Виды лодочных моторов вихрь

Вихрь 30 Р – бензиновый двухтактный мотор российского производства, ориентированный на экономных рыбаков и охотников, которые предпочитают самостоятельное обслуживание с подручными средствами, запчастями и инструментами. Вихрь 30 Р – разработка 1990-ых годов, с проверенными техническими решениями, с использованием самых дешевых компонентов.

Мотор простой и неприхотливый в обслуживании и длительной эксплуатации. Улучшенная версия данной модели (с индексом Р) имеет обновленное электронное зажигание с ручным стартером, новую систему распыления топлива в системе питания. Кроме того, разработчики доработали газораспределительную систему и тем самым снизили гидравлическое сопротивление в цилиндрах. Двигатель востребован среди владельцев компактных судов и подходит для небольших водоемов.

Водометная приставка к подвесному мотору «Вихрь-30»

Преимущества и недостатки подвесных лодочных моторов хорошо известны. К недостаткам следует отнести большую габаритную осадку, повреждаемость винта плавающими предметами, наматывание на винт водорослей, а также недостаточную приемистость при трогании с места (что важно при буксировке лыжников).

ВИХРЬ 40 и КАЗАНКА


Автором разработана конструкция относительно простой приставки к ПМ «Вихрь-30», представляющей собой полностью погруженный водомет. Испытания показали значительные преимущества ПМ с водометом перед обычным мотором с гребным винтом.

Значительно улучшилась приемистость. Осадка стала меньше на 125 мм (расстояние от днища до низа водомета — не более 180 мм). Ротор водомета теперь хорошо защищен от повреждений и наматывания водорослей (установлена защитная решетка).

Лодка «Крым» с мотором «Вихрь-30», оборудованным водометной приставкой, показала скорость выше, чем с традиционной «тридцаткой».

Единственным недостатком водометной приставки было то, что при резком повороте лодки появлялась большая нагрузка на рулевое колесо. Это объяснялось тем, что передняя часть корпуса движителя относительно оси поворота мотора была длиннее задней, и при повороте поток воды стремился развернуть мотор.

Автором конструкция водометной приставки была соответственно доработана и теперь предлагается для самостоятельной постройки.

В конструкции используются штатные детали «Вихря-30»: шестерня переднего хода, вал-шестерня, игольчатый и упорный подшипники.

Использование шестерен от «Вихря-30» не является лучшим вариантом, так как не позволяет получить оптимальные для водомета обороты ротора; однако такое решение значительно облегчает задачу самостоятельного изготовления приставки.

Конструкция изображенной на эскизе водометной приставки особых пояснений не требует.

А вот советы по ее изготовлению и последовательности сборки не будут лишними.

Наибольшую сложность представляет изготовление корпуса движителя (дет. 4). Заготовка обечайки (дет. 43) вырезается из листовой нержавеющей стали толщиной 2 мм и сворачивается; затем к ней приваривается кольцо толщиной 5 мм. Спрямляющие лопатки (дет. 44) из нержавеющей стали толщиной 2 мм привариваются к заготовке ступицы (дет.

ВИХРЬ-30 // НЕ ХУЖЕ ИМПОРТА!!!

42). К ступице привариваются также труба диаметром ∅47 и вставки толщиной 6 мм для крепления крышки.

Спрямляющие лопатки в сборе со ступицей (дет. 44) обрабатываются по наружному диаметру 160-0.1; лопатки вставляются в обечайку (дет. 43) и привариваются. Размеры, показанные в рамке, надо обрабатывать в сборе с обечайкой.

Труба ∅47 приваривается к ступице и к обечайке герметично. Далее к обечайке подгоняется верхний обтекатель из нержавеющей стали толщиной 2.5-3 мм (дет. 33) с приваренным верхним фланцем. Приварка обтекателя к фланцу и к обечайке также должна быть герметичной.

Расточка корпуса движителя (дет. 4) и фрезеровка фланца производятся на координатно-расточном станке. Требования к точности узла таковы:

  • 1. Неперпендикулярность оси отв. 42+0.05 относительно оси отв. 42 + 0.03, 68.5+0.05 не более 0.2 на длине 150.
  • 2. Непараллельность плоскости В относительно оси отв. 42-68.5 не более 0.1 на длине 136.
  • 3. Биение пов. 160+0.1 относительно оси отв. 42-68.5 не более 0.1.
  • 4. Смещение вертикальной оси относительно горизонтальной не более 0.2.

Трубка охлаждения (дет. 34) вставляется в обтекатель, подгоняется по месту и приваривается к спрямляющей лопатке (см. дет. 4) и герметично к фланцу и пластинке-заглушке (дет. 34, а) внизу обтекателя.

Изготовление ротора (дет. 20) начинается с того, что вытачивается заготовка ступицы (дет. 41). Вал ротора (дет. 15) обрабатывается в центрах и подвергается термообработке до HRC=45-50, как и распорная втулка (дет.

9). Лопасти подгибаются на горке с шаговыми угольниками (изогнутыми по соответствующим радиусам относительно оси 0-0 выпуклостью вверх) и привариваются к заготовке ступицы. Ступица ротора и лопасти по ∅159.5 мм обрабатываются на токарном станке.

Обточка лопастей, балансировка и полировка ротора производятся способами, неоднократно описываемыми в литературе и в журнале «Катера и Яхты».

Решетка (дет. 14) присоединяется к обечайке корпуса движителя: вверх — через пластинки с вырезами по концевым пластинам решетки; внизу — болтами М6 (дет. 12). Пластинки привариваются к обечайке.

Водометная приставка не имеет заднего хода и нейтрального положения. Ротор рассчитан на максимальные обороты, поэтому при запуске на минимальных оборотах лодка практически стоит на месте. Отсутствие заднего хода не вызывает особых неудобств.

При установке мотора с приставкой на лодку необходимо, чтобы верхняя кромка обечайки корпуса движителя находилась на 15-30 мм ниже днища лодки.

Применение

Лодочный мотор Вихрь 30 оснащен дефлекторной продувкой, которая способствует высокой скорости двигателя, при загрузке лодки с двумя пассажирами мотор развивает скорость до 45 километров в час, при наличии пяти пассажиров – до 37 километров в час.

Подвесной лодочный мотор Вихрь 30 применялся для перевозки туристов, прогулок по водоему, на морях и озерах, а также реках с каменистым дном. Лодочный мотор Вихрь 30 эксплуатировался патрульными службами надзора водоемов, а также на спасательных шлюпках. Лодочный мотор Вихрь 30 использовался в спортивных соревнованиях, на охоте, рыбалке. Мотор предназначен для судов малого и среднего размера, яхт, катеров, лодок, которые имеют стандартную высоту транца.

Подвесной лодочный мотор Вихрь 30 использовался на пресных и соленых водоемах. Мотор Вихрь 30 использовали в любое время года и при любых погодных условиях, он имеет мощную силовую тягу и высокую скорость.

При быстрых течениях и высоких волнах мотор не эксплуатируется.

Лодочный мотор Вихрь 30 эксплуатируется с лодками, катерами, катамаранами длиной от 2 до 3 метров.

Лодочный мотор Вихрь 30 используется с суднами, высота транца которых 381 миллиметр. Лодка с общей загрузкой 120 килограмм спокойно выполняла хождение по водоему на максимальной скорости двигателя.

У лодочного мотора Вихрь 30 есть одно ограничение, его нельзя применять на глубине более 0,8 метров.

Где купить водомётную насадку на Вихрь?

Antoxa

матрос

P_Petrovich

старшина 2ст.

Re: Водомётная насадка на Вихрь ?

Вложения

Калашников

капитан 1-го ранга

Re: Водомётная насадка на Вихрь ?

Antoxa

матрос

Re: Водомётная насадка на Вихрь ?

Можешь мне на Вихрь 25 сделать?И сколько денег возьмёшь? Сильно хочется подвесной водомёт,на импортный денег нет,а по нашей речке только на нем.

Калашников

капитан 1-го ранга

Re: Водомётная насадка на Вихрь ?

за деньги и на заказ не делаю а вот если сам начнёшь то советом всегда готов поделиться.Речки у нас с тобой одинаковые и проблемы тоже на них.

Покупка и обслуживание

В настоящее время покупка мотора Вихрь 30 невозможна, так как производство было приостановлено в 2010 году, поэтому модель можно приобрести только с рук.

При покупке лодочного мотора Вихрь 30 нужно осмотреть его корпус на наличие видимых сколов, трещин, царапин и выбоин, их быть не должно. Обязательно нужно осмотреть поддон двигателя, так как мотор предназначен для эксплуатации по мелководью и прибрежным зонам.

При покупке желательно протестировать мотор на водоеме, так как механизм старый, возможно, что он будет работать с периодичностью остановок. На водоеме мотор не должен выделять масло или бензин, если в воде появились пятна, то мотор утратил свою герметичность. Из швов на корпусе не должны просачиваться выхлопные газы.

Лодочный мотор Вихрь 30 имеет достаточно простую конструкцию, поэтому его легко обслуживать самостоятельно, применяя самый минимальный набор инструментов.

Лодочный мотор Вихрь — 30 водомёт

Отечественный водометный лодочный мотор Вихрь-30Р Jet был спроектирован заводом им. М.В.Фрунзе (г.

Самара), производившем ПЛМ Вихрь в рамках конверсионной программы производства товаров народного потребления и впервые был представлен на ежегодной промышленной ярмарке в г. Дрездене (бывшая ГДР) в 1990 г. В основу водометного движителя был заложен ), подобный водометной насадке Outboard Jets (США). Однако, в силу экономических факторов, производство отечественных водометных насадок так и не было поставлено на промышленную основу, а закупка и использование в производстве американских водометных насадок со временем и ростом курса валют стало нерентабельным.

Возобновление производства водометов Вихрь-30 Джет стало возможным с появлением на водомоторном рынке бюджетных водометных насадок типа Outboard Jet производства Тайвань. Водометный лодочный мотор Вихрь-30 Jet отличается доступной ценой, мощностью и надежностью. Вихрь-30Р Jet оснащен ручным запуском и румпельным управлением (возможна комплектация с электростартером и дистанционным управлением), работает на бензине Аи-92 в смеси с отечественным маслом, неприхотлив в обслуживании и прост в эксплуатации. Водомет оснащен улучшенной электронной системой зажигания МБ-22, которая обеспечивает надежность запуска и необходимый момент зажигания, изменена конфигурация поршней, позволившая увеличить стпень сжатия и перевести двигатель на высокооктановый бензин. К достоинствам водомета Вихрь-30Р можно отнести отсутствие редуктора с гребным винтом и возможность движения по мелководью.

Техническая характеристика лодочного водомета Вихрь-30Р:

Тип двигателя — 2-тактный, 2-цилиндровый; Рабочий объем двигателя — 488 куб. см; Мощность двигателя — 30 л.с.; Реактивная тяга в эквиваленте на срезе водомета — 25 л.с.; Водометный движитель — ); Импеллер — стальной; Максимальное число оборотов в минуту — 5600; Система зажигания — электронная МБ-22; Смазка — преварительным смешиванием; Соотношение бензин:масло (М12-ТП, МГД14-М) — 40:1; Высота транца — 380 мм; Объем топливного бака 22 л; Масса — 49 кг; Передачи — F-N-R; Запуск — ручной.

Возможно использование водомета с электростартером и дистанционным управлением.

У нас можно заказать и купить лодочный водомет Вихрь-30 Jet по цене:

Отзывы владельцев о Вихре 30

  • Никита, Вологодская область. У меня мотор Вихрь 30, оборудованный по базовому принципу, так сказать. Иными словами, для рыбалки охоты есть все самое необходимое – электронное зажигание, страховочный трос, запасные свечи, сигнализация при перегреве, механическая регулировка по высоте и углу наклона, 20-литровый бензобак, ручной стартер, а также вспомогательные аксессуары – навигатор, тахометр, осветительные приборы. С годами я этот постепенно модернизировал, и в результате достиг некоего предела. Я его покупал не новым, а давнего товарища, которому Вихрь достался от деда. Из истории известно, что движок 90-ых годов, от второго владельца (сначала был дед, потом тот товарищ). Рабочий экземпляр, в подробности вдаваться не буду. Мотор оснащен газораспределительным механизмом, надежным электрозапуском и потребляет не большее 13 л в час.
  • Владислав, Московская область. Производительный агрегат на каждый день, пользуюсь им регулярно. Спасибо дедушке – он содержал мотор в целостности и сохранности, чуть ли не пылинки с него сдувал. А потом еще отец обкатывал его, и в результате получился общий пробег порядка 400 моточасов. Признаю, неоднократно делали капитальный ремонт – это вполне возможно, так как относительно недорого и запчасти есть на каждом углу – покупали только оригинальные б/у детали, с магазинами никогда не связывались. Мотор достался по наследству, так сказать. Оснащен аварийной системой отключения и страховочным тросом – это все в угоду безопасности, и все в рабочем состоянии. Электронное зажигание тоже работает – благодаря ему мотор заводится максимум со второй попытки, и это при минус 5 градусов Цельсия! Бензобак объемом 25 литров обеспечивает большой запас хода – в течение двух часов, может чуть больше. а
  • Виктор, Казань. Это универсальный мотор, проверенный временем. Он у нас в семье с начала 1990-ых годов, еще первой ревизии, так сказать. Весьма прожорливый агрегат, способный переварить самое дешевое моторное топливо. Понятное дело, надо смешивать бензин и масло, соблюдать пропорцию и т. д. – все как у двухтактных моторов, но есть одна загвоздка. Я по поводу экологичности, которая вообще отсутствует. При горении масла в цилиндрах стоит такая невыносимая вонь, что приходиться закладывать рот, нос и глаза. Задымленность, шумы, вибрации, абсолютный дискомфорт – в современных условиях у этого мотора нет никаких шансов устоять перед именитыми двухтактниками (даже китайскими). Но я все равно доволен! Ведь другого мотора у меня нет, и денег на новую технику тоже нет. Поэтому будем довольствоваться тем, что есть. Расход бензина 11 литров в час.
  • Игорь, Тюмень. Вихрь 30 – мотор для пожилых рыбаков и охотников, настоящих профессионалов и мастеров своего дела, привыкших свободное время проводить в гараже. Я как раз из таких людей. Здравствуйте, я Игорь из Тюмени – владелец двухтактного мотора Вихрь 30 со всеми вытекающими – этот мотор символизирует сплошные поломки, дискомфорт, а также адаптацию к российским условиям и настоящую ностальгию для тех, кто скучает по лихим 90-ым. А если говорить серьезно, данный мотор необходимо постоянно дорабатывать, и желательно делать техосмотр перед каждым выездом. Ведь это вам не Ямаха. Но с другой стороны, Вихрь хорошо приспособлен к российским условиям (в исправном состоянии), обладает отличной разгонной динамикой (30 лошадей это вам не шутки), неприхотлив к качеству топлива и масла, но при этом имеет специфический выхлоп газов, хотя при разгоне едкий запах не ощущается.
Читайте также:  К реке подходят два человека у берега лодка которая может выдержать

Сообщений 1 страница 24 из 24

Поделиться12014-08-07 20:26:20

Спрашивал на других форумах, что-то тишина пока. Тогда до кучи поговорим и тута

Имеются у меня две водометные приставки к Вихрю. Пробовал их на пайолке МНЕВ Кайман-380S. Тяжеловата лодка, но есть резон поморочиться. Думается на Братане-430Э с его плоским дном и малым весом ход должен быть легче. Основная беда этой приставки, что забор воды на охлаждение башки идет за импеллером.

Коструктивно примерно так же, как на Вихре-М. И, к сожалению, напор воды даже на полных оборотах очень слабый. Поэтому немного напрягает вероятность перегреть вихревскую голову. Эксперименты пришлось прекратить.

Посмотрел, как славно пишут в Интернетах про гибриды Ветерковских и Вихревских ног с иепонскими или китаезскими 4т моторчиками-воздушниками. Вот и подумалось мне, а стоит ли попробовать поставить на эту водометную приставку моторчик с воздушным охлаждением кобыл эдак на 20-25? Ваше мнение?

Поделиться22014-08-08 03:17:04

Источник: xn--80ade5bfi5eub.xn--p1ai

Лодочные моторы вихрь виды

Конечно лодочные моторы “Вихнь” российского производства не сравнить с дорогими моделями, брендами. Для тех, кто любит сам разбираться в технике, самостоятельно ремонтировать моторы, для тех кто читает инструкции и умеет в них ориентироваться – этот мотор идеально подойдет. Как показывает практика, моторы “Вихрь” вполне надежны, при условии соблюдения всех правил эксплуатации.

“Вихрь”

Подвесные лодочные моторы «Вихрь» имеют как модификацию, оснащенную ручным запуском и управлением с помощью румпеля («Вихрь-30Р»), так и модификацию оснащенную электростартером («Вихрь-30Э»), позволяющим использовать их на лодках, оборудованных рулевым управлением. Неприхотливый к топливу, простой в эксплуатации и доступный по цене, «Вихрь» на сегодняшний день является самым мощным из отечественных подвесных лодочных моторов.

Конструкция лодочного мотора «Вихрь» классическая: узлы двигателя расположены в вертикальной плоскости. Двигатели «Вихрь» являются двухцилиндровыми двухтактными, имеющими дефлекторную или петлевую (двух и трехканальную) продувку. Топливная смесь поступает в картер через устройство, имеющее дисковые текстолитовые золотники. Рабочая смесь зажигается от магнето, двигатель охлаждается забортной водой с помощью водопомпы.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Подвесные лодочные моторы моделей «Вихрь» предназначены для установки на судах туристского или хозяйственного назначения весом не менее 130кг для моторов мощностью 25 л.с., а для моторов мощностью 30 л.с. – не менее 150 кг и высотой транца не более 405 мм и могут эксплуатироваться в любых водоемах, имеющих глубину не менее 0,8 м. Благодаря высокой мощности они могут обеспечивать движение на больших скоростях и буксировку водного лыжника. Подводная часть моторов выполнена из коррозийностойких материалов, поэтому моторы могут быть использованы как в пресной, так и в соленой воде с соблюдением рекомендаций, изложенных в данной инструкции.
Запуск моторов «Вихрь-М», «Вихрь-30Р», «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь 30Р электрон» – ручной, с самоубирающимся шнуром. Запуск мотора «Вихрь-30» и «Вихрь-30 электрон» производится электростартером.
Реверсивный привод гребного винта обеспечивает передний и задний ход лодки, а также допускает работу моторов вхолостую.
Моторы имеют места подключения дистанционного управления (фиг. 2), деталями которого комплектуются лодки.

Моторы оборудованы системой отбора электроэнергии к источникам сета, устанавливаемым на судне, и устройством для подзарядки аккумулятора в процессе работы двигателя.
В настоящем руководстве дано краткое описание моторов и необходимые указания по их эксплуатации. Исправная работа, экономичность и долговечность во многом зависят от технически правильного пользования моторов, при строгом соблюдении указанных в руководстве правил. Заводом ведется дальнейшая работа по усовершенствованию выпускаемых лодочных моторов, поэтому некоторые конструктивные изменения в руководстве могут быть не отражены. Категорически запрещается производить запуск мотора без погружения в воду.

При заправке бака топливом не забудьте влить в бензин масло в пропорции, указанной в руководстве, и тщательно его размешать. Езда, даже кратковременна, на чистом бензине приведёт к выходу двигателя из строя. На моторе между картером и карбюратором стоит ограничительная шайба. После окончания периода обкатки мотора (5 топливных баков0 необходимо снять ограничительную шайбу.
При запуске и прогреве двигателя не развивайте больших оборотов – это может привести к разрушению подшипников нижних головок шатунов и заклиниванию поршней в цилиндрах.
Перед остановкой мотора обязательно его охладите работой на малых оборотах в течении 2-3 минут.

До истечения гарантийного срока владельцу лодочного мотора категорически запрещается вскрывать картер и редуктор. При нарушении данного условия эти узлы не будут приниматься на гарантийный ремонт.

Вычисление шага винта

Несколько элементарных формул позволят на практике выяснить – какой винт нужен именно Вам:

  • Узнайте из инструкции к мотору Вашего судна, какое максимальное количество оборотов может он развить при полностью открытой заслонке дросселя (“полный газ”). Скорость вращения вала лодочного двигателя можно измерять тахометром. Как правило, она не должна превышать 5500 об./мин.
  • Разгоните свое судно и лодочный мотор с выбранным винтом до максимальных оборотов на “полном газу”. Положение лодочного мотора должно быть обычным и рекомендованным для конкретных условий.
  • Если скорость вращения вала Вашего лодочного мотора, при полностью открытой заслонке, меньше максимальных рекомендованных оборотов, то обратитесь к показаниям тахометра, и запишите их как верхний максимальный диапазон скоростей работы данного типа винта.

Пример:
Паспортные обороты двигателя = 5000-5600 об./мин.
Максимальные обороты двигателя = 5600 об./мин.
Показания тахометра = 4800 об./мин.
Разность = 800 об./мин.

Разность шага винта в 1 дюйм (2,54 см) соответствует примерно 200 об./мин. С учетом этого, разделим найденную в нашем примере разность между фактическими показаниями тахометра и максимальными паспортными оборотами двигателя на 200. Получим 4. На этом основании попробуйте использовать винт с шагом на 4 дюйма меньше, чем у данного винта. Теперь все должно быть в порядке.

В действительности, обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Если Вы собираетесь использовать свое судно как многоцелевое – для прогулок, рыбной ловли или для буксировки воднолыжников, например, то Вам потребуется, безусловно, больше, чем один винт.
Настоятельно рекомендуется всегда иметь с собой на борту запасной винт с полным комплектом крепежа.

Маховики

На моторах “Вихрь” и первых выпусках моторов “Вихрь-М” устанавливался маховике шестью магнитами, размещенными внутри обода с одинаковым шагом 60°. Для мотора “Вихрь” этот маховик имел номер 2.119-000, для мотора “Вихрь-М” -4.119-000.

С начала 1971 г на маховик не устанавливали два магнита (третий и шестой от шпоночного паза по часовой стрелке, если смотреть изнутри маховика), в результате чего шаг магнитов по ободу стал переменным (120-60-120-60°). Номера маховиков не изменялись. Поэтому, несмотря на внешнюю идентичность маховиков их нельзя переставлять с одного мотора на другой.

Основная причина этого состоит в различии угла опережения зажигания — у “Вихря” – 38°, а у “Вихря-М” – 30° (до ВМТ 7,87 и 5,02 мм соответственно). Такое изменение максимального угла опережения выполнено за счет разворота на 8° кулачка, который расположен на ступице. Поэтому на мотор “Вихрь” можно устанавливать только маховик 2.119-000, а на ” Вихрь-М” – 4.119-000. Внешне их можно отличить по расположению кулачка — на маховике 2.119-000 отверстие для крепления кулачка смещено от оси шпоночного паза на 10°, на маховике 4.119-000 – на 18°.

На моторы “Вихрь-М” и “-30”, оборудованные контактной системой зажигания МВ-1, и с ручным запуском устанавливаются маховики 3.119-700, с электрозапуском (с зубчатым венцом) -3.119-701. Эти маховики взаимозаменяемы; разница заключается лишь в наличии у последнего зубчатого венца. На “Вихрь-М” и “Вихрь-30”, оборудованные бесконтактной ЭСЗ (МБ-2), с ручным запуском устанавливаются маховики 4.121-000, с электрозапуском -4.121 -000-01; для системы зажигания МВ-1 они не пригодны.

УСТРОЙСТВО ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ

Моторы модели «Вихрь» выполнены по одной конструктивной схеме, отличие моторов мощностью 30 л.с. от моторов мощностью 25 л.с. заключается в увеличенном диаметре цилиндров и как следствие этого, блоки цилиндров, блоки головок, глушители, картера в части координат крепления блока цилиндров, поршни имеют соответствущие конструктивные отличия.

Читайте также:  Как то с милым мы в лодке катались

На моторах «Вихрь–25Р электрон», «Вхрь-30Р электрон» и «Вхрь-30 электрон» установлена электронная схема зажигания в отличие от маховичного магдино с механическими прерывателями на моторах «Вихрь-М», «Вихрь-30Р» и «Вихрь-30». Моторы «Вихрь-30», «Вихрь-30 электрон» имеют систему электрозапуска.
Во всём остальном моторы имеют совершенно одинаковую конструкцию.
Моторы состоят из следующих узлов и систем: двигателя с поддоном, дейдвудной трубы, привода гребного винта (редуктора), подвески, топливной системы, системы электрооборудования, системы запуска.

Подвесной лодочный мотор Вихрь 30 Э

Подвесной лодочный мотор Вихрь 30Э – это самый популярный среди любителей водного спорта и профессиональных рыболовов отечественный лодочный мотор. Данная модель оснащена электростартером, что позволяет использовать его на лодках, оборудованных рулевым управлением. Также устройство отличается неприхотливостью к топливу, надежностью, продвинутой системой зажигания. Мотор порадует своих владельцев мощностью двигателя в 30 лошадиных сил, объемом цилиндров в 488 куб.см и объемом топливного бака на 22 л. Вихрь 30Э весит 54 кг., имеет два цилиндра и выдает 5000 оборотов в минуту.

Техническая характеристика лодочного мотора Вихрь-30Э:

  • Рабочий объем – 488 куб.см;
  • Количество цилиндров – 2;
  • Мощность двигателя – 30 л.с.;
  • Максимальное число оборотов в минуту – 5000;
  • Система зажигания – электронная МБ-22
  • Смазка – преварительным смешиванием
  • Соотношение бензин:масло (М12-ТП) – 40:1;
  • Объем топливного бака 22 л;
  • Масса – 54 кг;
  • Передачи – F-N-R;
  • Запуск – ручной и электростартер

Подвесной лодочный мотор Вихрь 30

Этот удобный отечественный лодочный мотор отличается доступной ценой, мощностью и надежностью. Вихрь-30Р оснащен ручным запуском и управлением с помощью румпеля, он неприхотлив к топливу и прост в эксплуатации. Также разработчики снабдили мотор улучшенной системой зажигания, которая обеспечивает надежность питания устройства, улучшили расплыв топлива в карбюраторе и изменили газораспределительный процесс, благодаря чему удалось значительно снизить гидравлическое сопротивление в цилиндрах. Также к достоинствам мотора Вихрь-30Р можно отнести применение вихревого эффекта.

Техническая характеристика лодочного мотора Вихрь-30Р:

  • Рабочий объем – 488 куб.см;
  • Количество цилиндров – 2;
  • Мощность двигателя – 30 л.с.;
  • Максимальное число оборотов в минуту – 5000;
  • Система зажигания – электронная МБ-22
  • Смазка – преварительным смешиванием
  • Соотношение бензин:масло (М12-ТП) – 40:1;
  • Объем топливного бака 22 л;
  • Масса – 49 кг;
  • Передачи – F-N-R;
  • Запуск – ручной.

Лодочные моторы Вихрь: модельный ряд и цены

Куйбышевское моторостроительное объединение имени Фрунзе прославилось на весь мир благодаря лучшему на то время изобретению, которым оказался лодочный мотор Вихрь. В свои годы это была самая востребованная техника, которая выкупалась большими объемами торговыми представительствами и быстро реализовалось. Даже сегодня она остается в числе популярных за счет низкой стоимости, высокой мощности, отличных ходовых характеристик и материала. Не наблюдается коррозии на корпусе даже при постоянно эксплуатации как в пресной, так и в морской воде.

Интересные факты о компании

За время своего существования фирма множество раз подвергалась переименованию и наконец обрела постоянное – ОАО «Кузнецов». С 1961-го по 82 год управляющим завода был Леонид Чечень, а исполнительным директором Сергей Павлинич.

Компания специализировалась на разработке различных конструкций. В ассортимент компании вошли следующие группы товара:

  • ракетные двигатели для ракет «Союз» и «Союз 2»;
  • газоперекачивающие силовые агрегаты;
  • блочно-модульные электростанции.

Помимо производства вышеупомянутой техники, компания занималась ее ремонтом, реконструкцией и восстановлением. Эти услуги были очень востребованными.

Под торговой маркой Вихрь выпускается множество оборудования, в числе которого состоят бензопилы, лодочные двигатели, дрели и другие электрические инструменты. Весь перечень товара можно изучить на официальном сайте. Также здесь имеются запчасти для лодочных моторов, поэтому у пользователя не возникнет проблем с их поиском.

Продукция марки Вихрь широко востребована в разных отраслях, начиная от профессиональной и заканчивая бытовой. Техника стабильно выполняет работу по назначению без перебоев. За длительную историю бренд заслужил доверие большого круга потребителей.

Рейтинг лучших лодочных моторов Вихрь

Лодочные моторы Вихрь уже не производятся и представлены на рынке всего в трех вариациях. Каждая модель обладает индивидуальными техническими характеристиками, преимуществами и недостатками. Естественно, такая техника уже не будет соответствовать требованиям современного потребителя. Но для неприхотливого рыбака-любителя ее вполне достаточно. Итак, какие модели выпускались под маркой Вихрь:

Вихрь 20

Особо востребованной данная модель была в 80-90 годах. Она отличилась от конкурентов минимальным уровнем шума и простой конструкцией, с которой способен разобраться даже человек без опыта. Благодаря этому оборудование можно было модернизировать и дополнять.

По сравнению с импортными моделями прибор реализовался по доступной стоимости, помимо этого он экономно расходовал топливо, что делало его еще более популярным. В среднем за час беспрерывной работы двигатель потреблял около 11 л горючего. Топливная емкость наполнялась традиционной смесью из бензина марки АИ72, АИ80 или АИ92 и масла в пропорции 50:1.

В случае если применять топливо в чистом виде, в дальнейшем это приведет к поломке и потребуется проводить ремонт лодочного мотора Вихрь. Сама емкость для горючего вмещает до 22 л жидкости. Двухтактный двигатель оснащен дефлекторной продувной системой и жидкостным охлаждением.

Краткие технические характеристики силового агрегата:

  • Свежие записи
  • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
  • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
  • Какие моторы бывают у стиральных машин
  • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
  • Как снять стопорную шайбу с вала

Источник: sredyakuhska.ru

УСТРОЙСТВО ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ ВИХРЬ

В одной лодке

У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь.

Лодочный мотор «Вихрь» «Вихрь-М» «Вихрь-30»
Годы выпуска 1966—2010-е
Страна выпуска СССР/Россия
Заводы КМПО им. Фрунзе (г. Самара), Завод им. Свердлова (ныне ОАО ПМЗ) г.Пермь.
Серийность крупносерийное
Тип двигателя Двухтактный карбюраторный
Мощность двигателя 20, 25, 30 л.с.
Часовой расход топлива «Вихрь» = 9 л/ч; «Вихрь-М»/«Вихрь-25» = 9,5 л/ч; «Вихрь-30» = 11,5 л/ч (на максимальных оборотах).
Муфта сцепления кулачковая, встроенная в редуктор
Редуктор конический, реверсивный
Управление дистанционное, румпель;
Топливный бак отдельный, 22 л.
Гребные винты скоростной для спарки (шаг 320 мм), грузовой (шаг 240 мм), скоростной (шаг 282 мм), стандартный (шаг 300 мм);
Система запуска ручной стартер, электростартер;
Масса 45,8 — 49 кг

«Казанка-6» с мотором «Вихрь-30»
У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь 30.

Лодочный мотор «Вихрь-30Р»
Годы выпуска 1972 — 2010-е
Страна выпуска СССР/Россия
Заводы КМПО им. Фрунзе (г. Самара), Завод им. Свердлова (ныне ОАО ПМЗ) г.Пермь.
Серийность крупносерийное
Тип двигателя Двухтактный карбюраторный
Мощность двигателя 30
Часовой расход топлива 11,5 л/ч (на максимальных оборотах);
Муфта сцепления кулачковая, встроенная в редуктор
Редуктор конический, реверсивный;
Управление дистанционное, румпель;
Топливный бак отдельный, 22 л;
Гребные винты штатный (шаг 300мм), скоростной (шаг 282 мм), скоростной для спарки (шаг 320 мм), грузовой (шаг 240 мм);
Система запуска ручной стартер;
Масса 45,8

— марка подвесных лодочных моторов производства Куйбышевского моторостроительного производственного объединения им. Фрунзе (г. Самара) с 1966 года по 2010 год и являвшийся в указанный период самым популярным лодочным мотором в СССР и на постсоветском пространстве.

Конструктивные особенности

Серийно выпускались три модели: «Вихрь», мощностью 20 л.с., «Вихрь-М», мощностью 25 л. с. и «Вихрь-30», мощностью 30 л. с. Были изготовлены экспериментальные образцы моторов мощностью 40, 45 и 60 л. с.

Лодочные моторы «Вихрь» построены по классической схеме с вертикальным расположением узлов.

Двигатель — двухтактный двухцилиндровый карбюраторный двигатель. У мотора «Вихрь» продувка дефлекторная, у мотора «Вихрь-М» — трёхканальная возвратно-петлевая продувка, и у мотора «Вихрь-30» — трёхканальная возвратно-петлевая продувка. «Вихрь-М» («Вихрь-25») и «Вихрь-30» отличаются незначительно, в основном формой глушителя и устройством выхлопа в дейдвуде, у «Вихрь-30» настроенный выхлоп. Впуск свежей смеси в картер — через золотниковое устройство с текстолитовыми «шайбами».

Рабочий объём мотора «Вихрь» составляет 423 см3, «Вихрь-М» = 423 см3, «Вихрь-30» = 488 см3.

Топливо — смесь бензина А-76 с автолом или маслом для двухтактных двигателей.

Зажигание рабочей смеси осуществляется от магнето МГ-101 на Вихрь

и МВ-1 на
Вихрь-25/30
с маховиком, на ранних моделях — с контактным прерывателем, с начала 80-х годов — бесконтактное.

Охлаждение двигателя — принудительное, забортной водой. Для этого в конструкции мотора предусмотрен насос-дозатор (помпа).

Запуск двигателя осуществляется ручным стартером. Модель «Вихрь-30» может комплектоваться и электростартером. Предусмотрен также «аварийный» запуск при помощи стартового шнура.

Дейдвудная труба мотора (промежуточный корпус) связывает двигатель и редуктор. С помощью подвески с упругими элементами и струбциной мотор закрепляется на транце лодки.

Редуктор моторов «Вихрь» конический одноступенчатый реверсивный с возможностью включения свободного хода.

Гребной винт трёхлопастной. Передача вращения от выходного вала редуктора к винту — через демпфер и срезную шпонку, которые являются самым слабым звеном в силовой передаче от двигателя к редуктору. При ударе винта о подводное препятствие шпонка срезается и предохраняет детали мотора от поломки. Для продолжения движения шпонку необходимо заменить.

Управление мотором осуществляется с помощью румпеля и дистанционно.

Моторы имеют отдельный бензобак, стандартной ёмкостью 22 литра, который можно размещать в любом месте лодки.

Двигатель закрывается кожухом.

Мотор имеет генератор переменного тока (напряжение 12 В, мощность 30 Вт) для питания ходовых огней лодки и заряда аккумуляторов.

Замена коленчатого вала на моторе Вихрь

При достаточном опыте, изготовив несколько простых приспособлений, можно успешно и грамотно заменить изношенные коленчатый вал и подшипники и в домашних условиях.

Чтобы приступить к этой работе, нужно, руководствуясь инструкцией, разобрать двигатель и снять верхнюю и нижнюю крышки картера. Дальнейшую разборку и разъединение половин коленвала нужно выполнять, только используя приспособление для удержания коленвала от проворачивания и специальный ключ для отвинчивания стяжного болта. Удержание коленвала за нижний квадрат в тисках недопустимо, так как возможен проворот шатунного пальца в щечках коленвала и порча вполне еще работоспособной детали.

Приспособление для удержания коленчатого вала при затяжке стяжного болта 1 – пластина, столь Ст.3; 2 – упор, стал Ст.3

Перед отворачиванием стяжного болта удаляется длинный шплинт, контрящий болт в щечке полуоси коленвала верхнего цилиндра, болт выворачивается специальным ключом и обе половинки вала с золотниками снимаются со средней опоры. Затем средняя опора ставится лабиринтовым уплотнением вниз и ударами по кольцу 2.102—002 выколоткой из мягкого металла (меди, алюминия), вставленной в специальные прорези картера, удаляется уплотнение и наружное кольцо со средним игольчатым подшипником. Подшипники верхней и нижней коренных опор также вынимаются при помощи выколоток, причем предварительно из нижней крышки картера удаляются уплотнительные манжеты.

Читайте также:  Лодочный мотор Сузуки 100 расход топлива

Промыв подшипники в бензине, следует убедиться в возможности их дальнейшего использования: отсутствии выкрашивания на беговых дорожках, шариках и иголках, целости сепараторов, свободном вращении без треска и заеданий, отсутствии радиального и осевого люфтов. После четырех-пятилетней эксплуатации, как правило, подшипники верхней и нижней коренных опор нуждаются в замене. Допустимый радиальный зазор у подшипников № 205, 305 и 60205 может быть от 0,010 до 0,024.

Специальный ключ S=10 для затяжки болта коленчатого вала. Материал сталь 45.

Какой же коленвал можно признать годным к дальнейшему использованию?

В бронзовой втулке малой головки шатуна не должно быть надиров, следов трения по торцам и проворота втулки в шатуне. Шатуны должны свободно вращаться на пальцах кривошипов без каких-либо заеданий и торможения. Через боковые прорези в большой головке нужно тщательно проверить состояние роликов (отсутствие повреждений рабочих поверхностей).

Коренные шейки коленчатого вала не должны иметь выработки на рабочих диаметрах. Размеры эти должны быть в пределах: диаметр верхней шейки — 25-0,008-0,022 мм, средней — 35 ±0,008 мм, нижней — 25-0,008-0,022мм. Допустимый радиальный зазор в подшипнике средней опоры — 0,017÷0,053.

Осмотрев все детали и заменив изношенные, приступаем к сборке двигателя. Само собой разумеется, что при сборке нужно тщательно следить за чистотой деталей и рабочего места.

Установка приспособления против прокручивания на коленчатом валу.

Сборка картера начинается с запрессовки в него подшипников: вначале они прессуются в крышки и среднюю опору, а потом крышки надеваются на среднюю часть картера, собранную с коленчатым валом, и соединяются с ней. В верхнюю крышку одновременно запрессовываются два шариковых подшипника — 60205 и 205 с установленным между ними сальником 2.214-000 в распорном кольце (втулке) 2.103-004. Делается это так: подшипник 60205 кладется защитной шайбой вниз и его полость заполняется смазкой ЦИАТИМ-201, которая обеспечит необходимую смазку подшипника в течение всего ресурса двигателя.

Затем на него сверху устанавливается распорное кольцо 2.103-004 со вставленным сальником 2.214-000 пружинкой кверху и подшипник 205. Нагретая в течение 5 мин до 60—80° верхняя крышка ставится полостью кривошипной камеры вверх и посадочное место под подшипник смазывается автолом. В пакет подшипников вставляется внутренняя оправка, имеющая упор в наружное кольцо подшипника, и весь узел прессуется в гнездо до упора в буртик. Подшипник нижней коренной опоры (205 у мотора «Вихрь» и 305 у мотора «Вихрь-М») запрессовывается также в предварительно нагретый картер упором в наружное кольцо подшипника. Сальники 2.112-000 нижней кривошипной камеры заполняются смазкой ЦИАТИМ-201 и вставляются в гнезда так, чтобы обе пружины были направлены наружу.

Оправка для монтажа крышки верхнего картера

На следующем этапе приступаем к монтажу узла подшипника средней опоры. Вначале в гнездо до упора в буртик ставится кольцо 2.102-002. Затем прессуется втулка 2.102-003, предварительно смазанная автолом, до упора в кольцо 2.102-002 (картер перед запрессовкой также нагревается). После этого в оба сепаратора 2.142-001 вставляются ролики 2,5 X 12 и вместе с ними устанавливаются во втулке. Остается запрессовать лабиринтовое уплотнение 2.102-001 до упора во втулку и все подшипниковые узлы коренных опор смонтированы.

Теперь можно приступать к установке коленвала. На выступающий из щеки нижней полуоси коленвала палец шатуна надевается пружинная шайба 2.131-004, а на штифт — пружинная шайба 2.131-003 (выпуклой стороной в сторону щеки) и нижняя золотниковая шайба (скосом в сторону щеки). Полуось осторожно вводится в подшипник средней опоры со стороны лабиринтового уплотнения. Аналогично устанавливается золотниковая шайба 2.131-001 на верхнюю полуось коленвала. Скос шайбы также должен быть направлен к щеке верхней полуоси.

Затем верхняя полуось вставляется в среднюю часть картера со стороны верхнего фланца. При этом необходимо расположить полуоси так, чтобы риски, нанесенные на наружном диаметре щек, были расположены по одной прямой вдоль оси коленчатого вала. После этого полуоси стягиваются болтом, находящимся на коленчатом валу. Удерживать коленчатый вал от проворота можно только специальным приспособлением и при этом следить, чтобы не выпали пружинные шайбы золотников.

Шайба регулировочная 2.101.-002, лента У9А-0,2 ГОСТ 2293-69

Стяжной болт затягивается специальным ключом до совпадения отверстий под шплинт, проходящих через щеку коленчатого вала и головку стяжного болта. Перетягивать сверх совпадения отверстий и затем ослаблять стяжной болт нельзя.

После совпадения отверстий необходимо вставить шплинт ∅3,2X50, произвести его легкую усадку, без деформации головки, и развести концы вдоль щеки в противоположные стороны, обрезав их, если они чрезмерно длинны. Чтобы определить толщину регулировочных шайб, необходимых для обеспечения осевого перемещения коленчатого вала, производится предварительная сборка всего картера.

Шайба регулировочная 4.101-003, лента У9АВТНО 2284-69 ГОСТ 2293-69; а=1,5; 1,7; 1,9; 2,1. Не параллельность торцов Б и В не более 0,0.3 мм

Для этого его верхняя крышка с прокладкой 2.101-001 напрессовывается на коленчатый вал и стягивается со средним картером при помощи трех симметрично расположенных болтов. Затем между буртиком нижней цапфы коленвала и подшипником фаской в сторону коленвала устанавливается одна из шайб: 4.101-003 (у моторов «Вихрь-М») или 2.101-002 (у моторов «Вихрь»), Нижняя крышка также напрессовывается па коленчатый вал и крепится через прокладку 2.101-001 к средней части картера при помощи трех симметрично расположенных болтов. Картер устанавливается плоскостью крепления цилиндров вверх и шатунная шейка нижнего шатуна также выводится вверх (в положение ВМТ). Коленчатый вал перемещается (отжимается) сначала, например, к нижнему коренному подшипнику, затем к верхнему и индикатором замеряется величина перемещения.

По результатам полученных замеров подбирается толщина регулировочной шайбы 4.101-003 под нижнюю крышку (шайба ставится обязательно) и 2.101-002 под верхнюю крышку (при необходимости). Допустимое осевое перемещение коленчатого вала должно быть в пределах 0,05÷0,3 мм.

Положение контровочного шплинта стяжного болта коленчатого вала.

После этого верхняя и нижняя крышки картера снимаются, на коленчатый вал ставятся подобранные шайбы, прокладки 2.101-001 смазываются герметиком и устанавливаются на фланцы картера. Проверяется совпадение отверстий в них и во фланцах, верхняя и нижняя крышки картера окончательно напрессовываются и затягиваются все болты крепления. Рекомендуется повторно проверить осевое перемещение.

Напрессовку верхней крышки картера на коленчатый вал, как при предварительной, так и при окончательной сборке, необходимо производить с навернутой на резьбу хвостовика коленчатого вала специальной конусной оправкой, которая предотвращает спадание пружины с сальника 2.214-000 при монтаже. Оправка изготавливается так, чтобы в месте перехода конуса в шейку коленвала отсутствовал уступ. Дальнейшая сборка двигателя выполняется по инструкции.

Следует предупредить любителей, производящих ремонт самостоятельно, что раскомплектовывать полуоси коленчатого вала, а также детали картера (верхнюю, среднюю и нижнюю части) нельзя, так как на заводе посадочные поверхности под подшипниковые узлы в них обрабатываются совместно (в сборе) и при замене одной какой-нибудь части нарушается соосность.

Потребительские характеристики

Подвесные лодочные моторы «Вихрь» — самые массовые в СССР. Нашли применение на туристических, хозяйственных, прогулочных, патрульных и спасательных лодках — там, где требуется достижение высокой скорости движения.

Достоинства

  • достаточно высокую мощность;
  • невысокую цену мотора: в 1970-х годах «Вихрь» стоил 400 рублей, был дешевле «Нептуна», который стоил 460 рублей, и существенно дешевле импортных моторов аналогичного класса и мощности, которые в тот период стоили около 700—800 долларов США.
  • доступность запасных частей, так как их выпускал не только завод-изготовитель мотора, но и множество других заводов, кооперативов (в 1980-х годах), а позже — различные фирмы в России и Китае. По этому показателю «Вихрь» существенно превосходил все остальные советские моторы. Кроме того «Вихрь» среди моторов аналогичного класса имеет общую невысокую численность деталей, подверженных износу и поломкам.
  • хорошую ремонтопригодность — практически любую неполадку можно устранить (при наличии минимального набора запчастей и инструмента) даже в путевых условиях;

Благодаря указанным достоинствам «Вихрь» получил большую популярность в СССР, а в труднодоступных местах остается популярным и в конце 2010-х годов.

Недостатки

Недостатков у моторов «Вихрь» было значительно больше и многие из них не были устранены заводом вплоть до окончания выпуска моторов:

  • слишком большое гидродинамическое сопротивление подводной части, особенно у ранних моторов;
  • довольно высокая шумность (владельцы моторов снижали шумность обшивкой кожуха поролоном с внутренней стороны);
  • неудачное расположение выхлопного патрубка, приводящее к возникновению гидродинамического момента, стремящегося развернуть мотор и создающего статическое усилие на румпеле (6 кг).
  • отсутствие термостата в системе охлаждения, что не позволяет поддерживать оптимальный тепловой режим двигателя в весенний и осенний периоды;
  • нестандартное крепление гребного винта и как следствие — невозможность использования винтов, выпускаемых зарубежными производителями;
  • низкий КПД гребного винта, редуктора (владельцы моторов выполняли полировку винта и корпуса редуктора, что повышало КПД);
  • неоптимальные для большинства лодок параметры штатного гребного винта;
  • в редукторе используются подшипники скольжения, имеющие ограниченный срок службы и уплотнительные манжеты невысокого качества;
  • неудобный механизм реверса, не позволяющий фиксировать муфту сцепления в положении свободного хода, что приводило к авариям или падением человека, запускающего мотор, за борт;
  • невысокая надёжность золотникового устройства;
  • на ранней модели «Вихрь» — тяжёлый тепловой режим верхнего цилиндра;
  • ненадёжное магнето, как контактное, так и электронное;
  • затрудненная регулировка карбюратора.
  • на моторе «Вихрь-30» каналы системы охлаждения имели недостаточное сечение, как следствие, при изношенной помпе мотор периодически перегревается.

Любительские доработки

Владельцы моторов часто модернизировали их с целью устранения недостатков или повышения эксплуатационных качеств. В этом плане конструкция мотора предоставляла большие возможности. Помогали владельцам многочисленные публикации в журнале «Катера и яхты», а также книга «Вихрь без секретов», написанная главным конструктором. Некоторые доработки мотора были возможны только в заводских условиях.[1]

Поскольку прототипом мотора «Вихрь» были немецкие моторы Кёниг, которые хорошо зарекомендовали себя в водномоторном спорте конструкция советского мотора также допускала значительную форсировку, чем пользовались как спортсмены, так и водномоторники-любители. Первые, обычно, получали мощность 45-50 л. с. при 8000-8500 об/мин, правда за счёт катастрофического сокращения ресурса (до 30—60 минут). Вторые стремились к компромиссу между мощностью и надежностью и форсировали 20 сильный «Вихрь» примерно до 22-24 л.с., а 30 сильный — до 33-35 л.с. без повышения частоты вращения только за счет совершенствования процесса продувки и тонкой настройки карбюратора и применения самодельных более совершенных систем электронного зажигания. Популярны были и доработки мотора для повышения надежности.

Источник: zkm-v.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...