А подводная трубка это устройство, которое позволяет подводная лодка работать затопленный все еще вдыхая воздух над поверхностью. Персонал Британского Королевского флота часто называет его фырканье. Концепция, разработанная голландскими инженерами, широко использовалась на немецких Подводные лодки в течение последнего года Вторая Мировая Война и известный им как Шнорчель. [1]
- 1 История
- 2 Операционные ограничения
- 3 Смотрите также
- 4 Рекомендации
История
Головка мачты для шноркеля из Германии тип XXI подводная лодка U-3503, затопленный снаружи Гетеборг 8 мая 1945 года, но поднята шведским флотом и тщательно изучена с целью улучшения будущих шведских подводных лодок.
До появления атомная энергия, подводные лодки были предназначены для работы на поверхности большую часть времени и погружения только для уклонения или для атак при дневном свете. До повсеместного использования радар после 1940 г. ночью подводная лодка была безопаснее на поверхности, чем под водой, потому что сонар мог обнаруживать лодки под водой, но был почти бесполезен против надводного судна. Однако с продолжением совершенствования радаров по мере развития войны подводные лодки (в частности, Немецкий Подводные лодки в Битва за Атлантику ) были вынуждены проводить больше времени под водой, работая на электродвигателях, которые давали скорость всего в несколько узлов и очень ограниченный диапазон. [ нужна цитата ]
Ранняя подводная трубка была разработана Джеймсом Ричардсоном, помощником менеджера в Скоттс Судостроительно-Инжиниринговая Компания, Гринок, Шотландия, еще в 1916 г., во время Первая Мировая Война. Хотя компания получила британский патент на дизайн, [2] он больше не использовался — Британское Адмиралтейство не приняло его для использования в Королевский флот. [3]
В ноябре 1926 г. капитан Перикл Ферретти из технического корпуса Итальянский флот провели испытания с установленной на подводной лодке вентиляционной трубой H 3. Испытания прошли в основном успешно, и аналогичная система была разработана для Сирена класс, но в итоге был списан; последующие системы трубок не были основаны на конструкции Ферретти. [4] [5]
Германия победил Нидерланды в 1940 г .; их захват О-25 и О-26 был удачей для немецкого флота, Кригсмарине. Голландцы О-21 класс были оснащены устройством под названием snuiver (сниффер). В Королевский флот Нидерландов еще в 1938 году экспериментировал с простой системой труб на подводных лодках. О-19 и О-20 что позволило дизельному двигателю на глубина перископа, одновременно заряжая аккумуляторы. Система была разработана голландцем Яном Якобом Уичерсом. [6]
Кригсмарине сначала рассматривали шноркель как средство подышать свежим воздухом в лодке, но не видели необходимости запускать дизельные двигатели под водой. Однако к 1943 году было потеряно еще больше подводных лодок, поэтому трубка была установлена на VIIC и IXC классы и разработан в новых XXI и XXIII типы.
Первая лодка Кригсмарине, оснащенная трубкой, была U-58, который экспериментировал с оборудованием в Балтийское море летом 1943 года. Эксплуатация началась в начале 1944 года, и к июню 1944 года около половины лодок, дислоцированных на французских базах, были оснащены трубками.
На Подводные лодки типа VII Шноркель складывалась вперед и хранилась в нише на левой стороне корпуса, а на IX Типы выемка была по правому борту. В XXI и XXIII у обоих типов были телескопические мачты, которые поднимались вертикально через боевая рубка рядом с перископом.
Операционные ограничения
Хотя шноркели позволяли подводным лодкам использовать свои дизельные двигатели, находясь под водой, их использование имело ограничения и проблемы.
Для подводных лодок с поднятыми трубками скорость была ограничена шестью узлами, чтобы не повредить трубу. В Gruppenhorchgerät (лодка гидрофон множество ) был бесполезен при работе дизельных двигателей под водой.
Однако самым драматическим эффектом, вызванным использованием трубок, была их способность создавать частичный вакуум внутри подводной лодки. Ранние трубки имели автоматический шаровой кран установлены клапаны (для предотвращения попадания морской воды в дизельные двигатели), которые могут захлопнуться в ненастную погоду, заставляя двигатели быстро всасывать воздух изнутри самой лодки.
Внезапное снижение давления могло вызвать у экипажа сильную боль в ушах, иногда приводящую к разрыву барабанных перепонок. Атмосферное давление затем будет плотно закрывать шаровой кран, заставляя лодку выключить дизельные двигатели и поверхность. [7] В современных подводных лодках до сих пор существует инженерная проблема; однако этот эффект смягчается за счет использования датчиков отсечки высокого вакуума, которые отключают двигатели затопленной лодки при обнаружении любого внезапного падения давления.
Точно так же современные трубки имеют безотказную конструкцию. Электрическая цепь управляет сжатый воздух система, которая удерживает «головной клапан» в открытом состоянии против натяжения мощной пружины. Когда волны омывают открытые контакты, цепь управления разрывается, в результате чего сжатый воздух выпускается, в результате чего клапан головки закрывается. Клапан немедленно снова открывается сжатым воздухом, когда контакты снова очищаются от воды.
Поскольку шноркели были предназначены для втягивания и выпуска газов, подводная лодка выхлоп дизеля можно было увидеть на поверхности на расстоянии около 4,5 км (2,8 мили). [8] Также «перископическое перо» (волна, создаваемая трубкой или перископом, движущимся по воде) может быть замечено в спокойном море. В первые месяцы Битва за Атлантику во Второй мировой войне британские корабли, использующие РЛС Модель 271 смогли обнаружить перископ подводной лодки на расстоянии 800 м (0,50 мили) во время испытаний в 1940 году. [9]
Смотрите также
Источник: wikiple.ru
Оптика для подводной лодки
Это оптическое устройство есть на подводной лодке, 8 букв — сканворды и кроссворды
Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Это оптическое устройство есть на подводной лодке», 8 букв (первая — п, последняя — п):
Другие определения (вопросы) к слову «перископ» (66)
- Надводный «глаз» подводной локи
- Выпученный из пучины «глаз»
- Оптический прибор для наблюдения из укрытий
- Прибор наблюдения из подлодки; сервис трансляций
- «Кривой» бинокль
- Глаз субмарины
- Оптическая трубка
- Оптический прибор для подсматривания из субмарины
- «Око» субмарины
- «глаза» субмарины
- Подъемный «глаз» подводной лодки
- Труба для наблюдения с подводной лодки
- Название какого оптического прибора получило мобильное приложение, принадлежащее компании Twitter, позволяющее организовывать видео трансляции?
- Оптический прибор для наблюдения на подлодке
- Прибор в окопе
- Оптическая труба для наблюдения с подводной лодки
- Оптический прибор для наблюдений из укрытий
- Зрительная труба для наблюдения из-за укрытий
- Оптика на субмарине
- «Глаз из-под воды»
- «Всевидящее око» субмарины
- Трубка на подлодке
- Оптический прибор, подглядывающий из-за угла
- Оптический прибор для наблюдения предметов, расположенных вне поля зрения наблюдателя
- «глаза» подлодки
- Оптический военный прибор
- Оптический прибор на подводной лодке
- Зрительная труба для наблюдения из подводной лодки
- Выдвижное око субмарины
- Любопытная оптика субмарины
- Оптический прибор на подводных лодках и танках
- «глаз» из пучины
- Объектив из 2 симметричных линз с диафрагмой посередине
- Оптический прибор для наблюдения из укрытия, подводной лодки
- Оптический прибор для наблюдения из подводных лодок
- «Выдвижной глаз» на подводной лодке
- У рака — глаз, а у подводной лодки
- «Глаз» подлодки
- Оптический прибор на подлодке
- Выдвижной «глаз» подводной лодки
- Выдвижной «глаз» субмарины
- У рака глаз, а что у подлодки
- Надводный «глаз» подлодки
- Надводный «глаз» подводной лодки
- «любопытная» оптика подлодки
- Глаз подводной лодки
- Оптический прибор в подводной лодке
- Оптический прибор
- «Замочная скважина» для подводников
- «Любопытная» оптика субмарины
- Оптический прибор с системой зеркал и призм, позволяющий вести наблюдение из укрытия
- Оптический прибор для наблюдения с подлодки
- Оптический прибор для получения увеличенных изображений непрозрачных предметов или диапозитивов на экране
- Прибор на подлодке
- «глаз» субмарины
- Торчит у подлодки
- Глазастая трубка подлодки
- Подъёмный «глаз» подлодки
- «Орган зрения» подводной лодки
- Глазок капитана Немо
- «замочная скважина» подводной лодки
- «замочная скважина» для подводников
- Бинокль субмарины
- Оптический прибор с вынесенным в сторону объективом для наблюдения из укрытия, например, подводной лодки
- Кривой бинокль
- У рака глаз, а что у подлодки?
- воен. (военный термин) оптический прибор для наблюдения из укрытия (окопов, блиндажей и др.), танков, подводных лодок и т. п. ◆ На рейде, среди играющих дельфинов, появлялись перископы германских подводных лодок. A. Н. Толстой, «Хождение по мукам», Книга вторая. Восемнадцатый год, 1928 г. ◆ Перископ виден; он торчит всё же из воды, и от него, как усы, в обе стороны расходятся от ходу тонкие волны. Б. С. Житков, «Под водой», 1924 г. ◆ В это время генерал Дрынов сидел в блиндаже под тремя накатами и следил за происходящим сквозь перископ . В. Н. Войнович, «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», 1969-1975 г.
- фотогр. (фотографическое) фотографический объектив, состоящий из двух выпукло-вогнутых линз, симметрично расположенных по отношению к плоскости помещённой между ними диафрагмы
Значение слова
ПЕРИСКО́П, -а, мужской род
Оптический прибор для наблюдения из укрытия, танка, подводной лодки и т. п. Перископ подводной лодки. Траншейный перископ. Танковый перископ. ◆ — Мои солдаты все время мастерят нечто вроде перископа, чтобы иметь возможность скрытно вести наблюдение за японцами. Степанов, Порт-Артур.
[От греч. περισκοπέω — смотрю вокруг]
Периско́п (от древне-греческого περι- «вокруг» + σκοπέω «смотрю») — оптический прибор для наблюдения из укрытия. Перископ не позволяет видеть наблюдателя в пределах прямой видимости.
Простейшая форма перископа — труба, на обоих концах которой закреплены зеркала, наклонённые относительно оси трубы на 45° для изменения хода световых лучей. Эта форма перископа с добавлением двух простых линз служила для наблюдения из окопов во время Первой мировой войны. Военнослужащие также используют перископы в некоторых орудийных башнях и в бронированных машинах. В более сложных вариантах для отклонения лучей вместо зеркал используются призмы, а получаемое наблюдателем изображение увеличивается с помощью системы линз. Они используются на подводных лодках и в различных областях науки.
Перископичность или оптическая высота перископа — расстояние между оптическими осями объектива и окуляра: один из основных параметров прибора.
Наиболее известные виды перископа — такие, как перископы на подводных лодках, танках, ручные перископы и стереотрубы (их также можно использовать как перископ) — широко применяются в военном деле.
Зрительная труба для наблюдения из подводной лодки, 8 букв — сканворды и кроссворды
Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Зрительная труба для наблюдения из подводной лодки», 8 букв (первая — п, последняя — п):
Другие определения (вопросы) к слову «перископ» (66)
- «Замочная скважина» для подводников
- Оптический прибор
- «глаз» из пучины
- «Орган зрения» подводной лодки
- Глазастая трубка подлодки
- Оптический прибор для подсматривания из субмарины
- Бинокль субмарины
- У рака глаз, а что у подлодки?
- Оптический прибор для наблюдения из укрытий
- Оптика на субмарине
- Подъёмный «глаз» подлодки
- «Выдвижной глаз» на подводной лодке
- У рака — глаз, а у подводной лодки
- Глазок капитана Немо
- Оптический военный прибор
- Надводный «глаз» подлодки
- Прибор наблюдения из подлодки; сервис трансляций
- «Глаз из-под воды»
- Выпученный из пучины «глаз»
- Оптический прибор для получения увеличенных изображений непрозрачных предметов или диапозитивов на экране
- «Око» субмарины
- Оптический прибор для наблюдения из укрытия, подводной лодки
- «замочная скважина» для подводников
- «Глаз» подлодки
- Оптический прибор для наблюдений из укрытий
- Объектив из 2 симметричных линз с диафрагмой посередине
- Название какого оптического прибора получило мобильное приложение, принадлежащее компании Twitter, позволяющее организовывать видео трансляции?
- Выдвижной «глаз» подводной лодки
- «глаза» подлодки
- Прибор в окопе
- Выдвижной «глаз» субмарины
- Глаз субмарины
- Торчит у подлодки
- Оптический прибор для наблюдения из подводных лодок
- Прибор на подлодке
- Оптический прибор для наблюдения на подлодке
- Любопытная оптика субмарины
- У рака глаз, а что у подлодки
- Оптический прибор на подводных лодках и танках
- Глаз подводной лодки
- Оптический прибор, подглядывающий из-за угла
- Оптическая труба для наблюдения с подводной лодки
- Надводный «глаз» подводной лодки
- «Любопытная» оптика субмарины
- «Кривой» бинокль
- Оптический прибор с вынесенным в сторону объективом для наблюдения из укрытия, например, подводной лодки
- Оптический прибор на подлодке
- «Всевидящее око» субмарины
- «любопытная» оптика подлодки
- Подъемный «глаз» подводной лодки
- Оптическая трубка
- «глаз» субмарины
- «глаза» субмарины
- Это оптическое устройство есть на подводной лодке
- Оптический прибор в подводной лодке
- Оптический прибор для наблюдения с подлодки
- «замочная скважина» подводной лодки
- Кривой бинокль
- Трубка на подлодке
- Труба для наблюдения с подводной лодки
- Зрительная труба для наблюдения из-за укрытий
- Оптический прибор на подводной лодке
- Выдвижное око субмарины
- Оптический прибор для наблюдения предметов, расположенных вне поля зрения наблюдателя
- Надводный «глаз» подводной локи
- Оптический прибор с системой зеркал и призм, позволяющий вести наблюдение из укрытия
- воен. (военный термин) оптический прибор для наблюдения из укрытия (окопов, блиндажей и др.), танков, подводных лодок и т. п. ◆ На рейде, среди играющих дельфинов, появлялись перископы германских подводных лодок. A. Н. Толстой, «Хождение по мукам», Книга вторая. Восемнадцатый год, 1928 г. ◆ Перископ виден; он торчит всё же из воды, и от него, как усы, в обе стороны расходятся от ходу тонкие волны. Б. С. Житков, «Под водой», 1924 г. ◆ В это время генерал Дрынов сидел в блиндаже под тремя накатами и следил за происходящим сквозь перископ . В. Н. Войнович, «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», 1969-1975 г.
- фотогр. (фотографическое) фотографический объектив, состоящий из двух выпукло-вогнутых линз, симметрично расположенных по отношению к плоскости помещённой между ними диафрагмы
Значение слова
ПЕРИСКО́П, -а, мужской род
Оптический прибор для наблюдения из укрытия, танка, подводной лодки и т. п. Перископ подводной лодки. Траншейный перископ. Танковый перископ. ◆ — Мои солдаты все время мастерят нечто вроде перископа, чтобы иметь возможность скрытно вести наблюдение за японцами. Степанов, Порт-Артур.
[От греч. περισκοπέω — смотрю вокруг]
Периско́п (от древне-греческого περι- «вокруг» + σκοπέω «смотрю») — оптический прибор для наблюдения из укрытия. Перископ не позволяет видеть наблюдателя в пределах прямой видимости.
Простейшая форма перископа — труба, на обоих концах которой закреплены зеркала, наклонённые относительно оси трубы на 45° для изменения хода световых лучей. Эта форма перископа с добавлением двух простых линз служила для наблюдения из окопов во время Первой мировой войны. Военнослужащие также используют перископы в некоторых орудийных башнях и в бронированных машинах. В более сложных вариантах для отклонения лучей вместо зеркал используются призмы, а получаемое наблюдателем изображение увеличивается с помощью системы линз. Они используются на подводных лодках и в различных областях науки.
Перископичность или оптическая высота перископа — расстояние между оптическими осями объектива и окуляра: один из основных параметров прибора.
Наиболее известные виды перископа — такие, как перископы на подводных лодках, танках, ручные перископы и стереотрубы (их также можно использовать как перископ) — широко применяются в военном деле.
Источник: photogeos.ru
Как устроена атомная подлодка
Бесшумные «хищники» морских глубин всегда наводили ужас на неприятеля, причем как в военное, так и в мирное время. С подлодками связано бесчисленное количество мифов, что, впрочем, неудивительно, если учесть, что их создают в условиях особой секретности. Но сегодня мы знаем достаточно об общей.
Принцип действия субмарины
Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.
У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.
Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увеличить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы.
Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.
Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик.
Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.
АПЛ: какие они бывают
Атомная лодка имеет ядерную силовую установку (откуда, собственно, и пошло название). В наше время многие страны также эксплуатируют дизель-электрические подлодки (ПЛ). Уровень автономности атомных субмарин намного выше, и они могут выполнять более широкий круг задач.
Американцы и англичане вообще прекратили использовать неатомные подлодки, российский же подводный флот имеет смешанный состав. Вообще, только пять стран имеют атомные подлодки. Кроме США и РФ в «клуб избранных» входят Франция, Англия и Китай. Остальные морские державы используют дизель-электрические субмарины.
Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей». Лодок проекта 885 построят восемь единиц, а число «Бореев» достигнет семи. Российский подводный флот нельзя будет сравнить с американским (США будут иметь десятки новых субмарин), но он будет занимать вторую строчку мирового рейтинга.
Русские и американские лодки отличаются по своей архитектуре. США делают свои АПЛ однокорпусными (корпус и противостоит давлению, и имеет обтекаемую форму), а Россия – двухкорпусными: в этом случае есть внутренний грубый прочный корпус и внешний обтекаемый легкий. На атомных подлодках проекта 949А «Антей», к числу которых относился и печально известный «Курск», расстояние между корпусами составляет 3,5 м. Считается, что двухкорпусные лодки более живучи, в то время как однокорпусные при прочих равных имеют меньший вес. У однокорпусных лодок цистерны главного балласта, обеспечивающие всплытие и погружение, находятся внутри прочного корпуса, а у двухкорпусных – внутри легкого внешнего. Каждая отечественная субмарина должна выжить, если любой отсек будет полностью затоплен водой – это одно из главных требований для подлодок.
В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ, так как новейшая сталь, из которой выполнены корпуса американских лодок, позволяет выдерживать колоссальные нагрузки на глубине и обеспечивает субмарине высокий уровень живучести. Речь, в частности, идет о высокопрочной стали марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.
Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого). К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире. Внутри ее легкого корпуса находятся пять прочных корпусов, два из которых являются основными.
Для изготовления прочных корпусов использовали титановые сплавы, а для легкого – стальной. Его покрывает нерезонансное противолокационное звукоизолирующее резиновое покрытие, весящее 800 тонн. Одно это покрытие весит больше, чем американская атомная подлодка NR-1. Проект 941 – воистину гигантская субмарина. Длина ее составляет 172, а ширина – 23 м. На борту несут службу 160 человек.
Атомные подлодки делят по назначению:
· РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Будучи элементом ядерной триады, эти субмарины несут на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Главные цели таких кораблей – военные базы и города противника. В число РПКСН входит новая российская АПЛ 955 «Борей».
В Америке этот тип субмарин называют SSBN (Ship Submarine Ballistic Nuclear): сюда относится самая мощная из таких ПЛ – лодка типа «Огайо». Чтобы вместить на борту весь смертоносный арсенал, РПКСН проектируют с учетом требований большого внутреннего объема. Их длина часто превышает 170 м – это заметно больше длины многоцелевых подлодок.
ЛАРК К-186 «Омск» пр.949А OSCAR-II с открытыми крышками пусковых установок ракетного комплекса «Гранит» Лодки проекта во Флоте имеют неофициальное название «Батон» — за форму корпуса и внушительность размеров.
· ПЛАТ (Подводная лодка атомная торпедная). Такие лодки еще называют многоцелевыми. Их предназначение: уничтожение кораблей, других подлодок, тактических целей на земле и сбор разведданных. Они меньше РПКСН и имеют лучшую скорость и подвижность. ПЛАТ могут использовать торпеды или высокоточные крылатые ракеты.
К числу таких АПЛ относятся американский «Лос-Анджелес» или советский/российский МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б».
Подводная лодка проекта 941 «Акула»
Американский «Сивулф» считается самой совершенной многоцелевой атомной подводной лодкой. Ее главная особенность – высочайший уровень скрытности и смертоносное вооружение на борту. Одна такая субмарина несет до 50 ракет «Гарпун» или «Томагавк». Также имеются торпеды. Из-за большой дороговизны флот США получил только три таких подлодки.
Подводная лодка проекта 941 «Акула»
· ПЛАРК (Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми). Это самая малочисленная группа современных АПЛ. Сюда входят российский 949А «Антей» и некоторые переоборудованные в носители крылатых ракет американские «Огайо». Концепция ПЛАРК перекликается с многоцелевыми АПЛ.
Субмарины типа ПЛАРК, правда, крупней – они представляют собой большие плавучие подводные платформы с высокоточным оружием. В советском/российском флоте эти лодки также именуют «убийцами авианосцев».
Внутри подводной лодки
Детально рассмотреть конструкцию всех основных типов АПЛ сложно, но проанализировать схему одной из таких лодок вполне возможно. Ею станет субмарина проекта 949А «Антей», знаковая (во всех смыслах) для отечественного флота. Для повышения живучести создатели продублировали многие важные компоненты этой АПЛ. Такие лодки получили по паре реакторов, турбин и винтов.
Выход из строя одного из них, согласно задумке, не должен стать для лодки смертельным. Отсеки субмарины разделяют межотсечные переборки: они рассчитаны на давление в 10 атмосфер и сообщаются люками, которые можно герметизировать, если это необходимо. Не все отечественные атомные субмарины имеют так много отсеков. Многоцелевая АПЛ проекта 971, например, разделена на шесть отсеков, а новый РПКСН проекта 955 – на восемь.
Подводная лодка «Курск»
Именно к лодкам проекта 949А относится печально известный «Курск». Эта субмарина погибла в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Жертвами катастрофы стали все 118 членов экипажа, находившиеся на ее борту. Выдвигалось много версий происшедшего: самой вероятной из всех является взрыв хранившейся в первом отсеке торпеды калибра 650 мм. Согласно официальной версии, трагедия произошла из-за утечки компонента топлива торпеды, а именно пероксида водорода.
АПЛ проекта 949А имеет весьма совершенную (по меркам 80-х) аппарату, включающую гидроакустическую систему МГК-540 «Скат-3» и множество других систем. Лодка также оснащена автоматизированной, имеющей повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом «Симфония-У». Большая часть информации обо всех этих комплексах держится в тайне.
Отсеки АПЛ проекта 949А «Антей»:
Первый отсек:
Его еще называют носовым или торпедным. Именно здесь расположены торпедные аппараты. Лодка имеет два торпедных аппарата 650-мм и четыре 533-мм, а всего на борту АПЛ находится 28 торпед. Первый отсек состоит из трех палуб. Боевой запас хранится на предназначенных для этого стеллажах, а торпеды подаются в аппарат с помощью специального механизма.
Здесь также находятся аккумуляторные батареи, которые в целях безопасности отделены от торпед специальными настилами. В первом отсеке обычно служат пять членов экипажа.
Второй отсек:
Этот отсек на субмаринах проектов 949А и 955 (и не только на них) исполняет роль «мозга лодки». Именно здесь расположен центральный пульт управления, и именно отсюда производится управление субмариной. Здесь находятся пульты гидроакустических систем, регуляторы микроклимата и навигационное спутниковое оборудование. Служат в отсеке 30 членов экипажа.
Из него можно попасть в рубку АПЛ, предназначенную для наблюдения за поверхностью моря. Там же находятся выдвижные устройства: перископы, антенны и радары.
АПЛ проекта 955
Третий отсек:
Третьим является радиоэлектронный отсек. Здесь, в частности, находятся многопрофильные антенны связи и множество других систем. Аппаратура этого отсека позволяет принимать целеуказания, в том числе из космоса. После обработки полученная информация вводится в корабельную боевую информационно-управляющую систему. Добавим, что подводная лодка редко выходит на связь, чтобы не быть демаскированной.
Четвертый отсек: