Атомный реактор для подводных лодок, который не нужно заправлять в течении всего срока службы, разработан и испытан в России. Энергетическую установку создали в нижегородском ОКБМ «Африкантов». Она позволит отечественным субмаринам не тратить регулярно больше месяца на замену ядерного топлива.
Напомним, в конце июня этого года стала известна дата начала создания принципиально новой российской подлодки проекта «Хаски». Как гласит отчет Санкт-петербургского морского бюро машиностроения «Малахит», работы над АПЛ начнутся в 2019 году. Облик субмарины уже сформирован. Глава Объединенной судостроительной корпорации заявил, что «Хаски» станет универсальным боевым кораблем: будет нести как обычные крылатые ракеты, так и стратегические.
Вести.Ru в социальных сетях:
Программы
- Американский метод
- Америка с Валентином Богдановым
- Бельгия с Анастасией Поповой
- Бесогон ТВ
- Британия с Александром Хабаровым
- Вести
- Вести в 20:00
- Вести с Алексеем Казаковым
- Вести-Москва
- Вести. Дежурная часть
- Вести недели
- Вести.net
- Вечер с Владимиром Соловьевым
- Взгляд из Петербурга с Владимиром Бортко
- Война
- Вопрос науки
- В центре Азии с Робертом Францевым
- Горизонты атома
- Городские технологии
- Деловое путешествие
- День в истории
- Индия с Дмитрием Мельниковым
- Индустрия кино
- Инструкция
- Интервью на «России 24»
- Италия с Асей Емельяновой
- Инфографика
- Кто против?
- Международное обозрение
- Москва. Кремль. Путин
- Налоги
- Наука
- Научпоп
- Неделя в городе
- Новости на «России 24»
- Погода 24
- Политэкономика
- Расследование Эдуарда Петрова
- Сделано в России
- Сенат
- Специальный репортаж
- СТОПФЕЙК
- Типичная Новороссия
- Утро России
- Факты
- Формула власти
- Франция с Анастасией Поповой
- Футбол России
- Церковь и мы
- Энергетика
- 5-я студия
- 60 минут
На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Как развивался атомный советский подводный флот(АПЛ)
Источник: www.vesti.ru
Первая в России операция по утилизации АПЛ с реакторами на жидкометаллическом теплоносителе с выгрузкой ОЯТ из ОВЧ прошла успешно
Василий Александрович, в настоящее время в соответствии с подпрограммой утилизации АПЛ и реабилитации РООО идут работы по выгрузке с АПЛ реакторных блоков на жидкометаллическом теплоносителе (ЖМТ). Каковы особенности работы именно с этим реактором?
В составе Военно-Морского Флота нашей страны в период 1963-1996 гг.находились восемь АПЛ с реакторами на жидкометаллическом теплоносителе (ЖМТ). Одна из особенностей реакторных установок этих АПЛ — необходимость постоянного поддержания теплоносителя в расплавленном состоянии в межпоходовых периодах и его регенерации. Для обеспечения технологического обслуживания АПЛ с реакторами на ЖМТ к 1985 г. на береговой технической базе (БТБ) в п. Гремиха был построен комплекс для выполнения технологических операций по перегрузке ядерного топлива и хранения отработавших выемных частей (ОВЧ) реакторов. В течение 1989-1992 гг. четыре АПЛ проекта 705, 705К были утилизированы с выгрузкой и размещением ОВЧ реакторов в ячейках хранилища здания 1Б и формированием одноотсечных блоков реакторных отсеков.
Хватит на всю жизнь: В России создан новейший реактор для подводных лодок
Остальные АПЛ с реакторами на ЖМТ имели следующее техническое состояние:
- АПЛ проекта 645 (К-27) была приведена в экологически безопасное состояние (ОВЧ не выгружены, регулирующие органы расположены в крайних нижних положениях, теплоноситель «заморожен», свободные пространства в реакторах и рубашки обогрева заполнены твердеющим консервантом, реакторный отсек заполнен битумом) и плановым порядком затоплена в Карском море на глубине 30 м.
- Из АПЛ зав. № 900 ОВЧ не выгружены, реакторный отсек вырезан из корпуса АПЛ и законсервирован по специальной технологии, подготовлен к затоплению и с 1985 по 2010 г. хранился на плаву.
- АПЛ зав. №910 с 1988г. находилась в отстое, ОВЧ не выгружена, теплоноситель «заморожен». Радиационная обстановка в реакторном отсеке этой АПЛ характеризовалась как крайне опасная: уровень излучения от локальных источников достигал 1 Зв/ч.
- АПЛ зав.№105 с 1996 г. находилась в отстое, ОВЧ не выгружена, теплоноситель заморожен.
- Реакторный блок АПЛ зав.№120 с 1983 г. хранился на плаву, ОВЧ не выгружена, теплоноситель заморожен.
До 2002 г. Береговая техническая база в п. Гремиха находилась в ведении Министерства обороны (ВМФ). В этот период плановые и ремонтные работы по поддержанию в работоспособном состоянии систем, зданий, сооружений БТБ практически не проводились, состояние инфраструктуры находилось в упадке. Какие меры стал предпринимать Институт для выполнения задачи по реабилитации?
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1998 г. БТБ п. Гремиха в 2002 г. была передана для экологической реабилитации в ведение Минатома. Этим постановлением на ФГУП «НИКИЭТ» были возложены функции головного исполнителя работ (по ядерной и радиационной безопасности) при утилизации АПЛ, надводных кораблей с ЯЭУ, судов АТО, реабилитации радиационно-опасных объектов ВМФ. Выполняя функции головного исполнителя работ ФГУП «НИКИЭТ» обеспечил разработку организационно-технической, проектно-конструкторской и технологической документации, необходимой для выполнения работ по завершению утилизации АПЛ с реакторами на ЖМТ.
С учетом приоритетности работ по выгрузке отработавшего ядерного топлива из реакторов АПЛ, хранящихся в отсеке на плаву, были разработаны и согласованы технические решения, организационно-техническая документация, перечень первоочередных работ по восстановлению работоспособности той части инфраструктуры БТБ п. Гремиха, которая необходима для безопасного выполнения ядерно- и радиационно-опасных технологических операций по выгрузке ОВЧ (ОЯТ) из реакторов АПЛ проектов 705, 705К.
Восстановление инфраструктуры и подготовку берегового комплекса выгрузки ОВЧ осуществляли в период с 2001 по 2005 г. Выполнены обследование, ремонт и аттестация комплекса унифицированного перегрузочного оборудования (УПО), проведены ревизия и ремонт основных и резервных источников и систем электроснабжения, разработан проект и создана система разогрева теплоносителя в реакторе с помощью технологической котельной, создана система контроля подкритичности активной зоны реактора и радиационной обстановки, а также система по обеспечению скорости разогрева теплоносителя (сплава) в реакторе около 10С/ч. Кроме того, был выполнен ремонт дока СД-10 и его систем (подъемных кранов, подкрановых путей, эстакады). В разработке проекта восстановления инфраструктуры и подготовки БТБ к выгрузке ОВЧ участвовали ОАО «НИКИЭТ», ОАО «ОКБ «Гидропресс» (главный конструктор реакторной установки БМ-40А на АПЛ проекта 705К, унифицированного перегрузочного оборудования), ОАО «ОКБМ Африкантов» (главный конструктор реакторных установок ОК-550, ОК-550КМ), ФГУП «ГНЦ РФ ФЭИ» (научный руководитель реакторных установок на ЖМТ), ФГУП «СевРАО» (исполнитель работ).
ОАО «НИКИЭТ» разработаны нормативные документы «Положение о береговом комплексе выгрузки ОВЧ в п. Гремиха», «Положение об организации выгрузки ОВЧ на береговом комплексе выгрузки в п. Гремиха», которые регламентируют технологический процесс, состав и основные характеристики используемых технических средств, взаимодействие и ответственность организаций, участвующих в реализации проекта, обязанности должностных лиц при проведении ядерно- и радиационно-опасных работ, организацию подготовки и допуска персонала к выполнению работ. НИКИЭТ осуществлял координацию и контроль выполнения принятых технических решений, разработав и обосновав перечень первоочередных работ и мероприятий.
В начале 2005 г. работы по подготовке берегового комплекса выгрузки ОВЧ были завершены. К этому времени наименьшая продолжительность хранения АПЛ с ЖМТ в отстое с «замороженным» теплоносителем в первом контуре и реакторе была у АПЛ зав. № 105 (с реакторным блоком 125)-9 лет. Было решено возобновить выгрузки ОВЧ именно из нее. АПЛ была установлена в докСД-10 на твердое основание, и в сентябре 2005 г. ОВЧ из реактора была успешно выгружена в ячейку временного хранилища в здании1А и затем перенесена в хранилище здания 1Б.
Все технологические операции по подготовке и выгрузке ОВЧ были выполнены в соответствии с требованиями проектно-конструкторской и эксплуатационной документации, ядерная и радиационная безопасность полностью обеспечена.
Установка выгрузочного скафандра для извлечения ОВЧ из реактора АПЛ зав. №105, размещенной в СД-10 на твердом основании
В 2006 г. началась подготовка к выгрузке ОВЧ из реакторного блока №120, который был вырезан из корпуса АПЛ зав. № 105 в 1983 г. В июне 2006 г. операция по выгрузке ОВЧ из этого блока была также успешно выполнена и реакторный отсек, утративший статус ядерно-опасного объекта, был передан в типовую систему обращения с реакторными отсеками утилизированных АПЛ.
Но оставались еще две знаменитые АПЛ – 910-ая и 900-ая. С ними алгоритм работ ведь изменился?
Действительно, на плаву остались два ядерно-опасных объекта рассматриваемого типа: АПЛ зав. № 910 и реакторный отсек с ОВЧ, вырезанный в 1985 г. из АПЛ зав. № 900 и подготовленный к захоронению в море.Однако эта процедура была отменена в связи с присоединением России к международной Конвенции о запрещении захоронения в море радиоактивных отходов.
Реакторный отсек АПЛ зав.№900 предусматривалось разместитьна долговременное хранение на береговой площадке, отведенной для обращения с ядерно-опасными объектами. Техническое состояние реакторного отсека АПЛ зав. № 910 оценивалось как исправное, поверхностные загрязнения оборудования и реакторного отсека практически отсутствовали, но крайне опасная радиационная обстановка (до 35 Зв/ч) наблюдалась в районе исполнительных приводов СУЗ (КС-4, КС-7), что не позволяло проводить работы по подготовке и выгрузке ОВЧ из реактора.
Проектант АПЛ (ОАО «СПМБМ «Малахит») и проектант ППУ (ОАО «ОКБМ Африкантов») предлагали сформировать из АПЛ зав. № 910 реакторный блок без выгрузки ОВЧ и в последующем разместить, его на береговой площадке совместно с реакторным отсеком АПЛ зав. № 900. ОАО «НИКИЭТ» такое решение расценивал как преждевременное и недостаточно обоснованное: необходимо разработать и испытать возможные варианты дезактивации реакторного отсека и на основе полученных результатов принять окончательное решение.
ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ» активно поддержал такую позицию и по заданию ОАО «НИКИЭТ» выполнил на своем стенде опытно-экспериментальную работу по выбору способа и отработки технологии дезактивации на макетах и на приводе СУЗ, доставленном со стенда КМ-1. В лабораторных условиях были получены положительные результаты: осадок европия как основной источник радиоактивности в реакторном отсеке АПЛ зав. №910 из полости привода СУЗ может быть удален.
На основании положительных результатов экспериментальной работы было принято решение о подготовке и проведении опытной дезактивации механизмов СУЗ в реальных условиях реакторного отсека АПЛ зав. № 910, в соответствии с которым были разработаны методика и соответствующая технология отмывки. Дезактивацию исполнительных механизмов СУЗ провели в начале 2009 г., изотопы европия из внутренней полости удалили (методом отмывки), мощность эквивалентной дозы гамма-излучения на крышке реактора существенно снизилась, временную биологическую защиту вокруг исполнительных механизмов демонтировали.
Это позволило выполнить работы по подготовке выгрузки ОВЧ, 23 сентября 2009 г. она была извлечена из реактора и размещена в баке хранения. Полученный положительный опыт разработки и внедрения научно-исследовательских разработок и конструкторских работ научными организациями (ОАО «НИКИЭТ», ФГУП «ГНЦ РФ ФЭИ», ОАО «ОКБМ Африкантов»), удачнаяреализация технологии по подготовке и выгрузке ОВЧ специалистами СЗЦ «СевРАО» вызвали прилив энтузиазма у участников проведения работ. Были востребованы предложения по возможности выгрузки ОВЧ из «несостоявшегося утопленника» -реакторного блока АПЛ зав. № 900. ОАО «НИКИЭТ» организовал разработку принципиальной технологии обращения с реактором и ОЯТ из реактора, транспортно-технологической схемы и технико-экономической оценки предлагаемых работ. Результаты работ были рассмотрены на межведомственном совещании в ОАО «НИКИЭТ» 04.03.2010 г. (протокол №2.3829ПС), решением которого для дальнейшей разработки был принят следующий вариант: выгрузка корпуса реактора с ОВЧ из реакторного отсека, размещение реактора на специальном кантователе, поворот реактора на 1800 (днищем вверх),срезка днища и выгрузка из ОВЧ кассет с ОЯТ.
Ориентировочная стоимость работ была оценена в 700 млн.руб. Разработка организационно-технической и конструкторско-технологической документации проводилась в период 2011-2012 гг. специалистами организаций ОАО «НИКИЭТ», ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ», ОАО «ОКБМ Африкантов», ОАО «КБСМ», ОАО «ГИ ВНИПИЭТ». В частности, ОАО «НИКИЭТ» разработало транспортно-технологическую схему, технологический регламент, техническое обоснование безопасности технологических операцийс кассетами ОЯТ, а также организационно-техническую документацию.
Для обеспечения запланированных работ были изготовлены кантователь для реактора, стапель для обрезки штатной рубашки разогрева реактора, нештатная система разогрева и слива теплоносителя, опора для технологической плиты, плита наведения, скафандр перегрузочный для кассет ОЯТ, 55 комплектов пеналов для кассет с ОЯТ и др. Работы по расконсервации реакторного отсека (удаление битума, демонтаж съемного листа прочного корпуса реакторного отсека, части конструкций бака свинцово-водной защиты, креплений реактора к баку свинцово-водной защиты) были начаты в 2010 г. после размещения реакторного блока в доке СД-10 в п. Гремиха.
Транспортировка реактора АПЛ зав. №900 из реакторного отсека на кантователь, размещенный в помещении 118здания 1А
В июле 2011 г. реактор (массой около 50 т) с помощью мостовой эстакады мостового крана МК-75/20 был поднят из реакторного отсека и перемещен в помещение 118 и установлен на кантователе. Дозовые нагрузки персонала, которые контролировала служба радиационной безопасности с использованием АСКРО и переносных дозиметрических приборов, не превысили допустимых пределов. Для контроля критичности реактора были установлены три датчика для регистрации плотности потока нейтронов и два датчика для регистрации мощности гамма-излучения. В последующем был выполнен ряд технологических операций (монтаж на реакторе нештатной системы разогрева, разогрев и слив теплоносителя, демонтаж днища реактора с отражателем, демонтаж фильтра, узлов крепления кассет, установка плиты наведения), необходимых для обеспечения выгрузки ОЯТ из реактора.
Реактор АПЛ зав. № 900 на стапеле с поднятым днищем и отражателем
С помощью перегрузочного контейнера КБ-651 из ОВЧ были поочередно извлечены кассеты с ОЯТ (55шт.), размещены в специальных пеналах, которые устанавливались в технологические контейнеры типа 6 на временное хранение в зоне баланса материалов №5 около дока СД-10. В ноябре 2012 г. выгрузка кассет из ОВЧ реактора АПЛ зав. № 900 была успешно завершена. В декабре 2012 г. кассеты с ОЯТ из контейнеров типа 6 были перегружены на борт т/х «Серебрянка» (в транспортные контейнеры ТУК-108/1) по 12 шт., в два яруса), размещенного в доке СД-10.
В январе 2013 г. контейнеры ТУК-108/1 с кассетамиОЯТ были доставлены морским путем в г. Мурманск и размещены на временное хранение (около двух лет) на накопительной площадке ОАО «Атомфлот».
ТУК-108/1, подготовленный для загрузки пеналов с кассетами ОЯТ реактора АПЛ зав. № 900
Передача контейнеров на ФГУП «ПО «Маяк» планируется на 2015 г. после завершения работ по созданию на нем соответствующих элементов инфраструктуры для переработки топлива реакторов с ЖМТ.
Успешное выполнение технологии выгрузки кассет с ОЯТ из ОВЧ реактора АПЛ зав. №900 в условиях ПВХ «Гремиха» позволяет принять решение о разборке всех хранящихся на ней ОВЧ (выгрузке кассет с ОЯТ), а также ОВЧ реактора ОК-550КМ после доставки ее со стенда КМ-1 (г. Сосновый Бор). Внедрение такого решения позволит существенно упростить проблему доставки ОЯТ на переработку: исключить создание транспортно-защитных контейнеров для ОВЧ, хранящихся на БТБ Гремиха, исключить проблему утилизации крупногабаритного ТРО (крышки реактора, приводов СУЗ, элементов защитных конструкций ОВЧ и др.), использовать типовую, действующую систему вывоза ОЯТ на ФГУП «ПО «Маяк».
Таким образом, в 2012 г. успешно завершен основной этап утилизации АПЛ с ЖМТ: все АПЛ утилизированы с формированием реакторных блоков, которые переданы в систему организации их берегового долговременного хранения. ОЯТ из всех реакторных блоков выгружено. В настоящее время проводятся работы по подготовке к разборке ОВЧ зав. №910.
Источник: nuclear-submarine-decommissioning.ru
Судьба Русского чуда, АПЛ проекта 705
Идея постройки подводной лодки – перехватчика авианосных ударных соединений была высказана в конце пятидесятых годов. Предполагаемая лодка – истребитель авианосцев и подводных ракетоносцев, должна была обладать уникальной маневренностью и подводной скоростью, способной появляться в заданных районах, прежде чем оперативные данные о местонахождении врага устареют.
По замыслу, подводная лодка, располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, при своевременном обнаружении неприятельской торпедной атаки, должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов.
Малое водоизмещение лодки в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый набор скорости и высокую маневренность. АПЛ должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения “домой” — самостоятельно швартоваться.
Разработку проекта, получивший шифр 705,(по классификации НАТО -«Alfa») начала группа в СКБ-193 (впоследствии названное «Малахит») под руководством главного конструктора А.Б.Петрова. Общее руководство программой возложили на академика А.П. Александрова.
Создание АПЛ проекта 705 стало, по словам секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова, курировавшего оборонную промышленность, “общенациональной задачей”. К участию в программе привлекли мощные научные силы, в частности, академиков В.А. Трапезникова и А.Г. Иосифьяна.
Для обеспечения заданных тактических данных, подводная лодка должна иметь водоизмещение порядка 1500 тонн, и мощную и маневренную энергоустановку.
Этим противоречивым требованиям удовлетворяла ядерная энергетическая установка на надтепловых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем. Для отработки ядерной энергоустановки с ЖМТ была построена опытная АПЛ проекта 645 К-27, вступившая в строй 1 апреля 1962 года.
В автономном плавании с 21 апреля по 12 июня 1964 года в водах Центральной Атлантики, она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания. Правда, впоследствии, уже после начала строительства серии подводных лодок 705 проекта, на К-27 случилась авария с энергетической установкой с облучением всего экипажа и гибелью 8 человек. Была надежда, используя полученный опыт доработать конструкцию.
Второй новацией, призванной обеспечить заданные тактические свойства ПЛ 705 проекта было использование титановых сплавов в конструкции прочного и легкого корпусов лодки. . Благодаря своей значительно большей прочности, титан позволял снизить толщину листов корпуса и соответственно массу АПЛ.
Для отработки этого нововведения, была построена опытная АПЛ проекта 661 К-162. Создание подводных лодок из титана представляет собой сложную техническую задачу. Титан капризный материал и при высокой температуре, поглощая из воздуха водород, становится хрупким. Сварку конструкций проводят в аргоновой среде вольфрамовыми электродами легированными редкоземельными элементами.
Эти технические сложности вызвали значительную задержку с реализацией проекта. К 1963г. стало ясно, что конструкция недоработана, что вызвало смену главного конструктора. Новым главным конструктором стал М.Г.Русанов.
Он перепроектировал лодку, водоизмещение которой выросло до 2300 тонн, количество отсеков увеличено с изначальных трёх до шести.
Создание прочного и легкого корпусов из титана позволяло уменьшить массу конструкции, и, следовательно, величину смачиваемой поверхности, от которой зависит скорость ПЛ.
Этой же цели, уменьшению массы подводной лодки, служило ещё одно нововведение, применение в основной силовой сети переменного тока частотой 400Гц.
Благодаря всем этим новациям, удалось создать высокоскоростную АПЛ с надводным водоизмещение 2300 тон, длиной — 81,4 метров, шириной — 9,5 метров, осадкой — 7,6 метров.
Лодки 705 проекта оснащались атомной установкой типа ОКА- 550 (или БМ-40А) с одним реактором с жидко-металлическим теплоносителем, с тепловой мощностью 155 МВатт, что обеспечивало, даже при увеличенном до 2300 тонн водоизмещении, скорость более 40 узлов.
Составной частью атомной установки являлась паротурбинная установка ОК-7, в которой удельные показатели отечественных ПТУ были улучшены в 2-3 раза. По сопоставимым характеристикам ОК-7 превосходила все зарубежные аналоги.
Источником тепловой энергии являлся ядерный реактор, с теплоносителем в первом контуре – эвтектическим сплавом свинца и висмута. В качестве основных достоинств лодочного реактора можно отметить:
Высокие маневренные характеристики, значительно превосходящие указанные показатели для водо-водяных реакторов;
Низкое давление рабочей среды в первом контуре, и теплотехнические свойства теплоносителя повышающие термодинамическую надежность реакторной установки и делающие невозможным «тепловой» взрыв реактора в аварийных ситуациях;
Большую экологическую безопасность при аварии, за счет естественного замораживания теплоносителя.
Поскольку в ограниченном объеме подводной лодки было невозможно поместить большой экипаж, была применена еще одна новация – комплексная автоматизация всех технических средств, обслуживаемых экипажем из 20 человека. 19 офицеров и один мичман.
Для примера штатного расписания, привожу состав, родного мне, второго экипажа АПЛ К-64, с теплым чувством, вспоминая сослуживцев.
1.Командир, капитан 2 ранга Старков Валерий Викторович. Штатная категория капитан 1 ранга. Закончил службу старшим научным сотрудником НИИ, кандидатом технических наук, капитаном 1 ранга
2.Старший помощник, капитан 2 ранга Боков Николай Григорьевич. Штатная категория капитан 1 ранга. Закончил военную службу старшим научным сотрудником НИИ, капитаном 1 ранга.
3.Помощник по оружию, капитан-лейтенант Щербаков Вячеслав Николаевич. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу начальником кафедры Военно-морской Академии, доктором военно-морских наук, профессором, контр-адмиралом.
4.Помощник по штурманскому вооружению, капитан-лейтенант Тюгин Феликс Александрович. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу командиром 595 технического экипажа 705 проекта.
5.Помощник по радиоэлектронному вооружению, капитан-лейтенант Пашук Николай Григорьевич. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу начальником штаба 10-й ракетной площадки, капитаном 1 ранга.
6.Старший инженер по радиоэлектроники, капитан-лейтенант Коровкин Герман Сергеевич. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу старшим преподавателем учебного центра ВМФ, капитаном 2 ранга.
7.Старший инженер по радиосвязи лейтенант Лаптев Вадим Фёдорович. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу заместителем начальника отдела НИИ, кандидатом технических наук, доцентом, капитаном 1 ранга.
8.Инженер по гидроакустике, лейтенант Сажнев Николай Григорьевич. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу командиром технического экипажа, капитаном 2 ранга.
9.Инженер по вычислительной технике, лейтенант Добровольский Валерий Алексеевич. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу помощником флагманского специалиста флотилии, капитаном 2 ранга.
10.Командир БЧ-5 Капитан 3 ранга Овчинников Всеволод Леонидович. Штатная категория капитан 2 ранга. Закончил военную службу начальником кафедры, доктором технических наук, профессором, капитаном 1 ранга.
11.Старший инженер ГЭУ, капитан-лейтенант Зайцев Павел Никитович. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу старшим преподавателем ВМУЗ, капитаном 1 ранга, доцентом.
12.Старший инженер ЭЭС, капитан-лейтенант Вижунов Андрей Прокофьевич. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу старшим научным сотрудником НИИ, капитаном 2 ранга.
13.Старший инженер ОКС, капитан-лейтенант Сидоренков Геннадий Иванович. Штатная категория капитан 3 ранга. Закончил военную службу старшим преподавателем учебного центра ВМФ, капитаном 2 ранга.
14.Инженер по автоматике ГЭУ, лейтенант Лобанов Александр Иванович. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу начальником кафедры ВМУЗ, кандидатом технических наук, доцентом, капитаном 1 ранга.
15.Инженер по автоматике электрооборудования, лейтенант Бахарев Юрий Иванович. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу начальником кафедры ВМУЗ, кандидатом технических наук, доцентом, капитаном 1 ранга.
16.Инженер электрик, лейтенант Кириченко Владимир Павлович. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу старшим научным сотрудником НИИ, капитаном 2 ранга.
17.Инженер по автоматике управления движением, лейтенант Комаров Владимир Иванович. Штатная категория капитан-лейтенант. В этом звании комиссован по болезни.
18.Инженер по автоматике ОКС, лейтенант Хоптенко Виктор Фёдорович. Штатная категория капитан-лейтенант. Закончил военную службу старшим офицером ГУК, старшим научным сотрудником, капитаном 1 ранга.
19.Начальник медицинской службы, капитан медицинской службы Василенко Вячеслав Феодосьевич. Закончил военную службу старшим научным сотрудником Военно-медицинской Академии, подполковником медицинской службы.
20.Кок, мичман Попивненко Василий Андреевич. Штатная категория старший мичман. В этом звании он был уволен в запас.
Все боевые посты – пульты управления различными системами, спроектированы в центральном посту, в третьем, обитаемом отсеке, являющимся отсеком–убежищем, сферические переборки которого рассчитывались на максимальную глубину погружения ПЛ, 400 метров.
Наблюдение за состоянием необитаемых отсеков предполагалось с помощью телевизионных камер. Для целей спасения всего личного состава, в случае затопления подводной лодки на глубине менее 400 метров, предназначалась всплывающая рубка.
Впервые на АПЛ 705 проекта применили пневмогидравлические торпедные аппараты с глубинной стрельбой, и автоматической системой быстрого заряжания.
Кроме двух плавающих экипажей, предусмотренных на всех подводных лодках 705 проекта, был создан один технический экипаж, предназначенный для обслуживания и содержания группы подводных лодок, при их нахождении в пункте базирования.
Предлагалось, чтобы в базе лодка была под ответственностью и постоянным наблюдением обслуживающих команд технического экипажа. Один плавающий экипаж находился бы поблизости в постоянной готовности к выходу в море, а второй плавающий экипаж проходил межпоходовую подготовку в учебном центре или находился на отдыхе.
После выхода на боевое дежурство, и возвращения из похода первого экипажа, лодка снова переходила бы под наблюдение технического экипажа. Теперь, второй экипаж находился бы в постоянной готовности к входу в море, а первый отправлялся на межпоходовую подготовку и в отпуск. Таких циклов в год должно было быть два.
2 июня 1968 года, АПЛ К-64 была заложена на стапеле Ново-Адмиралтейского судостроительного завода. К этому времени в Ленинград в 39 бригаду новостроящихся кораблей прибыли, окончившие курс обучения, оба плавающих экипажа К-64, с целью дальнейшего изучения техники и участия в обслуживании строящейся подводной лодки
22 апреля 1969 года, в день рождения В.И.Ленина, первая подводная лодка 705 проекта К-64 была спущена на воду со стапеля Ново-Адмиралтейского завода. С того самого, с которого в мае 1900 года был спущен крейсер Аврора.
Не смотря на секретность, и оцепление берега Невы со стороны Горного института, спуск ПЛ встретила толпа зевак, а «вражеские голоса» известили мир о спуске принципиально новой АПЛ, окрестив ее «Голубой кит».
В 1970, на АПЛ К-64 году состоялся физический пуск ядерного реактора. А в октябре этого же года, опытная К-64 была переведена в доке по Беломоро-Балтийскому каналу в Северодвинск для завершения испытаний. Оба экипажа АПЛ К-64 убыли в Северодвинск и вошли в состав 339-й бригады строящихся ПЛ.
13 ноября 1970 года АПЛ К-64, под командованием командира первого экипажа капитана 1 ранга Пушкина Александра Сергеевича, первый раз своим ходом вышла в море на размагничивание и измерение суммарного магнитного поля лодки.
4 июля 1971 года, в процессе испытаний, из-за срыва нештатной заглушки на трубопроводе перегретого пара произошло поступление пара высокого давления в реакторный отсек. Аварию удалось успешно ликвидировать без ущерба для экипажа и строителей АПЛ.
В ноябре 1971 года в период проведения швартовых испытаний, произошла серьезная авария, вышла из строя одна из трёх петель первого контура.
Было принято решение продолжить испытание на двух оставшихся петлях.
23 ноября 1971 года АПЛ К-64 вышла на заводские ходовые испытания. За время ходовых испытаний ПЛ, в течении 29 ходовых дней, прошла 3481 миль (1513 — в подводном положении), совершила 21 погружение.
5 декабря 1971 года на корабле начались государственные испытаний.
24 декабря 1971 года, после очередного выхода в море, АПЛ К-64 без возвращения в Северодвинск, перешла к месту постоянного базирования в Западную Лицу.
31 декабря 1971 года лодка вступила в строй, и была зачислена в Третью дивизию Первой флотилии КСФ, с базированием в Западной Лице, с целью проведения опытовой эксплуатации.
23 января 1972 года 1 экипаж сдал первую курсовую задачу.
Однако, в феврале 1972 года, в начальный период опытовой эксплуатации вышла из строя вторая петля первого контура. Из-за выхода из строя двух петель теплообмена ЯР, в феврале 1972 года АПЛ К-64 вывели в резерв, а постройку серийных ПЛ проекта 705 приостановили до выяснения причин аварии.
Попытки ликвидировать арию, и восстановить боеспособность корабля продолжались. Всё это время, реактор работал на минимально контролируемой мощности, для недопущения замораживания сплава. С осуществлением теплообмена по оставшейся петле.
В апреле 1972 года при подготовке к выходу в море на сдачу задачи №2, произошла авария ГЭУ — в первом контуре застыл сплав-теплоноситель. Реактор был заглушен.
3 июня 1972 года вышла под дизелем для докования на СРЗ-10 в Полярном.
После докования, К-64 была отбуксирована из Полярного в Северодвинск.
Там, на судостроительном заводе «Звездочка», АПЛ простояла более года, дожидаясь решения о своей судьбе.
Наконец, 19 августа 1973 года аварийная лодка была выведена из боевого состава ВМФ. После отделения на СРЗ «Звездочка» носовой части, отправленной доком в Ленинград, и там превращенной в стенд-тренажер, кормовые отсеки были поставлены на прикол в Северодвинске. И моряки, с горечью шутили: «АПЛ К-64 самая длинная лодка в мире, нос в Ленинграде, а корма в Северодвинске».
Так, без фанфар, завершилась судьба АПЛ К-64, первой лодки 705 проекта.
Но опыт строительства и недолгой эксплуатации К-64, помог довести до необходимых кондиций последующие лодки этого проекта.
Кроме К-64, было построено еще шесть АПЛ, которые, несмотря на свою новизну и необычность, показали себя боеспособными кораблями, вполне надежными в эксплуатации.
Весь период эксплуатации корабли находились в строю в постоянной готовности к боевому использованию, участвуя почти во всех учениях и маневрах ВМФ, в Атлантике и подо льдами Северного Ледовитого океана, при этом показывая свою высокую эффективность. Благодаря этому, соединение АПЛ проекта 705 в 1983 г. стала лучшим соединением в ВМФ.
Подводные лодки соединения демонстрировали высокую готовность к выходу в море, обусловленную возможностью за один час ввести ГЭУ, позволяла проводить быстрое рассредоточение и обеспечивать успешный вывод корабля из-под удара в базе.
Большая скорость подводного хода, (АПЛ проекта 705 была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая высокоскоростная подводная лодка в мире)
давала возможность быстрого прибытия в районы боевого предназначения.
Высокая маневренность, и возможность за одну минуту набрать максимальную скорость, позволяла уходить от противолодочных торпед, и облегчала длительное слежение за иностранными подводными лодками. Этому же способствовала малая отражающая поверхность корабля, обеспечивающая значительное снижение отраженного гидроакустического сигнала, а также немагнитный корпус.
Подводные лодка дивизии, многократно устанавливала длительные скрытые контакты с АПЛ вероятного противника.
В процессе слежения, идеальные обводы корпуса и конструкция рулей обеспечивали ПЛ 705 проекта способность разворачиваться на большой скорости и с минимальным радиусом. В дуэльной ситуации это не давало противнику возможности зайти с кормы и атаковать из теневой зоны.
Подводные лодки дивизии отработали эффективные маневры уклонения от выпущенных торпед противника с последующей контратакой. При этом, лодка на максимальной скорости хода осуществляла циркуляцию на 180° и уже через 42 секунды двигалась в обратном направлении.
Хорошо себя показала в эксплуатации боевая информационно-управляющая система «Аккорд» резко повысившая быстроту решения боевых задач. Она впервые осуществляла обработку информации от навигационного комплекса и перископов, от гидроакустического комплекса и радиолокационных станций.
БИУС «Аккорд», предварившая создание интегрированных боевых систем управления подводной лодкой, определяла элементы движения трех целей и пеленг по дополнительным целям с индикацией на пульте командира, вырабатывала рекомендации по использованию оружия, автоматически вводила данные в торпеды и ракеты.
Она же решала навигационные задачи, вырабатывала рекомендации по боевому маневрированию одиночной ПЛ и по управлению группы ПЛ, обеспечивала выполнение боевых тренировок в море и в базе.
Появление лодок 705 проекта стало настоящей сенсацией, так как комбинация высокой скорости сопоставимой со скоростью противолодочных торпед, большой глубины погружения и высокой маневренности вынудила наших вероятных противников создавать новое поколение противолодочного оружия.
Американские авторы Норман Полмер и К. Джи Мур в книге «Холодная война подводных лодок» ( Вгаззеу8 Jnc Washhington D/C, 2004 г.) свидетельствуют:
«Проект Alfa — наиболее выдающаяся подводная лодка XX века. Появление проекта Alfa вызвало шок в военно-морских кругах Запада. Мы модернизировали свои торпеды Мк48 с целью увеличения скорости хода и глубины погружения до величин, превышающих достигнутые на этих исключительных подводных лодках»
Следует отметить и то, что принятая в проекте комплексная автоматизация процессов управления кораблем, оружием и ГЭУ была эффективной и надежной. Фактический ресурс автоматики ОКС и ГЭУ на всех кораблях был превышен более чем в 2 раза.
Очень важно, что за все годы эксплуатации АПЛ проекта 705 не было потеряно ни одного человека.
Вместе с тем из-за слабой готовности инфраструктуры берегового обеспечения механизмы главной энергетической установки и общекорабельных систем были вынуждены работать по 24 часа в сутки и в море, и в базе. Это приводило к их быстрому износу и необходимости постоянного присутствия экипажа на борту лодки.
Эти факторы, усугубленные сложностью ремонта в условиях разваливающейся экономики, а, главное, политические решения «перестройки» привели к тому, что, в 1990-х годах эти уникальные корабли были выведены из эксплуатации, хотя могли еще служить на благо Родины.
Искренне жаль, что все эти факторы фактически убили подлинное «русское подводное чудо». Ведь комплексная автоматизация, и другие новации проекта, по большому счёту, себя полностью оправдала, а АЭУ с ЖМТ подтвердили свою работоспособность, наработав за все время эксплуатации 705 проекта около 70 реакторо-лет.
К настоящему времени свинцово-висмутовая технология на промышленном уровне освоена только в нашей стране. В последние годы новые российские разработки, на основе сплава висмута и свинца, применяются в качестве перспективных теплоносителей для реактора на быстрых нейтронах. В частности в СВБР-100 — энергетическом реакторе электрической мощностью 100 МВт
Источник: proza.ru