К маломерным (безмоторным) плавательным судам для водного туризма относят катамараны, байдарки, каноэ, рафты, лодки.
Катамаран представляет собой, как правило, гребное или парусное судно с двумя параллельно расположенными корпусами, соединенными в верхней части фермами или палубой, или однокорпусное судно с поплавками-балансирами по бортам. Катамараны отличаются повышенной остойчивостью и значительной площадью палубы. Их могут использовать для туризма, спорта, рыбного промысла, перевозки грузов и пр. Конструктивной особенностью большинства парусных катамаранов является их беспалубная конструкция.
Байдарка — это маломерное легкое запалубленное судно, без уключин, приводимое в движение главным образом мускульной силой человека и имеющее острые обводы. В качестве движителя байдарки используют двулопастное весло, использование которого является признаком, отличающим байдарку ото всех иных типов гребных судов.
Основные типы байдарок — спортивные и туристские байдарки.
ПОРАЗИТЕЛЬНО! Маломерное судно — 24 метра!
Спортивные байдарки (каяки) представляют собой, как правило, одноместные, цельные с деревянной или пластмассовой обшивкой. Туристские байдарки являются разборными с деревянным, металлическим или пластмассовым каркасом и обшивкой из водонепроницаемого материала. Наиболее распространенные виды туристских байдарок — одно-, двухместные, реже встречаются трехместные.
Каноэ — это маломерное безуключенное гребное судно. Характерной особенностью каноэ является способ гребли лопатообразным однолопастным веслом, которым также осуществляется и руление путем поворота весла в воде, и изменение его траектории в конце гребка. Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках.
Каноэ для водного туризма являются беспалубными («открытыми») лодками (в отличие, например, от слаломного каноэ, по форме напоминающего каяк). Такие каноэ обычно вмещают 2-3 человека и могут быть изготовлены из дерева, пластика, иногда встречаются также алюминиевые, надувные и разборные модели на каркасе. Преимущество туристского каноэ перед каяком или байдаркой заключается прежде всего в большой вместимости при относительно небольшой массе самой лодки и в удобстве обращения на суше.
Для целей экстремального туризма в условиях однодневного сплава по бурным порожистым рекам используют более прочные и короткие открытые каноэ — «одиночки» и «двойки», из тяжелых композиционных материалов, обычно оснащенные надувными мешками на носу и корме для замещения воды в случае переворота лодки. Такие каноэ отличаются повышенной маневренностью, но меньшей устойчивостью, нежели походные модели, рассчитанные на более спокойную воду.
Рафт (надувной плот) представляет собой модификацию надувного спасательного плота, который используют в основном для спасательных работ (операций). Для целей туризма в многодневных турах и для транспортирования экспедиционного груза часто используют рафты, усиленные рамой жесткости с уключинами для весел, и применяют распашной способ гребли.
Напоминание основных правил для плавания на маломерных судах
Туристский рафт вмещает от 8 до 18 человек.
Лодки представляют собой, как правило, гребные или парусные маломерные суда. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). Обычно моторными лодками называют суда с подвесным мотором. Небольшие суда со стационарным мотором чаще называют катером. Лодки широко используют как для целей водного туризма (отдых, рыболовство), так и для перевозки грузов с судна на берег там, где нет причалов, и как спасательное средство (шлюпки).
Приложение В
(рекомендуемое)
Типовые правила
поведения на воде
1 Следует купаться только в специально отведенных местах, на оборудованных пляжах, где при несчастном случае можно получить специализированную помощь спасателя. Купание в непроверенных водоемах, в которых могут быть водовороты, глубокие ямы, густые водоросли, холодные ключи, коряги, сильное течение, может привести к травме, а ныряние — к гибели.
2 Не рекомендуется купаться в состоянии алкогольного опьянения. Это основная причина гибели людей на воде.
3 Не рекомендуется подплывать к близко идущим (стоящим на якоре, у причалов) судам, катерам, лодкам, плотам и нырять под них — это опасно для жизни, может затянуть под днище, винты, ударить бортом, захлестнуть волной.
4 Рекомендуется соблюдать правила пользования лодками и другими плавательными средствами: не перегружать их, не раскачивать, не прыгать с них в воду. При необходимости залезть в лодку следует делать это со стороны носа или кормы, чтобы не опрокинуть ее.
5 Не рекомендуется пользоваться надувными матрацами, камерами, досками, особенно при неумении плавать. Даже слабый ветер способен унести их далеко от берега.
6 Необходимо следовать правилу: если не умеешь плавать, заходи в воду только по пояс.
7 Не рекомендуется заплывать за буйки и другие ограждения, установленные в местах для купания. Они предупреждают: дальний заплыв — это переохлаждение, мышечное переутомление, судороги, гибель.
8 Не рекомендуется допускать баловство на воде, связанное с нырянием и захватом купающихся.
9 Не следует поддаваться ложным сигналам бедствия.
10 Не рекомендуется купаться в одиночку в вечернее и ночное время суток.
В темноте вы можете потерять ориентацию и заплыть слишком далеко от берега, вас могут не заметить с идущего судна, ночью простой испуг превращается в панический страх — первую причину утопления. Одной из опасностей для жизни человека, находящегося в воде, является переохлаждение организма, в результате чего в нем начинаются необратимые процессы, и человек погибает даже на мелководье. Купаться рекомендуется при температуре воды не ниже + 18 °С, температуре воздуха + 20 °С.
Время купания должно быть ограничено. Рекомендуется купаться подряд не более трех — пяти раз в течение 10-15 мин. Не рекомендуется купаться после еды ранее чем по истечении 1,5-2 ч.
Купание детей должно проходить только под контролем взрослых.
Правила самоспасания
1 В воде появились судороги: свело руки или ноги. Не теряйтесь, старайтесь удержаться на поверхности воды, плывя на спине. Энергично разотрите сведенную мышцу. Если на берегу есть люди, не стесняйтесь позвать их на помощь.
2 Если случайно хлебнули воды, остановитесь, приподнимите голову над водой и откашляйтесь. Энергичные движения рук и ног помогут держаться в воде вертикально, а потом приплыть к берегу.
3 Попав в водоворот, наберите побольше воздуха в легкие. Погрузитесь в воду и сделайте сильный рывок в сторону по течению, всплывайте на поверхность.
4. Запутавшись в водорослях, не делайте резких движений и рывков. Лягте на спину и постарайтесь мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыли. Если это не поможет, нужно подтянуть ноги к животу и осторожно освободиться от водорослей руками.
5 Попав в сильное течение, не теряйтесь, не плывите против потока. Плывите по течению, постепенно смещаясь к берегу.
При самоспасании главное — не впасть в панику, владеть собой, спокойно принимать все необходимые меры для выхода из создавшегося положения.
Источник: www.dokipedia.ru
Как правильно выбрать маломерное судно
Итак, вы решили приобрести лодку. Перед покупкой вам необходимо тщательно продумать требования, которым будет соответствовать ваше будущее транспортное средство:
- сколько пассажиров планируется перевозить;
- на каком водоёме предполагается эксплуатация;
- целевое предназначение (семейный отдых и прогулки или рыбалка);
- где хранить зимой и ставить летом;
- на какой скорости вы хотели бы передвигаться;
- какую сумму на топливо вы готовы потратить.
Определившись с критериями выбора можно смело приступать к поиску. Благо современные возможности интернета позволяют делать это, не отходя от компьютера.
- 1 Скоростные и водоизмещающие суда
- 2 Глиссирующие лодки советского производства
- 3 Вёсельная лодка
- 4 Рекомендации при покупке катера
- 5 Материал корпуса
- 6 Подъём судна на берег с помощью устройства
- 7 Слип для спуска на воду
- 8 Колесо на транце
- 9 В заключение
Скоростные и водоизмещающие суда
Преимущества скоростного маломерного судна, разгоняющегося до сорока километров в час, в большем расстоянии, которое оно способно преодолеть, в отличие от тихоходного. Для человека, ценящего своё время, это определяющий фактор. Габариты и небольшая масса такого транспортного средства позволит без труда его транспортировать и ремонтировать при необходимости.
Минусом при этом варианте может являться тот факт, что скорость будет прямо пропорционально зависеть от загруженности. Чем больше вещей, снаряжения и пассажиров вы разместите на борту тем медленнее поедет ваш катер, и тем больший объём горючего потратит ваш двигатель.
Маломерные суда, передвигающиеся в водоизмещающем положении, не способны развить приличную скорость. В противном случае это повлечёт за собой необходимость увеличивать мощность силовой установки, а это не совсем экономически целесообразно. Плюсом этого варианта, несомненно, является малое потребление бензина, и, следовательно, больший запас хода для дальних путешествий.
Глиссирующие лодки советского производства
В СССР торговая сеть могла предложить покупателям широкий выбор глиссирующих моторок.
- Мотолодка «Казанка» выпускалась крупными сериями в течение многих лет авиазаводом им. С. П. Горбунова в Казани с 1955 года. Популярность приобрела благодаря невысокой стоимости. Способна развивать впечатляющую скорость в сорок три километра в час с подвесным мотором в двадцать лошадиных сил. К недостаткам можно отнести плохую остойчивость при маневрировании на поворотах, и трудную управляемость на попутных волнах. Прочность корпуса тоже оставляет желать лучшего, так как клёпки часто лопаются. При опрокидывании лодка всплывает носом вверх ввиду недостаточного объёма герметичных баков. Не рекомендуется двигатель мощнее пятнадцати лошадок.
- Лучшими мореходными качествами обладает улучшенная версия «Казанка-МД», которая обладает дистанционным управлением и способна безопасно эксплуатироваться с двадцати пяти сильным движком.
- Модификация «Казанки» — «Южанка» стала фаворитом советских любителей быстрой езды по воде вследствие установки наружных бортовых булей по бортам, и возможностью применения мощного агрегата в 25 л.с.
- Дюралюминиевая лодка МКМ. Характеризуется достаточной шириной и высотой борта, благодаря чему мягче идёт, не забрызгиваясь волной. Минусом является «допотопный» дизайн обводов и конструкции.
- «Крым» является лодкой с повышенными мореходными способностями. Незаменимая для дальних путешествий даже в неспокойных водах. Удобна наличием тента и раскладными мягкими сиденьями. Конструкция корпуса очень прочная и отличается повышенной коррозионной стойкостью. Прекрасно ведёт себя на воде даже с тридцати сильным «Вихрем».
- «Обь» и «Ока-4» славились в своё время современной архитектурой, отличными ходовыми качествами и просторным кокпитом. На них обычно устанавливались мощные моторы: «Нептун» или «Вихрь».
- Мотолодка «Прогресс» отличается дополнительными опциями, делающие её очень комфортной: большой кокпит, носовой багажник-форпик, запирающийся на ключ ахтерпик для хранения подвесного движка, съёмные колёсики для транспортировки и тент. Уверенно чувствует себя на любом водохранилище, но при сильном волнении ударяется об воду днищем. Развивает скорость до двадцати пяти км/час с «Вихрём-20».
- «Казанка-2М» очень вместительный и самый крупный экземпляр, среди себе подобных советских разработок. Легко осиливает установку двух движков по двадцать лошадок. Модель отличается высокими надводным бортом и форштевнем, благодаря чему прекрасно «держит волну». Народные умельцы умудрялись устанавливать на неё автомобильный двигатель, усиливая дополнительным набором.
- «Янтарь», глиссирующая мотолодка компактных размеров: длиной в три с половиной метра и шириной в метр тридцать пять. Не была способна нести мотор мощнее двенадцати лошадиных сил, но выгодно отличалась сварной конструкцией корпуса из алюминиево-магниевого сплава, способствующего длительному сроку службы.
- Изготавливаемая из пластмассы мотолодка «Нептун» очень хорошо «держит волну», но для четырёх человек тесновата. Плюсом является наличие дополнительного объёма для вещей и снаряжения под палубой в носу. Рекомендуемая мощность двигателя для установки – не меньше 25 л. с.
- Еще одно советское изобретение: «Юг-2500». Пластмассовый корпус способен вместить не более трёх человек. По сей день используется для занятий водными лыжами.
Вёсельная лодка
Если вы начинающий судоводитель, и не планируете получать свидетельство на право управления маломерным судном, небольшая гребная ПВХ лодочка будет для вас идеальным решением. Установки, мощностью до десяти лошадиных сил, с лихвой достаточно для такой посудины. Плюсы такого выбора:
- небольшая скорость передвижения позволит вам вкусить все прелести единения с природой;
- вы имеете возможность установить инновационный электрический подвесной лодочный мотор, который сэкономит денежные средства на заправке топливом.
Рекомендации при покупке катера
Если вы остановили свой выбор на скоростном катере, следует помнить одно проверенное годами правило мореходов: «чем длиннее, тем быстрее». Большая длина корпуса способствует достижению приличных скоростей, не повышая мощности двигателя и не уменьшая массы судна.
Высокая рубка на катере выглядит очень эффектно, и на ваших друзей и всех окружающих, несомненно, произведёт неизгладимое впечатление. Но в погоне за уникальным дизайном не стоит забывать о том, что такая надстройка ухудшает остойчивость и управляемость, и усиливает «парусность». То есть, на широкой открытой акватории вы будете вынуждены следить за изменением погодных условий для обеспечения безопасности плавания.
Многие катера имеют стационарную силовую установку. Поэтому, в первую очередь, стоит осмотреть будущую покупку на возможность удобного осмотра и ремонта двигателя. Гребной винт также должен быть защищён от возможных повреждений насадкой.
Водомётный движитель, установленный на катерах, завоевал свою популярность в последние годы именно благодаря удобству обслуживания напорной трубы, расположенной в ахтерпике (румпельном отделении).
Материал корпуса
Самые распространённые и популярные материалы, из которых изготавливаются корпуса маломерных судов это дерево, стеклопластик и металл.
Деревянные лодки самые бюджетные, и это, к сожалению, их единственное преимущество. Дерево очень сильно подвержено воздействию внешних погодных факторов. Летнее постоянное пребывание в воде, и воздействие низких зимних температур существенно сокращают срок эксплуатации. Свою лепту вносят и удары о затонувшие брёвна, а также износ форштевня и днища при вытаскивании на берег. Бережное отношение и постоянный уход (ежегодная шпаклёвка и окраска) позволит продлить срок эксплуатации деревянного изделия до десяти лет.
Дюралюминиевый и алюминиево-магниевый сплав отличается прочностью и износостойкостью, но также требует ежегодных весенних малярных работ. А большое количество элементов набора (шпангоуты, стрингеры, кницы) не позволяют тщательно следить за отсутствием мусора и песка. Минусом этого сплава является неспособность противостоять агрессивной среде: солёной воде и сточным водам. При отсутствии неблагоприятных воздействий, посудина из такого материала будет радовать своего владельца не менее пятнадцати лет.
Стеклопластик является несомненным лидером среди материалов для изготовления. Несмотря на дороговизну, он позволяет существенно экономить бюджет владельца отсутствием необходимости в покраске и защите от коррозии. Стеклопластиковое судно неприхотливо при зимнем хранении, так как не боится низких температур. Срок службы, при отсутствии сильных ударов, составляет четверть века.
Подъём судна на берег с помощью устройства
Срок службы любого транспортного средства в большей мере зависит от условий и качества хранения. Для его увеличения применяются различные методы, один из которых, подъём судна на берег в межнавигационный период. Несмотря на то, что этот способ предполагает воздействие на материал корпуса внешних атмосферных факторов, в то же время исключает негативное влияние сверхнормативной ледовой нагрузки, и позволяет осуществить профилактические и ремонтные работы.
Если ваша посудина весит не более пятисот килограммов, то с её подъёмом вполне справится один человек, с помощью самодельного устройства. Конструкция представляет собой собранную на болтах, либо сваренную из швеллеров, раму. Длина и ширина её должна быть немногим больше габаритов вашего судна.
На рисунке подробно описана схема изготовления:
- 1 — валик лебёдки Ø 22-25 мм;
- 2 — бронзовая втулка;
- 3 — щека толщиной 3 мм;
- 4 — барабан Ø 50 мм;
- 5 – штифт Ø 8 мм;
- 6 – стопорный палец Ø 8 мм;
- 7 – пружина;
- 8 – кнопка стопора;
- 9 – корпус стопора;
- 10 – стопорный диск с отверстиями.
Слип для спуска на воду
Такой вариант подъёмника применяется в местах, где наблюдается большая амплитуда колебаний уровня воды: на водохранилищах, на зарегулированных стоках ниже по течению от ГЭС. На пороге крепится упор в виде деревянного бруса, не позволяющий лодке преждевременно скатиться.
Колесо на транце
Это самый простой вариант для лёгкой лодки. Весь вес перемещён на колесо, и с транспортировкой без усилий может справиться один человек.
В заключение
Является ли весельная лодка маломерным судном
1. Владелец любого маломерного судна обязан выполнять требования Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации (Утверждены Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 502, зарегистрированы в Минюсте России 24 августа 2005 г., регистрационный № 6940), основные из которых изложены в настоящей памятке.
2. Пользование маломерным судном разрешается после его регистрации (в течение месяца после приобретения) в органах Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), нанесения по установленным правилам регистрационного номера на бору и прохождения ежегодного технического освидетельствования с отметкой в судовом билете.
3. Лица, управляющие зарегистрированным маломерным несамоходным судном, должны иметь при себе и передавать для проверки госинспектору по маломерным судам или иному должностному лицу, имеющему на то право, судовой билет маломерного судна, документ, удостоверяющий личность, и при отсутствии на борту судовладельца -оформленную в установленном порядке доверенность на пользование судном.
4. Принадлежащие физическим лицам гребные лодки грузоподъемностью менее 100 кг, байдарки — менее 150 кг и надувные (безмоторные) суда — менее 225 кг допускаются к эксплуатации без регистрации и технического освидетельствования в органах ГИМС, но с соблюдением их владельцами и лицами, управляющими этими судами, требований Правил, указанных в п.1, а также изложенных в настоящей памятке.
5. Не производится ежегодное техническое освидетельствование гребных лодок, грузоподъемностью 100 и более кг, байдарок — 150 и более кг и надувных безмоторных судов — 225 и более кг, принадлежащих физическим лицам и используемых во внутренних водах.
6. Плавание маломерных судов на судоходных водных объектах разрешается с открытия до закрытия навигации, а на несудоходных — после спада паводковых вод до ледостава.
7. На судоходных водных объектах маломерные суда должны следовать за пределами судового хода. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут
идти на судовом ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу, для чего обязаны заблаговременно уходить с их пути. Пересекать судовой ход разрешается под углом, близким к прямому, как правило, за кормой проходящих немаломерных судов. Перед приближающимся судном такой маневр должен быть завершен не менее чем за 0,5 км от него.
8. Владелец маломерного несамоходного судна (лодки) обязан:
а) проверять перед выходом в плавание исправность судна, оснащенность необходимым оборудованием и спасательными средствами;
б) лично производить инструктаж пассажиров перед посадкой по правилам поведения на судне при плавании и в случае аварии, обеспечить их безопасность при посадке и на
период пребывания на судне;
в) останавливать движение судна при сигнале об остановке, поданном госинспектором по маломерным судам или иным должностным лицом, имеющим на то
право, и передавать судовые и другие документы для проверки;
г) осуществлять плавание на удалении от берега и при гидрометеоусловиях, не превышающих установленные для данного судна и указанные в судовом билете или
«Техническом описании и инструкции по эксплуатации»;
д) в темное время суток на ходу и при стоянке на якоре поднимать на судне белый круговой огонь или иметь его наготове и показывать при приближении других судов;
е) быть внимательным, находясь в зоне пляжей, купален и других мест массового отдыха населения на водоемах.
9.При эксплуатации маломерного несамоходного судна (лодки) запрещается:
а) управлять маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке и не несущим бортовых номеров (кроме судов, указанных в п.4 настоящей памятки);
переоборудованным без соответствующего разрешения; имеющим пробоины набора и обшивки корпуса (независимо от места нахождения); с нарушением правил загрузки, норм
пассажировместимости; в состоянии опьянения;
б) заходить в закрытые для плавания районы без специального разрешения и осуществлять плавание в зоне действия знака «Движение маломерных плавсредств запрещено» (внутри красной окружности на белом фоне лодка с подвесным мотором черного цвета, перечеркнутая красной линией);
в) маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих немаломерных судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними; останавливаться и
становиться на якорь в пределах судового хода, под мостами, а также у плавучих навигационных знаков, создавая своими действиями помехи судоходству;
г) перевозить на судне детей без умеющих плавать взрослых (по одному на каждого ребенка);
д) сбрасывать за борт отходы, мусор или иные предметы;
е) устанавливать мотор на гребную лодку, где это не предусмотрено конструкцией судна или если нет об этом отметки в судовом билете;
ж) использовать судно в целях браконьерства и других противоправных действий;
з) во время движения пересаживаться с одного судна на другое, садиться на борт и вставать в полный рост, а также раскачивать судно и купаться с него;
и) пересекать судовой ход в условиях ограниченной видимости и ночью, а также двигаться в тумане или при других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможно ориентировка.
10. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Разместил: Все лодки Петербурга Дата: 08.02.2011 Прочитано: 11555 |
Источник: www.vselp.ru