В каком году начали выпускать ниву

2,5 миллиона экземпляров, россыпь модификаций, экспорт в 100+ стран и громкие спортивные достижения.

05 Апрель 2022 в 12:17
Автор : Михаил Кулешов

Легендарная «Нива» не нуждается в представлении. Вот прямо совсем и ни в одном уголке мира. И все же мы тут подумали и решили: обойти стороной столь громкую и красивую дату будет неправильно. Сегодня – 5 апреля 2022 года – тольяттинскому вездеходу исполняется 45. С чем мы его горячо и поздравляем!

Как бы странно ни прозвучало: «Нива» – тот редкий случай, когда затянувшийся производственный цикл не заставляет стыдливо пялиться в пол. Это машина, неизменно добивавшаяся успеха в любой точке своей истории. Машина, которую можно отыскать в гаражах Ральфа Шумахера и Тома Хэнкса.

Так вспомним основные этапы становления и развития культового внедорожника. Ведь нас с ним многое связывает: прежде редакция Motor1 испытыла трехдверку в компании отъявленных нивоводов, рассказала о всевозможных модификациях и даже поучаствовала за рулем «Нивы» в джип-триале.

ВАЗ-2121 «Нива»: история создания легенды

1971 год

АвтоВАЗ предпочитает вести отсчет с этого года. Именно в 1971-м в Тольятти начались активные работы по проектированию многофункционального полноприводного автомобиля, сочетающего легковой комфорт и серьезные внедорожные способности.

Заказчиком выступил ни много ни мало Совет министров СССР. За ответственное задание взялась команда Петра Прусова (ведущий инженер), Валерия Семушкина (дизайнер) и Владимира Соловьева (конструктор).

Петр Прусов
Валерий Семушкин
Владимир Соловьев

1972 год

В апреле изготовили первый опытный образец внедорожника с индексом Э2121. Однако внешне та машина не имела ничего общего с будущим серийным вариантом. По признанию самих создателей, в качестве референсных были выбраны Land Rover Series II и новейший Range Rover первого поколения.

Прототип ВАЗ-Э2121

1973 год

Пока конструкторы и инженеры дотачивали концепцию (несущий кузов и независимая передняя подвеска были настоящим откровением для внедорожников тех лет), в Тольятти началось строительство корпуса 062. Инновационная «Нива» требовала собственной конвейерной нитки.

1974 год

Спустя два года с момента постройки первого прототипа на свет появился следующий вариант с характерным индексом 2Э2121. И вот он уже изрядно походил на будущую серийную «Ниву». Примерно тогда же заводчане запатентовали наработки, получив свидетельство с красивым номером 4444.

Прототип ВАЗ-2Э2121 во время заводских испытаний.

1976 год

Примерно за полтора года до реального (почему «реального» – объясняем ниже) запуска серийного производства в Тольятти изготовили первую опытно-промышленную партию из 50 внедорожников. После пышных смотрин в Москве машины отправились на ресурсные испытания. В ноябре был зарегистрирован торговый знак Niva.

1977 год

Тут-то мы и подбираемся к праздничной дате: 5 апреля 1977 года с конвейера того самого нового корпуса 062 сошел первый серийный ВАЗ-2121 «Нива». И все же относительно полноценная (по 12–14 экземпляров за смену) сборка началась лишь в июле. Внедорожник с порядковым номером 1000 изготовили 31 августа.

Рожденный на ВАЗе. Первый документальный фильм о Ниве, 1976 год.

Первый серийный ВАЗ-2121 «Нива», 5 апреля 1977 года.

1978–1979 годы

Дальше – как в тумане. 2 марта 1978 года из заводских ворот выехала уже десятитысячная «Нива». Еще через год счетчик перевалил за 50 000 машин. Параллельно с увеличением объемов производства фирмачи наладили поставки на экспорт. А для стран Бенилюкса и Южной Европы подготовили «антиналоговую» модификацию с 1,3-литровым мотором на 64 л.с.

Увы, такая «Нива» оказалась слишком медленной даже для любителей экономить.

Интерьер ранних ВАЗ-2121 (1977–1992) архитектурно напоминал «шестерочный».

1981–1983 годы

Поскольку покупательской любви не бывает много, к популяризации «Нивы» в Европе привлекли автоспорт. В 1979-м пять экипажей на ВАЗ-2121 «прощупали» знаменитый марафон «Дакар». А в начале восьмидесятых вернулись во всеоружии, завоевав «бронзу» (1981) и два «серебра» (1982 и 1983). На волне успеха началась сборка праворульных модификаций.

1985 год

С высоты сегодняшнего дня звучит диковато, но одной из первых серийных модификаций «Нивы» должен был стать проект «Река» (ВАЗ-2122) – армейский автомобиль-амфибия, чья разработка стартовала параллельно с трехдверкой еще в семидесятых. Увы, несмотря на успешную приемку госкомиссией в 1985-м, стать массовой машине не посчастливилось. Собрали лишь 27 экземпляров.

ВАЗ-2122 «Река» имел все шансы стать серийным.

1986 год

Бодрый спрос на классическую «Ниву» закономерно привел к появлению локальных сборочных площадок за пределами СССР. Так в 1986-м мелкосерийное производства вездехода наладили в греческом городке Фивы в сотне километров от Афин. До «неудобных» изменений в местном законодательстве, выпавших на начало девяностых, площадка собирала по 1000 автомобилей ежегодно.

Интерьер модификации «Казак» (Cossack) для рынка Великобритании.

1990 год

Распад Союза – распадом Союза, а приключения «Нивы» – по расписанию. В 1990 году один из стандартных внедорожников ВАЗ-2121 поступил на службу на российскую полярную станцию «Беллинсгаузен», где занимался перевозкой грузов и буксировкой судов в условиях экстремальных температур (от -54 до +40С°). Забегая вперед, 12 лет эксплуатации не выявили сколько-нибудь серьезных проблем.

1992–1993 годы

Фанаты «Нивы» отлично помнят: именно на этот период пришелся первый серьезный рестайлинг внедорожника. Новая версия получила индекс 21213, обзавелась 1,7-литровым двигателем и 5-ступенчатой трансмиссией, а также изрядно перекроенными интерьером и экстерьером.

Примерно в то же время представили первую «Ниву»-броневик (еще в прежнем кузове), а также начали мелкосерийную сборку версии 21215 с дизелем барнаульского производства. Под занавес 1993 года общий тираж модификаций модели достиг одного миллиона.

В результате модернизации 1993 года корма «Нивы» претерпела значительные изменения. «Шестерочные» фонари уступили место вертикально ориентированным оригинальным, уменьшилась погрузочная высота. Да и интерьер фактически нарисовали заново.

1995 год

Эксперименты с вытягиванием колесной базы именинницы начались еще в 1994-м, а результатом стал довольно нелепый ВАЗ-2129 с неофициальным именем «Кедр». Годом позже из того трехдверного недоразумения выросла полноценная пятидверка с индексом 2131. Несмотря на нескончаемые разговоры о скором снятии ее с производства, такую «Ниву» по-прежнему можно купить новой.

1996–1999 годы

Вторая половина девяностых выдалась скупой на модернизации. Однако именно в тот период АвтоВАЗ освоил выпуск моновпрысковой версии внедорожника. Под тольяттинский мотор адаптировали комплект разработки General Motors.

А еще под занавес тысячелетия ребята решили замахнуться на географические рекорды. В 1999 году практически стандартная «Нива» своим ходом взяла высоту 5726 метров на Тибетском плато в Гималаях. А снегоболотоход «Марш» покорил Северный полюс.

2001–2002 годы

В 2001 году тольяттинцы отметили очередной юбилей, выпустив в свет полуторамиллионную «Ниву» (удивительная, кстати, стабильность: по 500 000 машин за каждую восьмилетку). А годом позже освоили модификацию 21214 с распределенным впрыском топлива.

Читайте также:  Егерь это человек который

Подавляющее большинство изменений нулевых и десятых годов так или иначе связаны с точечными попытками сделать машину чуть современнее и дружелюбнее.

2005–2006 годы

Впрочем, постойте – ведь есть еще и такая штука, как нейминг. И в 2005 году он дерзко и нагло постучался в двери (три или пять – без разницы) героини рассказа. Ушлые маркетологи, запускавшие на рынок внедорожник Chevrolet Niva, натурально «отжали» у классического вездехода его имя собственное, оставив невнятное «4×4». А освоение годом позже модификации с гидроусилителем руля стало лишь слабым тому утешением.

Внедорожник Chevrolet Niva, ныне продаваемый под именем Lada Niva Travel, фактически также базируется на решениях и агрегатах классического ВАЗ-2121.

2009–2011 годы

К концу десятилетия кроссоверный бум набрал такие обороты, что стало очевидно: одним гидроусилителем здесь уже не отделаешься. Чтобы удерживать клиентов не только привлекательным ценником, в Тольятти предприняли попытку навести красоту и обучить «Ладу 4×4» хорошим манерам: пересмотрели кинематику подвески, перешли на диагональную схему работы тормозных контуров, внедрили электронное управление дросселем и добавили ABS. Литые обивки дверных панелей – бонусом.

Интерьер Lada 4×4 Urban.

2013–2014 годы

Дальнейшее совершенствование модели проходило в похожем ключе. В 2013-м заводчане перешли на катафорезную антикоррозионную обработку кузова взамен анафорезной, а следом выпустили на рынок версию Urban, включив в список оснащения кондиционер и подогрев передних сидений.

Кстати, тот факт, что в 2013-м с конвейера сошел лишь двухмиллионный автомобиль, позволяет нам констатировать снижение спроса: на очередные 500 000 «Нив» заводу по потребовалось уже 13 лет против восьми ранее.

Lada 4×4 Urban

2016–2017 годы

На сорокалетний юбилей создатели подарили своему детищу не нуждающиеся в периодической регулировке подшипники передних ступиц, а также газонаполненные амортизаторы и независимое крепление редуктора переднего моста. Кроме того, перенос производственной линии из откровенно подуставшего корпуса 062 на главный конвейер АвтоВАЗа позволил расширить цветовую гамму и оптимизировать некоторые технологические процессы.

Вас может заинтересовать:

2019–2022 годы

Автомобиль продолжают модернизировать по сей день. Пару лет назад Niva (историческое имя вернули – вместе с приставкой Legend) получила серьезно перекроенный интерьер, подушку безопасности (боковую!), вшитую в заново спрофилированное переднее кресло, а также ставшую обязательной систему ЭРА ГЛОНАСС.

И да – спрос опять идет в гору. На сегодняшний день тираж модели перевалил за 2,5 миллиона. Из них 700 000 машин отправились на экспорт в более чем 100 стран.

Источник: ru.motor1.com

Нива 2121

Ваз 2121 Нива

В ходе испытаний было выяснено, что конструкция перспективна и над ней стоит работать дальше.

Прототип 2Э2121

Далее к работе над автомобилем, в качестве дизайнера, был привлечён Валерий Сёмушкин — выпускник ЛВХПУ им. Мухиной, закончил факультет художественного конструирования средств транспорта и промышленного оборудования. Тема дипломной работы Валерия: «Автомобиль сельской местности».

Задача для В.П. Сёмушкина – разработать джип открытого типа.

Джип открытого типа, наброски В.П. Сёмушкина Макет Нивы спереди Макет Нивы Макет Нивы сзади Макет Нивы

Прототип 2Э2121 наброски

Позже от открытого типа отказались и результатом труда стал прототип 2Э2121.

Кстати, уже в макете запасное колесо располагалось под капотом, для него не удалось найти другого места.

2э2121

Всего было изготовлено 4 автомобиля:

  1. Лимонно-желтого цвета. Машина отправилась в кремль для демонстрации высшему руководству страны.
  2. Вишнёвого цвета. Машина проходила тест на надежность, вместе с УАЗом отправилась в автопробег по Средней Азии (уже как ВАЗ, а не выдуманная Formika).
  3. Горчичный цвет. Машина для лабораторных исследований.
  4. Белый цвет. Машина проходила тест на надежность.

Коробка передач 2101 требовала доработок, необходимо было использовать другую заднюю крышку и заменить вал на более длинный, но сверху решили, что коробка должна остаться без изменений. Так 2Э2121 лишился пятирежимной раздаточной коробки.

Для снижения нагрузки на КПП решили делать машины с постоянным полным приводом, так появилась раздаточная коробка, которая позже использовалась уже на серийных машинах.

Раздаточная коробка работала в двух режимах в паре с блокируемым межосевым дифференциалом.

Тормоза на передней оси – дисковые, сзади барабанные.

Появился тахометр в приборной панели, для того чтобы обезопасить двигатель от «перекручивания».

В ходе теста на надежность выявили проблему перегрева двигателя, при температуре +40 и выше, проблему с ненадежной конструкция передней части кузова. Проблему с кузовом исправили в дальнейших версиях, а проблему перегрева так и не устранили.

В сравнительных тестах 2Э2121 и УАЗ, за счет меньшего веса и лучшей развесовке ВАЗ был лучше, но уступал УАЗу в испытаниях, где важен клиренс.

В ходе испытаний автомобиль №4 перевернулся из-за лопнувшей задней полуоси.

Автомобиль Нива после аварии

Автомобиль после аварии

Прототип 3Э2121

Прототип 3Э2121 появился 1974 году. В январе изготовили 2 автомобили и еще один в октябре. Геометрия кузова заметно облагородилась, 3Э2121 почти привычная для нас Нива.

Нива 3Э2121 и 2Э2121

3Э в сравнении с 2Э

Госприемка

Следующий год проводилось «госприемка» в которой сравнительный тест проходили 5 автомобилей:

  • Иж–14,
  • ЛуАЗ-969,
  • УАЗ–469Б,
  • LandRover 88
  • Range Rover.

Нива 3э2121

Приказ о запуске производства Нивы подписан 31 июля 1975 года.

Полученные по Ниве замечания устранили в 1975-1976 году. К февралю 1976 года, к XXV съезду КПСС, были выпущены первые 50 машин. Их отправили на разные предприятия СССР и позже 49 автомобилей вернулись на завод для доделок.

Серийный выпуск

Серийная Нива

5 апреля 1977 года заработал конвейер и начался серийный выпуск.

На момент начала производства у Ваз 2121 Нива не было конкурентов. Постоянный полный привод был у Range Rover и Jeep Wrangler, но они небыли комфортабельными и с закрытым типом кузова.

В Ниве использованы передовые технологии мирового уровня, комфортабельный автомобиль с постоянным полным приводом, с закрытым типом кузова и независимой передней подвеской. Благодаря полному приводу, маленьким свесам и небольшому весу машина отличалась отличной проходимостью.

Все это и относительно малая цена за автомобиль сделало её популярной не только в СССР, но и в других странах.

Марки

Модели Ваз:

    Ваз 2101
  • (1970—1988 гг.) Ваз 2101Ваз-2101-80
  • (1975) Ваз-2101-80
  • Нива-2121(1977 — наст. время) Нива 2121

При копировании обязательно ставьте активную ссылку на SovietCars.net

Источник: sovietcars.net

Все семейство Жигулей: история появления Нивы

Через семь лет после пуска завода в Тольятти появилась принципиальная новинка: в апреле 1977 года с конвейера сошли первые товарные ВАЗ-2121. И эта история длится по сей день!

Читайте также:  Активные наушники для охоты какие лучше

Историю ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 читайте тут, ВАЗ‑2103 и ВАЗ-2106 — тут

Когда встал вопрос о создании полноприводника, было два пути. Первый — не «изобретать велосипед», а создать классический рамный вездеход на жигулевских агрегатах с брезентовым верхом и подключаемыми передними колесами. Но выбрали второй путь.

ВАЗ-2121 (1977-н.в.). Используя светотехнику от Жигулей, вазовским инженерам удалось создать очень симпатичный и гармоничный автомобиль.

ВАЗ-2121 (1977-н.в.). Используя светотехнику от Жигулей, вазовским инженерам удалось создать очень симпатичный и гармоничный автомобиль.

От Жигулей использовали всё, что можно: от двигателя с коробкой передач до светотехники и приборов. И родилась ВАЗ-2121, сверхновая суперзвезда — уникальная для тех лет машина. Ладный трехдверный несущий кузов с полноценным интерьером, постоянный полный привод, легковое поведение на ровной дороге — ничего подобного в мире еще не видели.

Компоновка центральной консоли аналогична ВАЗ‑2106.
Компоновка центральной консоли аналогична ВАЗ‑2106.

Обратите внимание на лампы под указателем температуры — желтая включалась при блокировке центрального дифференциала.

Обратите внимание на лампы под указателем температуры — желтая включалась при блокировке центрального дифференциала.

На фоне утилитарных и аскетичных салонов внедорожников тех лет интерьер Нивы был настоящим откровением. И, в отличие от более позднего образца 92‑го года, он не был «погремушкой».

На фоне утилитарных и аскетичных салонов внедорожников тех лет интерьер Нивы был настоящим откровением. И, в отличие от более позднего образца 92‑го года, он не был «погремушкой».

Нива стала главным локомотивом на внешнем рынке. И речь не только о странах соцлагеря — ВАЗ‑2121 под разными именами поставляли в Западную Европу, Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию. Нива доросла до суперзвезды — она встречалась на всех континентах (даже в Антарктиде), была героиней автоспорта и актрисой кино — ни один советский автомобиль не светился столько в зарубежных фильмах. Чего стоит одно её появление в «Невероятной жизни Уолтера Митти», где в Исландии на Ниве герои спасаются от извержения вулкана.

Передние сиденья — от Жигулей. Единственное отличие: эти можно откинуть, чтобы попасть назад.
Передние сиденья — от Жигулей. Единственное отличие: эти можно откинуть, чтобы попасть назад.
Задний диван не менялся вплоть до нынешнего года. Ехать там долго можно лишь вдвоем.

Задний диван не менялся вплоть до нынешнего года. Ехать там долго можно лишь вдвоем.

Конечно, понятие комфорта к Ниве применимо с оговорками. После Жигулей она шумнее, по салону гуляют трансмиссионные вибрации, воет раздатка. Расход больше, динамика хуже, максималка ниже. Но на фоне большинства внедорожников тех лет это был прорыв. И на проходимости легковое наследие не сказалось — на бездорожье Нива очень грозное оружие.

Отличная «геометрия», понижающая передача и блокировка межосевого дифференциала.

Из-за компактных размеров запаске нашлось место только под капотом. Там она остается и по сей день.
Из-за компактных размеров запаске нашлось место только под капотом. Там она остается и по сей день.
Объем багажника для такой машинки ожидаемо мал. А высокий порог осложняет процесс погрузки.

Объем багажника для такой машинки ожидаемо мал. А высокий порог осложняет процесс погрузки.

Оригинальный ВАЗ‑2121 можно легко узнать по задней части с фонарями от ВАЗ‑2106 и крышкой багажника, доходящей лишь до пояса кузова.

Оригинальный ВАЗ‑2121 можно легко узнать по задней части с фонарями от ВАЗ‑2106 и крышкой багажника, доходящей лишь до пояса кузова.

Материалы по теме

Появившись 43 года назад, Нива до сих пор в строю. Позади много модернизаций, и если пересесть из первых ВАЗ‑2121 в нынешнюю Ладу 4×4, очевидна разница по уровню комфорта. Хотя по сути это тот же маленький внедорожник, наделавший много шума. Успех Нивы доказал, что в Тольятти могут создать свой автомобиль.

Но совершенно новое переднеприводное поколение автомобилей по плану должно появиться в 1983 году. Значит, до этого времени нужно провести глубокую модернизацию Жигулей. Четвертая, заключительная часть истории вазовской «классики» — совсем скоро у нас на сайте. Заходите почаще!

Редакция «За рулем» выражает благодарность администрации «Автомузей Моторы Октября» за помощь в организации съёмки. А также Дмитрию Соловьёву, Илье Чистову, Алексею Лыскину, Сергею Беляеву, Кириллу Симонову, Денису Изотову и Станиславу Гейибову за предоставленные автомобили.

Источник: www.zr.ru

Нива отмечает 45-летие

Нива отмечает 45-летие

Игорь Владимирский

Фото: компания АВТОВАЗ

Сегодня у Нивы официальный день рождения: 5 апреля 1977 года состоялась сборка первого автомобиля ВАЗ-2121 на конвейере в Тольятти. Серийное производство внедорожников началось в июле того же года, поначалу выпускали по 12—14 машин в день, и экземпляр №1000 сошел с конвейера только 31 августа. Но потом производство набрало темп: десятитысячная Нива увидела свет 2 марта 1978 года.

Разработку полноприводного автомобиля повышенной проходимости на базе Жигулей на ВАЗе начали в 1971 году, то есть почти сразу после запуска самого завода. Первый опытный образец построили в апреле 1972-го: он имел простейший кузов без крыши, ведь предназначался для обкатки трансмиссии. Прототипы с закрытым трехдверным кузовом были готовы весной 1973 года, окончательно облик и конструкция были готовы к началу 1976-го. Нива стала первой серийной моделью ВАЗа, разработанной советскими инженерами без помощи Фиата.

Миллионный экземпляр сошел с конвейера в 1993 году, двухмиллионный — в марте 2013-го, а на сегодняшний день тираж Нивы приближается к 2,5 млн экземпляров. Из них почти 700 тысяч ушло на экспорт в более чем 100 стран мира, хотя основной объем поставок пришелся на период СССР: тогда у Нивы даже на мировом рынке практически не было конкурентов.

За все 45 лет производства конструкция Нивы почти не изменилась, хотя со временем двигатель становился мощнее, а салон — комфортнее. С начала 2021 года эта модель называется Лада Нива Legend, в гамме есть версии с тремя и пятью дверями, обе имеют облагороженную комплектацию Urban, а вдобавок есть модификация повышенной проходимости Бронто.

Еще в девяностых на страницах Авторевю была публикована история создания Нивы: части первая, вторая и третья. А пять лет назад, к 40-летнему юбилею модели, мы провели ретротест самой Нивы и знаковых машин на ее базе. Кстати, тогда АВТОВАЗ выпустил юбилейную версию Нивы, тираж которой составил 1977 экземпляров. Увы, сейчас ни о какой спецверсии к 45-летию не может быть и речи.

Не будет даже юбилейных мероприятий. АВТОВАЗ почти весь март простаивал из-за нехватки импортных комплектующих, и с 4 апреля ушел в корпоративный отпуск на 20 дней. В сложившейся кризисной ситуации старушка Нива оказалась наиболее близкой к возобновлению производства, ведь среди всех Лад у нее наименьшая доля импортных компонентов. Есть все предпосылки к тому, что Нива встретит на конвейере и 50-летний юбилей.

Читайте также:  Какие бывают винтовки типы винтовок

Источник: autoreview.ru

Самый известный отечественный внедорожник, или Как создавали «Ниву»

Самый известный отечественный внедорожник, или Как создавали «Ниву»

«Русские внимательно проанализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу»
Австрийский автожурнал Austromotor, 1978 год.

5 апреля 1977 года, 42 года назад, на заводе ВАЗ в Тольятти началось серийное производство автомобиля ВАЗ-2121, более известного под маркой «Нива». Этот, пожалуй, самый известный как в России, так и за рубежом внедорожник поистине олицетворяет целую эпоху отечественного автомобилестроения. И в наши дни автомобиль под маркой LADA-4×4 продолжает стоять на конвейере. Сегодня, отдавая дань «Ниве», мы расскажем об основных вехах в истории самого удачного коммерческого гражданского внедорожника, когда-либо созданного в нашей стране.

Рождение «сельского лимузина»

Советский Союз был страной, в которой огромные пространства, сельские поселения и грунтовые дороги занимали весомую часть огромного государства. Инициатива о создании автомобиля для тружеников колхозов и совхозов была одобрена.

Но практически сразу оценили возможности нового авто и геологи, и нефтяники, и другие советские труженики и первопроходцы постоянно исследовавшие и осваивавшие всё новые части нашей необъятной Родины. Зачастую они были вынуждены использовать как основное средство передвижения военные внедорожники. Но ГАЗ-69 «Козел» и УАЗ-469 армейского образца были весьма аскетичными машинами. Более того, в них постоянно нуждалась мощная и многочисленная Советская армия, а значит, гражданским конторам они поставлялись по остаточному принципу и были в дефиците.

Самый известный отечественный внедорожник, или Как создавали «Ниву»

Эксперементальный ВАЗ-Э2121 «Крокодил». Источник: https://www.zr.ru

История «Нивы» начинается в 1970 году. Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин был опытным и тонким экономистом и видел, что народному хозяйству страны требуется гражданский, достаточно комфортный, но в тоже время проходимый автомобиль. Он дает задание на разработку такой машины группам конструкторов трех заводов: АЗЛК, ВАЗ, ИЖ.

Все три завода имели шансы создать отличный автомобиль. Но конкурс безоговорочно выиграл ВАЗ. Объясняется это тем, что московский завод был очень загружен производством «Москвичей», и его решили не тревожить выпуском новой модели. ИЖмаш же был очень плотно занят в оборонной сфере, и военные не спешили отдавать свои мощности под непонятные им проекты. Молодой конструкторский коллектив молодого тогда завода в Тольятти получил карт-бланш на доводку и постановку на производство новой модели внедорожника.

Еще один интересный момент из истории модели. Имя «Нива» отлично подходит неприхотливому внедорожнику, созданному для нужд сельской местности. А вот создатель автомобиля Петр Михайлович Прусов как-то рассказал, что это аббревиатура! Название дали в честь его детей – Натальи и Ирины, и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева –Вадима и Андрея. Так это на самом деле или просто красивая легенда, неизвестно.

Первые «Нивы»

Специально для испытаний «Нивы» был разработан новый ГОСТ. Он стал компиляцией существовавших на тот момент «легковой» и «внедорожной» программ. ВАЗ-2121 достойно показал себя на фоне конкурентов: прототипа ИЖ-14, судьба которого на тот момент уже была решена, ЛуАЗа, УАЗа, а также именитых зарубежных «гостей» – Range Rover и Land Rover 88. По итогам испытаний был вынесен вердикт: автомобиль пригоден для постановки на производство и экспорта.

Самый известный отечественный внедорожник, или Как создавали «Ниву»

Источник: https://www.zr.ru

Большую роль в судьбе автомобиля сыграл Петр Михайлович Прусов – его главный конструктор. Он всеми силами отстаивал известный нам сейчас облик автомобиля. Дело в том, что многие критики и государственные чиновники хотели максимально упростить и удешевить конструкцию автомобиля. Первые прототипы, получившие название «крокодил», выглядели совсем уж неказисто и мало чем отличались от сурового армейского собрата УАЗика. Прусов смог дойти до самого Косыгина и отстоять свой проект несущего закрытого кузова, который и придал «Ниве» неповторимый и запоминающийся внешний вид.

Нужно сказать, что испытания автомобилей-прототипов проходили очень строго, в обстановке секретности, даже несмотря на то, что автомобиль был гражданским. На проходящие испытания машины навесили эмблемы выдуманной марки Formika (в переводе с латыни – «муравей»), а особо любопытным внедорожник представляли «Фиатом» родом из Румынии. Люди охотно верили.

Ходит даже такой анекдот: ведущий конструктор проекта Петр Прусов, прилетев в командировку, прямо в ташкентском аэропорту узнал, что в республике проходит испытания некий новый «Фиат». Испытания в условиях Средней Азии подошли к концу в 1973 году, когда «Нива» и приобрела ставший классическим облик. Все последующие изменения коснулись лишь внешних элементов машины.

Самый известный отечественный внедорожник, или Как создавали «Ниву»

Источник: https://www.zr.ru

Серийная «Нива»

31 июля 1975 года вышел приказ Минавтопрома №199 «О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива». Первые 15 предсерийных экземпляров собрали еще в 1974 году, а к XXV съезду КПСС в марте 1976 года в Тольятти сделали 50 машин. Они разошлись по разным регионам страны и эксплуатировались организациями под наблюдением вазовских специалистов. Первая товарная машина покинула конвейер 5 апреля 1977 года, и эту дату принято считать днем рождения «Нивы» – первого в мире по-настоящему комфортабельного и при этом доступного внедорожника.

Самый известный отечественный внедорожник, или Как создавали «Ниву»

Источник: https://www.zr.ru

Проект тольяттинцев стал настолько удачным и легким в производстве не только из-за в целом отличных конструкторских решений, но и потому, что во многих узлах и агрегатах «Ниву» унифицировали с уже производящимися на ВАЗе легковыми автомобилями -2101, -2103 и -2106, знакомыми каждому из нас. От седана полноприводник унаследовал элементы внешнего декора, фонари, отделку салона (практически без изменений) и сердце – двигатель с рабочим объемом 1600 «кубиков». Оригинальным был несущий кузов с абсолютно «легковым» дизайном и полноприводная трансмиссия. Тяга на все колеса передается в ней постоянно, а на бездорожье водитель может задействовать понижающий ряд и блокировку межосевого дифференциала. Этой схеме «Нива» верна по сей день.

Самый известный отечественный внедорожник, или Как создавали «Ниву»

Источник: https://www.zr.ru

Всего за годы производства всех модификаций и видов «Нивы» выпущено свыше 2,5 млн машин, и их производство продолжается. «Нива» поставляется на экспорт в более чем 100 стран. Автомобиль имеет десятки модификаций – от обычных и семейных пятидверных вариантов до проходимой «скорой», спортивного, раллийного вариантов. История «Нивы» не заканчивается, и сейчас концерн «АвтоВАЗ», продолжает улучшать и совершенствовать современную «Ниву», задумывается о новой итерпретации прославленного внедорожника.

Самый известный отечественный внедорожник, или Как создавали «Ниву»

Современная «Нива». Источник: https://www.pinterest.ru

Источник: histrf.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...