В этом году исполняется 25 лет с момента самой уникальной военно-морской операции в истории. В 1991 году с атомной подлодки К-407 «Новомосковск» был совершен залп 16 межконтинентальными баллистическими ракетами. Натовские генералы долго не могли оправиться от шока. А повторить подобное им оказалось не под силу и по сей день.
Еще со времен «холодной войны» подводная лодка считалась самым страшным и малоуязвимым носителем межконтинентальных баллистических ракет. Ядерную шахту можно взять под «колпак», а поди-ка выследи нашпигованную смертью для миллионов людей субмарину!
Идея запуска тяжелых ядерных ракет из-под воды, тем более в режиме залпа, казалась невыполнимой. Подводный флот начали обвинять в неэффективности и чрезмерной затратности. Демонстрация залпа должна была положить конец этим обвинениям.
Операция называлась «Бегемот-2». Можно понять, почему учениям такого масштаба дали имя самого опасного и агрессивного зверя Африки, который при всей своей мощи ведет довольно скрытный образ жизни. Но почему цифра 2?
12 лучших АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ⭐ ВМФ России против US navy. Кто сильнее?
До этого была еще одна операция «Бегемот», которая закончилась неудачей. Первые испытания были проведены в 1989 году лодкой К-84. За несколько минут до старта из-за отказа датчиков давления не отключился «поддув ракеты». От резкого повышения давления была вырвана крышка шахты, которая весила несколько тонн. Перелетев через рубку, она упала на корпус лодки, серьезно его повредив.
К счастью, обошлось без жертв.
Одним из факторов неудачи эксперты называли нервозность экипажа из-за большого скопления начальства на судне.
Провалить новые испытания было равносильно катастрофе. Командир корабля капитан 2-го ранга Сергей Егоров гонял экипаж до седьмого пота.
Командир подлодки К-84 Игорь КУРДИН и командир «Новомосковска» Сергей ЕГОРОВ.
— Доставалось им тогда, — вспоминал капитан 3-го ранга в отставке Виктор Кулинич. — Но иначе нельзя было. Эти стрельбы должны были стать не просто решающими в судьбе какого-то отдельно взятого командира. Вся судьба подводного флота в то время висела, что называется, на волоске.
Поддержать экипаж прибыли генеральный конструктор лодки и его заместитель, лично отвечающий за исправность ракетного вооружения. Волнение не отпускало подводников до последней секунды испытаний. Однако все 16 межконтинентальных ракет «Синева» успешно покинули пусковые контейнеры с интервалом не более 20 секунд.
Это была оглушительная победа. До сего момента недостижимым рекордом считался залп из восьми ракет, да и то по четыре за раз. Никогда еще в мировой истории не было столь очевидной демонстрации превосходства российского подводного флота. Егорова повысили в звании, всех причастных к операции поощрили.
Баллистические ракеты «Синева», выпущенные с борта подлодки «Новомосковск», не забылись ни у нас, ни на Западе. Эта память и в наши дни является мощным сдерживающим фактором для любителей помахать ядерной шашкой.
Размеры «Синевы» потрясают
ТОП-5 лучших атомных подводных лодок современности
Самые грозные подводные лодки России
Американский военно-политический журнал «The National Interest» опубликовал топ-5 наиболее опасных для противника российских субмарин.
5. Новейшая атомная субмарина проекта 885 «Ясень». Самонаводящиеся торпеды и крылатые ракеты дальностью до 800 километров позволяют «Ясеню» одинаково эффективно поражать цели под водой, на воде и на суше. Корпус лодки изготовлен из маломагнитной стали и покрыт резиной, что делает «Ясень» почти невидимым для противника.
4. Подводный ракетоносец «Борей». Вооружен баллистическими ракетами с термоядерными боевыми блоками и торпедными аппаратами, способными стрелять целым арсеналом средств для уничтожения надводных и подводных кораблей. Минобороны планирует к 2020 году принять на вооружение восемь субмарин этого класса.
3 — 2. На второй и третьей позиции разместились родственные подлодки проектов «Палтус» и «Варшавянка». Последняя является экспортной модификацией предшественника.
За свою малошумность «Варшавянка» получила в НАТО прозвище «черная дыра». «Палтус» вооружен шестью торпедными аппаратами, а «Варшавянка» имеет пусковые установки крылатых ракет «Калибр». Конструкторы считают, что эти субмарины выиграют любую подводную дуэль.
1. Атомные подлодки проекта 971 «Щука-Б» («Akula» по классификации НАТО). Оснащена восемью торпедными аппаратами, способными стрелять торпедами, ракето-торпедами и крылатыми ракетами — в том числе с ядерными боеголовками. «Акула» малозаметна для вражеских радаров. Так, в феврале 1996 года прямо среди кораблей НАТО всплыла никем не замеченная российская субмарина типа «Щука-Б» — ее моряк нуждался в срочной медицинской помощи. С тех пор боевые возможности подлодок этого класса еще более возросли.
НАТО лезет в Черное море
Эрдоган обиженно называет его «российским озером».
На предстоящем летнем саммите НАТО в Варшаве будет утверждена стратегия развертывания черноморской военно-морской флотилии этого блока. По утверждению экспертов, корабли потенциального противника могут появиться недалеко от наших берегов уже к июлю текущего года.
В настоящее время пребывание в Черном море боевых кораблей ограничено сроком, установленным Конвенцией Монтре 1936 года. Она гласит, что военные суда нечерноморских стран (США в их число, разумеется, не входят) могут находиться в черноморской акватории не более 21 суток. Но Турция, которая, к слову, недавно чуть не втянула НАТО в полномасштабную войну, сбив российский самолет, подготавливает почву для нарушения международного договора, нагнетая страсти.
Эрдоган, в частности, заявил, что Черное море из-за нерешительности Северо-Атлантического альянса, превращается в «российское озеро». Ему вторит Порошенко, призывающий «засесть» в Черном море, дабы «не дать Путину разгуляться».
Если каким-то образом НАТО сможет обойти договор, стоит ли нам беспокоиться? По мнению военного эксперта Антона Орловского, тревожиться должны вовсе не мы.
— Натовцы прекрасно знают, что на Черноморском побережье создана надежная противоракетная оборона, да и ракетный крейсер «Москва» мгновенно отреагирует на любую провокацию, — заявил он порталу politikus.ru. — Этот корабль на Западе не случайно прозвали «убийцей авианосцев». 16 противокорабельных комплексов «Вулкан» способны пустить на дно группировку и покрупнее той, что сегодня планируется создать в Черном море. А размещение убойных «Калибров» в Черном море превратит все восточное побережье Европы, вплоть до Вильнюса, в мишени. Не думаю, что НАТО в состоянии перейти красную черту, которую они стремительно хотят натянуть в акватории Черного моря.
Источник: oppps.ru
Пять самых грозных российских подводных лодок.
Во время холодной войны советская подводная программа была силой, с которой приходилось считаться. Советские подводные машины-убийцы захватили воображение и западных, и советских граждан. Роман Тома Клэнси 1984 года «Охота за «Красным Октябрем»» (в следующем году на его основе был снят фильм) рассказывает о том, как экипаж вымышленной советской подводной лодки типа «Тайфун» с баллистическими ракетами на борту делает попытку бежать в Соединенные Штаты. В напряженные годы противостояния между Вашингтоном и Москвой многие американцы считали, что советские подводные лодки таятся в засаде у побережья их страны. У обеих сверхдержав были субмарины, благодаря которым можно было начать ядерный Армагеддон прямо из таинственных океанских глубин.
После распада Советского Союза российская программа строительства подводных лодок пришла в упадок вместе со многими другими отраслями российского военно-промышленного комплекса. Но в последнее десятилетие российские руководители предпринимают усилия по модернизации своих вооруженных сил. Россия модернизирует образцы времен холодной войны в соответствии с современными требованиями и проектирует совершенно новые платформы, такие как лодки типа «Борей» и «Ясень» – она явно полна решимости повысить статус и возможности своего подводного флота.
Вот пять подводных лодок, которые заслуживают особого внимания.
Подводная лодка проекта «Щука-Б»
Буль с буксируемой антенной внутри на хвостовом оперении подводной лодки проекта 971 «Щука-Б».
Эта ударная атомная субмарина была построена в Советском Союзе и получила название «Барс» проекта 971, но она более известна по квалификации НАТО под названием Akula. «Барс» не обладает той же малошумностью, что и некоторые из западных образцов, но эта лодка остается весомой угрозой, особенно после серии модернизаций в период после холодной войны.
Советский военно-морской флот получил семь моделей Akula I в период с 1986 по 1992 год. С 1992 по 1995 год Россия спустила на воду от двух до четырех модернизированных лодок Akula I. В то время Москва уже приступила к всеобъемлющей модернизации лодки проекта 971A — Akula II. Эта вариант имеет увеличенную длину корпуса в 110 метров и большее водоизмещение – 12 770 тонн.
Усовершенствованная конструкция также имеет более тихий двигатель, чем у предшественников, в связи с чем лодка проекта 971A является самой малошумной в российском флоте. Россия построила три таких корабля: «Вепрь» (вошел в строй в 1995 г.), «Нерпа» (2000 г.) и «Гепард» (2001 г.). Москва должна сохранить «Гепард» в своем арсенале как минимум до 2025 года, а «Нерпа» передается в аренду в Индию.
Скорость проекта 971 в надводном положении составляет до 10 узлов. Под водой эта лодка может развивать скорость до 33 узлов при погружении до 600 метров. Продолжительность автономного плавания у «Щуки» составляет 100 дней. Лодка вооружена различным противокорабельным, противолодочным и зенитным оружием, что позволяет ей выполнять целый ряд задач.
Одна субмарина этого типа может нести на борту целых 12 крылатых ракет «Гранит», которые предназначены для поражения кораблей и наземных целей. Ракета «Гранит» имеет дальность пуска 3 тысячи километров. Для противокорабельных и противолодочных действий «Щука» оснащена восемью пусковыми торпедными аппаратами, в то время как у улучшенной «Акулы» и у «Акулы II» их десять. ПЗРК «Стрела-ЗМ» с 18 ракетами дает этой лодке возможность наносить удары по воздушным целям.
Подводная лодка проекта 877 «Палтус» (Kilo)
Дизельная подводная лодка «Краснокаменск» проекта 877 во время
швартовки в главной базе Тихоокеанского флота во Владивостоке.
Российский проект 877 «Палтус» (название по классификации НАТО Kilo), который представляет собой дизель-электрическую ударную подводную лодку, был задуман еще в советское время в Центральном морском конструкторском бюро «Рубин» в Санкт-Петербурге. Эта субмарина стала частью советского флота в 1982 году и остается на вооружении в России и в других странах по сей день.
«Палтус» – субмарина меньшего размера, ее иранская версия имеет подводное водоизмещение 3 076 тонн и длину корпуса 70 метров. Базовая модель Kilo несет шесть торпедных аппаратов. Эта лодка может использовать электрические торпеды ТЕСТ-71МКЕ, которые имеют активную гидроакустическую систему самонаведения с телеуправлением и несут 205-килограммовый боевой заряд. «Палтус» может также выпустить до 24 мин. Лодка имеет на борту восемь зенитных ракет, которые могут использоваться в ПЗРК «Стрела-3» и «Игла». Индия, которая также использует Kilo, по контракту с российской кораблестроительной компанией «Звездочка» включила в состав вооружения противокорабельные ракеты Club S (дальность 220 километров).
Дизельные генераторы Kilo обеспечивают субмарине скорость до 10 узлов в надводном положении и 17 узлов под водой. Kilo может погружаться до 300 метров, а срок автономного плавания у этой лодки составляет 45 дней. Постсоветская Россия до сих пор использует «Палтус», в то время как его варианты состоят на вооружении в таких странах, как Китай, Индия, Иран и Алжир. Бывшие участники Варшавского договора и нынешние члены НАТО Польша и Румыния также имеют в составе своих ВМС лодки проекта 877.
Подводные лодки проекта 636,6 «Варшавянка» (Улучшенная Kilo)
Спуск на воду подводной лодки «Краснодар» в Санкт-Петербурге.
Когда новой дизель-электрической российской субмарине «Лада» не удалось пройти ходовые испытания в 2010 году, Москва вернулась к классике времен холодной войны – лодке Kilo. Чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к дизель-электрическим подлодкам, Россия приступила к модернизации более ранней модели Kilo.
На сцене появился проект 636,6 «Варшавянка», также известный на Западе как «улучшенный Kilo». Первоначально эту лодку рассматривали в качестве промежуточного варианта между первыми Kilo и «Ладой», но теперь «Варшавянке» придется заполнять образовавшийся пробел до тех пор, пока новые модели не будут признаны годными для плавания. Российский военно-морской флот заказал шесть таких кораблей, четыре из них уже вошли в его состав. Новейшая лодка «Краснодар» была спущена на воду в апреле 2015 года.
«Варшавянка» имеет водоизмещение до 4 тысяч тонн в подводном положении и обладает мощным комплексом вооружений. Как и ее предшественница, эта лодка имеет шесть торпедных аппаратов и вооружена зенитными ракетами «Стрела-3» и «Игла». Новый тип 636,6 также несет на борту противокорабельные ракеты ОКБ «Новатор» Club-S. У этой ракеты с фугасной боевой частью дальность пуска составляет 220 километров.
Как и у оригинального проекта 877, у «улучшенного Kilo» длительность автономного плавания равна 45 дням, а максимальная глубина погружения 300 метрам. «Варшавянка» обладает более высокими скоростями по сравнению с предшественницей: 11 узлов в надводном и 20 узлов в подводном положении. Модернизированная модель, получившая прозвище «тихий убийца», уже считается одной из самых малошумных дизель-электрических подводных лодок. Тем не менее, конструкторское бюро «Рубин» намерено установить на «Варшавянке» воздухонезависимую двигательную установку, которая может обладать даже меньшей шумностью, чем у атомной установки.
Подводные лодки проекта 955 «Борей»
Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий».
Это первая абсолютно новая модель подводной лодки, разработанная Россией после распада Советского Союза. Серия атомных подводных лодок проекта «Борей» оснащена баллистическими ракетами. Головной корабль нового проекта «Юрий Долгорукий» был спущен на воду в 2008 году и введен в состав флота в 2013 году. Вторая субмарина «Борей» была спущена в 2010 году и введена в состав ВМФ в 2013 году, третья была спущена в 2012 году, а как новейший корабль «Князь Владимир» был заложен в начале этого года. Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 (Typhoon по классификации НАТО) и «Дельфин» (Delta-III по классификации НАТО).
Длина корпуса «Борея» составляе 170 метров, и каждая подводная лодка имеет водоизмещение под водой 24 тысячи тонн. «Юрий Долгорукий» и остальные корабли его серии несут на борту 16 баллистических ракет Р-30 «Булава-30» (РСМ-56). Ракеты «Булава» оснащены ядерными боеголовками мощностью 150 килотонн и имеют дальность пуска 8 тысяч километров. Согласно некоторым данным, РСМ-56 могут иметь еще большую дальность и мощность: до 10 тысяч километров и до 500 килотонн. В дополнение к баллистическим ракетам, лодки «Борей» также имеют шесть торпедных аппаратов, обеспечивающих пуск различных типов противолодочных торпед.
Атомная силовая установка «Борея» обеспечивает ему скорость в надводном положении до 15 узлов и скорость подводного хода 29 узлов. Максимальная глубина погружения у лодки 480 метров, а срок автономного плавания 100 дней. Субмарины типа «Борей» обещают стать для российского военно-морского флота мощной силой дальнего действия на многие годы. Москва уже разместила заказ на строительство 10 новых лодок к 2020 году.
Подводные лодки проекта 885 «Ясень»
Церемония принятия первой многоцелевой атомной подлодки
К-560 «Северодвинск» проекта «Ясень» в состав ВМФ России.
Проект 885 компании «Севмаш» «Ясень» призван заменить стареющий флот субмарин типа «Щука-Б». Эта атомная лодка в конечном счете заменит проекты советской эпохи и удовлетворит потребности Москвы в мощной ударной субмарине. Первая лодка типа «Ясень» «Северодвинск» вошла в состав базирующегося в Североморске Северного флота в 2014 году.
У субмарин проекта «Ясень» длина корпуса равна 111 метрам, а водоизмещение под водой составляет приблизительно 13 500 тонн. Каждый корабль проекта 885 может нести на борту оружие, предназначенное для поражения наземных целей, надводных кораблей и подводных лодок, что позволяет ему выполнять широкий круг задач.
Для борьбы с подводными лодками «Ясень» имеет восемь торпедных аппаратов и может производить пуск противолодочных ракет, таких как сверхзвуковая П-800 «Оникс». Ракеты «Оникс» также могут быть использованы в качестве противокорабельного оружия. По наземным целям подводные лодки «Ясень» способны запускать крылатые ракеты 3M51, которые могут оснащаться ядерной боеголовкой. 3M51 имеют дальность 800 километров.
Мощная реакторная силовая установка на борту субмарин «Ясень» позволяет новым моделям значительно опережать своих предшественников. Подводные лодки проекта 885 могут развивать скорость до 20 узлов на поверхности и 35 узлов под водой. Лодки «Ясень» способны погружаться на 600 с лишним метров, благодаря чему они становятся серьезной угрозой для противников России.
Источник: deligent.livejournal.com
Топ подводных лодок россии
Шведское издание Expressen опубликовало рейтинг самых больших в истории флота субмарин. Причем в первой пятерке оказались три лодки советского (российского) производства, на первом месте – проект 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО).
источник: cdn.tass.ru
Подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Дмитрий Донской»
Также в рейтинг вошли подлодки США и Великобритании. В настоящее время все субмарины из приведенного перечня находятся в боевом составе флотов.
Топ-5 самых больших подлодок в истории
1
Проект «Акула». СССР/Россия. Водоизмещение — 48 тысяч тонн
источник: cdn.playbuzz.com
Самый большой подводный крейсер мира. Спроектирован ЦКБ «Рубин». Строительство серии 941 было начато в 1976 г. Субмарина стала ответом на проект американской подлодки типа Ohio. Всего с 1981 по 1989 гг. на «Севмаше» было построено шесть лодок этого проекта.
Сейчас в боевом составе ВМФ РФ только тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 «Дмитрий Донской». Именно на нем проводились первые испытания межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава».
Размеры подлодки: длина – 172,8 м, ширина – 23,3 м, водоизмещение составляет 48 тысяч тонн. Каждая лодка имеет 20 трехступенчатых твердотопливных баллистических ракет Р-39 массой более 90 тонн с дальностью полета более 8300 км, оснащенных разделяющейся головной частью с индивидуальным наведением 10 боевых блоков на заданные цели. На подлодке также есть небольшой бассейн, солярий, сауна, спортзал и «живой уголок». Размеры субмарины позволяют ломать лед толщиной более двух метров.
2
Проект «Борей». Россия. Водоизмещение — 24 тысячи тонн
источник: cdn.playbuzz.com
Стратегические атомные ракетоносцы класса «Борей» спроектированы в ЦКБ морской техники «Рубин» в 1980-х гг. В составе флота РФ три подводных крейсера, еще четыре находятся в стадии строительства. Восьмой «Борей» будет заложен в декабре 2016 г. Всего до 2021 г. запланировано построить восемь таких ракетоносцев, причем пять из них — модернизированного проекта 955А.
В будущем «Бореи» должны стать основой морской составляющей ядерной триады России. Размеры подлодки: подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн, длина корпуса – 170 м, ширина – 13,5 м. Каждая подлодка несет 16 межконтинентальных баллистических ракет на твердом топливе Р-30 «Булава» с дальностью полета более 8 тысяч км, оснащенных 10 разделяющимися головными частями индивидуального наведения на цель.
3
Проект Ohio. США. Водоизмещение — 18 750 тонн
источник: cdn.playbuzz.com
Проект Ohio – серия из 18 американских стратегических атомных подлодок третьего поколения, вошедших в строй с 1981 по 1997 г. Лодки отличались от предшественников повышенным боевым потенциалом и улучшенной скрытностью.
Первые восемь субмарин серии изначально оснащались ракетами Trident I, потом четыре из них были перевооружены крылатыми ракетами «Томагавк». Остальные получили на вооружение ракеты Trident II. Субмарины типа Ohio составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США.
Размеры подлодки: водоизмещение составляет более 18 тысяч тонн, длина – 170,6 м. Экипаж подводной лодки насчитывает 100 человек.
4
Проект «Мурена»/Delta II. СССР/Россия. Водоизмещение — 18 200 тонн
источник: cdn.playbuzz.com
Класс субмарин типа «Мурена» (Delta по классификации НАТО) был создан во времена холодной войны, их задачей считались удары по американским промышленным и военным объектам. Всего имеется четыре подкласса.
Проект 667Б (Delta I) принят на вооружение в 1972 г. Всего было построено 18 лодок, последняя выведена из эксплуатации в 1998 г. Проект 667БД (Delta II) стал модификацией с дополнительными ракетными отсеками. Проект 667БДР «Кальмар» (Delta III) – первые подводные лодки, способные выстреливать весь комплект баллистических ракет одним залпом. Проект 667БДРМ «Дельфин» (Delta IV) отличается от предшественников бесшумностью.
На фото – головной корабль серии 667БДРМ, атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 «Верхотурье». Лодка построена на «Севмаше» в 1984 г.
Размеры подлодки: длина – 167 м, ширина – 12 м, водоизмещение — 18 тысяч тонн. На их вооружении 16 пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет «Синева». Всего с 1984 по 1990 г. было построено семь крейсеров этого типа. В настоящий момент в составе флота находится шесть таких лодок, являющихся основой морской ядерной составляющей Вооруженных сил РФ.
5
Проект Vanguard. Великобритания. Водоизмещение — 15 900 тонн
источник: cdn.playbuzz.com
Весь ядерный арсенал Соединенного Королевства размещен на четырех субмаринах класса Vanguard. Они находятся на базе Клайд в Шотландии.
Построены лодки в 1990-х гг. Они пришли на смену устаревшим кораблям типа Resolution и фактически являлись их дальнейшим развитием. Подлодки этого класса планируется вывести из эксплуатации не раньше 2028 г.
По своим размерам и водоизмещению существующие британские лодки уступают некоторым зарубежным кораблям своего класса. Размеры подлодки: длина – 150 м, ширина – 12,8 м, водоизмещение — 15 900 тонн. На вооружении 16 американских баллистических ракет Trident II D5.
Источник: tass.ru/armiya-i-opk/3766265
Добавил Никандрович 8 Ноября 2016
Источник: news2.ru