Проект рассчитан на детей подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи, предоставляет возможности для погружения дошкольников в современный, интересный материал экологической направленности, развивает личность, творчество, активность, самостоятельность, игровые навыки, умение планировать свою деятельность, исследовательские навыки, нацеливает на выбор профессии.
Паспорт проекта
Название проекта : «В фокусе белка обыкновенная, или Как мы с Лушей подружились».
Руководитель проекта : Лузина М. Н.
Проблема проекта : подготовительная группа называется «Бельчата», но дети имеют отрывочные знания о животном.
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей подготовительной группы компенсирующей направленности (тяжелые нарушения речи) через изучение жизнедеятельности белки обыкновенной.
Тип проекта :
• по доминирующей в проекте деятельности — познавательно-исследовательский,
• по содержанию – интеграционный,
Жизнь белки в дупле
• по числу участников — дети, родители, воспитатели, администрация детского сада, сотрудники Ленинградского зоопарка,
• по времени проведения — долгосрочный (8 месяцев,
• по характеру контактов — осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьей, социальное партнёрство с Ленинградским зоопарком,
• по профилю знаний – познавательный.
Задачи проекта
Образовательные :
Формировать представления о белке обыкновенной, ее жизнедеятельности, среде и условиях обитания, побуждать устанавливать связь между особенностями строения белки, ее поведением и средой обитания: острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву; сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки; длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года; острые, самозатачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу; линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски и т. д.
Закреплять представление о годовом цикле сезонных изменений в жизни диких животных средней полосы.
Знакомить детей с родичами белки обыкновенной : капской белкой, черной (лисьей) белкой, белкой – летягой. Развивать умение работать с физической картой.
Дать представление о содержании белки в неволе (в зоопарке).
Знакомить с профессией ученого-зоолога. Развивать представление об арсенале средств и способов, используемых для изучения диких животных, получения достоверных фактов, на основе которых можно строить научные выводы.
Дать представление об экологической проблеме выхода диких животных из леса в деревни, поселки, города в связи с уничтожением человеком природных мест их обитания, животным негде и нечем кормиться, происходит нарушение равновесия в природной экосистеме.
Создавать условия совместно с детьми для развития познавательной активности, исследовательской деятельности, произвольного внимания, игровых навыков, продуктивной деятельности, инициативы, творчества (подборки иллюстративного материала, энциклопедии, атрибуты для игр «Белка Луша», «Ученые-зоологи ищут следы пребывания белки на участке»; материалы и инструменты, технические средства для исследовательской деятельности; бумага разных видов и бросовый материал для художественной деятельности и т. д.)
Развивать коммуникацию в процессе обсуждения деталей проекта со взрослыми и сверстниками, развивать навыки выполнения заданий в малых группах и парах.
Развивать связную речь, мотивировать детей на использование в речи сложноподчиненных предложений (Белка перебегает из одного укрытия в другое, потому что за ней гонится куница. Белка обгрызала шишку, высоко сидя на дереве, поэтому чешуйки разбросаны под елью на большой площади., развивать умение составлять описательные и повествовательные рассказы про белку, подбирая точные слова для выражения мысли, развивать речевое творчество (умение самостоятельно сочинять поговорки про белку, развивать умения письменной речи (читать короткие тексты, писать печатные буквы, способствовать развитию самоконтроля при автоматизации звуков в процессе игровой деятельности.
Поощрять стремление отражать впечатления, полученные в ходе развития проекта в изобразительной деятельности с использованием разных художественных техник (рисование «Такая необыкновенная белка обыкновенная», обрывная аппликация «Дупло», ручной труд «Коврики для белки», конструирование «Строим гайно для белки Луши»).
Способствовать осознанию ребенком самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).
Воспитывать культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранения природных объектов и собственного здоровья).
Вопросы проекта
— Белка – животное, которое живет в лесу.
— Белки живут в городских парках.
— Белки едят орехи.
Что хотим узнать?
— Какова среда обитания белки?
— Чем питается белка?
— Есть ли у белки враги?
— Когда у белки появляются бельчата?
— Почему белки приходят к людям, покидая место постоянного обитания?
— Спросить у воспитателя или у родителей;
— посмотреть по телевизору, узнать из Интернета;
— с помощью взрослых прочитать художественную и познавательную литературу, рассмотреть журналы;
— наблюдать во время прогулки, по дороге в детский сад и обратно;
— использовать фотоловушки для наблюдения за территорией прогулочного участка;
— найти следы пребывания белки обыкновенной на прогулочном участке детского сада;
— пользуясь полученными знаниями, проигрывать ситуации из жизни Белки Луши в группе.
— Энциклопедии («Животные Севера», «Мир животных») и художественная литература (М. Пришвин «Дедушкин валенок», В. Бианки «Теремок», В. Сухомлинский «Как белочка дятла спасла», р. н. с. «Старуха и белка»).
— Дидактические игры («Найди лишнее», «Кто где живет», «Чем питается белка?», «Чей нос? Чьи уши? Чьи лапы?», «Чудесное животное»).
— Наглядно – демонстрационный материал по теме.
— Видеосюжеты о белке, мультфильмы ( https://yandex.ru/video/preview/18064428745469058619 , https://yandex.ru/video/preview/1751957588673741401 , https://yandex.ru/video/preview/2868007775532450331) .
— Игрушка белка Луша – центрального персонажа игровой линии реализации проекта, атрибуты для создания различных игровых ситуаций (стилизованное дупло, коврики для беличьего уголка, гайно, материалы для утепления гайно, корзинка с бельчатами).
— Ящик с инструментами учёных-зоологов (лупа, бинокль, фонарик, линейка, блокнот, карандаш, пинцет, фотоаппарат, диктофон, планшет, контейнеры).
Сформировано устойчивое представление детей о белке обыкновенной, её внешних признаках, особенностях, повадках. Развиты навыки исследовательской деятельности. На эмоциональном уровне дети осознали ненормальность экологической ситуации выхода диких животных к людям. У детей обогащен игровой опыт. У детей созданы предпосылки для формирования активной жизненной позиции по охране окружающей среды.
Технологическая карта проекта
Этапы проекта 1. Начальный
Формулируют проблему. Вводят в ситуацию.
Рядом с группой, на стене, при входе, изображены белки, прыгающие с ветки на ветку. Ребята задают вопросы педагогам, как далеко прыгают белки, могут ли они упасть, могут ли жить на земле? За группой закрепилось название «Бельчата». Воспитатели предлагают детям узнать, как можно больше о белках. А для этого надо организовать интересный проект, в центре которого будет белка, как будто в фокусе фотоаппарата или камеры.
Педагоги формулируют общие исследовательские вопросы: Что знаем? Что хотим узнать? Как это сделать?
Выясняется, что знания детей скупы и отрывочны.
Проблема: «Мы мало знаем о белке, должны знать больше, так как мы – «Бельчата!»
Цель проекта : «Изучить белку со всех сторон»
2. Разработка проекта
Составляют план действий по проекту.
Занимаются подбором ресурсов для реализации проекта. Создают условия для познавательной, игровой, творческой деятельности детей, подбирают познавательные материалы для воспитанников. Педагоги объясняют детям, что у каждого проекта должен быть продукт. Воспитатели и дети договариваются, что создадут презентацию, в которой будет представлена работа детей и взрослых по проекту. Презентацию можно будет смотреть самим, показывать другим детям и родителям.
3. Реализация проекта
Витя И. принёс игрушку резиновую белку в группу и предложил её оставить. Воспитатели предлагают детям дать белке имя и поселить её в группе;
осуществляют деловую поездку в ленинградский зоопарк с целью заключения договора между зоопарком и детским садом об опеке белки обыкновенной с 01.10. 2021 по 30.05.2022, получают бесплатный билет на три лица на посещение зоопарка;
чтение художественной и познавательной литературы по теме: энциклопедии («Животные Севера», «Мир животных») и художественная литература (М. Пришвин «Дедушкин валенок», В. Бианки «Теремок», В. Сухомлинский «Как белочка дятла спасла», р. н. с. «Старуха и белка»);
организуют просмотр учебных фильмов, мультфильмов, видеосюжетов о белках («Детям о белке», «Белка строит гайно», м/ф «Лесные путешественники»);
прослушивание познавательных рассказов о белке обыкновенной, среде обитания, повадках, питании и размножении: «Зубы, когти и хвосты», «Где живет белка?», «Разнообразие беличьего рациона. Белка – всеядное животное», «Могут ли белки упасть, прыгая по веткам?», «О капской земляной белке как южном сородиче белки обыкновенной», «Что люди используют в спорте, наблюдая за белкой. Бионика. Открытие Яна Боклева: прыгаем с трамплина как белка», «Что такое паралимпиада? История белки Карамель», «Белкины зубы», «Насекомые – часть рациона белки»;
постановка проблемных вопросов: «С чем связаны изменения в поведении белки?», «Зачем белке 15 квартир?»
ситуации общения с детьми: «Беличья зимовка», «Люди каких профессий могут изучать жизнь и условия обитания белки?», «Зачем белке в неволе колесо?», «Белка – непризнанный талисман Олимпиады в Сочи-2014», «Весенние хлопоты белки», «Детеныши белки», «Белка может укусить. Белка – переносчик инфекций»;
рассматривают карту Российской Федерации, находя территории распространения белки обыкновенной, а также карту полушарий с указанием мест обитания сородичей белки;
• игра «Да-нет: сравнение возможностей человека и белки»,
• решение познавательной задачи «Какие продукты из рациона белки помогут детям из блокадного Ленинграда излечить их болезни»,
• игра «Хорошо-плохо: какую пользу и какой вред наносит белка окружающему миру?»,
• решение изобретательской задачи «Какие изобретения человек подсмотрел у животных? Наука бионика»,
• игра «Логикон» (приспособления белки в жизни человека);
экспериментирование: «Может ли утонуть белка?», «Обтекаемость предмета: форма тела белки»;
• создание игровых ситуаций: «Белка беспокоится», «Построим дупло для Луши», «Куница разорила дупло», «Белка Луша пропала», «Луша вернулась», «Луша устала и спит», «Поможем достроить гайно для Луши», «Луша выводит бельчат», «Найди запасы белки на новогодней ёлке», «Ящик с инструментами зоологов», «Дети заботятся о чистоте беличьего уголка, выстилают самодельными ковриками»,
• самостоятельная игровая деятельность с персонажами проекта : режиссёрские игры «Белка Луша упала, лечим Лушу», «Луша едет на грузовике», «Строим дом для белки Луши», «Бельчонок потерялся, белка ищет его» и т. д. ,
• игровое использование экологической почты (На экологическую почту группы пришло письмо от семьи Кузнецовых, окна которых выходят на прогулочные участки детского сада. Им показалось, что они видели на дереве животное, похожее на белку. Семья Кузнецовых просит проверить эту информацию, когда дети будут гулять). Организация сюжетно-ролевой игры «Учёные-зоологи ищут следы пребывания белки на участках детского сада»;
• установка игрового научного оборудования, фотоловушки, на прогулочном участке с целью определить, кто посещает участок в отсутствие детей,
• подвижная игра «Белки и куница» (по принципу «Бездомного зайца»,
• дидактические игры (лото «Животные», «Найди лишнее», «Кто где живет», «Чем питается белка?», «Чей нос? Чьи уши? Чьи лапы?», «Чудесное животное»,
• развивающие игры с палочками Кюизенера «Еловый лес», «Как белка строит гайно?»
коррекция всех компонентов речи:
• речевые игры на развитие словарного запаса («Анаграмма» — БЕЛКА-БЛОКАДА, «Кузовок», «Беличьи запасы», «Что делает белка осенью, весной?»,
• развитие связной речи (составление рассказов «Как белка готовится к выведению бельчат?», «Как зимует белка?», «Как белка готовится к зиме?»,
• грамматического строя (речевые игры «Какая белка?», «Какое гайно?», «Какой бельчонок?», на использование предлогов «Белка прячет запасы (куда)» и др. ,
• развитие в речи структуры предложения (распространение предложений определениями, дополнениями, обстоятельствами места, времени и причины, отработка использования в речи сложноподчинённых предложений с союзами места, времени, причины и следствия,
• словотворчество, создание поговорки «Береги зубы! Человек – не белка, зубы снова не отрастут!»
• автоматизация звуков в процессе игровой деятельности.
работа с родителями:
• планирование и контроль посещения зоопарка по единому билету и лесопарков, сбор фотографий, подготовка рассказов детей о своих впечатлениях,
• организация групповой фотовыставки по итогам посещения зоопарка «В фокусе белка обыкновенная»;
• фотоотчёты по проекту на стенде в раздевалке группы один раз в месяц, в родительском чате еженедельно,
художественно-эстетическое направление работы:
• рисование «Такая необыкновенная белка обыкновенная»,
• аппликация в нетрадиционной технике (обрывная) «Строим дупло для белки Луши»,
• конструирование в технике ткачества «Коврик в беличий уголок»,
• конструирование в нетрадиционной технике (из веточек) «Строим гайно для белки Луши»;
Мы корреспонденты газеты сообщества детского сада «Горицвет»! Участвуют вместе с детьми в создании статей для газеты «Горицвет», где дети делятся своими знаниями и открытиями с другими воспитанниками детского сада.
Проводят общий сбор с детьми по подготовке итогового продукта. Готовят презентацию вместе с детьми и показывают ее детям других подготовительных групп. Делают рассылку семьям воспитанников.
Публикации по теме:
Фотовыставка «В фокусе времени Нижний Новгород 800» В д/с №113 открылась фотовыстака » В фокусе времени -Нижний Новгород 800″. Выставка посвящена юбилею города. На выставке представлено.
Конспект наблюдения на прогулке «Ящерица обыкновенная» в средней группе Цель: формировать у детей представление о ящерице. Задачи: 1. Учить видеть особенности внешнего вида ящерицы; 2. Формировать представления.
Образовательный проект «Усадьба Чиполлино» Образовательный проект «Усадьба Чиполлино» Этот проект авторский имеет рецензию. Актуальность проекта: Как показывает педагогическая.
- Белка, белочки
- Белка. Проекты
- Дикие животные. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Источник: www.maam.ru
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ БЕЛКИ ОБЫКНОВЕННОЙ (SCIURIUS VULGARIS L. ) В УСЛОВИЯХ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА)
Шухардина А., Никулин М.В., Лаптев А.К., Фролова Т.И.
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Белка обыкновенная (SciuriusvulgarisL.) является одним из видов животных, который часто встречается в городских парках. Становясь синантропами, животные зачастую меняют свое поведение. В городских условиях количество врагов снижено, поэтому белки чувствуют себя в безопасности. Они не боятся человека и легко контактируют с ним.
Животные адаптировались к жизни в городе, в отличие от своих диких сородичей в естественных условиях, питаются по большей части за счет того, что их подкармливают люди. В этих условиях важна выработка особых адаптивных форм поведения. И.А. Шилов отмечал, что если основа видового стереотипа поведения имеет врожденный характер, то конкретные формы лабильных поведенческих реакций обязательно должны формироваться в процессе индивидуального опыта животных, так как весь экологический смысл этой формы поведения заключается в придании большей пластичности всей системе поведенческих адаптаций в целом. Поведение, приуроченное к определенным условиям существования, может рассматриваться как пример адаптации популяции или вида животных [1-4].
Объектом исследования данной являются локальные популяции белки обыкновенной (SciuriusvulgarisL.), обитающие в парковых зонах г. Екатеринбурга.
Наблюдения проводились в период с сентября по октябрь 2016 года на следующих территориях: Центральный парк Культуры и Отдыха имени Маяковского (Тропа вблизи памятника мотоциклистам); Лесопарк имени Лесоводов России (Входная зона); Парк развлечений ТРЦ «Радуга Парк» (Возле «Маугли-парка»); Шарташский лесопарк (Входная зона). Отмечались следовые дорожки белки обыкновенной на влажном грунте, общие тропы, места кормежки, экскременты. Все объекты наносились на карту. Подсчет встречаемости особей на заданных маршрутах производился 3 раза в неделю.
Данные количественного учета белок на маршрутах представлены в таблицы 1.
Количество зарегистрированных встреч с белкой обыкновенной (SciuriusvulgarisL.) в разных местах проведения учета г. Екатеринбург.
Количество встреч в первый день
Количество встреч во второй день
Количество встреч в третий день
Центральный парк Культуры и Отдыха имени Маяковского
Лесопарк имени Лесоводов России
Парк развлечений ТРЦ «Радуга Парк»
Наблюдения показали, на трех территориях численность белок значительно выше и их поведение отличается от поведения белок, обитающих на территории лесопарка имени Лесоводов России. На территории лесопарка белки избегают встреч с человеком и не приближаются ближе, чем на 5-7 метров. Территория лесопарка по своим особенностям ближе к лесным массивам, хотя численность прохожих не ниже, чем на других площадях.
В черте города плотность заселения животных больше, чем в лесных массивах. Взрослые особи при наличии стабильной кормовой базы являются территориальными животными. По наблюдениям ряда авторов, в Европейской части России размеры участков белки обыкновенной наименьшие зимой (в среднем 2,3 га), а наибольшие — ранней осенью во время активной заготовки кормов (в среднем 6,1 га).
Участок имеет «ядро», где зверек проводит большую часть времени, и периферию, куда он заходит более редко. На этой территории имеются несколько гнезд (основное и дополнительные) и места «жировок», связанные с гнездами более или менее постоянными путями. В лиственных лесах, где много дупел, белка обеспечена убежищами. В хвойных и смешанных лесах она строит себе жилище сама. Участки белок, живущих по соседству, могут частично перекрываться.
Территориальное поведение белки сравнительно мало изучено. В основном, сведения по расположению троп и следов белки на «жировке», местоположению ее гнезд, принадлежат лесничим и охотникам. Собранные данные при проведении прямых наблюдений во время зимнего маршрутного учета представлены на рис. 1.
Большинство белок, за которыми велось наблюдение, предпочитают жить в одном убежище. Вероятно, это связанно с возрастом и опытностью особи: по нашим наблюдениям, такие индивидуальные участки принадлежат взрослым животным. На ограниченном пространстве парков, возможности иметь запасные гнезда и дупла меньше, чем в лесу.
Были выявлены типичные маршруты передвижения белок, обитающих на территории городов.
Рис.1. Типичный маршрут белки обыкновенной на территории Шарташского лесопарка
Белки, обитающие на территориях городских парков г. Екатеринбург в основном прокладывают маршруты двух типов: первый – с радиально расположенными относительно гнезда тропами и однонаправлено идущей от гнезда тропой с боковыми ответвлениями. Последний тип передвижения можно объяснить расположением гнезда вблизи границы парковых насаждений и дорожек. Тропы чаще проходят по земле, чем по деревьям. Таким образом, в условиях городского парка, при отсутствии естественных врагов, белки свободно передвигаются, стремясь охватить большую территорию в поисках корма.
Особи, обитающие на территориях парков г. Екатеринбурга спокойно относятся к присутствию людей, активно кормятся из их рук. Чем старше особь, тем более зависима она становится от человеческого вмешательства в ее жизнь. Из-за отсутствия страха перед человеком и минимального наличия врагов пропадает такая форма поведения, как запутывание следов. Расстояние между гнездами у белок обыкновенных уменьшается. что приводит к перекрыванию индивидуальных участков, следствием этого являются частые конфликты между особями, обитающими на различных участках. Таким образом, в связи с легкодоступностью пищевых ресурсов белка обыкновенная оседает в парках, вместо того чтобы обитать в естественных условиях.
Список использованной литературы
- Шилов И.А. Динамика популяций и популяционные циклы // В кн.: Структура популяций у млекопитаю- щих. – М.: Наука, 1991. С. 151–172.
- Ошмарин П.Г., Пикунов Д.Г. Следы в природе. М.: Наука, 1990. 296 с.
- Формозов А.Н. Спутник следопыта / Предисловие, подготовка текста и дополнительные примечания Н.А. Формозова. Изд. 7-е, доп. – М.: КомКнига, 2006. 368 с.
- Боркенхаген К. Исследования гнезд обыкновенной белки // Зоология наземных позвоночных. 2001. №1. С. 1-7.
Источник: scienceforum.ru
В каких дуплах живут белки
Вы здесь: Главная Живность
Главное меню
О проекте
Наш канал
Форма входа
Белка – юркий и общительный зверек
Белка обыкновенная обитает во всех лесных насаждениях европейской части России, в Сибири, на Дальнем Востоке и на Камчатке. В нашей стране живет около 16 подвидов этого зверька. Посетители крупных московских парков (например, Битцевкий лес, Кузьминки) имеют возможность увидеть и даже покормить этих зверьков. Но им иногда приходится запасаться терпением. А в некоторых небольших парках и скверах имеются вольеры с белками.
Образ жизни белки – преимущественно древесный. Этот живой подвижный зверек совершает прыжки с дерева на дерево, ловко «выруливая» хвостом. Во время гона и в бесснежный период белка значительное время проводит на земле, перемещаясь прыжками. Зимой покидает гнездо лишь на время кормежки, а сильные морозы и непогоду коротает, впав в полудремотное состояние.
Свои убежища белки устраивают лишь на деревьях. В лиственных лесах живут в дуплах, устилая их травой, древесными лишайниками, сухими листьями. В хвойных они самостоятельно сооружают шарообразные гнезда диаметром в 25-30 см из сухих веток и устилают их изнутри листьями, мхом, шерстью и сухой травой. Охотно занимают скворечники. Самцы от строительных работ «отлынивают».
Они занимают пустующие гнезда самок или крупных птиц (сорок, дроздов, ворон). Каждый из зверьков, как правило, имеет несколько гнезд (до 15) и, чтобы спастись от паразитов и через каждые 2-3 дня меняет убежище. Своих детенышей самки переносят в зубах. В морозы в одном гнезде может находиться одновременно по 3-6 белок – так зверьки согреваются.
Рацион белки весьма разнообразен. Он включает свыше 130 наименований кормов, основную массу которых составляют семена хвойных деревьев: сосны, ели, пихты, лиственницы и кедра. На юге, в дубовых лесах с подлеском из лещины, главным кормом хвостатым зверькам служат желуди и лесные орехи. Помимо того, белки потребляют грибы, побеги и почки деревьев, ягоды, корневища, клубни, травянистые растения и лишайники, доля которых в рационе этих животных заметно возрастает при неурожае главных кормов.
На зиму белки делают небольшие запасы орехов, шишек, желудей, зарывая их среди корней или затаскивая в дупла, а также сушит грибы, накалывая их на ветки деревьев. Правда, о своих кладовых они быстро забывают, находя их зимой совершенно случайно. Ними пользуются и другие животные (мелкие грызуны, птицы, даже бурый медведь). Вместе с тем белки сами используют запасы других животных (кедровки, мышей, бурундука), которые могут легко отыскать даже под полутораметровым слоем снега.
Белки – очень плодовитые животные. На большей части ареала они приносят за сезон 1-2 помета, а на юге – 2-3. В зависимости от местности, широты, обилия корма и плотности популяции сезон размножения начинается в конце января – начале марта и завершается в один из летних месяцев. В брачный сезон возле одной самки держатся от 3-х до 6-ти самцов, демонстрирующих агрессию друг к другу – громко урчат и бегают по веткам, прогоняя соперника. Самка, после спаривания с победителем, строит одно или 2-3 выводковых гнезда; по сравнению с обычными беличьими «домами» оно имеет более аккуратный вид и превосходит их по размерам.
Длительность беременности составляет от 35 до 38 дней, помет обычно состоит из 3-10 детенышей. Второй помет всегда меньше. Бельчата рождаются голыми и слепыми, их масса – всего около 8 г. Волосяной покров на их теле начинает появляться на 14-е сутки, а прозревают они лишь в месячном возрасте.
На грудном вскармливании бельчата находятся до полутора месяцев, а в 2-2,5 месяца начинают жить самостоятельно. Половой зрелости зверьки достигают к 9-12-месячному возрасту. Вырастив первый помет, белка-мать некоторое время набирается сил и снова спаривается. Промежуток между выводками составляет немногим более 3-х месяцев. К октябрю-декабрю беличье поголовье примерно на 75% состоит из бельчат сеголеток.
Сложив припасы в закрома
(в норки, дупла, щелки),
Белка ждет, когда зима
Покрасит белым елки.
Но если вдруг запасов ей
На холода не хватит,
Ее мы и других зверей
Подкормим во всех парках!
В парках Москвы есть и много других интересных жителей, их фотографии и описания смотрите в разделе Живность.
Источник: mospark.ru
Белки вылезли из своих: дупл, дуплов, дуплей, дупел? Как правильно?
Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
Легенда Нации перепечаталa из zen.yandex.ru 22 августа 2019, 22:28
8 оценок, 3238 просмотров Обсудить (52)
Кто из нас не любит белочек?
А когда ты любишь белочек и русский язык, то на ум приходят странные вопросы.
Рыжие (а иногда нерыжие) пушистики живут в дуплах, а когда они оттуда выходят, то как это делают?
Вылезают из дупл?
Выползают из дуплов?
Выскакивают из дуплей?
Показываются из дупел?
Со словом «дупло» вроде все понятно. Кстати, происходит оно от праславянского , от которого в том числе произошли: старославянское «доупина» (др.-греч. σπήλαιον; Супр.), русск. церковнославянское «дупль», что значит «пустой, полый». Ну и означает оно, соответственно:
- Полое пространство в стволе дерева.
- Отверстие, дырочка в больном зубе.
[Источник: Толковый словарь Ожегова]
Склоняется «дупло» вот так:
Теперь с чистой совестью перейдем ко множественному числу.
Оказывается, в русском языке слово «дупла» в родительном падеже могут писаться двояко: «дупл» и «дупел». Оба варианта считаются равноправными. Поэтому наши белочки, не зная о филологических трудностях, выбираются из дупл и дупел. А вот никаких «дуплов» и «дуплей» в русском языке нет и быть не может – разве что как часть занимательного вопроса! )))
Подытожим. Склонение слова «дупла» будет выглядеть так:
Новости партнеров
0 19 8
пользователи оставили 52 комментария , вы можете свернуть их
Консорциум Перевозчиков # написал комментарий 22 августа 2019, 22:59 Из дупелей? Или из дуп?
0 4 4
Легенда Нации # ответила на комментарий Консорциум Перевозчиков 22 августа 2019, 23:02 некоторые точно из ДУП вылезают на МП)
а потом заползают в дупели.
но это не БЕЛОЧКИ)))
0 6 6
Светлана Никитина # ответила на комментарий Легенда Нации 23 августа 2019, 00:28 это те вылезают из дупелей, к кому белочка приходит
0 3 3
Легенда Нации # ответила на комментарий Светлана Никитина 23 августа 2019, 00:29 точно,Света)))
узнала их)))
0 2 2
Сергей Мажарин # ответил на комментарий Светлана Никитина 23 августа 2019, 05:04 Вернись в дупу.
0 1 1
вася лаков # ответил на комментарий Сергей Мажарин 23 августа 2019, 07:22 отдуплились
0 3 3
Светлана Никитина # ответила на комментарий Светлана Никитина 23 августа 2019, 08:50 Комментарий удален модератором Гайдпарка
Пётр Фролов # ответил на комментарий Легенда Нации 23 августа 2019, 08:01 Белочки вылезают из горлышка. ))
0 1 1
Сергей Мажарин # ответил на комментарий Легенда Нации 23 августа 2019, 11:34
0 0 0
вячеслав dr # ответил на комментарий Консорциум Перевозчиков 23 августа 2019, 01:04 дать в дупло,отдуплиться,дупель -пусто,закончить дупелями ,стрелят дуплетом — велик и могуч русский язык)
кстати укропское слово «дупа» что в переводе на русский значит «жопа»как бе намекает что оно произошло от русского слова «дупло»)
0 2 2
Патриарх Филарет # написал комментарий 22 августа 2019, 23:35 Комментарий удален модератором сообщества
denz21 nl # написал комментарий 22 августа 2019, 23:43 вапрос канешна интерэсный ))
как же велик и могуч!)) и как много еще подобных словечек ..
ну например
— много туфель ? или много туфлей ??))))))))))))
0 4 4
Легенда Нации # ответила на комментарий denz21 nl 22 августа 2019, 23:44 хм. даже боюсь отвечать)))
0 3 3
Светлана Никитина # ответила на комментарий Легенда Нации 23 августа 2019, 00:28 три ореха — это куча или не куча?
0 1 1
Легенда Нации # ответила на комментарий Светлана Никитина 23 августа 2019, 00:38
0 1 1
Снежка Морозова # ответила на комментарий denz21 nl 22 августа 2019, 23:53 Конечно, много туфель. неправильно -туфлей, туфлЯ. помните из кинокомедии? «чей туфлЯ — мой туфлЯ»( герой актёра Г.Вицина) ну разве что в комедии))
0 3 3
Легенда Нации # ответила на комментарий Снежка Морозова 22 августа 2019, 23:55 а почему есть можно, а кушать нельзя?)))
0 2 2
Снежка Морозова # ответила на комментарий Легенда Нации 23 августа 2019, 00:09 Если очень голодный, то можно и покушать)) «Кушать» всегда сочеталось с «подано» с тех времён, когда были господа и прислуга, холопы. Господа «кушали», а холопы «ели». Когда господ свергли, то решили свергнуть из лексикона и все эти господские словечки и выражения. типа «кушать».. Пролетарское «хочу есть», «заходите поесть» больше отвечало новым социалистическим ценностям равенства и справедливости.
0 2 2
denz21 nl # ответил на комментарий Легенда Нации 23 августа 2019, 00:09 это патаму што клась можно а ЛОЖИТЬ незя !!)))))))))
1 1 2
Легенда Нации # ответила на комментарий denz21 nl 23 августа 2019, 00:11 понял))) хорошо объяснили))) 2 раза не повторять)))
0 2 2
denz21 nl # ответил на комментарий Легенда Нации 23 августа 2019, 00:21
1 1 2
Игорь Н.Киселёв # ответил на комментарий denz21 nl 23 августа 2019, 01:53 Зависит от формы речи.«Да ложить я хотел».
0 0 0
Александр Дмитриевич Семёнов # ответил на комментарий Снежка Морозова 23 августа 2019, 01:44 Комментарий удален модератором сообщества
вячеслав dr # ответил на комментарий denz21 nl 23 августа 2019, 01:05 -чей туфля?мой туфля!)——(с)
0 1 1
Светлана Никитина # ответила на комментарий вячеслав dr 23 августа 2019, 01:18 чей туфля — моё
0 1 1
Светлана Никитина # написала комментарий 23 августа 2019, 00:27 » Белки покинули свои гнезда «
у белок нет дупла, у них есть гнездо, которое они строют в дупле
в дуплах белки строют гнезда.
поэтому не » из своего дупла» ( где у белки дупло, блин. )
а «из своего гнезда «
по- русски говорят — белки покинули свои гнезда, свои дома
и » белки делают , строят, сооружают свои гнезда в дуплах»
у белки нет дупла, дупло на дереве
в стволе дерева
0 3 3
Легенда Нации # ответила на комментарий Светлана Никитина 23 августа 2019, 00:44 Света,нельзя быть такой умной)))
0 1 1
Светлана Никитина # ответила на комментарий Легенда Нации 23 августа 2019, 01:17 но у белки нет дупла
значит, и все белки могут только выходить из своих гнезд, расположенных в дуплах деревьев
а дупла образуются в стволах деревьев
не в белках
так что дупла — это не собственность белок , а следствие загнивания ствола дерева.
до нашего смешного времени никто не додумывался вменить белкам в собственность дупла деревьев
поэтому они из дупел , блин , не вылезали.
0 1 1
Игорь Н.Киселёв # ответил на комментарий Светлана Никитина 23 августа 2019, 01:50 Одно дупло,много дупол.
0 0 0
Светлана Никитина # ответила на комментарий Игорь Н.Киселёв 23 августа 2019, 03:03 И один дуполом
0 0 0
Виктор Апин # написал комментарий 23 августа 2019, 01:26 Прими на грудь еще сто грамм.
И разгони зверушек по дуплям.
0 2 2
Владимир Баншахфакеев # ответил на комментарий Виктор Апин 23 августа 2019, 02:29 Лесам, долинам и полям,
И закуси, ням, ням, ням, ням.
0 1 1
Владимир Баншахфакеев # написал комментарий 23 августа 2019, 02:27 Вообще то белка живет в гнезде, дупло — это голое отверстие)))
Но если вам так хочется, то говорите проще — отдуплились))
0 0 0
Владимир Баншахфакеев # ответил на комментарий Владимир Баншахфакеев 23 августа 2019, 02:28 )))
0 0 0
Легенда Нации # ответила на комментарий Владимир Баншахфакеев 23 августа 2019, 02:36 свое гнездо белки любят устраивать в дуплах деревьев, однако если зверьку не повезло найти такое место, он строит гнездо открытого типа.
0 1 1
Светлана Никитина # ответила на комментарий Легенда Нации 23 августа 2019, 03:16 Открытого типа не катит, у неё бельчата зимой родятся
0 1 1
Владимир Баншахфакеев # ответил на комментарий Светлана Никитина 23 августа 2019, 06:04 у белки может быть 10-20 гнезд, и она раз в неделю кочует с бельчатами вместе, что в гнезде из сучьев, что в гнезде внутри дерева — нет разницы для неё, это не критично, ни в плане мороза, ни в плане ветра или каких то других условий.
0 1 1
Светлана Никитина # ответила на комментарий Владимир Баншахфакеев 23 августа 2019, 03:09 Вапче дупло голым не бывает, и дупло — это не только отверстие, но и последствии проникновения в отверстие — непосредственно оно, само дупло. Белка устраивает гнездо не в отверстии, а в непосредственно дупле, а у дупла есть дно. Именно там сидят бельчата
0 1 1
Светлана Никитина # ответила на комментарий Светлана Никитина 23 августа 2019, 03:15 И сиську просють, в дупле, на гнезде. В гнезде на дупле
0 1 1
Владимир Баншахфакеев # ответил на комментарий Светлана Никитина 23 августа 2019, 05:53 дупло — пустота, отверстие в стволе дерева, образовавшееся на месте выгнившей древесины
ключевое слово — пустота.
а гнездо — это уже не пустота.
не могут они просить сиську в пустоте, пока нет гнезда — нет и сиськи.
0 0 0
Светлана Никитина # ответила на комментарий Владимир Баншахфакеев 23 августа 2019, 08:42 да
дупло — это пустота
отверстие в пустоту — это вход в дупло, в пустоту пространства дупла без сиськи
отверстие — это определяющее в дупле, потому что без отверстия дупло дуплом быть не может — это пустота внутри дерева , но не дупло
пустота становится дуплом, козда отверстие отверзается , — сучок, блин, выпадает, и прочая, и прочая, и прочая.
дятел тоскливый иногда делает отверстие , и дупло становится дуплом фактически.
сиьку в пустоте никто не просит.
её просят в пустоте без сиськи
появилась сиська — вот вам и гнездо . без сучьев, без шума и бэз пыли
0 0 0
Владимир Баншахфакеев # ответил на комментарий Светлана Никитина 23 августа 2019, 11:37 тоггда вы сами себе противоречите.
Не ваши ли это слова?
«Вапче дупло голым не бывает»
Надеюсь вы мне не будете доказывать , что голое и пустое , применительно к данной ситуации -это разные вещи?
0 1 1
Владимир Баншахфакеев # ответил на комментарий Светлана Никитина 23 августа 2019, 11:49 Вы повторили то же самое что и я вам написал, но только гораздо длиннее.
и какую из ваших фраз считать правильной, а какую «пустотой»
1. «её просят в пустоте без сиськи » (нет ни гнезда, ни сиськи, есть лишь пустота — и они в таком состоянии что то просят?)
2.И сиську просють, в дупле, на гнезде.(то есть и гнездо имеется )
Как то странно у вас получается. То одно, то другое, похоже ,что вы начинаете заговариваться.
Вы уж как то определитесь.
Белка бы вас не поняла, коли вы ей предложили устроить гнездо в дупле без веток.
Пыль и шум оставим в покое.
А вот без веток у белки гнезд не бывает. Я видел эти гнезда, и в дупле и на деревьях. И во всех случаях — ветки, трава, листья — это основа, есть ещё пух, всякие перья, шерсть.
0 1 1
Александр Орлов # написал комментарий 23 августа 2019, 03:57 Ну это якобы прикол из прошлого века . ))) Нынешние лымари и лымарихи пытаются развести новорождённых пиплов на приколы заимствованные от древних наших сородичей.. — своего — то из собственного безмозгия не получается. )))) А если история повторяется ( по крайней мере с вопросами ,да и не только. ) , то всё ЭТО — уже фарс.))))
0 0 0
Николай Цветов # написал комментарий 23 августа 2019, 05:28 Из дуплетов вылезают, а после второго стакана — из дупелей.
0 0 0
Геннадий Дробинин # написал комментарий 23 августа 2019, 05:54 Белки вылезают из дупы.
0 0 0
Вепрь Болотный # написал комментарий 23 августа 2019, 06:08
0 1 1
Сергей Ольховский # написал комментарий 23 августа 2019, 06:16 Привет! Неприятие вызвало склонение слова «дупла» в родительном падеже.
Отвечая на вопрос – кого или что, следует на мой взгляд, употребить, как и в именительном падеже, слово «дупла». Родить кого, или что? Конечно же – дупло, а во множественном числе – дупла.
Или не прав?
0 2 2
Сергей Александрович Лостин # ответил на комментарий Сергей Ольховский 23 августа 2019, 08:29 Русский язык столь велик и изящен, что этот спор яйца выеденного не стоит. Достаточно сказать из — домика в дупле —
И пошли эти падежи в дупло.
0 1 1
Легенда Нации # ответила на комментарий Сергей Ольховский 23 августа 2019, 11:21 да,привет)
0 1 1
Сергей Александрович Лостин # написал комментарий 23 августа 2019, 08:24 Из хаток они вылезли и автора посетили. Еще они говорят дупла геев любят. Большие и раздолбаные.
Если они автора посетили, то не не нам надо в грамматику, а ему к психиатру.
Привет белочкам.
0 0 0
Комментарий удален модератором Гайдпарка
- Регистрация
- Вход
Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.
За сутки посетители оставили 413 записей в блогах и 3855 комментариев.
Зарегистрировался 21 новый макспаркер. Теперь нас 5033263.
Источник: maxpark.com
В каких дуплах живут белки
Мы пообщались с рыжими красавицами во всех парках столицы Урала и спешим поделиться своими наблюдениями. Белок мы оценивали по четырем критериям: дружелюбие, аппетит, численность и красота.
Белка обыкновенная, или векша — так в научном мире именуют белочек, которые облюбовали парки Екатеринбурга. В черте города ученые насчитывают их порядка 10 тысяч!
— Белки стали ручными, потому что все чаще общаются с людьми. А люди для них — отличный источник питания, — объясняет доктор биологических наук Михаил Головатин. — Современные белки избалованы, закормлены и очень выборочны в еде. Если предложить им колбасу или хлеб, они наверняка откажутся. Они даже орехи не все едят. Больше всего любят грецкие и желательно лущеные.
Белка их возьмет, погрызет или спрячет на черный день.
По словам ученого, белки — самые безопасные грызуны. Они не кусаются и не переносят заразу. А еще их можно встретить во всех парках города. Давайте же познакомимся с этими очаровательными созданиями поближе! А заодно оценим их по пятибалльной шкале. Ведь белка белке рознь. Мы купили два мешка с орехами.
В одном — грецкие, в другом — арахис. И отправились в гости.
Источник: www.kp.ru