Широко известны любовь и восприимчивость русского народа к театральным зрелищам. Увиденные хоть однажды, они надолго оставались в памяти. Особенно любима была так называемая народная драма — интереснейшее и значительное явление нашей культуры, воплотившее творческий опыт, накопленный десятками поколений различных слоёв народа.
Народные театральные представления имеют свои давние традиции и характерные особенности. Чаще всего они устраивались на святки и масленицу. Эти два «театральных сезона» вмещали в себя драматические игры ряженых, посиделки молодёжи, обряды встречи и проводов масленицы.
В эти дни разыгрывались любимые в народе представления наиболее известных драм — «Лодка» и «Царь Максимилиан», — существовавших в десятках вариантов. В них рассказывалось о мужественных подвигах и благородных поступках вольнолюбивых атаманов, храбрых воинов, непокорных царских сыновей. Не менее популярны были действия, разыгрываемые комическими персонажами: смышлёными слугами, обличающими глупость барина, озорными простолюдинами, способными покорить публику находчивостью и умом.
ЦАРЬ — Фильм / Историческая драма
Подобный спектакль состоял из одного или трёх явлений, в которые включались монологи, диалоги и массовые сцены (чаще хоровое исполнение песни). Актёры произносили монологи, стоя лицом к публике, иногда прохаживаясь в центре круга или полукруга. Мизансцены (то есть расположение актёров на сцене в определённый момент спектакля) были традиционные просты и однообразны, но это вовсе не означало, что зрители скучали во время спектакля. Напротив, в него включались динамичные, живые сцены, как героического, так и комического содержания: поединки, казни, убийства, нападения, заковывания в цепи, похороны, плавание по реке, наказ битьем палками и т. д. Народным драмам в полной мере были присущи сильные страсти и неразрешимые конфликты, непрерывные, быстро сменяющие друг друга действия, сопровождаемые хоровой песней и удалой пляской.
Наролная драма. Лубок
Наролная драма. Лубок
Важную роль играли голос и интонация исполнителя. При большом скоплении шумной публики от актёра требовались незаурядные данные: громкий и чёткий голос, совершенное владение дикцией, умение варьировать интонации. Главные герои обычно изъяснялись торжественно, они отдавали приказы и распоряжения.
В минуты душевных потрясений они произносили проникновенные лирические монологи, эмоционально воздействующие на публику. В диалогах и массовых сценах обычно звучала разговорная, бытовая речь, помогающая решать конфликтные ситуации и выяснять отношения между героями. Комические персонажи говорили на шутливом и пародийном языке, вызывая улыбки или громкий смех собравшихся.
В наиболее напряжённые моменты действия включались песни, исполняемые хором. Эти музыкальные номера позволяли передать эмоциональный смысл сцены или переживаний героя. Обязательными были песни в начале и в конце представления, они придавали театральному действу целостность и законченность.
Спектакль «Царь Максимилиан» (по пьесе А.М.Ремизова, ДВГУ, 1998)
Представления народной драмы носили условный характер. Отсутствие сцены, занавеса, кулис, освещения, декораций и реквизита (то есть вещей, необходимых актёрам по ходу спектакля) определяло общую направленность театрального действа.
Кроме того, в народном театре не соблюдалось единство места и времени, а поэтому актёры должны были владеть специальными приёмами, создающими иллюзию обстановки, течения времени и перемещений в пространстве. Особенно наглядно это передавалось с помощью движений, жестикуляции и мимики. Так, например, если надо было показать победу над героем, то с него снимали шапку и надевали её на остриё сабли. Хлопки в ладоши означали движение вёсел и всплеск волн.
Огромное значение придавалось перемещениям героев на импровизированной сцене. Героические персонажи (царь, атаман, фельдмаршал, рыцарь и т. д.) шли торжественным маршем. В напряжённые моменты действия они ритмично притопывали ногами и размахивали высоко поднятой над головой саблей. При этом их лица сохраняли серьёзное и спокойное выражение.
Ковыляющая и подпрыгивающая походка комических персонажей, подмаргивание зрителям, почёсывание затылка вызывали дружный и весёлый смех. Условный характер носили и жесты персонажей: если герой печалился или находился в раздумье, он опускал вниз голову, в состоянии же отчаяния и злобы он резко поднимал вверх руки и громко топал ногами.
Не менее условны и традиционные костюмы персонажей. Героические и романтические персонажи выходили к публике в военных костюмах с эполетами или погонами, сплетёнными из соломы. На их груди красовались звёзды и награды, вырезанные из блестящей жести, через плечо была надета голубая или алая лента.
Разбойники были в красных рубахах, высоких сапогах, их непременным атрибутом была сабля в руках. Комические персонажи облачались в костюмы ряженых; старики и старухи выходили в рваных, потёртых зипунах (то есть в верхней одежде из грубого домотканого сукна с длинными рукавами берез воротника), с подложенными горбами. Каждый имел какой-либо атрибут своей профессии: лопату, молоток, цепь, ножницы и т. д. Вся эта наряженная, пёстрая толпа представляла собой яркое зрелище и появлялась под восторженные возгласы ликующих ребятишек.
Таким образом, народный драматический театр — это театр, воплотивший в себе лучшие традиции, сохраняемые и передаваемые актёрами от одного поколения к другому.
Источник: tepka.ru
Народная драма «Царь Максимилиан»
Драма «Царь Максимилиан» (иногда Максимъян, Максемьян) получила широкое распространение на всей территории России (Петербургская, Московская, Тверская, Ярославская, Костромская губ., Русский Север, Дон, Терек, Урал, Сибирь), Беларуси (Минская, Могилевская, Витебская губ.), Украины (Киевская, Черниговская, Подольская, Харьковская, Херсонская губ.), Молдавии. Ее играли в солдатской, матросской, городской, рабочей, крестьянской среде.
О возникновении этой драмы высказано несколько мнений. Вероятно, правы исследователи, считавшие, что поводом к ее созданию послужила политическая обстановка начала XVIII в.: конфликт между Петром I и его сыном Алексеем и казнь последнего. В памяти людей было и убийство сына Иваном Грозным. Сыноубийство не могло не отразиться на отношении народа к государям.
Это способствовало распространению драмы. Следует учесть и то, что в народе был известен духовный стих «Кирик и Улита», в котором, как и в драме, жестокий царь Максимилиан требует, чтобы младенец Кирик отрекся от веры в христианского Бога. Кирик, как и герой драмы Адольф, остается верен Богу.
Предпринимались настойчивые поиски непосредственного источника драмы, но он не был найден. Вероятно, единственного источника и не существовало. Вместе с тем бесспорна связь пьесы с репертуаром русского городского театра XVII-XVIII вв., а также несомненно влияние на ее текст переводных повестей (рыцарских романов) и их инсценировок той же эпохи, что доказано рядом исследователей. Однако какими бы разнообразными ни были литературные источники «Царя Максимилиана», существенно другое — связь пьесы с русской действительностью.
В основе драмы — конфликт тирана царя Максимилиана с его сыном Адольфом. Отец-язычник требует, чтобы сын бросил христианскую веру, но тот решительно отказывается:
- — Я ваши кумирческие боги
- Подвергаю себе под ноги,
- В грязь топчу, веровать не хочу.
- Верую в Господа нашего Исуса Христа,
- И целую Его в уста,
- И содержу Его закон.
- Царь Максимъян повелевает затюремному сторожу.
- — Поди и отведи моего сына Адольфу в темницу
Адольф в темнице. Царь Максимилиан три раза обращается к Адольфу со своим требованием, но тот все время отказывается. Тогда царь вызывает палача Брамбеуса и приказывает казнить Адольфа. В драме изображена жестокость царя Максимилиана не только с сыном. В одном из вариантов он, подобно царю Ироду, приказывает воину (здесь: Анике-воину) убить младенцев:
- — Воин, мой воин.
- Сходи все страны Вифлеемские,
- Сбей, сруби четырнадцать тысяч младенцев.
- Аще кого не убьешь.
- Ко мне живого приведешь.
- Является Баба (Рахиль) и спрашивает царя:
- — За что моему дитяти
- Невинно пропадати?
- Царь неумолим:
- — Как низавинно,
- Когда я послал воина,
- Воина вооруженного?
- Воин, мой воин,
- Убей сего младенца
- И прогони эту бабу!
- Воин убивает ребенка. Рахиль плачет
Царю Максимилиану противопоставлен его сын Адольф. Он смело говорит отцу, что вниз по матушке по Волге катался И с вольной шайкой, с разбойниками, знался , что был их атаманом ; приказывает выпустить из тюрьмы арестанта (рестанта), который был посажен по приказу отца . В драме Адольф твердо отстаивал свои убеждения, претерпевал мучения, шел на смерть, но не изменял своим идеалам, чем вызывал симпатию и сочувствие. Палач, выполнив приказ царя и убив Адольфа, закалывал и себя со словами:
- — За что любил,
- За тои голову срубил.
- Царя долг исправляю
- И сам вслед помираю
Повеление царя убить сына, изображение казни Адольфа, самоубийство палача — трагические картины. Но представление должно было веселить зрителей, нужна была разрядка. Установилась традиция вводить в действие фарсовые, сатирические и юмористические эпизоды. Таковыми являются разговоры Гробокопателей, Портного, Доктора, даже отпевание Патриархом тела Адольфа. Острая сатира на священнослужителей возникала при изображении венчания царя Максимилиана с Богиней (священник и дьякон в кабаке пропили венчанную книгу, а на заупокойную опохмелялись) .
Исследователь народных драм Н. Н. Виноградов писал о «Царе Максимилиане»: «Появившись в половине XVIII столетия и переходя из уст в уста, от поколения к поколению, эта пьеса неизбежно подвергалась самым разнообразным изменениям, сокращалась и удлинялась по произволу. Понравившись народу, она мало-помалу втянула в себя целый ряд отдельных сцен и мелких произведений того же рода. Вследствие этого во многих вариантах получается длинный ряд отдельных сцен, целая коллекция разнохарактерных лиц, пестрый калейдоскоп самых разнообразных положений; теряется общий смысл пьесы, отсутствует единство сюжета, остается лишь единство названия.
Драма «Царь Максимилиан» большая по объему. Часто ее переписывали в тетради и перед представлением репетировали. Однако и в ней выработались стереотипные ситуации, а также формулы, которые способствовали запоминанию и воспроизведению драмы. Таковыми, например, являются сцены поединков, формулы-ответы Адольфа отцу («Я ваши кумирские боги Терзаю под ноги. » и т. д.). Приобрели устойчивую форму вызов царем Максимилианом Скорохода (или иного действующего лица) и доклад вызываемого о прибытии.
- Царь Максимильян:
- — Скороход-Фельдмаршал,
- Явись перед троном
- Грозного царя Максимильяна!
- Скороход:
- — Справа налево вернусь,
- Перед троном грозного царя Максимильяна явлюсь:
- О, великий повелитель.
- Грозный царь Максимильян,
- Почто ты Скорохода-Фельдмаршала призываешь?
- Или дела, указы повелеваешь?
- Или мой меч притупился?
- Или я, Скороход-Фельдмаршал, в чем пред вами
- провинился?
В цитируемом варианте драмы эта формула доклада повторяется 26 раз (Скороход ее произносит 18 раз, Маркушка 3 раза, Адольф и Аника-воин по 2 раза, Палач 1 раз).
К сказанному следует добавить, что в «Царе Максимилиане» встречаются те же ситуации и общие места, что и в драме «Лодка». Например: Адольф — с шапкой разбойников знался; о погребении убитого говорят: «Убрать это тело, чтобы сверх земли не тлело. » и т. д. Таким образом, драма «Царь Максимилиан» возникла и развивалась под влиянием других народных пьес, рыцарских романов, лубочных изданий, народного песенного фольклора, духовных стихов.
Материал подготовлен с учителем высшей категории
Ильина Галина Сергеевна
Опыт работы учителем 36 лет
Источник: schooltask.ru
СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА НАРОДНОЙ ДРАМЫ «ЛОДКА»
17 июня 2022 года, в заключительный день фольклорной смены православного детского лагеря, состоялся премьерный показ народной драмы «Лодка», основанной на материалах экспедиций по Самарской губернии.
В XVIII–XIX вв. в России довольно распространённым явлением культурной жизни разных слоёв населения выступал жанр народной драмы. В результате разнородных видов взаимодействия святочного и масленичного фольклора и литературных источников складывались традиции проведения представлений, где не было жёсткого разделения на актёров и зрителей, где песня, инструментальные наигрыши были органичными участниками действа, где импровизировался текст и сам сюжет. Среди нескольких пьес, имеющих бесчисленное число версий, одними из самых популярных были народные героические драмы «Царь Максимилиан» и «Лодка». Последняя имела и другие названия («Шлюпка», «Шайка разбойников», «Атаман», «Ермак» и др.).
Народная драма «Лодка» неоднократно привлекала к себе внимание крупнейших наших писателей. Ее популярность в народе засвидетельствовали А.С. Грибоедов, А.И. Герцен, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров. А.Н.
Островский использовал песенную инсценировку в своем произведении «Воевода (Сон на Волге)». Любопытнейший факт сохранился в воспоминаниях А. Милюкова о посещении им в 1857 г. в Лондоне А.И. Герцена. «Однажды после обеда Александр Иванович, особенно весело настроенный, вспомнил о своих московских развлечениях и предложил спеть русскую песню. Все мы, не исключая детей, уселись на ковре в два ряда, лицом одни к другим, изображая таким образом лодку, и затянули, как умели: «Вниз по матушке по Волге».
Бытование «Лодки» зарегистрировано также по всему Среднему Поволжью, в бывших Казанской, Симбирской, Саратовской губерниях, а также в южнорусских губерниях: Рязанской, Орловской, Калужской. Наиболее ранние указания об этом относятся к 40—50-м годам XIX в.
«Лодка» пережила сложную историю: в неё включались новые песни, интермедии, но основа сюжета сохранялась. На первый план выдвигались то разбойничьи сцены, то любовные, сюжет часто ослаблялся введением большого числа песен. Пьеса стала устойчивой в своих мотивах в период русского романтизма, когда впитала материалы из произведений писателей-романтиков. Но и по своей сути «Лодка» романтична: разбойничий сюжет, волжское раздолье, любовь атамана к пленнице, бунтарский характер сюжета – всё это говорит именно о её романтичной окраске.
Благодарим режиссера-постановщика Андрея Давыдова , а также фольклорные коллективы:
— Образцовый ансамбль народной песни «Самаряночка» (руководитель — Рогова Людмила Георгиевна);
— Фольклорный ансамбль «Рыбинка» (руководители — Загородновы Антон и Дарья);
— Образцовый ансамбль народной песни «Прялица»(руководитель — Богоявленская Вероника Николаевна);
— Ансамбль народной песни «Тимошка» (руководитель — Богоявленская Вероника Николаевна);
— Фольклорный ансамбль «Благодатное лето» (руководитель — Богоявленская Вероника Николаевна);
— Детский казачий ансамбль «Атаманец»(руководитель — Батурина Юлия Александровна, концертмейстер — Лаврентьев Михаил Александрович);
— Ансамбль народной песни «Соловушка» (руководитель — Чипчикова Ирина Анатольвна, концертмейстер – Чипчиков Ильдан Мавлетович)
Мероприятие проходило в рамках XI фестиваля-практикума «Благодатное лето. Жигули — 2022», поддержанного фондом президентских грантов.
Источник: pravinst.ru