Максимально допустимая площадь парусности для двух местных байдарок типа «Салют», «Луч», «Ладога» и т. п. составляв от 4 до 5 м2. Если байдаркой управляет малоопытный экипаж или карка ее уже порядком изношен, указанные цифры необходимо уменьшить на 1—1,5 м2.
Оптимальный вариант парусного вооружения для разборных байдарок — кэт с парусом шпринтового, гафельного, рейкового или латинского типа. При правильном положении центра рарусности относительно центра бокового сопротивления байдарка под такими парусами обладает достаточной маневренностью, скоростью хода, а усилия от тяги паруса не перегружают каркас и соразмеримы р остойчивостью судна. Стаксель на такой маленькой лодке становится проблемой: его сложно ставить и убирать, если байдарка не стоит у берега, а жесткости каркаса часто оказывается недостаточно, чтобы штаг сохранял свое прямолинейное, туго натянутое положение. Кроме того, сама эффективность стакселя площадью 1—2 ма в создании тяги, движущей байдарку, вызывает сомнение.
парусное оборудование на лодку пвх своими руками.
Парус «четырехугольной» формы (гафельный, рейковый, латинский) на байдарке обладает существенными преимуществами, по сравнению С Треугольными бермудскими парусами, получившими распространение на спортивных яхтах. Центр парусности при равной площади у бермудского паруса располагается выше, а мачта получается длиннее и требует раскрепления стоячим такелажем — штагом и вантами, чего можно избежать, применив рейковый или латинский парус.
Рис. 1. Паруса на байдарке:
а — бермудское вооружение; 6 — гафель-ное; в —латинский парус.
Мачту, гафель и гик можно лзготовить из дюралевых труб. Для бермудского вооружения мачта, раскрепляемая вантами и штагам^, должна иметь диаметр 30—35 мм при толщине стенки 1,5—2 мм. Чаще всего такую мачту приходится делать разборной — из двух-трех секций. Для других вариантов оснастки короткую мачту, не раскрепляемую стоячим такелажем, можно сделать из трубки того же диаметра, но толщиной 2—2,5 мм.
Гик, гафель и рейки можно сделать из трубок диаметром 22 — 25 мм с толщиной стенки 1 мм.
Мачту при вооружении «бермудский шлюп» достаточно раскрепить парой вант и штагом из стального оцинкованного тросика диаметром 2—2,5 мм. Можно применить и плетеный синтетический шнур, если его хорошо обтянуть.
Парус к рейку и гику при рейковом и латинском вооружении можно крепить с помощью карманов, нашитых по соответствующим шкатори-нам паруса, продевая в них трубки рангоута. Иногда используют проволочные кольца — сегарсы или крепление с помощью капронового шнура, продевая его «змейкой» сквозь люверсы в парусе и обнося вокруг трубки рангоута.
В любом варианте парусной оснастки необходимо предусмотреть способ быстрого спуска паруса и возможность уменьшения его площади.
Рис. 2. Шверцы на байдарке.
Парус для сапборда, SUP доски, каяка, байдарки, лодки ПВХ
1 — шверц из фанеры или дюраля; 2 — фальшборт кокпита; 3—проволочный кронштейн для крепления поперечной трубы 4 к фальшборту; 4 — труба — шверц-балка; 5 — кольцо; 6 — стопорный виит; 7 — пружинный фиксатор шверца.
Поэтому рекомендуется ставить стаксель не на штаге, а со свободной передней шкаториной, для чего необходимо облнковать ее стальным тросиком, жесткой капроновой лентой или шнуром, придав ему предварительную вытяжку. Галсовый угол паруса в этом случае лучше всего крепить к концу специальной снасточки — галс-оттяжки, ходовой конец которой проводится к доступному для манипуляций месту в кокпите. Потравив стаксель-фал и галс-оттяжку, можно свободно убрать паруо в кокпит. Другой вариант — использование простейшего устройства для закрутки стакселя (по типу «закрутки», показанной на рис. 178), которое обеспечивает «дистанционную» постановку и уборку стакселя.
Для противодействия дрейфу байдарки оборудуются навесными шверцами, которые крепятся к поперечной балке из алюминиевой трубы или деревянного бруска. Шверц-балка кладется сверху на комингсы кокпита (фальшборты) и прикрепляется к ним с помощью проволочных скоб или болтов. Шверцы можно вырезать из 3—4-миллиметрового дюралюминиевого листа или водостойкой фанеры толщиной 8—12 мм.
В последнем случае полезно придать шверцам обтекаемый профиль в поперечном сечении погруженной части. Площадь каждого шверца должна составлять 0,12—0,15 м2, а отношение длины к ширине порядка 3:1. Шверцы должны быть вращающегося типа с тем, чтобы при ударе (о подводный камень, например) они свободно откидывались назад — иначе могут быть согнуты детали каркаса лодки, к которым крепится шверц-балка, или погнут шверц; наконец, при посадке швер-пем на камень байдарка может опрокинуться.
Желательно предусмотреть устройство для фиксирования шверца в поднятом положении, что бывает необходимо при прохождении мелководных участков. Кроме того, наветренный шверц, как не участвующий в создании боковой силы сопротивления дрейфу, всегда желательно поднять, чтобы уменьшить сопротивление трения. На попутных курсах шверцы вообще не нужны, их можно поднять оба. Шверцы в поднятом положении можно удерживать с помощыо проволочного крючка, который одним концом вставляется в отверстие, просверленное в шверце, а другим — в отверстие в фальшборте байдарки.
Рис. 3. Парусный тримаран из байдарки.
1 — байдарка; 2 — поперечная балка, труба; 3 — парус; 4,5 м2; 4 — гик-уишбон; 5 — штаг; 6 — ванта; 7 — ванты; 8 — поплавок; 9 — шверц.
Шверц-балка используется для крепления вант и направляющих кипов стаксель-шкотов, галс-оттяжки, фалов парусов — здесь все снасти оказываются под рукой.
При плавании под парусами штатный руль байдарки малоэффективен вследствие малой его площади. Необходимо удлинить перо руля (размер для трехместной байдарки «Салют» 650×200 мм), а также оборудовать руль румпелем для ручного управления вместо штатного педального.
Перед постановкой парусного вооружения на байдарку ее корпус следует укрепить: штатные спинки сделать из доски или фанеры на всю ширину кокпита; между концами незамкнутых по деке шпангоутов вставить распорки из дюралевой трубки или угольника; фальшборты подкрепить по всей длине дюралевыми угольниками; стянуть оконечности корпуса тросиком, для того чтобы уменьшить деформацию каркаса под влиянием нагрузок от парусного вооружения и т. п.
При плавании под парусами, особенно с малоопытным экипажем, байдарка может опрокинуться при внезапном шквале или на крутой волне, поэтому необходимо предусмотреть меры для обеспечения аварийной плавучести. В этих целях можно использовать надувные матрасы, мячи или камеры, которые вкладывают в оконечности лодки под деку. Хороши детские надувные «бревна»: два таких «бревна», уложенных в оконечностях, и два, расположенных по бортам в средней части лодки (несколько впереди от миделя), обеспечивают аварийную остойчивость и плавучесть, достаточную для поддержания на плаву
опрокинувшейся байдарки и двух членов экипажа, плавающих около нее.
Еще один вариант остойчивого и непотопляемого судна на основе разборной байдарки — тримаран. К фальшбортам байдарки крепятся две трубчатые поперечные балки, на концах которых закрепляют надувные баллоны или поплавки, вырезанные из легкого пенопласта и обклеенные слоем стеклоткани. Объем каждого поплавка в зависимости от размерений байдарки и площади паруса колеблется от 20 до 100 л. Мачту в этом случае удобно установить на переднюю балку.
Преимущества, которые присущи разборным байдаркам, сохраняются и в варианте парусного тримарана; вес дополнительного оборудования вместе с парусом обычно не превышает 16 кг. При наличии определенного опыта управления парусной байдаркой можно увеличить площадь парусности «Салюта-5,2», например, до 7 м2.
Категория Катера и лодки
Источник: sea-technics.ru
Рыбацкая лодка
Этот блог посвящен самым разнообразным рыбацким лодкам — от деревянных до металлических, пластиковых и ПВХ.
Страницы
- Главная
- Деревянные лодки
- Комбинированные лодки
- Надувные лодки
- Металлические лодки
- FOTO
- Праздник лодки в Устье
18 февр. 2011 г.
Подвесной парус Антеро Катайнена
Парус Антеро Катайнена
В своем блоге «Заметки о рыбалке» летом 2010 года я опубликовал статью о парусе Антеро Катайнена, который установил на своей новой лодке, а здесь хочу выложить несколько фотографий паруса и его отдельных деталей, а также дать некоторые размеры, так как в последнее время получил несколько писем с просьбами об этом.
Вот фото ценника паруса Катайнена, который был приобретен в 80-е годы прошлого века. Стоил он тогда 130 рублей, что по тогдашним меркам было тоже довольно дорого.
Все детали паруса представлены на следующем фото:
Парус Катайнена навесной и вся конструкция крепится на корме лодки подобно лодочному мотору. Основой является дюралюминиевый тройник состоящий из двух половин, скрепленных между собой 8 болтами. Сверху и снизу в тройник вставлены пластмассовые втулки, через которые пропущена алюминиевая труба (нижняя половина мачты) диаметром 50 мм. и длиной 1300 мм. Втулки обеспечивают свободное вращение трубы в тройнике вокруг своей оси. На нижнюю часть трубы надета вилка для крепления пера руля, которая также состоит из двух половин и скрепляется болтами. На верхней части трубы в 3 см от верхнего края тройника закреплен хомут с румпелем (согнутой под углом 90 градусов алюминиевой трубой диаметром 25 мм.)
На приливах тройника с помощью трех шпилек с гайками закреплены две струбцины для навешивания всей конструкции на транец лодки. В заднее отверстие тройника (без пластмассовой втулки, плотно) вставляется труба-кормовой выстрел. Её диаметр также 50 мм, а длина 1 м.
Верхняя часть мачты — труба диаметром 50 мм и длиной 1350 мм. вставляется в нижнюю, для чего в неё на заклепках закреплен отрезок трубы диаметром, равным внутреннему диаметру мачты. На концы мачты и кормового выстрела поставлены пластмассовые заглушки.
Сам парус имеет вид трапеции. Его размеры в миллиметрах указаны на рисунке. Полотнище из парашютного шелка на передней шкаторине имеет карман, в который продевается мачта. Карман сделан не сплошным, а на расстоянии 1100 мм от нижнего края имеет промежуток в 150 мм. для крепления пластмассовой проушины, в которую продевается штерт с петлей для шпринта.
Шпринт, служащий для растягивания паруса по диагонали — это состоящая из двух соединяющихся между собой алюминиевых труб диаметром 25 мм.. Его общая длина 2300 мм. На концах штерт имеет пластмассовые штыри, которые вставляются в петли штерта и пришитую в верхнем углу паруса.
Гик также состоит из двух отрезков труб. Общая длина гика 2100 мм. На одном конце гика установлена пластмассовая вилка которая упирается в мачту. А ко второму концу, на котором установлена проушина, привязывается задний нижний угол полотнища паруса.
Для смягчения рывков паруса предназначен резиновый амортизатор длиной 650 мм натянутый под гиком, к которому с помощью карабина крепится гика-шкот.
Руль — шверт изготовлен из девятислойной фанеры, покрытой лаком. В нижней передней части имеется отверстие для сорлиня.
Сборка и разборка паруса занимает всего несколько минут.
Источник: rybackaja-lodka.blogspot.com
Как установить парус
Парусный спорт, безусловно, популярен, но это отнюдь не дешевое удовольствие, а потому часто любители изготавливают плавсредства и паруса к ним самостоятельно. Если парус вы уже сшили, мачта совсем готова, то имеет смысл научиться правильно крепить парус.
Статьи по теме:
- Как установить парус
- Как выбрать парус
- Как сшить парус
Инструкция
Паруса сейчас используют (и шьют) косые, они благодаря такой конструкции располагаются полностью по одну из сторон мачты. Очевидно, что такое положение дает определенную нагрузку на судно, а потому важно сбалансировать судно и грамотно закрепить парус. Чтобы судно не двигалось лагом (боком) обязательно предусмотрите на его днище дополнительные кили, а также навесьте на борта шверцы.
Избежать крена при порывистом ветре помогут балластные кили, опущенные под воду. Стоит потратить некоторое время и рассчитать крен судна и его «парусность» для различных метеоусловий, это обезопасит ваш отдых.
Чтобы установить парус, проведите мачту через вырез накладки (пяртнерс) на переднем сиденье и нижним концом (шпором) и вставьте в гнездо-степс, закрепленное к килю лодки. Саму мачту не трогайте. Рейковый парус пришнуруйте за люверсы к гику и рейку, а сам гик закрепите концом к мачте при помощи подходящего шарнира. Обратите внимание, что именно шарнир будет обеспечивать движение подвижность конструкции в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Прикрепите простой петлей реек к раке-бугелю (кольцо с крюком), который будет скользить по мачте.
Закрепите трос на скобу и пропустите его через шкив на верхнем конце мачты.
Полезный совет
Прежде чем устанавливать парус, рассчитайте площадь парусности, безопасную для вашего типа лодки, по формуле:
А = (1÷1,3)L*В м2, где L, и В — длина и ширина лодки по ватерлинии в метрах.
Помните, что для открытых суден, высота бортов над водой у которых не превышает 0,3 м, берется большая величина, т. е. применяется коэффициент 1,3. Если лодка узкая или имеет меньшую высоту надводного борта, то ограничьтесь нижним пределом, т. е. нужно просто принять А = L*В.
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Как зарегистрировать самодельную лодку
- Как создать виртуальный com порт
- Как научиться управлять парусником
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Зачем нужен косой парус
- Как найти архив организации
- Как найти сохраненный файл
- Как включить сервер сценариев Windows
- Как просто установить среду разработки Quartus II
- Как подключить акустическую гитару
- Как настроить локальную сеть с сервером
- Как войти в личный кабинет
- Как построить парусную лодку
- Сетевое окружение: как найти настройки
- Как создать свой сайт на яндекс.народ
- Как установить связь с сервером
- Как в Excel создать программу
- Как настроить почту на своем компьютере
- Как зарегистрировать сайт в яндексе
- Как снять ошибку
- Как сделать из документа книгу
- Как узнать информацию о видеофайле
- Как обновить почту
- Как сделать несколько админов
- Как из картинки сделать документ
- Как записаться ко врачу через автомат в больнице
- Как включить плагин в Опере
Новые советы от КакПросто
Рекомендованная статья
Как украсить кружку
Полимерная глина — идеальный материал для создания миниатюрных шедевров. Кружка, задекорированная собачкой из глины, станет.
Источник: www.kakprosto.ru