Середина XIX века была одним из переломных моментов в жизни России. Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) показало, что сохранить статус великой морской державы Россия могла только при условии реорганизации военно-морского флота и изменения концепции кораблестроения.
На волне этих преобразований и возникло частное предприятие купца 1-й гильдии Матвея Егоровича Карра и инженера-судостроителя Марк Львовича Макферсона. Со дня своего основания 26 мая (13 мая по ст. стилю) 1856 года Балтийский завод осваивал новые проекты судов и кораблей, которые в дальнейшем строили и другие предприятия отрасли.
Завод специализировался на постройке металлических кораблей для военного флота России, а также паровых машин и других судовых механизмов. За 30-40 лет до того, как весь мир освоил технологию строительства и тактику боевого использования подводных лодок, на предприятии построили корабль, который по многим параметрам отвечал своему назначению — подводную лодку конструктора Ивана Александровского(1866 год). Броненосная канонерская лодка «Опыт», построенная в 1862 году стала первым отечественным металлическим кораблем.
Крупнотоннажные атомные подводные лодки
Панорама Балтийского завода в 70-х годах XIX века
В 70-е годы ХIX века на предприятии построили броненосный корабль береговой обороны «Адмирал Лазарев», который положил начало броненосному судостроению в России. Этот фрегат оставался в строю российского флота целых четыре десятилетия.
Спуск эскадренного броненосца «Победа», 11 мая 1900 г.
В 1877 году на заводе построили первую в России паровую машину мощностью 5300 л.с.
Балтийский завод первым приступил к серийному строительству кораблей (крейсера типа «Победа», броненосцы) и подводных лодок типа «Барс», «Морж», ничем не уступающим лучшим зарубежным образцам. Подводная лодка «Минога»стала первой российской субмариной, оснащенной дизельной силовой установкой с реверсивным устройством. Из отдела подводного плавания (1900 г.) Балтийского завода возникло в впоследствии знаменитое ЦКБ «Рубин» (1938 г.).
В начале ХХ века на Балтийском заводе построили линейные корабли «Петропавловск» («Марат») и «Севастополь» («Парижская коммуна») — первые российские дредноуты, на которых была применена улучшенная система бронирования.
В 1920-е годы завод одним из первых в Советском Союзе возобновил производство сначала коммерческих судов (лесовозов, грузопассажирских теплоходов, дизельных ледоколов), а потом приступил к реализации военных проектов. За первое десятилетие коммерческого судостроения завод создал 32 судна.
В 1930-е годы рабочие Балтийского завода построили знаменитые торпедные дизель-электрические подводные лодки I серии типа «Декабрист».
До и после войны
Путин ЗАМЕЧЕН на Подводной Лодке СУДНОГО Дня в Антарктиде?
Тральщики проекта 253Л у достроечной набережной завода, 1944-45гг.
В годы Великой Отечественной войны Балтийский завод работал на нужды фронта. Специалисты предприятия наладили массовый выпуск боеприпасов, ремонтировали корабли, строили минные тральщики, организовали производство барж и тендеров для ладожской Дороги жизни. Половина 15-тысячного коллектива завода ушла на фронт, только около 6000 балтийцев вернулись с войны…
После окончания Великой Отечественной войны для гражданского флота завод освоил строительство грузовых и грузопассажирских судов: танкеров, рефрижераторов, сухогрузов, химовозов, ледоколов для Заполярья, научно-исследовательские суда.
В 1950-е годы на заводе велось строительство 19 серийных подводных лодок проекта 613, принесших международный успех советскому кораблестроению.
Важным этапом в развитии предприятия в 60-е годы стало строительство серийных танкеров типа «Пекин» (водоизмещение 40 тыс. т.) и типа «София» (62 тыс. т.).
С 1967 по 1971 велось строительство уникальных научно-исследовательских судов «Космонавт Владимир Комаров» и «Космонавт Юрий Гагарин».
Второе поколение атомоходов
С 1974 по 1992 годы на Балтийском заводе была построена серия атомных ледоколов второго поколения. Головной корабль носил имя «Арктика», который в 1977 году в активном арктическом плавании достиг Северного полюса. Серию модернизированных атомоходов второго поколения открыл ледокол «Россия», который был сдан в эксплуатацию в 1985 году. В 2007 году завершено строительство атомного ледокола «50 лет Победы». Этот атомоход сегодня — самый большой в мире ледокол, его водоизмещение составляет 20 тысяч тонн, а конструкция насчитывает 14 палуб.
Атомный ледокол «Арктика» — первый покоритель Северного полюса
В 80-е годы прошлого столетия предприятие освоило строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 («Орлан»): «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов». Последний корабль этой серии «Петр Великий», построенный на заводе в 1998 году, по составу оборудования и вооружения до сих пор не имеет аналогов в мировом флоте.
В 1988 году был построен первый и единственный в мире атомный научный комплекс космической связи ССВ-33 «Урал».
В апреле 2004 года Балтийский завод завершил выполнение крупнейшего международного заказа в области надводного кораблестроения — строительство серии фрегатов для военно-морских сил Индии.
Наше время
В 2008 и 2009 годах Балтийский завод передал заказчику два дизель-электрических ледокола «Москва» и «Санкт-Петербург». Эти суда стали первыми дизель-электрическими ледоколами, построенными в России за последние 30 лет.
В 2009 году завод приступил к стапельной сборке плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» для первой в мире плавучей атомной электростанции. Этот проект, как и многая другая продукция Балтийского завода, не имеет аналогов в мире. Сегодня «Академик Ломоносов» введен в эксплуатацию в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) в городе Певек Чукотского АО и обеспечивает передачу электроэнергии в энергосети «Чукотэнерго» и тепла в теплосети города.
Кроме того, на стапелях Балтийского завода строятся и другие уникальные суда.
На достроечной набережной завода ведется строительство самых больших и самых мощных с мире атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт. «Арктика», «Сибирь» и «Урал».
В 2019 году завод получил заказ на строительство еще двух серийных ледоколов проекта 22220.
Всего за 160-летнюю историю предприятия здесь построено около 600 военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов
Головной атомный ледокол «Арктика» на первом этапе ходовых испытаний, декабрь 2019 года.
- История завода
- Руководство
- Менеджмент
- Лучшие работники года
- Система качества
- Производственная система
- Производственные мощности
- Балтийский завод 1941-1945
Источник: www.bz.ru
Атомный подводный ракетный крейсер «Казань» принят в состав ВМФ
7 мая 2021 года на АО «ПО «Севмаш» (входит в ОСК) состоялся подъем Андреевского флага на головном корабле проекта «Ясень-М» – атомном подводном ракетном крейсере «Казань».
В торжественной церемонии приняли участие Главнокомандующий ВМФ Николай Евменов, командующий Северным флотом Александр Моисеев, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан Рустам Нигматуллин, глава Северодвинска Игорь Скубенко, вице-президент по военному кораблестроению АО «ОСК» Владимир Королев, генеральный директор АО «ПО «Севмаш» Михаил Будниченко и генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев. Николай Евменов вручил Андреевский военно-морской флаг командиру АПК «Казань» капитану 1 ранга Александру Бекетову.
Главком ВМФ России адмирал Николай Евменов отметил, что подводный крейсер проекта «Ясень-М» – самый современный ракетоносец, в нем воплощены передовые разработки. Этот корабль надежно укрепит границы России. Генеральный директор АО «ПО «Севмаш» Михаил Будниченко подчеркнул вклад более ста предприятий всей страны в создание корабля, а также отметил, что эти АПЛ строятся большой серией. Сейчас ракетоносцы проекта «Ясень-М» находятся на разных стадиях строительства.
Атомный подводный крейсер «Казань» — головной корабль усовершенствованного проекта 885М атомных подводных лодок 4-го поколения — стал 134-м кораблем, построенным на Севмаше для ВМФ. На корабле обновлена элементная база комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизировано оборудование и материалы, поставщиками которого являются отечественные производители. 5 мая 2021 года на предприятии состоялось подписание приемного акта, свидетельствующего об успешном завершении испытаний.
Фото Олега Кулешова
Поделиться: —>
Источник: aoosk.ru
Атомная подлодка «Арктур» поступит на вооружение ВМФ РФ после 2037 года
Атомный подводный крейсер «Арктур» появится после 2037 года и будет оснащен одновременно крылатыми и баллистическими ракетами.
Читайте нас на:
Генеральный директор Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» Игорь Вильнит рассказал, что на смену крейсерам из серии «Борей» после 2037 года придут новые стратегические атомные подлодки.
Одним из таких кораблей станет атомная подлодка «Арктур», которое будет поражать цели крылатыми и баллистическими ракетами. Это перспективный проект для ВМФ России.
«Концепция «Арктура» ориентирована на вторую половину века, но с уверенностью можно сказать, что и тогда подводные лодки будут решать задачи стратегического сдерживания и нанесения высокоточных ударов по береговым и морским целям», — рассказал Вильнит РИА Новости.
«Арктур» будет иметь преимущества перед современными ракетоносцами: его водоизмещение будет на 20% меньше. Численность экипажа подлодки дойдет до 100 человек.
Ранее стало известно, что атомный подводный крейсер «Томск» проекта 949А уничтожил авианосную ударную группу условного противника во время внезапной проверки войск Тихоокеанского флота. Цель была обнаружена более чем за 200 километров.
Источник: tvzvezda.ru