Преимущество правильно подобранного винта для лодочного мотора
Гребной винт для лодочного мотора
Если вы владелец лодочного мотора, тогда возможно у вас возникнет необходимость в выборе гребного винта.
Гребной винт является необходимым устройством для любой лодки, ведь с его помощью возможно переключение передач и эффективное движение.
С заменой гребного винта на лучшую модель появляется возможность увеличить скоростные характеристики, также весь потенциал лодочного мотора будет проявляться только с правильно подобранным винтом.
Если выбрать правильный винт, вы получите следующие преимущества:
- Уменьшение потребления топлива,
- Улучшенная мощность двигателя,
- Увеличивается грузоподъемность лодки,
- Существенно снижается уровень шумности,
- Появляется возможность выходить на глиссирование.
Маркировка гребных винтов лодочного мотора
Поговорим о винтах, какой винт выбрать для лодочного мотора ?
Маркировка гребных винтов лодочных моторов
Все винты имеют определенное обозначение, оно обычно наносится на ступицы винта или прямо на лопасти.
Из маркировки можно увидеть размер винта, его всегда отображают в дюймах.
В зависимости от производителя или страны изготовления маркировка может быть разной.
Например, 3213−101−14 это маркировка каталогов, на коробке или в инструкции по эксплуатации должна наноситься расшифровка.
Есть маркировка типа 1 ¼×15-G, где можно увидеть диаметр лопасти и шаг винта.
Количество лопастей в винте лодочного мотора
Количество лопастей в гребном винте лодочного мотора
Существует несколько вариантов лопастей, самыми простыми считаются варианты с 1 лопастью.
Их можно купить в том случае, если вам не страшна небольшая вибрация при движении.
Модели на 2 лопасти создают меньше вибрации и являются более эффективными.
Стоит понимать, что количество лопастей отражает эффективность движения, чем их больше — тем плавнее будет работа устройства.
Если вы не хотите долго выбирать и изучать количество лопастей, выбирайте варианты на 3 лопасти — отличное решение со средними характеристиками.
Шаг гребного винта лодочного мотора
Шаг винта лодочного мотора
Очень важный параметр, на который обязательно нужно обращать внимание.
Диаметр бывает самым разным и означает расстояние, которое винт проходит за 1 полный оборот.
Как разобраться в маркировке гребного винта
Если вы покупаете гребной винт с диаметром 13 дюймов, он получит максимальный шаг 50 см.
Подбор оптимального варианта выполняется на месте исходя из личных требований и характеристик лодочного мотора.
На что обращать внимание при выборе винта для лодочного мотора?
Гребной винт для лодочного мотора Ханкай
Винт для лодочного мотора Ханкай или другой модели выбирается исходя из ряда вышеуказанных рекомендаций, к ним еще можно прибавить увод лопасти и стоимость винта.
Но в любом случае наиболее важным показателем будет считаться количество оборотов двигателя, где правильно подобранный винт будет выдавать максимальную скорость и разгон при полном газе.
В противном случае неправильный винт будет не выдавать желаемых оборотов, которые указываются производителем лодочного мотора.
Обычно улучшить ситуацию с малым разгоном помогает установка винта уменьшенного размера.
Если же вам необходима увеличенная тяга для транспортировки груза либо вы занимаетесь буксировкой других плавательных средств, выбирайте винты с увеличенным диаметром.
Чтобы достичь оптимальной грузоподъемности и нормальной скорости выбирайте винты с меньшим диаметром, но увеличенным шагом. Обороты будут достигаться на достаточном уровне.
Важно: чтобы лодочный мотор безопасно и эффективно работал, нужно выбирать гребной винт с оптимальным сочетанием диаметра и шага.
- Увеличить обороты и скорость — воспользуйтесь меньшим диаметром и большим шагом винта,
- Увеличить тягу и снизить скорость — воспользуйтесь большим диаметром и меньшим шагом винта.
Если же вы владеете определенной моделью лодочного мотора, можете поискать рекомендации и отзывы о максимально подходящих гребных винтах.
Прочие рекомендации
- Материал винта — лучшими винтами считаются те, которые создаются из нержавеющей стали последнего поколения.
- Менее слабые лодочные моторы можно оснастить винтом из сплава алюминия и кремния, также имеются алюминиево-магниевые сплавы.
- Форма лопасти — важно учесть, что лопасти с увеличенной кривизной будут ускорять показатель кавитации. Обратите внимание на форму кромок спереди, они должны быть в меру острыми.
Особенности в работе винта лодочного мотора
Если случилось так, что в паспорте од данные, а ваш мотор, развивает совсем другие обороты, то корректировать эту ситуацию можно с помощью винта.
Если развиваемые обороты существенно ниже тех, что указаны в паспорте — нужно укоротить шаг винта. Один дюйм уменьшения приведет к повышению на двести оборотов.
Если же обороты выше паспортных — нужно удлинить шаг винта, внимая ранеесказаное.
Когда стоит задача более быстрого выхода на гидропланирвание, либо уменьшение скорости скольжения:
- Выбирайте четырёхлопастный винт, это приведет к снижению оборотов двигателя
- Чем больше винт в диаметре — тем обороты двигателя меньше. Но стоит учитывать, что лодка должна быть достаточно мощной.
- Для более успешного старта стоит выбрать вентилируемый винт.
Для получения наивысшей скорости:
- Уместным будет использование вентилируемых полированных винтов из нержавеющих материалов. Стоит учитывать, что при этом имеется возможность подъёма оборотов.
- На высокой скорости нужно использовать винт с высоким коэффициентом полезного действия.
Для получения более экономичного комплекта:
- Нужно использовать вин, шаг в котором немного больше
- Винт из нержавеющих материалов
- Развитый интерцептор повысит скорость при равных оборотах
Источник: poseidonboat.ru
Как выбрать гребной винт.
Каждый водномоторник задается вопросом – как подобрать гребной винт? Это очень важная часть мотора и подходить к вопросу нужно ответственно. Оптимальный вариант даст массу преимуществ. В этом материале мы поговорим не только о правильном выборе, но и всех сопутствующих нюансах. А также поговорим со специалистом и зададим ему несколько вопросов.
Необходимо ли заниматься подбором?
Основная проблема в том, что стандартный редуктор подвесного мотора не может переключать передачи. Но двигатель должен быть реализован по максимуму, необходимо использовать всю мощность. Гребной винт и его правильный подбор отвечают именно за эту характеристику. Поиск правильных параметров этого устройства предоставит массу преимуществ:
- Более качественные выходы на глиссирование
- Мотор сможет достигать максимальных оборотов, которые установил производитель
- Качественные гребные винты повысят показатели скорости и грузоподъёмности.
Также будет значительная экономия топлива, увеличиться ресурс мотора, снизиться его шум во время работы. Таких результатов пытается добиться каждый водномоторник.
Разновидности
На отечественном рынке гребные винты предоставляются многими компаниями. Все они отличаются мощностью, габаритами и другими параметрами. Чтобы разбить гребной винт на несколько подгрупп, нужно учитывать несколько характеристик.
- Шаг винта. Эта характеристика показывает длину, которую пройдет один винт за время оборота. H (см. рис. 2)
- Его размеры. Здесь нужно смотреть на окружность устройства, она описывается точкой каждой лопасти. D (см. рис. 2)
- Его дисковое отношение. Это суммарная площадь каждой лопасти, ее приравнивают к определенному показателю винта, а именно – диаметру.
- Сколько на нем лопастей. Самый популярный вариант – три лопасти. Но может быть две или четыре, в зависимости от модели.
- Из чего он изготовлен. Углеродистая, нержавеющая сталь, алюминиевый сплав и пластик.
- Особенности ступицы в модели. Она состоит из сменной втулки, лопастей или резинового демпфера.
- Особенности шлицов втулки в модели.
простая схема работы гребного винта (рис.2)
Виды маркировки винтов
Зачастую маркировочный знак можно найти на лопасти или ступице, используются дюймовые замеры. Его наносят в виде формулы:
11 ¼ х 15 – G – перед вами пример маркировки, которую наносит компания Ямаха, где первая цифра говорит покупателю о диаметре каждой лопасти, а вторая о шаге винта.
Иногда производитель может добавить в формулу и другие характеристики. Число лопастей, а также сторону вращения винта. Подобная формула выглядит следующим образом:
13 х 19 3RH, или 3 х 10-3/8 х 11 R, число 3 показывает нам, что у модели 3 лопасти, RH или R – характеристика вращения. Иногда на винте находится только его номерной знак. В таком случае всю информацию вы найдете на упаковке.
Рассчитываем параметры
В современных условиях предостаточно утилит для получения каждого параметра гребных винтов глиссирующих суден. Одни программы справляются быстро и предоставляют точную информацию, другие нет. Лучше считается диаграмма Папмеля, которая основана на высчитывании характеристик с помощью эмпирического метода. Простыми словами – используются тестовые заезды.
Чтобы получить точный расчет, необходимо обладать определенными знаниями:
1. Какие габариты имеет судно.
2. Показатель килеватности.
3. Показатель водоизмещения.
4. Какие размерения на уровне ватерлинии.
5. Присутствуют ли реданы и где они находятся.
6. Характеристики двигатели, а именно – его максимальную мощность и количество оборотов.
7. Показатель редукции.
Гребные винты имеют множество параметров и каждый нужно учитывать. Но если вам нужно узнать характеристики простого винта из алюминия для глиссирующей моторной лодки, можно обойтись минимумом параметров.
Нужны следующие данные:
- Максимальная скорость. Информацию можно найти в паспорте на лодку. Учитывайте, что не стоит выдумывать свои значения, они должны быть точными.
- Обороты двигателя. Данную характеристику вы найдете на табличке. Ее всегда помещают на струбцину мотора или в его отсек. Также информацию можно посмотреть на официальном сайте изготовителя.
- Данные о передаточном отношении редуктора. На помощь придет инструкция или поиск в интернете.
Теперь нам нужно провести строгий расчет по формуле:
V обозначает скорость в километрах, а n количество оборотов вала. Мы приводим пример для лучшего понимания. За основу взят расчет по подвесному мотору Suzuki DF90ATL, где мы получили:
1. Максимальную частоту вращений вала в диапазоне от 5000 до 6300 тысяч за 60 секунд.
2. Передаточное отношение 2.59.
3. Максимальная скорость на уровне 68 кмчас.
4. Теперь нужно взять показатели максимального вращения вала и разделить на передаточное отношение. Получаем — 6300:2,59 = 2432 оборотов за 60 секунд.
5. Далее считаем шаг. Получается — 750 х 68 : 2432 = 20,97. Значение можно округлить до 21.
Штатные винты имеют размерности 3 х 13 ¾ х 19, что практически аналогичны к тем цифрам, что у нас получились. Устройство нужно оставить для полной загрузки и процесса буксирования. Далее приобретаем гребной винт на 21 шаг, он будет отвечать за скорость.
Показатели обычного шага и диаметров винта всегда имеют общую связь. Не стоит приобретать слишком много разных винтов. Рамки одного шага позволяют иметь два-три разных показателей. Другими словами, для мотора с максимальной мощностью нужно выбирать аналогичный диаметр и наоборот.
Специалисты советуют подбирать гребные винты следующим образом – купить несколько агрегатов в магазине, обязательно с таким шагом, который близок к расчетному. Далее производятся измерения скоростных показателей лодки, также нужно наблюдать за оборотами двигателя. В каждом крупном регионе России вы сможете найти фестивали винтов, они проходят раз в год. На таких мероприятиях каждый сможет опробовать одну из моделей и получить бесплатные консультации.
Выбираем оптимальный вариант
Гребной винт всегда идет бок о бок с мотором и корпусом. Как же подобрать оптимальный вариант? Учитывая самые распространенные проблемы с винтами, специалисты разделяют данные агрегаты на несколько категорий.
1. Устройства тяжелого типа, когда мотор не может работать на полных оборотах, а процесс глиссирования затруднен. Нужно уменьшать шаг.
2. Гребные винты скоростного типа. В этом случае максимальная скорость и обороты достижимы только в том случае, если лодка мало загружена.
3. Универсальные винты. Если при минимальной загрузке достигаются вышеописанные показатели, но есть и отличие. Такой винт способен выходить на глиссирование при максимальной загруженности.
4. Устройства грузового типа. Даже при полной загрузке можно легко выйти на глиссирование. Единственный нюанс – присутствует небольшая потеря скорости.
5. Очень легкие устройства. В таком случае у лодки всегда будет недобор скорости, а мотор будет превышать допустимые обороты. В народе это называется «перекрутом». Нужен более габаритный и тяжелый винт с усиленным шагом.
На качества ходового комплекта напрямую влияет число лопастей. Гребные винты с тремя составляющими самые распространенные. Иногда можно увидеть модели с четырьмя лопастями. Но есть варианты с двумя и пятью элементами, но они почти не эксплуатируются в наше время.
Винт с четырьмя лопастями можно смело относить в категорию грузовых устройств, ведь дисковое отношение будет выше, если сравнить его с трехлопастным вариантом. Он является востребованным в том случае, когда нужна высокая грузоподъемность.
Несколько популярных вопросов
Теперь наш специалист в области гребных винтов ответит на самые распространенные вопросы.
— Хотелось бы узнать о самом простом методе проверки совместимости катера и имеющегося винта.
Для этого необходимо провести замеры оборотов и максимальную, а также минимальную загрузки. Показатели должны быть на том уровне, который рекомендует изготовитель. Если двигатель не может справиться с выставленным уровнем, то нужно ставить винт меньших размеров. Если же ситуация обратная – шаг увеличивается.
— Какое наиболее оптимальное количество лопастей в винте?
Зависит от того, что вы требуете от своей лодки. Некоторым нужен устойчивый показатель минимальной скорости глиссирования или высокий показатель подъема грузов. В этом случае 4 лопасти будут идеальным вариантом. Если же важны скоростные показатели, то смело покупайте гребной винт с тремя лопастями.
— Не могу выбрать материал винта, подскажите.
На современном рынке самыми эффективными являются алюминиевые и стальные модели. Все опять упирается в нужды и желания клиента. Чтобы добиться максимальной скорости, то стальной вариант будет предпочтительнее. С ним возможно максимально увеличение ходовых дифферентов без появления воздушных подхватов. Но нагрузка на редуктор будет максимальной из-за его массы, цена также не сильно порадует потенциального покупателя.
Если говорить о простом, повседневном использовании, то винт из алюминия будет в самый раз. Цена значительно меньше, гидродинамические характеристики более чем достойны. Если винт удариться о подводное препятствие, то вероятность поломки одного из валов минимальна. То же самое можно сказать и о редукторе.
— Когда я выхожу на глисс, то создается впечатление, что сцепление буксует. Думал, что проблема в винте, но визуально он выглядит нормально. Как решить проблему?
Причин может быть много. Скорее всего, проблема кроется в демпфере, который перевернулся. Найти его легко – втулка и ступица находятся справа и слева этой детали. Установка другого винта решит все вопросы.
— Можно ли увеличить эксплуатационный срок гребного винта?
Да. Дам один совет – старайтесь избегать тех случаев, когда винт касается дна. Также всегда следите за изменениями глубин и используйте гидроподъем, если проходите проблемное место. Я говорю об отмели, подводном препятствии.
— Так ли важно пользоваться оригинальными моделями винтов от производителя?
Стоит раз и навсегда понять одну истину. Многие неоригинальные винты производят на тех же заводах, где создается оригинальная продукция. Они не уступают в плане качества, но очень радуют потенциальных покупателей своей ценой. Поэтому мой ответ будет краток. Не обязательно использовать оригинальную продукцию, если вы уверены в качестве альтернативного варианта.
Мы рекомендуем:
- Каталог винтов Honda
- Каталог винтов Johnson
- Каталог винтов Mercury
- Каталог винтов Rubex
- Каталог винтов Suzuki
- Каталог винтов Tohatsu
- Каталог винтов Volvo
- Каталог винтов Yamaha
Источник: shopbrigantina.ru
Виды гребных винтов для лодочных моторов
Опубликовано 25 Ноябрь, 2017
Хорошо, конечно, у них там, за бугром. Если даже бегло окинуть взглядом тамошние марины, то сразу же бросается в глаза, что основная масса корпусов с подвесными лодочными моторами — это очень солидные, а по нашим меркам, просто впечатляющие лодки.
У всех задачи разные
И стоит у них на транцах не один мотор, в лучшем случае с небольшой «докаткой», а два-три, порой и (более внушительных моторов) весьма внушительные, чья суммарная мощность может быть и 1000, а то и пара тысяч лошадиных сил. Понятно, что, имея такую энерговооружённость, когда на каждую лошадиную силу приходится 3-5, ну, максимум 10 кг снаряжённой массы судна, заботы, как выйти на глиссер, у хозяина судна не бывает. Там, как правило, думают, о разгоне лодки до 50-60 узлов, а если ещё и корпус заточен под скорость, то и до 100 узлов.
У наших же соплеменников желания значительно скромнее, ибо по энерговооружённости наша среднестатистическая рыбацкая лодка существенно уступает западным «перформансам».
Поэтому и задачи, которые ставят перед собой наши земляки, имеют несколько иной характер: это попытка оптимизировать под разные режимы движения лодки с моторами от 9 до 30 л.с. Оставим пока в повестке эти номиналы, так как более мощные моторы представлены заметно меньше, да и выбор винтов для них несколько обширнее.
Этапы подбора винта
Я не напрасно сначала сделал небольшой экскурс в область больших мощных лодок. Потому как задачи по достижению более высоких скоростей ставят как там, так и у нас.
Вот только из-за ключевого термина «энерговооружённость» они решаются несколько разными методами.
Если для «забугорной» техники нет практически никакой разницы, сколько человек на борту такой лодки — 1-2 или 10-15; когда такой табун висит на транце, для решения задачи ставятся винты с небольшим дисковым отношением, да ещё и работающие в условиях интенсивной аэрации вперемешку с кавитацией — то у нас всё совсем иначе.
Поэтому выделим эту самую разницу в две задачи.
- Когда в нашем условном корпусе кроме шкипера, мотора с небольшим запасом топлива и необходимого снабжения больше ничего нет. То есть лодка налегке и шкипер намерен развить максимальную скорость.
- И вторая часть задачи: когда в той же условной лодке помимо всего вышеуказанного есть ещё второй член экипажа, бензин взят с запасом на пару дней барражирования по самым рыбным местам. Ну, и понятно, что на борту рыболовный скарб, а на обратном пути, может, будет ещё и улов.