В продолжении темы оснащения лодочного мотора, тогда когда мы рассказывали об установке тахометра, в этот раз мы коснемся темы спидометра для катера и моторной лодки. Как известно, спидометр измеряет скорость передвижения объекта, в нашем случае плавсредства. Просто так на лодку спидометр установить не получиться. У нее нет колес, куда можно было бы прицепить его и считывать обороты вала. Да и на лодочном моторе тоже нет для него места, не смотря на то, что есть вал и гребной винт, это нам совершенно не подходит.
Спидометры для катеров и лодок состоят из двух частей: датчика и самого прибора, который уже отображает показания в цифровом или аналоговом (стрелками) виде. Точность показаний напрямую зависит от датчика.
Датчики для спидометра и их типы
Методы получения данных скорости у датчиков отличаются, от сюда и их конструктивные различия и точность измерения.
Датчик с крыльчаткой
Спидометры GPS для катера или лодки
Такой тип датчиков сегодня является самым редко встречаемым на катерах и лодках. Он крепиться обычно на транец и крыльчатка погружена в воду. От движения судна вращается крыльчатка, которая оснащена магнитом,а в корпусе установлен геркон. Происходит считывание частоты импульсов, которые и переводятся уже в скорость движения.
Спидометр отображает скорость передвижения катера, но только относительно воды. Если вы идете против течения, ваша реальная скорость будет ниже, если по течению – то выше. Предел измерения скорости у таких датчиков достаточно низкий и с повышением скорости их точность и вообще эффективность сильно падают. На больших скоростях они могут вообще показывать абсолютно не реальные значения. Чаще всего спидометры с такими датчиками можно встретить на не больших яхтах.
Трубка пита или датчик с манометром
В таком датчике за измерение скорости отвечает трубка Пито. Ее внутренний диаметр составляет примерно 2 мм. Крепят ее по направлению движения катера. Скорость измеряется давление набегающей воды. С увеличением скорости растет и оказываемое на трубку давление. По факту спидометр Пито – это просто манометр.
Набегающая вода давит через трубку на шланг и сжимает воздух внутри прибора. Выше давление – выше скорость. Измеряется это все по формуле:
Такие датчики достаточно хорошо распространены сегодня, т.к. в них отсутствуют какие либо движущиеся части и они более надежны. И многие подвесные лодочные моторы уже с завода оснащаются такими датчиками. А выглядит это как маленькая дырочка на редукторе спереди чуть выше вала гребного винта.
Но у этого датчика есть и свой минус – это не высокая точность измерения. Но он не такой серьезный, т.к. большинство водномоторников измерение скорости нужно не просто ради скорости, а для более точного подбора гребного винта. А точности, которую даст датчик Пито вполне достаточно для правильного выбора.
🚤 | 🐕 GPS Спидометр в лодку
Таблица определения скорости по датчику Пито
Давление (psi) | Давдение (кг/кв.см.) | Скорость (км/ч) |
5 | 0,35 | 32 |
11 | 0,77 | 48 |
19 | 1,34 | 64 |
30 | 2,11 | 80 |
Установка спидометра с датчиком Пито на катер
Что важно знать. Давление в трубке Пито будет большим, если конечно ваш катер сможет развить такую скорость, соответственно шланги нужно крепить хомутами. Воды в шланге не должно быть. И не допускается никаких перегибов или резких изгибов шланга.
Недостатки датчика Пито
Датчик нужно устанавливать только перпендикулярно набегающей воде. Трубка постоянно будет забиваться мусором, песком и т.п. вещами. Также обстоит дело и с дыркой на редукторе моторов, приходиться постоянно прочищать эту трубку. Ну и неточность показаний, о чем мы уже говорили выше.
GPS спидометр для катера
Ну тут все понятно. Работает по данных Global Positioning System от наших американских друзей. Правда сейчас можно уже во всю использовать ГЛОНАСС, т.к. наша родная система глобального позиционирования уже работает на полную мощность и передает очень точные данные, по крайней мере не хуже заокеанской. У спутникового спидометра (будет так ее называть) одни преимущества: нечему ржаветь, ставь куда хочешь, нет движущихся частей и соответственно риск поломки минимален, точность измерения, даже не крайне низких скоростях, где крыльчатка и трубка Пито абсолютно бессильны. В единственный недостаток можно записать то, что такой спидометр требует наличие электропитания, но этот вопрос можно решить покупкой аккумулятора.
Что в итоге выбрать?
По нашему мнению не стоит заморачиваться с установкой каких либо дополнительных датчиков и спидометров. На подавляющем большинстве катеров и лодок уже есть эхолоты, в которых встроен GPS приемник. Вот он и будет вашим спидометром. Если же хочется отдельного прибора, то купите спутниковый спидометр и установите его на панель вашего катера и он вам всегда покажет точную скорость.
Источник: spyship.ru
Как установить морской спидометр
Лодочники всегда хотят знать, как быстро они идут. Будь то парусник с 5 узлами или гонщик с 100 узлами, одержимость скоростью распространена повсеместно. Точное измерение скорости лодки – сложная проблема, но большая часть тяжелой работы уже проделана производителями инструментов – все, что остается сделать владельцу лодки, это установить несколько деталей, выйти на воду и начать соревноваться за каждый дополнительный узел скорости.
GPS спидометры
Шаг 1
Найдите подходящее место на приборной панели лодки. Просверлите отверстие в панели, вставьте спидометр GPS и закрепите его монтажный кронштейн на задней панели, как описано в руководстве по спидометру.
Шаг 2
Найдите подходящие источники питания 12 вольт. Большинству спидометров GPS требуется заземление и два + 12-вольтовых подключения: одно для подсветки и одно для самого прибора. На большинстве лодок существующие приборы подключены к подходящим силовым шинам, которыми может делиться спидометр.
Обожмите клеммные фитинги на концах силовых проводов спидометра и соедините их с заземлением и шинами питания. Спидометр GPS теперь должен быть готов к использованию.
Спидометры Пито
Шаг 1
Установите дисплей спидометра и подключите его подсветку к источнику питания так же, как для спидометров GPS.
Шаг 2
Найти подходящий маршрут для напорной трубки. Дисплей будет соединен с пито тонкой жесткой трубкой, которая передает давление воды в пито на датчик на дисплее. Трубка должна быть наклонена вниз к транцу во всех точках; если в трубке есть провисания, вода может накапливаться внутри и портить показания прибора.
Шаг 3
Найдите место на транце для установки трубки Пито. Он должен быть хорошо очищен от ударов, триммеров, рулей и гребных винтов, а кончик пито должен выступать как минимум на 2 дюйма ниже корпуса. Прикрутите кронштейн Пито к транцу так, чтобы он был направлен вниз.
Просверлите отверстие в транце, намного выше ватерлинии, чтобы труба проходила через него. Отверстие должно быть наклонено вниз примерно на 45 градусов. Протяните напорную трубку через отверстие, подсоедините ее к питу и закрепите на месте с помощью герметика и кабельных зажимов. Подключите другой конец трубки давления к дисплею спидометра, зачистка его в случае необходимости.
Гребное колесо и ультразвуковые спидометры
Шаг 1
Купите гребное колесо или ультразвуковой преобразователь, модуль дисплея и соответствующие кабели. Эти системы дороги, но предлагают очень точные показания скорости через воду и работают также на очень низких скоростях, как и на более быстрых лодках. В большинстве современных систем используется один кабель NMEA 2000 для питания и передачи данных, а дисплеи NMEA 2000 могут работать с датчиками других производителей.
Шаг 2
Выберите место для сквозного корпуса преобразователя. Он должен находиться в зоне относительно чистой воды и не должен находиться за килем, рулем, пропеллером или другим придатком. Когда лодка выйдет из воды, просверлите отверстие в корпусе датчика. Если у вас есть корпус с сердцевиной из стекловолокна, просверлите отверстие немного большего размера и залейте его утолщенной эпоксидной смолой, чтобы запечатать ядро, прежде чем снова сверлить отверстие нужного размера.
Нанесите некоторое количество постельных принадлежностей, таких как 3M 4200, на фланец сквозного корпуса датчика и установите его в отверстие. Подключите кабель NMEA 2000 от тройника на магистральном кабеле к преобразователю. Включите электрическую систему лодки и установите элементы управления на вашем дисплее, чтобы показывать показания спидометра в единицах и формате, который вы предпочитаете.
Чаевые
- Выберите свой тип спидометра соответственно. Обычные типы Пито хорошо работают при строгании моторных лодок, но более медленные моторные лодки и большинство парусных лодок будут лучше с датчиком гребного колеса. Очень быстрые моторные лодки часто лучше обслуживаются спидометрами на основе GPS, которые также являются самыми быстрыми и простыми в установке.
Предметы, которые вам понадобятся
- Комплект спидометра (обычно включает в себя дисплей, датчик/пито и кабели/трубки)
- Сверло с кольцевой пилой
- Отвертки и/или маленькие ключи
- Кабельные зажимы
- Обжимные клеммы и инструмент для обжима
- Постельное белье (Sikaflex, 3M 4200, Дельфинит и др.)
Источник: autoabra.com
Нужен совет по приборам в лодку
Добрый день!
После поездки на Баренцево море озадачился я тут поставить в свой Крым приборы.
Залез в магазин и мягко говоря офигел, если брать приборы в едином стиле (чтобы было красиво) выходит очень дорого:
1. Тахометр — 3300 руб.
2. Датчик уровня топлива — 1300 руб.
3. Спидометр GPS — 7000 руб. и т.д.
В общем после поисков и копаний в интернете, решил попробовать поставить себе приборную панель VDO от Ваз, в которой есть практически все необходимые указатели.
Учитывая, что накладка панели приборов будет переделываться, прошу совета, что еще необходимо добавить в приборку?
У меня пока такая картинка:
— Не хватает счетчика моточасов
— Из лампочек нужно:
1. Индикация включения ходовых огней
2. Индикация наличия воды под сланями (стоит датчик), в рецессе (стоит второй датчик)
3. Низкий уровень аккумулятора — лампа есть, оставляем
29 июня 2017
Поделиться:
Идея насколько сложна, настолько и достойна уважения. Я желаю вам удачи. Хотя можно решить проще и дешевле.
Например, так relmo.ru
У меня надувнуха, построенная по методу граблей. Поэтому разнобой и пересортица)))
Тахометр и счетчик моточасов — KUS из тех времен, когда он стоил 3000.
Термометр — www.mytahometr.ru/shop/15…ovoj-moto-termometr-mt-25
Спидометр и заодно навигатор — обычный автомобильный с картами Автоспутник, они практически топографические. autosputnik.com/products/maps/gc/gc_mo/
А вам пожелаю успеха в проекте.
Без машины
Спасибо. Идея близка к завершению технической части и переходу к испытаниям и настройке. Самое сложное для меня будет сделать корпус для щитка приборов.
Без машины
Идея насколько сложна, настолько и достойна уважения. Я желаю вам удачи. Хотя можно решить проще и дешевле.
Например, так relmo.ru
У меня надувнуха, построенная по методу граблей. Поэтому разнобой и пересортица)))
Тахометр и счетчик моточасов — KUS из тех времен, когда он стоил 3000.
Термометр — www.mytahometr.ru/shop/15…ovoj-moto-termometr-mt-25
Спидометр и заодно навигатор — обычный автомобильный с картами Автоспутник, они практически топографические. autosputnik.com/products/maps/gc/gc_mo/
А вам пожелаю успеха в проекте.
Relmo щупал в живую. Идея хорошая, реализация фиговая.
Разработчики поставили очень дешевый экран — на солнце ничего не видно.
Да и стрелочные приборы лично мне больше нравятся.
Считаю Вашу затею зря потраченным временем, и денег! Забудьте при неё, и вот почему: 1. Спидометр ваз имеет не подходящую шкалу для лодки. С какой скоростью едет крым? Думаю максимум 50 и в экономичном режиме 35. Стрелка чуть приподнимется, информативности почти нет. Прибавим еще удары о волны и вы скорость уже не определите.
Советую купить хороший эхолот с gps по нему скорость смотреть удобно и одновременно рельеф дна контролируете. 2. Температура двигателя. Вам придется сверлить отверстие в системе охлаждения мотора и нарезать там резьбу! Можно дорого попасть на ремонт мотора!
Информативность прибора ваз вам не подходит т.к. нормальная температура лодочного мотора 60гр. дальше идет перегрев и его на этом приборе вы обязательно прозеваете т.к. он случается резко (обрыв крыльчатки, пакет на ногу и т.д.). Лучше купите специальный датчик с зуммером и функцией остановки мотора. Только так можно спасти мотор от перегрева.
3. Тахометр с функцией счетчика моточасов можно купить на али примерно за 1000. 4. Указатель уровня топлива можно поставить отдельным прибором от ваз-газ-уаз вместе с датчиком выйдет не дорого. 5. Развалится эта панель ваз в течении года, стрелки поотваливаются и т.д. Не рассчитана она на удары от волн! Да и герметизировать ее надо капитально.
Лодка дорогое удовольствие!) Удачи!
Источник: www.drive2.ru