Видно ли подводную лодку с самолета

Ресурсы: техническое описание TLS, LaTeX — в картинки (img)

Подводные лодки: слежка и обнаружение

oldsubs

Как можно “мониторить” перемещение подводных крейсеров? Важность подобного мониторинга – понятна: информация о местонахождении лодки в данный момент времени делает её очень уязвимой; сведения о перемещении крейсера имеют ключевое значение для построения эффективной ПРО.

Есть вполне очевидные способы слежения. Например, можно попытаться сопровождать лодки с момента их выхода в нейтральные воды, под водой, следуя “по пятам” другой лодкой. Места базирования лодок – известны. Об отправке в поход – докладывают “наблюдатели”. Всё просто, решение может оказаться особенно эффективным, если следить нужно лишь за несколькими лодками.

Контрмеры: выход крейсера прикрывается специальными кораблями и судами, которые создают помехи и “тени” (понятно, что разведывательная лодка также действует под водой, поэтому оптические методы обнаружения – работают плоховато). Как вариант: какой-нибудь “рыболовецкий сейнер” (из нескольких) может сопровождать крейсер достаточно долго, успешно вводя в заблуждение разведку.

Лодку слышно. Акустические разведывательные системы расставляют в разных районах мирового океана. Пути, которыми ходят подводные лодки, в общих чертах известны. Поэтому ряд направлений можно закрыть, проложив цепи сенсоров по дну и централизованно обрабатывая поступающую информацию.

Контрмеры: расположение фиксированных сенсоров известно – значит им можно периодически ставить помехи, и даже выводить сенсоры из строя. Такие действия будут сбивать разведку с толку.

Есть специальные разведывательные буи, которые сбрасывают, например, с самолёта. Автономный буй “слушает звуки” и передаёт собранную информацию через спутник или через какой-то ещё ретранслятор в центр обработки. Конечно, буи можно оперативно доставлять в подозрительные районы. Работать такой буй может месяцами. Продвинутый вариант способен погружаться под воду, всплывая лишь для обмена данными.

Контрмеры: можно имитировать проход подводной лодки, привлекая самолёты с буями в ложные районы.

Подводный крейсер – большая штука. Передвигаясь в толще воды с достаточно большой скоростью он создаёт разные возмущения в окружающей среде. Для обнаружения лодки можно фиксировать эти возмущения: например, годятся наблюдения за планктоном, за другими морскими жителями. Наблюдать могут автоматические станции (в том числе, буи).

Ударные волны, создаваемые идущей на глубине лодкой, выходят и на поверхность (с известной степенью потерь, конечно). Наблюдать волны можно с помощью специальных радаров, находящихся на разведывательных самолётах. Изменения окружающей среды можно фиксировать и со спутников. Кстати, любители исследования Google Earth нашли уже не одну подвсплывшую подводную лодку на спутниковых снимках морей и океанов, доступных в этой системе.

Контрмеры: лодка конструируется максимально незаметной, а маршрут патрулирования, скорость, глубина хода, планируются так, чтобы минимизировать заметные возмущения. Известно, что в океане есть течения, слои воды с разной температурой и т.п.

В некоторых случаях лодка должна подвсплыть: например, чтобы провести сеанс связи с помощью буя или перископа. Хотя и буй, и перископ должны быть выполнены малозаметными их также вполне могут обнаружить и самолёты, и спутники.

Во всех случаях, кстати, весьма важны сигнатуры, позволяющие уверенно опознавать лодку. Если хорошего набора сигнатур нет, то легко можно перепутать лодку с тем или иным имитатором, или просто незаметить крейсер на фоне “естественных шумов”. Контрмеры: сигнатуры нужно держать в секрете, а на публику выдавать дезинформацию (типа, “сфотографировали, случайно, лопасти винта”).

Адрес записки: https://dxdt.ru/2009/09/27/2648/

Похожие записки:

  • Обратная капча боевых роботов
  • Реплика: явления слуха и представления о физических процессах
  • Реплика: слух человека и преобразование Фурье

Далее — мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

  • 1. 27th September 2009, 23:19 // Читатель RE написал: ога, произвести мальенькие подводки-роботы, которые бы лежали рядом с базой, а по выходе лодки прикреплялись бы к ее борту (а лучше днищу, атомки вроде на дно не ложаться) выбрасывая переодически буи с инофрмацией.
  • 2. 28th September 2009, 00:06 // Читатель Арсений Фёдоров написал: В океане лодки ходят под так называемым термоклином. Он достаточно хорошо отражает акустические волны, над ним слышимость сильно хуже. Собственно, акустические буи ныряют не столько для скрытности, сколько для того, чтобы оказаться под термоклином и резко улучшить результаты прослушивания. Что это – http://www.webdive.ru/dictionary.php?id_termin=46
  • 3. 29th September 2009, 13:03 // Читатель arcman написал: > Кстати, любители исследования Google Earth нашли уже не одну подвсплывшую подводную лодку на спутниковых снимках морей и океанов, доступных в этой системе. Google Earth тоже самое что Google Maps?
    Мне казалось что они в хорошем кач-ве снимают только города и интересные объекты, вода им как бы не интересна.
  • 4. 29th September 2009, 22:45 // Читатель sashket написал: > Google Earth тоже самое что Google Maps? Google Earth – это программа, которую нужно инсталлировать на комп, а Google Maps можно смотреть через обычный браузер.
  • 5. 30th September 2009, 07:48 // Читатель arcman написал: Спасибо капитан, я учту. =) А теперь про сами снимки.
  • 6. 30th September 2009, 11:39 // Читатель sashket написал: Так ведь база снимков-то у них одна:-) Просто разрешение разное. Крупные города и столицы стран имеют разрешение порядка 0,2 – 0,5м на пиксель, а разные ландшафты позернистее будут, до 100м на пиксель.
  • 7. 30th September 2009, 18:12 // Читатель зашел в гости написал: Насчет снимков, по-моему автор немного ошибся. То что пользователи Google Maps нашли снимки какой-то секретной китайской подлодки – это факт. А вот найти лодку в открытом океане – это вряд ли, т.к. поверхность мирового океана с хорошей резолюцией снимать просто не имеет смысла.
    Например, база подводных подлодок:
    http://maps.google.com/?ie=UTF8spn=0.002449,0.01545z=17
    И открытое море буквально в десятке километров от базы – видно, что спутниковая фотография просто “обрывается”:
    http://maps.google.com/?ie=UTF8spn=0.077705,0.494385z=12
  • 8. 30th September 2009, 21:31 // Александр Венедюхин ответил: Не обязательно в открытом океане искать. Насколько я помню, в тех снимках Google Earth, которые я видел, лодки “попались” не так далеко от берега, в заливах и каналах. Желающие могут поискать в Google. По крайней мере, на сайтах любителей Google Earth легко находятся ссылки на снимки затонувших судов (понятно, что они тоже недалеко от берегов и портов) – это практически то же самое, в техническом смысле. Но, в принципе, суть примера не меняется. Со спутника подвсплывшую лодку видно. Более того, радары видят волны, сопровождающие ход лодки.
  • 9. 30th September 2009, 22:14 // Читатель зашел в гости написал: В принципе, вы правы. Если лодка различима в видимом диапазоне, значит и в других диапазонах тоже, и скорее всего спутник вообще может обнаружить ее в автоматическом режиме.
    Также я уверен, что ВМС основных игроков на мировой арене осведомлены об орбитах разведывательных спутников своих противников, и планируют всплытия лодок с учетом этой информации. Если лодки и попались в обьективы спутника работающего на Google Earth, то скорее всего они и не особо прятались.
Читайте также:  Лодочный мотор работает только на подсосе причины

RSS

Интернет-журнал, который ведёт Александр Венедюхин

Фото автораКратко этот сайт характеризуется так: здесь можно узнать про технологический прогресс, Интернет, математику, криптографию, авиацию, компьютеры, авиационные компьютеры, вооружения, роботов, вооружение роботов, армии мира, астрономию, космические исследования. И иногда о чём-то ещё (избранные записки).
Подробнее — см. страницу «О сайте».
Технические подробности об устройстве сайта.
Для писем:

Простой поиск по запискам

Избранные записки

  • О визире и слоне
  • Популярно о перехвате HTTPS
  • Постквантовый мир прикладной криптографии
  • Кто видит как кошка
  • TLS для DevOps
  • “Ключи на клиенте” и протокол Диффи-Хеллмана
  • Смартфон, скрытно прослушивающий разговоры
  • > другие избранные »

Криптография в коде

  • Криптографическая библиотека для Arduino
  • Шифр «Кузнечик» (ГОСТ Р 34.12-2015)

Источник: dxdt.ru

Поразить воздушного противника из воды. Зенитные ракеты для российских подлодок

Подводная лодка — угроза для подводных и надводных кораблей противника, но как субмаринам противодействовать авиации ПЛО?

подводная лодка, ЗРК, авиация, зенитные ракеты

Подводная лодка — угроза для подводных и надводных кораблей противника, но как субмаринам противодействовать авиации ПЛО?

Дальность обнаружения подводной лодкой противника зависит от технического уровня противостоящих сторон, опыта экипажей, гидрологической обстановки в районе поиска и составляет порядка 50 км, что соответствует примерно дальности применения противолодочного вооружения.

Авиация — самое эффективное средство обнаружения подводных лодок: она обладает скоростью, более чем на порядок превосходящей корабельную, способна быстро выдвигаться в нужный район и концентрировать необходимые силы. Еще одно важное преимущество противолодочных самолетов — их неуязвимость перед подлодками. Однако если субмарины получат средства ПВО, которые смогут применять скрытно, из-под воды, эта ситуация в корне переменится.

подводная лодка, ЗРК, авиация, зенитные ракеты

В режиме боевой работы противолодочные самолеты и вертолеты ограничены маневром — для любого современного ЗРК это просто подарок, пишут военные ученые. Активные разработки ракетных систем ПВО для субмарин ведутся с 70-х годов, но только сейчас появились технологии, позволяющие создать эффективные ЗРК такого типа. В 2014 году пусковую установку зенитных ракет малой дальности предложили разместить в забортном модуле, а боекомплект системы ПВО большой дальности — в вертикальных пусковых установках крылатых ракет. Для обнаружения целей и наведения ракет предполагается использовать радар, размещенный на перископе.

Итак, ситуация может сложиться так, что противолодочные силы противника, ПЛ-охотники и надводные корабли, будут обнаружены и атакованы раньше, чем они сами смогут обнаружить искомую подводную лодку. Серьезным преимуществом обладает авиация ПЛО с высокой скоростью полёта, более чем на порядок превосходящей скорость перемещения надводных кораблей и лодок-охотников.

Читайте также:  Подводная лодка типа огайо характеристики

подводная лодка, ЗРК, авиация, зенитные ракеты

Это позволяет ей быстро выдвигаться в заданный район и концентрировать необходимые силы на выбранном участке. Другим важным преимуществом авиации ПЛО является её фактическая неуязвимость перед подводными лодками. Сегодня угрозы для них практически отсутствуют.

Однако, представим гипотетически, что на подводных лодках появились зенитно-ракетные комплексы (ЗРК). То есть (условно), российские ЗРК стали «подводными», и их точное местоположение неизвестно. На начальном этапе, вообще, нет информации, есть они в конкретном районе или нет.

Между их появлением «на поверхности» (развёртыванием) проходит всего несколько минут, а ещё через несколько минут после старта ЗУР они вновь исчезают (местоположение ЗРК начинает изменяться со скоростью 10–40 км/ч, т. е. скорость тихого хода ПЛ разных типов). Сейчас экипажи самолётов и вертолётов ПЛО работают с комфортом. Но что, если ситуация изменилась, и над ними висит угроза внезапной атаки?

Кроме того, в режиме боевой работы самолёты и вертолёты ПЛО подвержены в большей степени поражению ЗУР, так как ограничены маневром (в выборе профиля высоты и скорости полёта). Для любого современного ЗРК это просто подарок. Потери самолётов и вертолётов ПЛО будут чувствительны для вероятного противника.

подводная лодка, ЗРК, авиация, зенитные ракеты

Сама по себе идея оснащения подводных лодок ЗРК не нова. Активные исследования в этом направлении ведутся с конца 1970-х годов как зарубежными, так и отечественными военными исследователями и продолжаются до настоящего времени. Отечественные ученые в области противовоздушной обороны (ПВО) считают, что уже сегодня имеются технологии, которые позволяют сделать эффективным ЗРК для ПЛ, способные обнаруживать и поражать воздушные цели на дальности не менее 20 км не только из надводного или перископного положения, но и с глубины применения ударного ракетного оружия.

Размещение существующих сегодня переносных ЗРК (типа «Игла» и др.) уже не может надежно защитить ПЛ от действий современной противолодочной авиации. Эти и другие обстоятельства заставляют нас принимать меры к созданию ЗРК подводного базирования. Еще в Советском Союзе, а затем в Российской Федерации активно проводились научно-исследовательские работы и поиск технических решений по созданию ЗРК подводного базирования.

Ракета IDAS имеет длину 2,6 м, диаметр 180 мм и дальность стрельбы не менее 15 км. Она способна уничтожать доселе неуязвимого и очень опасного для подлодок воздушного противника в системе ПЛО. Дозвуковая ракета оптимизирована для поражения низкоскоростных целей, вроде противолодочных вертолетов, которые особенно уязвимы во время полета на малой высоте с выпущенным гидролокатором. Четыре ракеты IDAS хранятся в транспортно-пусковом контейнере, умещающемся в стандартном торпедном аппарате калибром 533 мм. Ракета запускается из торпедного аппарата, пронзает толщу воды, взлетает над поверхностью, разворачивает крылья и включает ракетный двигатель.

Источник: naukatehnika.com

Видно ли подводную лодку с самолета

LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Информация-это то, что от вас скрывают. Всё остальное-реклама.

Малоизвестные проекты летающих подводных лодок. (США, Франция, СССР).

  • Feb. 24th, 2019 at 5:46 PM

Идея гибридов очень привлекательна – взять плюсы от одного устройства, и скрестить их с плюсами другого. И даже если в итоге не выйдет «два в одном» то есть надежда серьёзно улучшить одни плюсы или даже получить что-то новое. История военной техники знает сотни подобных примеров: танк-самолёт, самолёт-ракета, самолёт-вертолёт, некоторые из них находили применение в жизни, например, самолёт-лодка, а вот другие так и оставались забавными курьёзами. Об одном таком мы и поговорим – самолёты-подводные лодки. Не будем касаться хорошо известных и даже распиаренных проектов : советской ЛПЛ Ушакова, американских Commander-1 и -2, информацию о них легко найти. Куда же интереснее рассмотреть хоть и малоизвестные, но куда более необычные проекты .

1. Convair-General Dynamics «High Density» Seaplane.

1

В 1962 году в General Dynamics начались исследования по улучшению противолодочных самолётов – появление в морях субмарин с атомным реактором серьёзно усложнило противолодочную оборону. Даже успешно обнаруженная подлодка имела все шансы уйти на глубину и скрыться от преследователей, при этом, не теряя серьёзно в скорости.

Требовалась оружейная система, гарантирующая уничтожения врага, и одной из предложенных идей была разработка самолётов способных погружаться как подводные лодки и вести с ними борьбу в их среде. В отличие от обычных самолётов с глубинными бомбами, от самолёта-подлодки противнику не скрыться и не обмануть. От подлодки-охотника самолёт-субмарина отличался возможностью быстрой реакции на обнаружение врага – там, где обычная лодка будет добираться часы, самолёт прибудет за минуты. В рамках предложения были первично проработаны четыре варианта – три предполагали создание подлодки-самолёта вооружённой торпедами, в том числе и ядерными, в четвёртом самолёт выполнял роль только носителя, доставляя в нужный квадрат малую субмарину-охотника. Все проекты во внутренней переписке именовались «High Density» Seaplane.

Читайте также:  Как осуществляется связь с подводной лодкой когда она под водой

2

Вариант с самолётом-носителем и отделяемой подлодкой-охотником. Обратите внимание, что самолёт-носитель — СВВП.

Первый вариант предполагал создание сверхзвукового самолёта с возможность вертикального взлёта и посадки. Самолёт имел шесть двигателей – обычный турбореактивный маршевый, четыре малых турбореактивных для вертикального взлёта и посадки, и подводный реактивный двигатель на гидрореагирующем твёрдом топливе. Не смотря на то, что проект сулил наибольшие плюсы по характеристикам, необходимость размещения такого количества двигателей не позволяла выделить достаточно места под балластные цистерны. Так же удалось разместить только одну торпеду, что делало ошибку при атаке критической.

3

Сверхзвуковой вариант «High Density» Seaplane. Взлёт.

4

Сверхзвуковой вариант «High Density» Seaplane под водой.

Второй вариант представлял собой экраноплан с возможностью погружения. Выбор схемы экраноплана позволил бы менее заботиться об аэродинамике машины в полёте, использовать короткое крыло, что более приемлемо при движении в воде. Другой отличительной особенностью проекта было использование только одного двигателя, способного работать как на обычном топливе, так и на гидрореагирующем твёрдом топливе. Двигатель, разумеется, предстояло разработать. В итоге данный проект имел наибольшую полезную нагрузку и лучшие характеристики в подводном положении, но требовал множество дополнительных исследований.

5

Экраноплан «High Density» Seaplane в полёте.

6

Экраноплан «High Density» Seaplane под водой. Видно размещение торпед.

Третий вариант использовал меньше всего новшеств, и хоть и имел худшие характеристики, все технологии для его создания уже были проработаны. Это была дозвуковая летающая лодка обычной схемы. В воздухе машину приводили в движения три турбореактивных двигателя, под водой используется электромотор с обычным винтом.

Необходимость размещения аккумуляторов снизила полезную нагрузку до одной торпеды, но, тем не менее, именно этот проект был признан наиболее перспективным для дальнейшей проработки. В 1963 году к разработке по предложению военных были привлечены специалисты из Convair, имевшие большой опыт по разработке обычных летающих лодок. Проект получил в Convair обозначение Model 815.

7

«High Density» Seaplane, представление художника.

К 1965 году проект «High Density» Seaplane был проработан до уровня, позволяющего перейти к постройке прототипа. Самолёт должен был выполнен из нержавеющих материалов, в том числе и с применением титана.

Интересно особенностью конструкции был отказ от выделенных балластных цистерн – весь свободный объём самолёта выполнял эту роль, но для этого пришлось укрепить конструкции кабины пилотов, баков и отсека для вооружения. Для взлёта и посадки на воду использовались разработанное в Convair подводное крыло. После посадки автоматически герметизировалась кабина пилотов и двигатели – процесс занимал 2 минуты, после чего самолёт мог начинать погружение. Подготовка к взлёту занимала большее время, ибо предусматривала проверку экипажем двигателей. В режиме полёта скорость самолёта составляла 410 километров в час, дальность полёта — 900 километров, в режиме подлодки скорость 5 узлов, максимальная глубина погружения 30 метров, запас воздуха для экипажа из двух человек на 10 часов.

8

Продувочная модель «High Density» Seaplane.

Самолёты-подлодки предполагалось базировать на морских базах как в США, так и у союзников. При обнаружении подлодки противника двойка самолётов-субмарин вылетали в район обнаружения и начинали охоту. Рассматривался вариант взаимодействия с обычными противолодочными самолётами, которые бы помогли загнать врага в безвыходную ситуацию. Работа парами использовалась из-за того, что один «High Density» Seaplane нёс только одну торпеду.

9

«High Density» Seaplane финальный вариант.

10

Внутреннее устройство «High Density» Seaplane.

Кроме того, в Convair прорабатывался облегчённый вариант «High Density» Seaplane для проведения испытаний поведения подобных конструкций, как в полёте, так и под водой. Проект получил наименование Model-815-16. От базовой она отличалась меньшими размерами, отсутствием отсека с полезной нагрузкой, и экипажем из одного человека. Кроме того, на ней предполагалось испытать некоторые решения, в полезности которых для основного проекта были не уверены – например, использование воздушной подушки.

11

Convair Model-815-16.

Постройка первого прототипа предполагалась в 1968 году. Развёртывание серийного производства — к 1970 году. В целом руководство флота США было заинтересовано в проекте, как минимум для проверки идеи на практике. Но в 1966 году после обращения за дополнительным финансированием в конгресс вся идея подводных субмарин подверглась серьёзной критике, как неосуществимая.

Конгресс не только отказал программе в дальнейшем финансировании, но и потребовал свернуть программу. Что и произошло.

2. Французский курьёз.

12

В 1965 году часть материалов по «High Density» Seaplane была опубликована в американской прессе и, разумеется, быстро разошлась по миру. А уже в 1966 году во французском журнале Science https://raigap.livejournal.com/708280.html» target=»_blank»]raigap.livejournal.com[/mask_link]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...