Укачивает на лодке что делать

Летом в Петербурге туристы и горожане любят прокатиться на речных трамваях — это приятно и интересно. Помешать может морская болезнь — внезапная тошнота портит самочувствие, а значит, и удовольствие от прогулки. Невролог Мариинской больницы Андрей Жуков рассказал, почему морская болезнь возникает и как с ней бороться.

13 июня 2019

Что такое морская болезнь и почему она вызывает тошноту

Морская болезнь — расстройство функционирования вестибулярного аппарата, связанное с необычным движением. Дело в том, что человек движется в своем темпе и ритме. Его зрительная система и вестибулярный аппарат рассчитаны на ходьбу, бег, другие движения.

Как только тело начинает двигаться независимо от него самого, то есть когда мы плывем на лодке, едем на поезде, в самолете или машине, вестибулярный аппарат сбивается с толку: он не может соотнести это движение с движением мышц, туловища, головы. Система дает сбой: она начинает функционировать не так, как нужно, включаются дополнительные механизмы регулирования, которые иногда срабатывают, иногда — нет. В результате у человека возникает «вегетативная буря», управляемая в основном холинергическими системами. В результате возникает тошнота, а в худшем случае рвота.

УКАЧИВАТЬ В МАШИНЕ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ТАК

Как защитить себя от тошноты в транспорте

Андрей Жуков советует не смотреть на движущиеся предметы, фиксировать взгляд на какой-то неподвижной точке на берегу. Не есть плотно перед поездкой, не употреблять спиртное — оно растормаживает рвотные центры. Можно пожевать жвачку или леденцы, они действительно помогают: отвлекают пищеварительную систему и таким образом подавляют рвотные рефлексы.

Любая кислая пища как дополнительный раздражитель, действущий на другие рецепторы, «переключает» внимание мозга. Можно использовать специальные препараты от укачивания и браслеты. Лекарства лучше подбирать с врачом.

Отправляясь в поездку, с собой следует иметь пакет, на всякий случай. Если затошнит в пути, он может пригодиться. А чтобы этого не произошло, лучше отвернуться от быстро движущихся предметов и успокоиться.

Спокойствие, только спокойствие

По словам невролога, нередко люди страдают от морской болезни из-за слишком серьезного отношения к ней: «Они начинают беспокоиться и сильно волноваться, представляя, что их сейчас стошнит, от этого все реакции усиливаются. Самое главное, помнить, что это не страшно, морская болезнь не приведет ни к каким опасным последствиям».

Не провоцируйте вестибулярный аппарат

Если во время прогулки на речных трамваях пассажиры обычно любуются красивыми видами города, то в метро и автобусах часто читают — книги, газеты или листают соцсети в смартфонах. Очень часто из-за этого возникает тошнота. Это происходит потому, что глаза совершают движение в одном направлении — по строкам, а голова в это же время движется в другом направлении — в темпе транспорта, и эти движения совершенно не совпадают. В результате пассажиров укачивает. Поэтому, если вы склонны к морской болезни, лучше не читать во время движения.

Укачивание на яхте. Морская болезнь. Боюсь! Что делать?

Можно ли натренировать вестибулярный аппарат?

Можно, ведь тренерируют космонавтов и пилотов. Но поможет это не всем — зависит только от генетики.

Могут ли инновационные технологии спасти от тошноты?

В прошлом году компания Citroen создала специальные очки, в которых находятся четыре кольца, наполненные синей жидкостью. Она создает искусственный горизонт, что, в свою очередь, позволяет разрешить конфликт между органами чувств, который приводит к возникновению тошноты. Андрей Жуков относится к ним скептически: «Я о них слышал, но в руках не держал. Не уверен, что эффект будет хорош, поскольку вестибулярный аппарат не связан со зрением, тошнить может независимо от того, открыты глаза или закрыты».

Источник: doctorpiter.ru

Что надо знать об укачивании тем, кто едет на яхту впервые

Олег Радул

Несколько раз я начинал набирать текст о самой большой страшилке для новичков в море — морской болезни. Но довести работу до конца как-то не случалось. На днях же перед моими глазами появился рассказ Олега Радула, в котором он систематично, но весьма нескучно говорит о кинетозе, именно так по-научному называется морская болезнь, и дает ценные практические советы о его преодолении. С любезного разрешения автора, транслирую текст Олега у себя.

Ваш Борис Тополянский

1. Укачивает всех.

Если задаться целью, то любому физически здоровому человеку можно создать такие условия, в которых его гарантированно укачает. Поэтому я не люблю называть процесс укачивания морской болезнью: в большинстве случаев это ни разу не заболевание, а ровно наоборот — нормальная реакция на качку здорового организма.

charles rusner

2. Укачивает тогда, когда видишь одно, а чувствуешь — другое.

Спустившись в каюту во время движения по волнам, мы видим неподвижные стены и мебель, но наш вестибулярный аппарат продолжает ощущать качку. Именно это несоответствие и запускает механизм укачивания во время морских переходов. Бывает и наоборот, когда тело человека покоится, а глаза видят что-нибудь динамичное.

Например, трехмерный фильм или компьютерную игру в очках виртуальной реальности. Результат тот же. Похожие вещи происходят во время серьезного алкогольного или наркотического опьянения, когда картинка не соответствует ощущениями. Есть гипотеза (M Treisman.

Motion sickness: an evolutionary hypothesis), что поскольку морские путешествия были редкостью для наших предков, а вот случайно съеденный яд — наоборот, вполне распространенным явлением, то наш организм научился реагировать на подобные разногласия систем вполне объяснимым образом: как на банальное отравление какими-нибудь нейротоксичными грибочками, в которых мы почему-то не ощутили яда на вкус (бывает), но почувствовали эффект от него (галлюцинации). Отсюда и рвота, и слабость — защитные механизмы при отравлении, только без самого отравления.

3. Пары дней качки обычно достаточно, чтобы организм адаптировался.

Прикачивание (привыкание к качке) происходит неожиданно. Обычно к концу второго дня. С этого момента можно чувствовать себя на судне как дома и получать удовольствие от круиза. Конечно же, есть индивидуальные особенности, кому-то нужно больше времени на прикачивание, кому-то, бывает, чуть меньше, но так чтобы человек вообще не мог адаптироваться, это уже совсем редкие, единичные случаи.

4. Если правильно себя вести, то даже в первые дни можно избежать дискомфорта.

То есть не обязательно убиваться, чтобы прикачаться. Скорее, наоборот. Процесс прикачивания похож на хождение по грани: если качки не будет совсем, то привыкания не произойдет. Если качки будет слишком много, а мер предосторожности при этом не принимать, то можно довести себя до крайне тяжелого состояния: рвота, головные боли, полное обессиливание.

Читайте также:  Лучший манометр для лодки ПВХ

Я обратил внимание, что, как ни странно, в этом тяжелом состоянии адаптация происходит гораздо медленнее, чем у тех, кто оказался в таких же условиях, но сумел продержаться, не доводя себя до жести. Получается, что варианта прикачаться два: либо легкий и короткий, либо мучительный и длинный. Я всем желаю первого. И чтобы в этом помочь, хочу научить двум важным вещам:

1) Распознавать ранние симптомы ухудшения собственного состояния.

2) Принимать правильные меры, чтобы не стало еще хуже. Об этом и текст ниже.

И важно понимать, что избежать укачивания относительно легко, но выйти из этого состояния, особенно в тяжелой форме, гораздо сложнее. То есть, лучше научиться избегать.

5. От чего становится хуже:

  • От первопричины укачивания — любых ситуаций, когда в поле нашего зрения попадает много предметов, связанных с движущейся яхтой:
  • От нахождения внутри лодки. Очевидно, но тем не менее. Самый сильный фактор укачивания — закрытое помещение.
  • От чтения, использования компьютера, смартфона.
  • От любой кропотливой работы.
  • Ночью от любых источников света в кокпите. Когда детали яхты подсвечены лампой, взгляд цепляется именно за них, а за пределами яхты глаз вообще перестает что-либо видеть — сплошная черная бездна кругом.
  • Недостаток свежего воздуха.
  • Резкие запахи (еды, сигарет, солярки, носков и т.п.).
  • Алкогольное опьянение.

6. От чего становится лучше:

  • Устранить или снизить качку:
  • Сойти на берег (самый действенный метод, помогает мгновенно).
  • Поднять паруса. Это уменьшит влияние боковой качки. Дело в том, что длина яхты обычно в три раза больше, чем ширина. Соответственно, волна одного размера будет раскачивать яхту из стороны в сторону в три раза сильнее, чем взад-вперед. Но как раз от этого “бокового” вида качки неплохо спасают поднятые паруса, которые тормозят раскачивание. И даже в штиль, либо при встречном ветре, когда яхта идет без парусов и подвергается боковой качке, имеет смысл хотя бы грот поднять, чтобы успокоить судно.
  • Смотреть вдаль на горизонт, на облака, звезды, берег, другие суда.
  • Закрыть глаза, либо вообще лечь спать. Если выбирать между тем, чтобы закрыть глаза или смотреть на горизонт, то, как это ни странно, лучше смотреть на горизонт (Motion Sickness: Its Pathophysiology and Treatment). Однако, если сил совсем уже мало и хочется в каюту, то лучше уж лежать с закрытыми глазами, чем открывать их внутри яхты.
  • Убрать спрейхуд и бимини. Они закрывают собой часть видимого пространства, привязывая взгляды к яхте, а не к окружающему миру. Чем меньше помех будет открытому пространству — тем лучше. А еще это даст больше свежего воздуха.
  • Встать за штурвал. К сожалению, мы не хозяева собственному зрению и не можем несколько часов подряд смотреть только туда, куда нас разум попросил смотреть (то есть, на горизонт). Реально, уже через пять минут мы начинаем разглядывать свой маникюр, приборы, соседа напротив и т.п. Но есть один способ заставить себя не отвлекаться — отключить автопилот и взять управление на себя. Рулевому приходится постоянно смотреть вперед, чтобы удержать курс, и он не может случайно залипнуть на собственные ботинки. Даже приборы ему приходится окидывать одним коротким взглядом и тут же возвращаться к взору вдаль. Поэтому водителя обычно укачивает последним — что на яхте, что в машине.
  • В качестве лекарства и фана одновременно помогает, кстати, пересесть в динги, когда та буксируется за яхтой.
  • Станет лучше, если окунуться в воду, а лучше даже немного поплавать.
  • При сильной боковой качке помогает стоять на носу, держась за свернутый парус. Так в поле зрения вообще не попадают детали яхты.

7. Эффект плацебо.

Так как причина укачивания чисто психологическая, против него отлично работает плацебо. Если человек искренне верит, что некий народный рецепт ему поможет, то чудо, как правило, происходит — ему легче. Поэтому первые пару дней на борту я стараюсь не разочаровывать убежденных любителей гомеопатии и травок, лишь бы те соблюдали описанные выше правила и не отказывались от Драмины. Но если вы — скептик, то вам лучше вообще не надеяться на такие средства как:

  • Акупунктурные браслеты (бесполезны, вот исследование: Efficacy of acupressure and acustimulation bands for the prevention of motion sickness).
  • Имбирь (не лучше плацебо, есть несколько исследований, например, это: The anti-motion sickness mechanism of ginger. A comparative study with placebo and dimenhydrinate).

Эффект от их использования не превышает эффекта от плацебо. Так что лучше надеть шапочку из фольги. Результат такой же, зато настроение команде поднимет.

8. Как распознать ухудшение состояния.

Укачивание может начать проявляться по-разному, но если не принять никаких мер, оно всегда приводит к одному и тому же состоянию: тошнота, рвота, тотальное обессиливание. Важно научиться распознавать его на ранних стадиях и моментально принимать меры, ведь между состоянием “легкое головокружение” и “буээээ” разница бывает лишь в несколько минут неправильного поведения.

Вовремя заметил и принял меры — отпускает быстро и безболезненно. Довел себя до состояния мычащей амебы — отпускать будет долго и мучительно. Поэтому, находясь на борту, очень важно внимательно прислушиваться к собственному телу: любые непривычные ощущения, могут быть первыми признаками укачивания. То есть указывать на тот самый момент, когда надо срочно принимать меры — немедленно прекратить делать “то, от чего становится хуже”, а вместо этого начать делать “то, от чего становится лучше” (см. выше). Вот некоторые конкретные признаки, каждый из которых в отдельности может говорить об укачивании (а несколько одновременно — тем более):

  • Внезапная усталость, апатия.
  • Бледность.
  • Отсутствие аппетита.
  • Озноб или даже холодный пот.
  • Сонливость.
  • Непорядок с животом: брожение, вздутие, газы, изжога, отрыжка.
  • Головокружение.
  • Головная боль.

Вообще говоря, любые странные ощущения — не только эти, а все, что кажется необычным — повод немедленно прекратить делать то, что делаешь в данный момент, и переключиться на что-нибудь более правильное. Иначе состояние будет ухудшаться и дальше, в результате чего внезапно и быстро может наступить стадия номер два — рвота и обессиливание. Вместо этого лучше выйти на свежий воздух, растолочь в стакане и выпить таблетку Драмины, взять штурвал в свои руки, ну и так далее по списку.

Читайте также:  Тарга на лодку размеры

9. Простые правила, которые мы придумали на “Сюрпризе”.

Всем вновь прибывшим я озвучиваю следующие правила поведения на первый день в море:

  • Сегодня у нас дедовщина наоборот. Тот, кто находится на судне меньше других по времени, считается дедом. Ему не надо делать ничего самому, за него будут стараться другие, кто больше дней провел в плавании. Принести из каюты куртку, очки, согреть чаю, помыть посуду и т. п. — все это должны делать более прикачанные товарищи, в то время как свежее пополнение команды сидит полным составом наверху, а вниз вообще не суется. И пусть не стесняются командовать “дай-подай-принеси-унеси-покорми”, ведь в любом случае за ними лучше вымыть тарелку, чем палубу.
  • Ходить в туалет надо с закрытыми глазами. В прямом смысле. То есть на ощупь. Нет, можно, конечно, открыть их на одно мгновение, просто чтобы сориентироваться в пространстве, но тут же закрыть обратно.
  • За час до выхода все принимают по одной таблетке Драмины. Если кто-то в процессе перехода сомневается в своем состоянии, ему необходимо еще одну добавить. А если кого начинает прям укачивать, то он получает еще одну-две таблетки в растолченном виде и отправляется спать в любую свободную кормовую каюту.

Эти правила, повторюсь, действуют только в первый день. Дальше каждый сам для себя принимает решения, исходя из своего состояния и опыта первого дня.

И вот еще одно правило для тех, кого вот-вот вырвет: Не надо стараться добежать до унитаза. Раз уж так сильно укачало на палубе, то в крошечном помещении гарантированно станет еще хуже. Бывает ли хуже? Бывает. Это когда нет сил даже подняться и сделать два шага обратно на палубу.

Был случай, когда один из нас просидел в гальюне целые сутки, не в силах оттуда выбраться. Мы только стучались к нему: “Ты живой?”, оттуда: “Живой”. Хорошо, на яхте было два санузла. В общем, палубу всегда можно ополоснуть ведром воды, поэтому не стоит бояться ее испачкать.

Сложнее вызволить пациента из туалета и уж тем более выловить из моря тех, кто решил поблевать за борт, свесившись через леер. В качку это реально опасно. Особенно тем, кто на яхте впервые. При том, что у них может быть не только тошнота, но еще и головокружение вкупе со слабостью. В общем, наш выбор такой: если рядом есть ведро, то лучше в ведро.

Если его нет поблизости — не вопрос, можно прямо на палубу или в проходы, которые идут вдоль бортов, но главное — не покидая кокпита.

10. Признаки того, что организм наконец-то прикачался:

  • Появляется бодрость, возвращаются силы, активность.
  • Просыпается зверский аппетит.
  • Начинает качать на суше, особенно если закрыть глаза.

11. После нескольких месяцев, проведенных на суше, приходится прикачиваться заново.

Но это будет проще, чем в первый раз. С одной стороны, организм все-таки помнит свой прошлый опыт, а с другой — появляется умение прислушиваться к себе и вовремя принимать правильные меры.

И в качестве p.s.:

Детей до 2 лет не укачивает вообще. Дети 3-12 лет, наоборот, хуже всего переносят качку из всех возрастных групп. В естественных условиях женщин укачивает сильнее, тогда как в лабораторных условиях их результаты ничем не отличаются от мужских. Видимо, будь то яхта или машина, понимание физики процесса дает мужикам какое-то преимущество. А может дело в гормонах (есть данные, что они тоже влияют).

Источник: sailway.ru

Укачивает на лодке что делать

Как известно, адмирал Нельсон страдал морской болезнью. Даже пребывание на судне, не говоря уже о нахождении в море, доставляло ему мучительные страдания. Вдыхая пороховой дым на борту «Агамемнона» и отдавая приказы при Трафальгаре, он думал о том, как бы его не стошнило. Однако сила воли всякий раз пересиливала тяжелый недуг.

Великий флотоводец отправил ко дну не одну вражескую эскадру. Римский император Юлий Цезарь, великий естествоиспытатель Чарльз Дарвин, наряду с Горацио Нельсоном также страдали от этого заболевания. С тех пор минуло два столетия, но морская болезнь продолжает мучить людей. Появилось ли лекарство от нее или людям остается полагаться лишь на силу воли?

Мои глаза и уши

Итак, вы в море. Лежите в каюте с головной болью. Легкое головокружение и тошнота постепенно переходят в апатию. Вас постоянно тошнит. Невозможно толком ни поесть, ни попить, ни выспаться. Мысль о потраченных зря деньгах и загубленном отпуске все чаще закрадывается в тяжелую голову.

Это — морская болезнь.
Ее причина кроется в противоречивости сигналов, поступающих в мозг из внутреннего уха, где находится механизм равновесия, и от глаз. При качке природный балансир посылает в мозг информацию о том, что все на корабле качается. Однако, глаз не видит никаких изменений — яхта качается с вами в унисон, поэтому все предметы глазу на ней кажутся неподвижными. Между импульсами возникает диссонанс, который и вызывает морскую болезнь.

Девчонкам хуже

Восприимчивость к морской болезни и тяжесть заболевания зависят от пола, возраста и даже расовой принадлежности морехода. Больше всего страдают от нее дети в возрасте от 2 до 12 лет (причем девочки переносят ее тяжелее, чем мальчики) и взрослые от 25 до 50. Младенцы ей не подвержены совсем. И старикам она почти не досаждает.

Как показали многочисленные опыты, не все этносы одинаково переносят качку. Лучше всех чувствуют себя европейцы, несколько хуже — чернокожие. Тяжелее всех приходится представителям монголоидной расы. У них в крови, как выяснилось, от укачивания резко подскакивает уровень гормона стресса — вазопрессина — и как следствие поднимается кровяное давление.

Статистика утверждает, что около 1% людей абсолютно неукачиваемы. 3—5%, наоборот, практически не способны адаптироваться к качке. Даже своевременно принятые медикаменты не облегчают их страдания. Таких называют «неприкачиваемыми». Остальные 94—96% рано или поздно привыкают к «морской люльке». Иммунитет к ней вырабатывается во время плавания.

Но, в отличие от иммунитета к ветрянке, привыкание к качке не запоминается организмом и со временем проходит. Так что не стоит удивляться, если через несколько лет перерыва вы вновь испытаете все прелести укачивания в морских странствиях. И если встреча с недугом неизбежна, как к ней правильно подготовиться?

Читайте также:  Лодки на реке описание

Думай о приятном

Как утверждают опытные моряки, огромную роль в адаптации к качке играет психологический настрой путешественника. Убедите себя в том, что все будет хорошо, болезнь пройдет мягко и незаметно. Если почувствуете слабость и тошноту, то переключитесь мысленно на что-нибудь приятное. Наверняка в азарте сражения и адмирал Нельсон забывал о морской болезни.

Для тех же, кто слаб духом, существуют специальные облегчающие препараты. Наиболее популярные из них — драмина и бонина. Это — таблетки. Есть еще пластырь, пропитанный скополамином. Его приклеивают за ухом, и он обеспечивает медленное всасывание препарата в кожу. В последнее время появилось новое средство — sea band, то есть «морская повязка».

Ее надевают на запястье, и она слегка надавливает на точку, которая в китайской медицине считается ответственной за наш вестибулярный аппарат. Все эти средства продаются без рецепта практически в каждой аптеке. Обычно рекомендуют начинать их принимать часов за двенадцать до выхода в море.

В каждом случае надо внимательно прочитать описание препарата и выяснить дозировку и интервалы приема. Обратите внимание на побочные действия лекарства. Чаще всего они вызывают сонливость и неприятную сухость во рту. Поэтому не стоит употреблять их перед вахтой. Команда вряд ли будет в восторге, когда яхта налетит на риф, в то время как вы будете тихо посапывать у рулевого колеса.

В большинстве случаев при использовании лекарств качка переносится намного легче. Но, к сожалению, они не являются панацеей и не гарантируют полного избавления от морской болезни. Существует ряд других рекомендаций, выполнение которых в сочетании с медикаментами позволяет быстро и безболезненно приспособить свой организм к пребыванию в море.

Работа, диета, имбирь

Необходимо как можно больше находиться на палубе. Свежий морской ветер лучше душного воздуха в каюте.

Стоит зафиксировать свой взгляд на каком-нибудь предмете вне лодки — это может быть птица или облако. Если недалеко берег, то лучше смотреть на него.

Очень хорошо помогает переносить укачивание активный труд. Поэтому постарайтесь найти себе работу. Если уже нет сил ни стоять, ни сидеть на палубе, то стоит спуститься в каюту, выпить снотворное и заснуть.

Ни в коем случае не пробуйте читать! При постоянной качке книга будет прыгать перед глазами, и это только усугубит муторное состояние.

Стоит на время забыть про сигареты и «спиртотерапию». Алкоголь вопреки распространенному мнению в борьбе с морской болезнью бессилен.

Избегайте неприятных запахов керосина и красок. Лучше имейте при себе носовой платок, пропитанный имбирным маслом. Имбирь — проверенное народное средство от морской болезни.

Чистить желудок лучше за борт с подветренной стороны. Гальюн и камбуз не подходят для этой цели. Гальюн может быть занят, а на камбузе в раковине частенько лежит посуда.

Огромную роль играет диета. Перед началом и в первые дни плавания, пока морская болезнь за вас еще не взялась, воздержитесь от жирной, тяжелой пищи. Ешьте овощи и каши. Любите сладкое? Запаситесь имбирными кексами. Во время самой болезни желание есть пропадает. Поберегите продукты, не старайтесь есть насильно: через 15 минут они окажутся за бортом.

Для восстановления сил и предотвращения обезвоживания приготовьте себе кисленькое питье из лимона с сахаром. Сахар восполнит потерянную энергию, так как усваивается организмом почти мгновенно, а вкус лимона сдержит позывы к рвоте. Когда дело пойдет на поправку, не переходите сразу на грубую пищу. Жидкая каша мягко приведет травмированный желудок в норму.

К доктору!

Морская болезнь сама по себе не так страшна, как сопутствующие ей осложнения. Если на берегу давние хронические заболевания не давали о себе знать много лет, то во время качки они могут обостриться. Чаще всего это язвенная болезнь, панкреатит, холецистит и синдром раздражения прямой кишки. Вылечить их в море практически невозможно.

Поэтому перед продолжительным плаванием лучше пройти диспансеризацию. Перед отъездом обязательно загляните к стоматологу. Вот уж что действительно может испортить отпуск, так это некстати разболевшийся зуб.

Пристегните ремни

Качка, кроме морской болезни, чревата ушибами и переломами. Внезапно набежавшая волна может дать яхте мощный толчок. Если вы не успеете ухватиться за что-нибудь неподвижное и устоять на ногах, то после падения 2—3 приличных синяка гарантированы. Не садитесь на угол стола: хороший толчок — и перелом ребер гарантирован. Тщательно зафиксируйте в каюте все вещи, которые могут либо поранить вас при падении, либо разбиться.

Перед сном лучше притянуть себя к кровати специальными ремнями. Не стоит надеяться, что вы успеете проснуться во время шторма. Был случай, когда заснувший в кают-компании при резком толчке перелетел через стол на противоположный диван и потом долго не мог понять, как он туда попал.

Когда вы путешествуете под парусом, особую опасность на палубе представляют подвижные части оснастки, особенно гик. Во время шторма его может понести над палубой. Горе тому, кто не успеет увернуться. После подобного удара — а он чаще всего приходится по голове или плечевому поясу — человека выбрасывает за борт.

Даже если его вытащат и откачают, последствия перенесенной травмы могут остаться на всю жизнь. При серьезных повреждениях (черепно-мозговой травме, переломе позвоночника) пострадавшего необходимо зафиксировать в положении лежа и как можно быстрее доставить на берег в госпиталь. При ушибах стоит использовать обезболивающие и противоотечные средства. Наиболее распространенные — бутадион, долобене, на худой конец — йодовая сетка.

Очень простые советы

Маршрут следует планировать так, чтобы переходы занимали не больше суток. Привыкание к морю должно происходить постепенно. По возможности избегайте переходов в шторм и в ветреную погоду.

Обычно чартеры ходят недалеко от берега, по небольшим глубинам. В таких условиях даже слабый ветер способен поднять крутую волну. Может получиться так, что за час подобного плавания добрая половина команды будет выбита из колеи морской болезнью. Отправляясь в чартерный круиз, побеспокойтесь о том, чтобы на борту был профессиональный врач.

После долгого морского перехода к берегу придется привыкать заново. Не стоит удивляться, если пирс, на который вы сойдете, вдруг встанет перед вами на дыбы. Помните: реальность объективна, вы психически устойчивы, земля — твердь. Посидите несколько минут на корточках, и все пройдет само собой.

Источник: yacht-relax.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...