Есть ли на мой автомобиль какие-либо отзывные кампании?
Как узнать код цвета моего автомобиля?
Как узнать код аудиосистемы моего автомобиля?
- Покупка автомобиля
- Послепродажное обслуживание
- Вопросы по запчастям
- Другие вопросы
- Мультимедийные системы
- Полезные материалы
Как посмотреть наличие автомобиля у официальных дилеров LADA?
Для подбора интересующей Вас комплектации и цвета Вы можете обратиться к любому официальному дилеру LADA. Сотрудник отдела продаж предоставит подробную информацию по наличию автомобилей, действующим акциям и выгодам на момент покупки, предложит пройти тест-драйв на понравившейся Вам модели LADA.
Можно ли приобрести автомобиль LADA напрямую с завода?
Продажа автомобилей осуществляется только официальными дилерами LADA.
Актуальный список официальных дилеров Вы можете посмотреть на сайте lada.ru
Могу ли я купить автомобиль с пробегом у официальных дилеров LADA?
Свап катера! Судовой мотор Toyota 2UZ!
Для приобретения автомобилей с пробегом Вы можете обратиться к официальным дилерам LADA.
Актуальный список официальных дилеров Вы можете посмотреть на сайте lada.ru
Какой допускается пробег на новом автомобиле LADA?
Так как автомобиль на заводе проходит тестовые испытания и проверку качества, то на новых автомобилях может быть небольшой пробег.
Сколько бензина заливается дилером при продаже автомобиля?
В автомобиль при предпродажной подготовке заливается около 2х литров бензина (для того, чтобы Вы могли доехать до ближайшей заправки).
Что такое электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС)?
Электронный паспорт транспортного средства – это электронный документ на транспортное средство, содержащий технические и иные сведения о транспортном средстве. Он оформляется и хранится в автоматизированной системе электронных паспортов (АС СЭП). Электронный паспорт необходим для проведения регистрационных действий в органах ГИБДД.
С 01 ноября 2019 года АО АВТОВАЗ полностью перешел на оформление электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС) на все производимые автомобили LADA. Обращаем внимание, что документом, подтверждающим право собственности на автомобиль, является договор купли-продажи транспортного средства (ТС).
В какие сроки активируется (выдается выписка) ЭПТС на автомобиль?
Максимальный срок активации ЭПТС составляет 3 рабочих дня.
Точные сроки активации ЭПТС по выбранному Вами автомобилю Вы можете уточнить у официального дилера LADA.
Актуальный список официальных дилеров Вы можете посмотреть на lada.ru
Какой порядок покупки и регистрации нового автомобиля с ЭПТС?
1. Перед покупкой выбранного Вами автомобиля по идентификационному номеру VIN Вы имеете возможность проверить на сайте АО АВТОВАЗ lada.ru или на сайте Системы электронных паспортов (СЭП) portal.elpts.ru, оформлен ли ЭПТС и каков его статус.
2. При оформлении продажи Дилер должен предоставить Вам договор купли-продажи, акт приема-передачи автомобиля, гарантийный талон. В договоре купли-продажи и акте приема-передачи автомобиля обязательно должен быть указан пятнадцатизначный номер ЭПТС, дата оформления ЭПТС, а также другие данные, идентифицирующие автомобиль и покупателя.
Переделка автомобильного мотора для установки на катер. Смысл и возможность данной операции
3. Дополнительно Дилер предоставляет по Вашему запросу «Выписку из ЭПТС», которая не является юридически значимым документом, но имеет всю основную информацию по автомобилю.
4. Вы оформляете ОСАГО, требуемые технические данные автомобиля указаны в «Выписке из ЭПТС» или в Договоре купли-продажи.
5. Вы предоставляете инспектору ГИБДД автомобиль для осмотра, договор купли-продажи, акт приема-передачи автомобиля, полис ОСАГО, квитанцию об оплате госпошлины.
6. Инспектор ГИБДД проверяет в СЭП автомобиль на наличие ЭПТС со статусом «Действующий» и регистрирует его, выдает Вам свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС).
Как посмотреть и узнать действующие скидки при покупке автомобиля?
Проверить информацию по наличию специальных акций и их совмещению при покупке Вашей новой LADA можно на сайте lada.ru.
Можно ли заказать комплектацию по своему усмотрению или автомобиль снятый с производства?
Производство автомобилей на АО ‘АВТОВАЗ’ носит массовый характер, у нас нет возможности выполнения индивидуальных заказов, включая изготовление автомобилей, снятых с производства. Список актуальных комплектаций можно уточнить на сайте lada.ru
Где найти ближайшего ко мне дилера LADA и проверить его статус?
С актуальным списком дилеров можно ознакомиться на официальном сайте по ссылке: lada.ru
Только официальные дилеры LADA связаны обязательствами с производителем, поддерживают гарантийную политику, квалифицированно осуществляют ремонт и послепродажное обслуживание автомобилей.
Как приобрести автомобиль за территорией РФ?
Для приобретения автомобиля за рубежом рекомендуем обращаться к официальным дилерам LADA в соответствующих странах.
Какие документы выдаются при покупке автомобиля?
При покупке автомобиля у официального дилера LADA выдаются следующие документы:
— Акт приема-передачи автомобиля
— Выписку из Электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС)
— Руководство по эксплуатации автомобиля
— Руководство по эксплуатации ММС (при наличии в комплектации)
— Руководство по эксплуатации CNG (дополнение, для версий CNG)
— Акт опрессовки газобалонного оборудования (для версий CNG)
Покупка автомобиля
Как посмотреть наличие автомобиля у официальных дилеров LADA?
Для подбора интересующей Вас комплектации и цвета Вы можете обратиться к любому официальному дилеру LADA. Сотрудник отдела продаж предоставит подробную информацию по наличию автомобилей, действующим акциям и выгодам на момент покупки, предложит пройти тест-драйв на понравившейся Вам модели LADA.
Можно ли приобрести автомобиль LADA напрямую с завода?
Продажа автомобилей осуществляется только официальными дилерами LADA.
Актуальный список официальных дилеров Вы можете посмотреть на сайте lada.ru
Могу ли я купить автомобиль с пробегом у официальных дилеров LADA?
Для приобретения автомобилей с пробегом Вы можете обратиться к официальным дилерам LADA.
Актуальный список официальных дилеров Вы можете посмотреть на сайте lada.ru
Какой допускается пробег на новом автомобиле LADA?
Так как автомобиль на заводе проходит тестовые испытания и проверку качества, то на новых автомобилях может быть небольшой пробег.
Сколько бензина заливается дилером при продаже автомобиля?
В автомобиль при предпродажной подготовке заливается около 2х литров бензина (для того, чтобы Вы могли доехать до ближайшей заправки).
Что такое электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС)?
Электронный паспорт транспортного средства – это электронный документ на транспортное средство, содержащий технические и иные сведения о транспортном средстве. Он оформляется и хранится в автоматизированной системе электронных паспортов (АС СЭП). Электронный паспорт необходим для проведения регистрационных действий в органах ГИБДД.
С 01 ноября 2019 года АО АВТОВАЗ полностью перешел на оформление электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС) на все производимые автомобили LADA. Обращаем внимание, что документом, подтверждающим право собственности на автомобиль, является договор купли-продажи транспортного средства (ТС).
В какие сроки активируется (выдается выписка) ЭПТС на автомобиль?
Максимальный срок активации ЭПТС составляет 3 рабочих дня.
Точные сроки активации ЭПТС по выбранному Вами автомобилю Вы можете уточнить у официального дилера LADA.
Актуальный список официальных дилеров Вы можете посмотреть на lada.ru
Какой порядок покупки и регистрации нового автомобиля с ЭПТС?
1. Перед покупкой выбранного Вами автомобиля по идентификационному номеру VIN Вы имеете возможность проверить на сайте АО АВТОВАЗ lada.ru или на сайте Системы электронных паспортов (СЭП) portal.elpts.ru, оформлен ли ЭПТС и каков его статус.
2. При оформлении продажи Дилер должен предоставить Вам договор купли-продажи, акт приема-передачи автомобиля, гарантийный талон. В договоре купли-продажи и акте приема-передачи автомобиля обязательно должен быть указан пятнадцатизначный номер ЭПТС, дата оформления ЭПТС, а также другие данные, идентифицирующие автомобиль и покупателя.
3. Дополнительно Дилер предоставляет по Вашему запросу «Выписку из ЭПТС», которая не является юридически значимым документом, но имеет всю основную информацию по автомобилю.
4. Вы оформляете ОСАГО, требуемые технические данные автомобиля указаны в «Выписке из ЭПТС» или в Договоре купли-продажи.
5. Вы предоставляете инспектору ГИБДД автомобиль для осмотра, договор купли-продажи, акт приема-передачи автомобиля, полис ОСАГО, квитанцию об оплате госпошлины.
6. Инспектор ГИБДД проверяет в СЭП автомобиль на наличие ЭПТС со статусом «Действующий» и регистрирует его, выдает Вам свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС).
Как посмотреть и узнать действующие скидки при покупке автомобиля?
Проверить информацию по наличию специальных акций и их совмещению при покупке Вашей новой LADA можно на сайте lada.ru.
Можно ли заказать комплектацию по своему усмотрению или автомобиль снятый с производства?
Производство автомобилей на АО ‘АВТОВАЗ’ носит массовый характер, у нас нет возможности выполнения индивидуальных заказов, включая изготовление автомобилей, снятых с производства. Список актуальных комплектаций можно уточнить на сайте lada.ru
Где найти ближайшего ко мне дилера LADA и проверить его статус?
С актуальным списком дилеров можно ознакомиться на официальном сайте по ссылке: lada.ru
Только официальные дилеры LADA связаны обязательствами с производителем, поддерживают гарантийную политику, квалифицированно осуществляют ремонт и послепродажное обслуживание автомобилей.
Как приобрести автомобиль за территорией РФ?
Для приобретения автомобиля за рубежом рекомендуем обращаться к официальным дилерам LADA в соответствующих странах.
Какие документы выдаются при покупке автомобиля?
При покупке автомобиля у официального дилера LADA выдаются следующие документы:
— Акт приема-передачи автомобиля
— Выписку из Электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС)
— Руководство по эксплуатации автомобиля
— Руководство по эксплуатации ММС (при наличии в комплектации)
— Руководство по эксплуатации CNG (дополнение, для версий CNG)
— Акт опрессовки газобалонного оборудования (для версий CNG)
Послепродажное обслуживание
Какая гарантия действует на автомобили LADA?
С условиями гарантии на автомобиль LADA можно ознакомиться на сайте lada.ru
Подробная информация об условиях действия гарантии описана в гарантийном талоне.
Как воспользоваться гарантией?
Вам нужно обратиться к любому официальному дилеру LADA и провести диагностику, по результатам которой дилер LADA сообщит решение по Вашему случаю.
При обращении будет необходимо предоставить следующие документы.
1. Гарантийный талон
2. Сервисную книжку
3. Свидетельство о регистрации
4. Доверенность на обслуживание автомобиля, если Вы не являетесь собственником (по усмотрению дилера)
Что делать, если автомобиль сломался в пути и не может передвигаться?
Для автомобилей LADA, находящихся на гарантии, Вы можете воспользоваться программой «LADA помощь на дороге» — это экстренный ремонт на месте или эвакуация до ближайшего дилера.
С условиями действия программы можно ознакомиться на сайте lada.ru
Что такое плановое техническое обслуживание (ТО) и зачем мне его проходить?
Техническое обслуживание – это комплекс работ, направленных на поддержание Вашего автомобиля в исправном состоянии и предупреждение отказов и неисправностей. Оно включает контрольно-диагностические, регламентные и смотровые работы. Сроки проведения очередного ТО указаны в Сервисной книжке Вашего автомобиля.
С необходимой Вам информацией Вы можете ознакомиться на сайте lada.ru
Когда мне проходить плановое техническое обслуживание (ТО)?
Техническое обслуживание необходимо проходить не реже 1 раза в год или при достижении установленного пробега:
— для автомобилей, оснащенных 8 клапанными двигателем 11186/11189 ТО-0 проводится на пробеге 2000-3000 км. ТО-1 на пробеге 14500-15500 км, или через 1 год эксплуатации (не позднее 1 месяца с окончания года эксплуатации), что наступит ранее. Последующие ТО проводятся через 15000км или через 1 год эксплуатации (не позднее 1 месяца с окончания года эксплуатации), что наступит ранее, от предыдущего ТО.
— для автомобилей, оснащенных 16 клапанными двигателем 21126/21127/21129/21179/H4M ТО-1 проводится на пробеге 14500-15500 км, или через 1 год эксплуатации (не позднее 1 месяца с окончания года эксплуатации), что наступит ранее. Последующие ТО проводятся через 15000км или через 1 год эксплуатации (не позднее 1 месяца с окончания года эксплуатации), что наступит ранее, от предыдущего ТО.
— для автомобилей LADA 4×4, ТО-0 проводится на пробеге 2000-3000 км. ТО-1 на пробеге 9500-10500 км, или через 1 год эксплуатации (не позднее 1 месяца с окончания года эксплуатации), что наступит ранее. Последующие ТО проводятся через 10000км или через 1 год эксплуатации (не позднее 1 месяца с окончания года эксплуатации), что наступит ранее, от предыдущего ТО.
С необходимой Вам информацией Вы можете ознакомиться на сайте lada.ru
Где узнать какие жидкости залиты в мой автомобиль? Какие жидкости рекомендованы?
Масло в двигатель внутреннего сгорания (ДВС)*:
— для ДВС Н4М: ЛУКОЙЛ ГЕНЕЗИС RN 0W-30 CТО 79345251-113-2017 синтетика,
— для остальных ДВС ROSNEFT MAGNUM MAXTEC 5W-40 СТО 44918199-091-2017 полусинтетика.
Масло в коробку переключения передач (КПП)*:
— для механической КПП 2180 и АМТ: ROSNEFT KINETIC MT 75W-85 СТО 44918199-083-2017 полусинтетика,
— для механической КПП JH3, JR5: TRANSELF TRT 75W-80 TPM4501/B06138A синтетика,
— для механической КПП и раздаточной КП в LADA 4×4: Rosneft Kinetic Hypoid 80W-90 СТО 44918199-117-2017 минеральное,
— для автоматической трансмиссии GRANTA: JX Nippon Oil Genuine EJ-1 ATF»,
— для автоматической трансмиссии VESTA и XRAY: трансмиссионная жидкость CVTF S-NS-3, допускается к применению ELFMATIC CVT NS3.
— для LARGUS, XRAY и VESTA с ДВС Н4М: Coolstream NRC желтого цвета,
— для Chevrolet Niva: ТОСОЛ — ТС-40,
— для остальных: SINTEC ТУ 2422-047-51140047-2007, G-12 красного цвета.
— для LARGUS и XRAY: Safebrake DOT4,
— для остальных: РОС ДОТ ТУ 2451-004-36732629-99.
* Данная информация является справочной и может быть изменена без предварительного уведомления Покупателя. Для получения информации о рекомендованных рабочих и смазывающих жидкостях обратитесь к официальному дилеру LADA.
Источник: www.lada.ru
Торговля, двигатель, прогресс: челябинская фирма устанавливает водородные движки за . В чем подвох?
В Челябинске появился любопытный автомобиль с наклейками «Машина на водороде» и контактной информацией фирмы-установщика. Еще недавно водород считался самым перспективным видом топлива, и по миру продается несколько серийных водородомобилей, например Toyota Mirai и Hyndai Nexo. Может, на волне импортозамещения и наши умельцы освоили выпуск водородной техники? Мы связались с фирмой, изучили ее сайт и выяснили много интересного.
Что предлагается
Компания по установке водородных систем работает по франшизе, и ее представительства есть по всей России. На симпатичном сайте расписываются прелести водородомобилей: тут и экономия топлива, и увеличенный ресурс мотора.
Компания предлагает не чистые водородные установки, как у той же Toyota Mirai, а некий цилиндрический девайс, который путем электролиза вырабатывает водород из воды прямо на борту автомобиля и подает его во впускной коллектор. Ставить его можно и на дизельные грузовики, и на бензиновые легковушки.
Список обещаний щедр: «экономия топлива до », «повышение мощности до », «увеличение срока службы масла» — и всё в таком духе. Еще ниже есть псевдонаучные рассуждения, что основной причиной низкого коэффициента полезного действия (КПД) у моторов является неполное сгорание топлива, цитируем: «Даже при самом благоприятном прогнозе всего лишь топлива подвергается сгоранию, оставшаяся часть летит в трубу». А вот присутствие водорода в корне меняет дело, потому что он, попадая в цилиндры, «заполняет пространство между молекулами топлива и является переносчиком огня». Ускоренное и более полное сгорание якобы резко увеличивает КПД, ну а попутно влечет массу других оздоровительных эффектов (и даже для оздоровления кожи водород используется, сказал нам представитель фирмы). В общем, через пять минут становится ясно, будущее — за водородом.
В челябинском представительстве компании ответили, что занимаются темой недавно и система пока ориентирована на коммерческий транспорт, а цена составляет 90 тысяч. Версия для легковых автомобилей появится ближе к лету — примерно за 70 тысяч рублей. В центральном офисе компании рассказали, что систему придумал некий инженер (фамилию назвать отказались), который уже не в России, а по поводу ее эффективности сослались на отзывы в соцсетях и заключение некого казахстанского института. При этом, с их слов, система обеспечивает неодинаковую экономию для разных моторов, но всё равно она достаточно ощутима: например, для испытанного ими мотора Chevrolet снижение расхода составило аж . Эффект объяснили высоким октановым числом и низкой теплопроводностью водорода.
А как на самом деле
Водород действительно можно получить из воды электролизом. При этом дистиллированная вода электричество не проводит, так что обычно используются кислотные или щелочные растворы.
Но выработка водорода энергозатратна. Так, низшая теплота сгорания водорода составляет порядка , а расходы энергии на ее получение электролизом — более , то есть в полтора раза выше. И тут еще нужно учесть КПД двигателя, вырабатывающего энергию для электролиза. Поэтому, например, чтобы заместить бензина водородом, нужно дополнительно сжечь 15– бензина (ниже есть подробный расчет). Закон сохранения энергии не обмануть.
Как считается энергетический баланс?
Пусть наш двигатель работает на смеси из бензина и водорода по массе. Теплотворная способность такой комбинации составляет порядка 1г — эта энергия выделяется при сгорании и частично преобразуется в полезную работу. На получение водорода тратится , а поскольку нам нужно лишь , мы потратим порядка (на килограмм искомой смеси).
Энергию будут давать ДВС и его электрический генератор, КПД которых меняется в широком диапазоне, но примем их за . Тогда выход энергии от нашего топлива снижается в четыре раза, то есть составляет . Чтобы получить для электролиза, нужно сжечь исходного топлива, а в награду получить искомый водорода. Даже его трехкратная теплотворная способность не компенсирует этих затрат. Почему баланс настолько невыгодный? Потому что на каждом этапе процесса есть потери: и при выработке энергии, и при электролизе. А значит, чтобы водородный генератор не пожирал энергию мотора, на борту автомобиля можно вырабатывать лишь незначительное количество водорода.
Впрочем, продавцы устройства обещают выгоду благодаря некой интенсификации сгорания, и водород действительно горит раз в десять быстрее бензина. Но зависимость КПД от интенсивности сгорания сравнительно пологая, а вот нагрузки на детали цилиндро-поршневой группы растут драматично, равно как и температурный режим двигателя. Соображения надежности во многом и ограничивают инженеров в стремлении увеличить КПД двигателя за счет повышенных температур и давлений в цилиндре. И не забываем, что речь о небольшой примеси водорода и его гомеопатические дозы обеспечат скорее эффект плацебо.
Сентенции агитаторов о том, что львиная доля топлива «уходит в трубу» и вовсе абсурдны. Если не брать условные карбюраторные «Волги», современные моторы выбрасывают небольшое количество несгоревших углеводородов, которые дожигаются в нейтрализаторе выхлопных газов. Водород, как и бензин, при сгорании оттягивает на себя кислород, то есть сам он «дожигать» несгоревшие углеводороды не способен.
У водорода действительно очень высокое октановое число (более 130 единиц), что в теории позволяет поднять степень сжатия. Но это сложная процедура, требующая, по сути, перепроектирования мотора, а главное, такой подход сработает, если доля водорода в общем балансе значительна, а не доли процента, как в нашем случае.
Не будем говорить веско, но всё же тщательно изучите вопрос, прежде чем клевать на посулы «водородной революции». К тому же за 70 тысяч рублей можно установить на машину ГБО на пропан-бутане или даже метане, которые обеспечивают вполне доказанное сокращение расходов на топливо.
Водородомобили — это фейк?
Не совсем. Одно время они считались машинами будущего, но с ними возникло много проблем. Например, при сжигании водорода действительно образуются только водяные пары, но поскольку температура горения очень высока, а в атмосферном воздухе полно азота, получается и много его токсичных окислов.
Поэтому внимание инженеров переключилось с водородных ДВС на топливные элементы (электрохимические генераторы) — устройства, позволяющие окислять водород с получением электрической энергии. Чистота и КПД процесса гораздо выше, чем у ДВС, и концепция стала основной: та же Toyota Mirai и есть, по сути, водородный электромобиль.
Водород сложно хранить. Его теплотворная способность в три раза выше, чем у бензинов, но газ является очень легким и требует колоссального сжатия. Если кубометр воздуха при нормальном давлении весит более килограмма, то водород — 90 граммов. Поэтому в трех баллонах Toyota Mirai хранится лишь 6 килограммов водорода под давлением 700 атмосфер. Для сравнения: привычные нам машины с ГБО на пропан-бутане используют давление до 16 атмосфер, а в случае с метаном — порядка 200.
Водородомобили действительно экономичны: например, во время рекордного заезда Toyota Mirai на 5,6 килограмма водорода проехала более 1000 километров, то есть расход составил на сотню (но это всё же рекорд, а не средняя величина). Экономичность водородных машин связана как с эффективностью топливных элементов, так и высокой калорийностью водорода.
Но победа получается пирровой: цена килограмма водорода в Европе составляет 10–15 евро, то есть даже в режиме максимальной экономичности Mirai проехал примерно за 56–84 евро. Для сравнения: при цене дизтоплива 1,6 евро/литр и расходе европейская малолитражка одолела бы ту же дистанцию за 80 евро без всяких ухищрений. Впрочем, оптимисты говорят, что цена водорода к 2030 году может упасть чуть ли не до 2 евро. Водородные станции есть и в России, но считаные единицы.
Водород еще и взрывоопасен, о чем вы наверняка знаете из истории дирижабля «Гинденбург». И он не безвреден для металлов, увеличивая хрупкость и пористость сталей (хотя при желании эту проблему можно решить).
Ведущие автоконцерны пока делают ставку на электромобили, но водородная энергетика не списана со счетов. Например, развитие ветряных и солнечных станций создает проблемы с хранением и передачей больших количеств электроэнергии, и одна из концепций — превращать ее в водород, который можно продавать в чистом виде или превращать в метан, основной компонент природного газа. А уж что делать с природным газом, спросите «Газпром».
Кстати, будьте аккуратны, покупая гибридный автомобиль: в России их облагают повышенным налогом. Большой интерес последнее время вызывают электромобили, которых в России всё больше. Например, начались продажи люксовых электрокроссоверов Skywell.
Источник: 74.ru
Лодочные гибриды под редукторы Ветерок
Мотор к лодке под названием гибрид уже долгое время пользуется особенной популярностью и востребован среди моторников разного типа. Этот лодочный агрегат приобретают, как владельцы РИБов, так и моторники, которые обладают яхтами, катерами, катамаранами или небольшими лодочками.
Для всех этих лодочников мотор гибрид становится надежным, практичным и долговечным другом. Кроме того, к одному из основных свойств данного лодочного мотора относится то, что он совсем неприхотлив в эксплуатации и на нем можно сэкономить средства, так как его цена не является слишком высокой.
Из мира лодочных моторов
Лодочные моторы сегодня являются в крайней степени надежными, практичными и долговечными. Мототехника развивается семимильными шагами, и буквально за последние 10-15 лет лодочный мотор приобрел массу положительный и современных черт, которые так выгодно отличают его:
- сегодня двигатели на лодки являются крайне скоростными и мощными. Порой их мощность достигает 300 лошадиных сил, что является отличным показателем для водной среды. Это не значит, что не существует маломощных и среднемощных двигателей – они сегодня также занимают определенный сегмент на рынке. Однако, если вы хотите обзавестись мощным выносливым мотором, который будет помогать совершать длительные поездки, это легко устроить;
- также современные моторы отличаются крайней надежностью, безопасностью и долговечностью. Эти факторы очень важны при их эксплуатации. Кроме того, сегодня производят максимально экологичные лодочные моторы. Они практически не наносят урон окружающей среде – производители учитывают, что сегодня итак хватает вредных производств. Хотя исключением являются двухтактные лодочные моторы, которые даже запрещены в некоторых странах;
- наиболее современными моделями лодочных моторов сегодня являются двухтактные и четырехтактные лодочные двигатели. Они в полной мере обладают всеми вышеописанными качествами. Кроме того, эти агрегаты являются очень экономичными. Это поразительно, учитывая все их дополнительные опции и большую мощность. Однако, уже после первой обкатки и эксплуатации этих лодочных моторов можно будет понять, что они хорошо экономят топливо.
Рекомендуем прочитать: Описание лодочных моторов Меркури
САМОДЕЛЬНЫЕ ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ (Продолжение – начало в № 5/2018)
После очередной «ремоторизации» ПЛМ «Нара», о чем подробно было рассказано в предыдущей части статьи, освободился и занял место в моей кладовке хорошо зарекомендовавший себя обкатанный 4-сильный двигатель Champion G140VK. Для его использования нужны были новые идеи…
ГИБРИДИЗАЦИЯ «СТРЕЛЫ»
Интернет-сообщество самодельщиков давно пришло к выводу, что лучшие «гибриды» получаются на «ноге» старого советского мотора «Стрела». Действительно, как я мог убедиться, дейдвуд «Салюта» слабоват для мотора мощностью 4 л.с. и более. А тот, что у «Ветерка», рассчитанный на мощность до 15 л.с., напротив, излишне тяжел для ДВС мощностью 4-7 л.с.
В то же время «Стрела» имеет двухтактный одноцилиндровый двигатель мощностью 5 л.с., работающий при невысокой частоте вращения 3700 об/мин, то есть ровно такой же, как у современных «газонокосилочных» моторов. Соответственно, ее редуктор и гребной винт должны подойти для «гибрида» идеально. Да и ее масса в 24 кг тоже дает преимущество перед 26-килограммовым «Ветерком».
ПЛМ «Стрела» настолько древний, что многие читатели, уверен, даже не видели его ни разу. Он выпускался в трех незначительно отличавшихся вариантах (ЗИФ-5, ЗИФ-5М и «Стрела») с 1953 по 1965 годы двумя предприятиями: заводом им. Фрунзе (позже КМПО им.
Фрунзе) в г. Куйбышеве (Самара) и Ульяновским заводом малолитражных двигателей, вошедшим позднее как Ульяновский моторный завод в состав производственного объединения «АвтоУАЗ». Это был первый советский массовый лодочный мотор. Он свободно продавался во всех магазинах спорттоваров, в то время как вдвое более мощная и технически совершенная «Москва» была большим дефицитом.
Журнал «Катера и яхты» с самого первого своего выпуска в 1963 году не уставал ругать «Стрелу» как морально устаревшую конструкцию, позорящую советскую промышленность. И верно – «Стрела» была проста до примитивности.
Отсутствовали помпа водяного охлаждения (вода для охлаждения цилиндра нагнеталась непосредственно винтом), муфта свободного хода и реверса, капот (его функцию выполнял охватывающий маховик бензобак), бензонасос (топливо подавалось самотеком). Стартер хотя и был предусмотрен, но настолько неудачной конструкции, что почти все владельцы его выбрасывали.
Грузовой винт обеспечивал скорость лодки не выше 12-15 км/ч. Однако время поставило все на свое место: благодаря своей простоте, подкрепленной прочностью деталей, «Стрела» оказалась практически «неубиваемой». Например, ее гребной вал (при 5 л.с.) имеет диаметр 16 мм, в то время как у 12-сильных «Москвы-12,5» и «Ветерка-12» соответственно 12 и 14 мм. И так во всех деталях.
Ломаться в ней практически нечему! В результате много рабочих «Стрел» дожили до настоящего времени и на вторичном рынке совсем не редкость.
Мне тоже не составило большого труда найти комплектную «Стрелу» по сходной цене. Моторчик был приобретен в Кашире и доставлен на близлежащую дачу. Попытка запустить «как есть» успехом не увенчалась, поэтому он был приговорен к переделке в «гибрид». Хотя при разборке выяснилось, что виновником отказа стал всего-навсего засорившийся топливный кран…
Хотелось сделать не просто очередной «гибрид», а именно «Стрелу», но с новой четырехтактной мотоголовкой, то есть использовать стильный 3,5-литровый бензобак и, по возможности, удалить с «китайца» весь пластик. Надо сказать, старый советский мотор подходит для такой операции как нельзя лучше. Топливный кран и карбюратор у него расположены примерно там же, где у Champion. Мало того, оказалось, что диаметры их маховиков в точности совпадают. Возможно, «Стрела» из 1953 года и «Чемпион» 2014-го года выпуска имеют какого-то очень дальнего, но общего американского предка с дюймовыми размерами.
Диаграмма внешних и винтовых характеристик «гибридных» лодочных моторов на основе ПЛМ «Стрела-5» с четырехтактными двигателями воздушного охлаждения
На чертеже показан узел стыковки дейдвудной трубы «Стрелы» с четырехтактной мотоголовкой Champion G140VK. Переходная плита выполнена из дюралюминия традиционным для меня способом, то есть без применения токарных и фрезерных операций, с использованием только электролобзика с пилками по металлу и электродрели с набором сверл и коронок. Поэтому она сборная: 5-миллиметровый лист и плита толщиной 12 мм стянуты винтами М6. При этом лишнего утяжеления я старался избегать.
Особенность «Стрелы» заключается в том. что ее вертикальный вал с квадратным хвостовиком 11×11 мм входит непосредственно в соответствующий квадратный паз коленвала. Поэтому, чтобы состыковать его с коленвалом Champion, последний пришлось обрезать почти «под корень». На оставшейся части был прошлифован «болгаркой» квадрат 12,7×12,7 мм (1/2 дюйма).
Переходная муфта представляет собой инструментальную головку «на 11». Для этого пришлось квадратный хвостовик вертикального вала «Стрелы» переделать на шестигранник. Это существенно сложнее, чем шлифовать на квадрат, но немного потренировавшись на каком-нибудь прутке, вполне возможно. Конечно, сажать шестигранник на вал нужно только «на горячую», о чем я уже писал.
Подбор винтов. Слева – проточенный винт «Москвы-10», справа – родной винт «Стрелы-5»
Еще одна черта «Стрелы» – отсутствие верхнего уплотнения редуктора. Данному ПЛМ оно не нужно, так как дейдвуд стыкуется фланцем непосредственно к картеру двигателя, а выхлопные газы и вода из системы охлаждения отводятся отдельной выхлопной трубой. Так как мой «гибрид» предназначен для эксплуатации в том числе и в соленой воде Белого моря, наличие верхнего уплотнения совершенно необходимо. Схема установки в переходной плите стандартной манжеты диаметром 22 мм понятна из чертежа.
Чертеж стыковки (переходная плита и переходная муфта с уплотнением) дейдвудной трубы мотора «Стрела» с четырехтактной могоголовкой
Начинаем работу: Первая примерка заготовки для переходной плиты Готовая переходная плита Переходная муфта. Обрезанный и прошлифованный на квадрат 12,7×12,7 мм коленвал «Чемпиона» и ответная головка «на 11»
В передней части переходной плиты установлена металлическая (дверная) ручка для переноски. После удаления выхлопной трубы «Стрела» обретает ценное свойство вращаться на 360°. При повороте на 180° ручка упирается в струбцину, предотвращая откидывание мотора и обеспечивая лодке задний ход. Сзади установлена родная деревянная ручка «Стрелы» со штатным же румпелем, на котором стоит мотоциклетная рукоятка управления дросселем.
Как уже говорилось, бензобак «Стрелы» идеально надевается на маховик «китайца». Необходимо только приподнять его на уголковых кронштейнах. Сверху встает стандартный стартер от двигателя Lifan 168F или его многочисленных аналогов.
Масса мотора в сборе составила 22 кг, то есть на 2 кг меньше, чем у исходной «Стрелы» и на 6 – 8 кг меньше, чем у «гибридов» с дейдвудом «Ветерка».
Исходя из общих соображений, двухлопастной гребной винт «Стрелы» с диаметром 205 мм и шагом 125 мм должен хорошо сочетаться с 5-сильным «гибридом». Теоретически это подтверждает диаграмма внешних и винтовых характеристик «гибридных» лодочных моторов на основе ПЛМ «Стрела-5» с четырехтактными двигателями воздушного охлаждения. Известно, что штатно «Стрела» снабжалась только «грузовым» винтом. Для повышения скорости на легких лодках водномоторники 1960-х годов успешно применяли немного проточенный по диаметру двухлопастной винт от «Москвы-10» (исходный диаметр 206 мм, шаг 242 мм). Переделки сводятся только к рассверливанию винта и его демпферной втулки с 12 до 16 мм.
Это место я не стал перекрашивать. Память о 60-х годах и моем дошкольном детстве, когда деревья были большими, а родители – молодыми
Данный «гибрид» сделан мною совсем недавно и ходовые испытания я еще не успел провести. Полагаю, поскольку на нем используется та же мотоголовка, что и на «ноге» «Нары», неожиданностей быть не должно. Скорость, в зависимости от нагрузки лодки, составит 12-15 км/ч. Интересно, что покажет «скоростной» винт от «Москвы», но тоже, думаю, не больше 16-18 км/ч.
Можно ли рекомендовать такую переделку самодельщикам? Да, считаю ее одной из самых удачных. Не стал бы возражать, чтобы все оставшиеся «Стрелы», кроме «музейных», были переделаны в такой вариант, тем более что проблема подходящих гребных винтов в этом случае совершенно не стоит.
ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ «ВЕТЕРОК»
Но все же абсолютное большинство гибридных подвесных лодочных моторов создаются самодельщиками на базе старого доброго «Ветерка». Такие «симбиозы», сочетающие «ногу» одного из самых удачных советских моторов с «газонокосилочной» мотоголовкой воздушного охлаждения мощностью 5-6 л.с., сейчас очень распространены. Получается четырехтактный «воздушник», очень напоминающий 5-сильный американский мотор Briggs https://imaman.ru/rybalka-drugoe/samodelnye-plm-gibridy.html» target=»_blank»]imaman.ru[/mask_link]