Водометные насадки — это специальные устройства, устанавливаемые на корме судна, которые помогают повысить его маневренность. Они увеличивают скорость передвижения судна и улучшают его управляемость даже на высоких скоростях.
На сегодняшний день существует множество различных типов водометных насадок, состоящих из различных компонентов и основанных на разных принципах работы. В основном все насадки выполняют одну задачу — создание струи воды, которая направляется вперед и через реактивную силу продвигает судно вперед. Однако между различными типами существуют заметные различия, из-за чего их применение может быть релевантным для разных типов судов.
В данной статье рассмотрим основные типы насадок и их особенности, чтобы помочь вам разобраться в том, какие насадки лучше всего подходят для вашего судна.
Что такое водометные насадки и как они работают
Водометные насадки — это специальное оборудование, которое устанавливают на катера, лодки и яхты для увеличения скорости и маневренности судна. Они работают по принципу выбрасывания воды под давлением из насадок, что создает реактивную силу и дает возможность двигаться быстрее.
Про водометные насадки
Водометные насадки бывают разных типов и модификаций в зависимости от их конструкции и использования. Некоторые насадки имеют фиксированное положение и направление струи, другие — регулируемые и позволяют изменять угол наклона для получения наилучших результатов.
Кроме увеличения скорости, водометные насадки также повышают маневренность судна. Они могут использоваться для резкого торможения, поворотов на месте или изменения курса в нужном направлении.
- Преимущества водометных насадок:
- Увеличение скорости
- Повышение маневренности
- Экономия топлива
- Уменьшение волнения окружающей воды
Таким образом, водометные насадки являются важным инструментом для улучшения характеристик судна и обеспечения безопасности на воде.
Принцип работы водометных насадок
Водометная насадка — это система, которая используется на судах для передачи движения из мотора на воду. Принцип работы водометных насадок основан на принципе действия поршневого насоса. Водометная насадка состоит из водяного насоса и пусковой муфты.
Когда двигатель запущен, поршень водяного насоса двигается вперед-назад, нажимая на воду и вытесняя ее через сопло. Рычаг пусковой муфты перемещается вперед на вал двигателя, что позволяет передавать движение на водометную насадку. Вода под высоким давлением подается на водомет, который создает толчок и движет судно вперед.
В зависимости от конструкции и производителя, водометные насадки могут иметь различные углы конуса насадки, количество лопастей и размеры. Эти характеристики определяют скорость и мощность, которую может выдерживать насадка, а также позволяют выбрать наилучший вариант для определенного типа судна.
- Угол конуса насадки — это угол наклона насадки к оси насоса. Чем больше угол, тем меньше вода нужна для создания толчка, но при этом уменьшается скорость. Низкий угол позволяет развивать большую скорость, но может потребовать больше мощности.
- Количество лопастей — чем больше лопастей, тем больше мощность может выдержать насадка, но в то же время она может быть менее эффективной и теряет скорость. В то же время, насадки с меньшим количеством лопастей могут быть менее мощными, но обеспечивают большую скорость.
- Размеры насадки — это общая площадь насадки и ее длина. Чем больше площадь насадки, тем больше мощность может выдержать насадка, но при этом уменьшается скорость. Насадки с меньшей площадью могут быть менее мощными, но обеспечивают большую скорость.
Типы водометных насадок
Одиночная насадка
Одиночная водометная насадка — наиболее распространенный тип. Она имеет один струйный выход и предназначена для использования на катерах, лодках и яхтах. Она может быть установлена как на корме, так и на кильватере и преградах. Одиночная насадка обеспечивает достаточную мощность и управляемость судна на воде.
Водометы и водометные насадки В ПРОСТЫХ СЛОВАХ
Двойная насадка
Двойная водометная насадка имеет два выхода и обеспечивает высокую скорость судна. Она используется на катерах и яхтах для гонок и соревнований. Двойная насадка отличается высокой мощностью и производительностью, что позволяет достигать больших скоростей на воде.
Тройная насадка
Тройная водометная насадка имеет три струйных выхода и обеспечивает еще большую мощность и производительность, чем двойная насадка. Она используется на крупных яхтах и катерах для достижения максимальной скорости на воде. Тройная насадка чаще всего устанавливается на кильватерах для лучшей управляемости судна.
Четырехстворчатая насадка
Четырехстворчатая водометная насадка имеет четыре выхода и позволяет достигать максимальной скорости на воде. Она обеспечивает высокую мощность и производительность, и используется на больших судах, таких как круизные лайнеры и танкеры. Четырехстворчатая насадка устанавливается на корме судна, что обеспечивает ему стабильность и управляемость на воде.
В зависимости от назначения и типа судна, выбирается оптимальный тип водометной насадки. Решение о выборе насадки должно приниматься на основе технических характеристик и требований к судну.
Преимущества использования водометных насадок
Увеличение скорости
Водометные насадки могут значительно увеличить скорость судов. Они обеспечивают наилучшее использование энергии двигателя и уменьшают сопротивление воды, что позволяет достичь больших скоростей.
Экономия топлива
Водометные насадки могут также значительно снизить расход топлива. Благодаря уменьшению сопротивления воды, двигатель работает более эффективно, что приводит к существенной экономии топлива.
Улучшенная маневренность
Использование водометных насадок позволяет улучшить маневренность судов. Они могут быстро изменять направление хода и маневрировать в стесненных условиях, что особенно важно в портах и на узких реках.
Снижение уровня шума и вибрации
Водометные насадки также могут снизить уровень шума и вибрации на борту судна. Это обеспечивает более комфортные условия для членов экипажа, а также защищает оборудование на судне от ненужных вибраций, что может улучшить его срок службы.
Применение в разных отраслях
Водометные насадки применяются в разных отраслях, включая морскую и речную транспортацию, а также в области спортивных и развлекательных судов. Они могут использоваться как на больших коммерческих судах, так и на небольших лодках, что делает их универсальным решением для многих типов судов.
Как выбрать подходящую водометную насадку
При выборе водометной насадки для вашего судна необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, важно определиться с целевым применением насадки — для спортивного плавания или для коммерческого использования. Во-вторых, следует обратить внимание на характеристики вашего судна, включая мощность двигателя, скорость хода и размеры корпуса.
Еще одним важным фактором при выборе водометной насадки является материал, из которого она изготовлена. Наиболее распространенными материалами для создания насадок являются алюминий, нержавеющая сталь и пластик. Каждый материал обладает своими особенностями и характеристиками, поэтому следует выбирать насадку, которая наилучшим образом соответствует вашим требованиям и потребностям.
Также стоит обратить внимание на форму и размеры лезвий водометной насадки. Они могут быть различных типов и размеров, что влияет на производительность и эффективность насадки. Например, насадки с более широкими лезвиями могут обеспечивать более высокую скорость, но при этом больше сопротивления. Также следует учитывать количество лезвий — насадки с большим количеством лезвий могут обеспечивать более высокий крутящий момент и лучшую маневренность.
- Учитывайте целевое применение насадки — для спортивного плавания или коммерческого использования
- Обращайте внимание на характеристики вашего судна, включая мощность двигателя, скорость и размеры корпуса
- Выбирайте насадку из подходящего материала, учитывая его особенности
- Обращайте внимание на форму и размеры лезвий, их тип и количество
Источник: usemake.ru
Водометные насадки
Водометная насадка на лодочный мотор Suzuki 40л.с. 2-такта.
К сожалению в последнее время американские водометные насадки Outboard Jets становятся всё дороже. Их стоимость приближается к стоимости самих двухтактных моторов, на которые они устанавливаются.
Обзор водяного насоса “Водомет”: устройство, виды, расшифровка маркировки и специфика эксплуатации
Водометная насадка представляет собой приспособление, похожее на насос, которое достаточно сильно увеличивает КПД судовых двигателей.
Принцип работы
По сути водометный двигатель и гребной винт, действуют по одинаковой схеме. Лопатки насоса, также как лопасти винта, под ускорением выталкивают воду с носа лотки к её корме.
Различия в том, что весь этот процесс происходит в трубе расположенной внутри судна, а не под его днищем и струя воды под напором выплескивается их сопла находящегося над водой.
Чтобы выполнять повороты, сопла направляют в нужную сторону. Чтобы заставить лодку притормозить или двигаться назад, изменяют направление сопла на противоположное, с помощью специальной заслонки.
Где применяется
Водометные двигатели можно использовать на таких водных транспортах как:
- Гидроциклы;
- Спорт-лодки;
- Спасательные лодки. Им приходиться маневрировать возле людей поэтому чтобы не нанести увечье, используют водометные двигатели.
- Пожарные судна;
- Туристические судна;
- Патрульные катера;
- Военные катера;
Как видно, область применения водометного двигателя достаточно широкая. Насадки для мотора, предназначены, чтобы сделать обычный мотор водометом.
Достоинства
Водометные насадки, так же как и сами двигатели, обладают большим количеством плюсов. Ниже представлены преимущества насадок и двигателей, так как их достоинства распространяются и на насадки:
- Самый большой плюс это то, что есть возможность передвигаться по мелководью, так как нет выпирающих лопастей. Также этот механизм позволяет «залезть» прямо на пологий берег, а с помощью заднего хода можно вернуться обратно. Эту функцию, часто используют патрульные и спасательные судна;
- Водометы безопасны. Как уже было написано, спасательные судна используют это, что бы не покалечить людей во время маневров в близи с ними;
- Работающие части механизма защищены от попадания мусора. Эту функцию используют рыбаки, которые рыбачат в местах скопления тины и водорослей;
- Плавный ходы;
- Легкий спуск в воду и обратно;
А теперь о плюсах непосредственно насадок:
- Весь комплект состоит из 6 деталей, которые очень просто собрать;
- Нет углового редуктора;
- КПД не падает при просасывании песка;
- Легкость при установке.
Минусы
- Первый минус, который бросается в глаза – это цена. Водометы стоят дороже на много дороже чем винтовые двигатели. Это же касается и насадок;
- Если человек привык к рулевому механизму, управление лодкой с водометом для него будет очень сложной задачей;
- В случае если судно стоит на месте, то каналы зарастают, и это значительно повлияет на скорость.
- Чистка каналов проблематична;
- Теряется мощности при трении воды в канале.
- Большие поперечные размеры;
- КДМ практический в два раза ниже чем на винтовых двигателях.
Достоинства и недостатки
Давайте теперь и мы попробуем разобраться подробно в причинах популярности водометов среди одних судовладельцев и такой же горячей нелюбви других. Итак,плюсы:
- Основное достоинство водометных двигателей, это способность оборудованного ими судна передвигаться по мелководью. Отсутствие выступающих за обводы механизмов допускает не только подход к пологому берегу, но и возможность «залезть» на него. Мало того, включив реверсивный ход, такое судно струей воды способно самостоятельно стащить себя обратно в воду. Эти качества водометных движителей сполна используются военными, полицейскими и силами специального назначения при проведении молниеносных операций.
- Безопасность. Вращающиеся части водомета спрятаны в корпусе, исключая возможность травмировать находящихся в воде людей. Очень важное качество для любого спасательного судна. Кстати, гидроциклы и буксировщики воднолыжников именно поэтому оборудованы исключительно водометами.
- Защищенность подвижных частей работающего двигателя от различного плавающего мусора. Для каботажного, портового флота немаловажный нюанс. Да и рыболовам-охотникам, часто забирающимся в плавни и болота, такая способность явно придется по душе.
- Плавность хода и отсутствие вибрации и крена, плюс для любого прогулочного судна.
- Сравнительно простой спуск на воду и подъем из воды обратно.
И немного о недостатках:
- Высокая стоимость. В среднем водометный двигатель стоит в 1,5¬-2 раза дороже своего винтового собрата.
- Сложность в управлении судном с водометом у тех, кто привык к винто-рулевому комплексу. Причина в том, что у водомета очень мягкое и медленное сцепление и многие новички, привыкшие к немедленной реакции мотора на винтах, выжимают газ до отказа и получают «немного не тот эффект» в результате.
- Обрастание канала если судно долгое время находится в воде без движения. Заросший канал «крадет» до 20% скорости катера. Чистка же, требует основательной разборки двигателя, что является весьма трудоемким процессом.
- Существенная потеря мощности из-за трения воды в канале. Этому способствуют и технологически обоснованные места сужения на выходе канала и решетка всасывания на входе.
Насадки для подвесных лодочных моторов
Насадка для подвесных моторов, подойдет как для новичков, так и для опытных пользователей лодок с мотором. Насадка увеличивает мощность подвесного мотора примерно на 35-40 процентов.
Использование такой насадки обеспечивает:
- Включение заднего хода, когда лодка движется на полном ходу;
- Легкое тех обслуживание, иногда нужно шприцевать водостойкой смазкой;
- Высокая проходимость;
Вообще эти насадки и предназначены для использования их на подвесных моторах. Единственное плохо это цена, как на насадку, так и на её ремонт.
Популярные модели водометных насадок на лодочные моторы
Насадки идеально подходят для всех популярных марок навесных моторов, а также дли их китайских копий. Нужно грамотно подбирать насадку, чтобы избежать манипуляцию с наращиванием транса.
Ниже представлены марки наиболее популярных насадок для навесных моторов:
Как видно, область применения водометного двигателя достаточно широкая. Насадки для мотора, предназначены, чтобы сделать обычный мотор водометом.
Можно найти насадку на любой подвесной мотор. У фирмы есть насадки для моторов любой мощности, фирмы производителя и года выпуска. Правда на насадки этой компании очень большая цена, что является весомым минусом;
Suzuki
Производиться эти насадки в Тайване. Сборка довольна неплохая, используется нержавеющая сталь. Из минусов то, что модельный ряд ограничен насадками только для четырех тактных моторов.
Yamaha
Часто встречаются не качественные насадки, зато цена на них не такая большая как на Outboard Jets.
«Карась»
Из названия сразу ясно, в какой стране производят эти насадки. Причем продукт довольно неплохой и очень удобный. Весь комплект можно собрать за 5-10 минут. Также на них не большая цена.
Mercury
Компания занимается выпуском подвесных моторов на лодки. Но также они выпускают и насадки. Цены на них средние, дороже чем Suzuki, но дешевле, чем Outboard Jets.
Также есть похожие компании, деятельностью которых является производство различной техники:
- Nisan;
- Honda;
- Mariner;
- Johnson;
- Evinrude;
- Force;
- Chrysler;
- Tohatsu;
В общем, выбор насадок довольно большой и каждый сам в праве решать, что именно поставить на свой мотор. Но лучше всего будет выбрать насадку от компании Outboard Jets.
Описание и детали конструкции
Водометная насадка – это механизм, устанавливаемый на подвесной мотор, который является альтернативой гребному винту, он работает по принципу действия центробежного насоса, в котором вода при вращении лопастей импеллера, поступает в корпус со стороны носовой части и выталкивается в противоположную сторону, тем самым придавая ускорение судну. Водометная насадка может иметь свои особенности в конструкции. Но все они имеют следующие узлы.
Водозаборник с решеткой — представляет собой несущею силовую деталь, а также имеет большое значение в гидродинамике водомета. Есть несколько правил изготовления этого элемента:
- Свод детали. Должен позволять воде безотрывно поступать в корпус, поэтому он не должен быть крутым.
- «Губа» или входящая кромка. Должна иметь гидродинамический профиль.
- Сечение водосборника и губы. Должны соответствовать по размеру и плавно переходить в круг перед лопастями импеллера.
Импеллер или «рабочее колесо»— предназначен для преобразования энергии от двигателя путем вращения лопастей и проталкивания воды. Эти узлы могут иметь несколько видов конструкции:
- Осевые. Характеризуются высокими показателями значения упора, при движении на малой скорости. Отличаются простотой изготовления и невысоким КПД, в основном используют на малооборотных аппаратах.
- Осе-диагональные. Выдают при работе высокий КПД, тем самым эффективно работают на разных оборотах.
- Диагональные, а также шнековые. Более сложные в изготовлении и технически совершенные детали, способные выдавать максимальный КПД. Устанавливаются на аппаратах, работающих при больших оборотах, и дают возможность развивать высокую скорость.
Изготавливаются эти узлы из нержавеющей стали, а также сплавов цветных металлов. Для производства применяется способ точного литья, реже используют сварные элементы.
Спрямляющий аппарат — имеет важное значение в работе водомета, он предназначен для направления струи выходящей воды. Варианты исполнения:
- Лопаточное поджатие — преимуществом данного вида является возможность уменьшить размеры водомета. Лопатки в этом варианте одновременно выполняют функцию сопла.
- Щелевой — применяется достаточно редко, в основном, для водометов на больших судах. Для навесных двигателей применяются редко из-за большой потери КПД.
Сопло — предназначено для формирования водной струи и путем ее поджатия и создания реактивной тяги. В зависимости от диаметра сопла, может меняться мощность установки до 50%. Многие производители совмещают спрямляющий аппарат непосредственно с соплом, это позволяет уменьшить размеры конструкции.
Реверсивно-рулевой узел — вариантов исполнения этого элемента много, у каждого производителя есть свои способы, но все они, должны отвечать основным требованиям:
- Управление судном, должно осуществляться без значительных усилий.
- Мощность, должна эффективно расходоваться.
- Обеспечение хорошей управляемости, при маневрах и перемещении в разных скоростных режимах.
- Поворотная насадка.
- Поворотное сопло.
- Реверсивная заслонка.
- Рули в потоке.
Для управления этим узлом используют привод. В зависимости от мощности силовой установки, он может быть сделан в нескольких вариантах:
- Гидравлический. Применяется для агрегатов, больше 250 лошадиных сил.
- Механический. Для двигателей до 150 лошадиных сил.
- Электромеханический. Может применяться я для установки на механизмы, с малой и средней мощностью.
Дейдвудные уплотнения, а также подшипниковые узлы — учитывая особенности эксплуатации водомета, в основном, комплектуют подшипниками качения. В качестве уплотнительных соединений, используют торцевое уплотнение.
Преимущества и недостатки
Применение водометной насадки в различных условиях эксплуатации несет в себе положительные и отрицательные моменты. Полюсы следующие:
- Вращающиеся детали находятся внутри корпуса, что обеспечивает их защищенность.
- Возможность эксплуатации на мелководье и в условиях большого скопления предметов на воде.
- Безопасность для людей и животных.
- Качественно и правильно подобранное устройство, позволяет развивать большие скорости.
- Быстрота совершения маневров, торможения и разворота.
- Моторесурс выше, чем у винтового двигателя.
- Отсутствует необходимость подбирать винт для разных условий эксплуатации и загруженности лодки.
К минусам можно отнести:
- Поперечный размер, больше чем у гребного винта.
- Большинство таких агрегатов, значительно теряют в мощности. Эти потери могут достигать 30% при движении на малой скорости.
- Есть особенности управления судном, они связаны с конструкцией и принципом работы.
- Высокая стоимость изделий, которые поставляются известными мировыми производителями.
Цены
Цены на водометные насадки на лодочные моторы зависят от региона и конкретных поставщиков. В среднем цена на них от 40 до 150 тысяч рублей.
- Outboard Jets – 100-150 тысяч рублей;
- Yamaha — 50-80 тысяч рублей;
- Suzuki – 50-80 тысяч рублей;
- Карась — 40-50 тысяч рублей;
В общем водометная насадка на подвесной мотор — это удовольствие не из дешевых. Плюс к этому нельзя забывать о ремонте, который также значительно ударит по кошельку.
Этапы сборки
Общий принцип сборки водометных насадок на лодочные моторы от разных производителей практически ничем не отличается. Для примера, рассмотрим порядок установкисвоими руками на ямаху 40.
Сначала надо отделить узлы, связанные с ходовым винтом:
- Снимается редуктор, для этого надо открутить четыре болта и гайку тяги реверса.
- Снять тягу реверса.
- Отделить редуктор.
Далее необходимо извлечь изделие из упаковочной коробки, осмотреть на предмет повреждений и проверить комплектность:
- Поместить в корпус улитки вал импеллера и закрепить его четырьмя болтами.
- Корпус помпы отделяем от редуктора, затем снимаем крыльчатку, пластины и резиновый уплотнитель отсекателя.
- Устанавливаем на направляющие пластины помпы, фиксируем шпонкой. На вал одеваем крыльчатку.
- Резинку от редуктора надо вставить в пластину отсекателя из kit.
- Закрепить отсекатель двумя болтами к плите.
- Вставить направляющие из kit в корпус улитки.
- Убрать сальник из помпы и закрепить ее четырьмя болтами к корпусу.
- Сальник из kit одеть на вал и поместить в помпу.
- Установить переходник из бронзы на помпу.
- Прикрутить плиту из kit к дейдвуду на четыре болта.
- Одеть и затянуть контргайку на фиксатор тяги.
- По шлицам вала одеваем улитку на мотор и фиксируем ее одним болтом. Затем закрепляем двумя длинными и двумя короткими болтами внутри.
- На вал импеллера установить новою шпонку и одеть импеллер.
- Устанавливаем регулировочные шайбы и пластиковую и жестяную прокладку.
- На вал одевается фиксирующая пластина и закручивается гайка, после этого она контрится пластиной.
- Ставим водоприемник и фиксируем его гайками.
- Присоединить тягу реверса от водомета к штатному переключателю. На этом сборка и сборка закончена.
Правильно подобрать водометные насадки на Ямаху 15, 30, 40, можно здесь: https://motormaran.ru/benzinovye-motory/vodometnie-nasadki/yamaha-1/. Выбрать по параметрам на Сузуки, смотрите тут: https://motormaran.ru/benzinovye-motory/vodometnie-nasadki/vodometnye-nasadki-suzuki/. Если надо подобрать водометные насадки на Тохатсу, тут: https://motormaran.ru/benzinovye-motory/vodometnie-nasadki/vodomet-tohatsu/.
Чтобы подобрать механизм, надо учитывать:
- Год выпуска, модель и марку изготовителя.
- Мощность двигателя, она обычно указывается в цифровом индексе названия модели. Например: Suzuki DT15as тут 15 будет означать количество лошадиных сил.
- Технические характеристики лодки.
Важно: Правильный подбор устройства под параметры лодки поможет избежать необходимости увеличения высоты транца. Грамотно установленный агрегат должен находиться в воде только на глубину приемника.
Отзывы
Года два назад купил американскую насадку. Покупал с рук (в магазине дорого), но служит она верой и правдой, не раз еще ни подвела. Оценка:
При установке насадки от Suzuki значительно упала КПД, грешить на насадку не стану может с лодкой что-то. Оценка:
Недавно купил насадку от Outboard Jets, счастью нет придела, правда за кредит еще целый год платить. Оценка:
Я патриот (просто не хватило денег на Outboard Jets) и поэтому я купил «карася», однако хорошая штука. Наши молодцы постарались на славу. Оценка:
Всем рекомендую Outboard Jets, лучших насадок вы не найдёте. Эта фирма давно себя зарекомендовала. Оценка:
Водометные двигатели — вещь хорошая и полезная, но вряд ли они смогут заменить моторы с гребным винтом. Однако водометные насадки обретают всё большую популярность с каждым днём.
Источник: pilotprof.ru