Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.
Демонстранты шли с плакатами
одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых
2.Ошибки в предложениях с причастным оборотом
необыкновенно вкусны.
Приготовленные мамой оладьи были
Благодаря доктора больной поправился.
Поезд прибыл согласно расписания.
5.Имена собственные в предложении
Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты» Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».
Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.
6.Неоправданная инверсия
Типы ошибок | Примеры с ошибками | Правильные примеры |
Неоправданная инверсия | Глаза его прикрывали стёкла очков | Стёкла очков прикрывали его глаза |
КЛЮЁТ ВСЯ РЫБА, СЕКРЕТ КЛЁВА СССР. Всего 1 ложка и будет не рыбалка а бешеный клёв
7. Прямой порядок слов:
1) подлежащее предшествует сказуемому (Дождь идёт)
2) согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь)
3) несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба)
4) дополнение стоит после управляющего слова (вымочил листья)
5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льёт)
- Укажите предложение с грамматической ошибкой
- Постановлением губернатора области многодетным семьям предоставлены привилегии в выборе земельных участков под дачное строительство.
- События тех лет оставили глубокий отпечаток в его памяти.
- Четверо аспиранток закончили работу над диссертациями.
- Полине Борисовой удалось в четвёртый раз получить звание лауреата конкурса юных скрипачей «Овация»
- Врач не обнаружил у пациента никаких признаков болезни.
- Нельзя отрицать наличие положительных сторон работы.
- Я не часто пишу письма родителям.
- Никто из нас не принял участия в розыгрыше лотереи.
- Он уважает и заботится о своих родителях.
- Книга учит смелости и уважению к людям.
- В комнате стояли столы, стулья и книжный шкаф.
- Я читаю не только газеты, но и журналы.
- Двадцать один ученик сдал экзамен.
- Получены тысяча книг.
- Прошло десять лет.
- Эти три машины поехали в одном направлении.
Такая насадка может сделать всю рыбалку. Вкуснятина для карпа, трофейного карася, леща и т.д.
- Полжизни прошло.
- Брат с сестрой поехали в деревню.
- Холод и дождь были все лето.
- Кофе подорожало на десять рублей.
- Вселять уверенность за благоприятный исход.
- Уделить внимание родителям.
- Беспокоиться о детях.
- Оперировать фактами
- Удостоится награды
- Уплатить за товар
- Базироваться на аэродром
- Различать правду и ложь.
- Обвинять в непонимании
- Понимать о необходимости лечения
- Поражаться его трудолюбию
- Оперировать фактами.
- Обвинить за грубость
- Понимать о необходимости лечения
- Объяснить о решении директора
- Вселять уверенность в благоприятном исходе.
- Его халатность имела печальные последствия: картина не подлежала реставрации.
- За период педагогической практики, к сожалению, мнение об учащихся не сложилось.
- Улыбаясь, они шли к друг другу.
- По истечении срока давности документы сданы в архив.
- Старинный ритуал – надеть кольцо в день бракосочетания – означает желание и обязанность жить в мире и согласии со своим избранником.
- Многие дети говорят, что новый учитель более понятнее объясняет.
- Согласно инструкции решено направить бракованный аппарат в отдел контроля.
- В этом году нести вахту памяти у мемориала будут воспитанники суворовских училищ.
- Оратору было несложно обосновать свою позицию, так как он заранее подобрал аргументы.
- Мама одела ребенка в пальто и вывела во двор.
- Слова, звучавшие как оскорбление, попирали честь и достоинство журналистики.
- Наша соседка добрая, внимательная, приветлива с окружающими.
- В связи с ростом числа дорожно-транспортных происшествий принимать меры воздействия поручено и патрульно-постовой службе.
- Праздничное настроение создает весеннее убранство дома.
- При обнаружении бесхозных сумок и иных предметов во избежание взрыва запрещается их передвигать и раскрывать.
- Отчет командированного сдан в бухгалтерию.
- Живущему в обществе необходимо усвоить нормы морали, иначе он будет отвергнут окружающими.
- В целом проект был принят, устранить частные недостатки решено было в рабочем порядке.
- Члены совета директоров внесли предложение о расширении сферы деятельности холдинга.
- Согласно распоряжения директора в субботу состоится кросс.
- Попробуйте сами сформулировать тему сочинения.
- Приехав с Москвы, он долго рассказывал об особенностях столичной жизни.
- Солдат не скоро престал тосковать по семье, помогли успокоиться только частные письма родителей.
- Лишь один член администрации комбината принял сторону забастовщиков.
Источник: publekc.ru
Блог учителя русского языка и литературы Семененко О.В.
( 1) При упоминании египетских пирамид, как правило, имеют в виду Великие Пирамиды, расположенные в Гизе. (2) они не являются единственными пирамидами в Египте. (3) В период первых династий появляются мастабы – погребальные здания, состоявшие из подземной погребальной камеры и каменного сооружения над поверхностью земли.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) При упоминании египетских пирамид имеют в виду Великие Пирамиды, которые не являются единственными пирамидами в Египте.
2) При упоминании египетских пирамид, как правило, имеют в виду Великие Пирамиды.
3) Когда мы говорим о египетских пирамидах, как правило, имеем в виду Великие Пирамиды в Гизе, далеко не единственные в Египте, не забывая при этом, что в период первых династий появляются мастабы – погребальные здания.
4) Мастабы – это погребальные здания, состоявшие из подземной погребальной камеры и каменного сооружения над поверхностью земли, которые, как и пирамиды, существовали в Древнем Египте.
5) Великие Пирамиды, расположенные в Гизе, не являются единственными пирамидами в Египте, а предшественниками пирамид считаются мастабы – погребальные здания.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КАМЕРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КАМЕРА , -ы, ж. р.
1. Отдельная комната, помещение особого назначения. Дезинфекционная к. К. хранения ручного багажа. Тюремная к.
2. Закрытое пространство внутри какого-н. аппарата, сооружения, машины, а также закрытая полость внутри какого-н. органа. К. шлюза. К. сгорания в двигателе. К. в печи. К. сердца.
К. глаза.
3.Фотографический, киносъёмочный или телевизионный съёмочный аппарат. Скрытой камерой снимать (незаметно для того, кого снимают).
4.Накачиваемая воздухом резиновая оболочка (под покрышкой шины, мяча).
2. Давайте повторим теорию
Диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами.
Реплика – это высказывание говорящего в диалоге.
Цитата – это прямое использование текста из какого-либо источника . Цитату изменять нельзя.
Способ передачи чужой речи
1. Если реплики диалога даются каждая с абзаца, то перед ними ставится тире.
2. Если реплики следуют в подбор , без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире :
3. Если после реплики идут слова автора, то перед следующей репликой тире опускается:
4. Если одна реплика «разрывается» другой, а затем следует продолжение первой реплики, то после первой ее части и перед началом второй ставится многоточие:
— Значит, немец спокоен?
— Да, но не очень часто (Каз.).
2) «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты ей знаком?» — «Я им сосед» (П.).
3)«Не видать?» — повторил барин. «Не видать», — вторично ответствовал слуга (Т.);
— Ничего вы не просили.
— …хотя бы минуту внимания.
При цитировании цитата или её часть заключается в кавычки и может быть оформлена как:
2. Косвенная речь:
3. Предложение с вводными словами и словосочетаниями:
4. Отдельные слова и словосочетания
5. Цитаты из стихотворений не пишутся в кавычках, если соблюдаются стихотворные строки.
6. Если цитата приводится не полностью, то пропуск текста обозначается многоточием .
1)Белинский писал: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество»;
2) Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте»;
3) По словам А.М. Горького, «искусство должно облагораживать людей»;
4) Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность…
5) С.Есенин писал:
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
6) Л. Н. Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства»
Выполните задание 1. Оформите предложенные предложения в виде диалога письменно в своих тетрадях.
1) «Папа, а что является символом нашей Родины?» — спросил пятилетний Миша у своего отца.
2) Отец, не задумываясь, ответил, что символом России с давних времен считается береза.
3) «Вряд ли можно представить русское поле без белой березки или русский лес без березовой рощи, а баню русскую без березового веника», — подхватила бабуля.
4) Древние славяне говорили о живущих в ней душах умерших.
5) По их мнению, береза была символом возрождения и чистоты.
6) Миша спросил отца о распространенности березы в России.
7) Отец согласился и ответил, что береза отражает состояние души русского человека.
8) По словам бабушки, само слово «береза» означает беречь.
9) «Берегиня – это языческое божество у древних славян, которое считали матерью всех духов, ее как раз и представляли в образе березы», — подвел итог отец.
Выполните задание 2. Оформите цитату разными способами, используя материал таблицы. Ребята, вы можете взять свою цитату!
Мечтайте о великом: лишь великие мечты в силах затронуть людские души ( Марк Аврелий).
Домашнее задание
Выучите теорию, завершите работу над заданиями
Двадцать четвертое марта
Классная работа
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи
1. Продолжим готовиться к ГИА
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) заровнять (яму), огорчиться, поклониться
2) коснуться, собирательный, заскочили
3) обжигаться, покосившаяся (избушка), почитатель (таланта)
4) замереть (от испуга), обмакнуть (хлеб в варенье), приложить (усилия)
5) сбережения, блестящий, (поле) озарилось (солнцем)
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ра..шифровать, ра..твориться, ра..чётливый;
2) пр..изошло, д..ход, п..дстраховаться;
3) без..дейный, об..гранный, небез..нтересный;
4) пр..открыть, пр..чалить, пр..стольный (град);
5) неот..емлемый, коп..ё, необ..ятный.
3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) фланел..вый, красн..ватый
2) овлад..вая, крупитч..тый
3) хитр..нький, восьм..ричный
4) затм..вающий, со..вый
5) удва..вавший, податл..вый
2. Давайте повторим теорию
1. Основные способы передачи чужой речи
Предложения с прямой речью
Мистер Фокс сказал: «Я рад видеть вас!»
Сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями
Мистер Фокс сказал, что рад нас видеть.
Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи
Мистер Фокс рассказывал о предстоящей поездке на выставку.
Предложения с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения
Как сказал Мистер Фокс, выставка должна всем понравиться .
А.С. Пушкин писал: «Поэтом быть сложно, но так важно».
— Ты придешь?
— Не знаю.
2. Выполните тренировочные задания в рабочих тетрадях, чтобы закрепить материал
Задание 1 . Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?
Ответ записывает так:
1) – предложение с вводным предложением
1). Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки 2) «Завтра возможны осадки», — сообщили по радио. 3) По радио сообщили о возможных осадках. 4) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. 5) Завтра, по мнению моего соседа, возможны осадки.
Задание 2. Запишите предложения так, чтобы слова автора разрывали прямую речь. Для слов автора используйте слова для справок.
Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Любу.
Извините за беспокойство. Не могли бы вы сказать, как проехать к Белорусскому вокзалу?
Добрый вечер! Давайте знакомиться. Меня зовут Иван Фёдорович.
Слова для справок: 1. Произнёс незнакомый голос. 2. Обратился ко мне прохожий. 3. Сказал, улыбаясь, мой сосед по купе
Задание 3. Дополните предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания.
1) . ! — прорывались сквозь аплодисменты крики зрителей, покорённых игрой актрисы. — . !
2) . , — убеждённо говорил капитан нашей команды. — .
3) . ? — вежливо спросил прохожий. — . ?
Задание 4. Перестройте данные предложения, поставив слова автора после или перед прямой речью. В каждом предложении замените глагол, вводящий прямую речь, подходящим синонимом.
1) Художник Александр Дейнека говорил, что он любит спорт. Часами, по его словам, он мог любоваться бегунами, пятиборцами, пловцами, лыжниками. 2) Мой попутчик-художник рассказал, что он едет под город Тихвин, где есть у него приятель-лесник, будет жить у него на кордоне и писать осень.
Домашнее задание
Выучить теорию, завершить работу над заданиями
Пятнадцатое марта
Классная работа
Знаки препинания в БСП. Синтаксический разбор БСП
Словарная работа
Задание. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания на месте цифр:
Начавшиеся в конце октября(1) дожди уже месяц кропили землю (2) и (3) казалось (4) напитали влагой всё на свете (5) и улицы (6) и дома (7) и людей (8) зябко съёжившихся (9) и куда-то бегущих.
1) 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9- запятые
2) 3, 4, 8, 9- запятые; 5- двоеточие
3) 2, 3, 7, 8- запятые; 5- двоеточие
4) 3, 4, 6, 7, 8- запятые; 5 -двоеточие
Подготовка к ГИА
(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём мне рассказывала музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
(17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«За что, мальчик?» — (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, — это была моя родина.
(25). Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автор текста. Подтверждение этой мысли — (А)_____ («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки.
Как доказательство — в предложении 32 используется такой троп, как (Б)_____ («не прорастала жалостью»). В тексте используется (В)_____ («восторженными» слезами — предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту (Г)_____ (предложения 8, 23)».
1) сравнительный оборот
7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор
9) восклицательные предложения
Источник: oksanasemenenko.blogspot.com
Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных предложений.
Задание: укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Это задание проверяет речевую культуру, владение синтаксическими нормами русского литературного языка.
Наиболее типичные ошибки:
- Скучать (по кому?чему?) – с существительными и личными местоимениями 3-го лица): скучать по нему, по морю, по лету.
- Скучать (по ком?) – с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн.ч.: скучать по вас, скучали по нас.
- Уплатить, заплатить (за что?) за проезд.
- Оплатить (что?) проезд
- Уверенность (в чем?) победе.
- Вера (во что?) в победу.
- Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством управляют род.п. (кого?чего?),
- А предлоги подобно, наперекор – д.п.(кому?чему?). Снега не было в течение месяца. Дом выстроен наподобие куба.
Прочие типы ошибок
Источник: poisk-ru.ru