Военно-морской флот России получит модернизированные подлодки проекта «Пиранья». Конструкторы в четыре раза увеличили водоизмещение субмарины с 370 до 1400 тонн и оснастили судно новой энергетической установкой, а из шлюзовой камеры подлодки смогут десантироваться шесть подводных диверсантов. Предшественниками «Пираний» были компактные советские подлодки «Малютка».
Эти субмарины прозвали «стражами Ладоги». Они сыграли важную роль в освобождении Ленинграда. Как экипажам «Малюток» удавались смелые, рискованные диверсии под самым носом у врага? Об этом рассказали эксперты программы «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Почему решили в Ладогу запустить «Малюток»?
Январь 1943 года. В ходе операции «Искра» советские войска прорвали блокаду Ленинграда и освободили от врага полосу шириной 11 километров. Ее назвали Дорогой Победы. По этому коридору в истощенный город пошли эшелоны и грузовики с продовольствием.
Подводные лодки серии М «Малютки»
Но уже весной 1943 года Ленинграду снова угрожала блокада. Немцы и финны готовили контрнаступление. В любой момент город могли повторно взять в кольцо. Советское командование хотело нанести упреждающий удар и отчаянно нуждалось в разведданных.
«Надо было осуществлять разведку в северных районах, которые находятся в 240 километрах. Ни ресурсов, ни катеров, ни топлива не хватило бы для того, чтобы туда дойти, вернуться назад и вести разведку. Для этого наиболее подходили подводные лодки», — отметил ветеран разведки Военно-морского флота, капитан первого ранга Александр Гедримович.
Запустить в Ладогу подлодки — дерзкий план. Противнику и в голову бы не пришло искать в озере субмарины. Выбор пал на подводные лодки класса «М», которые моряки прозвали «Малютками». Они действительно были очень компактными — длина всего 37 метров, ширина — чуть больше трех.
«На флоте существовала поговорка: «Кто на «Малютке» не бывал, тот и горя не видал». Даже командир не имел каюты на лодках этого типа. Он был единственный, кто имел откидной диван. Все остальные могли располагаться возле тех приборов и механизмов, которые они обслуживали. Спали просто на матрасах», — рассказал старший научный сотрудник Института российской истории РАН, кандидат исторических наук Мирослав Морозов.
Как подводные лодки доставили к Ладожскому озеру?
В Ленинграде как раз стояли на приколе две списанные «Малютки» М-77 и М-79. Во время блокады дизельные генераторы субмарин использовали как электростанции для питания фабрик. Но подлодки не могли попасть в Ладожское озеро по Неве своим ходом.
Акваторию контролировали финские войска. Оставался единственный выход — переправить субмарины по железной дороге. «Малютки» изначально проектировали так, чтобы их можно было перевозить по суше.
Подводные лодки типа Малютка, для чего создали малые подлодки в годы войны.
«Они строились на Николаевских судостроительных заводах, а потом по железной дороге должны были переезжать во Владивосток. То есть лодка строилась, сдавалась, входила в состав флота на Черном море. После этого ее прочный корпус уже не разбирался. Из него вытаскивали всю внутреннюю начинку. После этого максимально облегченный корпус ставили на железнодорожные транспортеры и за тысячи километров в Дальний Восток ее отправляли, где снова ее собирали», — отметил Мирослав Морозов.
Ночью подлодки подняли из Невы самым большим в Ленинграде плавучим краном грузоподъемностью 150 тонн и подготовили к отправке — сняли пушки и оборудование, опутали сетью, прикрыли ящиками и коробками, чтобы обмануть авиаразведку.
Но тут возникла непредвиденная проблема — из-за такой маскировки конструкция получилась высотой с двухэтажный дом. Груз с такими габаритами порвал бы все линии электропередачи по пути к Ладоге. Руководители спецоперации нашли неожиданный выход — вместе с подлодками отправили целый батальон связистов и электриков.
«Они шли со скоростью 5 километров в час. Рядом с этим поездом поднимали провода, потому что высота подводной лодки была значительно больше. Где-то высоковольтные линии передачи демонтировали», — сказал Александр Гедримович.
Миссия «Малюток» в годы Wow
Но мало было доставить субмарины к Ладожскому озеру — «Малютки» нужно было подготовить к погружению в пресной воде.
«Пресная вода гораздо легче, поэтому лодка полностью под воду и не уходила. Поэтому пришлось монтировать дополнительный балласт на лодках», — рассказал научный сотрудник Музейно-мемориального комплекса «Дорога Жизни» Александр Войцеховский.
«Малютки» стали глазами и ушами советского флота. Подводники с рассвета до заката наблюдали в перископы за перемещениями финских солдат на позициях и докладывали о передвижениях вражеских кораблей. Это спасло десятки судов, доставлявших грузы в Ленинград. Вступать в бой экипажам подлодок строжайше запрещалось.
Финны не должны были узнать, что за ними шпионят советские субмарины. Иначе Ладожское озеро тут же перекрыли бы минными заграждениями. Но «Малютки» незаметно переправляли в тыл к врагу советских диверсантов. На многих отчетах об этих спецоперациях до сих пор стоит гриф «совершенно секретно».
«В принципе, ясно, что эти военные занимались сбором развединформации, в первую очередь о противодесантной обороне финнов: где находятся береговые батареи, где окопы, где какие-то подводные препятствия создаются. Были попытки захвата языков с берега, это точно, а еще, возможно, каких-то штабных документов», — сказал Мирослав Морозов.
Тулоксинская десантная операция
Весной в Ладогу пришли еще три «Малютки», уже своим ходом — по Неве. Разведданные, которые добыли экипажи этих субмарин, обеспечили успех масштабной спецоперации «Тулоксинский десант». В ночь на 23 июня 1944 года к вражеским позициям незаметно подошли 78 кораблей Ладожской военной флотилии. Финны не ожидали нападения.
«Задачей Тулоксинской десантной операции было именно отрезать пути отступления с тыла и обеспечить разгром группировки. И благодаря участию кораблей Ладожской военной флотилии успешная высадка десанта позволила освободить всю южную часть Карелии», — отметил Александр Гедримович.
«Малютки» несли службу на Ладоге до конца войны, а способы скрытно высадить разведчиков с подводной лодки, отработанные на берегах Ладожского озера, до сих пор использует спецназ российского Военно-морского флота.
Источник: submarinersclub.ru
В Музее военной техники в Верхней Пышме пришвартовалась 44-метровая подлодка «Малютка»
Несмотря на своё название, экспонат стал самым большим в коллекции.
В Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме пришвартовалась подлодка «Малютка». Уникальный экспонат появился здесь накануне празднования 71-й годовщины Великой Победы.
Такие «Малютки» предназначены для патрулирования территориальных вод и защиты морских баз. Как отмечают сотрудники музея, самые малоразмерные подводные лодки СССР с успехом вели боевые действия даже у побережья противника и во вражеских гаванях.
Полноразмерный макет «Малютки» произвели на верфях в Перми, а потом транспортировали в Верхнюю Пышму по частям. На площадке музея его собрали за три недели. Несмотря на своё название, «Малютка» стала самым габаритным экспонатом музея военной техники. Длина подлодки 44,5 метра, а наибольшая ширина – 3,3 метра.
– Экипаж «Малютки» составлял 24 человека. Для подлодки такого размера это означало неимоверную тесноту. Из-за стеснённости людям приходилось спать посменно всего по несколько часов, а некоторым подводникам приходилось осваивать сразу несколько специальностей, например, радист запросто мог быть и механиком, и коком, – рассказал директор Музея военной техники УГМК Александр Емельянов.
Он отмечает, что «Малютки» могли справляться с задачами, которые были под силу только такой малогабаритной технике. Одним из первых удачных применений этой подлодки стала атака на норвежский порт Лиинахамари осенью 1941 года. «Малютка» капитана Валентина Старикова незамеченной прошла через узкий залив Петсамо, двумя торпедами потопила два корабля и смогла уйти на базу.
– Однако в то же время маленькие размеры были и ахиллесовой пятой подлодок такого типа. Дело в том, что они были вооружены только двумя торпедами и одним 45-м орудием, после торпедного залпа, когда «Малютка» неизбежно обнаруживала себя, подлодка оставалась практически беззащитной и становилась лёгкой добычей для оставшихся кораблей или батарей противника, – пояснил Александр Емельянов.
Всего было выпущено более 150 подлодок подобного типа, из них XII серии, образец которой появился в Музее военной техники УГМК, – 46. На боевом счету «Малюток» суммарно числится 61 потопленное судно.
Напомним, новые экспонаты в музее появляются довольно часто. Так, в апреле здесь появились пять «оживших» воинов в старинных военных костюмах – от Куликова поля до Полтавской битвы. Чуть ранее в музей привезли редкий танк с двумя пулемётами вместо пушки. В 1943 году такая боевая машина была выпущена только в одном экземпляре.
Источник: www.e1.ru
Последний поход несчастливой «Малютки»
Систершип «счастливой 32-й » капитан лейтенанта Н.А.Колтыпина подводную лодку «М-33» капитан- лейтенанта Д.И.Сурова рассматривая обстоятельства ее смерти, везучим кораблем нельзя назвать при всем желании.
До определенного момента судьба ее складывалась не хуже чем у «М-32». Она так же ходила в дозоры в которых ей не встречались корабли противника, так же снабжала осажденный Севастополь причем паралели дошли до того что так же как и «М-32» ей довелось пережить взрыв паров бензина и пожар в отсеках хотя и без последующей драмы дневки на грунте, даже количество торпедных атак у «М-32» и «М-33» оказалось одинаковым — по одной.
Впрочем в последнем случае истощающееся везение видимо уже сыграло свою роль. Если «М-32» атаковав конвой в виде двух вооруженных буксиров с противолодочным вооружением стреляя по достаточно скоростному миноносцу имея всего 3-4 метра воды под килем и промахнувшись (что немудрено) все-же пережила контратаку, то командир «М-33» встретив стоявшую без хода румынскую подводную лодку «Delfinul» (лодка продувала цистерны главного балласта отработанными газами дизелей) , наблюдая флаг над ней и матроса выливающего за борт помои промахнулся по неподвижной цели практически в идеальных условиях (к сожалению выстрелив всего одной торпедой которая прошла по носу у «Дельфинула»).
ПЛ Дельфинул:
При этом точно так-же как и «М-32» Колтыпина, лодку Сурова из-за несовершенства системы БТС и неопытности экипажа практически выбросило на поверхность — лодка подвсплыла на глубину 3.5 м, т.е. показала из воды перископ и возможно нос с ограждением рубки чтоб было обнаружено румынами, которые немедленно открыли по «33-й» артиллерийский огонь. От второй атаки капитан-лейтанант отказался.
Зенитчики «Дельфинула»:
В своем последнем — четырнадцатом походе места для везения в жизни «М-33» уже не осталось.
Выйдя около полуночи 20-21.08.1942 г. в боевой поход на позицию №31 (район Одессы), 22-25 августа 1942 года в 20.26 часов ( время определили по остановившимся часам) лодка находясь на позиции и следуя в район зарядки, зацепив противотральную трубку подорвалась на мине UMB противолодочного заграждения S-33, выставленного за два месяца до этого румынскими минными заградителями «Дакия» и «Мурджеску». Получив в результате взрыва мины в 5-6 метрах от корпуса пробоину в первом отсеке, лодка легла на грунт.
Остановить поступление воды в отсек подводникам не удалось из-за недоступности пробоины, личный состав отсека перешел во второй. Предпринятая командиром попытка аварийного всплытия так же не удалась, поскольку поврежденные взрывом цистерны главного балласта стравливали воздух за борт.
После 3-4 часов нахождения на грунте и борьбы за живучесть , командир предпринял еще одну попытку подвсплыть начавшуюся довольно удачно. Лодке удалось оторваться от грунта и начать успешно подниматься к поверхности с большим дифферентом на нос.
Но тут смерть показала что любит шутки и все усилия моряков выжить оказались тщетными, поскольку в ходе всплытия и борьбы за живучесть лодка сместилась к второй линии мин заграждения и при подъеме в 00.47 часов зацепила ограждением рубки еще одну мину, уже непосредственнно. Особенно впечатляет в данном контексте то, что «М-33» двигалась поперек заграждения, то есть имела минимальную вероятность встречи даже с одной миной, не говоря уж о двух.
Личный состав находившийся в центральном посту лодки (не менее десяти человек) погиб (Согласно версии О.Тесленко личный состав находящийся в центральном посту от взрыва мины погиб не полностью и четверым морякам все таки удалось покинуть корабль. По версии А.В. Платонова эти четверо моряков либо были взрывом выброшены из рубки, либо были разорваны взрывом)
Рубка оказалась оторвана по сварному шву практически по всему периметру, корпус лодки в промежутке между 43 и 60 шпангоутами получил огромную пробоину и «малютка» вторично рухнула на грунт.
Но даже тогда на ней еще оставались живые люди. В сохранившем герметичность шестом отсеке лодки находилось шесть человек. Подводники осуществили все предварительные мероприятия для обеспечения выхода из лодки, но подобно выжившим членам экипажа «Курска» так и не сумели открыть люк.
Тем ни менее даже если бы им это удалось, до берега было плыть около 14 километров, шансы подводников выжить в любом случае были ничтожными.
«М-33» нашли через девять лет. В ходе водолазных работ по обеспечению подъема подводной лодки «М-60» в 150 метрах от нее совершенно случайно была обнаружена еще одна «малютка». Лодка была поднята, обследована и позже разделана на металл.
Останки семнадцати найденных на ней членов экипажа были захоронены в Одессе, на аллее Славы в парке им. Т.Г. Шевченко. Обстоятельства гибели еще четверых останутся неизвестными навсегда.
Подъем «М-33»
Источники .(Литература в корне тем)
Источник: rostislavddd.livejournal.com