В чем заключается основная причина уменьшения устойчивости лодки если человек встает в ней в полном

Любые водные суда должны обладать обязательным запасом непотопляемости. Ни один человек, находящийся на борту судна, не хочет, чтобы его судно перевернулось и затонуло! Остойчивость — это “способность наклоненного судна выпрямляться” или “способность судна противодействовать наклонению”.

Судно плавает на поверхности воды под действием двух основных сил: силы тяжести и Архимедовой силы. Сила тяжести — “тянет судно вниз”, равна его весу и приложена к центру тяжести судна ЦТ. Сила плавучести или Архимедова сила – “выталкивает судно из воды”, равна его водоизмещению и приложена в центре подводного объема ЦВ судна.

В “прямом” положении судна эти силы уравновешивают друг друга и лежат на одной вертикальной линии.

При крене форма подводной части корпуса изменится, ЦВ сместится в сторону накрененного борта, и возникнет так называемый восстанавливающий момент, который противодействует крену. При наклонении судна ЦВ как бы поворачивается вокруг точки, называемой метацентром m.

КРИШНАМУРТИ ДЖИДДУ — НЕМЕДЛЕННО ИЗМЕНИТЬСЯ читает Nikosho

Расстояние от метацентра m до центра тяжести ЦТ (метацентрическая высота) является характеристикой остойчивости судна. Чем меньше судно, тем больше должна быть метацентрическая высота. Так, например, у гребной шлюпки достаточная метацентрическая высота 0.3 м обеспечивает безопасную посадку и вставание людей в лодке.

Как же оценить, насколько безопасна, например, парусная яхта? Какова вероятность восстановления яхты из положения “килем вверх” ?
В случае полного опрокидывания у хороших яхт даже небольшой случайной волны достаточно для того, чтобы яхта вернулась в прямое положение.

Существует достаточно много способов повышения остойчивости судна. Вот некоторые из них:
Высокую остойчивость можно обеспечить за счет веса неподвижного балласта. Причем необходимо понизить ЦТ. Чем ниже расположен центр тяжести яхты, тем она остойчивее. Существует простое правило: каждый килограмм под ватерлинией повышает остойчивость, а каждый килограмм над ватерлинией ухудшает ее.

Для этих целей используется, например, неподвижный балластный киль (однако яхты с таким килем тяжелы). Таким килем оборудованы классические яхты. Среди положительных качеств “классических” яхт “ — абсолютная остойчивость”, т.е. яхта восстанавливается практически из любого положения. Так для классической яхты “Contessa 32” потеря остойчивости наступает только при крене 155° . Будучи опрокинутой днищем вверх, “Contessa 32” легко спрямляется.

Более широкие и высокобортные суда имеют большую остойчивость формы. Важно также, чтобы при накренении через люки и палубные отверстия во внутренние помещения яхты не попадала забортная вода. Попадание воды внутрь судна способно свести “на нет” преимущества от высокой остойчивости.

Почему румпель тянет в сторону? На примере мотора 9,9

Суда с водонепроницаемой надстройкой могут иметь очень высокую остойчивость на больших кренах. Именно на этом принципе основана идея неопрокидываемых спасательных шлюпок неваляшек. Спасательные шлюпки и плоты некоторых типов практически неопрокидываемые, т.к. даже после полного переворачивания они возвращаются в нормальное положение.

Читайте также:  Тележка утм 1 для мотора лодочного чертеж размеры

А у парусной яхты есть еще один очень эффективный способ повышения остойчивости — откренивание, т.е. перемещение веса экипажа, балласта, качающегося киля и т.д. по ширине судна. В настоящее время применяются консоли, трапеции, бортовые балластные цистерны, перемещаемый балласт, качающиеся кили, а также такие “экзотические” приспособления, как управляемые подводные крылья. В последнее время на яхтах вошли в моду рубки, обеспечивающие неостойчивость в опрокинутом положении.

Для судов разных классов существуют определенные нормы и требования Российского Морского Регистра к остойчивости. Именно длина считается важнейшим фактором безопасности. Большие по размеру и более тяжелые яхты полагаются наиболее надежными. Положенная парусами на воду яхта должна самостоятельно спрямляться из этого положения.

Итак, непотопляемость или остойчивость судна достигается путем разумного компромисса между обеспечением ходовых качеств и одновременно безопасности в эксплуатации. Использование принципа действия Ваньки-встаньки обеспечивает нашу безопасность при плавании на любых судах!

Источник: class-fizika.ru

Условия устойчивости равновесия вертикально стоящего человека

Положение равновесие тел и его сохранение (устойчивость) имеют определяющее значение во всех отраслях жизнедеятельности человека в том числе и в спортивной сфере.

Рассмотрим условия устойчивости равновесия на примере однородного тела цилиндрической формы (рис. 1); Центр тяжести (o) такого тела совпадает с его геометрическим центром и степень его устойчивости равновесия имеет максимальное значение, когда он находится в строго вертикальной позиции (рис. 1а).

Процесс постепенного отклонения тела цилиндрической формы при фиксированном основании

Рис. 1. Процесс постепенного отклонения тела цилиндрической формы при фиксированном основании.

В такой позиции вертикальная проекция центра тяжести цилиндрического тела на площадь основания совпадает с геометрическим центром основания и момент силы тяжести цилиндра по отношению центра вращения имеет максимальное значение и он выполняет сдерживающую функцию (т.е. является сдерживающим моментом), что и обусловливает максимальную степень устойчивости равновесия ( — величина силы тяжести, — диаметр основания, — плечо силы тяжести).

При постепенном отклонении цилиндра (с условием фиксированного основания) уменьшается плечо силы тяжести, уменьшается величина удерживающего момента, что является причиной уменьшения степени устойчивости равновесия цилиндра.

В позиции изображенном на рис. 1б, вертикальная проекция центра тяжести цилиндра на площадь основания совпадает с центром вращения и удерживающий момент а, следовательно, степень устойчивости равновесия становится равным нулю (критический угол отклонения — ), при дальнейшем отклонении цилиндра момент силы тяжести меняет знак и приобретает функцию крутящего момента и тело начинает опрокидываться (рис. 1в).

Из вышесказанного заключаем: степень устойчивости равновесия тела является максимальной, когда вертикальная проекция его центра тяжести на площадь основания совпадает с геометрическим центром этого основания; т.е. пока вертикальная проекция центра тяжести тела находится в границах площади основания — тело сохраняет положение равновесия, а когда данная проекция выходит за пределы этой площади, то тело теряет равновесия и начинает опрокидываться.

Читайте также:  Из чего сделать прокладки на лодочный мотор

На рис. 2 приведена зависимость величины критических углов () от геометрии цилиндрического тела (H/d), где Н — высота цилиндра, а d — диаметр основания.

На основе анализа полученного графика (рис. 2) можно заключить, что по мере роста величины отношения (H/d) уменьшается степень устойчивости равновесия, т.е. при данном диаметре основания с увеличением высоты цилиндра (H) уменьшается его устойчивости.

Основной раздел: Если расположить вертикально стоящего человека в мнимый (виртуальный) цилиндр (рис. 3а), то массы внутри цилиндра будут распределены неравномерно и общий центр тяжести (ОЦТ) человека не будет совпадать с геометрическим центром цилиндра, что хорошо видно на рис. 4а; ОЦТ человека и геометрический центр цилиндра (O) значительно смещены относительно друг-друга, что обусловлено спецификой анатомии человека.

Зависимость величины критического угла тела цилиндрической формы от его геометрии

Рис. 2. Зависимость величины критического угла тела цилиндрической формы от его геометрии

а - Вертикально стоящий человек помещенный в мнимый (виртуальный) цилиндр; б - Расположение ступней на площади опоры

Рис. 3. а — Вертикально стоящий человек помещенный в мнимый (виртуальный) цилиндр; б — Расположение ступней на площади опоры.

Рис. 4. а — Расположение общего центра тяжести человека при его вертикальном стояний; б — Оптимальное положение человека, когда степень устойчивости равновесия является максимальной и, чему соответствует оптимальный угол отклонения вперед; в — Критическая ситуация возникшая при отклонении человека вперед, когда степень устойчивости равновесия становится равным нулю и тело начинает опрокидываться; критический угол отклонения вперед ; г — Критическая ситуация возникшая при отклонении назад; критический угол . Тело начинает опрокидываться назад.

На рис. 3б показано расположение стоп человека на основании цилиндра, где точка О1 является проекцией геометрического центра цилиндра (О) (рис. 4а), что совпадает с геометрическим центром площади основания , а О2- точка представляет собой проекцию ОЦТ человека на той же площади; поскольку проекции ОЦТ человека () и геометрического центра цилиндра на площади основания взаимно смещены, то степень устойчивости равновесия не может иметь своего максимального значения; для достижения этого нужно чтобы вертикально стоящий человек отклонился вперед (не отрывая ступней от опоры) на некоторый оптимальный угол так, чтобы вертикальная проекция его ОЦТ (точки — ) на площадь опоры. совпала с её геометрическим центром . Данная ситуация осуществлена на рис. 4б, с помощью которого можно определить оптимальный угол отклонения [1]:

Аналогично можно определить критические углы отклонения вперёд и назад следующими формулами (рис. 4в и 4г):

Читайте также:  Лодка gladiator c370al отзывы

Известно [1, 2], что: , , , и учитывая это, формулы (1), (2) и (3) примут следующий вид:

где диаметр площади опоры (длина стопы человека), — высота расположения ОЦТ от той же площади.

Для определения высоты положения ОЦТ вертикально стоящего человека посредством высоты человека (Н), воспользуемся числом Фидия (то же, что — «число Фибопачи», то же, что — «золотое сечение»). Одним из определении числа Фидия является то, что он определяет отношение высоты человека Н к высоте расположения его пупка :

Известно [3], так же, что ОЦТ вертикально стоящего человека расположен на 0,05 ниже от пупка — для мужчин, а для женщин, поскольку их пупок расположен на 0,05Н ниже, чем у мужчин — на 0,1Н; учитывая это обстоятельство и формулу (4) получаем — для мужчин:

Если учесть формулу (5), то формулы (1?), (2?) и (3?) примут следующий вид:

Приняв во внимание, что — получим:

В случае женщин с учетом (5?) формулы (6?), (7?) и (8?) приобретут следующий вид:

Общеизвестно, что число Фидия является самым гармоничным соотношением в природе; им пользовались скульпторы, живописцы и зодчие древнего Египта, античной эпохи и эпохи возрождения; в том числе и Леонардо да Винчи в своей знаменитой работе «пропорции человеческой фигуры» (рис. 5) воспользовался этим числом.

Леонардо да Винчи. «Пропорция человеческой фигуры»

Рис. 5 Леонардо да Винчи. «Пропорция человеческой фигуры»

Для мужчины пропорции да Винчи (рис. 5) оптимальный угол и критические углы имеют следующие значения:

Зависимость величины оптимального угла от пропорции человека (H/d). А - для мужчин; б - для женщин

Рис. 6 Зависимость величины оптимального угла от пропорции человека (H/d). А — для мужчин; б — для женщин.

(Среднее значение (H/d) для пропорционального человека колеблется в пределах 6ч7).

Сравнение приведенных графиков (рис. 6) дает возможность заключить, что степень устойчивости равновесия у женщин больше, чем у мужчин той же пропорции, что обусловлено низкой позицией расположения их (женщин) ОЦТ.

Аналогичным методом можно установить формулу определяющую оптимальный угол отклонения вперед для лыжника:

где d — длина стопы, l — длина лыжи, Н — высота лыжника, а n — коэффициент определяющий — какую часть от длины лыжи (l) составляет расстояние от кончика стопы до геометрического центра площади опорной части лыжи.

устойчивость равновесие геометрия цилиндрический

1. К. Моисцрапишвили, А. Егоян. Биомеханические принципы равновесия прямостоящего человека, Наука и технологии №1 (714), Техн. Ун. Тбилиси, 2013.

2. Зационрский В.М. Основы спортивной метрологии. Физкультура и спорт. М., 1979.

3. Донской Д.Д. Зациорский В.М. Биомеханика. Физкультура и спорт, М. 1979.

4. Ивалицкий М.С. Анатомия человека. Физкультура и спорт, М., 1985.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...