Ютландское морское сражение в каком году

Данный продукт не имеет лицензии и/или одобрения каких-либо органов федерального, суверенного правительства и/или правительства штата или каких-либо видов или служб вооружённых сил таких правительств на территории всех стран мира и/или не находится в их ведении. Все относящиеся к кораблям товарные знаки и права на них являются исключительной собственностью соответствующих правообладателей.

Ссылки на конкретные конструкции, модели, производителей и (или) модификации кораблей и самолётов использованы исключительно с целью соблюдения исторического соответствия и не предполагают какого-либо финансирования или иного участия в проекте обладателей прав на товарные знаки. Характеристики всех моделей реалистично воспроизведены на основе тактико-технических элементов боевых кораблей и самолётов первой половины ХХ века. Все относящиеся к кораблям и самолетам товарные знаки и права на них являются исключительной собственностью соответствующих правообладателей

Источник: worldofwarships.asia

Ютландское морское сражение

Первой мерой, предпринятой Великобританией после начала Первой мировой войны являлось блокирование выхода и входа в Северное море для немецких кораблей и подводных лодок, что лишило Германию ценных поставок продовольствия и иных грузов морским путем. Естественно, что такое положение дел устроить немецкое командование не могло, но предпринять какие-либо активные действия в этом направлении оно вплоть до лета 1916 не могло, большая часть войск, в том числе и морских, была занята в сухопутных боях, развернувшихся на Западных и Восточных фронтах боевых действий.

Тем не менее, в 1916 году немецкий флот получил приказ начать подготовку к ряду операций, которые должны были подготовить его к решительному прорыву и снятию английской блокады. Так, немецкие корабли и подводные лодки, входящие в, так называемый, Флот открытого моря организовали столкновение с английскими дредноутами и линкорами в сражениях в Гельголандской бухте 1914 года и битве у Доггер-банки, случившейся в 1915 году.

Несмотря на то, что немцы провели тщательную подготовку к обоим сражениям, победа осталась за англичанами. В ходе последнего боя немцы не только были вынуждены спешно ретироваться, но и потеряли свой лучший броненосный крейсер «Блюхер», что нанесло серьезный ущерб репутации Германии, как морской державы и вынудило тогдашнего командующего флотом Фридриха фон Ингеноля принять срочную отставку. На этот пост был назначен вялый и болезненный Гуго фон Поль, покинувший службу в начале 1916 года, из-за обострившегося заболевания. В результате проведенных в морском ведомстве перестановок пост командующего достался адмиралу Рейнхарду Шееру, и именно с этого момента начинается настоящая подготовка, к сражению, вошедшему в историю Первой мировой войны, как Ютландский морской бой. Англичанами в это время командовал Джон Джелико.

Подготовка

В отличие от предыдущих командующих адмирал Шеер обладал крутым и не терпящим промедления нравом, потому предпочитал всему более тактику стремительного наступления, подготовка к которому должна была свестись к следующему:

  • Шеер полагал, что в начале 1916 года обстановка на Северном море более всего способствует атаке;
  • поскольку англичане еще ни разу сами не нападали на немецкие суда, заблокированные ими в море, нужно было принудить его к маневрам и движению, для чего немецкому флоту следовало начать провоцировать его на это, нападая на мирные торговые суда, усилив тактику подводной и надводной войны. Немецким капитанам было приказано покинуть порты и начать атаку на отдаленные океанские базы англичан, те, в свою очередь, должны были отреагировать и послать часть флота для их обороны, ослабив блокаду.

Боевые действия на море в апреле-мае 1916 года

Первым приказом нового адмирала стал предпринятый немецкими крейсерами 25 апреля обстрел порта Лоустофт, вслед за которым между немцами и англичанами завязалась кратковременная битва крейсеров Тируита, база которых располагалась на Гарвиче. Спустя несколько недель — 17 мая 1916 года должно было состояться еще одно нападение, на этот раз на Сандерленд. Для того чтобы предстоящая битва была успешной необходимо было провести тщательную разведку и заминировать поле боя перед большей частью английских морских баз, чтобы нанести максимальный урон, выходившим оттуда английским кораблям. Но претворить этот весьма неплохой план в жизнь не удалось, поскольку, несмотря на то, что подводные лодки выполнили возложенную на них задачу, несколько военных кораблей и среди них знаменитый «Зейдлиц» не справились к обозначенной дате с ремонтом паровых турбин. Кроме того, к моменту выхода английского флота в море находилось всего 4 подводные лодки, так как некоторые из них подорвались на собственных же минах.

Тем не менее, подобные действия вызвали у английской секретной службы подозрения, которые подтвердились данными разведки. Английские корабли начали подготовку к решительному пресечению всех попыток прорвать блокаду.

План предстоящего боя

Решающее сражение было назначено на конец мая — начало июня, к нему обе стороны готовились основательно. Немцы рассчитывали на то, что им удастся выманить часть английского флота в открытое море и уничтожить его там силами 1-й разведывательной группы Хиппера. Немецкие крейсера должны были обстрелять берега Англии, после чего направить все свои усилия на уничтожение оставшейся части флота противника.

В состав флота с немецкой стороны должны были входить 16 линкоров, 6 броненосцев, 5 линейных и 11 легких крейсеров, а также 61 эсминец.

Против этих сил англичане были готовы выставить 28 линкоров, 9 линейных, 8 броненосных и 26 легких крейсеров, и это все помимо имевшихся в полном распоряжении флота 79 эсминцев.

Ход сражения

Ютландское сражение началось 31 мая с выхода в море 1-й разведывательной группы Хиппера. Дальнейшие события должны были развиваться согласно плану, но уже в 5 часов утра командующий получил сообщение о том, что немецким подводным лодкам не удалось атаковать легкие крейсера и эсминцы английского флота, им удалось благополучно ускользнуть. Подобное же сообщение было получено и от одной из немецких эскадр. Немцы попали в крайне затруднительное положение, поскольку адмиральский корабль, двигающийся к берегам Норвегии, не имел ни малейшего представления о реальном положении дел. Вся стекающаяся на адмиралтейский корабль информация была либо ложной, либо уже устаревшей, потому и отдаваемые адмиралом распоряжения были не к месту и не ко времени, из-за чего немецкий флот бродил по морю, не зная точного расположения противника, встречаясь с ним и разминаясь в самых неожиданных местах.

Фактически сражение проходило в два этапа — на первом в бой были пущены исключительно линейные крейсеры, на втором в него вошли эсминцы и линкоры. Первый этап боя был немцами проигран, впрочем, также как и второй. Дальнейший ход сражения был представлен попытками обеих сторон получить преимущество в силах и тактике, корабли противников сначала двигались на юг, затем в бой вновь были включены эсминцы, а затем, движение началось в северном направлении.

Сражение настолько затянулось, что наступила ночь, но противники не прекратили обстрел и продолжили бой при свете прожекторов. Бой закончился днем 1 июня, немецкие эскадры отступили, англичане удержали фронт.

Ни одна из сторон не одержала ожидаемой ими победы, потому объявила о ней уже к концу дня 1-го июня. Англичане, вдохновленные тем, что немцы отступили, приписали лавры победы себе, а немцы, считавшие, что английский флот пострадал куда больше их собственного, сочли данное обстоятельство верным признаком победы.

Как бы то ни было, Ютландский морской бой имел для Германии плачевное значение, поскольку немецкий флот был вынужден до конца войны оставаться на базах, уступив англичанам, американцам и русским не только Северное, но и другие моря. В результате морской блокады Германия оказалась отрезанной от важных ресурсных баз, что сильно отразилось на ее экономике и промышленности, пошатнув и без того не крепкое их положение.

Всего с обеих сторон в бою погибло практически 10 тысяч человек, было потоплено 4 линейных крейсера, 4 броненосца, 4легких крейсера и 13 эсминцев, причем большую их часть потеряла английская сторона.

Читайте также:  Что такое балансир для рыбалки зимней

Источник: histerl.ru

Ютландское сражение

Ознакомление с ходом Ютландского боя — самого крупного морского сражения в истории человечества по общему водоизмещению и огневой мощи кораблей. Рассмотрение итогов сражения, в результате которого британский флот сохранил за собой господство на море.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.02.2016
Размер файла 20,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

3.1 Влияние на ход войны

Введение

Ютландский бой (31 мая — 1 июня 1916 года) — самое крупное морское сражение в истории человечества по общему водоизмещению и огневой мощи кораблей, участвовавших в нём. На волнах Северного моря, впервые столкнулись новейшие на тот момент линкоры-дредноуты, вооруженные только орудиями крупного калибра. В этой же битве произошел уникальный военный казус: пожалуй, это единственный морской бой в истории, в котором главные силы обеих сторон до последнего не подозревали, что находятся в непосредственной близости друг от друга.

К 18 мая 1916 года на море существовала следующая обстановка: английский флот осуществлял дальнюю блокаду, рассчитанную на экономическое удушения Германии. Немцы в 1916 году почти оправились после неудач и муссировали идею уравнения своих сил с английским флотом. Германский флот постоянно искал возможность выманить часть Гранд-Флита из его баз, а затем изолировать и уничтожить еще до того, как главные силы британского флота смогли бы предпринять ответные меры. Согласно этому плану, германский флот в 1916 году совершил несколько выходов к берегам Англии, обстреливая при этом английский порты. Один из таких набегов и привел к Ютландскму сражению.

1. Планы сторон

Германским флотом командовал адмирал Рейнхард Шеер. Он поставил перед флотом задачу: демонстративно обстрелять английский порт Сандерленд, выманить английские корабли в открытое море, навести их на свои основные силы и уничтожить. Перед выходом флота в море Шеер, опасаясь наткнутся на превосходящие силы английского флота, решил произвести разведку.

Английский флот, имея некоторые данные разведки, прежде всего перехват немецких радиопереговоров, которые велись открытым текстом, узнал день выхода германского флота в море и примерное направления движения. Получив такие сведения, адмирал Джон Рашоурт Джеллико принял решения накануне выхода вражеского флота в море развернуть английский флот в 100 милях к западу от Ютландского побережья.

2. Ход сражения

Во время битвы четыре корабля типа Kцnig находились в авангарде немецкого флота и составляли V дивизию III боевой эскадры (SMS Markgraf был третьим кораблем в немецкой линии, находясь позади однотипных Kцnig и SMS Grosser Kurfьrst, за ним следовал SMS Kronprinz). Непосредственно за ними находились линкоры VI дивизии III боевой эскадры Кайзер-типа. Далее шли корабли типа SMS Helgoland и SMS Nassau II боевой эскадры; в арьергарде были устаревшие корабли типа SMS Deutchland I боевой эскадры.

Около 16.00 часов линейные крейсера 1-ой развед. группы встретились с 1-ой крейсерской эскадрой под командование вице-адмирала Дэвида Битти. В результате артиллерийского огня был потоплен крейсер HMS Indefatigable, а полчаса спустя крейсер Queen Mary. Одновременно с этим авангард немецкого флота двигался на юг, для встречи с основными силами Флота открытого моря.

В 17.30 с линкора Kцnig заметили 1-ую развед. группу и 1-ую крейсерскую эскадру. Немецкие крейсера двигались по правому борту, в то время как британские двигались по левому. В 17.45 Шеер отдал приказ развернуться на два румба влево, чтобы приблизиться к британским крейсерам. Минутой позже был отдан приказ открыть огонь.

SMS Markgraf открыл огонь по линейному крейсеру Tiger с расстояния в 19 000 метров. Одновременно, огонь 150 мм орудий был сосредоточен на британских эсминцах, пытавшихся торпедировать немецкий флот.Markgraf обстреливал Tiger до 18.25, пока тот не вышел из зоны эффективного огня. В то же время британские линкоры HMS Warspite и HMS Valiantвели огонь по авангарду немецкого флота.

В 18.10 зафиксировано первое попадание 380 мм снаряда в Markgraf. Снаряд попал в стык двух бронеплит толщиной 8 дюймов и разорвался, оставив большую дыру. Сразу после этого эсминец HMAS Moresby выпустил единственную торпеду вMarkgraf с расстояния 7 300 метров, но промахнулся. Эсминец Malaya так же пускал торпеду в Markgraf в 19.05, но промахнулся из-за большой дистанции.

Примерно в это же время еще два 380 мм снаряда попали в линкор, но не нанесли существенно ущерба. К этому моменту корабль уже набрал 400 тонн воды.

Около 19.00 немецкий крейсер Wiesbaden был выведен из строй британским крейсером Invincible. Контр-адмиралПауль Бенке, командир линкора Kцnig предпринял маневр для прикрытия поврежденного крейсера. Одновременно с этим, британская 3-ая и 4-ая эскадра легких крейсеров начала торпедную атаку на немецкую линию.

Выходя на дистанцию торпедной атаки, они подавили крейсер «Вейсбаден» огнем главного калибра. В ближний бой так же вступили устаревшие броненосцы из 1-ой эскадры. Markgraf и его систершипы вели мощный огонь по британским крейсерам, но это не смогло их остановить. Markgraf вел сосредоточенный огонь одновременно из 305- и 150-мм орудий по британскому крейсеру Defence, который спустя некоторое время взорвался и затонул. Гибель крейсера обычно приписывается линкору Lьtzow, однако Markgraf так же внес значительный вклад в потопление.

Затем огонь был перенесен на крейсер Princess Royal, удалось добиться двух попаданий. Первое попадание пришлось в 9-ти дюймовую броню, прикрывающую барбет. Снаряд срикошетировал вниз, пробил дюймовую палубу и взорвался. Взрывом был убит расчет левого орудия и нанесены серьезные повреждения верхней палубе.

Второй снаряд пробил 6-ти дюймовый бронепояс, срекошетил вверх от угольного бункера и взорвался под верхней палубой. В результате двух попаданий было убито 11 и ранено 31 человек. Одновременно с этим, вспомогательные орудия вели огонь по крейсеру «Warrior», который получил 15 серьезных попаданий, и, сильно поврежденный, был вынужден отступить. На пути в порт он затонул.

743 человека команды были подняты на борт британского крейсера Engadine. Корабль был оставлен в 8.25 утра 1 июня, когда высота палубы была всего 1.2 метра над уровнем моря.

Около 19.30 основные силы адмирала Джона Рашуорта Джеллико, командующего Гранд-Флитом, вступили в битву. Линкор Orion открыл огонь по SMS Markgraf в 19.32 бронебойными снарядами. Из четырех залпов 13,5 дюймовых орудий в цель попал только последний. Снаряд разорвался при контакте с броней каземата 6-го 15 см орудия. Броня не была пробита, однако орудие было выведено из строя.

Весь расчет, кроме двух человек, погиб. Вскоре крупнокалиберный снаряд упал рядом с кораблем. По мнению историка Джона Кэмбела, этот снаряд повредил левый гребной винт, поскольку в 19.44 был отдан приказ остановить левый двигатель. Скорость корабля упала с 21 до 17 узла.

Около 20.00 германские линкоры вступили в битву со 2-ой эскадрой легких крейсеров. Маркграф вел огонь, в основном, из 15 см орудий. В 20.14 линкор Agincourt попал в SMS Markgraf из 12-дюймового орудия. Снаряд не взорвался и разлетелся от удара об 8-ми дюймовый бронелист. Две соединяющиеся с ним бронеплиты 14-ти дюймовой толщины выгнулись внутрь, что привело к небольшому подтоплению.

Мощный огонь британского флота вынудил Шеера отдать приказ к отступлению. В силу упавшей скорости, SMS Markgraf развернулся раньше, чтобы занять свое место в линии. Это привело к тому, что систершип Grosser Kurfьrst отклонился от построения. SMS Markgraf шел позади «Кронпринца», в то время как Grosser Kurfьrst был впереди, что бы занять позицию за SMS Kцnig.

Читайте также:  Какое оборудование ставить на т 43

После успешного отхода из под обстрела, Шеер приказал перестроиться в ночную формацию, однако проблемы в связи привели к некоторому запаздыванию. В 21.20 в линию немецких кораблей ворвались несколько легких крейсеров. SMS Markgraf добился пяти попаданий из 150-мм орудий в крейсер Calliope. Флот перешел в ночную формацию около 23.30. Grosser Kurfьrst занимал 13-ое место среди 24 кораблей.

Около 2.45 1 июня несколько британских эсминцев предприняли торпедную атаку против крайних кораблей немецкой линии. Маркграф вначале не открывал огонь, пока принадлежность атакующих кораблей не была установлена. Однако артиллеристы с Grosser Kurfьrst определили суда как вражеские и открыли огонь, одновременно уворачиваясь от торпедных атак. Примеру систершипа последовал SMS Markgraf. Сосредоточенный огонь немецких линкоров вынудил британские эсминцы отступить. В 5.06 SMS Markgraf и несколько линкоров открыли огонь по предполагаемой субмарине. ютландский британский флот

Флоту открытого моря удалось прорваться незамеченным через легкие соединения британского флота не привлекая внимания основных сил и достигнуть Horns Reef в 4.00 1 июня. Дальнейший путь лежал в Вильгельмсхафен. SMS Markgraf зашел в порт, в то время как несколько других линкоров остались на рейде с целью защиты. Затем SMS Markgraf был переведен в Гамбург, где ремонтировался в плавучем доке компании AG Vulcan.

3. Итог

Обе стороны объявили о своей победе: Германия — в связи со значительными потерями английского флота, а Великобритания — в связи с явной неспособностью флота Германии прорвать британскую блокаду. Британский флот потерял три линейных крейсера, три броненосных крейсера и восемь эскадренных миноносцев, общий тоннаж около 114 тысяч тонн. Потери германского флота составили линейный крейсер, броненосец, четыре легких крейсера и пять эскадренных миноносцев, общий тоннаж около 60 тысяч тонн.

Таким образом, по общему тоннажу погибших кораблей потери англичан почти в два раза превышали потери немцев. Англичане потеряли 6 784 человек убитыми и попавшими в плен, немцы потеряли 3 039 человек убитыми. Из 25 кораблей, погибших в Ютландском сражении, 17 было потоплено артиллерией и 8 торпедным оружием. Результаты использования оружия в бою характеризуются следующими данными:

· английский флот выпустил 4598 снарядов, из них 100 попало в цель (2,2 %), и израсходовал 74 торпеды, из них достигло цели 5 (6,8 %);

· германский флот выпустил 3597 снарядов и добился 120 попаданий (3,3 %) и 109 торпед, из которых в цель попало 3 (2,7 %).

Влияние на ход войны

В результате сражения, британский флот сохранил за собой господство на море, а немецкий линейный флот перестал предпринимать активные действия, что оказало значительное воздействие на ход войны в целом:

· Германский флот до конца войны находился на базах, и по условиям Версальского мира был интернирован в Великобританию.

· Не имея возможности использовать надводный флот, Германия перешла к неограниченной подводной войне, что привело к вступлению в войну США на стороне Антанты.

· Несмотря на то, что бои на суше шли с переменным успехом, продолжение морской блокады Германии, в конце концов, привело к подрыву немецкого промышленного потенциала и острой нехватке продовольствия в городах, что и вынудило германское правительство к заключению мира.

· Ютланское сражения является одним из примеров, подтверждающих несостоятельности англо-американской теории достижения господства на море методом генерального сражения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Новаринское сражение 1827 г.

Изучение предпосылок, хода и последствий Наваринского морского сражения 1827 года — крупного морского сражения между соединенной эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом — с другой. Разгром турецкого флота.

200 лет со дня Бородинского сражения

Начало и ход Отечественной войны 1812 г. до Бородинского сражения. Расстановка сил к началу битвы, ход сражения: Багратионовы флеши; бой за Утицкий курган; батарея Раевского. Итог сражения, оценки русских и французских потерь. Значение Бородинской битвы.

Русский флот в период русско-японской войны

Тихоокеанский флот России, этапы и принципы его формирования в противовес японскому. Обоснование строительства броненосцев и крейсеров. Предпосылки и начало войны, расположение и соотношение противодействующих сил. Основные сражения и их последствия.

Морские сражения во время русско-японской войны 1904-1905 гг.

Противоборство России и Японии на Дальнем Востоке в 1904 году. Бой под Порт-Артуром. Сражения у Чемульпо, в Желтом и Японском морях, у Урусана. Основные причины поражения и катастрофические потери русского флота на Цусимском сражении в 1905 году.

Дни воинской славы России

Освобождение Москвы от польских интервентов. Особенности гангутского морского сражения. Морской бой у Тендры. Героическая битва за Ленинград. Ледовое побоище 5 апреля 1242 года.

Брусиловский прорыв май — июль 1916 года. Особенности Бородинского сражения.

Смоленское сражение 1941 года

Соотношение сил в людях, артиллерии и танках, непосредственно вступивших в бой к началу Смоленского сражения. Самое уязвимое место в обороне Западного фронта. Применения реактивной артиллерии и обстановка в районе Могилева. Итоги Смоленского сражения.

Сражения Северной войны (1700-1721 гг.): битва под Полтавой и Гангутское сражение

Полтавское сражение как генеральное сражение между русской и шведской армиями в 1709 году. Гангутское морское сражение между русским и шведским флотами в 1714 году на Балтийском море. Гангутская победа как пример искусного использования галерного флота.

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам

Источник: otherreferats.allbest.ru

Парадоксы Ютландской битвы

Сто лет назад, в начале июня 1916 года, закончилось знаменитое Ютландское морское сражение между британским и германским военными флотами. Оно произошло в Северном море около датского полуострова Ютландия в Скагерракском проливе.

Во время первой мировой войны костяк германского флота был собран в составе Флота открытого моря («Хохзеефлотте»). Ему противостоял британский Гранд-Флит — объединенные силы Атлантического флота и флота Метрополии.

До 1916 года, когда Флот Открытого моря возглавил решительный адмирал Шеер, боевые действия на море между двумя мощными флотами велись довольно осторожно и принесли небольшой успех британцам.

Шеер поставил перед собой задачу нанести неприемлемый ущерб британскому Гранд-Флиту.

Гранд-Флит имел большое преимущество по принявшим участие в сражении линкорам-дредноутам (28 против 16 у Флота открытого моря) и линейным крейсерам (9 против 5). Британские линейные корабли несли 272 орудия против 200 немецких. Ещё большее преимущество было в массе бортового залпа. Германские линейные корабли были лучше защищены.

У британцев было также подавляющее преимущество в броненосных крейсерах и эсминцах.

Адмирал Шеер разработал классический план: разбить противника по частям. С этой целью он решил вывести свой флот в море двумя эшелонами, надеясь, что англичане, узнав о выходе первого, довольно слабого эшелона, выдвинут против него часть своего Гранд-Флита, после чего соединенный германский флот, будучи сильнее части английского флота, несомненно одержит победу.

Согласно этому плану 31 мая в 4 часа утра из бухты Яде вышел к проливу Скагеррак крейсерский отряд адмирала Хиппера в составе пяти линейных крейсеров с легкими крейсерами и миноносцами. Через полчаса за крейсерской эскадрой вышел и весь Флот Открытого моря адмирала Шеера.

Здесь нужно отметить, что британское командование имело еще одно, возможно, решающее преимущество перед немцами. Англичане вовремя озаботились проблемами радиоперехвата и создали знаменитую «Комнату 40» — сеть станций перехвата на базе Королевской почты и компании Маркони.

Адмиралтейство в Уайтхолле, где располагалась «Комната 40»

Успешной расшифровке кодов и перехваченных сообщений способствовало и то, что в августе 1914 года возле Мельбурна был захвачен немецкий пароход Hobart, на борту которого оказалась «Сигнальная книга торгового флота» с соответствующими шифрами. А в октябре Россия прислала «Книгу сигналов императорского флота», захваченную на подорвавшемся на мине германском крейсере Magdeburg. Несколько позже британский траулер выловил ящик с шифровальной книгой с потопленного у острова Тексел германского эсминца.

Читайте также:  Как ловить щуку на съедобную резину

Конечно, полностью «читать» немецкие радиограммы в «Комнате 40» не могли, так как коды все время менялись. Поэтому сообщение о начале операции Флота Открытого моря 31 мая 1916 года, хотя и было перехвачено и расшифровано, но не было полностью понято. Британские шифровальщики смогли определить, что начинается крупная операции, но какая именно, они не поняли. Поэтому британский командующий Джон Джеллико не знал, будет ли ему противостоять весь немецкий флот, или же это просто очередная рейдерская вылазка.

Немцы запустили разведывательные дирижабли, но из-за сильного ветра и облачности они не приняли участия в сражении. А самолетам не хватало дальности полета, чтобы визуально обнаружить цель и вернуться на аэродром.

По разным причинам не удалась авиаразведка англичанам и разведка с помощью подводных лодок немцам.

Ютландское сражение было первой морской битвой индустриальной эпохи такого масштаба, когда было невозможно охватить взглядом все «поле» битвы. В истории были сражения флотов с участием большего количества кораблей, но ни разу не было сражений кораблей, столь удаленных друг от друга. Поэтому Ютланд представлял собой цепь ошибок и случайностей. Средства наблюдения были столь несовершенны, что могло сложиться так, что противники разошлись бы, не заметив друг друга.

В самом начале боя командующий линейными крейсерами Гранд-Флита адмирал Битти, получив сообщение о приближающемся немецком флоте, поднял сигнальные флаги, предписывающие изменить курс и увеличить ход до полного. Но самый сильный его отряд, пятая эскадра быстроходных линкоров, сигнал не разобрала. Ее командир пятнадцать минут не менял курс и не увеличивал ход, в результате чего отстал на 10 миль. Битти еще больше усугубил ситуацию, приказав поддерживать ход в 25 узлов, хотя линкоры не могли дать больше 24.

В итоге, сражение линейных крейсеров первые 20 минут проходило с превосходством немцев, которые потопили один и серьезно повредили еще один корабль противника. После того, как английские линкоры дали первый залп, адмирал Хиппер сразу же лег на обратный курс, чтобы вывести отряд адмирала Битти на главные силы немецкого флота. При отходе крейсера Хиппера взорвали еще один британский линейный крейсер и уничтожили радиостанцию на флагманском корабле.

В этот момент адмирал Битти произнес свою знаменитую фразу: «Кажется, се­годня что-то не то с нашими кораблями!».

Спус­тя несколько лет, адмирал Джеллико написал рапорт для лордов Адмиралтейства под названием «Ошибки, допущенные в Ютлан­дском сражении». В нем он выразил мне­ние, что Битти должен был дождаться кораб­лей своей пятой эскадры и лишь тогда начать сближение с против­ником. Его нетер­пеливость, по мнению Джеллико, привела к тяжелым потерям.

Битти был возмущен этим признанием Джеллико: «Если бы я ждал 5-ю эскадру, вместо того чтобы продолжить идти пол­ным ходом, отрезая противника от его баз, мне никогда не удалось бы навязать ему сражение», — заявил он. «Тогда меня судил бы трибу­нал за то, что я не сделал все от меня зависящее для разгрома противника. С какой стати шесть британских линейных крейсеров должны коле­баться, вступить ли им в бой с пятью вражески­ми линейными крейсерами?».

На самом деле потери англичан во время столкновения эскадр Битти и Хиппера были вызваны недостаточной артиллерийской подготовкой английских моряков и слабой защитой их кораблей.

…Потеря радиосвязи еще более усложнила управление отрядом Битти. Когда были обнаружены основные силы немецкого флота, Битти приказал всем своим кораблям отвернуть, чтобы уйти под защиту главных сил. Но флажный сигнал смогли разобрать только на ближних к флагману линейных крейсерах. Отставшая пятая линейная эскадра продолжила движение в прежнем направлении, а легкие крейсера и эсминцы по-прежнему атаковали крейсера Хиппера. Ошибка была исправлена практически случайно — из-за необходимости уклониться от немецких торпед.

Ошибочным курсом двигались и основные силы адмирала Джеллико, так как обнаруживший линкоры адмирала Шеера крейсер Southampton неправильно указал в радиограмме собственное положение. В силу этого Джеллико искал Шеера на 12 миль восточнее, чем в реальности.

Из-за этой ошибки ошибочным курсом шел и отряд адмирала Худа, с трудом избежавший торпедных атак немцев.

У немцев дела с чтением радиограмм были получше из-за того, что германские адмиралы держали свои крупные корабли на более близком расстоянии, но вот действовавшие на отдалении крейсера и миноносцы порой совершенно игнорировали приказы флагмана, потому что не могли их разобрать.

Ошибками в чтении приказов флагманов и навигации превратили бой главных сил флотов, начавшийся в 18.40 по Гринвичу, в апофеоз случайностей. Адмирал Джеллико имел весьма неточную информацию о германском флоте. Поэтому эскадра британских линкоров стремившаяся пересечь курс Флота Открытого моря и охватить его голову (то есть совершить классический crossing the «T») , вышла на параллельный курс немецким линкорам. Кроме того английские линкоры слишком сблизились и мешали друг другу.

Адмирал Шеер вообще не знал о том, что Гранд-Флит вышел в море. Информацию об этом он получил только через десять минут после того, как корабли Джеллико уже начали выстраиваться в боевую линию. Вместо кильватерной колонны ему пришлось построить корабли полукругом. И его флагман при этом оказался в середине боевой колонны, не имея визуального контакта с крайними кораблями.

Не видел он ни эскадру Хиппера, ни, что еще хуже, противника. В результате немцам пришлось угадывать положение противника по вспышкам выстрелов.

В этих условиях Флот Открытого моря сделал поворот «все вдруг», чтобы оторваться от англичан. Джеллико не начал преследование. Шеер лёг на восточный курс и снова атаковал голову английского флота по-прежнему в невыгодном для себя положении. Движение кильватерной колонны Джеллико продолжало охватывать голову кильватерной колонны Флота Открытого моря. В 21 час 17 мин 31 мая Шеер ещё раз применил поворот «все вдруг» и взял курс на запад, а в 21 час 50 мин — на юг, выходя из сражения.

Наступление темноты и потеря управления флотом помешало Джеллико преследовать немцев. Многие германские линкоры и линейные крейсера получили тяжёлые повреждения, линейный крейсер «Лютцов» был затоплен экипажем. Флот адмирала Шеера вернулся к местам базирования, потеряв броненосец «Поммерн» и несколько лёгких крейсеров от ночных атак британских эсминцев.

Немцы потеряли 3000 убитыми и ранеными, один броненосец, 5 крейсеров и 5 эсминцев (62000 тонн совокупного водоизмещения), а Великобритания потеряла почти 7000 убитыми и ранеными, 6 крейсеров и 8 эсминцев (113000 тонн совокупного водоизмещения).

После Ютланда британский флот сохранил господство на море, немецкий же линейный флот прекратил активные действия. Но обе стороны объявили о своей победе в Ютландском бою: Германия — из-за больших потерь английского флота, а Великобритания — в связи с неспособностью германского флота прорвать британскую блокаду.

Германский флот до конца войны находился на базах, и после заключения Версальского мира был затоплен немцами.

Германия была вынуждена перейти к неограниченной подводной войне, что привело к вступлению в войну США на стороне держав Антанты.

Это окончательно склонило чашу весов на сторону Антанты и ускорило поражение Германии. Авантюризм кайзера Вильгельма II, до войны не имевшего практически никакого флота, и решившего бросить вызов Британии на морях, усугубил стратегические просчеты германского генералитета и привел Второй Рейх к сокрушительному разгрому.

Источник: vvprohvatilov.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...