Словарь терминов и сокращений
А
АЗ – аварийная защита
Аварийка – эмалевая краска красного цвета, используемая на подводной лодке в основном для окраски аварийно-спасательного инструмента, маркировки аварийно-спасательных устройств и нанесения предупредительных надписей.
Б
БЧ-5 – боевая часть 5. Весь экипаж подводной лодки делится на боевые части. БЧ-1 – штурманская боевая часть, куда входят рулевые и штурманские электрики, БЧ-3 – минно-торпедная боевая часть, в составе торпедистов, минеров и торпедных электриков. Радисты и радиотелеграфисты входят в боевую часть наблюдения и связи (БЧ-4).
Специалистами радиотехнической службы (РТС) являются радиометристы (обслуживающие РЛС) и гидроакустики. Электромеханическая боевая часть (БЧ-5) состоит из трех дивизионов: движения, электротехнического и живучести. В БЧ-5 служат турбинисты, электрики, трюмные машинисты и рефрижераторщики.
БП-45 – боевой пост боевой части. Первая цифра означает номер отсека, вторая – принадлежность к боевой части.
БИП – боевой информационный пост
Боновые ворота – плавучее сооружение из металлических поплавков и сетей, служащее заграждением от проникновения в гавань подводных лодок противника, а также торпед.
Банка – песчаная отмель (жарг. – табуретка)
Баталерка – помещение для хранения вещевого и техническо – шкиперского имущества
В
ВВД – воздух высокого давления (200–400 кг/см²)
ВСД – воздух среднего давления (10–15 кг/см²)
ВПУ– валоповоротное устройство
Вывеска подводной лодки – определение опытным путем отклонения от спецификационной (проектной) нагрузки и проверка исправности и регулировки системы погружения и всплытия.
Г
ГЭУ – главная энергетическая установка
Гальюн – туалет на корабле
ГОИ паста – паста для тонкой абразивной обработки, разработанная Государственным Оптическим Институтом
ГАС – гидроакустическая станция
ГЭД – главный электродвигатель (движитель резервного хода)
ГКП – главный командный пункт
Д
ДУК – устройство для удаления отходов в подводном положении
Дифферентометр – прибор для измерения продольного угла наклона подводной лодки
Дейдвудный сальник – уплотнение гребного вала в кормовой части подводной лодки, там, где он выходит наружу
Док – сооружение для осмотра и ремонта кораблей
И
ИДА-59 – индивидуальный дыхательный аппарат, предназначенный для выхода из затонувшей подводной лодки и обеспечения борьбы за живучесть в задымленных отсеках. ИСП-60 – индивидуальное снаряжение подводника, предназначенное для выхода из затонувшей подводной лодки с глубин до 140 метров. В состав ИСП-60 входят гидрокомбинезон СГП, ИДА-59 и шерстяное белье.
К
КПП – контрольно-пропускной пункт
КТГ – командир турбинной группы
КГДУ – командир группы дистанционного управления
КИПиА – контрольно-измерительные приборы и автоматика
Кубрик – общее жилое помещение для экипажа.
Кнехт – стальная тумба на пристани, служащая для закрепления швартовных канатов
КЭЧ – коммунально – эксплуатационная часть
«Каштан» – общекорабельная громкоговорящая система связи
Кремальера – запирающее устройство переборочной двери
Комингс – ограждение люка или двери в виде порога, препятствующее стоку воды.
Клинкетная задвижка – клиновый кран для трубопроводов
Кабельтов – единица длины, применяемая в мореходной практике, равна 0,1 морской мили, или 185, 2 м
Кильблок – днищевая опора судна, стоящего на стапеле или в доке
Л
ЛОХ – Лодочная Объемная Химическая система пожаротушения
Лаг – прибор для определения пройденного судном расстояния или скорости судна
М
МППСС – Международные Правила предупреждения столкновений судов на море
МКУМ – минимально-контролируемый уровень мощности реактора
Миля – морская международная = 1,852 км
Мидель – средняя, самая широкая часть корабля
П
ПДУ – портативное дыхательное устройство
Пайола – металлический настил палубы
Пиллерс – вертикальная стойка, поддерживающая вышележащую палубу
ПКЗ – плавказарма
ППР – планово-предупредительный ремонт
ПМТО – пункт материально-технического обеспечения
ПМБ – пункт маневренного базирования
Пеленг – угол между плоскостью меридиана наблюдателя и плоскостью, проходящей через точку наблюдения и наблюдаемый объект
Р
«РБ» – знак «Радиационная безопасность»
Рентген – единица измерения мощности дозы излучения
РБЖ ПЛ – Руководство по борьбе за живучесть ПЛ
РДУ – регенеративное двухъярусное устройство
РЛС – радиолокационная станция
РТМ – 671 РТМ – многоцелевая ПЛ второго поколения
РЩ – распределительный щит электрической сети
С
СУЗ – сигнализация, управление, защита
СПС – специально подготовленный секретчик (шифровальщик)
Т
Тубус – устройство для обеспечения выхода из ЗПЛ методом затопления отсека
ТГ-режим – турбогенераторный режим
Топ – верх мачты
Траверз – направление, перпендикулярное курсу корабля
У
Узел – морская мера скорости, 1 узел = 1 миля/ час
Ц
ЦП – центральный пост
Ш
ШВ-4 – шлем-маска, для использования ИДА-59 в целях борьбы за живучесть
Шпация – расстояние между двумя шпангоутами (жарг. – углубление между ними)
Э
ЭМС – электромеханическая служба
Источник: rulibs.com
Вывеска и перебалластировка подводной лодки
Вывеской называется дифферентовка подводной лодки после постройки или модернизации для сравнения ее фактической нагрузки с проектной (спецификационной). Подводная лодка полностью готовится к походу и погружению и имеет на борту все постоянные и переменные грузы в соответствии с проектной нагрузкой.
Перед производством вывески по посадке подводной лодки рассчитывается её объёмное водоизмещение, соответствующая ему сила плавучести и определяется вес подводной лодки, равный силе плавучести. Определенный таким образом вес подводной лодки сравнивается с весом, рассчитанным по нагрузке. При небольших отклонениях в нагрузке (не более 2% от веса подводной лодки) производится погружение подводной лодки на перископную глубину и удифферентование — приведение её под водой в состояние равновесия на ровном киле. При этом подводная лодка как бы «висит» на выдвижных устройствах, надводный объём которых представляет собой остаточный запас плавучести и обеспечивает устойчивость равновесия подводной лодки по отношению к вертикальным перемещениям. Удифферентование подводной лодки осуществляется за счет приема, удаления и перераспределения воды между цистернами вспомогательного балласта.
Удифферентованная в ходе вывески подводная лодка еще не готова к нормальной эксплуатации, так как вследствие компенсации построечных погрешностей в нагрузке и объемах подводной лодки количество воды в отдельных цистернах вспомогательного балласта будет отличаться от проектного, оптимального с точки зрения эксплуатации. Результатом вывески являются данные по количеству воды в цистернах вспомогательного балласта. Данные вывески сравниваются с данными проектной нагрузки и определяются отклонения, как по весам, так и по моментам, создаваемым этими весами. По отклонениям от проектной нагрузки в цистернах вспомогательного балласта рассчитывается количество твердого балласта, подлежащего перераспределению.
Расчет перебалластировки подводной лодки по результатам вывески
Перераспределение твердого балласта (перебалластировка) должно быть произведено таким образом, чтобы при последующем удифферентовании подводной лодки иметь в цистернах вспомогательного балласта проектное количество воды. В этом случае подводная лодка будет готова к нормальной эксплуатации, т. е. могут быть обеспечены все режимы длительного плавания при установленном порядке расходования и замещения переменных грузов.
Расчет перебалластировки по результатам вывески целесообразно рассмотреть на примере.
В табл. 1 представлено количество воды в цистернах вспомогательного балласта в соответствии с проектной нагрузкой (графа 3) и по результатам вывески (графа 4). Здесь же вычисляется разность весов по каждой цистерне ∆р (графа 5) и момент ∆М, создаваемый этой разностью весов (графа 8).
Итоговые данные по разности весов Σ∆р н их моментов Σ∆М показывают, что для удифферентования подводной лодки во время вывески потребовалось иметь в цистернах вспомогательного балласта на 11 т воды меньше и создать с помощью этой воды дифферентующий момент на корму Σ∆М = -185 тсм. Это означает, что подводная лодка по сравнению с проектной нагрузкой тяжелее на 11 т и имеет избыточный дифферентующий момент на нос Мизб = +185 тсм. Для компенсации выявленных отклонений в нагрузке необходимо выгрузить из подводной лодки 11 т твердого балласта и создать при этом дифферентующий момент на корму 185 тсм.
плечо от мидель — шпангоута x , м
Источник: podlodka.info