2000-е годы отметились бурным сотрудничеством с иностранными экологическими организациями, и 16 атомных лодок должны были быть утилизированы по специальной программе. Говорят, что АПЛ К-159 была тринадцатой по счету.
В 2003 году было принято решение о буксировке подлодки на утилизацию на судоремонтный завод «Нерпа» в Снежногорск. Для этого к ней прикрепили понтоны, которые необходимо было докачивать воздухом каждые пять часов, и экипаж подлодки должен был находиться внутри.
К буксировке субмарины привлекли 9 человек, перед которыми поставили задачу провести внутри стальной машины трое суток без электричества и систем гигиены. Однако при проходе острова Кильдин начался сильный шторм, понтоны оторвало, началась течь. В ночь на 30 августа лодка начала тонуть.
Как потом выяснило следствие, командир судна Сергей Лаппа просил разрешения на выход к береговой линии острова Кильдин, но ему долгое время приходили приказы продолжать борьбу за живучесть. Разрешение выйти на мель поступило тогда, когда было уже поздно. Встал вопрос о спасательной операции экипажа, но выбраться из подлодки смогли только три человека.
Крушение подлодки «Курск». Правда спустя 22 года. Виновато НАТО?
И только один из них, Максим Цибульский, остался в живых — он последним выплыл из лодки, когда она шла ко дну. Двое его товарищей погибли от переохлаждения и утонули. Остальные тела не нашли.
Адмиралу Сучкову, который командовал операцией по транспортировке и спасению людей, предъявили обвинение по статье 293 ч. 2 УК РФ (халатность, повлекшая смерть людей). Он получил четыре года условно с отсрочкой на два года. Еще одно уголовное дело возбудили против командира буксира Сергея Жемчужного, но в 2005 году оно было прекращено за отсутствием состава преступления.
АПЛ К-159 до сих пор находится на дне Баренцева моря и представляет собой опасность радиационного загрязнения. На лодке отсутствуют дополнительные защитные барьеры между отработанным ядерным топливом и морской средой. Субмарина затонула случайно и не была подготовлена к затоплению. По последним данным, первый контур ее не разгерметизировался, и Росатом рассматривает варианты поднятия ее со дна.
Источник: www.atomic-energy.ru
Она утонула: 20 лет назад произошла катастрофа подлодки «Курск»
Ровно 20 лет назад, 12 августа 2000 года российская атомная подлодка К-141 «Курск» затонула в Баренцевом море. На борту находились 118 членов экипажа. Большая часть погибла при взрыве водорода, но 23 человека ещё несколько дней жили в турбинном отсеке, ожидая помощи. Но так и не дождались. Трагедия унесла жизни всех подводников, а 118 семей остались без сынов и мужей.
История подлодки К-141 «Курск»
Общественная служба новостей публикует воспоминания высшего офицерского состава об этой трагедии.
Взрыв на борту Фото: amic.ru
К-141 вышла в море 10 августа, выполняя план учений Северного флота. Задачей учений было проведение учебно-боевого пуска крылатой ракеты и торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. Для этих целей на лодку погрузили 24 крылатые ракеты П-700 и 24 торпеды. Командиром судна был капитан 1-го ранга Геннадий Лячин.
Утром 12 августа «Курск» выполнил первую часть учений, а через несколько часов должен был начать подготовку к учебной атаке на авианосцы. В 11:28 крейсер «Пётр Великий», принимавший участие в учениях, фиксирует хлопок. Выслушав доклад о подводном взрыве, он не придаёт ему значение. Командующему Северным флотом Вячеславу Попову так же передают, что ничего необычного не произошло, просто «включилась антенна радиолокационной станции».
Как вспоминает бывший председатель Комитета подводных работ особого назначения при Правительстве РФ, вице-адмирал Тенгиз Борисов , уже на тот момент экипажу крейсера нужно было проявить больше внимания к произошедшему.
«Это был взрыв водорода. Произошло возгорание, как позже выяснится, система пожаротушения была отключена. Из-за этого взорвался боезапас. Люди, которые были в первом отсеке погибли сразу. Связь пропала мгновенно.
Все переборки до реакторного отсека были снесены взрывной волной, а сам реактор выдержал, так как был усилен дополнительно. Но за реакторным отсеком было 23 человека, что выжили», — сказал он.
Смертельное промедление Фото: topwar.ru
Вице-адмирал подчёркивает, что у Северного флота были все шансы спасти моряков, оказавшихся в заложниках на затонувшем судне.
Мне очень больно было отвечать, но я ответил честно: живых на лодке уже нет
«Ещё несколько дней они ждали помощи. Спустя четыре дня ко мне обратились журналисты. Спросили: можно ли кого-то спасти? Мне очень больно было отвечать, но я ответил честно: живых на лодке уже нет. Два, максимум три дня были шансы людей спасти. На четвёртый день на борту не было никого в живых.
К сожалению, я оказался тогда прав. Нам говорили, что они погибли в первые четыре часа, после взрыва. Но спасти их была возможность, люди были живы. Но не очень расторопное и грамотное командование спасением, привело к тому, что погибли все», — уверен он.
В назначенное время подлодка не произвела запуск торпед и ВМФ отправил корабли и вертолёты на поиск всплывшей подлодки. Это не принесло результатов, а к вечеру экипаж судна так и не вышел на связь. Утром 13 августа корабли с Вячеславом Поповым на борту находят подлодку на глубине 108 метров. Вскоре фиксируются и повреждения судна.
Мёртвый «Курск» Фото: googleusercontent.com
Одним из первых, кто осмотрел «Курск» был капитан 1-го ранга, герой России, водолаз Андрей Звягинцев . Он вспоминает, что его отряд должен был улететь на учения 11 августа, но переброску отложили из-за нехватки самолётов.
«Готовились все 18 водолазов. Подводные глубоководные аппараты тщетно пытались состыковаться со шлюзовым люком подводной лодки. Хочу сказать, что ребята, которые работали на спасательных аппаратах, ходили “по грани” и делали все возможное», — говорит водолаз.
По его словам, когда водолазы спустились к подлодке, то ужаснулись увиденному.
В отсеке мы заметили следы пожара, были видны обгоревшие стены и проводка
«Увидели лодку – и сразу холодом душу охватило. На дне Баренцева моря лежал безжизненный атомный крейсер, некогда гордость Российского флота. Эта боль была как выстрел, в следующую же секунду я включился в работу. В девятый (турбинный — Прим. ред.) отсек мы попали через переборочный люк. В отсеке мы заметили следы пожара, были видны обгоревшие стены и проводка.
Всюду была сажа во взвешенном состоянии. На “Курске” находились мои однокашники, с которыми мы вместе учились в Высшем военно-морском инженерном училище имени Дзержинского в Ленинграде. Работа с телами погибших у нас была не первой. Хотя, наверное, привыкнуть к этому совсем невозможно», — рассказывает Звягинцев.
Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что кто-нибудь прочитает
Одной из самых страшных находок стала записка командира турбинной группы дивизиона движения Дмитрия Колесникова. В ней подводник признаётся в любви жене Ольге и призывает её «не переживать сильно».
«Здесь темно писать, но наощупь попробую. Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо.
Колесников», — говорится в остальном тексте записки.
Незабытая трагедия Фото: unian.net
Вячеслав Попов отказался подробно рассказывать, что происходило тогда в руководстве Северного флота. Однако, не сдерживая эмоции сказал, что трагедия с «Курском» — «словно ножом по сердцу».
«Разговор о “Курске” — непростой и обстоятельный. Сейчас, наверное, я не готов его вести. Снова уходить в эту тему, честно говоря, для меня очень тяжело», — объяснил бывший командующий флотом.
По словам Тенгиза Борисова, катастрофа с «Курском» позволила сделать выводы и частично усилить контроль за безопасностью на других судах. Но, предупреждает вице-адмирал, трагедия может повториться.
Истина оказалась жертвой внутренних разборок
«Насколько мне известно, было сделано всё, чтобы истинные результаты аварии скрыть. Настоящих причин так и не услышали: флот валил на промышленность, промышленность на флот. А истина оказалась жертвой внутренних разборок. Не имея чёткой и ясной картины, никто не скажет, что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось. Конечно, что-то улучшили, но, к сожалению, должен констатировать, осталось много недочётов», — признался он.
Источник: moskva.bezformata.com
15 лет назад в Баренцевом море утонула подлодка К-159
30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке на утилизацию затонула атомная подводная лодка К-159. В тот момент на ее борту находились десять членов экипажа, девять из них погибли, выжил только старший лейтенант Максим Цибульский.
Согласно выводам специальной комиссии, которая расследовала эту трагедию, лодка во время шторма в море осталась без буксировочного троса, чуть позже волны оторвал оба кормовых понтона и субмарина.
После этого лодка получила дифферент на корму и стремительно затонула.
Следственная бригада Главной военной прокуратуры РФ, расследующая причины гибели К-159 предъявила обвинение капитану второго ранга Сергею Жемчужнову «в нарушении правил кораблевождения, повлекшем смерть людей».
Позже военный суд признал командующего Северным флотом Геннадия Сучкова виновным по статье 293 УК РФ (халатность, повлекшая гибель людей) и приговорил его к четырем годам лишения свободы условно с испытательным сроком на два года.
Источник: severpost.ru