Трэшер подводная лодка как утонула

Уже не раз и не два я писал, что самым сложным механизмом, которое было в истории человечества, является современная атомная подводная лодка. Это не мое личное мнение, а мнение подавляющего числа инженеров, и не только судостроителей.

Действительно, чтобы обезопасить плавание на глубине экипажей подводных лодок, требуется сочетание нескольких факторов. Первый из них – безошибочные конструкторские решения, позволяющие предусмотреть всевозможные опасности, поджидающие экипажи субмарин на глубине. Второе – это безошибочное выполнение всех работ по строительству подводной лодки. Третье-качественная военная приемка судна по завершению создания лодки и при проведению заводских испытаний. И четвертое – это так называемый человеческий фактор, т.е. выполнение членами экипажа всех положенных действий, прописанных в инструкциях на боевых постах.

Подводная лодка имеет множество механизмов, которые в условиях агрессивной внешней среды, какой является и сама морская вода, и повышенное давление на глубине, могут изнашиваться или получать небольшие повреждения, закисать, например, и могут приводить к появлению нештатной ситуации, которая зачастую приводит к гибели субмарины со всем экипажем. Поэтому для предотвращение всех этих неполадок на подводных лодках каждое утро, если лодка стоит в базе, проводится проворачивание оружия и технических средств. Это значит, что стоящие на своих боевых постах матросы и старшины по команде с центрального поста, должны каждый вентиль или маховик, каждый рычаг или тумблер провернуть до отказа или включить-выключить. Как это важно, не стоит говорить.

USS Thresher Nuclear Submarine Wreck

Я три года прослужил на весьма старой дизель-электрической подводной лодке 611 проекта в должности начальника медицинской службы и командира второго отсека, и участвовал в проворачивании оружия и техсредств, по приказу из ЦП, отдавая приказы членам экипажа во втором отсеке. На моей памяти был эпизод, который мог привезти к гибели нашей лодки в проливе Босфор Восточный, как раз в том месте, где сейчас проходит мост на остров Русский. Как это произошло.

Лодка проходила швартовые испытания. Чтобы не заходить в залив Золотой Рог и не терять время, ведь утром снова выходить на полигон, субмарина встала на якорь в том месте, где стояли и гражданские суда.

Во время утреннего проворачивания оружия и техсредств командир электро-механической боевой части, или БЧ-5, дал команду трюмному открыть клапан вентиляции цистерны быстрого погружения. Трюмный, молодой матрос, только что пришедший с учебки, отрапортовал, что открыл, а сам и не думал это сделать. А командир БЧ-5 подал воздух высокого давления в эту цистерну. Хорошо, что наша лодка только что завершила капитальный ремонт и аварийный клапан на трубопроводе к этой цистерне не закис, и воздух вышел наружу. А если бы разорвало этот трубопровод в середине лодки, как раз под центральным постом, неизвестно, чем бы это закончилось.

Недавно появились в СМИ некоторые рассекреченные материалы о гибели в водах Атлантического океана самой современной на тот момент атомной подводной лодки «Трешер». Это была первая лодка их серии, которую американцы планировали построить. Помню, еще школьником я причитал об этом в одной из газет.

ГИБЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «ТРЭШЕР» | USS THRESHER (SSN-593) | 10 АПРЕЛЯ 1963 ГОД

К началу шестидесятых годов СССР и США вступили в активную фазу противостояния атомных подводных флотов. С 1957 года активно испытывалась подводная лодка К-3 627-го проекта, первенец советского атомного флота, а к февралю 1957 года первая атомная лодка США, «Наутилус», уже прошла 110 000 километров, что являлось знаковым значением для лодки, ведь «Наутилус» Жюля Верна пропутешествовал именно столько — двадцать тысяч лье.

10 апреля 1963 года в рамках глубоководных испытаний лодка нового американского проекта «Трэшер» («Лисья акула») вышел в море в сопровождении спасательного судна «Жаворонок» (Skylark ARS-20). Лодка должна была погрузиться на 360 метров — предельную глубину погружения для данного типа лодки. На борту лодки, помимо штатного экипажа, находилось 17 представителей промышленности США. Это были не первые проверки этой подводной лодки, и предполагалось, что все пройдет согласно плану.

Необходимо отметить, что тестовые испытания вооружения и военной техники заранее проводятся с некой двойственностью — с одной стороны, ты испытываешь технику на пределе ее проектируемых границ и прочности материалов, с другой стороны, испытания техники должны пройти штатно, без жертв и потерь.

В 07:47 лодка начала погружение, в 08:35 достигла половины намеченной глубины. Столь долгое время объясняется проверками экипажа и техники при погружении, необходимыми для того, чтобы вовремя заметить опасность или ошибку/неисправность. В 08:53 лодка достигает предельной глубины погружения. В 09:02 лодка запрашивает курс «Жаворонка», чтобы уточнить, не пересекутся ли курсы при всплытии.

В 09:10 лодка не отвечает на вызов. В 09:12 не отвечает на повторный вызов. После этого в течение минуты с лодки получено, весьма неразборчиво, сообщение, из которого четко и разборчиво слышны три части: «Испытываю незначительные трудности… Имею дифферент на корму… Пытаюсь продуть цистерны…». В 09:16 с лодки приходит предпоследнее сообщение: 900N — по системе сигналов, скорее всего, что контроль над лодкой практически потерян. В 09:17 слышен кусок сообщения от лодки «превышаем предельную глубину погружения».

Читайте также:  Из неподвижной лодки массой 80 кг прыгает на берег

Необходимо пояснить, что двухсторонняя связь с лодкой осуществлялась по столь любимому всеми военными принципу: «Нажал-говори, отпустил — слушай!», что могло привести к забиванию сообщений лодки встречными сообщениями спасательного судна. В 11:21 лодку на «Жаворонке» посчитали потерянной, и начали докладывать по инстанциям.
К утру 11 апреля лодка была признана потерянной официально, и Пентагон выпустил брифинг на эту тему.

Лодка была найдена к концу 1963 года на глубине 2600 метров, и в 1964 году к ней совершали погружения и поднимали части оборудования.
В результате погружений глубоководных аппаратов, исследовательских работ и натурных опытов было выяснено, что удачно сочетались несколько факторов: ошибки при проектировании, ошибки при строительстве и человеческие ошибки. Интриги добавляет то, что документы рассекречиваются этапами с 22 декабря 2020 года, то есть было неявно до последнего момента, что было написано в секретном и официальном выводе комиссии.

В первую очередь, ошибки из-за того, что качество соединений в запорной арматуре оказалось ниже допустимого. Как оказалось, еще в 1960 году USS Barbel при погружении за 3 минуты набрала 18 тонн воды из-за неисправностей арматуры, что едва не привело к ее гибели. Спустя три месяца после этого инцидента, все еще в 1960 году (а мы все сильны задним умом), на USS Abraham Lincoln вода из той же арматуры при погружении замкнула электрику управления реактором, что привело к его аварийному отключению и необходимости перезапуска реактора.

Падает аварийная защита (АЗ) реактора, и вы остаетесь с аварийным освещением (красным) и питаетесь от бортовых аккумуляторных батарей. При испытании в доке однотипная лодка смогла перезапустить реактор только через двадцать минут. На предельной глубине погружения у «Трэшера» не было столько времени.

Вторым моментом, окончательно приговорившим лодку и экипаж к гибели, было обмерзание воздуховодов сжатого воздуха, что привело к их перекрытию. Дело в том, что при большом давлении (200-400 килограммов) и небольшой влажности воздуха образуются ледяные пробки, которые и привели к тому, что аварийная продувка балласта оказалась безрезультатной — воздух в балластные цистерны просто не попадал. Лодки редко всплывают за счет чистой продувки балласта, чаще они полагаются на угол атаки лодки (выставка рулей в положение для всплытия и ход лодки) и скорость хода. Но тут у лодки не было и хода.

Подводя итоги известных на данный момент исследований и документов: на глубине начались протечки воды, они привели к падению АЗ реактора, моряки попытались продуть аварийный балласт, но обледенение не дало им этого сделать, лодка продолжила погружаться и на глубине 500-700 метров была раздавлена давлением менее чем за 0,1 секунды. Это было быстрее, чем может отреагировать нервная система человека.

По итогам расследования были изменены технологические процедуры контроля и постройки атомных подводных лодок США (программа SUBSAFE), что привело к перестройке 31 атомной лодки США. Время перезапуска реактора было уменьшено до минимально возможного по распоряжению адмирала Риковера, чтобы избежать возможного повторения ситуации.
США с 1963 года по настоящий момент не потеряли ни одной лодки, построенной по данной программе.

Море не прощает ошибок. Вечная память морякам, погибшим при исполнении своего долга.

Источник: proza.ru

USS Thresher (SSN-593)

USS Thresher (SSN-593) — атомная подводная лодка ВМС США, головной корабль типа «Трешер», 10 апреля 1963 года погибла в Атлантическом океане вместе со всем экипажем.

  • 1 История создания
  • 2 История службы
  • 3 Гибель
  • 3.1 Причины гибели

История создания [ ]

Заказ на изготовление подводной лодки «Трешер» получила Портсмутская верфь 15 января 1958 года, закладка корабля состоялась в том же году, 28 мая. Спуск на воду прошёл 9 июля 1960 года, «крёстной матерью» стала миссис Фредерик Б. Уардер, жена известного капитана времён Второй мировой войны. «Трешер» вошёл в строй 3 августа 1961 года, под командованием коммандера Дина Л. Эйзена.

История службы [ ]

В 1961 — 1962 годах «Трешер», как головной корабль своего класса, проходил обширную программу испытаний в Атлантическом океане и Карибском море. 18-24 сентября 1961 года корабль принял участие в морских учениях Nuclear Submarine Exercise (NUSUBEX) 3-61, прошедших у северо-восточного побережья США.

2 ноября, когда «Трешер» прибыл в Сан-Хуан (Пуэрто-Рико), его реактор был заглушен, электропитание осуществлялось от дизельного генератора. Через несколько часов работы генератор сломался, и командир отдал указание снова запустить реактор. Однако, энергии аккумуляторных батарей не хватило на это, и во время пуска реактора прекратилась работа вентиляции. При температуре в отсеках с механизмами около 60 °C экипаж был частично эвакуирован с корабля. Положение помогла выправить прибывшая на следующий день USS Cavalla, чьи дизели снабжали «Трешер» энергией во время повторного пуска реактора.

29 ноября «Трешер» провёл испытания торпедного вооружения, а в течение первых двух месяцев 1962 года — принимал участие в испытаниях гидроакустического оборудования и ракет с подводным стартом (SUBROC). В марте снова были учения, NUSUBEX 2-62.

Читайте также:  Какая лодка больше прогресс или казанка

В 1963 году «Трешер» получил удар буксиром, повредивший одну из балластных цистерн, и провёл некоторое время на ремонте в Гротоне.

Гибель [ ]

10 апреля 1963 года SSN-593 «Трешер» в сопровождении спасательного судна ASR-20 Skylark («Жаворонок») вышла в море для проведения глубоководных погружений. Целью погружений являлась проверка прочности корпуса на предельных для лодки глубинах (360 м). Кроме 16 офицеров и 96 членов экипажа на её борту находилось 17 гражданских инженеров-техников, присланных для наблюдения за работоспособностью её механизмов во время погружений. Доклад о готовности «Трешера» к погружению был получен «Скайларком» в 7:30. Дальнейшие события:

07:47: «Трешер» начинает спуск на тестовую глубину в 360 м.

07:54: С борта лодки получено сообщение: «Всё в порядке, продолжаем погружение».

08:00: Проверка звукоподводной связи.

08:02: Глубина погружения 120 м, экипажем осмотрены отсеки прочного корпуса.

08:09: Командир лодки докладывает о достижении половины тестовой глубины (180 м).

08:24: Очередной сеанс связи с лодкой.

08:35: Лодка достигла глубины 270 м.

08:53: Лодка приблизилась к предельной глубине погружения.

09:02: Лодка запросила курс «Скайларка».

09:10: Лодка не ответила на вызов.

09:11: Лодка не ответила на повторный вызов.

«Испытываю незначительные трудности… Имею дифферент на корму… Пытаюсь продуть цистерны…»

Оригинальный текст (англ.) «… minor difficulties, have positive up-angle, attempting to blow…»

Через 2-3 секунды после этого на «Скайларке» в течение 20-30 секунд слышали шум сжатого воздуха, поступающего в балластные цистерны (по другим данным — звук стравливаемого воздуха был слышен лишь в течение нескольких секунд).

09:14: Лодка не ответила на вызов (или со «Скайларка» не слышали поступающие с лодки сигналы из-за собственных запросов).

09:16: Принято сообщение, согласно бортовому журналу «Скайларка» гласящее «900 N»; это может расшифровываться следующим образом: лодка практически потеряна («код события» — event number — 1000 соответствует в американском флоте потере лодки), ответ на запрос «Скайларка» о том, под контролем ли ситуация (Are you in control ?) — отрицательный (N = negative). По другой версии, 900 — величина в футах превышения рабочей глубины погружения в момент отправки сообщения.

09:17: «Скайларк» принял последнее, сильно искажённое сообщение с лодки, из которого удалось разобрать лишь два слова:

После чего на судне услышали шум, впоследствии идентифицированный как шум разрушающегося прочного корпуса лодки.

Согласно выводам, сделанным исследовавшим гибель лодки экспертом Брюсом Рулом (Bruce Rule), окончательное разрушение корпуса «Трешера» произошло в 09:18:24, на глубине 2400 футов (732 м), и заняло не более 0,1 секунды.

После обрыва связи «Скайларк» пытался различными способами установить связь с лодкой и в течение 1,5 ч надеялся, что она даст о себе знать, а в 11:04 приступил к передаче радиосообщения о предполагаемой аварии.

USS Thresher (SSN-593) rudder sunk

11 апреля, в 10:30 на пресс-конференции Военно-морского флота, было официально объявлено о гибели субмарины SSN-593 Thresher.

В дальнейшем была сформирована поисковая группа для поиска SSN-593 Трешера. Спасательное судно Recovery ASR 43 подняло большое количество обломков внутреннего корпуса субмарины. Фотографии, полученные батискафом «Триест», показали, что субмарина разрушилась на несколько частей, унеся жизни всех 129 человек, находившихся на борту. Трешер находится в 350 км к востоку от мыса Кейп-Код на глубине 2 560 м (8 400 футов). Корпус лодки распался на шесть основных частей — носовая секция, гидролокационный купол, рубка, хвостовая секция, машинное отделение, командный отсек, лежащих в радиусе 300 метров.

Причины гибели [ ]

Впоследствии, на основании большого количества фотографий и других данных, специальная комиссия установила вероятную причину этой катастрофы. Из-за трещины в сварочном шве трубопровода забортной воды (для охлаждения реактора использовалась проточная забортная вода) машинный отсек субмарины начал заполняться забортной водой, вызвавшей короткое замыкание в электрических цепях управления реактором, в результате чего произошло автоматическое заглушение реактора. Потеря энергии и является возможной причиной этой катастрофы.

С этими выводами остались несогласны многие эксперты, отмечавшие, в частности, что поступление в корпус лодки воды на такой глубине ни при каких обстоятельствах не было бы названо находящимися на ней «незначительными проблемами», а вызванный этим шум был бы такой силы, что отправка голосовых сообщений с борта лодки после начала затопления была бы совершенно невозможна. Согласно альтернативной версии, изначальной причиной гибели лодки была остановка реактора, отказ гребных электродвигателей или привода рулей глубины. В частности, говорится о возможности выхода из строя около 09:11 силовой шины, питающей главные насосы системы охлаждения реактора, что привело бы к его автоматической остановке и потере электропитания по всему кораблю. Аварийная продувка главных балластных цистерн не увенчалась успехом, так как в трубопроводах из-за влажного воздуха высокого давления образовались ледяные пробки, вследствие чего лодка провалилась ниже расчётной глубины погружения и была раздавлена гидростатическим давлением.

Последствия гибели подлодки [ ]

Вместе с подлодкой был утрачен единственный комплект ракето-торпед новейшего (в то время) типа UUM-44 SUBROC («Саброк»), которыми была оснащена подлодка. По другим данным, лодка в данном погружении торпед не имела.

Читайте также:  Подводная лодка Золотая рыбка глубина погружения

После гибели этой подлодки тип подлодок, к которому она относилась, переименовали из «Трэшер» в «Пермит» (по названию следующей подлодки этого типа).

Расследование выявило множественные случаи нарушения технологии, использования некондиционных материалов, плохого контроля качества и даже вероятных умышленных диверсий на американских верфях, занимающихся строительством и ремонтом подводных лодок. Из-за обнаруженных в ходе дополнительных проверок дефектов в оборудовании и низкого качества работ был задержан ввод в строй 31 атомной подводной лодки, находившейся на тот момент в постройке.

Источник: warriors.fandom.com

Тайна гибели атомной подводной лодки USS Tresher не раскрыта до сих пор

Американская многоцелевая подводная лодка USS Tresher

Американская многоцелевая подводная лодка USS Tresher

За всю историю флота известно восемь атомных подводных лодок, затонувших в результате аварии. Первой в этом скорбном списке была американская лодка «Трешер», которая все еще покоится на дне океана.

Американская многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) USS Thresher (SSN-593) была головной в серии из четырнадцати подобных судов. Первая лодка, как и вся серия, получила свое название в честь одного из видов акул — морских лисиц. Заложенная на верфях Портсмута в мае 1958 года, SSN-593 вошла в строй после длительных испытаний в 1961-м.

Довольно крупная для своего времени лодка (водоизмещением около 3500 тонн) вобрала в себя самые последние достижения американского кораблестроения. Ее назначением являлся поиск и уничтожение подводных ракетоносцев противника. Могла она атаковать и надводные корабли всех классов. Для выполнения этих задач АПЛ была вооружена торпедами, а также только что появившимися ракетоторпедами типа «Саброк».

Пробное погружение.

9 апреля 1963 года SSN-593 вышла в море для глубоководных испытаний, имея на борту помимо экипажа (112 человек) 17 гражданских специалистов. Командовал лодкой капитан-лейтенант Джон Харви. Это был его первый выход в море на лодках такого типа, хотя в подводном флоте он был далеко не новичок: три года прослужил офицером на первой в мире АПЛ «Наутилус», был участником ее исторического похода подо льдами на Северный полюс. Лодку сопровождало судно обеспечения «Скайларк» («Жаворонок»), снабженное новейшими гидрофонами -устройствами для поддержания связи с находящейся под водой лодкой. На борту «Скайларка» также находились водолазы и спасательная капсула, рассчитанная на глубину до 260 метров.

Американская многоцелевая атомная подводная лодка «Трешер» SSN-593

Американская многоцелевая атомная подводная лодка «Трешер» SSN-593

К утру 10 апреля корабли вышли за пределы континентального шельфа. Теперь глубина океана под ними превышала 2,5 километра. Совершив пробное погружение на 200 метров, Харви сообщил, что готов к погружению на предельную глубину. Стояла ясная штилевая погода с прекрасной видимостью, когда лодка «Трешер» скрылась под водой.

Было решено выполнять погружение ступенями по 65 метров, делая после каждой из них остановку для проверки состояния всех агрегатов корабля. При таком режиме испытание должно было занять около шести часов.

Примерно через полчаса после начала погружения лодка достигла глубины 120 метров. Еще через некоторое время капитан Харви доложил, что их глубина составляет примерно половину предельного значения (около 330 метров для «Трешера»). После осмотра лодки и ее систем погружение продолжилось. Океан все сильнее и сильнее сжимал корабль в своих объятиях.

Каждый метр глубины увеличивал давление на квадратный метр корпуса на одну тонну. Прошло еще около часа, прежде чем с «Трешера» сообщили, что лодка подходит к предельному значению глубины. Затем последовало уже плохо прослушиваемое последнее сообщение: «Имеем возрастающий дифферент на корму, пытаемся продуться» (выполнить срочное всплытие).

Вечная загадка.

Больше АПЛ на связь не выходила, но гидрофоны донесли на «Скайларк» характерный звук, принятый за шум воздуха высокого давления, подаваемого в балластные цистерны лодки. Еще через 1-2 минуты на корабле сопровождения услышали непонятный скрежещущий звук.

Находящийся у гидрофона штурман «Скайларка», подводник времен Второй мировой, объяснил его как треск разламывающегося корпуса субмарины. Некоторое время «Скайларк» продолжал безответно вызывать лодку. Затем, еще надеясь, что всего лишь отказала гидрофонная связь, стали сбрасывать на глубину сигнальные шумовые гранаты, означающие команду на немедленное всплытие. Все было тщетно. «Трешер» и все, кто на ней находился, уже покоились под 2,5-километровой толщей океанских вод.

Обломки АПЛ «Трешер» на дне океана. Вид из батискафа «Триест». 1963 г.

Обломки АПЛ «Трешер» на дне океана. Вид из батискафа «Триест». 1963 г.

К поискам погибшей лодки были привлечены многие надводные корабли и АПЛ, а также батискаф «Триест». По всплывшим на поверхность обломкам было точно установлено место трагедии. Позднее «Триесту» удалось отыскать останки погибшей лодки на дне и поднять на поверхность ее отдельные фрагменты.

Однако проведенные исследования и анализ собранных данных не позволили с полной уверенностью установить причины гибели «Трешера». Тайна осталась нераскрытой. Предположительно виновником катастрофы стала одна из трубок системы охлаждения реакторной установки, не выдержавшая забортного давления.

Первая в истории катастрофа АПЛ не стала последней. Гибли и американские, и советские подводники, но по количеству одновременно погибших (129 человек) «Трешер» остается непревзойденной.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...