Ныне на тяжелых мотоциклах киевского и ирбитского заводов применяется 12-вольтовый комплект электропитания, состоящий из трех узлов — аккумуляторной батареи 6МТС-9 (или двух последовательно соединенных ЗМТ-6), генератора Г424 и реле-регулятора РР330. Благодаря ему значительно улучшились светотехнические характеристики машин и, кроме того, как показывает пятилетний опыт их эксплуатации в разных районах страны, повысились такие важные качества, как надежность и долговечность.
Однако некоторые письма, приходящие в редакцию и на заводы, говорят о том, что не все владельцы «днепров» и «уралов» правильно обслуживают генератор и реле-регулятор. Причина тому — недостаточное знание их устройства и взаимодействия. Инструкции по эксплуатации мотоциклов эти вопросы освещают довольно сжато, поэтому рассмотрим их подробнее.
Генератор Г424 (конструкция его была описана в январском номере «За рулем» за 1975 год) — трехфазная синхронная электрическая машина переменного тока с электромагнитным возбуждением. Номинальная мощность — 150 Вт. В него встроен двухполупери-одный выпрямитель типа ВБГ-2А, так что потребители получают постоянный ток.
SEA PRO 9.9 OTH установка стабилизатора напряжения. Электричество в лодке.
Отличительная особенность генераторов переменного тока — очень слабое самовозбуждение. Только при частоте вращения ротора, превышающей 2400 об/мин, генератор Г424 начинает полностью самообслуживаться, вырабатывая электроэнергию. До этого момента его обмотка возбуждения должна питаться от постороннего источника — аккумуляторной батареи, что и происходит, когда включают зажигание. Как видно из схемы, ток от батареи через клемму ВЗ, нормально замкнутые контакты реле напряжения РН и компенсирующую обмотку РНк поступает в обмотку возбуждения генератора. Вывод отсюда простой — нельзя долго держать включенным зажигание, если двигатель не работает, иначе батарея разрядится через обмотку возбуждения, которая к тому же может перегреться.
Если батарея разряжена, двигатель можно пустить, подключив батарейку
для карманного фонаря (4,6 В) «плюсом» к клемме Ш и «минусом» — на «массу». Это гораздо эффективнее, чем пытаться завести мотоцикл буксировкой.
Другая особенность генератора состоит в том, что он не терпит работы без нагрузки (обрыв или отсоединение проводов), В этом случае напряжение его достигает величин, способных пробить полупроводниковые приборы выпрямителя и вывести сам генератор из строя.
Для замены отказавшего блока выпрямителя достаточно снять вентилятор генератора, отвернуть гайки болтов, крепящих блок, и снять его. При установке нового блока надо следить за тем, чтобы болты встали на свое место. Если они выйдут из специальных гнезд, то во время работы генератора могут отломиться выводы фаз.
Если обнаружен обрыв в обмотке ротора, удается отремонтировать только наружные выводы, потому что для доступа к внутренним виткам требуется распрессовать полюсные наконечники, которые потом невозможно посадить на вал с необходимым натягом, и тогда в скором времени это приведет к разбалтыванию наконечников и разрушению генератора.
ВРНЛ-1 | Выпрямитель Регулятор Напряжения Лодочный
В тесном взаимодействии с генератором Г424 работает реле-регулятор РР330. Он состоит из двух приборов — реле напряжения РН и реле включения контрольной лампы РВЛ. Первое — поддерживает напряжение на выводах генератора в заданных пределах (13,5—14 В), второе — управляет лампой, которая показывает (когда погаснет), что генератор вырабатывает энергию. В регуляторе отсутствует привычное реле обратного тока, функцию которого здесь выполняет выпрямитель (его диоды пропускают ток только в одном направлении).
Работают регуляторы напряжения РР330 и прежний РР302 в принципе одинаково. По мере увеличения скорости вращения ротора генератора растет напряжение на его зажимах. Когда оно достигнет 13,5—14 В, магнитные силы, образующиеся в сердечнике катушки, превысят сопротивление пружины якоря и он, притянувшись к сердечнику, разомкнет контакты реле.
Ток в обмотку возбуждения генератора теперь пойдет через добавочный резистор Rд, благодаря чему снизятся величина тока и, как следствие, напряжение на зажимах генератора. Это вызовет падение электромагнитной силы на катушке, и пружина, притянув якорь к себе, замкнет контакты. Ток, поступающий в обмотку возбуждения, увеличится, возрастет напряжение на зажимах генератора. Таким образом, включением и выключением добавочного сопротивления будет сохраняться определенное напряжение генератора.
Поскольку потребление электроэнергии на мотоцикле в разных условиях движения, например днем по шоссе, ночью по грунтовым дорогам, резко различается, аккумуляторная батарея может перезаряжаться (в первом случае) или, наоборот, сильно разряжаться (во втором). И то и другое, случаясь достаточно часто, сокращает срок службы батареи. Как избежать этого? Регулятор напряжения должен быть настроен так, чтобы батарея днем не перезаряжалась, а ночью надо стараться ездить, поддерживая по возможности высокие обороты двигателя, то есть предпочитая низшие передачи высшим. Если все же батарея «голодает», следует почаще подзаряжать ее от постороннего источника.
Перерегулировка реле в расчете на ночные поездки, как делают некоторые водители, недопустима. Забыв о необходимости обратной перерегулировки, можно быстро вывести батарею из строя, если поехать днем с выключенными основными потребителями — фарой и фонарями.
Другое дело — зимняя эксплуатация, когда расход электроэнергии повышен (многократные попытки пуска, короткий световой день, холодная батарея, хуже воспринимающая заряд, и т. п.). На этот период можно немного поднять напряжение генератора. Делают это так. Прогревают двигатель и, поддерживая средние обороты, включают фару, отключают батарею и присоединяют вольтметр с пределом измерения 15 или 30 В к зажиму « + » генератора и «массе». Отмечают показание вольтметра и, отгибая хвостовик в реле напряжения, увеличивают натяжение пружинки, а вместе с ним напряжение генератора на 0,3—0,4 В. Поскольку хвостовик пружинит, напряжение в этот момент может сильно возрасти и вывести из строя лампу, а вслед за ней и диоды выпрямителя, поэтому надо выключить двигатель и снова пустить его только после регулировки, чтобы проверить результат.
Если после нескольких поездок выяснится, что батарея недозаряжается, можно еще увеличить напряжение генератора, но не выше 15 В.
О проведенной операции нельзя забывать и, как только наступят дни с морозами меньше минус 5°, следует уменьшить напряжение генератора до 13,5— 14 В.
Несколько слов о реле РВЛ включения контрольной лампы. Как видно из схемы, оно подключено к зажиму «~» генератора, то есть к фазе. При включении зажигания ток от батареи через нормально замкнутые контакты реле поступает к контрольной лампе, и она горит. Когда напряжение работающего генератора превысит напряжение батареи, якорь реле притягивается к сердечнику катушки, размыкает контакты, и лампа гаснет. Четкости срабатывания реле способствует вспомогательная обмотка РВЛв.
Настраивает РВЛ завод на специальном стенде. Поскольку работа реле не влияет на работу генераторной установки, перенастраивать его самостоятельно не рекомендуем.
В заключение еще раз хочется напомнить владельцам тяжелых мотоциклов, что залогом безотказной и долговечной работы электрооборудования является его грамотная эксплуатация и своевременное обслуживание согласно указаниям инструкции.
Н. ВИХОРЕВ, К. КЛОКОВА, инженеры НИИавтоприборов
Схема комплекта электропитания тяжелых мотоциклов: РР330 — реле-регулятор; Г424 — генератор; Б — аккумуляторная батарея; РН — реле напряжения; НРН — контакты РН; РНк — ком пенсирующая обмотка катушки РН; Rу — управляющий резистор сопротивлением 13 Ом; Rд — добавочный резистор сопротивлением 80 Ом; РНо — основная обмотка катушки РН; РВЛ — реле включения контрольной лампы; КРВЛ — контакты РВЛ; РВЛв — вспомогательная обмотка ка-тущки РВЛ; РВЛо — основная обмотка катушки РВЛ; ЛК — контрольная лампа; В — выпрямительный блок типа ВБГ-2А; ОВГ — обмотка возбуждения генератора; ВЗ, ЛК, ~ , Ш — клеммы реле-регулятора и генератора; М — вывод «масса»; ЗЗ — замок зажигания.
Источник: bazamoto.ru
Установка реле напряжения на лодочный мотор
3G2-06022-0
Датчик момента зажигания
2811 ₽
—> Под заказ ~ 3-5 дней
Датчик Холла Tohatsu, MercuryМощность мотора: 9.9/15/18OEM Tohatsu: 3G2-06022-0, 3G2060220OEM Mercury: 160662ХарактеристикиРазмер упаковки ДхШхВ, м0.05×0.06×0.06Масса брутто, кг0.05
SC-TG002
Датчик Холла Yamaha SC-TG002
2894 ₽
—> Под заказ ~ 3-5 дней
Датчик Холла YamahaМощность мотора: 40OEM: 66T-85580-00-00, 66T855800000Производитель — MizashiХарактеристикиРазмер упаковки ДхШхВ, м0.05×0.15×0.23Масса брутто, кг0.13
SC-TG003
Датчик Холла Yamaha SSC-TG003
2015 ₽
—> Под заказ ~ 3-5 дней
Датчик Холла YamahaМощность мотора: 9.9/13.5/15OEM: 63V-85580-00-00, 63V-85580-01-00, 63V-85580-00, 63V-85580-01Производитель — MizashiХарактеристикиРазмер упаковки ДхШхВ, м0.03×0.1×0.2Масса брутто, кг0.08
SC-CC133
Датчик Холла Yamaha SC-CC133
1776 ₽
—> Под заказ ~ 3-5 дней
Датчик Холла YamahaМощность мотора: 4/5OEM: 6E0-85595-70-00, 6E0855957000Производитель — MizashiХарактеристикиРазмер упаковки ДхШхВ, м0.02×0.1×0.12Масса брутто, кг0.03
PH375-0037
Реле стартера Mercury PH375-0037
3716 ₽
—> Под заказ ~ 3-5 дней
Реле стартера MercuryМощность мотора: 65/75/80/90/115/125/200/225OEM: 817109A1, 817109A2, 89-817109A2Производитель: WSMХарактеристикиРазмер упаковки ДхШхВ, м0.1×0.1×0.1Масса брутто, кг0.3
SC-OB242
Выпрямитель тока Mercury SC-OB242
4709 ₽
—> Под заказ ~ 3-5 дней
Выпрямитель тока MercuryМощность мотора: 6/7.5/8/9.8/10/15/18/20/25/40/45/50/70/75/80/85/90/110/200OEM: 62351A2, 78614, 816770, 62351A1, 8M0058226Производитель — MizashiХарактеристикиРазмер упаковки ДхШхВ, м0.04×0.08×0.1Масса брутто, кг0.09
RTT-63P-81960-01
Выпрямитель-регулятор
9200 ₽
—> В наличии 1шт.
F150A/B/F/D
RTT-6D3-81960-00
Выпрямитель-регулятор RTT-6D3-81960-00
5840 ₽
—> В наличии 2шт.
RTT-61A-81950-01
Реле электрическое RTT-61A-81950-01
7200 ₽
—> В наличии 3шт.
RTT-6D8-81960-10
Выпрямитель-регулятор
7600 ₽
—> В наличии 4шт.
F75/80/90/100(2011-)
RTT-6AH-81960-00
Выпрямитель-регулятор
3650 ₽
—> В наличии 5шт.
RTT-6H0-81960-10
Выпрямитель-регулятор
4890 ₽
—> В наличии 4шт.
75/80/85/90 (2000-)
RTT-63P-81950-00
Реле электрическое
7120 ₽
—> В наличии 5шт.
RTT-6H1-81950-01
Реле электрическое RTT-6H1-81950-01
7120 ₽
—> В наличии 6шт.
RTT-68V-8194A-00
Реле стартера
2020 ₽
—> В наличии 9шт.
Для лодочных моторов Yamaha
RTT-6E5-8195B-01
Реле электрическое
2900 ₽
—> В наличии более 10шт.
6E5-8195B-01, 3C8-72580-0, 38410-94540, 804281T
RTT-65W-81941-00
Реле стартера RTT-65W-81941-00
1620 ₽
—> В наличии более 10шт.
Для лодочных моторов Yamaha F20, F25, F30, F40, F45
Источник: tohatsushop.ru
Инструкция и схема подключения реле напряжения в щиток дома и на дин (din) рейку + схема
Сегодня речь пойдёт о том, как защитить бытовую технику в доме при скачках напряжения с помощью реле контроля напряжения (РКН). Это микропроцессорное устройство, которое контролирует напряжение в пределах выбранных (или установленных производителем) настроек.
Привет всем от инженера Рика!
Подробно рассмотрим как подключить реле напряжения для защиты бытовой техники в доме при скачках напряжения . РКН это микропроцессорное устройство, которое контролирует напряжение в пределах выбранных (или установленных производителем) настроек. Реле защиты напряжения отключает потребителя при отклонении входного напряжения от значений допустимого диапазона, и включает его обратно – когда сеть работает стабильно.
Необходимость использования реле контроля напряжения
Защита бытовой техники и оборудования от перепадов напряжения возможна с помощью стабилизатора напряжения. Недостатки стабилизатора хорошо известны:
Рис. 1 — Сетевой фильтр подавления помех (от 11000 р.)
- Значительные размеры: это отдельное устройство, при этом габариты стабилизатора зависят от мощности.
- Необходимость охлаждения устройства: в ряде случаев приходится использовать охлаждающие вентиляторы, что приводит к повышенному шуму.
- Стабилизатор генерирует электромагнитное поле, следовательно, накапливает пыль.
Главным недостатком стабилизатора является его стоимость, которая прямо пропорциональная мощности.
Реле защиты напряжения, в отличие от стабилизатора не обеспечивает выравнивание напряжения и его поддержку на заданном уровне, но при отклонении напряжения от нормативов также помогает защитить оборудование.
Рис. 2 — Реле напряжения (от 1000 р.)
Резонный вопрос могут задать себе многие потребители: если нет разницы, то зачем платить больше?
Преимущества реле от скачков напряжения:
-
Цена. Доступная стоимость позволяет приобрести несколько РКН, и даже защитить каждую розетку. Покупка нескольких регуляторов напряжения розеточного типа всё равно будет дешевле покупки стабилизатора.
Недостаток работы только один – неспособность выравнивать напряжение внутри заданного диапазона. Но ведь это реле, таков принцип его работы.
Не стоит путать автоматы УЗО и реле напряжения. Автоматы предназначены для защиты сети от перегрузки и тока КЗ, а РКН контролирует входное напряжение. Это разные устройства.
Рис. 3 — Пример УЗО
От чего защищает реле напряжения?
Реле контроля предназначено для обнаружения в питающей сети кратковременных «провалов» или скачков напряжения относительно установленных значений.
Установка РКН позволяет защитить оборудование и электроприборы от следующих проблем:
-
Низкого входного напряжения для любой из фаз. Низкое напряжение на входе опасно для работы электродвигателей компрессоров, насосов и других устройств. При нормальном напряжении двигатель работает с запасом мощности, но при пониженном напряжении возрастает нагрузка на обмотки – увеличивается сила тока и нагрев обмотки. Нагрев приводит к ускоренному старению изоляции и сгоранию обмотки.
Схемы подключения реле напряжения РКН
Так как РКН должен контролировать фазу, он включается после счётчика в разрыв фазного провода. Наиболее распространены две схемы подключения: с прямой нагрузкой на РКН и через присоединение нагрузки через контактор.
Рис. 4 — Схема подключения реле напряжения
Первый вариант используется чаще. Второй вариант, в виде связки реле и контактора, позволяет снизить номинал реле и подключать к сети более мощных потребителей: варочные поверхности, котлы отопления, водонагреватели и другое оборудование.
При необходимости устанавливают несколько реле (по параллельной схеме) для подключения разных групп приборов.
Как устанавливать реле напряжения в щиток и на din (дин) рейку
Реле перенапряжения производства компании НТК Приборэнерго выпускаются в унифицированном стандартном корпусе, с передним присоединением проводов питания и коммутируемых электрических цепей. Для стандартного однофазного реле имеются три клеммы – нулевая, и фазные – вход и выход.
Крепление РКН осуществляется в щиток на монтажную рейку 35 мм согласно инструкции, конструкция клемм обеспечивает надёжный зажим провода. Вариант монтажа реле в электрощитке на дин-рейку подходит как для квартиры, так и для частного дома.
Установка выполняется при отключенном напряжении, специалистом, имеющим допуск.
Итог
Реле контроля напряжения – это простое и недорогое устройство, обеспечивающее контроль входной сети, что сохранит технику от перепадов напряжения. РКН отличается длительным сроком службы, его компактность и простота подключения часто являются решающими аргументами в пользу его выбора.
Существенным преимуществом РКН является широкий выбор параметров по типу исполнения, габаритам и функциям. При выборе РКН следует обращать внимание на рабочий диапазон, время отключения при срабатывании, время задержки при включении и максимальную мощность. Максимальная коммутируемая мощность указывается на корпусе прибора. Она может указываться в единицах мощности (кВт) или пропускаемом токе (А).
Рекомендуется приобретать РКН с запасом мощности в 25-30%.
Я всегда на связи
Если у вас есть какие нибудь идеи для дальнейших разборов (обзоров), пишите их в комментариях. Обещаю прочесть все до единой, а пока подписывайтесь на наши соцсети.
- Связанные товары
Источник: xn--90aefk0afdbjdc7m.xn--p1ai