Великие люди всегда отличаются оригинальностью мышления. Их творения вызывают впечатление о неземной сущности гениев. Картины Клода Моне вне пространства и времени. Они вечны, они великолепны, они неподражаемы. Но каким человеком был французский художник-импрессионист?
Основатель импрессионизма
Картины Клода Моне одновременно простоты, легко воспринимаются и вызывают незабываемые ощущения. Основатель импрессионизма стал автором ранее неиспользуемых приемов в живописи, что вызвало настоящий фурор среди деятелей искусства.
Вот высказывание гения литературного слова Ги де Мопассана, посвященное гению живописи:
Он взял ливень над морем в свои руки и швырнул его на холст. И в самом деле это был настоящий дождь, перенесенный на полотно.
Слово impression в переводе с французского означает«впечатление». Так начиналась история Клода Моне.
Edouard Manet, Boating. Эдуард Мане, В лодке, 1874 г.
Юный талант
Изобразительное искусство интересовало Клода Моне с достаточно раннего возраста — с 5 лет. Будущий импрессионист поначалу совершенно не интересовался пейзажной живописью.
14-летнему мальчишке больше нравилось развлекаться созданием карикатур, от которых были в восторге школьные учителя и соседи, а также все посетители бакалейной лавки, где работал его отец.
Точность рисунков была настолько поразительной и комичной, что у юного гения не было отбоя от заказчиков. А потом у парня появился первый учитель живописи, пейзажист Эжен-Луи Буден.
Благодаря этому человеку Моне навсегда сохранил привычку писать картины только на свежем воздухе в условиях естественного освещения. Именно этим можно объяснить живость и очарование картин мастера.
У Клода Моне рано не стало матери. Она была актрисой. 17-летнему парню пришлось жить у тети. Именно благодаря ее вмешательству юноша отслужил в армии минимальный срок. Отец не считал нужным тратить средства на его выкуп из армии.
Но любящая тетя приложила все усилия, чтобы племянник вернулся домой как можно раньше. Служил он в Алжире. Клод окончил факультет искусств в Парижском университете. Следует отметить, что классическое образование не вызвало восторга у гения.
Главные увлечения
Клод Моне позиционировал себя как художника и садовника. Дом, купленный мастером в Живерни, был окружен садом, который Клод разбил и формировал на протяжении 43 лет, получив и источник вдохновения, и мастерскую под открытым небом. Именно сад Клод Моне считал своим главным шедевром. Его изображения можно встретить на многих картинах живописца.
В жизни Клода было два брака. Камилла Донсье, первая супруга и натурщица мастера, ушла из жизни в 30-летнем возрасте, оставив мужу двоих сыновей – Жана и Мишеля.
Оска́р Клод Моне́ — Лодки 🚣♀️
Второй супругой Моне стала 48-летняя вдова Алиса Ошеде. В семье воспитывались двое детей Клода и шестеро Алисы. Общих детей супруги не заводили.
Интересные факты о художнике
Серия «Тополя», состоящая из 11 работ, созданных в разные времена года, могла остаться незавершенной, так как хозяин участка, где они росли, хотел спилить деревья. Моне пришлось приобрести этот участок, чтобы завершить работу.
Но это далеко не все интересные факты о Клоде Моне:
- Художник много лет жил в бедности. Он смог позволить себе заниматься исключительно живописью только после выигрыша в лотерею.
- Стартом долгожданного успеха Клода стала выставка, организованная журналом «Современная жизнь». 18 полотен художника, выставленные там, были раскуплены моментально.
- У Моне был друг — художник Эдуард Мане.
- Всю жизнь мастер писал картины только в условиях естественного освещения. И сам он жил по солнечному расписанию. Просыпался на рассвете и засыпал сразу после заката.
- У Моне была крупнейшая в Европе коллекция японской графики.
- После операции по удалению катаракты художник остался без хрусталика на левом глазу, что привело к смене цветовосприятия мастера и появлению в его работах новых красок.
- Моне писал картины до возраста 84 лет. Через 2 года его не стало.
- Полотна художника на третьей позиции мирового рейтинга среди самых дорогих картин.
- Самой дорогой картиной Моне считается работа «Пруд с водяными лилиями», которую продали с лондонского аукциона за рекордных 80 млн долларов. Моне платил садовникам, чтобы те каждое утро подплывали в лодке к кувшинкам и вытирали с них пыль. Позже эту картины показывали в кинофильме Джеймса Кэмерона «Титаник».
- В честь знаменитого импрессиониста назвали кратер на Меркурии.
- У Клода Моне есть высказывание, что он мечтает рисовать так, как поет птица.
Источник: fb.ru
Почему публика высмеивала работы импрессионистов и чем всё это закончилось (Часть 1)
Движение, которое стремилось запечатлеть современную жизнь, свет и мгновение, стало одним из любимых жанров XXI века. Но импрессионисты были решительно отвергнуты художественным истеблишментом и публикой в 1860-1870-е гг. Многие из них с трудом сводили концы с концами. А временами некоторые из них и вовсе вызывали бурю возмущения, являя миру свои работы, извечно осуждаемые и отвергаемые обществом.
1. Эдуард Мане: Завтрак на траве
Справа: Автопортрет с палитрой Эдуард Мане, 1879 год. Слева: Эдуард Мане. Фото: google.com.
Представленный Эдуардом Мане в Салоне изящных искусств (ежегодная выставка, организованная влиятельной и консервативной Академией изящных искусств), «Завтрак на траве» был отклонен жюри. Вместо этого картина была выставлена на другой выставке, состоявшейся в 1863 году под названием «Салон отказов» (или выставка отказавшихся), открытой для более трёх тысяч работ, которые были отклонены жюри Салона, где получила враждебную реакцию как со стороны публики, так и со стороны рецензентов. Люди толпами посещала выставку, чтобы в открытую поиздеваться и посмеяться над произведением.
Рецензенты говорили, что «Завтрак на траве» был настолько лишён изящества, что его можно было нарисовать шваброй для пола, а люди, изображённые на картине, и вовсе напоминали одному рецензенту марионеток.
Проблема заключалась в том, что эта картина не была искусством в том виде, в каком его знали французы. Ведь Мане не изображал греческую мифологию, римскую историю или религиозную сцену. Ко всему прочему, картина не была написана с помощью тонких смешанных мазков кисти, которые производили почти фотографический эффект. Вместо этого он использовал смелые цвета, широкие несмешанные мазки кисти и изображал рискованную по тем временам современную сцену. В итоге, французы не могли оценить по достоинству такие картины ещё два-три десятилетия.
Завтрак на траве, Эдуард Мане. Фото: snob.ru.
Что касается самой работы, то на переднем плане она изображает симпатичную обнажённую женщину, болтающую с двумя хорошо одетыми молодыми людьми, а вторая женщина купается чуть поодаль от них. Взгляд сразу же притягивается к обнажённой натуре, но при ближайшем рассмотрении возникает ряд вопросов. Почему мужчины полностью одеты, когда женщина обнажена? Она что, путана?
Почему купающаяся женская фигура одета? Что она делает (моет ноги, ловит рыбу . )? Есть ли у картины реальная проблема с перспективой?
Хотя это и интересно, но такие дебаты упускают реальную суть. Мане сделал противоречивое заявление с этой работой. Он бросал вызов ортодоксии и демонстрировал свои новые методы. И это сработало: о нём заговорил весь Париж. «Le Dejuner Sur l’herbe» находится в постоянной коллекции Музея Орсе в Париже. В лондонской галерее Courtauld Gallery есть уменьшенная более ранняя версия этой работы.
Ранняя версия Завтрак на траве, Клод Моне, 1866 год. Фото: muzei-mira.com.
Эдуар Мане, В лодке, 1874 год. Фото: wikipedia.org.
2. Клод Моне, Восходящее солнце, 1872 год
Клод Моне. Фото: gameriskprofit.ru.
К 1873 году группа, получившая известность как импрессионисты, окончательно разочаровалась в Салоне и решила устроить собственную выставку. И несмотря на то, что большинство из них так и сделали, Мане отказался присоединиться к независимой выставке, так как боялся, что она ещё больше вытеснит его из французского художественного истеблишмента. Первая выставка группы, состоявшаяся в 1874 году, включала работы Моне, Сезанна, Рениора, Дега и Писсарро и была организована на улице Капуцинов.
Группа сформировала компанию, в которой каждый из них владел акциями и взимал вступительный взнос в размере одного франка. Посещаемость была хорошей (пришло около трёх с половиной тысяч человек), но плохие впечатления от Салона вновь повторились, ведь публика приходила насмехаться, а отзывы были враждебными.
Один из рецензентов сказал, что выставка была работой одного шутника, который забавлялся тем, что, «макая кисти в краску, размазывал её по ярдам холста, подписывая их разными именами».
Но самый известный и долго обсуждаемый отзыв оставил Луи Леруа, который нелестно высказался о картине Моне «Восход солнца»: «Какая свобода. какая гибкость стиля! Обои на своих ранних стадиях гораздо более закончены, чем это» .
К сожалению, публика ещё долгое время не понимала и не принимала того, что импрессионисты пробовали что-то новое; картины, которые отражали то, что они чувствовали о сцене, а не картины, которые были близки к фотографическому изображению.
Так что же на самом деле представляет собой «Sunrise» и почему он был воспринят в штыки? «Восход солнца» — это на самом деле картина с изображением порта в Гавре, родном городе Моне, на восходе солнца. Взгляд притягивают две маленькие гребные лодки на переднем плане и красное солнце с его отражением в воде. За ними виднеются дымовые трубы и мачты клиперов, придающие структуру работе.
До сих пор остаётся загадкой, почему столь безобидная работа долгое время поддавалась жёсткой критике и насмешке. В итоге, несмотря на нелестные отзывы, в 1985 году эта картина была украдена пятью бандитами в масках и не возвращалась в течение пяти лет (будучи спрятанной в маленькой корсиканской вилле). На сегодняшний день «Sunrise» находится в парижском Музее Мармоттан-Моне, небольшом музее, где выставлено более трёхсот работ великого художника-импрессиониста.
Клод Моне «Мадам Моне с ребёнком в саду художника в Аржантее». Фото: yandex.com.
3. Эдгар Дега, Танцевальный класс
Эдгар Дега. Фото: tumblr.com.
Эдгар Дега, сын богатого банкира, был сложным человеком. Отец Дега (в отличие от отца Мане) не возражал против художественных амбиций своего сына. Но Дега начинал как классический художник, копируя картины старых мастеров в Лувре и в Италии, Голландии и Испании. И лишь в начале 1870-х годах он обратил своё внимание на импрессионизм.
Эдгар выставлялся на ряде из восьми импрессионистских выставок, проходивших в 1874 году и после него. Действительно, он сыграл ключевую роль в их организации. Но его участие всегда было спорным: он был требовательным, резким и не любил, когда его называли импрессионистом.
Дега был труден и в других отношениях. Время от времени он принимал приглашения на обед, но только в том случае, если соблюдался длинный список условий: не готовить на масле, не ставить цветы на стол, не пахнуть духами, не держать домашних животных в комнате, обед должен был быть подан ровно в 7:30, а свет должен быть приглушён.
Художник отказывался писать картины на улице и действительно не очень любил пейзажи. Именно это делало оперный театр и его балетные практики идеальными.
Танцевальный класс, Эдгар Дега. Фото: ilcentro.it.
Серия «Танцевальных классов» Дега ставит галочки во всех импрессионистских работах: это современные сцены, где используют яркие цвета, даря зрителю ощущение движения. Ко всему прочему, они также, как и личность Эдгара, лишены всякой сентиментальности.
Интересным является тот момент, что на картинах запечатлены не дети богатой элиты. Изображённые танцовщицы — это отпрыски бедняков и парижских полусветов, стремящихся заработать себе на жизнь. Они тренировались в течение долгих часов под суровой опекой знаменитого и властного мастера танцев Жюля Перро, который часто изображался в позе стоя, опираясь на большую палку.
Серия работ Танцевальный класс, 1873 год. Фото: mfah.org.
Главным мотивом Дега в живописи балетных артистов были финансы, ведь такого плана картины хорошо продавались. А к 1870-м годам художник нуждался в деньгах, потому что его брат основал семейный бизнес. Версии «Танцевального класса» Дега можно найти в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и в парижском музее Орсе.
4. Клод Моне, Вокзал Сен-Лазар
Вокзал Сен-Лазар: прибытие поезда, 1877 год.
В 1877 году у Моне появилась очень хорошая идея — он решил нарисовать туман. Но ему не хотелось ждать подходящий момент и погоду. Тогда ему пришла в голову ещё одна очень хорошая идея: нарисовать пар и дым железнодорожной станции. Но это тоже было немного сложно: ему нужно было получить доступ на платформу, и ему пришлось бы бороться с приходящими и уходящими поездами. В итоге, художник отправился на вокзал к начальнику станции и как позже объяснил Ренуар, выглядело это примерно так:
«Он (Моне) надел свою лучшую одежду, поправил кружевные манжеты и, лениво помахивая золотой тростью, вручил директору Западных железных дорог свою визитную карточку. Чиновник замер и тотчас же пригласил его войти. Высокопоставленная особа пригласила своего посетителя присесть, и тот представился просто со словами: «Я художник Клод Моне» .
Клод Моне — Вокзал Сен-Лазар, Западный регион, Товарные сараи, 1877 год.
Моне сказал начальнику станции, что он взвешивал конкурирующие достоинства Северного и Сен-Лазарского вокзалов, сделав свой выбор в пользу Сен-Лазар.
Со своей стороны, начальник станции мало что знал об искусстве и поэтому не осмеливался оспаривать верительные грамоты Моне. И, думая, что он получил преимущество над Северным вокзалом, он дал Моне всё, что тот хотел: платформы были закрыты, поезда были полны угля, отправления задерживались.
После нескольких дней занятий живописью Моне ушёл с полудюжиной холстов. А дальше…
это был колоссальный успех: зритель почти физически ощущает тепло, шум и запах станции. Как заметил один рецензент, картины воссоздают впечатление, производимое на путешественников шумом подъезжающих и отъезжающих поездов.
Клод Моне, 1877 год, Сен-Лазар, Музей Мармоттана Моне.
Даже Альберт Вольф, один из самых консервативных комментаторов того времени, сделал комплимент в обратном направлении: картина вызвала «неприятное впечатление от нескольких паровозов, свистящих одновременно».
Серия картин «Вокзал Сен-Лазар» имела и более практический эффект. Поль Дюран-Рюэль, самый надёжный галерист импрессионистов, купил этот лот у Моне и передал небольшие суммы остальным членам группы. Всего Моне написал двенадцать картин «Вокзал Сен-Лазар», которые находятся по всему миру, в том числе в лондонском и парижском музеях.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Эдуард Мане-предшественник импрессионизма-8
Наступил момент, когда у Мане, не без влияния Берты Моризо, усилилось стремление перейти к пленэру.
Художник создает картину «Железная дорога», которая была написана в один год с картиной «Кружка пива», но являет собой наглядный и полный контраст с ней.
Несмотря на название «Железная дорога», Мане как всегда верен себе: его, даже вне помещений, заботит прежде всего изображение фигур людей.
Это сближает его с другим великим художником Эдгаром Дега.
Главный персонаж картины Мане – молодая женщина в платье синего твида, столь модного в ту пору.
Железная дорога, знаменитый вокзал Сен-Лазар, архитектурная знаменитость Парижа в стиле модерн (который кстати вдохновил вскоре Клода Моне на его знаменитую серию картин), как и поезд только угадывается за фигурами людей.
Картина смотрится прежде всего как портрет. Женщина на картине та же знаменитая Викторина Мёран, модель «Завтрака на траве», «Олимпии» и многих других картин.
Это последнее изображение Викторины на картинах Мане. Она изображает благородную, благоразумную мать семейства со щенком на коленях и дочерью, стоящей спиной к зрителю.
Дерзкий взгляд Олимпии здесь стал внимательным и даже заговорщицким, мол вот какая я на самом деле!
В картине много солнечного света, большое облако пара, оставленное паровозом, тоже пронизано светом и подчеркивает ощущение открытого пространства.
Цвет в картине сверкает, композиция замечательна, но современники все же сочли даже такие сочетания композиции и гамму картины эксцентрическими.
Становление импрессионизма как направления в 70-е годы особенно сблизило главу Батиньольской школы, коим считался Мане, с младшими коллегами.
Выезды на натуру и пленэр в парижские окрестности вместе с Клодом Моне еще решительней очистили палитру Эдуарда Мане, омыли ее солнечными потоками, пронизали воздухом.
Живописное погружение в природу на время даже притушило меланхолические ноты его мировосприятия.
Картина «В лодке» излучает не только душевный покой, но и пронзительное чувство красоты жизни, обжигающее сияние голубизны и света.
Для этой картины художнику позировали брат Сюзанны Рудольф Леенхоф с неизвестной дамой. Композиция строится свободно, художник фиксирует всего лишь «кусок» речной глади без линии горизонта и по диагонали вплывающую в нее часть ялика с сидящими на корме мужчиной и женщиной.
Также очень близка к импрессионистическому восприятию мира картина «Аржантей». Здесь вновь изображен шурин Рудольф Леенхоф, кто женщина — неизвестно. Мане блестяще освоил в «Аржантее» свой новый метод.
В сущности сцена является двойным портретом любителей катания на лодке, присутствие которых скорее натуралистическая иллюстрация а-ля Мопассан, в то время как задний план – импрессионистический взгляд на берега Сены.
Еще одна импрессионистическая картина Мане «Лодка-мастерская Клода Моне».
Эта картина, дань уважения к младшему собрату по искусству, она полна братских чувств к будущему мэтру импрессионизма.
Моне пишет, сидя в лодке посреди воды, ведь река и вода это основная тема настоящего и будущего творчества Моне.
Используя дополнительные желтые и синие мазки, Эд.Мане добивается полной иллюзии вибрирующего движения воды, затененной лодкой.
Мане впервые, пожалуй, отказался от использования чистого черного цвета и заменил его сочетанием отдельных мазков разного цвета.
Источник: proza.ru