В каком году затонула лодка

Во время этой трагедии погибли все 118 находившихся на судне членов экипажа. Это событие также стало поворотным в политической жизни Владимира Путина и изменило курс России на ограничение свободы слова. Что известно о трагедии с «Курском», как сейчас вспоминают это трагическое событие – разбирался Urgent News.

Что известно о трагедии с «Курском»

Журналисты BBC отметили, что в тот день подлодка «Курск» проходила обучение с ракетами «Гранит» и практическими торпедами вместе с атомным ракетным крейсером «Петр Великий» и авианосцем «Адмирал Кузнецов». Сначала субмарина отстрелялась боеприпасами и готовилась совершить новый пуск, но при подготовке торпедной атаки произошла катастрофа.

Российская субмарина «Курск» / Фото из соцсетей

По данным следствия, в 11 часов 28 минут по московскому времени в четвертом торпедном аппарате «Курская» взорвалась практичная торпеда 6576-А. Затем подлодка резко опустилась на глубину 108 метров, и уже там произошел второй взрыв, уничтоживший всю носовую часть субмарины.

Также стало известно, что большинство членов экипажа в отсеках с первого по третий погибли сразу или за считанные минуты. Выжившие 23 человека собрались в девятом отсеке.

Экипаж судна за считанные дни до отправления «Курска» / Фото из соцсетей

Среди выживших был и капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, умирая оставивший записку. В ней он признается в любви жене, пишет, что шансов нет, и призывает не отчаиваться.

Поисковая операция началась в 23 часа 30 минут 12 августа, а около 3 часов 20 минут на следующий день субмарина «нащупал» на дне эхолотом «Петр Великий». Первый спасательный корабль прибыл на место крушения в 10 утра 13 августа.

Россия также вела переговоры с Великобританией и Норвегией, предложившие помощь в спасении экипажа. Однако начать работу норвежские водолазы смогли только 20 августа, спустя восемь дней после аварии.

Уже 21 августа 2000 года спасатели смогли открыть люк этой подводной лодки. Живых людей внутри не было.

Знаменитая реакция Путина на трагедию

Течение спасательной операции и поведение российских властей в целом, в частности, президента Владимира Путина, вызвали критику в его стране. Стоит заметить, что он всего 5 месяцев возглавлял Россию, поэтому «Курск» для него стал фактически первым серьезным испытанием в должности.

Во время крушения российский диктатор находился в отпуске. Он не прервал ее сразу после того, как ему доложили об аварии. Он вернулся из Сочи через пять дней после катастрофы.

В дальнейшем, по словам критиков, он не проявлял каких-либо эмоций в связи с гибелью 118 человек. Но больше всего его критиковали за слова в интервью ведущему CNN Ларри Кингу.

На вопрос, случившийся с субмариной «Курск», Путин ответил, что «она утонула» и едва заметно улыбнулся.

Путин ответил на вопрос о субмарине «Курск» / Видео с ютуб-канала Сергея Панченко

Как продолжалось уголовное дело по «Курску»

Уголовное дело о гибели «Курска» возбудила главная военная прокуратура по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта». Расследование аварии длилось 2 года.

Генеральный прокурор Владимир Устинов в феврале 2002 года сказал, что в ходе расследования были обнаружены серьезные нарушения со стороны командования Северного флота и экипажа погибшей субмарины.

В августе 2002 года дело было закрыто из-за отсутствия состава преступления без предъявления обвинений. Устинов тогда сказал, что допущенные нарушения в организации проведения учений и поисково-спасательной операции не находятся «в причинной связи с гибелью «Курска», что исключает привлечение кого-то к уголовной ответственности».

Следствие, как рассказал в 2002 году Владимир Устинов, выявило много нарушений, допущенных и на самой подлодке. Так, основной причиной гибели «Курска» стал производственный дефект торпеды 65-76 ПВ «Кит», срок которой как раз завершился в 2000 году.

Россияне придумали, что «Курск» утонул из-за лодки НАТО

Журналисты BBC также вспомнили слова бывшего командующего Северным флотом России адмирала Вячеслава Попова, уволенного во время расследования аварии. Сразу после этого чрезвычайного происшествия он настаивал, что российская подлодка якобы затонула от столкновения с субмариной НАТО.

Более того, Попов утверждает, что знает даже название иностранной субмарины. Но не может опубликовать доказательства, подтверждающие его слова.

Я с вероятностью 90% знаю ее наименование, но для того чтобы публично называть, необходимо иметь доказательства и изложить их. Я их выложить не могу. Подлодка НАТО. И он был там, в районе, где он столкнулся с «Курском»,
– сказал он.

Он также говорил, что подводная лодка, столкнувшаяся с «Курском», следила за российской субмариной, а впоследствии подошла к ней слишком близко. Попов также не исключает, что манёвр «Курска» мог привести к потере контакта с сушей.

В то же время в Кремле отказались комментировать слова Попова. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков подчеркнул, что окончательные выводы сделало российское следствие, поэтому другие гипотезы не следует комментировать.

Как вспоминают о трагедии лодки в России

Вспомнили о трагедии подлодки во временно оккупированном украинском Севастополе. В частности, так называемый «глава» города Михаил Развожаев изложил у себя в канале пост, где упомянул об аварии на этом водном транспорте.

В то же время в самой России пытаются всячески скрыть историю с этой субмариной. Российские СМИ сообщают, что власти Воронежа закрасили граффити, посвященное трагедии на подводной лодке «Курск».

Граффити с субмариной «Курск» в Воронеже / Фото российских СМИ

В администрации города сообщили, что граффити стало «иметь неэстетичный вид». Поэтому его закрасили, а появится другая работа, объявлен конкурс на выбор художника. Новый стрит-арт будет на тему «Смыслы и образы нового мира».

Источник: urgentnews.media

Сегодня скорбная дата: 12 августа 2000 года затонула подводная лодка «Курск»

Два года спустя правительственная комиссия в качестве официальной версии аварии назвала дефект перекисно-водородной торпеды «Кит», который привёл к взрыву. Следствие сделало вывод, что виновных в аварии и смерти подводников нет.

Официальная версия о браке торпеды вызвала сомнения у экспертов, и её приняли далеко не все семьи моряков. Однако в обществе столь общие итоги расследования не вызвали резонанса, достаточного для того, чтобы расследование возобновилось. Попытки семей подводников добиться привлечения виновных к уголовной ответственности не получили общественной поддержки.

И спустя 23 года многое в трагедии «Курска» остаётся неясным. Даже вопрос о том, является ли сейчас информация, содержащаяся в материалах уголовного дела о гибели «Курска», гостайной, остаётся открытым.

Журналисты издания «Коммерсант» отобрали факты и составили хронику того, как освещалась гибель подлодки в августе 2000-го и как память об этой трагедии сохранялась в последующие годы.

2000 год: хроника гибели

10 августа в 22:30 «Курск» вышел из залива Западная Лица в район учений, которыми руководил командующий Северным флотом Вячеслав Попов. На борту были 118 человек: 111 членов экипажа, 5 офицеров штаба дивизии, а также военпред и инженер с завода «Дагдизель».

Помимо «Курска» в учениях участвовали 5 подводных лодок, 9 надводных кораблей, 9 вспомогательных судов, 22 самолёта, 11 вертолётов, а также 10 сухопутных частей. Присутствие на учениях хотя бы одного спасательного судна предусмотрено не было.

12 августа (день аварии)

6:00 – подлодка «Курск» заняла отведённое ей место. По плану она должна была стрелять торпедами без боевого заряда в период между 11:40 и 13:20. В роли условного противника выступал отряд российских боевых кораблей во главе с ракетным крейсером «Пётр Великий».

11:00 – флагман «Пётр Великий» и группа кораблей вошли в район «Курска».

11 часов 28 минут 26 секунд – приборы на крейсере «Пётр Великий» зафиксировали сильный подводный взрыв. Сейсмостанция ARCE в Норвегии, находящаяся в 470 км от места происшествия, также зафиксировала взрыв на глубине 40 м мощностью 150–200 кг в тротиловом эквиваленте.

Через 136 секунд, в 11 часов 30 минут 42 секунды, на том же месте был зафиксирован второй взрыв – на глубине 100 м мощностью 5 тонн в тротиловом эквиваленте.

После стрельбы торпедами «Курск» должен был выйти на связь. Но подлодка не выпустила торпеды в сторону кораблей и не вышла на связь в установленное время.

12:30 – экипаж «Курска» не выходит на связь больше часа. По флотским инструкциям это значит, что лодку должны признать аварийной и начать спасение экипажа. Этого не происходит.

Около 14:00 – руководитель учений Вячеслав Попов, не дождавшись донесения о всплытии «Курска», улетел на берег. В этот же день на пресс-конференции он заявил, что боевые учения прошли успешно. О взрывах и потере связи с «Курском» он не сообщил.

Около 14:12 – другие участники учений (несколько десятков кораблей и воздушных судов, которые могли легко определить местонахождение «Курска») также покинули район, в котором осталась потерпевшая крушение подводная лодка.

23:30 – командующий Северным флотом Попов объявил боевую тревогу, «Курск» со значительной задержкой признан аварийным – с момента аварии прошло почти 12 часов.

В ночь с 12 на 13 августа – радисты с разных кораблей фиксируют сигналы SOS в зоне, где затонул «Курск». Как выяснится позже, сигналы подавали 23 подводника, которые выжили после взрывов, перешли в 9-й отсек и стучали металлическими предметами по обшивке крейсера, надеясь на спасение.

13 августа

8:33 – с момента аварии прошёл 21 час. На место крушения «Курска» вылетел поисковый самолёт, за полчаса он обнаружил местонахождение лодки на грунте. Днём Вячеслав Попов прилетел на крейсер «Пётр Великий» и возглавил поиски.

14 августа

Утром в СМИ появляются первые сообщения об аварии от пресс-службы ВМФ. В 10:19 ТАСС сообщает, что при проведении учений Северного флота атомная подводная лодка «Курск» не вышла на связь в установленное время. Начальник пресс-службы ВМФ Игорь Дыгало сообщает, что на корабле произошли неполадки, в результате которых ракетоносный крейсер был вынужден лечь на грунт.

Читайте также:  Нужны ли паспорт лодке

После этого сообщения профессионалы поняли, что случилась серьёзная авария – обычно атомные подводные лодки на дно не ложатся.

Военные ведомства дают противоречивую информацию. В интервью ТАСС главком ВМФ РФ Владимир Куроедов говорит, что «шансы на благополучный исход не очень высоки». Но в район аварии, по его словам, «брошены все спасательные силы», поэтому нет необходимости в привлечении других ресурсов.

Позже в этот же день со ссылкой на анонимный источник в командовании Северного флота информагентства сообщают, что опасности для жизни членов экипажа атомной подводной лодки «Курск» нет, что с лодкой установлена связь, «осуществляется подача топлива, кислорода и продув систем подводного крейсера».

Норвегия и Великобритания предлагают России помощь в спасении моряков. Позже помощь предлагают США и Франция. Но российские военные говорят, что внешняя помощь в спасении экипажа не нужна.

15 августа

Главный штаб ВМФ объявил о спасательной операции. Представитель Главного штаба ВМФ Игорь Дыгало сообщает, что экипаж «Курска» жив, с ним поддерживается контакт.

Вице-премьер РФ, руководитель правительственной комиссии по расследованию причин аварии Илья Клебанов заявил, что экипаж подводной лодки будет эвакуирован без помощи других стран. Он утверждал, что в полном объёме необходимые для эвакуации подводников средства есть только у двух стран – США и России. По его словам, для спасательной операции у России «имеются все технические возможности. Они по своему уровню не хуже американских». Командование Северного флота РФ разделяет мнение Ильи Клебанова.

В «Интерфаксе» выходит интервью главы ВМФ Владимира Куроедова. Он говорит, что экипаж «Курска» жив и борется за живучесть корабля: «Когда моряки знают, что помощь идёт, это удесятеряет их силы… Кислорода на борту корабля должно хватить до 25 августа».

16 августа

По данным на 21:50 мск, ни одному из двух работающих в Баренцевом море российских спасательных аппаратов не удалось закрепиться на корпусе субмарины. Начальник пресс-службы ВМФ России Игорь Дыгало сообщает СМИ о том, что президент направил главкому ВМФ РФ распоряжение «принять иностранную помощь». Россия обращается за помощью к Норвегии и Великобритании.

17 августа

Через пять дней после аварии Владимир Путин прервал свой отпуск в Сочи.

К месту трагедии вышли норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту и британское судно Normand Pioneer со специалистами и оборудованием.

18 августа

Газета «Комсомольская правда» обнародовала список членов экипажа «Курска». При этом издание сообщило, что купило его у офицера Главного штаба ВМФ за 18 тыс. руб. Всё это время ВМФ скрывал имена подводников. По мнению командования флота, называть имена моряков, пока идет спасательная операция, было некорректно.

В военный гарнизон Видяево, где базировался «Курск», съезжаются родственники подводников. С ними встречается вице-премьер Илья Клебанов, но ничего конкретного он не говорит. На этой встрече выступает Надежда Тылик, мать лейтенанта Сергея Тылика. Она обвиняет власти в бездействии. В какой-то момент к женщине подходит медсестра и вкалывает успокоительное.

19 августа
Начальник штаба Северного флота Михаил Моцак сообщает: «Весь носовой блок отсеков подводной лодки затоплен, и весь находившийся личный состав в этих отсеках погиб в первые минуты аварии».

20–22 августа

На «Курске» работают норвежские водолазы-глубоководники, они открывают люк 9-го отсека. Выясняется, что отсек заполнен водой и спасать уже некого.

21 августа

Начальник штаба Северного флота Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа «Курска».

22 августа

В Видяево приехал президент Владимир Путин. В 21:15 в Доме офицеров началась его встреча с родственниками погибших подводников. Она длилась 2 часа 40 минут. Как писал спецкор «Коммерсанта» Андрей Колесников, адмиралы распорядились убрать прессу из зала.

Разговор стал менее напряжённым, когда Путин заговорил о компенсациях и пообещал выплатить семьям погибших среднее жалованье офицера за десять лет вперёд. Максимально полную стенограмму разговора опубликовал журнал «Власть».

23 августа

В России был объявлен общенациональный траур.

26 августа

Со ссылкой на источники в правоохранительных органах «Интерфакс» сообщает, что 23 августа Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело по факту гибели «Курска» по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта»).

8 сентября

Владимир Путин дал интервью ведущему CNN Ларри Кингу. На вопрос, что случилось с подводной лодкой «Курск», президент ответил: «Она утонула».

20 октября

Начался подъём тел подводников. За 16 дней водолазы смогли поднять на поверхность 12 тел, в том числе тело капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. При нём была найдена записка, ставшая знаменитой. Она стала доказательством того, что 23 подводника выжили после взрывов и в надежде на спасение перешли в 9-й отсек.

Также были найдены записки капитан-лейтенанта Сергея Садиленко и старшего мичмана Андрея Борисова. Тела ещё 103 подводников были обнаружены уже в 2001 году после того, как «Курск» подняли на поверхность.

Катастрофа на подлодке «Курск» стала второй по масштабу в послевоенной истории российского ВМФ после взрыва боеприпаса на подлодке Б-37 в 1962 году (по разным источникам, погибли от 79 до 122 человек).

Спасательная операция «Курска» стала первой в истории отечественного атомного подводного флота, по итогам которой не спасли ни одного человека.

2001–2022 годы: хроника памяти и расследования гибели «Курска»

1 декабря 2001 года – главком ВМФ России Владимир Куроедов сообщил журналистам, что командующий Северным флотом Вячеслав Попов и начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак понижены в должности по распоряжению президента. Ещё несколько адмиралов и офицеров Северного флота и главного командования ВМФ были уволены и получили дисциплинарные взыскания (командующий флотилией подводных лодок Северного флота Олег Бурцев, начальник штаба флотилии Валерий Филатов, командир дивизии Михаил Кузнецов, заместитель командира дивизии Виктор Кобелев, начальник одного из управлений Главкомата ВМФ Николай Михеев, начальник управления Главкомата ВМФ Геннадий Верич, начальник управления Главкомата ВМФ Валерий Панфёров, начальник управления Северного флота Юрий Бояркин, начальник управления Северного флота Владимир Хандобин, заместитель командующего флотилией Фарит Зиннатуллин, начальник управления Северного флота Александр Тесленко, командир части Северного флота Рубен Караханов).

Формально к гибели «Курска» это решение не имело отношения. В качестве причины увольнения была указана общая формулировка – «за упущения в организации повседневной и учебно-боевой деятельности флота».

К 20 марта 2002 года – опознаны тела 115 погибших подводников. Тела трёх человек (матросов Дмитрия Коткова, Ивана Нефедкова и главного специалиста завода «Дагдизель» Мамеда Гаджиева) обнаружить не удалось.

22 марта 2002 года – Московский гарнизонный военный суд удовлетворил жалобу, поданную фондом «Право матери»: отказ Главной военной прокуратуры в признании матери погибшего подводника Козыревой потерпевшей в деле о гибели «Курска» признан незаконным. Это повлекло признание потерпевшими других родственников подводников и дало им право на ознакомление с материалами уголовного дела.

28 июня 2002 года – следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении командующего Северным флотом Вячеслава Попова, начальника штаба Северного флота Михаила Моцака, а также в отношении других руководителей и командиров (Бояркина Ю. И., Бурцева О. В., Кузнецова М. Ю., Хандобина В. А., Тесленко А. П., Кобелева В. В., Шеметова А. В., Рогатина В. И., Касатонова В. Л.), поскольку не найдена связь между допущенными ими нарушениями при организации учений и гибелью 118 человек.

Главный военный прокурор Александр Савенков сообщил, что в ближайшее время близкие погибших и их адвокаты начнут знакомиться с материалами уголовного дела и заключениями экспертиз.

29 июня 2002 года – комиссия по расследованию причин аварии «Курска» назвала официальную версию – взрыв одной из торпед 65–76 «Кит», вследствие чего сдетонировал почти весь имевшийся в первом отсеке «Курска» торпедный боезапас. В результате двух взрывов в первые минуты аварии погибли 95 человек. 23 подводника выжили и подавали сигналы SOS.

22 июля 2002 года – Главная военная прокуратура прекратила расследование по делу. «Лиц, виновных в катастрофе АПРК «Курск», сопряжённой с гибелью ста восемнадцати человек, находившихся на борту крейсера, нет»,– написано в постановлении старшего следователя по особо важным делам Главной военной прокуратуры Артура Егиева. После закрытия дела «Курска» Егиев получил повышение по службе. Многие родственники погибших узнали о прекращении дела из СМИ. Некоторые из них затем обратились в суд, пытаясь добиться продолжения расследования и наказания виновных.

Август 2002 года – ко второй годовщине трагедии «Курска» в Москве, Нижнем Новгороде и военном гарнизоне Видяево открыли первые три памятника погибшим подводникам. Владимир Путин на открытие мемориалов не приехал. Позднее памятники открылись в Курске, Санкт-Петербурге, Северодвинске, Севастополе, Мурманске и других городах.

В 2002–2005 годах интересы 55 семей погибших подводников в судебных процессах с госведомствами представлял в том числе адвокат Борис Кузнецов. В беседе с «Коммерсантом» он рассказал, что в 2002 году получил материалы расследования. Изучив фактические обстоятельства подготовки «Курска» к учениям, взрывов торпеды и боезапаса, поисково-спасательной операции, а также заключения патологоанатомов, он пришёл к выводу, что следствие провело качественную работу, но не было доведено до конца – судебного разбирательства и наказания виновных.

Попытки семей подводников добиться продолжения расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности не получили большого резонанса и общественной поддержки.

21 апреля 2004 года – Московский военный гарнизонный суд рассмотрел обращение адвоката Кузнецова о возобновлении следствия по делу «Курска». Суд принял решение об отказе.

Читайте также:  Лодка которая плывет по реке

Кроме адвокатов, прокурора, судей и следователя Артура Егиева в зале присутствовал только один человек – журналист «Новой газеты» Елена Милашина, которая несколько лет вела расследование о гибели «Курска». В разговоре с «Коммерсантом» она сказала, что к тому времени расследование дела «Курска» уже не волновало ни журналистов, ни общество, ни большую часть родственников подводников.

2005 год – родные погибших подводников, недовольные прекращением расследования в России, обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Заявителем коллективного иска выступил отец капитана Дмитрия Колесникова – Роман Колесников. В жалобе он попросил ЕСПЧ обязать Российскую Федерацию провести полное, всестороннее и объективное расследование обстоятельств гибели АПРК «Курск» и экипажа с привлечением к уголовной ответственности виновных должностных лиц ВМФ России.

Позже Роман Колесников отозвал иск, объяснив это тем, что «разборки в суде» принесут вред государству.

Ежегодно 12 августа в России проводятся акции в память о подводниках «Курска»: возле установленных в их честь мемориалов проходят парады, митинги памяти, церемонии возложения траурных венков. На зданиях нескольких школ, где учились погибшие моряки, установлены мемориальные доски, ряд школ носит их имена. Судьбе экипажа АПРК «Курск» посвящаются спортивные соревнования, спектакли, песни, игровые и документальные фильмы.

Однако фактические обстоятельства аварии неизвестны широкой аудитории. В истории «Курска» до сих пор остаётся много неясного.

Даже вопрос о том, являются ли на данный момент материалы уголовного дела или их часть засекреченной информацией, остаётся открытым. Родственники подводников считают, что материалы засекречены. Адвокат Борис Кузнецов в беседе с «Коммерсантом» сказал, что в 133 томах с материалами уголовного дела нет ни одного засекреченного документа – результаты расследования он изучал, копировал и подробно изложил в своей книге о деле «Курска» «»Она утонула…». Правда о «Курске», которую скрыл генпрокурор Устинов» (книга вышла в 2005 году). Адвокат считает, что ознакомиться с материалами дела родственники подводников могут, обратившись в органы прокуратуры.

Журналист Елена Милашина также считает, что уголовное дело по «Курску» не засекречено. В беседе с «Коммерсантом» она отметила, что 20 лет назад следствие выявило нарушения в подготовке учений и проведении спасательной операции, и до правосудия оставался один шаг, но отсутствие интереса со стороны общества позволило в последний момент снять ответственность с виновных. И хотя срок давности по делу истёк, она уверена, что назвать виновных в трагедии необходимо – для восстановления справедливости и уважения к памяти подводников. «Без приговора преступникам мы помним про «Курск» неправильно»,– считает она.

«Коммерсанту» не удалось получить точную информацию о статусе материалов уголовного дела о гибели «Курска». Мы направили вопросы в Главную военную прокуратуру – есть ли в материалах этого дела сведения, которые являются засекреченными, а также кто и каким образом может ознакомиться с материалами дела. Однако на эти вопросы представитель Главной военной прокуратуры ответил, что запрошенные редакцией сведения «составляют государственную тайну».

Опрошенные в 2022 году «Коммерсантом» дети подводников сообщили, что не знают, где хранятся материалы уголовного дела, и не слышали о них от своих матерей.

Источник: rg62.info

Последнее погружение. Аварии и катастрофы подводных лодок в СССР и России

ТАСС

7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара затонула советская атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец». Погибли 42 человека, 27 членов экипажа удалось спасти.

Корпус лодки до сих пор находится на глубине свыше 1650 метров. К месту затопления проводилось множество глубоководных экспедиций, которые изучали состояние корпуса, атомного реактора и торпед с ядерными зарядами. Мониторинг радиационной обстановки вокруг субмарины ведется постоянно, и российскими специалистами неоднократно устанавливалось, что угрозы для морской экосистемы нет.

В память об этой трагедии в соответствии с приказом главнокомандующего Военно-морского флота (ВМФ) РФ от 19 декабря 1995 года 7 апреля в России был установлен День памяти погибших подводников, не вернувшихся из походов.

Россия

Всего с 1992 года сообщалось о восьми случаях гибели подводников ВМФ РФ в результате аварий на субмаринах.

29 мая 1992 года в Североморске на борту атомной подводной лодки Б-502 (проект 671РТМ «Щука») Северного флота произошел взрыв и пожар. Перед этим при отработке задач в море была замечена неисправность компрессора высокого давления в первом отсеке. После возвращения корабля на базу на борт субмарины прибыл начальник электромеханической службы дивизии капитан первого ранга Константин Ляшков. Когда агрегат запустили, произошел взрыв буферной емкости электрокомпрессора. В результате пять моряков пострадали, Ляшков от полученных ранений скончался по дороге в госпиталь.

26 января 1998 года в губе Западная Лица (Кольский полуостров) произошло ЧП на атомной подводной лодке Б-527 (проект 671РТМ «Щука»). При вводе главной энергетической установки периферийная компенсирующая решетка реактора №1 опустилась не до конца.

При попытке снять заглушку регулировочного винта началось поступление в отсек воды из первого (радиоактивного) контура реактора. Пять человек получили острое ингаляционное отравление. Спустя час в отсек была направлена аварийная партия, которая ликвидировала течь и дезактивировала отсек. Через шесть часов в госпитале от «сердечно-сосудистой недостаточности и остановки кровообращения» скончался командир дивизиона движения капитан третьего ранга Сергей Соловьев, который снимал заглушку в четвертом отсеке.

12 августа 2000 года во время проведения военно-морских учений в Баренцевом море после взрывов и пожара затонул на глубине 108 метров атомный подводный ракетоносец К-141 «Курск» (проект 949А «Антей») Северного флота ВМФ России.

Лев Федосеев/ТАСС

Буксировка подлодки К-141 «Курск» для утилизации из Росляково по Кольскому заливу на завод «Нерпа», 2002 год Лев Федосеев/ТАСС

Согласно отчету правительственной комиссии, расследовавшей обстоятельства крушения, первый взрыв произошел в торпедном аппарате №4 из-за утечки компонентов топлива торпеды, позднее взорвались стеллажи с другими торпедами. Оставшиеся в живых 23 моряка отступили в девятый отсек, где умерли спустя сутки. В катастрофе погибли все находившиеся на борту 118 человек — члены экипажа и гражданские специалисты. В сентябре-октябре 2001 года лодка была поднята и впоследствии утилизирована.

30 августа 2003 года в Баренцевом море близ острова Кильдин затонул атомный торпедоносец К-159 (проект 627А «Кит»). Выведенную из состава Северного флота ВМФ СССР в 1989-м подлодку буксировалали с базы в Гремихе в город Полярный для утилизации. Ядерный реактор был заглушен. В штормовых условиях произошел отрыв понтонов, субмарина не могла самостоятельно держаться на плаву и затонула на глубине около 170 м. Один из десяти членов швартовой команды продержался в холодной воде около двух часов и был спасен, остальные погибли.

14 ноября 2004 года в Вилючинске (Камчатка) произошло ЧП на атомной подводной лодке К-223 «Подольск» (проект 667БДР «Кальмар»). Во втором отсеке корабля матросы дозаправляли водой аккумуляторную батарею, перекачивая ее из цистерны пресной воды в цистерну долива, а оттуда в батарею. Однако редукционный клапан в последней был неисправен из-за коррозии, поэтому вода подавалась в нее с большим, чем необходимо, давлением. Цистерну долива разорвало, в результате чего один из матросов был отброшен на переборку и скончался от черепно-мозговой травмы. Еще двое членов экипажа получили легкие ранения.

7 сентября 2006 года в районе полуострова Рыбачий в Баренцевом море произошло возгорание обратимого преобразователя в шестом (электромеханическом) отсеке атомной подводной лодки Б-414 «Даниил Московский» (проект 671РТМК «Щука»). Сработала аварийная защита реактора. Личный состав не выполнил полную герметизацию пострадавшего отсека, продуктами горения оказался загазован и пятый отсек. Мичман Рафим Шабанов и матрос Игорь Этюев включились в неприспособленные для дыхания в условиях пожаров изолирующие аппараты ИДА-59М, стали задыхаться, сорвали с себя маски и погибли от отравления угарным газом. После 14 часов без хода подводная лодка была отбуксирована на базу.

Лев Федоссев/ТАСС

Подлодка Б-414 «Даниил Московский» на базе в Видяево, 7 сентября 2006 года Лев Федоссев/ТАСС

8 ноября 2008 года во время заводских испытаний на полигоне Тихоокеанского флота ВМФ России в Японском море на еще не принятой в состав флота атомной подводной лодке К-152 «Нерпа» (проект 971У «Щука-Б») произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. Погибли трое военнослужащих и 17 гражданских специалистов, более 40 человек получили отравления различной степени тяжести.

2 июля 2019 года стало известно, что 1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах ВМФ РФ, в ходе проведения батиметрических измерений возник пожар. В результате отравления продуктами горения погибли 14 моряков-подводников. Благодаря самоотверженным действиям команды очаг возгорания был ликвидирован. Причины произошедшего устанавливаются.

5 июля «за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга» Владимир Путин присвоил звание Героя России посмертно капитанам первого ранга Андрею Воскресенскому, Денису Опарину, Константину Сомову и капитану второго ранга Дмитрию Соловьеву. Кроме того, десять офицеров посмертно были награждены орденом Мужества.

СССР

13 ноября 1940 года в Мотовском заливе Баренцева моря во время учебного погружения по курсу боевой подготовки затонула при невыясненных обстоятельствах дизельная подводная лодка Д-1 (до 21 августа 1934-го — «Декабрист») с экипажем из 55 человек. Точное место гибели корабля не определено.

27 января 1961 года во время погружения в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С-80 (проект 644) Северного флота. Клапан шахты РДП (шноркель, система работы дизеля под водой) не сработал из-за обледенения, так как его обогрев был отключен. Когда в прочный корпус стала поступать вода, трюмный машинист не смог закрыть шахту.

Экипаж опоздал с продуванием главного балласта на 30 секунд, не был дан ход главными электродвигателями. Скорость корабля упала до нуля, и с большим дифферентом лодка упала на грунт. В катастрофе погибли все 68 человек на борту. С-80 была обнаружена только в 1968-м. Поднята 24 июля 1969 года, а впоследствии разделана на металл.

Читайте также:  Установка даунриггера на лодку

4 июля 1961 года произошло первое катастрофическое ЧП на советской атомной субмарине. Во время океанских учений в Норвежском море (в 70 милях от острова Ян-Майнен) произошла авария реактора на первой в СССР ракетной атомной подводной лодке — К-19 (проект 658) Северного флота. Восемь членов экипажа из 104 получили смертельные дозы радиации и в течение недели умерли. После эвакуации экипажа получивший повреждения корабль был отбуксирован на базу.

Лев Федосеев/ТАСС

Подлодка К-19 на утилизации в эллинге судоремонтного завода «Нерпа», 2003 год Лев Федосеев/ТАСС

11 января 1962 года произошла крупнейшая по количеству жертв катастрофа советской субмарины. На дизельной подводной лодке Б-37 (проект 641) Северного флота, пришвартованной в пункте базирования Полярный, возник пожар в торпедном отсеке. В результате взрыва боезапаса носовую часть лодки оторвало вплоть до рубки, также получила повреждения и частично затонула стоявшая рядом у пирса дизельная субмарина С-350 (проект 633). На обоих кораблях и пирсе погибли в общей сложности 122 человека. Причина взрыва боезапаса точно не установлена.

8 марта 1968 года в Тихом океане в районе Гавайских островов затонула советская дизельная подводная лодка К-129 проекта 629А, вооруженная баллистическими ракетами и находившаяся на боевом патрулировании. Погибли 98 моряков. Точные причины катастрофы неизвестны. Существует четыре версии: затопление через шахту шноркеля, столкновение с американской субмариной или судном, взрыв аккумуляторных батарей. В 1974-м США сумели поднять два отсека К-129.

12 апреля 1970 года в Бискайском заливе (Атлантический океан) в условиях восьмибалльного шторма, после возникшего 8 апреля на борту пожара затонула атомная подводная лодка К-8 (проект 627А «Кит») Северного флота. Погибли 52 из 125 членов экипажа; К-8 стала первым кораблем, потерянным советским атомным флотом. Причиной пожара было возгорание патронов системы регенерации воздуха. Лодка не была поднята.

24 февраля 1972 года в северной части Атлантического океана (в 1,1 тыс. км северо-восточнее острова Ньюфаундленд) на борту атомного подводного ракетоносца К-19 (проект 658) Северного флота возник пожар. Всплыв, лодка оказалась без хода, так как не удалось запустить дизель-генераторы. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов советского ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К-19, подать на лодку электричество и воздух высокого давления и отбуксировать пострадавший корабль на базу. Всего в результате пожара на лодке погибли 28 человек.

14 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) атомный подводный ракетоносец К-56 (проект 675) Тихоокеанского флота в надводном положении в условиях тумана столкнулся с советским научно-исследовательским судном «Академик Берг». На стыке первого и второго отсеков образовалась пробоина, во второй отсек начал поступать хлор из аккумуляторных батарей.

Погибли 27 человек. От затопления лодку спас капитан второго ранга Леонид Пшеничный, который успел загерметизировать кормовую переборку. Командиром было принято решение выбросить лодку на отмель, что предотвратило полное затопление первого отсека. В столкновении был обвинен экипаж подлодки и частично судна «Академик Берг», которое двигалось на выход из залива по входной линии фарватера. Лодка была отбуксирована на базу на понтонах, восстановлена, продолжила службу до 1992 года.

21 августа 1980 года в Тихом океане восточнее японского острова Окинава на атомной подводной лодке К-122 (проект 659Т) Тихоокеанского флота произошел пожар. Погибли 14 человек. Лодка всплыла, но осталась без хода и связи.

Моряки вручную заглушили реактор и сигнальными ракетами привлекли внимание английского газовоза Harry, с которого удалось передать донесение об аварии в штаб ВМФ. Через девять часов к месту аварии подошло учебное судно «Меридиан» Владивостокского мореходного училища, на которое перешла большая часть экипажа. Позднее лодка была отбуксирована на базу.

21 октября 1981 года в проливе Босфор Восточный близ побережья Приморского края советская дизельная подлодка С-178 проекта 613В затонула после столкновения с сухогрузом «Рефрижератор-13». Причиной послужили многочисленные нарушения обоих экипажей, а также береговых служб — и субмарина, и торговое судно самовольно изменили курс, при этом не зная обстановки в районе плавания и не сумев обнаружить друг друга. С-178, получив пробоину в левом борту, легла на грунт на глубине около 30 м. Спасательная операция длилась двое суток, подводники покидали затонувшую субмарину через торпедные аппараты. Всего погибли 32, спаслись 27 человек.

23 июня 1983 года при погружении в бухте Саранная (Камчатский край) затонул атомный подводный ракетоносец К-429 (проект 670 «Скат») Тихоокеанского флота. Через вентиляционную систему затопило четвертый отсек, лодка легла на грунт на глубине 40 м. В результате погибли 16 человек (двое — при выходе из лодки), остальные 104 моряка смогли покинуть корабль. Позднее лодка была поднята и переоборудована в учебно-тренировочную станцию, утилизирована в 2001–2002 годах.

10 августа 1985 года на 30-м судоремонтном заводе в бухте Чажма (Приморский край) произошла радиационная авария на атомном подводном ракетоносце К-431 (проект 675) Тихоокеанского флота. При подъеме крышки реактора плавмастерскую с краном качнуло волной, крышка вместе с системой поглотителей поднялась слишком высоко.

Началась цепная ядерная реакция, произошел тепловой взрыв, погибли десять человек. Помимо К-431, радиоактивному заражению также подверглись стоявшие рядом атомный торпедоносец К-42 (был отправлен в отстой, в 1990 году выведен из боевого состава флота) и дизельная подводная лодка. К-431 не восстанавливалась, выведена из боевого состава в 1987 году. К середине 1990-х годов число официально выявленных пострадавших от радиации в результате данной аварии превысило 950 человек.

3 октября 1986 года в Атлантическом океане (в 1,1 тыс. км северо-восточнее Бермудских островов) произошел взрыв в ракетной шахте атомного ракетоносца стратегического назначения К-219 (проект 667АУ «Налим») Северного флота. Вышла из строя система охлаждения ядерного реактора.

Матрос-реакторщик Сергей Преминин предотвратил расплавление активной зоны реактора, вручную опустив компенсирующие решетки, но погиб от жары в отсеке (в 1997 году Преминин посмертно удостоен звания Героя России). Потеряв плавучесть из-за поступления воды через разрушенную шахту, 6 октября лодка затонула на глубине 5,5 тыс. м. Экипаж был эвакуирован на подошедшее с Кубы советское спасательное судно «Агатан». Всего в результате аварии погибли четыре человека, 115 человек спаслись. Лодка не была поднята.

Public domain/Wikimedia Commons

Атомный ракетоносец стратегического назначения К-219 (проект 667АУ «Налим»), 3 октября 1986 года Public domain/Wikimedia Commons

7 апреля 1989 года в Норвежском море на борту атомного подводного торпедоносца К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник») Северного флота возникло возгорание. При всплытии и выравнивании крена лодки был израсходован воздух высокого давления и потерян запас плавучести. В прочный корпус стала поступать вода, через шесть часов лодка получила большой дифферент на корму и затонула на глубине около 1,8 тыс. м. При пожаре и эвакуации погибли 42, спаслись 27 членов экипажа. Причина возникновения пожара не установлена, лодка не была поднята. Кстати, именно ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди субмарин — 1027 метров.

29 сентября 1991 года в Белом море на советской атомной подводной лодке ТК-17 (с 2012 года — «Архангельск») проекта 941 «Акула» во время пуска учебных ракет из подводного положения в шахте взорвалась и разрушилась одна из ракет. Взрывом была сорвана крышка шахты, из-за разброса твердого ракетного топлива загорелось резиновое покрытие легкого корпуса.

После всплытия командир субмарины капитан первого ранга Игорь Гришков принял решение срочно погрузить корабль на перископную глубину, что позволило сбить пламя массой морской воды. После этого подлодка снова всплыла. Во время инцидента экипаж не пострадал, лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт. Шахта, в которой произошел взрыв, была заварена и в дальнейшем не эксплуатировалась.

Царская Россия

16 июня 1904 года у причальной стенки Балтийского судостроительного и механического завода (Санкт-Петербург) при учебном погружении затонула бензиновая торпедная подводная лодка «Дельфин» («Миноносец № 150»; разработчик — Иван Бубнов) — первая субмарина из официально зачисленных в списки кораблей русского флота.

Командир не успел задраить рубочный люк, через который стравливался воздух. Один из членов экипажа в панике попытался выбраться через полузакрытый люк. Застряв в нем, моряк только увеличил поступление воды. Попытка продуть цистерны не дала результата, лодка затонула. Погибли 24 человека, спаслись 12 человек (в том числе двое офицеров), которые сумели открыть люк и выплыть из лодки.

Виновным в первой катастрофе был признан погибший врио командира лейтенант Анатолий Черкасов. 18 июня 1904 года лодка была поднята и в дальнейшем отремонтирована; исключена из списков кораблей Балтийского флота в августе 1917-го.

10 мая 1916 года в четыре часа утра подводная лодка Российского императорского флота «Сом», осуществлявшая патрулирование в районе Аландских островов (в то время входили в состав Российской империи), погибла при столкновении со шведским пароходом Angermanland.

По версии капитана парохода, лодка шла под перископом в погруженном состоянии параллельным курсом, затем повернула к пароходу. Посчитав, что его судно хотят досмотреть, капитан замедлил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, лодка ударила в подводную часть парохода и больше не показывалась.

Согласно другой версии, капитан судна преднамеренно протаранил лодку, опасаясь досмотра. На борту «Сома» погибли все 18 членов экипажа во главе с командиром лейтенантом Хрисанфом Бугураевым (два офицера и 16 матросов). 27 июля 2015 года шведские дайверы-энтузиасты оповестили Вооруженные силы Швеции об обнаружении в районе крушения остатков субмарины. Опубликованные видеоматериалы позволили специалистам с большой степенью вероятности утверждать, что обнаружен именно «Сом».

Источник: www.atomic-energy.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...