В конце марта 1942 года летчик — истребитель Алексей Мересьев был сбит и упал в районе Черного леса Демянского кольца. О необычайной биографии, характере, мужестве, силе духа этого советского офицера рассказывает книга Бориса Полевого.
Повесть о настоящем человеке
Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
Ветер стих внезапно, как и налетел. Деревья снова застыли в холодном оцепенении. Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, осторожное тявканье лисиц и первые, еще неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.
Снова порывисто шумнул ветер в тяжелой хвое сосновых вершин. Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе. Само небо уплотнилось и сузилось. Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии. По тому, как, побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что поднялось солнце и что занявшийся день обещает быть ясным, морозным, ядреным.
В. АРСЕНЬЕВ «ДЕРСУ УЗАЛА». Аудиокнига. читает Александр Котов
Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы переваривать ночную добычу, убралась с поляны лисица, оставив на снегу кружевной, хитро запутанный след. Старый лес зашумел ровно, неумолчно. Только птичья возня, стук дятла, веселое цвиканье стрелявших меж ветвей желтеньких синиц да жадный сухой кряк соек разнообразили этот тягучий, тревожный и грустный, мягкими волнами перекатывающийся шум.
Сорока, чистившая на ветке ольховника черный острый клюв, вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела, готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустели сучья. Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь.
Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались.
Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Лишь клочковатая шкура нервно передергивалась на спине. Настороженные уши ловили каждый звук, и слух его был так остер, что слышал зверь, как короед точит древесину сосны. Но даже и эти чуткие уши не слышали в лесу ничего, кроме птичьей трескотни, стука дятла и ровного звона сосновых вершин.
Слух успокаивал, но обоняние предупреждало об опасности. К свежему аромату талого снега примешивались острые, тяжелые и опасные запахи, чуждые этому дремучему лесу. Черные печальные глаза зверя увидели на ослепительной чешуе наста темные фигуры. Не шевелясь, он весь напружился, готовый сделать прыжок в чащу. Но люди не двигались.
Ислам Идигов — В сигаретном дыму
Они лежали в снегу густо, местами друг на друге. Их было очень много, но ни один из них не двигался и не нарушал девственной тишины. Возле возвышались вросшие в сугробы какие-то чудовища. Они-то и источали острые и тревожащие запахи.
Испуганно кося глазом, стоял на опушке лось, не понимая, что же случилось со всем этим стадом тихих, неподвижных и совсем не опасных с виду людей.
Внимание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь вздрогнул, кожа на спине его передернулась, задние ноги еще больше поджались.
Однако звук был тоже не страшный: будто несколько майских жуков, басовито гудя, кружили в листве зацветающей березы. И к гуденью их примешивался порой частый, короткий треск, похожий на вечерний скрип дергача на болоте.
А вот и сами эти жуки. Сверкая крыльями, танцуют они в голубом морозном воздухе. Снова и снова скрипнул в вышине дергач. Один из жуков, не складывая крыльев, метнулся вниз. Остальные опять затанцевали в небесной лазури.
Зверь распустил напряженные мускулы, вышел на поляну, лизнул наст, кося глазом на небо. И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, понесся прямо к поляне. Он рос так быстро, что лось едва успел сделать прыжок в кусты — что-то громадное, более страшное, чем внезапный порыв осенней бури, ударило по вершинам сосен и брякнулось о землю так, что весь лес загудел, застонал. Эхо понеслось над деревьями, опережая лося, рванувшегося во весь дух в чащу.
Увязло в гуще зеленой хвои эхо. Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. И в ней отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на полянку.
Медведь был велик, стар и космат. Неопрятная шерсть бурыми клочьями торчала на его впалых боках, сосульками свисала с тощего, поджарого зада. В этих краях с осени бушевала война. Она проникла даже сюда, в заповедную глушь, куда раньше, и то не часто, заходили только лесники да охотники. Грохот близкого боя еще осенью поднял медведя из берлоги, нарушив его зимнюю спячку, и вот теперь, голодный и злой, бродил он по лесу, не зная покоя.
Медведь остановился на опушке, там, где только что стоял лось. Понюхал его свежие, вкусно пахнущие следы, тяжело и жадно задышал, двигая впалыми боками, прислушался. Лось ушел, зато рядом раздавался звук, производимый каким-то живым и, вероятно, слабым существом. Шерсть поднялась на загривке зверя. Он вытянул морду.
И снова этот жалобный звук чуть слышно донесся с опушки.
Медленно, осторожно ступая мягкими лапами, под которыми с хрустом проваливался сухой и крепкий наст, зверь направился к неподвижной, вбитой в снег человеческой фигуре.
Летчик Алексей Мересьев попал в двойные «клещи». Это было самое скверное, что могло случиться в воздушном бою. Его, расстрелявшего все боеприпасы, фактически безоружного, обступили четыре немецких самолета и, не давая ему ни вывернуться, ни уклониться с курса, повели на свой аэродром.
Электронная библиотека «100 лучших книг» — это субъективная подборка бесплатных произведений, собранная по принципу «один писатель — одна книга»
Источник: www.100bestbooks.info
Часть 1 При выполнении заданий этой части…
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить ВОИНСКИЙ?
1) Федоров был ВОЕННЫМ человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут впереди солдат его полка.
2) За храбрость и доблесть он получил очередное ВОЕННОЕ звание.
3) Он многое испытал в жизни, но сумел сохранить даже ВОЕННУЮ выправку.
4) ВОЕННАЯ промышленность этой страны очень развита.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
3) с четырьмястами рублями
4) поезжай домой
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Опровергая общее утверждение,
__ 1) приведите хотя бы один довод против.
_ 2) у нас завязался спор.
__ 3) у меня не хватило аргументов.
__ 4) это называется контрпримером.
Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).
__ 1) В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.
__ 2) Весь домик был наполнен не только вздохами, но и тревожными скрипами.
3) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
__ 4) Сочинительный союз употребляется и соединяет однородные члены предложения.
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11
(1)… (2)Основанием для этой легенды явилась безвременная смерть лорда Карнарвона, скончавшегося в апреле 1923 года от укуса москита после трёхнедельной тщетной борьбы с болезнью. (З)Тотчас после его смерти раздались голоса о «возмездии богохульнику». (4)Вскоре появилась статья под заголовком «Месть фараона», а затем заговорили о второй, третьей, седьмой, девятнадцатой жертве. (5)И — это действительно действует ошеломляюще — в 1929 году от укуса какого-то насекомого умирает леди Карнарвон.
(6) … газетчики «жертвами мумии» называли и тех, кто не имел никакого отношения к исследованию гробницы Тутанхамона.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Ни одно археологическое открытие не получило такой известности, как находка гробницы Тутанхамона.
2) В газетных статьях о том, что было связано с находкой гробницы Тутанхамона, были допущены некоторые ошибки и неточности.
3) Миф о «проклятии фараона» возник вскоре после находки гробницы Тутанхамона.
4) Миф о «проклятии фараона», а также о «проклятии алмаза Хоупе» — слегка щекочущие нервы россказни, развлекательное чтиво.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в Шестом (6) предложении?
1) В двадцатом веке
3) В погоне за сенсацией
Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?
1) явилась смерть
2) смерть явилась основанием
3) смерть явилась основанием для легенды
4) смерть явилась от укуса москита
Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1) простое с однородными членами предложения
4) бессоюзное сложное
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОШЕЛОМЛЯЮЩЕ из пятого (5) предложения текста
2) действительным причастием
Укажите значение слова ТЩЕТНОЙ в предложении 2.
2) недостаточно энергичной, вялой
3) напрасной, бесполезной, безрезультатной
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Пусты(1)ы песча(2)ые дюны и ветре(3)ым, и безветре(4)ым днём.
В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная в корне?
1) определить, антагонизм, п..ролон
2) уравнение, выращивать, р..птать
3) пол..жение, покл..нение, подп..рая
4) благодарность, в..ртуоз, хризантема
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) нед..оценка, необстрелянный, з..ветриться
2) приближенный, пр..дать (вид), преступить (к делу)
3) бе..душный, бе..крайний, не..держанный
4) под..тожить, раз..грать, до..сторический
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?
1) моряки служ..т на флоте, колыш..щиеся от ветра
2) они слыш..т, хлопоЧеЩИй по дому
3) держ..щиеся свободно, дети промоч..т обувь
4) волны плещ-.тся, дыш..щие свободно
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А) Захаживать
Б) приветл..вый
В)заклеивать
Г) сирен, .вый
В каком предложении Не со словом пишется раздельно?
1) Это (не)обычное явление привлекло наше внимание.
2) Этот человек (не)лишён воображения.
3) Его (не)доумевающий взгляд я надолго запомнил.
4) Со мной окончил курс (не)кто Рябовский.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Иван наш ТО(ЖЕ) делал вроде ТО(ЖЕ), да вышло всё же непохоже.
2) Пётр сделал ТО(ЖЕ) самое и точно ТАК(ЖЕ).
3) (ПРИ)ТОМ медицинском центре есть аптека, (ПРИ)ТОМ хорошая.
4) Позаботься ТАК(ЖЕ) о том, ЧТО(БЫ) все были целы и сыты.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Лес замолк () и в зареве пылающего костра он кажется волшебно-призрачным. 1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
5) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
6) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
7) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Старик (1) видевший все своими глазами (2) не мог говорить (3) без слез (4) Рассказывая нам об этом.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Судьба всех людей (1) кажется (2) одинаковой.
Здесь столько снега, что он (3) кажется (4) никогда не растает.
Укажите предложение, в котором нужно поставить Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В Средневековье появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.
2) Одинокие рыцари либо присоединялись к сложившимся группам либо образовывали свою собственную.
3) И крупное спортивное событие и премьера спектакля и происшествие в городе могут занимать умы и сердца многих людей.
4) У византийских мастеров учились архитекторы и художники стран Европы и Азии.
В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Озеро как зеркало.
2) В ней всё было прекрасно и платье и душа.
3) Не навреди первая заповедь врача.
4) Я выглянул в окно туман уже редел.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) Замерли в ожидании зимы.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Туман таял (1) и (2) когда лодка шла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море.
2) Путешественники, в которых мы узнали наших новых знакомых, стали делать нам знаки, чтобы мы остановились.
3) Книги, которые стояли на верхней полке, достать оказалось сложнее всего.
4) Утята, которые выходили на берег, были похожи на маленькие жёлтые клубочки.
Микеланджело родился неподалёку от Флоренции, умер в Риме, и деятельность его связана в основном с этими городами. Во Флоренции Микеланджело создал статую «Давид», воплотившую идеал человека эпохи Возрождения, скульптуры капеллы Медичи; в Риме — чудесную «Пьету», статуи для гробницы Юлия II. В Ватикане он создал роспись потолка Сикстинской капеллы, включающую более 300 фигур, позднее в той же капелле исполнил грандиозную фреску «Страшный суд». Он был величайшим скульптором, живописцем, архитектором, поэтом; его гений наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на дальнейшую мировую культуру.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Микеланджело родился неподалёку от Флоренции и умер в Риме.
2) Микеланджело написал фрески в Сикстинской капелле.
3) Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на дальнейшую мировую культуру.
4) Микеланджело создал статую «Давид», воплотившую идеал человека эпохи Возрождения.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
(1) Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и обратно. (2) Теплоход современный, огромный, комфортабельный; на нем более трехсот пассажиров. (3) Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде затопленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. (4) Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появлялось в поле зрения другое. (5) И так все двадцать два дня путешествия. (6) Беда, лебедиными крыльями бьет беда! (7) А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, еще недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен. (8) Это же вопиющая безответственность и бесхозяй-ственность! (9) Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение! (10) Ведь почти все они довольно красивы, поставлены на самых видных местах. (11) Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы отдыха. (12) И огорчало это решительно всех. (13) Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным.
(14) Мы не храним старину не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной отдачи, не верим в медленные целители души. (15) А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе.
(16) Нам необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но все же добрая для окружающих.
(17) Каждый может сделать что-то доброе и оставить по себе добрую память. (18) Хранить память о других — это оставлять добрую память о себе.
(По Д. С. Лихачёву)
Какое утверждение отражает одну из мыслей текста?
1) Забота о разрушающихся памятниках культуры — непозволительная роскошь для государства.
__ 2) Памятники старины не имеют большого воспитательного значения.
__ 3) Вид уходящей культуры оставляет людей равнодушными.
_| 4) Чтобы быть сопричастным истории, нужно хранить память о прошлом, интересоваться им.
Определите стиль и тип речи текста.
__ 1) публицистический стиль; описание
__ 2) художественный стиль; повествование
__ 3) научный стиль; описание и рассуждение
__ 4) публицистический стиль; повествование и рассуждение
Какое слово является синонимом к слову Комфортабельный?
__ 1) большой 2) быстрый 3) удобный 4)новый
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов №1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.
Укажите способ образования слова БЕЗЖАЛОСТНО из предложения 7.
Из предложения 9 выпишите субстантивированное причастие.
Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.
Среди предложений 7-13 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер.
Среди предложений 7-13 найдите предложения с обособленными обстоятельствами.
Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.
Сколько простых предложений входит в состав предложения 14?
Среди предложений 7-13 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В8________________________________________________________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который выI Анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Если вы не знаете, какая ишЬоа из списка должна стоять на месте пропуска, пишите иифоу 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв поднимает вопрос, очень волнующий его и значимый для каждого сколько-нибудь культурного человека. Поэтому он использует такие эмоционально насыщенные средства художественной выразительности, как, (хотя и оформленный с помощью не вопросительного, а восклицательного знака — в предложении 9),(«Мы не храним старину не потому… не потому… а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной отдачи…»). Воздействуя на воображение читателя, он создаёт образы -(в предложениях 6, 11); обращаясь к его сознанию, убеждает, используя(в предложении 15)…
2) риторический вопрос
6) поэтическое обращение
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Считаете ли вы актуальной его тему?
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
7 Шталь. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ
Похожие записи:
- 276. В каком ряду все слова являются именами существительными? 1) вселенная, набережная, непосредственная…
- Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером…
- Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов…
- А1. Ответ: 4. В слове цемЕнт ударение падает на второй слог
Источник: stomart-clinics.ru
Текст книги «Самая легкая лодка в мире (сборник)»
Ночь приблизилась, подошла вплотную, и ничего вокруг нас не осталось, только костер, только мы с капитаном, только ведро, из которого валил пряный пар, да песчаная кайма берега и серебристый нос «Одуванчика», подвинувшегося к костру поближе.
Капитан снял с костра ведро и вывалил раков на траву.
Груда раков, курган раков, гора Казбек раков возвысилась над землей рядом с мигающим жарким костром. Бурые панцири, алые клешни, багровые усы тянулись к небу, нацеливались, угрожали и просто так торчали в разные стороны.
Не раков и не рыцарей в багряных теперь доспехах напомнили они, а жителей планеты Сатурн, космических пришельцев, которых мы с капитаном по глупости наловили, сварили и приготовились есть. И я содрогнулся, представив, как прилетят на Землю эдакие пришельцы в форме раков, а какие-нибудь типы, вроде нас с капитаном, сунут их в свой наивный бульон.
Капитан тем временем схватил космического гостя, обжигаясь, взломал панцирь, с хрустом оторвал шейку и высосал брызнувший сок. По-каннибальски подмигивая мне, он сопел и грыз. Откровенное блаженство было нарисовано на лице пожирателя пришельцев из космоса.
– Помню, с Петюшкой Собаковским… – журчал каннибал-фотограф. – Ну и раки были тогда… А ты что сидишь? Бери вон того здорового.
– Что-то не могу, – сказал я. – Мне кажется, это пришельцы.
– Что такое? – обиженно остановился капитан.
– По-моему, это пришельцы из космоса, с планеты Сатурн. Вот и крест у них на хвосте. Видал ты когда-нибудь рака с крестом?
– Не видал, – сказал капитан, позабывший уже про крест.
– Конечно, это пришельцы, – сказал я, – в форме рака.
Капитан оглянулся на озеро, над которым клубился уже тревожный глухой туман. Ничего на первый взгляд особенного не было в этом тумане – обычный ночной земной туман, сырость и глухота. И все же в нем жило, таилось нечто космическое. Почти не шевелясь, выползал туман к берегу, обтекал костер, касаясь наших щек и коленей. В ночи и в тумане мы остались совсем одни перед горою пурпурных пришельцев из космоса.
– Зачем же мы их наварили-то? – спросил капитан.
– По глупости. Приняли за раков. По простоте душевной.
– А может, это все-таки раки? – сказал капитан. – Если это пришельцы, зачем у них рачий вкус? Ну пускай форма рачья, а вкус должен быть другой, неземной, космический. По-моему, это раки.
– А почему у них на хвосте крестик?
– Откуда я знаю? Крестик так крестик, ничего страшного. Может, этот крестик принесет нам счастье!
И капитан надломил нового рака и высосал сок. И счастье заблистало в его глазах, запуталось в бороде.
– Черт возьми! – сказал капитан. – Можно в конце концов рубануть и пришельцев, если они съедобны.
И мне показалось, что вареный рак в руках капитана каким-то чудесным образом превратился в долгожданный плод – гранат, что ли, северный? Именно с таким счастливым видом, как будто это гранат вроде северный, но только не гранат, а что-то еще и космическое, неземное, озерное, капитан поедал рака.
– Нет, нет, – бормотал капитан, чмокая и хрустя. – Это мы с тобой пришельцы. А раки не пришельцы. Они скорей пограничники, охраняющие подступ к Багровому озеру. А раз мы пришельцы, а они раки, так какого черта? Чего тянуть?
Вслед за ним и я достал из кучи небольшого рачка-пограничника, аккуратно отломил клешню.
– Фу! – сморщился капитан. – Неправильно. Кто так ест рака! Погоди сосать клешню. Надо, пожалуй, научить тебя правильно есть раков.
Глава VII
Наставления капитана-фотографа
– Я не знаю, как едят пришельцев из космоса, – наставлял капитан, – а рака надо правильно взять в руки. За панцирь левой, за шейку правой рукой. С правильной постановки рук начинается поедание этого редчайшего и сладчайшего плода водоемов.
В старые времена, конечно, существовал особый столовый раковый прибор, похожий на эдакий настольный велосипедик. В нем были разные крючочки, вилочки, колесики, при помощи которых поедался рак.
Теперь такие приборы редкость, руки и зубы – наш «велосипедик». Итак, взявши рака, как полагается, надо разломить его пополам и выпить сок, струящийся как из левой, так и из правой части…
Наставляя меня, капитан-фотограф демонстрировал все это на примере, и я неловко повторял за ним взламыванье, высасыванье и поедание.
– В раке съедобно все, – говорил капитан. – Даже его панцирь, который состоит из особого вещества под названием «хитин». Настоящие ракоеды, к примеру Петюшка Собаковский, охотно вкушают его. Поверь, что и хитин имеет свой вкус, если это, конечно, настоящий хитин. В конце концов, не каждый день удается отведать истинного хитина. Добавлю, что хитин полезен хоккеистам.
– Почему? – спросил я.
– Почему хитин полезен хоккеистам?
– Ты что – дурак? Не понимаешь, что ли? Ведь хитин – это панцирь, а хоккеистов все толкают и клюшками бьют. Надо же им как-то укрепляться. Кроме хитина, им полезно есть яичную скорлупу и толченые черепашьи панцири.
Сообразил?
– Сообразил. Расскажи, как едят клешню.
– С клешнями надо обращаться осторожно. Легким нажимом взломав клешню, надо вынуть ее содержимое так, чтобы получилось как бы две клешни. Одна – из панциря, другая – обнаженная, розовая…
Капитан причмокнул, надкусил клешню и ловким ракоедским движением вытащил ту, другую, внутреннюю клешню, обнаженную и розовую. Сунув ее в рот, капитан продолжил:
– Мясо рачьих клешней – мужская пища. Тот, кто ест клешни, обладает крепким рукопожатием… И наконец финал – раковая шейка! Королева стола! Заметь, что раковая шейка на самом деле рачий хвост. Но так она вкусна, так бесподобна, что назвать ее хвостом никто не решается.
Это единственный случай, когда чей-то хвост называют так возвышенно. Один поэт так воспевал раковую шейку:
О, шейка рака!
Как собака,
Тебе я предан всей душой…
Другой поэт, из круга Веневитинова, писал еще восторженней:
В мой рот вошло речное диво!
Дрожит от жадности кадык.
И шейку тронувший стыдливо,
Бледнет бедный мой язык…
Именно так нужно есть раковую шейку, стыдливо, застенчиво. Мало на земле людей, которые достойны ее.
Воодушевленный, капитан-фотограф хлюпал стыдливо соком, застенчиво прикрывал глаза, вслед за ним и я принялся взламывать раков, высасывать, брызгаться и хрустеть.
Туман же над озером сгущался. На багровых рачьих панцирях блестела холодная роса.
Глава VIII
Мутное сердце тумана
Я не мог уснуть. В палатке было душно.
Туман, вползающий через щели, покрывал мой лоб испариной, как холодная подушка, наваливался на грудь, придавливал и душил. Палатка была набита туманом.
А там, за брезентовыми стенками, была тишь. Ничто не булькало, не ворочалось, не плескало, но я точно знал, что это неправда. Там обязательно что-то двигалось, что-то булькало и плескало, только очень тихо, еще тише, чем движение тумана.
Раки опять наступали из глубины на берег, ночные летучие мыши летали над нами, и выдра проплывала, спрятав голову под водой. А что еще там делалось, я не знал – не бесы ли катались на лодочке под бесшумными парусами?
Мне представлялась небольшая коричневая лодочка, набитая молчаливыми бесами, и туманный парус, и бес-капитан с седыми усами, и рожи бесов-матросов, испачканные чугунной сажей.
Что они делали там, в лодке, я не видел – рыбу не ловили, выдру не гоняли, только для чего-то мочили в воде толстые веревки.
– Ты спишь? – спросил я капитана.
Капитан спал. Спал капитан, убаюканный усталостью, духотой и туманом.
Я вылез из палатки в полную темноту. И все же, как ни странно, в темноте этой виден был туман. То ли белый, то ли сизый – неведомо какой.
Вытянув руки, вышел я к берегу озера, наткнулся на корму «Одуванчика», потрогал его холодную серебряную кожу.
Забрался в лодку, сел на свое место, прикрыл глаза. В «Одуванчике» мне было спокойнее, чем в палатке, дышалось легче. И я решил подремать в лодке, дожидаясь рассвета.
Бесы ли шутили надо мной, но и в лодке не дремалось, не спалось. Взявши весло, я легонько ткнул им в дно озера – и лодка отошла от берега. Неожиданно поплыл я в темноте и тумане.
Изредка опуская за борт весло, я слегка касался воды, которую не видел, и не слышал ее плеска. Порою я даже и не зацеплялся веслом за воду и двигался вперед, отталкиваясь от тумана.
«Так и надо, – думал я. – Так и надо плыть – отталкиваясь от тумана. Для этого и построен „Одуванчик“».
Туман над озером оказался легче, чем тот, в палатке, прибрежный. Там он был гуще, там он давил на грудь, а здесь пролетал легко, оставляя на щеках влажный след.
Чем дальше отплывал я от берега, тем нежнее становился туман, я чувствовал это кожей лица, – нежнее, влажней, невесомей. Он не терял своей густоты, но непрестанно менялся. В темноте тянулись над головой легчайшие туманные нити, которые вели в недра тумана, к самому его туманному сердцу.
«Мутное, наверно, у него сердце, – думал я. – Муть да белая серость. Ни черта там не видать, в его сердце».
Бесформенным и рыхлым огромным комом представлялось мне сердце тумана, оно лежало на воде, посреди озера, неподвижное и густое.
«Надо хоть добраться до него, поглядеть, – думал я. – В самое сердце я вплывать не буду, рядышком, около поплаваю».
Туман не мешал мне. Он вроде и не сердился на человека, который собрался доплыть до его сердца.
Впереди я заметил темное пятно. Своей глубиной и бархатностью оно отличалось от всей остальной ночной темноты и поэтому притягивало к себе. Ударив веслом, я всплеснул воду и вплыл в темный круг, очерченный туманом на воде.
Чистый ночной воздух окружал теперь меня. «Одуванчик» плавно пересекал свободный от тумана пятачок черной воды, окруженный глухими белесыми стенами. Далеко-далеко, высоко в небо уходили стены тумана, а там, где кончались они, горели три ярких, к земле наклоненных звезды.
Я остановил лодку и сидел, испуганный, в сердце тумана, задравши голову к небу.
Я узнал эти звезды, внезапно открывшиеся мне, – Пояс Ориона. И, пробиваясь сквозь туман, светили в небесах и остальные звезды – и все созвездье Орион стояло надо мной, над озером, над пустым сердцем тумана.
Я ничего не понимал. Сейчас, летом, даже глухою ночью никак не мог быть виден Орион, и все-таки он стоял надо мной и над моей лодкой.
Не знаю отчего, но я всегда радуюсь и волнуюсь, когда увижу созвездье Орион. Мне кажется отчего-то, что созвездье это связано с моей жизнью. Как будто даже Орион – о, небесный охотник! – наблюдает за мной, хоть и маленьким, а живым, и я ни перед кем, а только перед ним отвечаю за все, что делаю на Земле, – за себя, за свою лодку, за плаванье в сердце тумана.
Неподвижно сидел я в лодке, не шевелясь, стоял вокруг меня туман, и не шелохнулась волна под килем «Одуванчика» – только свет Ориона двигался к нам и достигал нас.
Как некоторые южные люди загорают на солнце, так и я подставил свое лицо под свет Ориона и чувствовал кожей прикосновение его лучей.
Они не были теплыми или холодными, они касались кожи почти незаметно и все-таки отпечатывались на лице. Не знаю, что изменилось на нем – светлела ли, темнела кожа, но я чувствовал, как проходят мои усталость и тревога, легче, яснее становится на душе.
«Все не так уж плохо, – думал я. – Вот я даже доплыл до сердца тумана».
Прикрыв глаза, я вспомнил вдруг людей, оставленных в городе, – Орлова и Петюшку, Клару и милиционера-художника и тех других людей, о которых не пишу здесь, в книжке. И все они казались мне совсем неплохими и, пожалуй, самыми лучшими и самыми легкими в мире.
Подремывая и вспоминая, я долго сидел так в лодке, а когда открыл глаза, увидел, что нет уже надо мной Ориона и туман сомкнулся над головой.
За туманом, где-то неподалеку, слышался тихий и жалостный вой.
«Уууууууу…» – то ли вздыхал, то ли плакал кто-то, так горько и печально, что хотелось немедленно кинуться на помощь.
Легонько ударяя веслом, я поплыл поскорее на этот вой, и чем быстрее плыл, тем светлее становилось вокруг, развеивался, таял туман. Впереди я увидел лодку с парусом и темные фигуры на борту.
«Бесы, – понял я. – Заманили все-таки. Воют, холеры, мочат в воде веревки».
Коричневая лодочка приблизилась, и я увидел рожи, испачканные чугунной сажей, и капитана с седыми усами. Увидавши меня, он поднял руку, помахал приветливо.
Я махнул в ответ, и бесы-матросы дружно выхватили из воды веревки, к которым привязаны были ржавые жирные крючки. Бесшумно прошла мимо меня коричневая бесовская лодочка. Быстро скрылась она за спиной, а вой все слышался впереди.
«Кто же это воет? – думал я. – Неужели капитан-фотограф? Кто-то прихватил его и душит во сне».
Быстро поспешил я, погнал «Одуванчика», и нос его врезался в прибрежный песок. Я бросился к палатке.
– Эй, капитан! – крикнул я, откидывая полог. – Ты чего воешь?
Капитан заворочался, высунул из спального мешка бороду.
– А? – хрипло прорычал он, изумляя меня тем, что можно хрипло прорычать такое простое слово. – А?
– Чего еще? – недовольно продирая голос, сказал капитан. – Сколько времени?
– Воешь ты или нет?
Бестолково прочищая глаза, капитан чудовищно призевывал.
– Кто воет? – раздраженно расспрашивал он. – Где?
Пока я тормошил капитана, вой и плач прекратились, затихли над озером, пропали. По лицу же капитана ясно было, что выть или рыдать он просто-напросто не умеет.
– Сколько время-то? – спрашивал не умеющий выть капитан. – Пора, что ль, в макарку?
– Светает, – ответил я.
Капитан выпутался из спального мешка, подполз на коленях к костру и принялся раздувать тлеющую головешку.
– Надо чайку вскипятить, – сказал он.
Глава IX
Вторжение в заросшую макарку