Если отечественные торпедные атомоходы первого поколения (проекты 627, 627А и 645) создавались для борьбы с надводными кораблями противника, то во второй половине 50-х годов стало очевидно, что и Советскому Союзу необходимы ПЛА с «противолодочным уклоном», способные вести борьбу с ракетными ПЛ «потенциального противника» на позициях вероятного использования ими оружия и в первую очередь в Северном Ледовитом океане, обеспечивать развертывание собственных ПЛАРБ, а также защищать корабли и транспорты от вражеских подводных лодок.
Разумеется, не снимались и традиционные для торпедных ПЛ задачи борьбы с надводными кораблями противника (в первую очередь — авианосцами), действия на коммуникациях, осуществления минных постановок и т.п.
Титановая угроза ВМС США. Один из лучших проектов подводных лодок СССР
ПЛАРБ пр.949 «Томск»
Работы по исследованию облика атомоходов 2-го поколения начались в СССР в конце 50-х годов. 28 августа 1958 г., в соответствии с правительственным постановлением, для новых ПЛА развернулось проектирование унифицированной паропроизводящей установки. Приблизительно в то же время был объявлен конкурс проектов лодок 2-го поколения, в котором приняли участие ведущие конструкторские коллективы страны, специализирующиеся на подводном кораблестроении — СКБ-143, ЦКБ-18 и СКБ-112 «Судопроект». По итогам конкурса СКБ-143 получило задание на проектирование атомной торпедной подводной лодки пр.671 (шифр «Ерш») с нормальным водоизмещение 2000 т и рабочей глубиной погружения не менее 300 м.
Отличительной особенностью нового корабля должна была стать мощная гидроакустика (в условиях конкурса впервые специально оговаривались размеры ГАС). Тактико -техническое задание на новый атомоход было утверждено 3 ноября 1959 г., в марте 1960 г. был выполнен эскизный, а в декабре того же года — технический проекты.
Создание ПЛА проекта 671 велось под руководством главного конструктора ГН. Чернышева. В 1960 году ленинградский Адмиралтейский завод приступил к подготовке строительства серии новых торпедных атомоходов. Акт о приемке в состав ВМФ СССР головной лодки пр.671 — К-38 (заводской номер «600») — председатель правительственной комиссии Герой Советского Союза ГИ. Щедрин подписал 5 ноября 1967 г.
Атомная многоцелевая подводная лодка пр.671
С целью совершенствования ПЛА пр. 671 и усиления ее боевой эффективности СПМБМ «Малахит» в инициативном порядке выполнило в 1962 г. проработку лодки с двумя и четырьмя ТА калибра 650 мм. По ее результатам было признано целесообразным разработать технический проект ПЛА с четырьмя ТА калибра 533 мм и двумя калибра 650 мм, присвоив ему номер 671РТ (ракето-торпеды). ПЛА пр.671 РТ (шифр «Семга») разработана СПМБМ «Малахит» на базе пр.671 под руководством ГН. Чернышова.
Гибель советской подводной лодки С-178 в результате тарана
В отличие от прототипа, эти ПЛА имели увеличенные на 0.1-0.5 м диаметр прочного корпуса в районе носового отсека и центрального поста и длину корабля на 8.8 м. Количество отсеков прочного корпуса возросло до восьми, а в носовом отсеке установили герметичную горизонтальную платформу (для обеспечения надводной непотопляемости). Благодаря этому на корабле заменили два средних 533-мм ТА на два 650-мм ТА, ГАК «Рубин» — на «Рубикон» и выполнили ряд других конструктивных изменений. Внедрение нового оружия и других мероприятий, связанных со снижением уровня шумности лодки, привело к тому, что ее водоизмещение возросло примерно на 750 т. Хотя ПЛА пр.671 РТ по сравнению с пр.671 имели меньшую шумность практически во всем диапазоне частот, специалисты считают, что их скрытность не до конца отвечала требованиям времени. Данное обстоятельство заставило ограничить серию семью единицами и приступить к созданию ПЛА пр.671РТМ.
Бурное развитие науки, техники и промышленности создали предпосылки для более радикального совершенствования многоцелевых подводных лодок. Резко ужесточились требования к шумности ПЛА, появились более совершенные виды оружия (противолодочные ракето-торпе- ды, мины, а позже стратегические крылатые ракеты, стартующие из ТА). Быстро менялась элементная база, сами электронные комплексы вооружения (штурманское, гидроакустическое) и боевые информационно-управляющие системы, системы радиосвязи.
Параллельно с развертыванием работ по созданию принципиально новых ПЛА пр. 945 и 971, в СССР было принято весьма успешное решение получить максимально возможное из конструкции лодок пр. 671 и 671РТ. В связи с этим СПМБМ «Малахит» во главе с главным конструктором ГН.
Чернышевым была создана еще одна модификация пЛа пр.671 с новейшим радиоэлектронным вооружением, получившая индекс 671РТМ. В основу модернизированного проекта 671РТМ (шифр «Щука») легли проработки по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения — мощного ГАК, навигационного комплекса, боевой информационно-уп- равляющей системы, автоматизированного комплекса средств радиосвязи, аппаратуры разведывательного комплекса, а также мер по снижению демаскирующих полей корабля. Фактически проект 671РТМ, так же как и ракетный подводный крейсер проекта 667БДРМ, «плавно перешел» из второго в третье поколение атомоходов. ПЛА пр.671 РТМ предназначались для поиска, обнаружения и слежения за ПЛАРБ и АУГ противника, их уничтожения с началом боевых действий.
ПЛАРБ пр.941 уходит на боевое дежурство
ПЛА пр.671 РТМ, в отличие от пр.671 РТ имеют более совершенное радиотехническое вооружение, сниженный уровень первичных физических полей, увеличенную автономность и усиленные ледовые подкрепления ограждения рубки и выдвижных устройств. Кроме того, титановый обтекатель основной антенны ГАК заменили обтекателем из многослойного стеклопластика.
Эта работа проводилась с участием ЦНИИ «Океанприбор» (Е.Л. Шендеров), ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова (Б.П. Григорьев, М.К. Лерри и Н.А.
Писковитина), ЦНИИТС (Н.Г Сударева). В ЦНИИ «Океанприбор» (гл. конструктор В.В. Громковский) был создан акустический комплекс «Скат-КС». После тщательных проработок было принято решение установить на подводную лодку БИУС «Омнибус», созданную НПО «Агат» (гл. конструктор А.И. Троян).
Устаревший навигационный комплекс «Сигма» заменили новейшим комплексом «Медведица» (НПО «Азимут», гл. конструктор В.Г Пешехонов).
ПЛА пр. 949 «Гранит»
Размещение на ПЛА пр.671 РТМ перспективных радиоэлектронных средств значительно улучшило ее характеристики и по технической оснащенности приблизило их к ПЛА третьего поколения. Отработка уникальных комплексов «Омнибус», «Скат» и «Медведица» обеспечила впоследствии установку их на ПЛА третьего поколения пр. 945, 949 и 941.
Гидроакустический комплекс «Скат» обеспечивал обнаружение и классификацию целей, а также их автоматическое сопровождение при шумопеленговании в звуковом и инфразвуковом диапазонах частот. Комплекс позволял обнаруживать цели посредством эхопеленгования с измерением дистанции до них и выдавал исходные данные для целеуказания торпедному оружию. По своим возможностям комплекс «Скат» втрое превосходил ГАК предшествующего поколения и вплотную приближался к американским комплексам (хотя по-прежнему уступал им по массогабаритным характеристикам). Максимальная дальность обнаружения целей при нормальных гидрологических условиях составляла 230 км. Были применены бортовые приемники шумов, работающие в пассивном режиме, а также протяженная буксируемая инфразвуковая антенна, в свернутом виде размещавшаяся в специальном бульбообразном контейнере, расположенном над вертикальным оперением лодки.
Навигационный комплекс «Медведица-671РТМ» обеспечивал непрерывную автоматическую выработку координат места, курса, скорости относительно воды и грунта, углов бортовой и килевой качки, а также автоматическую передачу этих параметров в другие корабельные системы. Боевая инфор- мационно-управляющая система «Омнибус» производила автоматизированный сбор, обработку и наглядное отображение информации, обеспечивающей принятие решений на маневрирование, боевое использование оружия, а также управление торпедной и ракетной стрельбой. Корабль был оснащен новым автоматизированным комплексом связи «Молния-МЦ» с системой космической связи «Цунами-Б» и разведывательным комплексом.
ПЛАРБ пр.941 с открытыми люками ракетных шахт
Вооружение ПЛА проекта 671РТМ включало четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата с боекомплектом из 18 боеприпасов калибром 533-мм (торпеды 53-65К или СЭТ-65, ПЛУР М-5 и 81Р), а также шести сверхмощных дальноходных торпед 65-76 калибром 650 мм. Вместо торпед корабль мог брать на борт до 36 мин типа «Голец» и средства гидроакустического противодействия (в частности, имитаторы МГ-74 «Корунд-2»). Кроме того, ПЛА могла нести специальные диверсионные управляемые снаряды «Сирена» и другие средства спецназначения.
Запуск ракеты с ПЛАРБ ТК-20 пр.941 в районе Северного полюса. Ноябрь,1986г.
Одним из важнейших элементов вооружения модернизированного атомохода стал противолодочный ракетный комплекс «Шквал», разработка которого началась в соответствии с поставлением ЦК КПСС и СМ СССР в 1960 г. «Идеологами» нового комплекса были ученые московского филиала ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского (ныне ГосНИЦ ЦАГИ), в частности академик ГВ. Логвинович.
Непосредственную разработку оружия осуществлял НИИ-24 (ныне ГНПО «Регион») под руководством главного конструктора И.Л. Меркулова (в дальнейшем его сменил В.Р. Серов, а завершил работу Е.Д. Раков). В состав комплекса «Шквал» входила сверхскоростная подводная ракета М-5, развивающая 200 узлов (при дальности хода 11 км).
Это достигалось использованием двигателя, работающего на гидро-реаги- рующем топливе, а также за счет движения снаряда в газовой каверне, обеспечивающей минимизацию гидродинамического сопротивления. Управление ракетой, снабженной ядерной боевой частью, осуществлялось посредством инерциальной системы, не чувствительной к помехам.
Первые пуски подводной ракеты были выполнены на озере Иссык-Куль в 1964 г., а 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 «Шквал» с ракетой М-5 был принят на вооружение ВМФ. Следует заметить, что аналогов этому высокоэффективному комплексу, обладающему почти абсолютной вероятностью поражения цели, попавшей в пределы его досягаемости, за рубежом не существует и в настоящее время.
Атомная многоцелевая подводная лодка пр.671 РТМ в Североморске
Большое количество мероприятий было проведено на ПЛА пр.671 РТМ для того, чтобы шумность этого корабля была не больше, чем американских многоцелевых атомных подводных лодок типа «Los Angeles». Был принят дополнительный комплекс мер по увеличению скрытности ПЛА за счет внедрения принципиально новых решений по амортизации (т.н. «отключение фундаментов»), акустической развязке механизмов и конструкций.
На лодке появились выгородки для системы вентиляции и вертикальные шпигаты, создающие меньший гидродинамический шум. Корабль получил размагничивающее устройство, затрудняющее его обнаружение авиационными магнитометрами. От лодки к лодке пр.671 РТМ проводились различные модернизации (включая замену гребного семилопастного винта двумя четырехлопастными, установленными по схеме «тандем»), направленные на снижение шумности. Однако из-за прекращения финансирования работ эту задачу полностью решить не удалось.
ПЛАРК «Воронеж» (бывш. К-119) пр.949-А, Северный флот, 25 июля 1999г.
Однако наиболее важным усовершенствованием, внедренным на ПЛА пр.671РТМК, стал принципиально новый тип оружия — стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты «Гранат» с максимальной дальностью стрельбы 3000 км. Оснащение ПЛА крылатыми ракетами превратило их в полной мере в многоцелевые корабли, способные решать широкий круг задач как в обычной, так и в ядерной войнах.
ПЛА пр.671 РТМК могут наносить удары и по береговым целям. По своим массогабаритным характеристикам КР «Гранат» фактически не отличались от стандартных торпед. Это позволило применять их из штатных 533-миллиметровых торпедных аппаратов. В период с 1984 г. по 1992 г. на Адмиралтейском ССЗ построили семь кораблей по пр.671 РТМК. Технический проект модернизации также разработало СПМБМ «Малахит».
Источник: naukatehnika.com
Подводная лодка для… Титана. А может машина времени?
Титан — это суперхолодный спутник Сатурна: средняя температура на его поверхности — в районе минус 180 градусов Цельсия. Вода здесь не существует ни в каком виде, кроме глубоко замороженного льда. Условия совершенно не подходят для жизни человека.
Однако, как это ни странно, Титан имеет большее количество сходств с Землёй, чем любая другая планета Солнечной системы, несмотря на исполинские отличия в температурных и других климатических условиях.
Поверхность Титана очень сильно напоминает земную. На ней обнаружены горные гряды, барханы, многочисленные озера и вершины, среди которых немало вулканов. Как и на Земле, атмосфера на Титане, похоже, стерла следы большинства метеоритных кратеров. Титан — единственный из известных человеку естественных спутников, на котором есть плотная атмосфера, и единственное из известных небесных тел (помимо Земли), на поверхности которого существуют стабильные жидкие озера. А роль воды в гидрологическом цикле на Титане исполняют метан и этан; они выпадают в виде дождя и снега, они же формируют озера и реки.
Существует неплохой шанс, что химический состав атмосферы Титана очень похож на тот, который был на Земле в то время, когда она появилась на нашей планете. Если выяснится, что нынешние химические процессы, происходящие на Титане, поддерживают добиологическую химию, подобную той, что сопутствовала развитию жизни на Земле, то, изучая Титан, мы сможем изучить глубокое прошлое Земли и, возможно, лучше понять, каким образом зарождалась на нашей планете жизнь.
Большая часть информации об этой планете на сегодняшний день получена с помощью автоматической станции «Кассини», обследующей Сатурн и его луны на протяжении пяти лет. Кроме того, «Кассини» сыграл роль базового корабля для аппарата «Гюйгенс» Европейского космического агентства, который в 2005 году сел на поверхности Титана.
В результате экспедиции было обнаружено много новых невероятных вещей, например свидетельства существования на Титане ледяных (водных) и нашатырных «криовулканов». Судя по переданным «Кассини» фотографиям, эти вулканы выбрасывают нашатырь на поверхность планеты.
Неудивительно, что интерес к исследованию этой загадочной планеты не угасает и сегодня в рамках возрождённого в 2010 году проекта NIAC, который ныне представлял из себя часть Программы Космических Технологий NASA, ведётся разработка концепта подводной лодки для исследования морей Титана. Строго говоря, правильнее было бы назвать её на западный манер субмариной, потому как моря на Титане состоят отнюдь не из воды, а из углеводородов — преимущественно метана и этана.
Попробуем вместе пробежаться по истории вопроса и оценить реалистичность данного проекта исходя из сегодняшнего уровня технологий.
Назад в будущее
Поговорим о предшественниках данного концепта, в том числе и тех, которые никуда не полетели и, судя по всему, так и останутся нереализованными проектами. Это прямо будущее в прошедшем какое-то!
Ближе всех по техническим деталям стоит Titan Mare Explorer (TiME) — который должен был исследовать Море Лигеи или Море Кракена на предмет определения органических компонентов. Аппарат должен был спускаться на парашюте подобно тому, как это сделал «Гюйгенс» в 2005 году. Через несколько часов планирования в атмосфере он приводнится на жидкую поверхность. Аппарат планировался в виде плавучей платформы, основная миссия которой — поиск простейших форм жизни в течение от трех до шести месяцев, включая шесть часов атмосферного спуска.
Несмотря на то, что Проект TiME планировался как низкозатратная миссия с финансированием всего в 425 млн $, он проиграл конкуренцию у более удачливого соперника — программы InSight по изучению Марса. Однако на разработке концепта проекта было освоено от 5 до 10 млн долларов, и многие интересные решения, найденные в ходе этого процесса, могут быть использованы в других миссиях, самой реальной из которых на сегодняшний день является Titan Saturn System Mission (TSSM).
Это совместный проект NASA и ESA для изучения Сатурна и его спутников: Титана и Энцелада. По расчету стоимости NASA проект обойдется уже в 2,5 млрд долларов. TSSM планируется запустить в 2020 году.
Аппарат TSSM включает в себя один орбитальный и два спускаемых модуля: воздушный шар, который будет летать в небе Титана, и посадочный модуль, который должен приводниться на поверхность одного из метановых озёр. По прибытию к Сатурну в октябре 2029 года химический двигатель выведет аппарат на орбиту Сатурна. Двухлетний план работы у планеты должен происходить «по ситуации».
Фаза будет включать в себя как минимум семь пролетов и сближений с Энцеладом и шестнадцать с Титаном. В течение этого периода будет повторен гравиманевр, который даст необходимую энергию, чтобы переместиться к орбите Титана. Как только аппарат завершит облет Энцелада, он начнет анализировать необычные криовулканические образования на его южном полюсе.
Воздушный шар будет спущен в атмосферу Титана во время первого облёта. Он будет находиться в воздушном пространстве спутника шесть земных месяцев: с апреля по октябрь 2030 года. Основываясь на данных с Кассини-Гюйгенса, шар будет плавать в небе Титана до окончания своего срока службы по 20-му градусу северной широты и в 10 километрах над поверхностью.
Загадки морей Титана
Ученым известно, что вдоль береговой линии на Титане лежит осадочный слой, оставленный испарившимися жидкими углеводородами; это указывает на резкие колебания уровня моря.
Изменения орбиты Титана приводят к тому, что жидкие компоненты его атмосферы каждые 30 тысяч лет перемещаются с одного полюса на другой. В настоящее время они сконцентрированы в полярных северных районах спутника.
На Титане главная задача состоит в том, чтобы получить информацию о таких аспектах, как: состав поверхности и географическое распределение различных органических элементов, выявление метанового цикла и бассейнов метана, активен ли сейчас криовулканизм и тектонизм, присутствует или отсутствует аммиак, изучение подповерхностного океана, магнитного поля и многого другого. Погружаемый аппарат мог бы заняться исследованием дна мелких морей Титана, которое, по предположению планетологов, представляет собой гигантский древний метеоритный кратер.
Пентагон внесёт свой вклад?
Сегодня стало понятно, что многие задачи по исследованию морей Титана под силу только погружаемому роботу, поэтому космическая субмарина с высокой степенью вероятности может заменить плавучую платформу в ходе миссии TSSM, ну или дополнить её. При этом спуск на поверхность моря, видимо, будет осуществляться посредством парашюта — самым логичным способом для планеты, имеющей атмосферу.
Однако существуют и другие варианты, самым экзотическим из которых является предложение использовать для доставки аппарата к Титану уже существующий военный корабль многократного использования X-37B, который был создан по заказу Пентагона и недавно прошел серию испытаний.
Если б было море водки, я бы стал подводной лодкой!
Одной из самых серьёзных проблем, которую необходимо решить конструкторам субмарины — энергообеспечение. Со стороны обывателя ситуация, наверное, выглядит абсурдной — плавать в море углеводородов и искать при этом энергию! Однако для освобождения энергии из морей Титана требуется окислитель. На Земле в его роли выступает кислород, которого слишком мало на Титане, поэтому придётся отложить дизель-генераторы до лучших времён и искать другие решения.
Широко используемые в настоящее время для менее дальних полётов солнечные батареи, к сожалению, тоже не подойдут. Их нельзя будет использовать даже после всплытия на поверхность из-за туманной атмосферы спутника и большого расстояния до Солнца. Похоже, что нет на сегодняшний день альтернативы применению изотопного источника энергии.
Обычно в качестве источника энергии в таких устройствах служит плутоний-238, который выделяет тепло в результате полураспада. И на этом пути существует серьёзная проблема — в США производство этого изотопа прекращено еще в 1980-е годы, и его запасы на сегодняшний день подходят к концу. Дело в том, что по большей части данный изотоп является побочным продуктом производства ядерного оружия, программа работы над которым в последнее время сильно сокращена.
Лабораторный прототип радиоизотопного генератора Стирлинга.
В рамках упоминаемого выше проекта TiME предполагалось использование новой энергосистемы под названием «радиоизотопный генератор Стирлинга», который обеспечивал наиболее эффективное извлечение энергии из плутония-238, однако его разработка была приостановлена вместе с данным проектом.
Земля, Земля, как слышно? Приёммм.
Пока разработчики не определили набор приборов, которые мог бы нести погружаемый аппарат. Но очевидными кандидатами являются сонар, видеокамера и система забора проб с грунта.
Связь с Землей важна для успеха этой экспедиции. Проект TiME предусматривал прямую передачу данных, так как северный полюс Титана в течение текущего десятилетия ориентирован в сторону Земли.
Но с приближением конца десятилетия Земля смещается все ниже и ниже к горизонту Титана, что затрудняет прямую связь. Поэтому подобный вид связи возможен будет теперь только в ходе экспедиции, которая планируется на 2040 год, когда наклон орбиты Титана снова станет благоприятным.
Однако возможен и другой вариант — высадка аппарата может осуществляться с орбитального блока, который останется на орбите вокруг Титана и будет транслировать на Землю сигналы с подлодки. Та же в свою очередь будет передавать информацию во время всплытия на поверхность. Такой вариант ведет к значительному удорожанию всего проекта, но с другой стороны отлично вписывается в программу TSSM.
Есть ли место для России?
По моему мнению, амбициозные межпланетные миссии уровня TSSM следует осуществлять в тесном сотрудничестве как можно большего количества стран. Сегодня в нём участвуют США и Европа. Соглашение об участии Роскосмоса в миссии обсуждается, но в связи с сегодняшним курсом страны на “особый путь” шансы на это убывают с каждым днём.
Конечно, хочется верить в чудеса, ведь наша Энергетическая Сверхдержава неравнодушна к источникам углеводородов, насколько бы ни были они труднодоступны. Может, когда свершится победное освоение Арктики, наше правительство обратит взоры на космос, и запасы полония пойдут на топливо для космической программы, а не для усовершенствования специфических свойств отдельных сортов чая? А вдруг, случится чудо, и мне ещё придётся поучаствовать в разработке электроники для космической субмарины, ведь было же на этой неделе Северное Сияние в Московской области, в конце концов, за пару дней до Солнечного затмения, кстати!
P.S. Выражаю признательность пользователю zv347 за помощь в редактировании текста.
- Научно-популярное
- Энергия и элементы питания
- Космонавтика
Источник: habr.com
Секретная сверхмалая подводная лодка СССР «Тритон-1М»
Объект 825 ГТС в советское время был засекреченным, как и все, что происходило в Балаклаве. Это вырубленная в скале база подводных лодок.
Объект включал в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть и был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. Здесь даже хранились и снаряжались ядерные боезаряды.
После развала СССР грандиозное инженерное сооружение пришло в упадок. Сейчас здесь располагается музейный комплекс. Отдельно представлю один из экспонатов — это сверхмалая подводная лодка «Тритон — 1М».
Лодка предназначена для патрулирования акватории портов и рейдов, минирования причалов и кораблей противника, для доставки и эвакуации водолазов, разведчиков и боевых пловцов. Эта лодка была разработана конструкторами проектного бюро «Волна». Выпускалась с 1972 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Всего изготовлено 32 единицы данного типа.
Подводная лодка «Тритон — 1М» — аппарат «мокрого типа», то есть внутри кабины находится вода. Водолазы сидят в гидрокостюмах с баллонами. Лодка оснащена электромотором, радиостанцией, гидроакустической станцией и автоматической системой движения по курсу. Корпус изготовлен из алюминиево-магниевого сплава.
Схематично устройство выглядит так:
При необходимости лодка может лежать на грунте до 10 суток, ожидая поставленной задачи.
Технические характеристики сверхмалой подводной лодки «Тритон — 1М»:
Водоизмещение (нормальное) 1,6 м3
Длина 5 м
Ширина 1,4 м
Высота корпуса 1,4 м
Предельная глубина погружения 40 м
Максимальная подводная скорость 6,66 узлов
Группа боевых пловцов 2 чел.
Дальность плавания непрерывного подводного плавания 35 миль
В настоящее время АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» разработало модернизированную версию сверхмалой подводной лодки «Тритон-1М»
Фото: АО «Объединенная судостроительная корпорация»
Понятно, что основные задачи сверхмалых подводных лодок — диверсионная деятельность. Доставлять их к месту выполнения задач можно на надводных кораблях или крупных подводных лодках, автотранспортом и даже авиацией.
Сейчас эксплуатация большинства подводных лодок «Тритон-1М» прекращена, их можно встретить в музеях и на постаментах в Балаклаве, Саратове, Калининграде, на острове Русский. Но по некоторым данным, несколько аппаратов до сих пор находятся в строю. Впрочем, это, наверное, до сих пор секретная информация.
Также я есть в фейсбуке, твиттере и в инстаграме.
Подписывайтесь на мой канал на youtube.
Мой канал на дзене.
Источник: zhzhitel.livejournal.com