрайона с юга и ударе с севера – с захватом Петсамо и наступлением к границе Норвегии. Петсамо-Киркенесская операция началась утром 7 октября 1944 года. С 10 октября шли боевые действия в окрестностях Луостари и Петсамо. Удары с фронта комбинировались с десантными операциями с моря и занятием плацдармов.

12 октября советские войска окружили, а 15-го – заняли Петсамо. Преследуя отступающие немецкие войска, советские части 17 октября вышли к границе Норвегии. Командующий Карельским фронтом будущий маршал Кирилл Мерецков запросил разрешения Ставки Верховного Главнокомандования перейти границу и занять город Киркенес — главную базу немцев в этом районе.

Сталин ответил: «Это было бы хорошо!» – и начался второй, «заграничный» этап Петсамо-Киркенесской операции. К вечеру 24 октября советские войска вышли на подступы к Киркенесу, а 25-го – захватили город. Были заняты также норвежские города Мукельвен и Нейден, не считая десятков небольших населенных пунктов. Так от гитлеровских войск была освобождена вся Северная Норвегия.

Ставка и командование Карельского фронта 29 октября приняли решение не продолжать наступление вглубь Норвегии. Результаты операции были достигнуты: советские войска продвинулись на запад на 150 км, освободили Заполярье (район Петсамо) и Северную Норвегию. Немецкие войска потеряли около 30 тыс. человек убитыми, более 150 кораблей и судов, 125 самолетов.

Потери советских войск составили около 21 тыс. человек. Очищенную от немецких войск норвежскую территорию вскоре передали законным властям. Так началось освобождение Норвегии от немецкой оккупации. Памятники Лиинахамари В северо-западной части Мурманской области немало памятников советским воинам, участвовавшим в Петсамо-Киркенесской операции.

Среди них есть и монументы, созданные профессиональными скульпторами и художниками, и памятники «народные», поставленные жителями этих мест или военнослужащими. Весьма интересны военные мемориалы в поселке Лиинахамари.
Лиинахамари был одной из важнейших баз немецкого флота на Баренцевом море и главным перевалочным пунктом для вывоза никеля из района Петсамо. Порт был надежно укреплен; ключевым пунктом его обороны была батарея 150-миллиметровых орудий на мысе Крестовый. 9 октября 1944 года в заливе Пунайнен-лахт, в нескольких десятках километров от Лиинахамари, был высажен советский десант морской пехоты Северного флота (около 200 бойцов). Он совершил скрытый марш-бросок к цели. 12 октября десантники захватили батарею на мысе Крестовом, а затем отразили все попытки немцев отбить этот стратегический пункт. krestovyPamyatnik.jpg
Памятник советским десантникам на мысе Крестовый krestovyNemUkr.jpg
Остатки немецких укреплений на мысе Крестовый На мысе Крестовый над братской могилой советских солдат в 1957 году воздвигнут памятник героям этой операции – статуи двух воинов-десантников. В 1988 году решением Мурманского облисполкома он поставлен под государственную охрану; ныне это объект культурного наследия регионального значения. nos.jpg


Один из символов поселка Лиинахамари – необычный памятник-корабль. Из скалы выступает нос военного судна. Этот памятник был установлен в советские времена в честь военных заслуг моряков ОВРа (охраны водного района). В середине 1990-х годов военные моряки покинули поселок, и он перестал служить военной базой. lodka.jpg
Неподалеку, также на бывшей территории базы, сохранился памятник советским подводникам – высеченная из камня рубка подводной лодки. Этот памятник находится на холме, который служил опорным пунктом немецкой обороны порта и в 1944 году был захвачен советскими десантниками. LiiPamSeveromor.jpg
Лиинахамари. Памятник над братской могилой воинов-североморцев Главный памятник морскому десанту в Лиинахамари был вновь торжественно открыт в октябре 2014 года, когда отмечалось 70-летие Петсамо-Киркенесской операции.

Читайте также:  Как поменять масло в редукторе лодочного мотора Сузуки дт 30

На этом месте, где в 1944-м высадился советский десант, раньше находился памятный знак, установленный еще в советские годы ветеранами Великой Отечественной войны – участниками операции в Заполярье. Он представлял собой металлический обелиск. К сожалению, первый монумент стал жертвой «охотников за металлом» – воистину родства не помнящих. К 2012 году обелиск исчез. LiinahPam.jpg
И только при помощи неравнодушных граждан в 2014 году на этом месте появился новый памятник – статуя воина-североморца (по проекту скульптора Александра Арсентьева). Восстановление монумента было частью проекта «Вставай, солдат», который реализует в Мурманской области некоммерческий фонд поддержки сотрудников и пенсионеров ФСБ Мурманской области «Щит». Этот проект получил поддержку корпоративной программы «Норильского никеля» «Мир новых возможностей». Русский монумент в Киркенесе
Kirkenes.jpg


В норвежском городе Киркенессе, освобожденном советскими войсками в финале Петсамо-Киркенесской операции, стоит памятник воинам Красной Армии, который здесь называют «Русским монументом». Он воздвигнут норвежцами в знак благодарности советским войскам. «Они – наши освободители. Миллионы советских солдат сложили жизни в войне с нацистами.

Если немцы сожгли всё, что было в Финнмарке, то русские, которые оставались здесь еще год, построили походный госпиталь и спасли жизни многих норвежцев», – это слова Сесилии Хансен, мэра коммуны Сер-Варангер. Увековечить память советских солдат, погибших при освобождении Норвегии от гитлеровцев, предложили советские власти еще в 1945 году.

Первоначально в проекте участвовали архитекторы и скульпторы из СССР. Но после вывода советских войск из Киркенесса норвежская сторона завершила создание памятника собственными силами. Статуя советского воина-освободителя создана норвежским скульптором Стиниусом Фредриксеном. Архитектурную часть монумента исполнил архитектор Гудольф Блакстад.

Торжественное открытие монумента прошло 8 июня 1952 года. На памятнике присутствуют надписи на русском и норвежском языках: «Отважным советским солдатам в память об освобождении города Киркенес в 1944 году». Ежегодно в День освобождения (отмечается в Норвегии 8 мая) и в День Победы у монумента проходят торжественные митинги. Жители коммуны Сер-Варангер возлагают цветы к подножию памятника. Торжества у «Русского монумента» ежегодно проходят и 25 октября, в день освобождения Северной Норвегии и Киркенеса. Заглавное фото: памятник воинам-североморцам – освободителям Печенги Фото: pomnivoinu.ru, WikimediaCommons, patriotmurmana.ru, pomnite-nas.ru

Источник: hraniteli-nasledia.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...