Моторная лодка «Казанка» была продолжительное время (с 1955 по 1978 года) единственной мотолодкой, которая выпускалась массово в торговую сеть. На момент завершения производства, было продано свыше 200 тысяч экземпляров.
Основными недостатками, которые послужили причиной для снятия «Казанки» с производства, являлись малая остойчивость, неверное распределение отсеков, которые обеспечивали судну непотопляемость, а также отсутствие рецесса. Кроме того, при глиссировании на волнении с высотой волны более 30 см, мотолодка испытывала значительные перегрузки, возникавшие на плоском днище.
Данные изъяны стали наиболее ощутимы после распространения ПЛМ «Вихрь» мощностью 20-25 лошадиных сил, под которыми «Казанки» нередко опрокидывались, а их корпус терял герметичность. Также стык обшивки днища и бортов был сделан без формирования брызгоотбойника, потому данная модель значительно забрызгивалась в ветреную погоду. К тому же конструкция мотолодки «Казанка» не имела подмоторной ниши, что нередко приводило к заливанию водой. А попытки эксплуатации этого плавсредства в открытых водоемах, например, в море, часто приводили к несчастным случаям.
тюнинг лодки казанки своими руками
Тем не менее, модель имела и ряд достоинств, к которым можно отнести простоту ее устройства и оборудования, что наделяло ее относительно невысокой стоимостью и неприхотливостью в использовании. Важным качествами мотолодки «Казанка» являются низкая осадка и свободный выход на глиссирование даже при значительной загрузке и при маломощном моторе. В настоящий момент можно считать возможным эксплуатацию старой модели «Казанка» (без обустройства бортовых наделок) с ПЛМ мощностью до 15 лошадиных сил. Однако, несмотря на вышеперечисленные минусы, мотолодка «Казанка» обладает своей «изюминкой», поэтому пользуется особой популярностью на небольших реках.
Как правило, доработка, которую выполняют владельцы лодки, в основном касается повышения ее качества мореходности (монтаж фальшборта в корме или наделок-булей), а также комфортабельности судна (обустройство полурубок, установка современного оборудования). Кроме того, существует немало модификаций «Казанок» с установленными водометными установками и так далее.
Мотолодка «Казанка-М» отличается от предшественницы бортовыми булями, которые приклепаны в корме. Були обладают герметичностью и объемом 52 литра, при этом увеличивают суммарную ширину мотолодки на 4 см и обеспечивают непотопляемость судну, поскольку являются дополнительными отсеками.
ли, как правило, на большинстве моделей заполнялись пенополистиролом.
Изготовление корпуса мотолодка «Казанка-М» осуществляется с использование дюралюминия клепаной конструкции, при этом сочетается с системой набора, который состоит из продольных ребер жесткости, а также двух переборок и шпангоутов. Обшивка днища равна 1,6 мм, толщина палубы и бортов — 1мм. Герметичность отсека непотопляемости обеспечивает водонепроницаемая переборка форпика. Вторая переборка является запираемой и служит в качестве багажника для вещей и снаряжения.
В комплектацию моторной лодки «Казанка-М» входило ветровое стекло и жесткие сиденья со спинками, а также веслами с уключинами. Кроме того, отдельные модификации мотолодки дополнительно комплектовались дистанционными органами управления мотором и тентом.
Эксплуатация моторной лодки «Казанка-М» допускает полутора километровое удаление от берега и волнение, не превышающее 2-х баллов. Предельная скорость под мотором «Вихрь» приблизительно равна 40 км/ч, с максимальной загрузкой — 30 км/ч.
Общие технические характеристики лодок модели Казанка
Казанка | Казанка-М(«Южанка») | Казанка-2 | Казанка-5 | Казанка-5М |
Источник: zdesriba.online
Тюнинг лодки казанка м с булями
Конструкция лодки «Казанка» изготавливалась из дюралюминиевых листов толщиной 1 мм, днище обшито листами толщиной 1.8 мм. клёпочным методом. Для герметизации швов, в места соединения листов были проложены уплотнители тиоколовой (ткань, прорезиненная специальным клеем) лентой.
Основной отличительной положительной особенностью от других моторных лодок является небольшой вес лодки «Казанка», масса с оборудованием и снаряжением не превышает 138 килограмм.
В комплектацию судна входило:
- два лёгких распашных деревянных весла с уключинами;
- слани (деревянный реечный настил) в количестве 3 штук;
- набор для ремонта, куда входили: пластина дюралюминия, дополнительные заклёпки, уплотнительная лента;
- лодка оборудовалась жёсткими сплошными деревянными сидениями со спинками.
Достоинства
- Остойчивость
- Неприхотливость в уходе и эксплуатации
- Невысокая стоимость
- Простота в управлении
Недостатки
- Средняя скорость
- Низкий уровень комфортабельности
- Непродуманное строение транца
Фото лодки Казанка М:
Тенты для лодок «Казанка»
Первоначально тенты для лодок «Казанка» не были предусмотрены. В настоящее время появилась возможность приобретения различных защитных тентов для всех модификаций мотолодок «Казанка».
Материалом может служить брезент, палаточная ткань или полиэстер с акрилом.
В базовой комплектации тента для маломерного флота предусмотрены:
- несколько прозрачных вставок;
- металлические или пластиковые дуги для крепления тента к корпусу судна;
- до 10 вариантов трансформации с несколькими входными люками;
- чехол для тента
Таблица характеристик
Ширина наибольшая, м | 1,7 |
Высота борта на миделе, м | 0,75 |
Высота борта у транца, м | 0,38 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Масса с оборудованием и снабжением без ПМ, кг | 132 |
Осадка средняя при полной нагрузке 400 кг, мм | 150 |
Угол килеватости днища на транце | 4° |
Материал корпуса | Дюралюминий |
Сборка корпуса | Клепка |
Мореходность (высота волны), м | 0,4 |
Внешний вид и особенности конструкции
Материал цельнометаллического корпуса Д1. Пластины обшивки соединены между собой посредством заклепок. Материал имеет отличную износоустойчивость, но теряет свои свойства при электрической или аргоновой сварке. Поэтому, допустимо только приклепывание накладок на проблемные места.
Дно слабое и от ударов о воду на скорости изнашивается, заклепки стачиваются или ослабляются. Специалисты настоятельно рекомендуют перед каждой поездкой осматривать эти места и устранять погрешности. Уплотнительная тиоколовая лента выполняет роль надежного герметика. Толщина обшивки плоского днища варьируется от 1,5 до 1,8 мм, палубы и борта — 1 мм.
Модификация мотолодки «Казанка МД» отличается от «М» наличием дистанционного управления лодочным мотором.
Технические характеристики слегка изменены: длина осталась той же, а ширину наибольшую 1,24 м инженеры заменили на 1,6 м. Это способствует повышению устойчивости на воде и делает внутреннее пространство более комфортным. Пассажиры размещаются на двух комфортных диванах, а водитель на кормовой (или передней — смотря где руль) банке.
К положительным нюансам конструкции можно отнести простоту ее строения. Корпусные составляющие представляют собой смешанную систему из фальшборта, шпангоутов и продольных стрингеров. Форпик запалублен, состоит из следующий частей, разделенных между собой водонепроницаемой перегородкой:
- багажный отдел, расположенный между 2 и 3 шпангоутами, предназначенный для хранения инструментов и личных вещей
- заполненный воздухом передний закрытый рундук с люком для внутреннего осмотра
Кокпит открытый, багажная часть отделена от рабочей форпиковой переборкой с запирающейся дверцей. Помимо переднего гермоотсека, между 6 и 7 шпангоутами, встроены 2 воздушных бачка. На бортах присоединены специальные герметичные наделки из Д16, заполненные пенополистиролом. Они необходимы для увеличения поперечной устойчивости и непотопляемости.
Транец не имеет самоотливного рецесса. На полном ходу брызги накапливаются в его полости, поэтому разработчики предусмотрели сливной узел. Для защиты обитателей моторки от ветра и воды установлено ветровое стекло. Две ручки со стороны кормы и одна на носу позволяют удобно осуществлять транспортировку.
Оборудование и комплектация
Вместе с лодкой покупатель приобретал:
- инструкцию по эксплуатации
- 5 шт. деревянных сланей
- 2 весла и уключины к ним
- заднюю банку
- ремонтный набор, в который входили: пластина из дюралюминия, тиоколовая уплотнительная лента, 60 клепок диаметром 3,5 мм, 10 болтов, 20 гаек и 10 шайб.
Комплект ветрового стекла включал в себя:
- 2 боковых кронштейна и один средний
- крепления стекол кронштейнов (8 и 12 шт.) и палубного профиля 12 шт.
- 18 резиновых трубок
- 6 резиновых прокладок
Обитаемость
Казанка М с булями стала шире и удобней. Хотя деревянные диваны для пассажиров так и остались жесткими и стационарными. Это затрудняет ночевку в кокпите, так как длины сиденья не хватает того, чтобы на нем лежал взрослый человек. Улучшить внутренние размеры лодки можно, переоборудовав банки на съемные, задействовав замки патефонного типа и застелив пол фанерой. Также мастера делают сидячие места, которые раскладываются в спальное место.
Отдел для сохранности личного багажа находится перед мотористом, в шаговой доступности. В последующих моделях инженеры продумали наличие ящиков для снаряжения. Ветрозащитное стекло из плексигласа не имеет калитки, состоит из двух частей и оберегает сидящих спереди людей от разбрызгивающейся воды и порывов ветра. В прилагаемой к судну инструкции определялся такой порядок сборки:
- снять болты с профилей на палубе
- монтировать кронштейны
- вставить в них стекла и проложить по плоскости разъема тиоколовые прокладки
- совместить все отверстия
- сверху стыка двух половин установить накладку
- на болты надеть резиновые трубочки, установить, предварительно затянуть
- проверить надежность прилегания стекол и окончательно затянуть
Перевозка лодки
Казанка М с присоединенными булями имеет длину более 4 метров. Для транспортировки необходим лодочный прицеп. Облегчить данный процесс могут удобные ручки по обеим сторонам кормы и в носовой части. Они выдерживают буксировку, переноску или швартовку.
Тент в комплект не входит, его нужно было или покупать, или шить самостоятельно. Ткань должна соответствовать ряду условий:
- водонепроницаемость
- отталкивание пыли и грязи
- прочность
- устойчивость к ультрафиолетовому воздействию
Для установки тента необходимо подготовить надежное крепление. Это может быть конструкция из съемных дуг, не связанных между собой, либо складной каркас. На некоторых катерах в профиле лобового стекла просверливаются отверстия для присоединения тента на шнуровку.
Непотопляемость
Казанка М с двумя булями отличается гораздо большей степенью остойчивости от предшественницы, лодки Казанка. Инженеры компенсировали недостаточную ширину мотобота установкой клиновидных водонепроницаемых наделок: родные были дюралевыми, общий их объем составлял 52 л. Дополнительно можно было приобрести алюминиево–магниевые, заводского изготовления. Они становились дополнительными подушками и облегчали осадку. Действующая линия булей приподнималась над ходовой ватерлинией, во время поворота они не давали плавсредству крениться больше положенного. Со стороны кормы мотобот увеличивался на 40 см, что уменьшало риск переворачивания и затопления.
В носовой части располагается водо– и воздухонепроницаемый отсек непотопляемости, вторая перегородка надежно отделяет его от багажного отделения и закрывает собой от механических ударов из кокпита. Место соединения бортовой и днищевой обшивки не имеет брызгоотбойника, вырывающиеся из–под низа судна потоки заливают транец и нарушают гидродинамические силы. Установленный шпигат не дает сильно скапливаться жидкости. Но, если он не помогает, нужно как можно скорее вытащить моторку на берег и избавиться от воды.
Ходовые качества
Судно отличается способностью быстро выходить в глисс. Чтобы мотосудно не замедлялось и не захлестывалось водой, нельзя перегружать кормовую часть кокпита, размещая вес не более 150 кг. Скорость хода снижает расположение 2 человек или тяжелых предметов возле мотора.Плоское дно без реданов испытывает перегрузки, приводящие к жесткому ходу плавсредства. При полной комплектации глиссер не чувствителен к изменению количества пассажиров.
Заливание подмоторной ниши вследствие ее непродуманного строения не только затрудняет движение, но может привести к оверкилю. Большинство обладателей данной модели переделывает транец на самоотливной, улучшая тем самым ходовые качества.
Заключение
Усовершенствование лодки Казанка
К настоящему времени накоплен довольно обширный материал и реализовано
множество интересных идей по усовершенствованию лодки «Казанка».
Значительная часть таких доработок направлена на улучшение скоростных и общих
эксплуатационных характеристик. Кроме этого, проделана большая работа по
специальному переоборудованию серийных моделей для рыбной ловли, семейного
туризма, дальних переходов.
- Легкая рубка со съемным тентом
- Рубка со сдвижной крышей на мотолодке Казанка-5
- Модернизация моторной лодки (мотолодки)
Казанка-5М - Самодельные тенты для мотолодки Казанка
- Крылья для лодки Казанка с мотором «Вихрь»
- Крылья для мотолодки Казанка-5
- Паруса для мотолодки Казанка
- Вертопрах
- Рубка на моторной лодке «Казанка-2М»
Расход топлива
Средний расход топлива на лодке «Казанка» составляет около 18л/час. Точное значение зависит от исправности двигателя, стиля езды и поверхности передвижения.
Цена
Стоимость на лодке «Казанка» начинается примерно от $3,000.
Видео
V | G | F | T | O |
Источник: motoli.ru