Рассмотрим один из таких вариантов (рис 214) Парусная оснгстка состоит из разборной трубчатой рамы Н-образной формы, поперечные трубы 2 и 8 которой прикрепляются к бортам лодки По продольной трубе 3 перемещается тройник — степс составной мачты, собираемой из дюралевых труб На концах кормовой поперечной трубы 2 закреплены вращающиеся шверцы 1, выступающие по бортам лодки К концам поперечных труб крепятся ванты 4, раскрепляющие мачту в продольном и поперечном направлениях Мачта собирается из нижней 7 И верхней 6 частей
Подгонка устройства к конкретной лодке состоит в обрезке поперечных труб по ширине корпуса, центровке вооружения относительно корпуса с помощью продольного перемещения мачты и соответствующая натяжка вант. Разумеется, следует снабдить лодку еще и рулем достаточной площади для легкой управляемости под парусами, либо предусмотреть использование для этой ц2ели рулевого весла. Площадь паруса 5 может составлять от 3,5 до 7 м2, в случае необходимости вооружение можно дополнить стакселем, заменив носовую пару вант на штаг. При плавании под мотором устройство несложно демонтировать и собрать в компактный пакет — длина труб не превышает 2— 2,2 м (в зависимости от площади паруса)
Водяной якорь (парус) своими руками
Нетрудно, однако, заметить, что установленное на лодке вооружение этого типа создает определенные неудобства для экипажа — кокпит оказывается перегороженным поперечными и продольной трубами. Этого недостатка лишено другое универсальное устройство — подвесной парус, изобретенный финном Антеро Катайненом. Все необходимое для превращения обычной лодки в парусную — мачга с парусом, руль (он же шверт), такелаж и приспособление для крепления к корпусу — сосредоточено в одном узле (рис. 215).
Ри с. 214, Универсальное парусное вооружение, которое может быть установлено на любую лодку.
Основа конструкции — литой тройник с прикрепленными к нему струбцинами. Через вертикальную втулку тройника продевается трубчатая ось с вилкой для шверта. Сверху на нее надевается хомутик с румпелем, который зажимается на трубчатой оси винтами, после чего устройство навешивается на транец (рис. 216).
Все детали рангоута выполнены из тонкостенных дюралевых труб диаметром 50 и 20 мм, причем длина этих деталей не превышает 2350 мм. Для лодок длиной до 4,5 м и массой до 300 кг вполне достаточен стан2дартный парус площадью 3,5 м2 от датского швертбота «Оптимист» шпринтового типа. По передней шкаторине парус снабжен карманом, в который продевается мачта. По диагонали полотнище растягивается с помощью трубчатого шпринта, одним концом вставляемого в петлю, пришитую в верхнем углу паруса. Натяжение паруса регулируется с помощью оттяжки шпринта — снасточки с петлей, в которую вставляется нижний наконечник шпринта.
При усилении ветра достаточно освободить верхний угол паруса от шпринта, чтобы его площадь моментально уменьшилась до 2 ма — он превращается в треугольный «носовой платок», что, однако, не мешает лодке идти под углом в 60—70° к ветру.
Инструкция по установки водного паруса от Бехтер Павла
Интересной деталью являет. ся «амортизатор безопасности»— Рис. 216. Устройство, навешенное толстый резиновый жгут, натя — на транец лодки. нутый под гиком, к которому
С помощью карабина крепится гика-шкот. Амортизатор существенно смягчает рывки паруса при непроизвольных поворотах через фордевинд или внезапных порывах ветра. Благодаря этому устройству опасность опрокинуться под подвесным парусом на легкой гребной лодке сводится до минимума.
Правда, при лавировке в свежий ветер амортизатор не позволяет выбрать парус «втугую». В этом случае можно нейтрализовать действие резинового жгута, привязав параллельно ему нерастягивающийся тросик.
При установке на лодку устройство навешивают на транец подобно подвесному мотору, затягивают струбцины, вставляют в гнездо мачту с прикрепленным к ней парусом.
Существенной дета2лью конструкции является фанерный киль площадью около 0,4 м2. Именно он обеспечивает боковую гидродинамическую силу, препятствующую сносу лодки вбок (дрейфу) при коде ее в бейдевинд — под углом к направлению ветра. Тот же киль
обеспечивает и равновесие или центровку сил, действующих на корпус к парус. Так как киль одновременно играет роль руля, то его можно отклонить на достаточно большой угол атаки по отношению к встречному потоку воды. При этом корпус лодки, уже не участвуя в создании боковой силы, идет без дрейфа, направление ее движения совпадает с диаметральной плоскостью, благодаря чему уменьшается сопротивление воды. Вот почему лодка с подвесным парусом может идти быстрее, чем такое же судно с традиционной оснасткой (разумеется, при равных площадях и формах килей и парусов).
Вопрос центровки лодки (а она в каждом отдельном случае может иметь различные обводы днища) с подвесным парусом решен просто: парус смещен к корме лодки таким образом, чтобы выдерживались рекомендуемые выше (см. с. 227) цифры для определения расстояния а. Можно учесть влияние парусности самого корпуса, осуществив «тонкую» центровку в зависимости от типа лодки: ослабив специальные стопорные гайки на струбцинах подвески, мачту вместе с парусом можно наклонить вперед или назад. Высокобортные лодки нуждаются в кормовом наклоне мачты; для гребных лодок с острыми обводами достаточно лишь легкого наклона ее вперед.
Парус Катайнена имеет еще одно преимущество — устройство расположено за кормой, парус и снастн не мешают управлению лодкой. В сложенном виде парус легко размещается на лодке, а в упакованном его размеры не превышают упаковки пятисильного мотора.
Гребная лодка под парусом Катайнена начинает обгонять лодку, идущую на веслах, уже при силе ветра в 2 балла, достаточно круто идет к ветру, обладает хорошей устойчивостью на курсе. В случаях, когда лодка пересекает линию ветра носом, затруднены повороты оверштаг. Несколько энергичных гребков веслом с подветренного борта, как правило, исправляют положение.
Источник: akvasvit.ru
Рыбалка и Охота в Татарстане
Добрый день всем рыбакам! Прошу обсудить тему изготовления водного паруса, технология изготовления, материалы, у кого какие есть соображения прошу выкладывать. Прошу писать по делу, зашел посмотрел, знаешь, напиши и пож-ста без флуда. Основной упор делаю на рыбалку квоком на сома, с лодки естественно.
Solar 350 Yamaha 9.9 GMHS
Re: Водный парус (рыбалка сплавом с лодки)
Сообщение CatchFish » 27 янв 2016 10:37
идейку подкину, якоря переменного сопротивления.
в бассейне был канат с поплавками, если его сматываешь — сопротивление уменьшается..
так вот мысль: взять катушку, верёвку и десяток таких буйков, и спускать в воду до нужной тяги. Форму — желательно зонтик, грибок.. плавучий материал, естественно.
Рыбацкая удача — трудное счастье.
Re: Водный парус (рыбалка сплавом с лодки)
Сообщение don » 27 янв 2016 12:34
Сделал себе такую штуку из большого мешка ( типа в которых сахар , только размером где -то 1 на 1,5 метра). В виде пирамиды с отверстием вверху. Основание железный прут,на противоположной стороне деревянный черенок около 2 см в диаметре. На изготовление потратил 40 мин. При работе по центру черенка креплю литровую пластиковую бутылку в качестве поплавка. Вещь я вам скажу.
На лодке 2,8 м квочил при сильных ветрах. Помогает существенно.
. ибо не наживы ради, а удовольствия для!
Re: Водный парус (рыбалка сплавом с лодки)
Сообщение Юрец468 » 27 янв 2016 12:58
Парус делал себе из палаточной ткани , брал ее в Фее. Ширина рулона стандарт 1.5 м отрез 2м. По краям подбили на машинке , чтобы не махрилась. Сверху ПВХ труба заполненная пеной , снизу прут (арматура 8 или 10 не помню). По углам пришиты петли , к ним метровые шнуры связанные по средине.
Сверху привязал бутылку от Маунти Дью,ярко лимонную , чтобы на волне было видно где якорь. Но иногда при запуске перехлесты , ХЗ почему. Но когда распустится пох. любой ветер.
Источник: forum.tatfish.com
Заметки о рыбалке
Давно привлекала идея установить на гребной лодке парус, чтобы при поездках на рыбалку на большие расстояния не мозолить зря руки. На своей легонькой лодке-карбаске я прохожу по 20-25 км в день, но к вечеру усталость сказывается и возвращение домой уже дается тяжеловато.
Не раз с интересом наблюдал во время праздника лодки, как по реке легко скользят небольшие яхты под парусами, управляемые мальчишками и девчонками из яхтклубов. Даже при небольшом ветре они обгоняют весельные лодки.
Пробовал и сам ещё в детстве устанавливать на лодку простейший парус — брал дома простыню и натягивал её на раму из реек. При попутном ветре такой парус был довольно эффективен. Или просто ставил вертикально в лодке слани из досок. Легче скользить по воде, используя силу ветра, чем грести веслами.
Настоящий парус у меня есть уже очень давно. Ещё в конце 80-х годов прошлого века брат купил и привез в Устье подвесной парус, изготовленный промышленным способом. Выпускали такие паруса в Тюмени, а брат работал тогда в одной из вологодских фирм, которая планировала наладить выпуск таких же точно или аналогичных парусов.
Он считал, у населения села, расположенного на реке, парус будет пользоваться большим спросом, поэтому и был уверен в том, что реализация паруса оправдает затраты. Я же, часто бывая в Устье и лучше зная ситуацию, утверждал, что по той цене, по которой парус тогда продавался (130 рублей), парус в Устье покупать никто не будет.
Лодочный мотор «Ветерок-8» стоил тогда чуть дороже (150 рублей); в каждой практически семье было не по одной лодке и не по одному мотору, значит — нужды в парусе у устьян нет. Ну, может быть, считал я, кто-то и купит парус, но не больше 5-10 штук, да и то вряд ли. Не нужны тогда людям были паруса. Все работали, многие имели дома подсобное хозяйство, скотину, поэтому некогда людям отдыхать под парусом. Мы с ним тогда даже немного поспорили по этому вопросу.
Парус мы опробовали, установив на лодку «Казанку». Долго разбирались с инструкцией по сборке паруса, выходили на лодке на реку и тогда, когда дул совсем слабый ветерок, и в ветреную погоду. Управлять парусом мы, конечно же, не умели, просто пытались на практике освоить эту довольно непростую науку.
По ветру и при боковом ветре, дующем под небольшим углом к направлению движения «Казанку» под парусом несло довольно быстро, но сколько мы не пытались идти галсами при ветре, дующем почти навстречу, ничего у нас не получалось. Парус просто трепыхался на ветру, создавая дополнительное сопротивление. Лодку сносило ветром совсем не туда, куда мы хотели на ней идти.
Брат уехал, а я ещё пару раз попытался сходить под парусом на рыбалку. Используя попутный ветер, мне удавалось облегчить себе работу веслами по крайней мере при движении или туда или обратно. Однажды при сильном ветре я ушел под парусом по Кубене почти до самого Кубенского озера. Лодку несло с большой скоростью, и я даже не мог распустить дорожку, так как скорость была слишком велика. Однако обратно, против ветра пришлось грести изо всех сил, чтобы добраться до дома.
После этого случая парус был на долгие годы заброшен. Фирма, в которой работал брат, отказалась от идеи наладить производство паруса. На рыбалку я ездил либо на «Казанке» под мотором, либо на легоньком карбаске с веслами.
Не то, чтобы я совсем забыл про парус. Нет, я всё равно хотел когда-нибудь вновь попробовать научиться управлять лодкой с парусом. Но на «Казанке» это сделать очень трудно, так как лодка сама сильно парусит из-за довольно высокого крытого носа. Именно его всегда разворачивает ветром и руль паруса бессилен что-либо сделать.
В этом году я задался целью сделать лодку для рыбалки, которую бы можно было использовать и как гребную, и как моторную, и как парусную.
О том как я её строил можно прочитать ЗДЕСЬ.
Парус я предварительно проверил. Пролежал он больше 20 лет, но так как хранился в сухом месте, в брезентовом мешке, в котором и продавался, то был он, как новенький. Единственное, что я сделал, так это постирал само полонище паруса.
Строя лодку, специально сделал на транце вырез под установку паруса по размерам струбцин. Они чуть побольше и пошире, чем у мотора «Ветерок-8».
Что собой представляет мой парус?
Этот подвесной парус был изобретен в 70-е годы финном Антеро Катайненом.
Парус состоит из мачты, руля (шверта), такелажа и приспособления для крепления к корпусу, основой которого является литой тройник с двумя струбцинами. В тройник сверху вставляется мачта, собирающаяся из двух из дюралюминиевых труб диаметром 50 мм, в нижнюю часть — вилка для крепления руля (шверта), в заднюю часть — кормовой выстрел — труба такого же диаметра, как и мачта. На трубу-мачту установлен ещё хомутик с румпелем для управления рулем. Само полотнище шпринтового типа площадью 3,5 м 2 надевается на мачту и растягивается по диагонали трубчатым шпринтом диаметром 20 мм., а по горизонтали состоящим из двух частей гиком из такой же трубки. Под гиком натягивается — толстый резиновый жгут, служащий амортизатором безопасности, к которому с помощью карабина крепится гика-шкот.
Фанерный киль площадью около 0,4 м 2 служит не только рулем, но и швертом.
Парус навешивается на транец лодки, как лодочный мотор и располагается за кормой, поэтому не мешает ни управлению управлению лодкой, ни рыбалке. Установка паруса на лодку — дело нескольких минут, так же как и его снятие с лодки, разборка и укладка в мешок для транспортировки.
Гребная лодка с парусом легко обгоняет лодку, идущую на веслах, даже при слабом ветре, а в сильный ветер может соперничать и с лодкой под небольшим мотором. Управлять парусом можно румпелем и натяжением или ослаблением гика-шкота с места гребца, поэтому в случае необходимости всегда можно помочь управлению лодкой с помощью весел, что исключено на обычной яхте.
Парус я опробовал на своей лодке пока только при довольно слабом ветре, так как сильного ветра всё никак нет.
Моя маленькая лодочка очень неплохо управляется и ходко идет под парусом по ветру и при боковом ветре. Против ветра идти с парусом у меня пока никак не получается, но лодку и не сносит ветром, как сносило «Казанку». Лодка у меня очень устойчивая, не кренится при переносе цента тяжести к бортам, поэтому с парусом можно безопасно выходить и в сильный ветер. С парусом можно попробовать выйти в озеро и половить на дорожку.
Жаль, что в селе не у кого поучиться управлению лодкой с парусом. Попробую научиться самостоятельно и освоить искусство управления парусом в различных ситуациях.
Знаю о том, что одна из фирм начала выпуск таких парусов и спрос на них сейчас довольно высокий. Стоит такой парус сейчас от 12 до 19 тысяч рублей, что намного меньше, чем лодочный мотор. Времена изменились. Появилось немало людей, которые могут себе позволить купить парус просто для отдыха.
Добавлю, что за год со времени написания этой статьи поступило больше двух десятков писем с просьбами поподробнее описать конструкцию паруса, поэтому на страницах блога «Рыбацкая лодка» я выложил чертежи паруса с размерами. Смотрите статью
Источник: good-fisher.blogspot.com