В каком году затонула подводная лодка в баренцевом море

Во время учений в Баренцевом море, 12 августа 2000 года, на глубине 108 метров, произошла катастрофа на атомном подводном ракетном крейсере К-141 «Курск». Трагедия унесла жизни 118 человек, находившихся на ее борту. По количеству погибших она является одной из крупнейших в послевоенной истории советского и российского подводного флота.

К-141 «Курск» — высокотехнологичная атомная подводная лодка, флагман подводных ядерных сил России, гордость Северного Флота. Она была заложена в Северодвинске в 1992 году, спущена на воду в мае 1994 года, принята на вооружение 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 год находилась в составе Северного флота России.

В марте 1995 года ректор Курской духовной семинарии епископ Белгородский владыка Иоанн освятил атомную субмарину. Тогда он подарил экипажу копию 700-летней иконы Курской Божией Матери, а каждому подводнику — маленькие иконки с изображением Николая-угодника, покровителя и заступника моряков.

Во время операции НАТО против Югославии в 1999 году «Курск» вел скрытное наблюдение за авианосцем ВМС США «Теодор Рузвельт», самолеты с которого наносили удары по Югославии. За время средиземноморского похода «Курск» отработал 5 условных атак по реальным целям. В акватории Баренцева моря 12 августа 2000 года проходили учения в которых участвовала и подводная лодка «Курск». На борту лодки было 24 крылатые ракеты и 24 торпеды. Задачей «Курска» было произвести пуск крылатой ракеты и торпедную стрельбу по учебной цели.

«Баренцево море» на телеканале Россия в эти выходные

По официальной версии авария произошла по причине взрыва неисправной торпеды в носовом отсеке, в результате чего сдетонировали остальные торпеды. Лодка затонула на глубине 108 метров в Баренцевом море, в 175 км от Североморска. Командовал кораблем капитан 1-го ранга Геннадий Петрович Лячин. Всего на борту в момент катастрофы находилось 118 человек. Все они погибли.

Останки 115 из них были позднее подняты на поверхность и захоронены.

Операция по подъему субмарины со дна моря длилась около года, в ней приняли участие специалисты из 20 стран. Указ президента России об увековечении памяти его экипажа был подписан 26 августа 2000 года. Дата является одной из самых трагических в современной истории России. Одна из горных вершин Центрального Кавказского хребта, 11 сентября 2000 года, была названа «Курском» — в честь погибших моряков подводной лодки.

Список погибшего личного состава АПЛ «Курск»

1) Капитан 1 ранга Багрянцев Владимир Тихонович (начштаба 7 дпл, нахождение по тревоге- 2 отсек);

2) Капитан 1 ранга Лячин Геннадий Петрович (командир «Курска», 2 отсек);

3) Капитан 2 ранга Белогунь Виктор Михайлович (зам начальника эмс дпл, 2 отсек);

4) Капитан 2 ранга Дудко Сергей Владимирович (старпом «Курска», 2 отсек);

5) Капитан 2 ранга Исаенко Василий Сергеевич (пом начальника эмс дпл, 2 отсек);

6) Капитан 2 ранга Саблин Юрий Борисович (командир БЧ-5, 2 отсек);

7) Капитан 2 ранга Щепетнов Юрий Тихонович (флагманский специалист БЧ- 2, 2 отсек);

В Баренцевом море изучали степень радиационной угрозы затонувшей АПЛ К-159

8) Капитан 2 ранга Шубин Александр Анатольевич (зам по воспитательной работе, 2 отсек);

9) Капитан 3 ранга Байгарин Мурат Ихтиярович (врио флагманского специалиста БЧ-3, 2 отсек);

10) Капитан 3 ранга Безсокирный Вячеслав Алексеевич (начальник химслужбы, 3 отсек);

11) Капитан 3 ранга Белозоров Николай Анатольевич (командир электротехнической группы, 5 отсек);

12) Капитан 3 ранга Милютин Андрей Валентинович (командир дивизиона живучести, 2 отсек);

13) Капитан 3 ранга Мурачев Дмитрий Борисович (командир группы, 5 отсек);

14) Капитан 3 ранга Рудаков Андрей Анатольевич (командир БЧ-4, 3 отсек);

15) Капитан 3 ранга Садков Александр Евгеньевич (командир БЧ-7, 2 отсек);

16) Капитан 3 ранга Силогава Андрей Борисович (командир БЧ-2, 2 отсек);

17) Капитан 3 ранга Щавинский Илья Вячеславович (командир электротехнического дивизиона, 5 отсек);

18) Капитан- лейтенант Аряпов Рашид Рамисович (командир дивизиона движения, 6 отсек);

19) Капитан- лейтенант Васильев Андрей Евгеньевич (командир группы автоматики, 5 отсек);

20) Капитан- лейтенант Гелетин Борис Владимирович (командир группы старта БЧ- 2, 2 отсек);

21) Капитан- лейтенант Кокурин Сергей Сергеевич (командир трюмной группы дивизиона живучести, 2 отсек);

22) Капитан- лейтенант Колесников Дмитрий Романович (командир турбинной группы, 7 отсек);

23) Капитан- лейтенант Логинов Сергей Николаевич (командир группы гидроакустики, 3 отсек);

24) Капитан- лейтенант Любушкин Сергей Николаевич (командир группы дистанционного управления, 5 отсек);

25) Капитан- лейтенант Насиковский Олег Иосифович (командир группы ЗАС, 3 отсек);

26) Капитан- лейтенант Пшеничников Денис Станиславович (командир первой группы дистанционного управления, 5 отсек);

27) Капитан- лейтенант Репников Дмитрий Алексеевич (помощник командира, 3 отсек);

28) Капитан- лейтенант Родионов Михаил Олегович (командир вычислительной группы, 2 отсек);

Читайте также:  Как видит подводная лодка

29) Капитан- лейтенант Сафонов Максим Анатольевич (командир БЧ-1, 2 отсек);

30) Капитан- лейтенант Садиленко Сергей Владимирович (инженер группы дистанционного управления, 8 отсек);

31) Капитан- лейтенант Солорев Виталий Михайлович (командир группы автоматики дивизиона живучести, 3 отсек);

32) Капитан- лейтенант Шевчук Алексей Владимирович (командир группы управления БЧ-2, 2 отсек);

33) Капитан медицинской службы Станкевич Алексей Борисович (НМС, 4 отсек);

34) Старший лейтенант Фитерер Сергей Геннадьевич (командир группы автоматической космической связи, 3 отсек);

35) Старший лейтенант Бражкин Александр Владимирович (инженер группы дистанционного управления, 9 отсек);

36) Старший лейтенант Борисов Арнольд Юрьевич (прикомандированный от ОАО «Дагдизель», 1 отсек);

37) Старший лейтенант Бубнив Вадим Ярославович (инженер навигационной группы, 2 отсек)

38) Старший лейтенант Гудков Александр Валентинович (командир группы радиоразведки, 3 отсек);

39) Старший лейтенант Ерахтин Сергей Николаевич (инженер вычислительной группы, 2 отсек);

40) Старший лейтенант Иванов-Павлов Алексей Александрович (командир БЧ-3, 2 отсек);

41) Старший лейтенант Кириченко Денис Станиславович (инженер дивизиона живучести, 4 отсек);

42) Старший лейтенант Коровяков Андрей Владимирович (инженер- гидроакустик, 3 отсек);

43) Старший лейтенант Коробков Алексей Владимирович (инженер- гидроакустик, 3 отсек);

44) Старший лейтенант Кузнецов Виталий Евгеньевич (инженер электротехнической службы, 5-бис отсек);

45) Старший лейтенант Митяев Алексей Владимирович (инженер группы автоматики, 6 отсек);

46) Старший лейтенант Панарин Андрей Владимирович (инженер группы управления БЧ-2, 2 отсек);

47) Старший лейтенант Рванин Максим Анатольевич (инженер электротехнической группы, 4 отсек);

48) Старший лейтенант Тылик Сергей Николаевич (командир электронавигационной группы, 2 отсек);

49) Старший лейтенант Узкий Сергей Васильевич (командир группы целеуказания БЧ-2, 2 отсек);

50) Старший мичман Беляев Анатолий Николаевич (старший кок, 4 отсек);

51) Старший мичман Борисов Андрей Михайлович (техник группы автоматики, 8 отсек);

52) Старший мичман Власов Сергей Борисович (техник группы радиоразведки, 3 отсек);

53) Старший мичман Горбунов Евгений Юрьевич (техник- дизелист, 5-бис отсек);

54) Старший мичман Ерасов Игорь Владимирович (шифровальщик, 3 отсек);

55) Старший мичман Илбдаров Абдулкадыр Мирзоевич (старшина торпедистов, 1 отсек);

56) Старший мичман Калинин Сергей Алексеевич (техник ЗАС, 3 отсек);

57) Старший мичман Кичкирук Василий Васильевич (санитар, 4 отсек);

58) Старший мичман Козадеров Владимир Алексеевич (техник- турбинист, 7 отсек);

59) Старший мичман Свечкарев Владимир Владимирович (техник- телеграфист ЗАС, 3 отсек);

60) Старший мичман Федоричев Игорь Владимирович (техник БЧ-7, 3 отсек);

61) Старший мичман Фесак Владимир Васильевич (техник электронавигационной группы, 2 отсек);

62) Старший мичман Хафизов Наиль Хасанович (старший инструктор химслужбы, 5-бис отсек);

63) Старший мичман Цимбал Иван Иванович (техник- электрик, 5 отсек);

64) Старший мичман Чернышов Сергей Серафимович (телеграфист космической связи, 3 отсек);

65) Мичман Вишняков Максим Игоревич (техник группы целеуказания, 3 отсек);

66) Мичман Баланов Алексей Геннадьевич (старшина трюмных, 6 отсек);

67) Мичман Байбарин Владимир Анатольевич (старшина трюмных, 5-бис отсек);

68) Мичман Белов Михаил Александрович (техник- гидроакустик, 3 отсек);

69) Мичман Бочков Михаил Александрович (техник трюмной группы дивизиона живучести, 9 отсек);

70) Мичман Грязных Сергей Викторович (техник вычислительной группы, 2 отсек);

71) Мичман Иванов Василий Эльмарович (старшина электриков, 9 отсек);

72) Мичман Ишмуратов Фанис Маликович (техник технической группы, 7 отсек);

73) Мичман Зубов Алексей Викторович (техник- гидроакустик, 1 отсек);

74) Мичман Кислинский Сергей Александрович (техник стартовой группы, 2 отсек);

75) Мичман Козырев Константин Владимирович (техник навигационной группы, 2 отсек);

76) Мичман Кузнецов Виктор Викторович (турбинист, 8 отсек);

77) Мичман Парамоненко Виктор Александрович (техник- гидроакустик, 2 отсек);

78) Мичман Полянский Андрей Николаевич (техник навигационной группы, 2 отсек);

79) Мичман Романюк Виталий Федорович (фельдшер, 4 отсек);

80) Мичман Рузлев Александр Владимирович (главный боцман, 2 отсек);

81) Мичман Рычков Сергей Анатольевич (техник химслужбы, 3 отсек);

82) Мичман Самоваров Яков Валерьевич (начальник секретной части, 2 отсек);

83) Мичман Таволжанский Павел Викторович (техник гидроакустик, 3 отсек);

84) Мичман Троян Олег Васильевич (техник химслужбы, 5 отсек);

85) Мичман Хивук Владимир Валерьевич (техник- поверитель, 2 отсек);

86) Мичман Шаблатов Владимир Геннадьевич (техник- электрик, 5 отсек);

87) Старшина 2 статьи к/с Гесслер Роберт Александрович (командир отделения турбинистов, 8 отсек);

88) Главный старшина к/с Янсапов Салават Валерьевич (кок, 4 отсек);

89) Главный корабельный старшина к/с Майнагашев Вячеслав Виссарионович (спецтрюмный, 6 отсек);

90) Старшина 1 статьи к/с Неустроев Александр Валентинович (электрик, 5 отсек);

91) Главный старшина к/с Зубайдуллин Ришат Рашитович (электрик, 7 отсек);

92) Старшина 2 статьи к/с Анненков Юрий Анатольевич (механик, 3 отсек);

93) Старшина 2 статьи к/с Аникиев Роман Владимирович (турбинист, 7 отсек);

94) Старшина 1 статьи к/с Леонов Дмитрий Анатольевич (командир отделения рулевых сигнальщиков, 2 отсек);

95) Старшина 2 статьи к/с Садовой Владимир Сергеевич (командир отделения турбинистов, 7 отсек);

96) Матрос Боржов Максим Николаевич (торпедист, 1 отсек);

97) Матрос Борисов Юрий Александрович (турбинист, 8 отсек);

Читайте также:  Длина прицепа для лодки казанка 5м4

98) Матрос Коркин Алексей Алексеевич (спецтрюмный, 6 отсек);

99) Матрос Витченко Сергей Александрович (кок, 4 отсек);

100) Матрос Дрюченко Андрей Николаевич (электрик, 2 отсек);

101) Матрос Евдокимов Олег Владимирович (кок, 4 отсек);

102) Матрос Коломийцев Алексей Юрьевич (4 отсек);

103) Матрос Котков Дмитрий Анатольевич (механик, 3 отсек);

104) Матрос Кубиков Роман Владимирович (турбинист, 7 отсек);

105) Матрос Ларионов Алексей Александрович (трюмный, 5 отсек);

106) Матрос Логинов Игорь Васильевич (турбинист- дублер, 4 отсек);

107) Матрос Мартынов Роман Вячеславович (турбинист, 8 отсек);

108) Матрос Миртов Дмитрий Сергеевич (рулевой- сигнальщик, 2 отсек);

109) Матрос Налетов Илья Евгеньевич (турбинист, 7 отсек);

110) Матрос Некрасов Алексей Николаевич (турбинист, 7 отсек);

111) Матрос Нефедков Иван Николаевич (командир отделения торпедистов, 1 отсек);

112) Матрос Павлов Николай Владимирович (механик, 3 отсек);

113) Матрос Сидюхин Виктор Юрьевич (турбинист, 8 отсек);

114) Матрос Старосельцев Дмитрий Вячеславович (трюмный, 4 отсек);

115) Матрос Тряничев Руслан Вячеславович (трюмный машинист, 3 отсек);

116) Матрос Халепо Александр Валерьевич (турбинист- дублер, 4 отсек);

117) Матрос Шульгин Алексей Владимирович (трюмный машинист, 1 отсек);

118) Служащий Гаджиев Мамед Исмаилович (прикомандированный от «Дагдизеля», 1 отсек).

Источник: rus.team

«Шансов нет. Будем надеяться, хоть кто-то прочитает. »: загадки субмарины «Курск»

«Экспресс газета» в Дзене «Экспресс газета» в Яндекс.Новостях «Экспресс газета» в Google Новостях

Говорят, в 1980 году знаменитая болгарская провидица Ванга предрекла: «В конце века, в августе 1999 или 2000 года, Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать». Миф ли это, или Ванга действительно предвидела катастрофу, но спустя десятилетие в Северодвинске начали строить субмарину, которая навсегда вошла в историю России.

Гордость Северного флота

Атомную подводную лодку К-141 проекта «Антей» заложили на стапелях северодвинского «Севмаша» еще при СССР. В 1993 году в честь юбилея победы на Курской дуге строящейся субмарине присвоили имя «Курск», с которым она навечно вошла в историю.

Настоящий гигант, имеющий длину 154 и ширину 18,2 метра, поступил в распоряжение Северного флота в конце 90-х. «Курск», вооруженный сверхсовременными торпедами и ракетами П-700 «Гранит», являлся очень серьезной силой, способной без особого труда уничтожить авианосцы и подводные лодки потенциального противника.

Модель К-141 «Курска» в Эстонском морском музее. Источник wikimedia.org/ PjotrMahhonin

Ее первый боевой поход 1999 года в Средиземное море завершился эффектными ракетными пусками по учебным целям, введя в транс представителей НАТО.

Второй же поход закончился жуткой трагедией. 12 августа 2000 года в 11.28 во время учений в Баренцевом море на борту «Курска» произошли два сильных взрыва, и лодка перестала выходить на связь.

Непонятная спасательная операция

Командование флотом по непонятным причинам ждало почти до полуночи, пока не была объявлена аварийная ситуация. Эхолоты кораблей эскадры Северного флота, также находившихся на учениях, начали исследовать район. Днем 13 августа им удалось обнаружить «Курск» на морском дне, на глубине 108 метров.

Первые действия командования Северного флота по спасению самой субмарины и ее экипажа вызывают настоящий шок. Высокие чины оказались абсолютно неподготовленными к подобному форс-мажору и боялись проявить личную инициативу.

Только около семи утра 14 августа спасательные команды получают приказ спуститься на глубину и выяснить, что случилось. «Курск» имеет дыру в борту и полностью затоплен, но в нем остаются выжившие моряки, которые отчаянно перестукиваются со спасателями, используя азбуку Морзе.

О ситуации докладывают главнокомандующему ВМФ адмиралу Куроедову… и спасательные работы временно приостанавливаются по причине якобы поднявшегося шторма и сильного подводного течения. Много позднее станет известно, что показатели подводного течения и морского волнения практически не отличались от нормы.

подлодка Курск

Запоздавшая помощь

Информация о трагедии проникает в СМИ. США, Великобритания и Норвегия немедленно предлагают свою помощь в проведении спасательной операции. Но на сверхсовременном «Курске» установлено новейшее оборудование и боевое снаряжение: всем иностранным судам запрещают заходить в зону катастрофы.

Только в 15.00 16 августа спасательные работы возобновляются с новой силой. Помощь от Норвегии все же принята, но из-за огромного расстояния спасательный корабль с мини-субмариной LR-5 приходит к месту трагедии только 20 августа.

21 августа норвежским спасателям удается открыть люк «Курска», но внутренние помещения исследуют исключительно россияне. Они подтверждают, что живых подводников на борту не осталось.

подлодка Курск

Мужество капитана Колесникова

В октябре 2001 года атомную подлодку К-141 «Курск» все же подняли с морского дна и отбуксировали в доки Росляковского судостроительного завода.

В 9-м отсеке обнаружили тела 24 моряков. На теле капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова находилось несколько записок, в которых задыхавшийся в запертом отсеке моряк перечислил своих товарищей и назвал причины трагедии.

Читайте также:  Когда плывут на лодке хотят плыть скорее то ставят

Достоянием общественности стала лишь одна из этих записок. «Шансов нет… Будем надеяться, что хоть кто-то прочитает…Всем привет, отчаиваться не надо».

Остальной текст немедленно засекретили. Почему? Можно только догадываться.

Официальная версия

Вывод следственной комиссии был прост и однозначен – ошибочный запуск учебной торпеды 65-76А («Кит»), которая спровоцировала последующий взрыв боекомплекта на борту. То есть обычное российское разгильдяйство и непрофессионализм.

Поднятая со дна подводная лодка «Курск» в сухом доке. Кадр Youtube

Но почему же тогда все погибшие члены экипажа удостоились государственных наград, а командир, капитан 1-го ранга Геннадий Лячин, даже стал Героем России? Что-то не вяжется.

Руководство страны объяснило, что награды моряки получили за поход 1999 года, но многие из погибших членов экипажа в нем не участвовали. Явное несоответствие действительности.

Непрофессионализм ракетчиков или террористический акт?

Еще одна альтернативная версия утверждает, что всплывший на поверхность «Курск» был атакован ракетами класса «поверхность-поверхность», выпущенными российской береговой батареей, ошибочно принявшей К-141 за американскую субмарину, незаконно находящуюся в зоне военных учений.

В качестве доказательства приводится тот факт, что погибшая подлодка находилась на дне с выдвижными устройствами, которые поднимаются только в надводном положении.

Всего из внутренностей субмарины достали 115 погибших подводников, но следов тел троих членов экипажа обнаружить не удалось. Это дало возможность западным пропагандистам говорить о возможном теракте, после которого диверсанты покинули затонувшую лодку.

Косвенно эту версию подтвердили и норвежские спасатели, заявившие 21 августа о том, что через спасательный люк «Курска» кто-то пытался выбраться.

подлодка

Столкновение с американской субмариной

Первой версией гибели К-141 стало ее случайное столкновение с американской подводной лодкой. Американские источники утверждают, что «Курск» шел на всплытие, когда его зацепили. Удар пришелся в район торпедного отсека, в котором находилась подготовленная к пуску торпеда.

Субмарина ВМС США «Джимми Картер» следует на ремонт. Источник wikimedia.org

Серьезно поврежденная американская субмарина с огромным трудом добралась до своей базы. Получивший крен «Курск» на скорости 18 узлов (около 34 км/час) врезался в морское дно. От удара произошел самозапуск торпеды, которая взорвалась прямо внутри торпедного аппарата, и детонация находящегося на борту К-141 боекомплекта.

Следственная комиссия посчитала эту версию не соответствующей действительности. Но почему же тогда уже через несколько часов после трагедии Москву тайно посетил директор ЦРУ? А сразу же после переговоров с Путиным президент США Билл Клинтон простил России огромный долг?

Незаживающая рана

Гибель суперсовременной атомной подводной лодки нанесла серьезный урон военному имиджу Российской Федерации и заставила командование пересмотреть способы подготовки российских моряков и подводников.

Капитанская рубка «Курска» как фрагмент Памятника морякам-подводникам в Мурманске. Источник wikimedia.org

Трагедия не оставила равнодушными никого, а народная память о погибших подводниках увековечена в сотнях памятников и монументов. Их семьи получили компенсацию от государства, но разве может она заменить потерянных мужей и отцов?

Но самое главное, народ так и не получил исчерпывающей информации о происшествии, которая позволила бы избежать подобных трагедий в дальнейшем.

автор

Андрей Серенко

Источник: www.eg.ru

20 лет назад в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск»

Трагедия, которая потрясла весь мир, унесла жизни 118 членов экипажа. Корреспонденты ТВ-21 готовят репортаж, посвященный годовщине трагедии. Смотрите его в вечернем выпуске программы «Новости».

12.08.2020, 11:18

«Курск» вышел в море для выполнения учебно-боевого задания 10 августа 2000 года. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. На борту лодки были 24 крылатые ракеты и 24 торпеды. Утром 12 августа крейсер условно атаковал. В 9.40 «Курск» должен был начать подготовку, а затем осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей.

Последние записи в журналах отмечены в 11.15. В 11.28 гидроакустик на крейсере «Петр Великий» зафиксировал хлопок. «Курск» не вышел на связь в установленное время — 17.30. О крушении атомной подводной лодки военному руководству стало известно вечером, когда в 23.00 командир подлодки повторно не вышел на связь.

Российский атомный подводный ракетоносец потерпел крушение в Баренцевом море, в 175 км от Североморска на глубине 108 метров. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. Эта трагедия по количеству погибших стала крупнейшей в послевоенной истории советского и российского подводного флота. Каждый год 12 августа гарнизон подводников Видяево, откуда подлодка «Курск» ушла в свой последний поход, вспоминает погибших моряков. В Мурманске также проходят траурно-торжественные мероприятия. Фото: ТВ-21, СРЗ «Нерпа» (архив)

20 лет назад в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск»

Источник: www.tv21.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...