Основной эффект легкосборности реализуется благодаря использованию современного 3D проектирования, позволяющего «развернуть» на поверхность и вырезать с высокой точностью все детали строящейся лодки на программируемых станках из морской фанеры. Все соединения деталей выполняются таким образом, чтобы избежать трудоемкой подгонки. Это делает возможной сборку лодки руками школьников под руководством педагога трудового обучения, при этом скорость строительства лодки увеличивается в разы по сравнению со строительством по классической технологии.
Ял-2 — это традиционное судно на парусном флоте. Постижение морской науки-молодые моряки могут начать именно с этой шлюпки. На Яле-2 приобретаются первые практические навыки по управлению шлюпкой на вёслах и под парусом, использованию навигационных приборов, выполнению простейших навигационных расчётов, чтению морских навигационных карт, морскому сигналопроизводству, такелажным работам. Лодка может использоваться для дальних походов и соревнований. Гребля на этой лодке вполне по силам команде из детей 10-12 лет.
Ял-6 пл-2 — пластиковый клинкерный ял. Классическая деревянная шлюпка, но только издалека…
- Длина корпуса, м: 3,7
- Ширина максимальная, м: 1,39
- Высота борта на миделе, м: 0,59
- Осадка в полном грузу, м: 0,36
- Масса корпуса, кг: 113
- Объем блоков плавучести, л: 130
- Гребцов, чел: 2
- Площадь парусов, м. кв.: 7,5
- Вместимость макс., чел.: 4
При покупке комплекта деталей корпуса выдается подробная инструкция по самостоятельной сборке лодки, включающая в себя пошаговый план сборки, чертежи дельных вещей и парусов, инструкцию по окраске.
Источник: www.verf-poltava.ru
Ял. Виды и применение. Устройство и отличие от иола. Особенности
Самым маленьким парусным судном является ял. Название этого плавательного средства нидерландского происхождения (jol) и означает «легкая лодка». Ялом также называют швертботы — парусные лодки, транцево-гребные и парусно-гребные корабельные шлюпки.
Длина яла варьирует от 3 до 6 м. На кораблях он предназначен для перевозки на берег небольших грузов и пассажиров, а также для работ у борта. Большим спросом легкие лодки пользуются в водном спорте и активном туризме.
Какие бывают ялы
Существует 3 вида легковесных лодок:
- Двухвесельные. Их длина составляет 3,55 м, а ширина — 1,25 м. Парусное вооружение на них отсутствует, движение происходит только за счет усилий гребцов. Такая лодка предназначена для перевозки не более 3-х пассажиров на малые расстояния. При этом сила волн не должна превышать 2 баллов.
Под парусами на шлюпке Ял-6 пл-2 в слабый ветер
- Четырехвесельные. Их параметры 5,26 м х 1,61 м. На палубе имеется одна мачта с парусом, иногда ял может доукомплектовываться подвесным двигателем. Способны перевозить легкие грузы и пассажиров (8-13 человек). Допускается использование при ветре не более 5 баллов в закрытых от волн районах.
- Шестивесельные. Имеют длину 6,1 м и ширину 1,9 м. Остальные характеристики аналогичны четырехвесельному ялу.
Назначение
В первую очередь ял необходим для жизнеобеспечения корабля, в том числе для решения военных задач. С помощью шлюпок осуществляется:
- Подрыв мин, плавающих в воде.
- Высадка на берег десанта и разведчиков.
- Проведение спасательных операций после кораблекрушения.
- Спасение экипажа корабля в случае бедствия.
- Водолазные и прочие работы.
- Доставка якорей разных видов.
- Связь с сушей и различными суднами.
- Перевозка груза.
- Бортовые работы (мытье и покраска).
Отдельно следует выделить проведение спортивных состязаний и туристических сплавов. Ял выступает отличным средством физвоспитания. Одновременно с освоением навыков хождения на веслах под парусом формируется ловкость, выносливость, смелость и наблюдательность.
Сплавы на шлюпках на большие расстояния тренируют силу воли и умение работать в команде. Поэтому лодка используется для обучения начинающих моряков-курсантов. Он является неотъемлемой частью вооружения судов, частей ВМФ и мореходных училищ.
Как устроен шестивесельный ял
Это одна из наиболее распространенных мореходных парусных шлюпок. В зависимости от материала изготовления (дерево или пластик) вес шестивесельного яла может достигать соответственно 650 и 500 кг. Высота лодки — 0,91 м.
Основой корпуса выступают брусья, уложенные вдоль или поперек. При строительстве яла используется дуб или ясень. Основа придает судну прочность и помогает поддерживать форму. Самым главным брусом является киль. Он имеет прямолинейную форму и проходит по всей длине судна, образуя носовую оконечность.
А кормовую оконечность шлюпки образует другой брус — ахтерштевень, закрепленный на киле под углом около 100°.
На продольных брусьях устанавливаются банки. Они выступают поперечным креплением, в то же время на них размещаются гребцы. Всего банок 4: «носовая», «кормовая», «мачтовая» и «средняя». Чтобы банки не деформировались под массой тела гребцов, их укрепляют при помощи специальных стоек. Между банками имеются распорки — чаки, установленные по бортам яла.
На носу лодки имеется съемный решетчатый люк с отверстием, в которое монтируется фонарь или же гоночный номер судна. В задней части яла расположено сиденье для пассажиров, командира судна и старшины.
Для того, чтобы удерживать ял в нужном направлении или изменить траекторию его движения, предусмотрено рулевое управление. Оно представляет собой навесной руль, приспособление для его крепления и румпель. При движении на веслах необходим изогнутый румпель, а если судно идет под парусом — прямой.
Корпус яла производят из:
- Шпона. Обладает высокой прочностью, благодаря которой нет нужды устанавливать шпангоуты (поперечные ребра жесткости) для двух- и четырехвесельных шлюпок, а на шестивесельной их количество значительно сокращается.
- Пластмассы. Представляет собой сплав жгутового стекловолокна и полиэфирных смол. Толщина пластмассового корпуса — 6 мм, шпангоуты отсутствуют. Для повышения прочности используются флоры (внутренние объемы плавучести) под бортовыми сиденьями.
- Алюминиево-марганцевого сплава. По конструкции такой ял схож с пластмассовым. Из сплава изготавливается все снаряжение, в том числе весла, мачта, румпели.
Парусное вооружение 6-весельного яла подразумевает мачту, реек и два паруса — фок и кивер. Имеется также фок-мачта, предназначенная для поддержания парусов. Для подъема парусов и управления ими предназначены специальные снасти — такелаж двух видов: стоячий и бегучий.
Правила использования ялов
Чтобы плавание на шлюпке было безопасным, необходимо соблюдать установленные правила эксплуатации этого судна. Их обязаны знать командиры и старшины, а от пассажиров требуется беспрекословное выполнение всех их указаний.
Основные нормы эксплуатации 6-весельных ялов таковы:
- Использование допускается только в гаванях и районах, закрытых от волн, а также при силе ветра не более 5 баллов.
- При максимально допустимой силе ветра и движении на веслах разрешается перевозить 13 человек; под парусом — 8, при наличии подвесного двигателя — 7.
- Предельно допустимая масса перевозимого груза — 2,5 т.
Четырехвесельный ял может применяться с соблюдением следующих условий:
- При ветре менее 4 баллов.
- В случае движения на веслах число человек в лодке не должно превышать 9; под парусом – 6.
- Использование мотора запрещается.
Требования к эксплуатации двухвесельных ялов:
- Сила ветра не более 2 баллов.
- Предельно допустимое число пассажиров – 3 человека.
- При сильном волнении моря плавание на яле не допускается.
Отличия от иола
Два этих слова — ял и иол — считаются однокоренными, да и между судами есть много общего. Поэтому первоначально в нашей стране эти названия употреблялись как синонимы и обозначали одну и ту же шлюпку. Однако в 19 в . понятия разделились: под ялом стали понимать прежде всего гребное судно, а под иолом — парусное.
Главным отличием иола является наличие двух мачт: высокую грот-мачту в носовой части и укороченную бизань-мачту на корме, в то время как ял является одномачтовым. Обе мачты иола несут исключительно косые паруса двух типов: гафельные или бермудские. Гафельный иол сегодня считается пережитком прошлого и почти не встречается. В настоящее время иолы ходят под бермудскими парусами и используются для морских прогулок.
Ял в отличие от «навороченной» яхты более доступен и прост в управлении. Успех сплава на нем по большей части зависит от команды, ее сплоченности, отваги, стремлению к приключениям, а также от знаний и навыков капитана. Путешествие на яле позволяет почувствовать гармонию с двумя стихиями: водой и воздухом, осознать их силу и красоту, научиться пользоваться их энергией. В море многие переоценивают свое отношение к себе, по-новому смотрят на вещи. Недаром древние греки делили всех людей на 3 категории: мертвые, живые и те, кто в море.
Похожие темы:
- Плот. Виды и устройство. Характеристики и плюсы. Особенности
- Моторная лодка. Виды и устройство. Плюсы и минусы. Применение
- Лодка для академической гребли. Виды и устройство. Как грести
- Байдарка (Каяк). Виды и особенности. Как грести и характеристики
- Каноэ. Виды и особенности. Как грести и безопасность. Применение
- Катамараны и рафты. Виды и устройство. Особенности и отличия
- Гребные лодки. Виды и применение. Как выбрать и особенности
- Катер. Виды и типы. Применение и материал судна. Особенности
Источник: dlia-sporta.ru
Ял двухвесельный с императорской четой
Приветствую, Алексей! Всё отлично и фон шикарный нашёл! Один большой минус — фотосессию БЕЗ подставки бы! Ну всё портит. С уважением.
НИЖНИЙ НОВГОРОД
Возраст неизвестен
На сайте с 16.12.2011
прошу добро на борт.
Не плохо. Есть что то, что берет за душу. Но вот «ЯЛ»- режет слух. Ял двухвесельный быть не может. Тузик только тузик.
Думается что тузик все же должен быть не в цвет дерева.. скорей всего белым.
успешных работ Вам.
с уважением
Челябинск
39 лет
На сайте с 08.01.2011
Цитата:
Приветствую, Алексей! Всё отлично и фон шикарный нашёл! Один большой минус — фотосессию БЕЗ подставки бы! Ну всё портит. С уважением.
Увы, без подставки никак! Заваливается набок и фигуры съезжают(((
А вот на виньетке ее уже не будет)
Минск
53 года
На сайте с 02.04.2015
Работа симптичная. Скорее всего да, -окрашена лодочка должна быть, но это не принципиально. Поздравляю с интересной моделью.
Челябинск
39 лет
На сайте с 08.01.2011
Цитата:
прошу добро на борт.
Не плохо. Есть что то, что берет за душу. Но вот «ЯЛ»- режет слух. Ял двухвесельный быть не может. Тузик только тузик.
Думается что тузик все же должен быть не в цвет дерева.. скорей всего белым.
успешных работ Вам.
с уважением
Благодарю! Возможно он и был белым.
Я ориентировался на это фото, а там окраска не просматривается
Прикрепленные файлы:
54 года
На сайте с 31.01.2016
На фото точно не белый. А насчёт виньетки — запомним! ))
Игорь Шейнин (Игорь1960) администратор
Москва
62 года
На сайте с 22.01.2011
Алексей, привет! Классная работа, глаз радует. Фигурки здорово смотрятся.
Цитата:
прошу добро на борт.
Не плохо. Есть что то, что берет за душу. Но вот «ЯЛ»- режет слух. Ял двухвесельный быть не может. Тузик только тузик.
Думается что тузик все же должен быть не в цвет дерева.. скорей всего белым.
успешных работ Вам.
с уважением
Василий, привет! На счет тузика не совсе так. Туз(тузик) на одного гребца и с одной банкой. А на модели две банки. По конструкции это четырехвесельный ял/ ялик.
Ну а цвет, наверное белый.
Да и как ты себе представляешь. император верхом на тузике))).
На фото семейная шлюпка императора.
Прикрепленные файлы:
Украина
54 года
На сайте с 27.08.2014
Да, все правильно, должен быть белым, парадным. В остальном, супер!
Источник: karopka.ru