Deutschland был взламыванием блокады немецкой торговой подводной лодкой, использовавшейся во время Первой мировой войны. Он был разработан на частные средства и эксплуатировался компанией North German Lloyd Line. Она была первой из семи построенных U-151 -класса подводных лодок и одной из двух, использовавшихся в качестве невооруженных грузовых подводных лодок.
После двух рейсов в качестве невооруженного торгового судна, 19 февраля 1917 года он был принят на вооружение Германского императорского флота и преобразован в U-155, вооруженный шестью торпедными аппаратами и две палубные пушки . Как U-155, она начала рейдерскую карьеру в июне 1917 года, которая продлилась до октября 1918 года, потопив 120 434 тонны судов и повредив еще 9 080 тонн судов.
Строительство
Deutschland был одна из семи подводных лодок, предназначенных для перевозки грузов между Соединенными Штатами и Германией через военно-морскую блокаду держав Антанты. Блокада, в основном проводимая Королевским флотом Великобритании, привела к большим трудностям для немецких компаний в приобретении сырья, которое не могло быть найдено в больших количествах в пределах германской сферы влияния, и, следовательно, существенно затрудняли военные действия Германии.
Тип «Сом» — подводные лодки 1904 — 1906 годов
U-Deutschland в порту Балтимора, штат Мэриленд, 10 июля 1916 г., на снимке из Новой международной энциклопедии
Deutschland был построен вместе со своим сестринским кораблем Bremen в 1916 году для немцев. Ocean Navigation, Deutsche Ozean-Reederei (DOR), частная судоходная компания, созданная для предприятия, дочерняя компания судоходной компании North German Lloyd (ныне Hapag-Lloyd ) и Deutsche Bank. Она была построена без вооружения, с широкой балкой для размещения груза. Грузоподъемность составляла 700 тонн (230 тонн каучука можно было хранить в свободных пространствах между внутренним и внешним корпусами), что относительно мало по сравнению с надводными кораблями.
Великобритания и Франция вскоре выразили протест против использования подводных лодок в качестве торговых судов, утверждая, что их нельзя останавливать и проверять на наличие боеприпасов так же, как и другие грузовые суда. США, под дипломатическим давлением за якобы проявление фаворитизма при объявлении себя нейтральным, отвергли этот аргумент. Даже подводные лодки, пока они не были вооружены, должны были рассматриваться как торговые суда и, соответственно, им было разрешено торговать.
Только две подводные лодки были построены в соответствии с первоначальным проектом: Deutschland и Bremen, которые были потеряны его первое плавание, также в США. В связи с вступлением США в войну остальные пять грузовых подводных лодок были переоборудованы в дальнобойные крейсерские подводные лодки (U-kreuzers), оснащенные двумя 150-мм палубными орудиями и известный как Type U 151 class.
Торговая служба
Deutschland и команда в Балтиморе, 1916 г.
Первое путешествие
Deutschland отправилась в свой первый рейс в США 23 июня 1916 г. Автор Пауль Кениг, бывший сотрудник северогерманской компании Lloyd. В свой первый рейс она перевезла 750 тонн груза, в том числе 125 тонн востребованных химических красителей, в основном антрахинона и ализарина производных концентрированная форма, некоторые из которых стоили 1254 доллара за фунт в деньгах 2005 года. Она также везла медицинские препараты, в основном сальварсан, драгоценные камни и дипломатическую почту, ее груз в общей сложности составил 1,5 миллиона долларов.
Deutschland ждала неделю в Гельголанд после объявленной даты отплытия, чтобы избежать вражеских патрулей. Он затонул всего на 90 миль (140 км) из дальнего плавания на 3800 миль (6100 км). Она не вошла в Ла-Манш, а пошла северным путем вокруг Шотландии.
Она прибыла на карантинную якорную стоянку у Марли-Нек, графство Энн-Арундел, недалеко от того, что было тогда Балтимором городской чертой, поздним вечером 9 июля 1916 года после чуть более двух недель в море. Фотография Карле Нетцера датирует прибытие 10 июля (erreichte Baltimore Hafen 10 июля 1916 г.). Во время их пребывания в Балтиморе немецких членов экипажа приветствовали как знаменитостей за их удивительное путешествие и даже пригласили на модные обеды и импровизированный фольклорный фестиваль в юго-западной части города. Пионер американских подводных лодок Саймон Лейк посетил Германию, когда находился в Балтиморе, и заключил соглашение с представителями северогерманской линии Ллойд о строительстве грузовых подводных лодок в США, проект, который так и не был реализован, когда Соединенные Штаты объявила войну Германии в начале апреля 1917 года.
Она оставалась в Балтиморе до 2 августа, когда отплыла в Бремерхафен, прибыв 24 августа с грузом в 341 тонну никеля, 93 тонн олова и 348 тонн сырого каучука (из которых 257 тонн были вынесены за пределы прочного корпуса). Ее груз оценили в 17,5 миллиона долларов, что в несколько раз превышало затраты на строительство подводной лодки. Она проехала 8450 морских миль (15 650 км; 9720 миль), находясь под водой на 190 миль (350 км; 220 миль) из них.
Вторая поездка
Разгрузка Deutschland в Нью-Лондоне, 1916 год.
Deutschland совершила еще одно путешествие туда и обратно в ноябре 1916 года в Нью-Лондон, Коннектикут с 10 миллионами долларов. грузов (234 950 000 долларов США в 2020 году), включая драгоценные камни, ценные бумаги и лекарственные препараты. В то же время подводная лодка U-53 также пересекла Атлантический океан, чтобы посетить Ньюпорт, Род-Айленд, и потопила пять грузовых судов союзников недалеко от территориальных границ США, прежде чем вернуться домой.
17 ноября, когда она выходила в море, Дойчланд случайно протаранила буксир Т. А. Скотт-младший, который внезапно повернул на ее пути, когда сопровождал ее из Нью-Лондона в открытый океан. Т. А. Скотт-младший немедленно затонул, потеряв весь экипаж из пяти человек. Носовая часть Deutschland была повреждена, и ей пришлось вернуться в Нью-Лондон для ремонта, что задержало ее отъезд на неделю. Наконец, 21 ноября 1916 года она покинула Нью-Лондон с грузом, включающим 6,5 тонны серебряных слитков.
После своего последнего плавания капитан Пауль Кениг сотрудничал, чтобы написать книгу о путешествиях по Германии, озаглавленную «Путешествие по Германии, первая торговая подводная лодка» (Verlag Ullstein Co, Берлин 1916, и Hearst International Library Co. Нью-Йорк 1916). Книга получила широкую огласку, поскольку была предназначена повлиять на общественное мнение как в Германии, так и в США.
Военная служба
Третий рейс, запланированный на январь 1917 года, был прерван из-за ухудшения германо-американских отношений после затопления судоходства, направлявшегося в Соединенное Королевство, часто в непосредственной близости от территориальных вод США. Германия была захвачена германским императорским флотом 19 февраля 1917 года и преобразована в U-155, часть которого была оснащена 6 носовыми торпедными аппаратами с 18 торпедами, и две 15-см морской пушки SK L / 40, взятые с преддредноут линкора SMS Zähringen. Она совершила три успешных боевых похода, потопив 42 корабля и повредив одно.
1917
Летом 1917 года U-155 совершила 105-дневный поход под командованием Kptlt. Карл Мойзель, покидающий Германию около 24 мая и возвращающийся 4 сентября. Во время прохождения Северного прохода вокруг северной оконечности Британских островов и выхода в Атлантический океан его преследовал и чуть не потопил U-19 около острова Утсира в Норвегии.
Во время патрулирования лодка обстреляла портовый город Понта-Делгада на Азорских островах 4 июля в 3 часа ночи из своих палубных орудий. Подразделения португальской армии не ответили из-за устаревшей артиллерии. Угольщик USS Orion оказался в порту во время ремонта. Его рота открыла ответный огонь U-155 и дралась с немецкой лодкой около 12 минут.
U-155 затонула, не пострадав, и в конце концов ушел в отставку. Хотя в результате рейда был незначительный ущерб (в результате которого погибли четыре человека), он встревожил военно-морские власти союзников по поводу беззащитности Азорских островов и их возможного использования в качестве базы для лодок, таких как U-155, в будущем. В результате союзные военно-морские силы, возглавляемые ВМС США, начали отправлять корабли и создавать военно-морскую оперативную базу в Понта-Делгада.
Во время своего патрулирования она потопила 19 торговых судов, большинство из которых потопили или обстреляли. Она атаковала 19 вооруженных торговцев союзников, но сумела потопить только 9 из них. По возвращении в Германию она преодолела расстояние 10220 морских миль (18 930 км; 11760 миль), из которых 620 морских миль (1150 км; 710 миль) были пройдены под водой, что является одним из самых длинных путешествий, совершенных подводной лодкой во время World Война I.
1918
U-155 вышла из Киля 11 августа 1918 года под командованием Фердинанда Стадта. По приказу Стадта он совершил круиз у побережья США в районе плавучего корабля Нантакет и заложил мины у побережья St. Джонс, Ньюфаундленд и Галифакс, Новая Шотландия. Ему также было приказано перерезать телеграфные кабели с острова Сейбл, в 80 км (50 миль) к юго-востоку от Новой Шотландии. Его приказы, однако, оказались проблематичными, и Стадт пришел к выводу, что Сент-Джонс, где он должен был закладывать мины, на самом деле был Сент-Джон, Нью-Брансуик, в заливе Фанди.
Он. На исходящем рейсе U-155 она захватила и затопила португальский парусный корабль Gamo, предприняла попытку атаки на SS France и уничтожила артиллерийским огнем норвежский Стортинд. 7 сентября U-155 оказалась в дуэли на дальних дистанциях с американским пароходом Frank H. Buck, который позже утверждал, что потопил U-155.
13 сентября U-155 участвовала в очередном перестрелке с британским торговцем Newby Hall, которому удалось повредить субмарину, повредив ее броню и вызвав серьезные утечки в ее прочном корпусе, что сделало погружение временно невозможным.
19 сентября Стадт попытался найти и перерезать телеграфный кабель возле острова Сейбл, а затем направился в Нантакет.
Судьба
U-155 в Лондоне после Первой мировой войны
U-155 вернулась в Германию из своего последнего похода 12 ноября 1918 г. и была сдана союзникам в Харвич 24 ноября 1918 г. вместе с другими подводными лодками в рамках условий перемирия. Она была выставлена в Доке Святой Кэтрин в Лондоне в декабре 1918 года, а затем в Ливерпуле, а затем была оставлена на приколе в Росайте.
Там она была продана 3 марта 1919 года компании James Dredging Co. за 3500 фунтов стерлингов, а затем быстро продана Ноэлю Пембертону Биллингу за 17000 фунтов стерлингов, а затем компании John Bull Ltd (15000 фунтов стерлингов). Транспортное средство для Горацио Боттомли, который демилитаризовал лодку и отправился в коммерческое путешествие, начавшееся в Грейт-Ярмуте в сентябре 1919 года, когда судно было переименовано в Deutschland. В конце тура, в июне 1921 года, она была доставлена в док для разборки в Кловере, Клейтон Биркенхед, где 17 сентября 1921 года взрыв в машинном отделении убил пятерых учеников. Халк был продан компании Robert Smith Son, Биркенхед, за 200 фунтов стерлингов в июне 1922 года и разделен на Rock Ferry.
Краткое изложение истории рейдов
2 июня 1917 г. | Хафурсфьорд | Норвегия | 1,669 | Потоплен |
10 июня 1917 г. | Шотландец Герой | Канада | 2,205 | Потоплен |
14 июня 1917 г. | Айсгарт | Соединенное Королевство | 3118 | Потоплен |
30 июня 1917 г. | Бенгела | Норвегия | 4612 | Потоплен |
30 июня 1917 г. | Сираа | Норвегия | 1,938 | Потоплен |
7 июля 1917 г. | Кобленц | Соединенное Королевство | 1338 | Повреждено |
8 июля 1917 г. | Руэль | Франция | 3583 | Потоплено |
12 июля 1917 г. | Каллиопа | Соединенное Королевство | 2883 | Затоплено |
14 июля 1917 г. | Халкидон | Греция | 2870 | Затоплено |
18 июля 1917 г. | Эллен | Норвегия | 3,877 | Затонула |
20 июля 1917 г. | Ганзит | Норвегия | 3,358 | Затоплена |
21 июля 1917 г. | Дорис | Италия | 1355 | Потоплен |
21 июля 1917 г. | Джон Тухи | США | 1019 | Потоплен |
21 Июль 1917 г. | Виллена Гертруда | Соединенное Королевство | 317 | Потоплено |
31 июля 1917 г. | Мадлен | Франция | 2709 | Потоплено |
31 июля 1917 г. | Сноудониан | Соединенное Королевство | 3,870 | Затоплено |
1 августа 1917 г. | Александр | Франция | 2,671 | Затоплено |
2 августа 1917 г. | Марта | Франция | 3119 | Потоплен |
7 августа 1917 г. | Кристиан | США | 964 | Потоплен |
7 августа 1917 г. | Иран | Соединенное Королевство | 6250 | Затоплено |
16 февраля 1918 г. | Чай | Италия | 5,395 | Потоплен |
18 февраля 1918 г. | Сесил Л. Шейв | Соединенное Королевство | 102 | Потоплен |
23 февраля 1918 г. | Сардинеро | Испания | 2170 | Потоплен |
4 марта 1918 г. | Antioco Accame | Италия | 4 439 | Потоплен |
13 марта 1918 г. | Wegadesk | Норвегия | 4 271 | Солнце k |
15 марта 1918 г. | Хоакина | Испания | 333 | Поврежден |
18 марта 1918 г. | Prometeo | Италия | 4455 | Потоплен |
18 марта 1918 г. | Рейдар | Норвегия | 3,574 | Потоплен |
24 марта 1918 г. | Авала | Италия | 3,834 | Потоплен |
24 марта 1918 г. | Йоргина | Соединенное Королевство | 103 | Потоплен |
25 марта 1918 г. | проспект Рио | Португалия | 179 | Потоплен |
27 марта 1918 г. | Ватауга | Соединенное Королевство | 127 | Потоплен |
1 апреля 1918 г. | Луситано | Португалия | 529 | Затоплен |
7 апреля 1918 г. | Стероп | Италия | 9,500 | Потоплен |
13 апреля 1918 г. | Хэрвуд | Соединенное Королевство | 4,150 | Затоплен |
16 апреля 1918 г. | Нирпура | Соединенное Королевство | 7640 | Потоплен |
23 апреля 1918 г. | Фрэнсис | Соединенное Королевство | 54 | Потоплен |
31 августа 1918 года | Гамо | Португалия | 343 | Потоплен |
2 сентября 1918 года | Стортинд | Норвегия | 2510 | Затоплен |
7 сентября г 1918 | София | Португалия | 162 | Потоплена |
12 сентября 1918 года | Лейшуес | Португалия | 3245 | Потоплена |
20 Сентябрь 1918 г. | Kingfisher | США | 353 | Затоплен |
3 октября 1918 г. | Альберто Тревес | Италия | 3,838 | Затоплен |
4 октября 1918 г. | Industrial | Соединенное Королевство | 330 | Затоплено |
12 октября 1918 г. | Амфион | США | 7,409 | Повреждено |
17 октября 1918 г. | Люсия | США | 6,744 | Потоплен |
См. Также
- итальянская подводная лодка класса R, Вторая мировая война, итальянские грузовые подводные лодки
- Итальянская подводная лодка Barbarigo, Вторая мировая, подводная лодка типа Marcello, преобразованная в транспортную
- Итальянская подводная лодка Luigi Torelli, Вторая мировая война, подводная лодка класса Marcello, которая была преобразована в транспортную
- Подводное грузовое судно, предложение современной российской грузовой подводной лодки
Список литературы
Примечания
Цитаты
Библиография
Внешняя ссылка ks
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Deutschland (подводная лодка, 1916). |
- Helgason, Guðmundur. «Типы подводных лодок Первой мировой войны: Тип U 151». Немецкие и австрийские подводные лодки времен Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net.
- Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: 155 (бывшие Германия)». Немецкие и австрийские подводные лодки времен Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net.
- Видео: Торговая подводная лодка Deutschland прибывает в Балтимор, 9 июля 1916 г.
- Видео: Исторические кадры подводной лодки Deutschland, покидающей Новый Лондон, Коннектикут, 21 ноября 1916 г., после ремонта после столкновения буксира.
- «Deutschland, The». Энциклопедия Американа. 1920.
- Немецкая подводная лодка Deutschland прибыла в Балтимор (1916) — Блог «Призраки Балтимора»
Источник: alphapedia.ru
Типы подводных лодок 1916
12 сентября 1903 г. Правление Невского судостроительного и механического заводов в Санкт-Петербурге подписало с американской фирмой «Holland Torpedo Boat», принадлежащей Дж. Голланду, договор о праве Невского завода в течение 25 лет осуществлять постройку ПЛ по проектам Голланда в России.
10 февраля 1904 г. Правление Невского судостроительного и механического завода в Петербурге предложило Морскому техническому комитету (МТК) построить подводные лодки по проекту «Голланд-7Р» («Holland-VIIR») (по данным А.Е. Тараса этот проект назывался «Голланд-9»). МТК «признал желательным приобретение» одной-двух лодок этого проекта. В связи с началом русско-японской войны, 27 февраля 1904 г. Невскому заводу был выдан заказ на постройку пяти лодок со сдачей в августе-сентябре 1904 г. Одновременно, 28 апреля 1904 г., у фирмы Голланда была куплена подводная лодка проекта «Голланд-7Р» («Holland-VIIR»), «Fulton», построенная в 1901 году в США.
Подводная лодка «Пескарь» типа «Сом» в Либаве, 1905 год.
ПЛ было присвоено новое наименование «Сом». Закладка всех пяти лодок состоялась на Невском заводе 10 мая 1904 г., корпуса лодок строились из отечественных материалов, агрегаты и механизмы закупались в США и на Невском заводе лишь собирались. Из-за отсутствия опыта постройка этих лодок продвигалась медленно.
Ходовые испытания первой лодки «Щука» начались только 15 июня 1905 г. Все пять заказанных лодок были сданы лишь к 25 мая 1906 г. Правление Невского завода не ограничилось постройкой пяти лодок и 4 июля 1907 г. предложило МТК построить еще одну подводную лодку этого типа. Отдел подводного плавания Главного управления кораблестроения (ГУК) поддержал это предложение. Ее испытания были закончены 22 ноября 1907 г. Лодке присвоено наименование «Судак». Обучение экипажей первых подводных лодок этой серии проводилось под руководством американских инструкторов.
Подводная лодка «Стерлядь» типа «Сом» 1910 год.
Подводные лодки типа «Сом» были однокорпусными. Корпус имел веретенообразную форму, напоминающую «форму быстро плавающих рыб (дельфина)». Он отличался утолщенной носовой частью и узкими обводами кормовой части. Для повышения мореходности сверху прочного корпуса была установлена легкая надстройка.
Прочная рубка имела восемь иллюминаторов для наблюдения за обстановкой в позиционном положении. Для наблюдения и управления стрельбой на перископной глубине был установлен перископ системы Фосса. Управление подводной лодкой осуществлялось двумя парами вертикальных и горизонтальных рулей, расположенных крестообразно за гребным винтом.
Балластные цистерны располагались в прочном корпусе и продувались сжатым воздухом на любой глубине вплоть до предельной. Лодки были оборудованы «автоматическим прибором для опоражнивания главной цистерны при опускании на глубину больше 60 ф.». Удобной была и система уравнительных цистерн.
Все ПЛ типа «Сом», находившиеся в составе Балтийского флота, с началом Первой Мировой войны были вооружены 37-мм орудием. В процессе освоения ПЛ перископы Фосса заменены на более эффективные перископы системы Герца. Надстройка ПЛ «Сом» зимой 1908-1909 гг. переделана по образцу ПЛ постройки Невского завода.
В ноябре 1907 года ПЛ «Щука» принимала участие в опытах по плаванию подо льдом.
23 октября 1909 г. Главное Управление кораблестроения и снабжении по результатам конкурса выдало заказ фирме «Л. Нобель» (С.Петербург) на изготовление 5 дизелей мощностью 160 л.с. и весом 3,3 т для замены бензомоторов, обладавших повышенной взрывопожароопасностью. Из-за чрезмерного облегчения дизели были ненадежными. На ПЛ «Белуга» был установлен керосиновый мотор фирмы Кертинг.
Подводная лодка «Белуга».
В целом лодки типа «Сом» положительно отличались от подводных лодок других проектов того времени. Они обладали сравнительно высокой скоростью хода, быстротой погружения, хорошей мореходностью, а также законченностью и продуманностью деталей. ПЛ этого типа находились в боевом строю до конца компании 1916 года.
Российская подводная лодка «Судак» типа «Сом».
Тактико-технические характеристики подводных лодок типа «Сом»
Водоизмещение | надводное, тонн: 105; подводное, тонн: 124; у ПЛ «Сом» — 120 |
Скорость хода | полная надводная, узлов: 8,5 полная подводная, узлов: 6,0 |
Дальность плавания (при скорости хода, уз) |
в надводном положении, миль: 430 — 500 в подводном положении, миль: 30 — 40 |
Глубина погружения | предельная: 30 метров |
Размерения | длина, метров: 19,80; у ПЛ «Сом» — 19,30 ширина, метров: 3,60; у ПЛ «Сом» — 3,58 осадка средняя, метров: 2,90 конструктивный тип: однокорпусная |
Вооружение | 457-мм носовые торпедные аппараты: 1 шт. общее число торпед: 3 шт. число и калибр орудий: 1 Х 37 мм (в 1915г., только на ПЛ БФ) |
Энергоустановка | тип: ДВС-электрическая количество х мощность бензомоторов, л.с.: 1х160 количество х мощность электромоторов, л.с.: 1х70 количество групп АБ х число элементов: 2х20 количество валов: 1 |
Время прибывания под водой | 15 часов |
Автономность | 8 суток |
Экипаж, человек | 18 — 22 |
Источник: oruzhie.info
23 июля 1916 года вступила в строй подводная лодка «Пантера»
1.5 K 18:28 — 23/Июл/16 PIPL (9 лет 8 месяцев)
Этот день в истории:
В Первую мировую русские моряки не раз показывали себя с самой лучшей стороны, однако после февральской, а затем и октябрьской революций ситуация резко поменялась. Флот остался без большого числа офицеров и специалистов, дисциплина матросов катастрофически упала, поэтому на протяжении почти двух лет подплав молодой красной республики ничем не мог похвастаться.
Побед у Красного флота не было не потому, что у него не было врагов. Врагов, как раз-таки, было хоть отбавляй — и немцы, война с которыми прекратилась лишь в марте 1918 года, и иностранные интервенты из стран Антанты, хозяйничавшие в русских территориальных водах как у себя дома. Раздрай в дисциплине, плохое моральное состояние личного состава и неухоженность материальной части привели к тому, что весь восемнадцатый год вражеские корабли практически не несли потерь от краснофлотцев, а чаще подрывались на минах, в основном установленных ещё при старой власти. Исключения были редки — уничтожение подлодки L55 эсминцами «Азард» и «Гавриил» 4 июля да отбитие рейда на Кронштадт 18 августа, стоившего британцам трёх торпедных катеров.
Подводникам же удалось «размочить счёт» только 1 сентября 1919 года, когда подводная лодка «Пантера» уничтожила эскадренный миноносец «Витториа».
Подводная лодка «Пантера»
Родом из мореходных «Барсов»
«Пантера» относилась к подводным лодкам типа «Барс». Это была самая крупная серия отечественных подлодок дореволюционной эпохи: в период с 1914 по 1917 годы их было произведено 22 штуки, ещё две были заложены, но не достроены.
«Барсы» относились к крупным лодкам — «мореходным», как они назывались в тогдашних документах, то есть способными действовать в открытом море, а не только возле берегов, как более старые и мелкие лодки. Они были достаточно мощно воооружены и отличались приличной для Балтийского и Чёрного морей автономностью. По проекту на «Барсы» предусматривалась установка мощных (1320 л.с.) дизелей специального изготовления, но их хватило всего на четыре лодки. Две были оснащены дизелями «Нью-Лондон» мощностью 420 л.с., остальные (в том числе и «Пантера») — совсем слабыми двигателями по 250 л.с., снятыми с канонерских лодок, но в удвоенном количестве — четыре двигателя вместо двух.
Схема ПЛ типа «Барс»
Основным недостатком «Барсов» был безотсечный корпус — внутри лодки не было герметичных переборок. Это упрощало конструкцию и делало управление экипажем более удобным для командира, но сильно снижало живучесть подлодки: в случае затопления не было возможности изолировать воду в одном отсеке, эвакуировав экипаж в другие. Лодка гарантированно тонула, если вода поступала быстрее, чем её успевали откачивать помпы.
«Пантера» вступила в строй 23 июля 1916 года и за время Первой мировой войны совершила десять боевых походов. Каких-либо военных успехов ей при этом достичь не удалось, но на счету её экипажа значится такое недюжинное достижение, как занявший 11 суток самостоятельный переход из Ревеля в Гельсингфорс, а затем в Кронштадт в условиях крайне сложной ледовой обстановки. Это было сделано в феврале 1918 года, когда над российскими военными базами, расположенными на территории нынешних стран Балтии, нависла угроза захвата немцами. Для предотвращения захвата лодки её и пришлось вести в совершенно неподходящих для этого погодных условиях дальше от линии фронта.
«Пантера» наряду со многими другими лодками 15 ноября 1918 года вошла в состав ДОТ — Действующего отряда Балтийского флота, который пытался противодействовать как контрреволюционным движениям (каковых было много, мятежи и расколы в то неспокойное время происходили постоянно), так и британским интервентам. Последние не просто создавали видимость присутствия, а вели активные боевые действия — например, бомбили Кронштадт авиацией и пытались атаковать его гавань торпедными катерами.
Командиром «Пантеры» на тот момент был Александр Николаевич Бахтин — столбовой дворянин, герой Первой мировой войны, кавалер орденов Станислава и Святой Анны. С подлодками типа «Барс» он был знаком не понаслышке. Во время мировой войны он служил на лодках «Кайман» и «Волк», последняя из которых относилась к данному типу. После революции Бахтин уволился из военного флота, стал капитаном торгового судна, однако в 1918 году вернулся на военную службу и благодаря богатому боевому опыту был назначен командиром подлодки «Пантера».
Александр Николаевич Бахтин
15 января 1919 года «Пантера» выходила в море с заданием воспрепятствовать британским кораблям высадить десант в Нарвском заливе, однако поход не увенчался успехом. 24 июля того же года «Пантера» обнаружила две британские подводные лодки, находящиеся в надводном положении, и атаковала их, но удача снова не улыбнулась капитану Бахтину — все выпущенные по британцам торпеды прошли мимо. Справедливости ради стоит отметить, что столь же безрезультативным был и ответный огонь британцев — по обнаруженной ими «Пантере» была выпущена как минимум одна торпеда.
«Пантера» против «Витториа»
31 августа «Пантера» отправилась в очередной поход, на этот раз в район Копорского залива, с заданием препятствовать операциям британского и эстонского надводных флотов. В 14:30 в перископ был обнаружен «четырёхтрубный истребитель» (истребителями тогда именовались эсминцы, от первоначальной их функции — истребитель миноносцев).
Расстояние было слишком велико для атаки, а догнать цель в подводном положении лодка не могла — не хватало скорости. Оставалось только наблюдать, как эсминец скрывается в тумане. Так как к тому моменту лодка прибыла в предписанный район, Бахтин приказал погрузиться глубже и периодически всплывать на перископную глубину для осмотра горизонта.
В 17:00 туман рассеялся, и четырёхтрубный эсминец вновь был обнаружен у южной оконечности острова Сескар, а час с небольшим спустя рядом с ним был замечен ещё один, трёхтрубный. Внимательно пронаблюдав за целями в течение часа, Бахтин выяснил, что они стоят на месте — вероятнее всего, на якоре. Лучшего момента для атаки придумать было невозможно, и Бахтин пошёл на сближение.
Н. Е. Бубликов и Г. В. Горшков. «Потопление подводной лодкой Балтийского флота «Пантера» английского эскадренного миноносца «Витториа» у острова Сескар. 31 августа 1919 г.» В настоящий момент картина находится в экспозици Центрального музея Вооружённых сил в Москве
Обстановка была крайне сложной — песчаные отмели вынуждали лодку держаться как можно ближе к поверхности, а сильное волнение при этом грозило вытолкнуть её на поверхность, где она была бы немедленно обнаружена англичанами. Более четырёх часов выходила «Пантера» на позицию, медленно подкрадываясь к противнику со стороны заходящего солнца.
В 21:19 с расстояния 4–5 кабельтовых (около восьмисот метров) лодка дала залп из обоих носовых аппаратов. Чтобы компенсировать резкое уменьшение веса лодки, грозившее поднять её на поверхность, Бахтин скомандовал срочное погружение. Лодка ударилась днищем о грунт, получив повреждения.
Спустя примерно полминуты на лодке зафиксировали попадание одной из торпед, трёхтрубный эсминец окутался дымом и стремительно ушёл на дно. Отходить «Пантере» пришлось под плотным огнём второго эсминца, всплыть ей долгое время не давали прожекторные установки с берега.
Лишь к рассвету лодка отдалилась на достаточное расстояние — она прошла без всплытия около 75 миль, полностью исчерпав заряд аккумуляторных батарей. Воздух на борту не вентилировался на протяжении 28 часов, и к этому моменту был уже настолько спёртым, что не зажигалась спичка. Экипаж терял сознание, но был горд успехом. В полдень 1 сентября «Пантера» с триумфом вернулась на базу.
Эскадренный миноносец HMS «Vittoria»
Как стало известно позже, потопленным кораблём был HMS «Витториа» — эсминец, переделанный в минный заградитель. Он относился к так называемому «адмиралтейскому классу V», разработанному в Британии в годы Первой мировой войны и воплощавшему в себе многие новейшие на тот момент достижения в области кораблестроения.
Среди эсминцев эти корабли по праву считались одними из наиболее мощных и совершенных в мире. «Витториа» был введён в строй в марте 1918 года, на момент роковой для него встречи у острова Сескар ему не было и полутора лет. После его потопления англичане решили, что возня с подъёмом и восстановлением не стоит свеч, и «подарили» его Финляндии. Однако, когда в 1925 году финны собрали средства для подъёма корабля, выяснилось, что взрывом торпеды он разломлен пополам и восстановлению не подлежит. Координаты обломков после этого были утеряны, и заново «Витториа» обнаружили только совсем недавно, в ноябре 2013 года.
Судьба подлодки
«Пантера» после своей славной победы прослужила ещё долго. Правда, почти всё время — под другими названиями. 1 октября 1921 года она стала просто ПЛ-5, 31 декабря 1922 года получила имя «Комиссар», а в 1931 году снова лишилась имени, став ПЛ-13. В 1934 году ей присвоили индекс Б-2.
Модернизированная «Пантера» (Б-2)
В 1933 году лодка стала «пробным шаром» модернизации субмарин типа «Барс»: в Красном флоте их по-прежнему оставалось много, а требованиям момента они совсем перестали соответствовать. Руководство решило прикинуть, можно ли эти лодки дотянуть до современных стандартов, или придётся всё же списывать их на слом. Б-2 оснастили более мощными дизелями, новой аккумуляторной батареей и новыми винтами, корпус разделили на три отсека герметичными переборками, полностью переделали мостик и ограждение рубки, установили полуавтоматическую универсальную 45-мм пушку. Боевые качества лодки сильно выросли, но объём и стоимость работ оказались столь велики, что от переделки подобным образом остальных «Барсов» пришлось отказаться.
Бывшую «Пантеру» по окончании модернизации передали в учебную бригаду, в составе которой она и встретила Великую Отечественную войну. В походы заслуженную «пенсионерку» к тому моменту уже не отправляли, так что всю войну она простояла в Кронштадте. Большая часть её экипажа была направлена на фронт. На борту остался лишь минимальный расчёт, но даже он сумел внести вклад в победу: 23 сентября 1941 года зенитным огнём с Б-2 был сбит немецкий бомбардировщик. В 1942 году лодку переделали в плавучую станцию для зарядки аккумуляторов, присвоив обозначение ПЗС-1, а в 1955-м, после почти сорока лет службы, списали и отправили на металлолом.
В память о лодке, открывшей боевой счёт советским подводникам, названа АПЛ К-317 «Пантера», вошедшая в состав Северного флота 27 декабря 1990 года. Лодка завоевала в 1993 году приз Главкома ВМФ по противолодочной подготовке. В 1999 году тогдашний командир лодки капитан 1-го ранга Сергей Валентинович Справцев был удостоен звания Героя России с формулировкой «за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни».
АПЛ К-317 «Пантера»
Капитан Александр Бахтин за уничтожение эсминца был удостоен Ордена Красного Знамени — высшей награды молодой советской республики. Восемнадцать членов экипажа «Пантеры» были награждены именными часами. В 2007 году были открыты мемориальная табличка на доме в Санкт-Петербурге, где Бахтин проживал в 1919–31 г.г., и памятник на Смоленском Православном кладбище, где он похоронен.
Источник: aftershock.news