Всем известно, что некоторые атомные подводные лодки были построена на заводе «Красное Сормово» а Нижнем Новгороде. А как они от туда, попадали в океан?
Неужели, ближе к морю не нашлось подходящих доков?
бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов
комментировать
в избранное
Алекс андр Самар а [84.7K]
2 года назад
Не вижу проблемы.
Если удобнее или дешевле строить в Нижнем — там и надо строить.
Проще лодку к морю перевезти, чем целый завод.
Это же не самые большие подводные крейсера были — обычные лодочки, даже если с реактором.
Доставляли их на север по Волге и потом по каналам — Волго-Балтийскому и Беломорско-Балтийскому.
Сам видел: шли на буксире в плавучих доках, накрытые занавесками.
Шлюзоваться им, конечно, было посложнее, чем обычным судам — ведь и буксир, и плавдок вместе в шлюзовую камеру на Беломорканале не помещались.
Но как-то они приспособились, шлюзовались — только долго, приходилось в очереди их ждать.
ЧЕРЕЗ ОКЕАН НА САМОДЕЛЬНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ КОНТРАБАНДИСТОВ! Невероятная История Колумбийского Рыбака
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Как 18 лет назад советская подлодка Б-307 оказалась в поволжской степи за две тысячи км от моря?
В ноябре этого года исполнилось ровно восемнадцать лет со дня начала уникальной операции по транспортировке советской подводной лодки Б-307 проекта 641Б из Кронштадта в Тольятти с последующим перетаскиванием ее по суше в Технический музей АвтоВАЗа или как он официально называется — Парковый комплекс истории техники имени К.Г.Сахарова
В прошлый раз я достаточно поверхностно остановился на этой операции изложив ее в формате конспекта с самыми красивыми фото, так и не выложив все собранные из различных источников в процессе подготовки материала документальные фотографии. Репортаж был опубликован год назад вот здесь и имел некий успех, что заставило продолжить тему на 18-ю годовщину начала этого эпического проекта.
Особенно радует, что эта сложнейшая операция была реализована ни где-нибудь в США или загнивающей Европе, где, как известно, денег куры не клюют, а у нас в России, в не самом богатом 2003 году на фоне скандалов о коррупции на АвтоВАЗе и уголовных дел, связанных с одиозным российским политиком Борисом Березовским. В те времена АвтоВАЗ не сходил с новостной повестки дня и практически в каждом репортаже по телевидению в дополнение ко всевозможным разборкам в Тольятти упоминали: «А еще у них есть своя подводная лодка». Причем так, как будто она принадлежала директору завода или какому-нибудь олигарху.
Однако, даже на наличие последних в околоВАЗовской туссовке затраты на весь процесс закупки и транспортировки подводной лодки были минимизированы. Например, сама тушка субмарины обошлась АвтоВАЗу в 2002 году по цене металлолома в 768 тыс. рублей живых денег (аналогичная лодка, купленная московским музеем, обошлась тому в 48 миллионов рублей). Может быть по этому из-за постоянной нехватки средств окончательно подводная лодка Б-307 стала лодкой-музеем и открылась для посетителей только через много-много лет в июне 2016 года. Но обо всем по порядку.
Что внутри подводной лодки
Итак, после принятия решения по передаче и оплаты работ процесс подготовки лодки к транспортировке пошел полным ходом. На Кронштадском морском заводе была проведена конвертовка судна для обеспечения непотопляемости, лодку тщательно загерметизировали, выгрузили твердый (117 тонн) и жидкий (300 тонн) балласт, демонтировали внутренние узлы и агрегаты.
По неподтвержденным данным масса лодки была уменьшена до 2200 тонн. Снаружи было установлено 8 понтонов для обеспечения требуемой осадки в 3,25 м. Подготовка лодки к переходу из Кронштадта в Тольятти шла несколько месяцев. К сожалению, лодка утратила большую часть внутреннего оборудования, снятого как для комплектации остававшихся в строю лодок, так и просто вырезанного для сдачи во вторсырье. А ведь это можно было сохранить и перевезти другим транспортом в Тольятти, чтобы потом укомплектовать лодку-музей.
Подготовка субмарины Б-307 проекта 641Б к транспортировке по внутренним водным путям на Кронштадтском морзаводе. Источник фото
.
Справедливости ради надо сказать, что дербанить лодку Б-307 начали еще задолго до покупки АвтоВАЗом. В 1998 году на ней был расформирован экипаж , лодку передали ОРВИ и она была поставлена на отстой в гавань Кронштадта в ожидании утилизации. Периодически с лодки снимали различное оборудование либо на продажу, либо для замены на других, находящихся в строю лодках.
Ведь российская промышленность уже не в состоянии была выпустить столь сложное оборудование. Не обходилось и без происшествий. Так 13 октября 1999 года при демонтаже прибора ГТ-201 в первом отсеке в капсуле гидроаккустиков, от отравления воздухом внутри капсулы, погибли старший лейтенант Сергей Гриценко и мичман Сергей Шутак, еще несколько человек получили отравления при попытке вытащить их из капсулы. Прибор демонтировался для установки на ПЛ Б-806 проекта 877ЭКМ силами членов ее экипажа. В 2001 году лодка была исключена из состава 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ.
Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 года. Караваном из двух буксиров-толкачей ОТ-2443 и ОТ-2444 ее повели по Финскому заливу в Неву через Санкт-Петербург. В районе Адмиралтейских верфей корпус подлодки был поврежден, после чего было принято решение для устранения возможных неполадок пришвартовать Б-307 на набережной Лейтенанта Шмидта. С первой разводкой мостов лодку повели дальше вверх по Неве. За одну ночь эшелон длиной около ста сорока метров прошел все восемь мостов Санкт-Петербурга.
Подводная лодка Б-307 следует вдоль берега Ладожского озера. Источник фото
Затем караван прошел Ладожским озером, по Свири, и Онежским озером до Вытегры, где спустя два года была на вечную стоянку установлена другая подводная лодка Б-440 более раннего проекта 641. От Вытегры буксировку продолжили буксиры ОТА-930 и «Капитан Соловьев».
Подводная лодка Б-307 заходит в шлюз Волго-Балтийского канала. Источник фото
Эшелон прошел Волго-Балтийским каналом через Мариинскую водную систему, озеро Белое и вышел в Рыбинское водохранилище. Далее по Волге, мимо родного Нижнего Новгорода, где она была изготовлена, в Тольятти. Переход составил более 2246 километров. За время перехода лодка 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра. Руководил переходом капитан 2 ранга Олег Кусмарцев.
Подводная лодка Б-307 в шлюзовой камере Волго-Балтийского канала. Источник фото
Вот так прошли последние 20 километров транспортировки подводной лодки Б-307 по Жигулевскому морю. Виды с головного буксира. Источник фото
16 января 2004 года подводная лодка Б-307 прибыла в Тольятти и первоначально была пришвартована в Речном порту. Зима в том году была теплая и Жигулевское море было свободно от льда.
Так виделась в те времена военно-морская экспозиция Технического музея в г.Тольятти. Можно заметить,что помимо боевых кораблей лодок планировались две, а над всем этим гениальным масштабным безумством возвышался Александрийский маяк в натуральную величину.
Перед транспортировкой по суше пришлось перезимовать на Волге. После ряда неудачных попыток и в связи с упущенным временем, было принято решение вытащить на берег хотя бы сани волокуши, которые были под нее подведены.
Странно, но это фото автор датирует 16 января 2004 года, хотя мы знаем по предыдущим фото что 16 января, в день прибытия лодки, в Тольятти снега не было. Источник фото
Первая зимовка. Источник фото
Б-307 зимой 2004 года напротив порта Тольятти. Источник фото
1 (?) апреля 2004 года лодка во время паводка была оторвана от швартовых и вместе с ледяным полем отправилась в свое последнее путешествие по воде в сторону плотины Жигулевской ГЭС. Лодку вовремя поймали, хотя уже обсуждался вопрос ее бомбардировки и затопления, и вернули обратно. Начался длительный процесс подготовки лодки к вытаскиванию на берег.
Вот как о том побеге вспоминают очевидцы (см.комментарии к предыдущему посту):
«Лодку поставили на якоря между пос.Приморским (он же Колхоз им Степана Разина) и с.Подстепки в акватории Куйбышевского водохранилища. До другого берега 20 км если чо, до Тольятти если напрямую 3 км будет. Метрах в 100-200 от берега. Еще осенью при сильном ветре лодку сорвало с якорей в первый раз и она пошла гулять по водохранилищу по ветру.
Беглянку поймали дня через два и опять притащили на прежнее место, но уже поближе к берегу, хоть там и мелко. На берегу врыли пару столбов и зацепили намертво. Потом пришла зима и лодка просто вмерзла в лед.
Если что, толщина льда на водохранилище до 1 (одного) метра доходит. Ну а весной был побег номер два. Глыбу льда с вмерзшей в нем лодкой ветром опять погнало в водохранилище .Тут уж пришлось откуда то ледокол гнать. Он поймал и притащил назад беглянку.»
Б-307 в Тольятти. Точная дата не известна. Источник фото
Самым сложным этапом стал вывод подводной лодки Б-307 из воды на берег и транспортировка ее на территорию Технического музея. Для установки ПЛ на настил, выполненный из стального листа длиной в 91 метр с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки, провели дноуглубление Волги на величину осадки корпуса. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу и спланирована трасса длиной около 5 км и шириной 36 м. Для буксировки лодки использовались системы из блоков, соединенных прочными канатами (полиспасты), лебедок и больших артиллерийских тягачей (БАТ-2, БРЭМ-1, БТС-4) с Тоцкого полигона.
Только в октябре-ноябре 2004 года лодка была частично вытащена на сушу. Источник фото
Работы велись и днем и ночью. Источник фото
Зимой 2004-2005 года По специально созданной дороге к месту стоянки на территории музея лодку тянули 9 военных тягачей. Большая часть самых зрелищных фотографий этого этапа операции была в предыдущем посте.
Вот как вспоминают очевидцы (см.комментарии к предыдущему посту): «Тащили ее по суше тоже с приключениями. За первый месяц еле с воды вытащили. Потом не более 100 м в день. Дорогу Подстепки-Тольятти испоганили это да. Причем асфальт то целый остался, просто участок дороги метров 20 просел под тяжестью махины. Отремонтировали только через год.»
Ноябрь 2004 Тольятти. Подъем ПЛ Б-307 на берег при помощи армейских тягачей и лебедок, для последующей транспортировки в Технический музей. Источник фото
Еще один из комментаторов написал, но почему-то фото не прислал: «Рано утром ехал после хорошего застолья от друзей со стороны деревни Подстепки. Еще не совсем рассвело и вдруг вдалеке вижу. Подводную лодку посереди поля! Мне и так было не совсем хорошо а тут. стало еще хуже! Решил что допился. и пора прекращать такие посиделки. Но, водитель тоже охренел, и я понял что это не мираж!
Лодка действительно была! И она была настоящая! Конечно остановились, долго разглядывали это чудо не понимая что она тут делает. Потом приезжал с женой фотографировались, нужно поискать фотографии, они точно есть. К стати много людей приезжало разглядывать это чудо чудное. Машины стояли на обочинах и в одну и в другую сторону.»
Апрель 2005, снег катастрофически быстро тает, а до места последней стоянки остался примерно километр пути. По снегу тащить легче. Источник фото
Завершающий этап перетаскивания лодки Б-307 весной 2005 года проходит уже по грязи. Источник фото
На своем пути по суше подводная лодка весом в 2200 тонн преодолела оживлённую автомобильную магистраль Тольятти — Приморский, канал сточных вод химических заводов Северного промузла.
22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 была установлена на специально подготовленное основание на территории Технического музея ОАО «АвтоВАЗ». Источник фото
К сожалению, за то время пока лодка была на отстое и ее транспортировали на место установки в музей, внутренностей корабля стало еще меньше. Тащили из нее тольяттинцы все что могли, охраняли плохо. Говорят, трассу перетаскивания на космосъемке в Гугле видно до сих, но я ее там с точностью в 100% не идентифицировал.
1 мая 2018 года начались экскурсии по восстановленным четырем отсекам подводной лодки-музея. Я побывал на лодке в августе 2019 года о чем и была сделана серия репортажей.
Использована информация из сайта Deepstorm.ru и других ресурсов, указанных в тексте.
Другие мои репортажи о подводной лодке Б-307. Из них вы сможете узнать, как выглядит ПЛ Б-307 сейчас снаружи и что у нее сохранилось внутри:
1. Как ПЛ Б-307 оказалась в Тольятти
2. Как сейчас выглядит Б-307
3. ПЛ Б-307. Торпедный отсек
4. ПЛ Б-307. Центральный пост и IV отсек
Источник: starcom68.livejournal.com
Подводные лодки в степях России
Об уникальной операции по доставке советских субмарин к морю
Многие, наверное, помнят анекдот про фильм «Подводная лодка в степях Украины». Но вот то, что субмарины имели место быть в степях России — это факт. Именно через эти места подводные лодки во время войны доставлялись на Каспий, Черное и Азовское моря.
Секретный груз
«Красное Сормово» — уникальное предприятие в городе Горький (сейчас это Нижний Новгород). Именно там в строжайшем секрете строили во время войны подводные лодки. Однако, до ближайшего моря — тысячи километров. Как же доставить субмарины до большой воды? Оказывается, это возможно.
Более того, благодаря Волго-Донскому каналу их можно было доставить в Азовское и, соответственно, Черное моря. А если плыть еще ниже по течению Волги, не заходя в канал, то и в Каспийское море. Но каким образом, спросите вы, подлодка у всех на виду могла в советское время идти своим ходом до морей? Действительно, построить в строжайшей тайне и тут же раскрыть этот секрет потенциальным вражеским агентам, которые могли оказаться среди местных жителей волжского региона, — это, конечно, перебор.
Поэтому был придуман совершенно простой, но эффективный способ сокрытия секретного груза от досужих взглядов сторонних наблюдателей: транспортировка осуществлялась с помощью плавучих доков, в которые грузили «готовую продукцию», накрывали ее брезентом, маскировали под нейтральный груз, подцепляли к буксиру и отправляли вниз по течению.
Но доставить подводные лодки можно было и к северным морям с выходом в открытый океан. Так, сначала плавучие доки отправляли вверх по Волге. Затем они заходили в Волго-Балтийский канал, откуда через Онежское и Ладожское озера был прямой путь на Балтику. Через эти же озера они попадали по Беломорско-Балтийскому каналу в Онежскую губу Белого моря с последующим выходом в мировой океан. Правда, за это было затрачена чрезвычайно большая цена — несколько сотен тысяч каналармейцев, как называли заключенных, отправленных на прокладку этой водной артерии.
Кстати, впервые построить чудо-канал задумал еще царь Петр Первый. Но тогда эта затея так и осталась всего лишь идеей. Вернулись к теме строительства уже в девятнадцатом веке. Причем, устроили конкурс на лучший проект, победителем в котором стал инженер Всеволод Евгеньевич Тимонов. Его разработка даже получила в Париже на всемирной выставке золотую медаль.
Но на этом и успокоились: слишком затратным признали строительство этого канала чиновники из правительства.
Шпионам и иностранцам путь заказан
Первую подлодку заложили на «Красном Сормове» еще в 1930 году. А Беломорканал, кстати был построен в 1931—1933 годах. Были, конечно, и другие стратегические причины его строительства, но одна из них — как раз «военно-морская». В 1934 году со стапелей судостроительного завода был спущен «первенец» третьей серии («Щука»).
А так как на предприятии работало много молодежи и делали подлодку на средства, собранные комсомольцами со всего СССР, то субмарину назвали в честь ВЛКСМ — «Комсомолец». Всего до войны на «Красном Сормове» спустили на воду одиннадцать подобных «Щук», пятнадцать «Малюток» (серия «М») и 34 — серии «С».
Но зачем огород городить, спросите вы? Не проще ли возвести завод по строительству подводных лодок в городе у моря или просто воспользоваться площадями существующих судостроительных или судоремонтных заводов в том же Ленинграде, в Северодвинске (где, кстати, проводилась окончательная доводка и ходовые испытания подлодок), да любом другом приморском городе.
А они и строились и там, и тут. Просто, как справедливо полагало руководство страны, глупо было бы держать все яйца в одной корзине. К тому же, на Волге было намного спокойней и безопасней. Не надо забывать, что враг не дремал и каждую минуту мог проникнуть на режимное предприятие и, страшно сказать, выведать у рабочих все секреты.
А Горький, как известно, был городом закрытым, куда иностранцам и просто иногородним гражданам путь был заказан. Местные жители, конечно, знали, что строят сормовцы, но то местные — за ними строго присматривали соответствующие органы.
Все для фронта, все для победы
Опять же во время Великой Отечественной это был глубокий тыл, где сормовцы могли спокойно делать свое нужное для страны дело. И за время войны они выдали на гора 27 подлодок, в том числе легендарные «С-13». Именно на такой субмарине командир с говорящей фамилией Александр Маринеско потопил гигантский «Вильгельм Густлофф» вместе с сотнями членов экипажей немецких подлодок и танкистов. Всего же на «Красном Сормове» было спущено на воду 275 субмарин, из которых 26 — атомоходы.
Если возвратиться к теме Северодвинского производства, то уже в 1936 году тут заложили соответствующее предприятие, где на верфях строились уже более тяжелые и крупные подлодки — такие по Волге, а тем более узкому и мелкому Беломорканалу доставить до моря было бы затруднительно. Северодвинск, кстати, тоже был и остается по сей день закрытым городом.
И именно здесь строились крупнотоннажные субмарины серий «Варшавянка», «Золотая рыбка», «Акула» и другие. Их монтировали из отдельных секций, доставленных по водным артериям из Ленинграда и Горького. И, кстати, не только подводные лодки, но и сторожевики, миноносцы, катера и прочие суда и боевые корабли. Во время войны Северный флот уже имел несколько десятков кораблей разных классов, катеров и вспомогательных судов и плавстредств.
Разрасталась и крепла благодаря «Красному Сормову» и Каспийская флотилия. Кстати, в Баку было и свое производство. Тем не менее, через поволские степи сюда, как было сказано выше, тоже доставлялись для «обкатки» — доводки и ходовых испытаний — сормовские субмарины. Что же сегодня? Буксируют ли плавучие доки вверх и вниз по Матушке-Волге?
Об этом, видимо, известно только командованию ВМФ и самим судостроителям. Но они государственных секретов не выдают.
Снимок в открытие статьи: монтаж винта на танкер проекта 19619 на судостроительном заводе «Красное Сормово» / Фото: ТАСС/ Николай Мошков
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Источник: svpressa.ru