Советский союз был во истину настолько богатой страной, что зачастую ради цели и идей в средствах на производство разных механизмов, кораблей, судов, подлодок совершенно не скупились. Страна была большая, требующая, как нынче сейчас модно говорить, продовольственной безопасности. В конце 1970-х годов Министерство рыбного хозяйства заказало у Ленинградского проектного института две подводные лаборатории.
Проект назвали «Бентос-300», где число «300» означало максимальную глубину погружения.
Имея водоизмещение 500 тонн и длину 20 метров, они могли передвигаться под водой со скоростью 1,5 узла.
В нужной точке лодки ложились на дно и превращались в подводные дома для учeных. Отсюда они могли наблюдать за миграцией рыб, подсчитывать количество и рассчитывать возможности промышленного лова. Автономность ПЛ составляла 2 недели. К месту наблюдения за подводным миром ПЛ буксировалась судном обеспечения, в качестве которых выступали китобойные суда «Дивный» и «Гордый».
Biber — Самая Маленькая Подлодка 3 Рейха
Прочный цилиндрический корпус был выполнен из стали, разделенный на три отсека: в кормовом находились системы жизнеобеспечения, электродвигатель и оборудование, шлюзовая камера для выхода 2 водолазов на глубинах до 100 м; в центральном располагались жилые помещения и кают-компания; в носовом находился пульт управления и посты визуального наблюдения, под носовым отсеком была расположена наблюдательная камера, иллюминаторые которой были максимально приближены к грунту. Все 12 человек экипажа в случае аварийной ситуации могли через носовой отсек попасть в спасательную капсулу цилиндрической формы.
Взято с сайта www.deepstorm.ru
30-ти метровая подводная лаборатория водоизмещением 500 тонн удерживалась на грунте тремя якорями и лебедками, для перемещения под водой использовался электродвигатель, сообщавший ПЛ скорость в 1,5 узла. Размеры подводного лаборатории позволяли разместить весь комплекс исследовательской техники от солемера до температуры воды.
Взято с сайта www.deepstorm.ru
Первая лаборатория успешна прошла государственные испытания и была принята в состав Севастопольского филиала Специального экспериментально-конструкторского бюро по подводным испытаниям в 1976 году, вторую лабораторию построили 1983 году и так же передали в Севастополь, где подлодки успешно выполняли поставленные им задачи:
— многосуточные наблюдения за изменениями гидрологических и биологических факторов
— проведение научных исследований
— поиск затонувших объектов
— определение запасов мидий и водорослей
— выполнение технических работ на газопроводах и трубопроводах сточных вод.
Весь список заслуг за годы службы указан здесь
Предположительно в 1991 году была выведена из эксплуатации, отбуксирована на базу «Вторчермета» в Инкермане (Севастополь), где и села на мель из-за большой осадки (6 метров). За несколько лет сменила владельцев, в 2009 году поставлена в док, подав надежды на восстановление и спасение из лап жаждущих ее порезать «металлистов»
Фото А.Бричевский
Но «счастье» было недолгим и примерно через 1 месяц ПЛ вывели из дока
Через полмесяца несчастный «Бентос» оказался у причала яхтклуба
Фото А.Бричевский
А уже в середине апреля того же года лодку сорвало со швартовых и унесло на середины бухты. Спасали буксиром «Механик Репин»
Через некоторое время Бентос снова оказался в Инкермане. Фото с еще целым легким корпусом
Вплоть до сегодняшнего дня не теряется надежда о восстановлении в качестве музея данной подводной лаборатории.
И еще парочка видеозаписей, в том числе о совершенно печальной судьбе «брата» севастопольского Бентоса — «Бентос-2», оказавшимся на дне бухты в Новороссийске, поднятом и позже разделанном на металлолом.
А вот собственно и фотографии от 11 августа 2014 года, побудившие напомнить общественности об этом уникальном аппарате:
Пока он жив в таком виде, есть еще шансы его спасти.
Источник: modgahead-sev.livejournal.com
Подводная лодка Б-413
Подводная лодка Б-413 проекта 641 (Foxtrot по классификации НАТО) — уникальное музейное судно. Это единственная в стране и одна из немногих в мире подводных лодок, относящихся к доатомному периоду подводного флота. Уникальность лодки состоит также и в том, что она сохранена в первозданном виде. Прочный и легкий корпус, надстройка, все главные и вспомогательные механизмы, приборы и оружие предстают перед посетителями в том же виде, что и в день вывода корабля из состава Военно-морского флота России.
Океанские дизель-электрические подводные лодки проекта 641, к которому относится ПЛ Б-413, строились с 1958 по 1971 годы на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Всего было построено 75 лодок: 58 – для ВМФ СССР, 17 – для Индии, Ливии и Кубы. Лодки этого проекта до 90-х годов выполняли задачи в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Б-413 спущена на воду и вошла в состав ВМФ СССР в 1968 году.
До 1990 г. подводная лодка находилась в составе Северного флота, в дальнейшем в составе Балтийского флота. В 2000 году была передана Музею Мирового океана.
Сегодня на лодке вы можете увидеть экспозицию «Из истории подводного флота России».
«По местам стоять! К погружению!»
Ролевая игра для посетителей ПЛ Б-413
Устройство
подводной лодки Б-413
Подводная лодка имеет семь отсеков: носовой торпедный; носовой аккумуляторный и жилой; центральный пост; кормовой аккумуляторный и жилой; дизельный; электромоторный; кормовой торпедный и жилой отсеки. Во втором отсеке расположены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, гидроакустическая рубка; в четвертом отсеке — каюты офицеров и мичманов, кают-компания старшин, камбуз; в седьмом отсеке — койки для рядового состава, средства спасения и аварийный люк.
Внешнее устройство лодки
Наружный вид подводной лодки (ПЛ) дает представление о её размерах и обводах, двухкорпусной конструкции, наборе выдвижных устройств, рулевых и спасательных устройствах. Через носовой входной люк можно увидеть, что обтекаемый, сложной конфигурации легкий корпус, является наружной оболочкой цилиндрического прочного корпуса. Между корпусами размещены резервуары сжатого воздуха, различные трубопроводы.
В носовой части лодки, в выступающем бульбе, размещается антенна гидроакустической станции (ГАС) «Тулома». Здесь же, над легким корпусом, возвышается обтекатель антенны ГАС МГ-15. ГАС является единственным средством ориентации, связи, обнаружения целей и наведения оружия ПЛ, находящейся в подводном положении.
Посередине корпуса ПЛ установлено ограждение рубки. Будучи обтекаемым продолжением легкого корпуса вверх, оно ограждает цилиндрическую боевую рубку. Здесь же размещаются приборы и механизмы управления лодкой в надводном положении.
Из ограждения рубки выступают выдвижные устройства:
1 — перископ атаки, 2 — зенитный перископ, 3 — устройство РДП (работа дизеля под водой), 4 — ПМУ АП СОРС «Накат», 5 —ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса», 6 — ПМУ АП РАС «Флаг», 7 — ПМУ ВАН, 8 — газовыхлоп, 9 — ПМУ «Ива-МВ»
В корме находится отполированное кольцо комингс-площадки с входным люком. Эта площадка предназначена для посадки на нее подводных спасательных аппаратов в случае, если ПЛ потерпела аварию и потеряла возможность всплыть.
Внутреннее устройство лодки
+
Спустившись через носовой люк внутрь лодки, мы попадем в первый отсек. Здесь развернута экспозиция «Из истории подводного флота России», отражающая в моделях, фотографиях, текстах основные вехи этой истории. Экспозиция и внутренние элементы подводной лодки составляют единое целое. Здесь же размещены в два ряда шесть труб 533-миллиметровых носовых торпедных аппаратов, прибор управления торпедной стрельбой, стеллажи с запасными торпедами: всего, с учетом запасных, лодка несла 22 торпеды.
Во втором отсеке расположены: каюты командира и офицеров, кают-компания, рубка гидроакустика, где установлены центральные приборы ГАС «Тулома», гидролокационной станции (ГЛС) «Арктика-М», рубка радиоразведчика.
Третий отсек – это центральный пост. Отсек до предела насыщен приборами и устройствами, с помощью которых ведется управление движением лодки, погружением и всплытием, оружием. Сюда выходят окуляры перископов, здесь стоят индикаторы радиолокационных станций (РЛС) «Флаг», «Накат», штурманское оборудование: гирокомпас «Курс-5», лаг «ЛР-2», эхолот НЭЛ-5, эхоледомер ЭЛ-1, радиопеленгатор АРП-53.
В четвертом отсеке расположены кают-компания старшин, камбуз, рубка радиосвязи, где установлены радиоприемники и радипередатчики УКВ, КВ и ДВ диапазонов, аппаратура сверхбыстродействующей связи «Акула-2ДП».
В пятом отсеке находятся три дизеля 2Д42 мощностью по 1900 л.с. каждый, работающие при движении ПЛ в надводном положении и обеспечивающие скорость до 16 узлов.
В следующем отсеке установлены три электродвигателя подводного хода: два — ПГ-101, мощностью по 1350 л.с. и один ПГ-102, мощностью 2700 л.с., а также электродвигатель экономического хода ПГ-104 мощностью 140 л.с.
Последний, седьмой, — это кормовой торпедный отсек. Здесь установлены четыре 533-мм торпедных аппарата, прибор управления торпедной стрельбой, койки личного состава. Здесь же развернута экспозиция, посвященная трагическим страницам истории отечественного флота — гибели атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск». Флагшток с «Комсомольца», фотографии, сделанные подводными аппаратами на месте гибели лодки, фрагменты легкого и прочного корпусов «Курска» напоминают нам о трагических днях.
Якорная реактивная всплывающая мина РМ-2
В 1963 году была принята на вооружение придонная якорная реактивная всплывающая мина РМ-2. Она была создана в НИИ «Гидроприбор». Диаметр мины 533 мм, длина 3,9 м, вес 900 кг, вес взрывчатого вещества 200 кг. Глубина постановки мины 4–300 м. Взрыватель активный акустический. Мина ставилась из торпедных аппаратов подводных лодок.
В процессе проведения испытаний мин РМ-2 и ПМ-2 отрабатывались глубоководные режимы стрельбы из торпедных аппаратов подводных лодок с использованием систем стрельбы ГС-45, ГС-80 и ГС-100.
1— корпус мины, 2 — запальное устройство, 3 — заряд ВВ, 4 — реактивный двигатель, 5 —якорь.
Мины РМ-2 и РМ-2Г имели прямолинейную траекторию движения их боевой части (ракеты) к цели. Такие мины вместе с размещенными в них зарядами взрывчатого вещества после отработки неконтактного гидролокационного отделителя, определяющего глубину нахождения цели, стартовали к ней с помощью собственного реактивного двигателя.
Взрыв мин производился в непосредственной близости от цели с помощью контактного или гидростатического взрывателя. Эти мины высоконадежны и эффективны. Время атаки — считанные секунды. Попытки производить эти мины другими странами не увенчались успехом.
Год принятия на вооружение
Масса мины в сборе, кг
Длина в сборе, мм
Диаметр корпуса, мм
Глубина места постановки, м
В 1965 году поступила на вооружение подлодочная якорная реактивно-всплывающая мина РМ-2Г с неконтактной глубоководной аппаратурой. Она заменила ранее принятую на вооружение мину РМ-2.
Противокарабельная торпеда 53-65К
Противокорабельная торпеда. Вариант торпеды 53-65 с кислородным тепловым двигателем с использованием серийных компонентов и решений от торпед 53-56, 53-57, 53-58, 53-56ВА и 53-61 разработан в инициативном порядке КБ Машиностроительного завода им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата) по решению директора завода П.Х. Резчика. Без техзадания, НИР и ОКР.
Главный конструктор — на стадии эскизного проекта — К.В.Селихов, позже — Гинсбург Д.С. (в некоторых источниках — Гинзбург), заместитель главного конструктора — Барыбин Е.М. Опытная торпеда отстреляна на оз.Иссык-Куль и на Черном море.
Конструкция
1 — балласт, 2 — заряд ВВ, 3 — взрыватели, 4 — баллон со зжатым воздухом, 5 — бак с пресной водой, 6 — бак с керосином, 7 — подогревательный аппарат, 8 — поршневой двигатель, 9 — гироскопический прибор курса
При проектировании торпеды использованы узлы и компоненты серийных торпед:
- кислородный тракт и гидростатический аппарат от торпеды 53-56;
- турбина и кормовое отделение от перекисной торпеды 53-57;
- боевое зарядное отделение с аппаратурой самонаведения и неконтактным взрывателем от перекисной торпеды 53-61;
- практическое зарядное отделение от торпеды 53-61;
Система управления и наведение — на всех модификациях торпеды 53-65 — активная акустическая система самонаведения (ССН) с вертикальным лоцированием кильватерного следа. Главный конструктор — Е.Б. Парфенов (удостоен Государственной премии СССР за создание торпеды); ведущий конструктор — Кабин Ю.П. Телеуправление не применяется.
Взрыватель неконтактный электромагнитный, ведущий конструктор — Скоробогатов А.Т. Главный конструктор приборов управления — В.А. Пархоменко.
Торпеды 53-65К при проектировании и в ходе модернизации предполагалось оснастить оптической ССН С-380 с наведением по кильватерному следу с высокой степенью защиты от средств акустического противодействия противника. ССН С-380 якобы была принята на вооружение Приказом МО СССР №205 от 20 июля 1964 г. В 1967 г. проводились испытания торпеды с оптической системой самонаведения, которая оказалась неработоспособной.
Глубина хода торпеды управлялась гидростатическим аппаратом и зависела от противодействия силы сжатия пружины аппарата с одной стороны и давления воды с другой. Один оборот ключа в установочной головке при сжатии пружины соответствует 0,33 м заглубления. Выход на заданную глубину хода-ступенчатый, при выходе из ТА надводного корабля торпеда далает «мешок» (заглубляется), горизонтальные рули стоят на стопоре, в положении «на погружение».
От самопроизвольного запуска торпеды существует 5 степеней защиты (в порядке снятия):
1) запирающие краны (кислородный и воздушный) на блоке клапанов. Открываются вручную перед выстрелом торпеды специальным ключом через специальную горловину ТА;
2) стопор на гребных винтах. Снимается вручную при погрузке торпеды в торпедный аппарат;
3) Стопоры (2 шт.) на пиропатронах камеры сгорания. Снимаются вручную при погрузке в ТА;
4) Стопор на замедлителе (только для надводных кораблей). Снимается вручную при погрузке в ТА;
5) МК — машинный кран; открывается автоматически спецзахватом ТА при выхода торпеды из аппарата.
- Двигатель: 53-65К — тепловой кислородный турбинный двигатель 2ТФ разработки НИИ «Мортеплотехника»; двигатель управляется автоматом выключения, отключающим пропульсивную установку при скорости вращения лопастей турбины более 8 000 об/мин.
- Компоненты топлива — керосин, морская вода, кислород.
- Мощность двигателя — 550 кВт.
ТТХ торпеды:
53-65К | 53-65К практическая | |
Калибр | 533.4 мм | 533.4 мм |
Длина | 7945 мм | 8125 мм |
Масса | 2025 / 2100 кг | |
Масса боевого зарядного отделения | 500 кг | |
Масса ВВ | 305.6 кг | |
Дальность хода (при скорости хода) | 19 км (43 уз) | |
Скорость максимальная | 44-45 уз | |
Глубина хода | до 12 м |
Срок хранения торпед в ТА носителей:
- 3 месяца (53-65, 53-65А, 53-65М)
- 12 месяцев (53-65К, кислородная)
Модификации:
- 53-65К (1969 г.) — базовый вариант торпеды 53-65 с кислородным тепловым двигателем.
- 53-65К практическая — вариант торпеды 53-65К для учебных стрельб. Практическая торпеда 53-65К отличалась от боевой балластным отсеком емкостью 120 л, охлаждением парогаза перед выхлопом исключили подгорание выхлопных клапанов турбинного отделения, другими доработками для обеспечения непотопляемости практической торпеды. Первая серийная партия в 100 шт выпущена заводом им. С.М. Кирова (г. Алма-Ата) в 1972 г.
- опытная 53-65К — исследования снижения гидродинамического сопротивления с использованием полимерных растворов на торпедах начато в 1967 г. В 1971 г. на базе торпеды СЭТ-65 создана торпеда-лаборатория, которая в момент впрыска раствора увеличивала скорость хода на 7 уз (с 40 уз до 47 уз). Это был рекордный результат того времени. Реализация этого способапотребовала реализации системы подачи в приповерхностный слой раствора полимера. Энергетический эффект с учетом «постоянного» водоизмещения составил 20-25%. Но системы не были приняты на вооружение. Исследования завершились успешными испытаниями на торпеде 53-65К. В итоге работы были продолжены на исследовательской подводной лодке пр.1710 с полимерной системой снижения сопротивления.
- 53-65КЭ (1984 г.) — экспортный вариант торпеды, разработки СКБ завода им. С.М.Кирова (г. Алма-Ата).
- 53-65К мод. (2011 г.) — модернизированный вариант торпеды 53-65К, разработан Машиностроительным заводом им. С.М. Кирова в г. Алма-Ата и предложен Индии и России. Предполагается модернизация ранее выпущенных торпед. Впервые заказчику (ВМС Индии) торпеды показаны на полигоне Иссык-Куль в 2011 г.
Носители:
- 53-65К — подводные лодки и надводные корабли
Источник: world-ocean.ru
«ПО ПРИКАЗУ ЛЕНИНА. »
Подводная лодка «Минога»
Эшелон этот снаряжался в обстановке строжайшей секретности. Выглядел он весьма необычно: классный вагон, несколько товарных, а в середине многоосный транспортер с громадным железным ящиком. Под транспортером трудились озабоченные смазчики, рабочие железнодорожных мастерских. И вот наконец рявкнули гудки двух паровозов секретный состав № 687/а медленно тронулся. Это было в ночь на 30 сентября 1918 года.
Неторопливо двигался необычный поезд. Под платформой, на которой стоял ящик с загадочным грузом, прогибались рельсы, глухо стонали шпалы. Так по железной дороге отправилась в дальний путь 115-тонная подводная лодка «Минога». А через несколько дней ушел второй эшелон с подводной лодкой «Макрель» и торпедами. Следом за ними из Петрограда были отгружены еще две подлодки.
Конечной точкой маршрута всех четырех был Каспий.
Эшелоны шли на юг без задержек, с невиданной по тем временам скоростью. Предупреждая соседние станции об отправке поездов, телеграфисты выстукивали: «По приказу Ленина. »
Астрахань. Экономическое и стратегическое значение этого форпоста Советской Республики на Каспийском море было в то время летом 1918 года огромно. Она приковала к себе, не давая соединиться, силы «добровольческой» армии Деникина, наступавшей со стороны Северного Кавказа, и Уральской белоказачьей армии, двигавшейся от Гурьева. Через этот город в устье Волги, ставшей чуть ли не единственной транспортной артерией окруженной врагами республики, шла нефть и продукты морского промысла, поддерживались связи с революционными силами Кавказа.
Новая и, пожалуй, самая серьезная угроза надвигалась на Астрахань и со стороны Каспийского моря. В сентябре 1918 года английские интервенты начали формировать на Каспии свой военно-морской флот.
Они захватили крупные торговые суда «Америка», «Австралия», «Африка», танкер «Эммануил Нобель» и другие, вооружили их дальнобойной морской артиллерией, превратив таким образом во вспомогательные крейсера. Много средних и мелких судов было переоборудовано в канонерские лодки и сторожевые корабли. Из Батума, где в то время хозяйничали англичане, по железной дороге через Грузию на Каспий доставили новейшие торпедные катера фирмы «Торникрофт» и самолеты морской авиации типа «Шорт». И вся эта сила была нацелена на север против красной Астрахани. К тому же корабли белогвардейцев и интервентов, снабжавшие вооружением и боеприпасами войска Деникина и белоказаков, проникали в устье Волги, угрожая городу.
Партия большевиков и Советское правительство постановили: «. организовать мощную военную флотилию, первой и непременной задачей коей является овладение Каспийским морем путем изгнания из вод его и побережья наших противников противников Советской власти и врагов Российской пролетарской революции. »
Немало трудностей пришлось преодолеть во время формирования флотилии. Не хватало вооружения, боеприпасов, технических средств, опытных командных кадров. Советское правительство и лично Владимир Ильич Ленин оказали молодой Каспийской флотилии серьезную военную поддержку и помощь. Осенью 1918 года в Астрахань с Балтики пришли эскадренные миноносцы «Москвитянин», «Дельный», «Деятельный», «Расторопный». Несколько позже эсминцы «Финн», «Эмир Бухарский», «Туркменец Ставропольский» и минный заградитель «Демосфен».
В августе 1918 года Владимир Ильич дал указание штабу Военно-Морских Сил направить с Балтики на Каспий несколько подводных лодок. 28 августа, проверяя выполнение своего распоряжения, Ленин запросил:
«Как стоит вопрос об отправке подводных лодок на Волгу и в Каспийское море?
Верно ли, что лишь старые подводки можно отправить?
Когда дано распоряжение об отправке? Что вообще сделано?»
На следующий день, получив из штаба неудовлетворительный ответ, Владимир Ильич снова категорически потребовал:
«Невозможно ограничиться такой неопределенностью «ищем» (своего имущества?? Необходимо к завтрему представить мне имена «ищущих», дату, с которой они ищут, и т. д.)
«Выясняется возможность отправить» тоже невероятно неопределенно.
Когда и кто распорядился «выяснить»? Я прошу завтра (30/8) мне это сообщить точно, официально.
Ибо дело с посылкой подводок не терпит отлагательства ни на минуту».
Ровно через неделю, еще не оправившись от ранения после злодейского покушения эсерки Ф. Каплан, Владимир Ильич передал директиву в Петроград:
«Идет борьба за юг и Каспий. Для оставления за собой всего этого района (а его можно оставить за собой!) необходимо иметь несколько миноносцев легкого типа и штуки две подводных лодок. Умоляю вас разбить все преграды и тем облегчить двинуть вперед дело немедленного получения требуемого. Баку, Туркестан, Северный Кавказ будут (безусловно!) нашими, если немедля будут удовлетворены требования.
Эта директива поступила на исполнение к члену Коллегии Народного Комиссариата по морским делам С. Е. Саксу. В фондах ЦГА ВМФ хранится объемистое дело: телеграммы, предписания, депеши, письма, так или иначе связанные с переброской на Каспий «Миноги», «Мак. рели», а затем еще и однотипных с последней «Касатки» и «Окуня». И никаких особых комментариев не требуется к этим документам, чтобы уяснить для себя масштабы невиданного для тех лет маневра подводными силами, оценить трудности, вставшие перед исполнителями ленинского задания, прочувствовать дух времени.
31 августа. Сакс Склянскому [Склянский Э. М. советский военный и государственный деятель.].
«Минога» может быть закончена через две с половиной недели. Для отправки требуется два транспортера, не менее как на три тысячи пудов подъемности каждый. Длина «Миноги» сто семь футов. высота от киля до верха рубки двадцать два фута, ширина восемь и три четверти фута, вес без топлива и команды до ста пятнадцати тонн. »
1 сентября. Склянский Саксу.
«Транспортеры имеются на Ижорском заводе. Немедленно приступайте к подготовке и погрузке двух подлодок указанных типов. »
7 сентября. Сакс Склянскому.
«К ремонту п/л «Макрели» и «Миноги» приступлено 3 сентября. Транспортеры для погрузки п/л переводятся с Ижорского завода на место погрузки. Ежедневно отпускается некоторое количество муки для выпечки хлеба для поддержания сил рабочих. Ремонт производится успешно».
17 сентября. «Чрезвычайному комиссару тов. Брейтшпрехеру. С получением сего предлагаю Вам НЕМЕДЛЕННО отбыть через Москву в город Саратов и другие пункты Волжского побережья для контроля над деятельностью комиссии в составе инженеров: Павла Белкина, Ксенофонта Руберовского и Алексея Пустошкина и плотничного мастера Ивана Семенова, коим надлежит подыскать, приспособить, произвести предварительные работы и оборудовать место для спуска подводных лодок, каковые прибудут к месту спуска к 1 октября с. г. Вам надлежит иметь неустанное наблюдение за деятельностью вверенной Вам комиссии и ЕЖЕДНЕВНО извещать меня телеграфно о ходе подготовительных работ. Член коллегии Народного комиссариата по морским делам, Сакс».
30 сентября. Альтфатер [Альтфатер В. М. советский военно-морской деятель.] начальнику военных сообщений при Высшем военном совете.
«В ночь с 29 на 30 сентября эшелоном № 667/а вышла из Петрограда по маршруту Москва Саратов п/л «Минога». Прошу распоряжения о срочном и беспрепятственном продвижении эшелона. »
1 октября. Член коллегии Народного комиссариата по морским делам комиссару дивизии подлодок Балтийского моря.
«Предлагаю немедленно же приступить К укомплектованию п/л «Окунь» и «Касатка» командами, безусловно, коммунистами или предельно сочувствующими, ввиду того, что лодки эти предназначены для серьезных операций в Каспийском море».
Да, очень непросто было в 1918-м переправить через всю страну, главным образом по суше, целый подводный дивизион. Но этого требовала военная обстановка в Астраханском крае, и люди сделали все, чтобы подлодки одна за другой прибывали к берегу Волги. Но как без могучих подъемных кранов снять с транспортеров, спустить на воду более чем стотонные стальные громады?
Чудеса инженерной выдумки проявили члены командированной в Саратов технической комиссии и Чрезвычайный комиссар Константин Брейтшпрехер. Ведь малейшая оплошность и неточность могли привести к катастрофе, так как ширина слипа была в десять раз меньше длины подводных лодок. Сложными, очень сложными оказались подготовительные работы, однако проведены они были технически грамотно, и волжские воды мягко принимали одну за другой балтийские субмарины.
«Минога» и «Макрель» пришли в Астрахань поздней осенью. И если переброска первых кораблей обошлась более-менее гладко, то в дальнейшем контрреволюция решила «исправить» свою оплошность. Враги делали все от них зависящее, чтобы балтийские подлодки не достигли цели. В ход пошли саботаж, вредительство, диверсии.
Некоторые тайные замыслы раскрыть удалось в частности, план вывода из строя транспортеров. А несколько дней спустя произошло чрезвычайное происшествие. В связи с этим уполномоченный РВС Республики и управляющий технико-хозяйственной частью морского ведомства И. И. Вахрамеев «весьма срочно» сообщал народному комиссару путей сообщения:
«На станции Бологое произошло крушение эшелона с подводной лодкой. Предполагается умышленный перевод стрелки. Прошу распоряжения строго расследовать аварию с поездом».
Следствие показало, что перевод стрелки не был случайным.
Много славных боевых дел совершили балтийские подводники на Каспии. Но особенно они отличились в боях весной 1919 года. В этот период подводная лодка «Минога» не раз выходила на боевые позиции к вражеским базам.
Храбро и умело действовал в этих боях экипаж субмарины во главе с командиром лодки Юлием Витальевичем Пуаре.
Несмотря на крайне сложные и трудные условия плавания мелководье и частые штормы, Пуаре исключительно искусно управлял подводным кораблем. Благодаря его мастерству «Минога» быстро уклонялась от атак с воздуха и с воды, и вражеским катерам и аэропланам ни разу не удалось застать экипаж лодки врасплох.
21 мая 1919 года вспомогательные крейсера английских интервентов предприняли попытку прорваться в Тюб-Аараганский залив Каспийского моря, где у форта Александровский стояло несколько советских кораблей. Завязавшийся в этот день морской бой не раз уже описывался, а мы лишь напомним: несмотря на почти трехкратное превосходство в силах, враг отказался от своего замысла во многом из-за опасности удара из-под воды.
В этом бою «Миноге» и ее командиру не везло с самого начала. Сначала забарахлили дизели, и Пуаре повел лодку к штабному пароходу «Ревель», чтобы, как написал затем командир в отчете, «ремонтировать наспех моторы». Но едва «Минога» пришвартовалась к «Ревелю», в него угодил снаряд, пароход «вспыхнул как факел, лодка тоже была охвачена пламенем».
Пуаре попытался отвести «Миногу» от горящего плавштаба, но «намотался на винт стальной швартов, и машины были не в силах проворачиваться». Тогда Пуаре и еще пять военморов, невзирая на то, что «Ревель» с запасом мин и торпед на борту мог в любую минуту взорваться, прыгнули в баркас и, напрягая все силы, отбуксировали субмарину в безопасное место. Однако как избавиться от троса? Может быть, удастся провернуть вал электродвигателем? Но куда там!
Разрешите попытаться, обратился к Пуаре член РКП(б) рулевой Василий Исаев. Буквально голыми руками, без водолазного костюма освободить винт от сорокаметрового стального троса? Справится ли? Вода студеная, больше четверти часа в ней не продержаться, а работы на несколько часов. Юлий Витальевич призадумался, взвешивая «за» и «против», и все-таки решился: «Добро, попытайтесь!»
Второй час работал в студеной воде Василий Исаев, когда командир «Миноги» получил письменное распоряжение взорвать лодку. Настали минуты тягостного раздумья, ведь Пуаре уже и сам поверил в то, что военмор-богатырь способен сделать невозможное. Но приказ есть приказ.
Приказа не нарушим, сказал Исаев, когда его перед очередным погружением растирали спиртом. v. лодку интервентам не сдадим. Прошу подготовить лодку к взрыву. В случае приближения вражеских кораблей всем сойти на берег.
Юлий Витальевич! Я останусь, вдвоем сподручнее да и надежней, сказал друг Исаева электрик «Миноги» коммунист Григорий Ефимов.
На том и порешили. Исаев снова и снова нырял под винт, а Ефимов поддерживал друга, стоя на страховочном конце. Был тревожный момент, когда снялись с места английские корабли и пошли. Значит, конец. Но нет, не в бухту, а прочь идут корабли. Похоже, они от кого-то удирают.
Так и есть, уходят от «Макрели», которую Михаил Лашманов смело повел навстречу врагу. Повел, несмотря на то, что лодка была обнаружена и атакована аэропланом. Повел по мелководью, имея под килем всего лишь несколько футов, И интервенты дрогнули, отошли.
Первые витки троса с лопастей винта мне удалось снять сравнительно легко, хотя тело сводило судорогой от холода, вспоминал несколько десятилетки спустя Василий Яковлевич Исаев. Работа шла медленно еще и потому, что ее приходилось несколько раз прерывать из-за вражеского аэроплана, бомбившего суда в бухте.
К вечеру Исаеву удалось почти полностью освободить винт от троса. Оставшийся конец выдернули небольшой лебедкой для погрузки торпед.
Вот выдержки из донесения командира лодки Ю. В. Пуаре от 25 мая 1919 года:
«Весь день на «Миноге» производилась работа по очистке винта, которая в 5 час. 30 мин. вечера увенчалась успехом. Считаю своим приятным долгом отметить сигнальщика Исаева, который в безумно холодной воде произвел эту поистине адскую работу и спас лодку от потопления. Как только лодка получила возможность двигаться, я ее сейчас же перевел к продбазе, откуда в 21 час.
30 мин. пошел на 12-футовый рейд, куда и прибыл около 14 час. 23 мая».
Остается добавить, что за этот подвиг и другие заслуги перед Родиной Василий Яковлевич Исаев в 1928 году был награжден Почетной грамотой Президиума ВЦИК и орденом боевого Красного Знамени.
В заключение своего рапорта Пуаре писал, что «. неприятель в бухту не вошел только потому, что обнаружил «Макрель» (с кораблей и аэроплана). Отсюда ясно, что лодки наши в нашей войне могут сыграть главную роль. Нашей флотилии нужны лодки в такой же мере, как и России нужно топливо».
Весной 1920 года все четыре подводные лодки «Окунь», «Макрель», «Касатка» и «Минога» уже стояли у новой плавбазы в Баку, против Девичьей башни: Советская власть пришла в Азербайджан. Интервенты и белогвардейцы были разбиты и выброшены за пределы Каспия. Наступили мирные дни.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «МИНОГА»
Эта субмарина была одной из самых удачных лодок конструкции известного судостроителя Ивана Григорьевича Бубнова. К работе над «Миногой» он приступил еще во время русско-японской войны. Первоначальный проект лодки был рассмотрен и одобрен в Морском техническом комитете 20 сентября 1905 года.
В ноябре того же года Балтийский завод обратился в Морское министерство с ходатайством о выдаче наряда на постройку лодки. Наряд был оформлен 9 февраля 1906 года, а 6 сентября состоялась закладка на стапеле. Постройка велась под непосредственным руководством И. Г. Бубнова. Не ставя перед собой цели спроектировать серийную лодку, он ввел в конструкцию «Миноги» несколько радикальных новшеств.
Существенным недостатком подводных лодок того времени было применение на них опасных в пожарном отношении бензиновых двигателей внутреннего сгорания взрывного типа; «Минога» же стала первой в мире субмариной с дизель-электрической установкой. Впервые в практике мирового кораблестроения на «Миноге» использовали концевые сферические переборки. Запас плавучести у нее был почти в три раза больше, чем у первой бубновской лодки «Дельфин». Хотя «Минога» и оставалась типично «бубновской» лодкой, она в то же время стала первой субмариной этого конструктора не с решетчатыми, а с более эффективными трубчатыми носовыми торпедными аппаратами и выносным пулеметом на ходовом мостике. Оригинальным у «Миноги», как и у всех лодок русского типа, было расположение цистерн главного балласта в оконечностях легкого корпуса, что позволяло значительно увеличить глубину погружения.
Длина подводной лодки составляла 32,6 м, ширина 2,75 и осадка 2,75 м. Надводное водоизмещение 123 т, подводное 152, запас плавучести 24%. Суммарная мощность дизельной установки 240 л. с., электромотора 70 л. с. Скорость полного хода над водой 11 узлов, подводного 5. Дальность плавания экономическим ходом 900 и 25 миль соответственно. Вооружение: два носовых трубчатых аппарата для торпед калибром 450 мм и один пулемет. Глубина погружения свыше 30 м. Экипаж 22 человека.
Следует отметить, что «Минога» была недостаточно мореходна. Недостатки были и у машинной установки лодки. На один и тот же гребной винт могли работать электродвигатель или кормовой дизель мощностью 120 л. с., или оба дизеля. Работа двигателей различной мощности на один гребной винт требовала устройства для изменения шага гребного винта. Привод этого устройства часто портился, что отражалось на скорости хода лодки.
Несмотря на указанный недостаток в силовой установке, постройка «Миноги» убедительно доказала, что отечественные морские инженеры занимают одно из ведущих мест в мировом подводном кораблестроении и являются подлинными новаторами, смело ломающими установившиеся взгляды и традиции. Спуск «Миноги» на воду состоялся 11 октября 1908 года.
7 июня следующего года лодка вышла на предварительные пробеги под дизелями в Морской канал, в начале июля ушла в Бьерке на заводские испытания, которые продолжались свыше двух месяцев, в сентябре проходили торпедные стрельбы, и, наконец, в октябре 1909 года «Минога» вошла в состав Морских Сил Балтийского моря.
Столь долгий срок постройки лодки был обусловлен отнюдь не промышленной отсталостью России, а происками закордонных недругов России.
За рубежом пристально следили за работой русских судостроителей и всеми способами старались помешать постройке подводного корабля. Особенную тревогу вызывало успешное применение на «Миноге» новых двигателей дизелей. Во время монтажа механизмов на подводной лодке рабочие не раз находили в них битое стекло, песок и металлические опилки, подсыпанные вражеской рукой в расчете на неизбежную аварию. Но бдительность корабелов предотвращала катастрофу.
В марте 1908 года, когда приближался срок спуска лодки на воду, при загадочных обстоятельствах вдруг загорелась и была выведена из строя новая, приготовленная к установке на «Миноге» аккумуляторная батарея. Полиция, умело расправлявшаяся с революционными рабочими, в этом случае оказалась бессильной, и злоумышленников, совершивших поджог, так и не отыскали. Перед самым выходом «Миноги» в первое плавание 9 октября 1909 года в подшипниках силовой установки заметили наждак. Как сообщалось в донесении, «наждак был насыпан через трубы масленок весьма тщательно, так что наружных следов не было видно».
«Минога» до первой мировой войны считалась одной из лучших по боевой подготовке на Балтике. Так, в 1912 году она заняла второе место на торпедных стрельбах, добившись 8 попаданий из 20 выпущенных торпед. Лодка успешно участвовала в боевых действиях подводных сил Балтийского моря во время первой мировой войны. Ее экипаж особенно отличился при обороне Рижского залива в 1915 и 1917 годах, проявив при исполнении воинского долга подлинные мужество, отвагу и находчивость.
После многотрудной боевой работы во время империалистической и гражданской войн «Минога» в 1925 году была признана окончательно устаревшей и разобрана на металлолом.
Тактико-технические подводной лодки «Минога»
Источник: hobbyport.ru